Манипулятивный стиль общения
Содержание
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.
Манипулирование
массовым сознанием и общественным
мнением как научная и
В
последнее время
Манипулирование личностью является достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляет основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития общества.
Тайное
принуждение личности как специфический
способ управления используется на всех
уровнях социального
Информационно-
Латинская пословица гласит «предупрежден — значит вооружен». Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека — это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.
В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования. К сферам деятельности, в которых используется этот стиль общения, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник-подчиненный в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно.
Диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1.
Наличие психологического
2.
Использование безоценочного
3.
Восприятие партнера как
4.
Содержания общения должны
5.
Следует персонифицировать
Диалогическое
(или другими словами –
Манипулятивное
общение – это форма
Другие источники выделяют также:
1) Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.
2)
Гуманистический стиль. К
Н.И. Козлов выделяет следующие стили межличностного общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализированный, духовный.
Конвенциальный (деловой) стиль общения предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных функций.
Манипулятивный стиль предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль предполагает управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера. Например: ученики демонстрируют преувеличенный интерес к какому-либо вопросу на уроке, чтобы заставить учителя подольше его объяснять и сократить время на опрос домашнего задания. Вы можете продемонстрировать этот сюжет либо придумать свой.
Примитивный
стиль общения. Для него характерны
реакции амбиции и знаки
При актуализированном стиле общения человек рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, наделенных уникальными возможностями, и способный проявлять свое действительное “я”.
Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Манипуляция — это скрытое управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.
Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. В нравственной плоскости у манипулятора формируется отношение к людям как к орудию достижения своих личных целей.
Человек-манипулятор
привыкает распоряжаться
Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога. Отличительная его черта – отношение к партнеру как к средству достижения своих (не относящихся к партнеру) целей. Для манипулятора партнер важен лишь в той степени, в какой он служит достижению целей, и совершенно не интересует манипулятора как человек. Его интересует чисто психологический выигрыш, желание поставить партнера в невыгодное положение4. Психоаналитик Э. Берн описал не много не мало 120 таких извращенных способов людской коммуникации. Названия, данные доктором Берном этим играм говорят сами за себя: “Все из-за тебя”, “Подерись с ним” и т.д.
Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом манипулятивного типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.
Педагоги
используют оценки, угрозу оповестить
родителей, манипулируют хорошим отношением
к ребенку, сердечными приступами и мигренями,
заявлениями об уходе. Очень часто за так
называемыми «педагогическими мерами»
стоят какие-то особо изящные приемы манипулирования
сознанием и поведением провинившегося
ученика.
Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.
При
манипулятивном общении восприятие
партнера носит специфический характер:
его рассматривают как
Манипулятивное общение
Одним из способов воздействия на человека во время разговора, является манипуляция. Этот термин означает завуалированное побуждение к какому-либо действию или изменению отношения, для достижения конкретной цели. Главное, чтобы человек считал, что все действия были вызваны исключительно его собственными решениями, а не мнением другого. Манипулятивный стиль общения присущ людям следующих профессий: продавец, официант, таксист и др.
Признаки манипулятивного общения
- Когда собеседник начинает ссылаться на выражения и мнения авторитетных источников. Это делается в расчете на то, что человек, услышав известное имя, посчитает сказанное правильным и поступит именно так.
- Очень часто в подобных разговорах человек делает акцент на верность, например, «ты же мне друг» или «ты же меня любишь» и т. п. Такие виды манипулятивного общения встречаются чаще всего.
- Часто, для достижения цели человек намекает на выгоду, которую можно получить, если сделать или сказать, что он предлагает. Примеры такого манипулятивного общения – политическая агитация или реклама товаров.
- Многие люди пытаются «давить» на жалость, манипулируя при этом своей болезнью, усталостью и т.п. Этот вариант используют люди, которые хотят избежать выполнения какого-либо задания.
- Есть люди, которые в качестве манипуляции используют силу, то есть говорят о неприятных последствиях, которые могут вас ожидать в будущем.
Это только небольшой список признаков, которые свидетельствуют о том, что вами манипулируют.
Манипулятивные приемы общения
- Первый прием напоминает эффект «нога в дверь». Им очень часто пользуются торговые агенты, которых предлагают товары, ходя по квартирам. По их мнению, если вы успели просунуть ногу в дверь, значит полдела сделано. Если человек уступил один раз – открыв дверь, значит, уговорить его уступить еще раз непременно получиться. Действует этот прием благодаря тому, что человек сделав что-то хорошее один раз, захочет делать это в дальнейшем. Этот тип манипулятивного общения присущ начальникам, которые дают указания своим подчиненным.
- Еще один прием называется – «пробный шар». Смысл этого метода заключается в том, что сначала человек задает «заманчивый» вопрос и, получив на него согласие, говорит всю оставшуюся информацию, по сути, которая является главной и не очень приятной. Благодаря этому собеседник дает согласие, не зная на что, а отказаться потом уже будет неудобно.
Похожие статьи
Межличностное общение Психология межличностного общения немаловажный момент в построении любых отношений, поэтому базовые знания психологических аспектов общения пойдет только на пользу. |
Виды общения в психологии Общение имеет несколько видов, если рассматривать его с точки зрения психологии. Какие бывают виды коммуникаций и чем они отличаются друг от друга мы расскажем в этой статье. |
Бесконфликтное общение Бесконфликтное общение подразумевает наличие у оппонентов знаний и навыков относительно этике общения. В этой статье мы расскажем именно о таких правилах. | Межличностный конфликт Межличностные конфликты сопровождают человеческое общества с момента его возникновения. Чтобы правильно понимать причины возникновения и находить верные пути решений, необходимо владеть информацией о структуре таких конфликтов. |
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
Манипуляция: распознавание и реакция на нее
Вам знакомо это чувство. Человек вроде бы делает резонную просьбу или советует вам сделать что-то «ради вашего же блага», но внутри у вас все переворачивается! Что происходит? Скорее всего, вы столкнулись с попыткой манипулировать вами. К сожалению, манипулирование широко распространено в реальном мире, и ему трудно сопротивляться: это означает, что вы вряд ли будете практиковать слишком долго, прежде чем клиент начнет проявлять тревогу, потому что он только что стал жертвой манипулятивной тактики.
Как вы можете помочь им реагировать сейчас и распознать это на раннем этапе в будущих взаимодействиях, является темой сегодняшнего обсуждения. Мы определяем это, смотрим, почему мы все уязвимы, и намечаем предупреждающие признаки того, что в игру вступает манипулятивная инициатива, подчеркивая методы манипулятора. Наконец, мы обсуждаем, как вы можете помочь своему клиенту отреагировать.
Что такое манипуляция?
Мы можем определить психологическую манипуляцию — тот вид, о котором мы говорим — как «осуществление неправомерного влияния посредством умственного искажения и эмоциональной эксплуатации с намерением захватить власть, контроль, выгоды и/или привилегии за счет жертвы». (Ни, 2015).
Его можно отличить от «социального влияния», которое проявляется естественным образом, и никто не пытается его форсировать. Социальное влияние может влиять на выбор, предпочтения и суждения других, не угрожая их здоровью, эмоциональному или физическому благополучию. И наоборот, манипуляторы стремятся создать дисбаланс власти, чтобы использовать слабости других для достижения своих собственных целей, которые обычно включают мотивы личной выгоды, стремление к власти и превосходству, желание контролировать, проблемы с самооценкой. , или скука (Психология, 2019).
Почему мы уязвимы
Манипуляторы так эффективно воздействуют на большинство из нас своей «черной магией» из-за двух связанных реальностей: потому что в глубине души мы знаем, что выживание более вероятно, если мы являемся частью племени и если племя ценит нас. Таким образом, получение одобрения «племени» (определяемого как узко, так и широко, как вы пожелаете) кажется равносильным выживанию. Помимо этого, у некоторых людей хронически низкая уверенность в себе, внешний локус контроля, эмоциональная зависимость или одиночество, которые усугубляют встроенное программирование на попытку принадлежать.
Манипуляторы в некотором роде опытные психологи в том смысле, что они чрезвычайно искусны в использовании потребностей, возникающих из вышеперечисленного. Временно «ослепленные» потребностью, скажем, в том, чтобы о нас хорошо подумали, чтобы избежать определенного стыда, или из-за того, что мы опасаемся последствий того или иного действия, мы становимся эмоциональными и ограниченными. Манипулятор представляет вариант «облегчения» с таким точным расчетом времени и таким образом, что — учитывая состояние, в котором мы находимся (или которое манипулятор вызывает в нас) — мы не видим общей картины и скрытых мотивов в действии. Поскольку мы боимся реальных последствий неудачи, манипуляция работает, предлагая гарантию результата (Dawson, 2018). Как правило, это результат действий, которые мы могли бы предпринять, которые манипулятор назовет «более праведными» или которые уменьшают нашу тревогу и страх по поводу того, что что-то «не так» и что нас отвергнут. Как они это делают?
Цикл манипуляции в три простых шага
- Манипулятор нацелен на нашу психологическую чувствительность («горячие кнопки» выше), когда мы считаем, что мы недостаточны или недостаточно хороши: как родитель, партнер, профессионал, брат или сестра , друг, сотрудник, участник или что-то еще. Очевидно, что список способов, в которых мы могли бы считать себя неадекватными, потенциально бесконечен, поэтому у манипуляторов есть много материала для работы.
- Манипулятор «тыкает» в эти недостатки, которые мы ощущаем в себе, пока не получим эмоциональную реакцию, которая должна быть достаточно сильной, чтобы вызвать у нас «туннельное зрение»: временную неспособность использовать здравый смысл, чтобы взвесить «за» и «против», думать наперед и оценивать различные точки зрения. Оказавшись в этом месте, мы не можем распознать скрытые мотивы махинаций.
- Манипулятор использует узость мышления (или «слепоту»?), порожденную нашей эмоциональной реакцией, чтобы убедить нас в том, что конкретное действие является «праведным» и будет одобрено группами, к которым мы принадлежим или хотим принадлежать. В этот момент мы не можем видеть общую картину. (Внедренная) мысль о том, что конкретное действие обязательно будет продуктивным или успешным, дает нам эмоциональное облегчение от беспокойства, страха или гнева, которые мы ощущали, и препятствует дальнейшему размышлению. Нас побуждают действовать немедленно, и мы становимся жертвами манипуляций (Dawson, 2018).
Опасная тревога: поблизости действуют манипуляторы
К счастью, независимо от того, какую конкретную тактику использует манипулятор, они, как правило, вызывают у нас одинаковое чувство беспокойства. Вы можете сказать своей клиентке, что ею, вероятно, манипулируют, когда:
- Она чувствует себя ужасно после получения «помощи» манипулятора
- Она часто испытывает много негативных эмоциональных состояний вокруг человека, таких как
- Вина
- Чувство падения не оправдал ожиданий
- Ощущение, что она всегда ходит на цыпочках
- Чувство изолированности от друзей и семьи
- Несчастье в отношениях, но страх их потерять
- Ее слова используются против нее, и на самом деле, когда она регистрирует тревожное заявление манипулятора, он будет утверждать, что она неправильно поняла
- Чувство сомнения в собственном здравомыслии
- Отказ от любви и привязанности, потому что она не ответила на то, чего хотел манипулятор
- Она считает отношения очень сложными (Psychologia, 2019).
Техники, тактики и уловки
Предупрежден — значит вооружен, поэтому давайте обратимся к «инструментам», используемым психопатами, социопатами, нарциссами, пограничными личностями, беспринципными переговорщиками и продавцами, обидчиками, созависимыми и другими видами манипуляторов. хищники, чтобы получить контроль над человеком, которого мы будем называть «жертвой». Они попадают примерно в три перекрывающихся домена.
Манипуляция фактами и/или реальностью
Возможно, это набор инструментов, чаще всего используемый манипуляторами. Хотя это правда, что они часто откровенно лгут, вы, скорее всего, обнаружите, что они:
- Не рассказывают всю историю, оставляя части при себе, чтобы причинить вред жертве
- Отрицают то, в чем их обвиняют когда-либо случалось
- Вести себя «двулично», говоря сегодня одно, а завтра другое
- Минимизировать (преуменьшать собственные действия как неважные или не причиняющие вреда)
- Преувеличивать или преуменьшать
- Перегружать жертву фактами и статистикой (попытка презюмировать «экспертную власть», чтобы протолкнуть свою повестку дня) сокрытие слабостей и уклонение от проверки, усложняя жизнь жертве)
- Переложить вину на жертву за чрезмерную реакцию на любой из вышеперечисленных
- Обвинить жертву в правонарушении, чтобы замаскировать свои собственные манипуляции (сосредоточение внимания на жертве)
Психическое и эмоциональное запугивание
Эти тактики применяются для того, чтобы лишить предполагаемую жертву прав и укрепить свое положение. Сюда входят случаи, когда манипуляторы:
- Постоянно судят, критикуют и придираются к жертве, создавая впечатление, что с ней всегда что-то не так; как бы человек ни старался, он или она никогда не будет достаточно хорош
- Сдвиньте стойки ворот, если человек оправдал ожидания или требования
- Используйте сарказм или негативный юмор (особенно в присутствии других), чтобы обесценить жертву, понизив ее самооценку
- Вызвать чувство вины (например, «Ты не заботишься обо мне. Если бы ты заботился обо мне, ты бы »; «Вы эгоистичны для _ »)
- Подвергать жертву «молчаливому обращению»: умственная тактика, используемая, когда не отвечаешь на сообщения жертвы, чтобы вселить в нее неуверенность и сомнения, таким образом используя молчание для получения выгоды. рычаги
- Используйте перепады настроения и другой эмоциональный шантаж, чтобы сделать жертв более податливыми
- Изолировать жертву: скажем, от друзей, семьи и других лиц (для усиления контроля) Здесь тоже может иметь место насилие, но речь в основном идет о психологическом манипулировании, а не о физическом принуждении)
- Давать мало времени или вообще не давать ему времени для решения важного вопроса (эту тактику часто используют напористые продавцы)
- Использовать негативный сюрприз, например, занизить баллы на переговорах или неожиданно объявить, что они не смогут выполнить свою часть сделки
Играть в невинного хорошего парня, каким-то образом оклеветанного
Манипуляторы не всегда «играют тяжелый». Иногда они пытаются обезоружить жертву или вывести ее из равновесия вспышками предположительно положительных или, по крайней мере, нейтральных действий. Они могут:
- Начать обаяние, заставив жертву думать, что это самые лучшие отношения, но затем — без всякой причины — обесценить или даже бросить другого человека (стиль общения, обычно используемый нарциссами)
- Льстите, хвалите или уделяйте пристальное внимание жертве, даже покупая дорогие подарки, пока жертва не потеряет бдительность. . . “
- Имитация любви и сочувствия: симулируется, потому что серьезные манипуляторы не могут искренне испытывать любовь и сочувствие к другим, но они могут притворяться, чтобы привлечь жертву «на сторону»
- Играть невинную жертву, что помогает им получить сочувствие и окружающих (нас, как людей, тянет помогать страдающим другим)
- Притворяться тупицей, притворяясь, что не знает, о чем просит жертва, чтобы не подчиниться
- Отвлечь разговор от того, что сделал манипулятор, чтобы жертва «забыла» обидное действие
Списки адаптированы из Lancer, 2018; Обучающийся разум, 2019; Доусон, 2018 г. )
Ответ на манипуляцию
Манипуляторы имеют в своем арсенале длинный список «оружия», которым они могут атаковать нас, если мы не готовы. Что мы можем предпринять, чтобы противостоять их атакам? Хорошая новость заключается в том, что, читая эту статью, вы выполнили половину подготовки к битве: легкую половину, состоящую в том, чтобы понять, как действуют манипуляторы. Возвращайтесь к нашим спискам всякий раз, когда вы колеблетесь, задаваясь вопросом, действительно ли этот заискивающий человек с приятным голосом ведет себя хищно.
Признание нашей чувствительности
Вторая, более сложная половина подготовки связана с распознаванием того, как вы (или ваш клиент) действуете. Допустим, вами манипулируют; вспомните, что манипуляторы «проникают нам под кожу» через нашу чувствительность. Каковы ваши? Осознаете ли вы все свои «кнопки», на которые можно нажать? Если вы неуклонно занимаетесь самосознанием, вы, возможно, уже понимаете, например, как события вашего детства вызвали у вас ядовитый стыд или что вы хронически склонны к чувству вины. Возможно, вы уже знаете, что вам трудно чувствовать себя компетентным в своей работе. Если вы не знаете, в чем ваша чувствительность, попробуйте следующее: спросите людей, чьему мнению вы доверяете и цените (другими словами, не манипуляторов, которые будут использовать информацию против вас) (Dawson, 2018).
Уменьшение эмоциональности, связанной с чувствами
Как только они будут выявлены, вы сможете уменьшить эмоциональное воздействие раскрытия своих чувств. Например, человек, который чувствует себя некомпетентным родителем, может проделать психологическую работу, признав способы эффективного воспитания, и переосмыслить любые области воспринимаемой некомпетентности как преимущество роста. С вашей помощью клиент может немного смягчиться, признав, что — даже когда принято неправильное решение — он делал все возможное, учитывая варианты, которые он видел (Dawson, 2018).
Прекратите притворяться, что вы не получаете эмоциональную реакцию. Если/когда манипулятор делает попытку контролировать/манипулировать вами, притворяться, что у вас нет «кнопок, на которые нужно нажимать», бесполезно; манипулятор увидит это в одно мгновение. Однако признание эмоции заранее лишает манипулятора части власти, поскольку он, как правило, надеется запугать вас стыдом из-за склонности (Dawson, 2018).
Укрепление ваших границ
Да, это установка границ 101. Чем четче ваши границы и чем больше вы готовы распознавать нарушения границ и реагировать на них, тем в большей безопасности вы можете уберечь себя от манипуляций. Если ваши навыки уверенности в себе не на высоте, сейчас самое подходящее время для повышения квалификации. Затем, когда манипулятор начинает использовать, скажем, индукцию вины, чтобы контролировать вас, вы можете назвать это тем, чем оно является (Lancer, 2018).
Повышение самооценки и самоуважения
Приоритетная область роста для всех, кто хочет качественной жизни. Хорошая самооценка является мощным инструментом сопротивления атакам. Эта глубинная вера в то, что даже если вы совершаете ошибки, с вами все в порядке, придает вам непоколебимую способность противостоять манипуляциям. Самопринятие просто не создает той интенсивности эмоциональной реакции, которая позволяет продолжаться циклу манипуляции (Lancer, 2018).
Как избежать изоляции
Вы должны иметь возможность получить вторую перспективу, если манипулятор начнет использовать тактику. Убедитесь, что поддерживаете все ваши обычные отношения, если вы находитесь в близких отношениях с манипулятором. Однако близкие отношения крайне опрометчивы (Psychologia, 2019).)!
Манипулирование может быть искусством, но оно уродливое, темное. Вы можете заверить клиента, что, хотя попытки нацеливаться на нас неприятны, мы можем научиться уменьшать нашу уязвимость, по крайней мере, иногда. А в остальное время? Просто беги.
Ссылки
- Доусон, Р. (2018). Сопротивление манипуляциям: что вам нужно знать. Психология сегодня. Получено 7 мая 2019 г. с веб-сайта.
- Лансер, Д. (2018). Как распознать манипуляцию. Психологический центр. Проверено 7 мая 2019 г., с: Веб-сайт.
- Обучающийся разум. 2019). 20 наиболее распространенных приемов манипуляции, используемых хищниками. Обучающийся разум. Получено 7 мая 2019 г. с веб-сайта.
- Ни, П. (2015). 14 признаков психологической и эмоциональной манипуляции. Психология сегодня. Получено 7 мая 2019 г. с веб-сайта.
- Психология. (2019). Инфографика: Психологическая манипуляция. Психология. Получено 7 мая 2019 г. с веб-сайта.
Передовая статья: Язык, познание и управляемый мозг: теоретические и экспериментальные взгляды на манипулятивные процессы при понимании языка
Манипуляция является одной из наиболее часто встречающихся тем в исследованиях аргументации (Masia; de Saussure, 2005; Maillat, 2013; Oswald et al., 2016; Sorlin, 2017 и др.). Большая часть того, что мы знаем сегодня об обманчивом и манипулятивном использовании языка, по-видимому, связана с влиянием неопределенности, двусмысленности, предпосылки, импликатуры и других типов недокодированных значений на понимание предложений, а также с вероятностью людей подчиняться намерениям манипулятора. В целом согласны с тем, что успех манипуляции зависит от того, что адресат ее не заметит (de Saussure, 2005). Это довольно часто имеет место в случае нескольких типов манипулятивного дискурса (например, рекламная и политическая речь и др.), где вводящие в заблуждение коммуникативные цели говорящего преследуются посредством имплицитных дискурсивных стратегий. Действительно, кажется, что благодаря лингвистической имплицитности говорящий может удерживать релевантное содержание и высвобождать менее релевантное. Это чрезвычайно затрудняет, если вообще возможно, для адресата осторожно проверять истинность некоторого согласованного содержания, тем самым оспаривая его, если это необходимо.
Когнитивные основы манипулирования также были предметом текущих эмпирических исследований, включая тесты, основанные на обработке данных, вплоть до нейрофизиологических исследований, направленных на выявление как умственных операций, связанных с распознаванием манипулятивных лингвистических стратегий, так и типов мозговой активности, возникающих при этом. Манипулятивная коммуникация должна быть обнаружена. В целом, эти направления экспериментальных исследований исследуют масштабы и границы хорошо известного чтения мыслей 9. 0197, то есть когнитивный аппарат, позволяющий человеку получить доступ к психическим состояниям своего собеседника, а также выявить те скрытые коммуникативные намерения, которые передаются через другое буквально выраженное содержание.
С целью пролить свет на эти и другие направления исследований, связанных с тем, как человеческий разум взаимодействует с манипулятивным языком, в этом сборнике собраны статьи о лингвистических явлениях и экспериментах, по-разному коррелирующих с манипулятивным общением. Некоторые интересуются ролью метафорических выражений (рецензия Донга и Дуана на монографию Золтана Кёвечеша), другие рассматривают функцию пресуппозиций и различных паттернов информационной структуры в ментальном кодировании имплицитного значения (Ломбарди Валлаури), третьи — использование -) выражения уверенности в зависимости от фактического уровня знаний (Lorson et al.). Некоторые из этих вкладов в большей степени основаны на теории (Reboul) и направлены на то, чтобы сделать плодотворные выводы об отношении манипулятивного языка к человеческому познанию. В других статьях представлены поведенческие (Мюллер и Мари; Ян и др.) и/или нейропсихологические экспериментальные данные (Биан и др.), которые направлены на то, чтобы лучше оценить связь конкретных паттернов обработки с определенными явлениями имплицитной или недокодированной коммуникации.
Донг и Дуан предлагают обзор новой монографии Золтана Кёвечеша Расширенная теория концептуальных метафор , которая пересматривает традиционную теорию концептуальных метафор Лакоффа. Важнейший вопрос, затронутый в книге, касается роли контекстно-зависимых параметров в понимании метафоры, что также обеспечивает плодотворную основу для дальнейших размышлений о влиянии обработки метафор в манипулятивном дискурсе.
Подробно рассказывая о том, как стратегии убеждения используются для передачи сомнительного содержания, Ломбарди Валлаури обращается к функциям предпосылок и теме побуждения к более поверхностной обработке некоторой информации, что также подтверждается более ранними и недавними поведенческими исследованиями. Однако с нейрофизиологической точки зрения вклад Ломбарди Валлаури также объясняет отклонение сценариев обработки, в результате чего пресуппозиция и тема вызывают более дорогостоящие когнитивные операции, когда они связаны с новым содержанием высказывания. В области исследования ЭЭГ такие возрастающие затраты проявляются в более выраженных отклонениях компонентов N400 и/или P600, а также в синхронных или асинхронных колебаниях в разных частотных диапазонах. По мнению автора, усилия, направленные на адаптацию нового неявного содержания, могут истощить ресурсы критической оценки, что приведет к более поверхностной обработке.
Биан и др. описать результаты исследования ERP эффектов влечения у изучающих английский язык на продвинутом уровне. Авторы сообщают о более сильных эффектах P600 в ответ на неграмматическое согласование глаголов, которые были заменены N400, когда аттрактор NP прерывал отношения подлежащее-глагол. По их мнению, в то время как эффекты N400 интерпретируются как намеки на поверхностные и более эвристические процессы, возникающие в результате оценки лексических ассоциаций между согласующимися элементами, P600 рассматривается как индексация полного комбинаторного процесса, ответственного за анализ морфосинтаксических признаков между контролерами согласия и целями. . Исследовательские гипотезы этого исследования дают ценную информацию о функциональном значении электрофизиологических компонентов в отношении лингвистического манипулирования информацией о предложениях.
Другим интригующим исследованием взаимодействия между овладением вторым языком и манипулятивной коммуникацией является эксперимент, проведенный Yang et al. на китайских студентов попросили использовать нечестное общение на родном языке и на английском языке в различных заданиях. Интересно, что в условиях родного языка обращение ко лжи и недобросовестному общению встречалось гораздо чаще, чем в условиях иностранного языка. Ян и др. коррелировали эту модель с тем фактом, что более низкое владение языком может отбить у говорящих охоту использовать обманчивые речевые стратегии, потому что они потребовали бы выполнения более сложных умственных операций.
Вклад Мюллера и Мари сообщает о результатах задания на самостоятельное чтение и эксперимента по отслеживанию взгляда, направленного на оценку обработки информативных определенных описаний в правдоподобных и неправдоподобных контекстах. Повторяя исследование Singh et al. (2016) на французском языке, авторы хотели продемонстрировать, что определенные описания значительно дороже, когда они встречаются в неправдоподобных контекстах. Поскольку существенных различий в показателях отслеживания взгляда между правдоподобными и неправдоподобными условиями не выявлено, авторы предположили, что при онлайн-обработке участники сначала занимали позицию доверия, чтобы понять высказывания, и только затем они фильтровали информацию через свой модуль эпистемологической бдительности.
Исследование, проведенное Lorson et al. исследовали мотивацию говорящих при выборе между выражениями (не)уверенности, такими как «верить», или факультативными глаголами, такими как «знать». Примечательно, что авторы стремились выяснить, обусловлен ли выбор более или менее определенных выражений (i) насколько вероятным оценивается событие и (ii) другими стратегическими аспектами коммуникативного контекста, в котором происходит взаимодействие. Второй эксперимент был сосредоточен на использовании выражений (не)определенности «знаю» и «верю» с использованием одного и того же протокола тестирования, но участники использовали только эти два предиката в своих отчетах. В результате этого исследования выяснилось, что участники не только использовали выражения (не)уверенности в зависимости от степени своей уверенности, но и корректировали такое использование в зависимости от текущей коммуникативной ситуации.
Ребул предлагает проницательное размышление о том, как недостаточная информативность усилит убедительный эффект сообщения, снизив вероятность наказания отправителя, если его сообщение окажется ложным. Из-за недостаточной информативности говорящие могут косвенно сообщать ложное содержание, произнося высказывание, которое является буквально истинным, что Ребул называет правдиво вводящим в заблуждение . Эффективность этой стратегии основывается на том факте, что часть ответственности за ложное содержание возлагается на слушателей, и это позволяет говорящему выглядеть неправильно понятым в процессе коммуникации.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Примечание издателя
Все утверждения, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций, издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.
Ссылки
de Saussure, L. (2005). «Манипулирование и когнитивная прагматика: предварительные гипотезы», в Манипуляции и идеологии в двадцатом веке: дискурс, язык, разум , ред. де Соссюр Л. и Шульц П. (Амстердам-Филадельфия, Джон Бенджаминс), 113–146.
Google Scholar
Maillat, D. (2013). Ограничивающий выбор контекста: о прагматической неизбежности манипуляции. Дж. Прагм. 59, 190–199. doi: 10.1016/j.pragma.2013.07.009
Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar
Освальд С., Майя Д. и де Соссюр Л. (2016). «Обманчивое и отказывающееся от сотрудничества вербальное общение», в Verbal Communication (Handbooks of Communicative Science 3) , eds. де Соссюр, Л., и Роччи, А. (Берин: Ger Mouton de Gruyter).
Google Scholar
Сингх Р., Федоренко Э., Маховальд К. и Гибсон Э. (2016). Приспосабливаться к предпосылкам неуместно в неправдоподобных контекстах. Познан. науч. 40, 607–634. doi: 10.1111/cogs.12260
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Сорлин С. (2017). Прагматика манипуляции: использование теорий невежливости. Дж. Прагм. 121, 132–146. doi: 10.1016/j.pragma.2017.10.002
Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar
Ключевые слова: манипулирование, познание, прагматика, мозг, неявная коммуникация
Образец цитирования: Масия В. , Гарассино Д., де Соссюр Л. и Брокка Н. (2022) От редакции: Язык, познание и управляемый мозг: теоретические и экспериментальные перспективы по манипулятивным процессам в понимании языка. Фронт. Психол. 13:869595. doi: 10.3389/fpsyg.2022.869595
Поступило: 04 февраля 2022 г.; Принято: 14 февраля 2022 г.;
Опубликовано: 10 марта 2022 г.
Отредактировал и отредактировал:
Мануэль Каррейрас, Баскский центр познания, мозга и языка, ИспанияCopyright © 2022 Masia, Garassino, de Saussure and Brocca. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания оригинального автора(ов) и владельца(ей) авторских прав и при условии цитирования оригинальной публикации в этом журнале в соответствии с общепринятой академической практикой. Запрещается использование, распространение или воспроизведение без соблюдения этих условий.