Манипулятивное общение в психологии это: понятие, виды, способы защиты от манипуляций.

Что такое манипулятивный стиль общения и каковы его признаки и приёмы

Не знаю как у тебя, но, когда я слышу о манипулятивном общении — воображение сразу же рисует образ дергающего за ниточки кукловода. При этом, он сам находится вне поле зрения. Кукловод делает все, что ему вздумается, а объект манипуляции даже не подозревает об этом.

В этой статье:

Краткое описание центральных представлений о манипуляцииПричины манипуляции с примерамиТипы манипуляторовВиды манипулирования на чувствахТри вида подачи манипуляцииМанипулятивные отношения

Новости СМИ2

Краткое описание центральных представлений о манипуляции

Фото Shane Devlin on Unsplash

Е. Л. Доценко, в своей работе посвящённой изучению психологии манипуляции, дает следующее определение: «Манипуляция представляет собой психологическое воздействие, целью которого является побуждение у другого человека желаний, не совпадающие с его изначальными актуальными намерениями».

Манипуляция — это форма межличностного общения. В авторитетных кругах, мнения, относительно окраски воздействия манипулятивного общения, разделились на два лагеря: одни считают, что данный способ взаимодействия имеет исключительно негативный подтекст.

Другие же, наоборот, высказывают точку зрения со следующей фундаментальной основой: манипуляция представляет собой такой способ воздействия на визави, при котором она выступает в качестве уместного и этически-обусловленного элемента, дабы обе стороны были удовлетворены.

Если рассмотреть манипулятивное общения с точки зрения образов, то персонажи — кукловод и марионетка, вырисовываются неспроста. Да будет тебе известно, что основой слова «манипуляция» является латинский корень «manus», что в переводе — «рука».

Манипулятивное общение

Оксфордский словарь предлагает переносное значение рассматриваемого понятия: «влияние или управление людьми, или вещами с применением ловкости, как завуалированное управление».

Причины манипуляции с примерами

Авторитетные авторы популярных направлений в психологии называют пять основных причин.

  • Ф. Перлз считает, что основная причина манипуляции лежит в конфликте человека с самим собой. Это связано с тем, что индивид имеет две опоры: собственную, и ту, которая лежит в основе внешней среды.

В качестве примера он приводит взаимоотношения работодателя и работника в сфере торговли. Первым, устанавливаются чёткие порядки и правила, отойти от которых, и проявить индивидуальный подход, у второго, не представляется возможным. Более того, второй говорит заученным фразами с целью повысить продажи. В данном случае, по мнению Перлза, покупать взаимодействует не с человеком-продавцом, а с тем, кто слепо выполняет волю другого человека.

Перлз акцентирует внимание на том, что человек не доверяет сам себе до конца. На сознательном или подсознательном уровне заложено четкое убеждение относительно того, что ему могут помочь другие. Но при этом, он не доверяет и другим тоже. Это, в свою очередь, порождает манипулирование дабы можно было контролировать других, и как итог — больше им доверять.

  • Вторую причину выдвигает Э. Фромм. Согласно его мнению, адекватные отношения между людьми строятся на любви. Фундаментальным являет то, что один человек, знает и принимает другого полностью. Но соль в том, что многие и себя то не знают, и следовательно, — не любят.

В данном раскладе, манипулятор прибегает к альтернативе любви — подчинение другого человека себе. По сути, этот другой становится удобной вещью, которая исполняет волю манипулятора. 

Здесь, в качестве примера, можно привести любовную деструктивную зависимость, когда один из партнеров шантажом, заставляет другого выполнять то, что ему нужно. Допустим «Я от тебя уйду, если ты не… »

Giphy
  • Третью причину высказывают экзистенциалисты. С их точки зрения, человек в любую минуту может столкнуться с чем-то рискованным и непредсказуемым. И когда он начинает пасовать перед таким положением дел, то сам себя делает пассивным и беспомощным.

Может сложится впечатление, что им легко управлять. Но это не так. Подход: «Я сдался! Делайте со мной все, что хотите!» является всего лишь трюком. В качестве примера можно привести человека, который изображает из себя больного. Другие люди начинают проявлять чувство жалости, становятся более покорными, дабы угодить больному.

  • Э. Берн, Д. Хейли и В. Глассер предлагают четвертую причину. С их точки зрения, манипулятор избегает тесных межличностных контактов. Это связано с замаскированной неполноценностью, на базе которой развивается социофобия.

Ключевым здесь является «Что обо мне подумают другие?». В качестве примера, можно привести отношения двух партнёров, когда манипулятор, из-за страха того, что его могут бросить или унизить, начинает действовать на опережение. При этом обязательно переложит вину за разрушенные отношения на своего партнера.

  • А. Эллис выдвигает пятую причину. С его точки зрения в основе манипуляции лежит псевдофилософия. Ключевая мысль заключается в том, что человеку жизненно необходимо получать у всех окружающих одобрение.

Здесь говорится не об отдельно взятой игре, как у Берна.  Смысловой посыл — система игр, как смысл жизни. В качестве примера можно привести мужчину-Неудачника, который выставляет жену — деспотом, дабы таким образом можно было переложить на неё вину за провалы и неудачи. Сюда же можно подключить перекладывание ответственности.

Типы манипуляторов

Когда мы с тобой выяснили причины манипуляций, нужно установить, какими же бывают типы манипуляторов. Это позволит тебе вовремя распознать манипулятора, и сказать ему «Стоп» до того, как он сделает тебя жертвой манипуляции.

  • Активный

Не демонстрирует свою слабость. Всегда предстает в образе сильного и уверенного. Как правило, пользуется своим положением: родитель, педагог, начальник, вышестоящий по статусу. Его кредо — главенствовать любой ценой.

  • Пассивный
Фото автора THIS IS ZUN: Pexels

Полная противоположность первого типа.

Прикидывается беспомощным и глупым. Он никогда не вызывает раздражения у других. Пользуясь положением «снизу» вызывает жалость. Другие, дабы не ранить его чувств, готовы поступиться своими приоритетами.

  • Соревнующийся

Жизнь он воспринимает как битву, а люди в ней либо соперники, либо враги. Представляет собой микс активного и пассивного типа. Его кредо — выиграть любой ценой.

  • Безразличный

Скрываясь за маской безучастности к происходящему, он ведет свою игру. Его методы, как и в случае с соревнующимся, состоят из активно-пассивного «набора», но с добавлением ключевого элемента — он не приемлет и отвергает заботу.

Виды манипулирования на чувствах

В достижении задуманного, манипулятор прибегает к подключению приёма «игра на чувствах». Основными задействованными чувствами являются:

  • Любовь

Мужчина-манипулятор спекулирует на данном чувстве. Он либо просит доказать любовь, либо наоборот, грозится лишить жертву манипуляции любви.

Чтобы ни делала женщина, в её сторону перманентно будут звучать фразы: «Ты меня не любишь!», «Докажи, что ты меня любишь!», «Если ты меня любишь, тебе нужно сделать… ».

  • Вина

Основная задача манипулятора «закрепить» в сознании жертвы мысль, что именно она есть причиной плохого самочувствия или настроения. В данном случае речь идет о том, что из-за вины эмоциональное состояние человека становится нестабильным. Он ставит под сомнение свою правоту. Как бы сдаёт свои позиции.

  • Долг

Одна из самых распространённых. Включает в себя следующие формулировки:

  • Как женщина ты должна…
  • Как мать ты должна…
  • Как жена ты должна…
  • Как дочь ты должна…

Как правило, данной «кнопкой» манипуляции пользуются родные и значимые люди. Женщина всегда начинает чувствовать себя должной, и со временем, просто перестает замечать, что те убеждения, которые она транслирует, не является её собственными, а продиктованы другими людьми.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels
  • Жалость

Мы с тобой уже рассматривали это чувство выше. Дабы не повторяться, предлагаю ознакомиться с противодействием. Если зафиксируешь, что кто-то настойчиво начинает давить на чувство жалости, попробуй сместить фокус внимания на его сильные стороны. Похвали этого человека. Прорисуй ему положительный сценарий. Таким образов ты заберешь у него инструмент воздействия, и соответственно — обезоружишь.

  • Страх

Рисуя во всей красе негативные картинки и всевозможные проигрышные варианты, основной задачей манипулятора является желание вызвать базовое чувство страха. В данном случае оно будет выступать неким тормозом. То есть ключевое — заставить другого засомневаться в правильности своего выбора; позиции; мнении.

Это делается для того, чтобы незаметно, как бы невзначай, «подсунуть» якобы безопасное и верное решение. Таким образом кукловод получает то, что хотел именно он, а не другой человек.

Три вида подачи манипуляции

  • Эффект неожиданности

Ключевые слова: быстро, спешно.   Основной посыл такой подачи заключается в     том, чтобы под воздействием ограничений во времени заставить другого, без           лишних обдумываний, принять решение.

Фото автора SHVETS production: Pexels
  • Дезориентация

Ключевые слова: нагло, агрессивно, напористо. Теряясь под напором, жертва манипуляции, соглашается на выгодные для манипулятора условия или действия.

  • Двойное послание

Ключевые слова: ирония, насмешка. Данная подача предусматривает нестыковку мимики и жестов, с тем, что говорится. Конечной целью является то, что человек начинает сомневаться в правильности своего решения. А манипулятор, как и в случае с чувством страха, уже наготове с нужным для него решением.

  • Мнимая щедрость и внимание

Ключевые слова: лесть, щедрость, комплименты, подарки. Здесь мы имеем дело с алгоритмом «Ты — мне, я — тебе». Как ты, наверное, уже поняла, основной посыл заключается в том, что, давая что-то малоценное и ненужное, манипулятор рассчитывает получить именно то, что нужно ему.

Манипулятивные отношения

В отношениях манипуляции встречаются достаточно часто. Как правило, один партнёр оказывает воздействие на другого. Естественно, это далеко не мирный способ влияния. 

Существует несколько типов манипуляторов. Если человек придерживается активного манипулятивного стиля, то его цель – быть главным в любой ситуации. Если говорить об этих манипуляторах в общем, то чаще всего это люди, которые могут являться начальниками в силу своего положения: учитель, руководитель, родитель. В паре такой партнёр – достаточно сильная личность. Он стремится всем руководить и будет любой ценой добиваться своей цели.

Манипулятивными действиями могут пользоваться и пассивно. Индивид будет представлять собой беспомощного и глупого человека или прикидываться таковым. Такой метод позволяет привлечь к себе внимание и в то же время осуществить контроль за действиями и мнением других.

Пассивная манипуляция используется, чтобы, например, вызвать жалость, сочувствие и т. п. Главная цель – вызвать к себе сочувствующее отношение. Соответственно, окружающие будут стараться удовлетворить запросы манипулятора, чтобы не расстраивать и не обижать его. 

Соревнующиеся манипуляторы представляют собой микс двух предыдущих стилей общения и воздействия на окружающих. Любое действие также направлено на достижение своей цели. Любой объект вокруг они воспринимают как соперника и постоянно с чем-то борются.

При безразличных манипулятивных действиях человек будет вести себя так, как будто он не испытывает никакого чувства к окружающим. Однако за маской равнодушия он ведёт свою игру и пытается управлять окружающими. Такая тактика схожая с предыдущими, только манипулятор в этом случае отвергает заботу и внимание.

Как правило, инструмент манипулятора – это чувство человека. Каждый может сталкиваться с тем, что его партнёр манипулирует на чувстве любви. К примеру, просит доказать любовь, жалуется, что избранник не любит и т.п. Фраза «если бы ты любил, то…» встречается достаточно часто.

Чтобы показать влияние на другого, человек нередко ставит партнёра в положение виноватого. Особенно часто это делается скрытым манипулятором. Если человеку всё время говорить, что он в чем-то виноват, рано или поздно он действительно будет так считать. Тогда уже манипулятор может получать от таких отношений необходимую ему выгоду.

Очень часто инструментом манипуляций является долг. Жена, муж, ребёнок, служащий на работе, все всегда что-то должны. Если постоянно применять как средство для достижения цели формулировку «ты должен», то адресат достаточно скоро начнет воспринимать убеждения другого как свои собственные, хотя они таковыми и не являются.

Еще один ключевой элемент манипуляций – жалость. Кукловод будет давить на жалость, чтобы добиться желаемого. Это один из наиболее распространённых видов отношений ребёнка с родителем. Хотя таких примеров в отношениях взрослых людей тоже много.

Ещё один активный способ – напугать партнёра. Такое поведение имеет целью заставить оппонента поменять своё мнение или отказаться от действия. Его часто стараются использовать слабые манипуляторы, которые не могут активно влиять на свою жертву.

Чтобы прибегнуть к манипуляциям, должна сложиться подходящая ситуация, или нужно её создать. Взаимодействие манипулятора и жертвы будет эффективнее, если сделать это неожиданно. Тогда жертва может даже не предполагать, что с ней ведётся игра. Например, эта ситуация, когда одна сторона пытается искусственно ускорить процесс и вынудить собеседника быстро принять решение.

Иногда достижение цели осуществляется достаточно жёстко. То есть манипулятор действует агрессивно и напористо. Обычно такое управление жертвой выбирает профессионал, обладающий навыками психологического воздействия.

Чтобы сбить другого с толку и заставить поменять своё мнение, манипулятором могут использоваться такие приёмы, как ирония, насмешка, лесть и комплименты. Цель такой «коммуникации» – опять же, получить желаемое.

Психологи считают, что причины манипуляторов вести себя таким образам лежат глубже, чем просто особенный характер. Нередко эта «особенность», заключается в том, что человек находится в конфликте сам с собой. Его образ жизни такой, что он не может позволять себе доверять другим и т.п.

Манипуляция возникает и тогда, когда не установлен здоровый межличностный контакт, человек не может нормально общаться с другими. То есть проблема становится глубже. Субъект не доверяет себе и предпочитает пользоваться помощью других. Но дело в том, что и другим он не доверяет. Соответственно, единственная попытка влиять на других и получать результат – это манипулятивные действия.

Еще одна особенность манипулятивного поведения – это страх. Когда у человека нет уверенности в себе, ему проще становиться в позицию жертвы. В такой ситуации он может получать желаемый результат и при этом не противостоять другим и не брать на себя ответственности.

Еще один распространённый вариант – желание получать положительный отклик от других. Тогда манипулятор будет воздействовать разными способами, дабы другой участник таких отношений непременно с ним согласился.  

что это такое, виды, признаки, примеры

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Манипулятивное общение – психологическое воздействие на человека с целью изменения его восприятия действительности, реакций и поведения. Манипулятор применяет различные приемы и тактики, которые носят скрытый, завуалированный, обманный характер. Инициатор влияния преследует собственную выгоду, не принимая во внимание потребности и желания адресата воздействия.

Содержание

  1. Определение
  2. Признаки и примеры
  3. Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
  4. Способы манипулирования в детском возрасте
  5. Манипулятивные приемы в педагогической практике
  6. Как противодействовать манипулятору

Определение

Манипуляции в общении – это такое понятие в психологии, которое отражает бесчестные, неэтичные, непорядочные намерения манипулятора. Истинный манипулятор рассматривает оппонента как средство достижения своих собственных корыстных целей, не считаясь с правами и интересами жертвы. Манипулятивное поведение – это такое, какое влечет манипулятору выгоду.

Если воздействие на индивида не обусловлено корыстными целями, оно не считается манипулятивным. Воздействие на индивида не несет для него негативных последствий и считается безвредным, если предполагает получение достоверной, объективной информации относительно вопроса и свободу принятия решения. К примеру, врач сообщает пациенту, что отказ от вредных привычек сможет продлить ему жизнь.

Манипулятивный уровень – один из вариантов общения, который предполагает отношение к партнеру, как к неодушевленному предмету. Любая манипулятивная тактика, в том числе наигранная любовь, притворная слабость, беспочвенные обвинения, прямые угрозы, является насильственным воздействием, которое осуществляется помимо воли адресата влияния.

Манипуляция в обществознании – это отражение попыток влияния на массовое сознание. В этом случае инициатором влияния выступает институт власти, адресатом влияния – народ. К примеру, внимание общественности отвлекается от серьезных проблем резонансными новостями о жизни звезд и событиях за рубежом. Посредством воздействия на массовое сознание формируются идеологические и поведенческие установки.

При помощи средств масс-медиа (телевидение, радио, пресса) широким массам навязывают пошлость и невоспитанность, представляя их нормой поведения и увеличивая таким способом дистанцию между авторитетными представителями власти и простыми гражданами. Главные герои молодежных сериалов – часто недалекие люди, с трудом окончившие школу, злоупотребляющие спиртными напитками, предпочитающие проводить время, бесцельно слоняясь по улицам или в увеселительных заведениях (клубы, бары).

Признаки и примеры

Манипуляции в общении становятся возможными, если тот, кто управляет, находит уязвимое место жертвы. Инициаторы влияния применяют разные средства, в том числе вербальные и невербальные знаки. В первом случае речь идет о смысле слов, подборе словесных выражений, манере речи, во втором – предполагается использование жестов, поз, мимики, тактильных прикосновений, создание определенного имиджевого образа с прической, одеждой, аксессуарами, подходящими для конкретного вида коммуникации.

Опытные инициаторы влияния применяют паралингвистические приемы, которые предусматривают особенности произнесения звуков, слов, фраз. Манипулятивность – это свойство характера индивида, которое психологи рассматривают, как его стремление оказывать психологическое воздействие на других людей. Признаки индивида, использующего манипуляционные приемы:

  • Неискренность, равнодушие, выдаваемые за участие и сопереживание.
  • Беспринципная игра, затрагивающая искренние чувства окружающих.
  • Эгоистичность, потребительское отношение к партнеру, коллегам, родственникам.
  • Коварство по отношению к людям в сочетании с искусством манипулятивного воздействия.
  • Стремление властвовать, привлекать внимание, возвышаться над остальными.

В психологии манипулятивное общение – это часто отражение недостатков воспитания в детском возрасте. Родители сами провоцируют формирование такой черты характера, как манипулятивность, у своих детей, прибегая к методам психологического воздействия.

К примеру, когда ребенок часто слышит выражения типа: «Если ты не уберешь в комнате (не съешь кашу, не сделаешь еще что-нибудь), значит, ты меня не любишь», он подсознательно постигает возможность управления людьми, в его сознании закладывается поведенческая модель, которая может привести к любой желаемой цели.

Красноречивым примером манипулятивного общения из жизни могут служить рекламные ролики, которые навязывают потенциальным покупателям нередко ненужные покупки. В рекламе применяются слоганы, визуальные и звуковые образы, которые влияют на человека на подсознательном уровне. Методы убеждения работают безотказно, вызывая у адресата желание купить продукт, который поможет стать моложе, здоровее, успешнее.

В отношениях между супругами общение часто переходит на манипулятивный уровень, это значит, что один или оба партнера взывают к чувствам другого, заставляя совершать или не совершать определенные действия. Чувства, которыми удается оперировать в таких ситуациях: любовь, вина, жалость, ревность, лесть. В семьях, где партнеры регулярно прибегают к подобным уловкам, отсутствуют душевная близость, гармония и взаимопонимание.

Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве

Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:

  1. Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
  2. Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
  3. Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
  4. Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
  5. Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.

Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.

Способы манипулирования в детском возрасте

Одна из главных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста – развитие его социально-коммуникативных навыков. Посещая детский сад, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится налаживать коммуникативные контакты, обучается нормам поведения, правилам взаимодействия с другими людьми. Исследования психологов показывают, дети младшей возрастной группы легко овладевают манипулятивными тактиками и применяют их в жизни.

В общении со сверстниками дети для достижения целей нередко используют силовые приемы и вербальные воздействия. Чтобы получить желаемое, ребенок-манипулятор принижает способности и таланты адресата влияния, параллельно преувеличивая собственные дарования. Чтобы забрать единственный в группе карандаш для рисования, такие дети оперируют манипулятивными фразами: «У меня получится лучше», «Ты рисуешь медленней и хуже, чем я».

Распространенные тактики: угрозы, уговоры, обращение к взрослым в качестве арбитра, ложное обещание выгоды. Если в отношения вступают два инициатора влияния, не избежать конфликта. Стремление любыми средствами получить желаемое в ущерб оппоненту приводит к агрессивному обсуждению проблемы, в результате атмосфера накаляется, что обычно в детском возрасте заканчивается силовым воздействием – потасовкой.

Манипулятивные приемы в педагогической практике

Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:

  • Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
  • Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
  • Силовое давление на индивида.
  • Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.

Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.

Как противодействовать манипулятору

Безнравственные люди, склонные к манипулированию, нередко выглядят обычными и дружелюбными на первый взгляд. Психологи выяснили, что нарциссическая модель поведения способствует достижениям в бизнесе, что объясняет наличие у многих деловых лидеров свойств эгоистичной, самовлюбленной личности.

Манипулирование в деловом общении – распространенная тактика, которая помогает преодолевать препятствия и увеличивать финансовую прибыль. Психологи выделили основные техники, к которым прибегают бесчестные, недоброжелательные люди, использующие манипуляции в деловых коммуникациях, и предложили методы их нейтрализации:

  1. Газлайтинг. Форма психологического воздействия, которая направлена заставить индивида усомниться в своей адекватности, компетентности и правильном восприятии действительности. Манипулятор заставляет человека думать, что он ненормальный, дефективный. Обычно при этом используются выражения: «Такого не было», «Это твоя выдумка». Лжец, прибегая к тактике газлайтинга, искажает чувство реальности жертвы, которая постепенно утрачивает способность различать жестокое обращение и дружеское взаимодействие. Чтобы дать отпор, важно абстрагироваться в собственной реальности. Нейтрализовать действия газлайтера удастся, разобравшись в ситуации, воспользовавшись поддержкой близких друзей и родственников, которые помогут расставить все по местам.
  2. Проецирование. Сторонники этой тактики всегда выставляют виноватыми других, только не себя. Такие люди перекладывают ответственность за свою вспыльчивость, агрессию и дурное поведение на плечи окружающих. Чтобы избежать этого вида манипуляций в общении, нужно избавиться от ложного чувства сострадания и сочувствия к манипулятору.
  3. Обобщения. Искажение слов и фактов в угоду собственной пользе и прибыли – типичная модель поведения эксплуататоров. Они намеренно меняют смысл высказываний окружающих, неверно обобщают фразы, заостряя внимание на негативных деталях, чтобы влиять на позицию людей. Чтобы предотвратить подобные фальсификации, нужно отстаивать свою точку зрения, логично обосновывая ее.
  4. Смена темы. Это один из часто использующихся приемов психологических манипуляций в деловом общении. На первый взгляд безобидное переключение с одной темы на другую – попытка избежать ответственности. Манипуляторы старательно избегают диалогов, которые могут их обличить. Предчувствуя опасность, они ловко переключают внимание собеседника на другой предмет. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует неуклонно продолжать перечислять компрометирующие лжеца факты, не поддаваясь на его уловки.
  5. Черный пиар. Один из способов влиять на оппонентов заключается в создании о них негативного общественного мнения. В ход идут лживые, надуманные аргументы, которые преследуют целью очернить репутацию. Этот принцип, облаченный в афоризм: «Разделяй и властвуй», использовался еще во времена римского сената. В этом случае лучше не поддаваться на провокации, чтобы клевета оставалась бездоказательной.

Манипулятивные действия – это заранее продуманные способы влияния на человека. Манипуляция – это скрытое, искусное воздействие, которое возбуждает у адресата влияния намерения, не совпадающие с его реальными потребностями и желаниями. Ловкие инициаторы влияния добиваются таких результатов, что нередко жертва не догадывается, что ее поступками движут сторонние, а не личные интересы. Чтобы противостоять в общении манипуляциям любого типа, психологи советуют придерживаться правил:

  1. Отказаться от роли, навязываемой манипулятором. Сделать это удастся при помощи фраз: «Я не настолько альтруистичен, как вы думаете», «Вероятно, вы принимаете меня за кого-то другого».
  2. Проигнорировать попытку манипулирования. Если не удается молчанием остановить нападки манипулятора, следует спровоцировать его на откровенность фразой типа: «Непонятно, чего вы от меня хотите, объясните подробнее».
  3. Уменьшить ценность выгоды, которую сулит недоброжелатель. Чтобы не стать жертвой лжеца, стоит задуматься над вопросом, зачем ввязываться в авантюру, которую он предлагает.

Манипулятивное общение всегда неискреннее и фальшивое. Людям с развитой интуицией несложно почувствовать неладное и усмотреть злой умысел в слишком подобострастном или странном поведении собеседника. Обычно жертвами манипуляторов становятся наивные, легковерные люди, которых подкупают комплиментами и наигранной заботой.

Манипулятивное общение – это стремление воздействовать на другого человека с целью извлечения личной выгоды. Обнаружив признаки манипуляции в общении, нужно дать недоброжелателю достойный отпор.

0 7 150 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

5 стилей общения. — DS Psychology Melbourne

Научиться определять различные стили общения и их влияние на нормальное повседневное взаимодействие с друзьями, семьей, знакомыми, коллегами по работе и другими людьми, с которыми вы общаетесь, важно, если вы хотите развить навыки эффективного и уверенного общения. Быть настойчивым может означать уважение к себе и другим людям. Это способность выражать свои мысли и чувства, используя честное и прямое общение.

Важно помнить, что вы не всегда можете получить то, что хотите, будучи напористым, но вы сможете достичь компромисса. Вы можете не получить то, что хотите, но, по крайней мере, вы получите удовлетворение от осознания того, что вы справились с ситуацией наилучшим образом. Также не будет негативных чувств между вами и другими участниками обсуждения.

Прежде чем вы начнете думать о развитии уверенного общения, вам нужно сначала узнать свой стиль общения. Существует 5 стилей общения, и вы можете использовать более одного, но есть один стиль, к которому вы всегда будете возвращаться, когда чувствуете себя некомфортно или когда вы не готовы. Ниже представлены 5 стилей общения.

Напористый стиль общения

Это лучший стиль общения. Это самый эффективный стиль общения. Он рождается из высокой самооценки и не является ни слишком пассивным, ни слишком агрессивным. Люди, использующие этот стиль общения, могут уверенно общаться, не прибегая к играм или манипуляциям. Они знают свои пределы и не позволяют людям раздвигать их границы только потому, что другому человеку что-то нужно или нужно от них. Удивительно, что это наименее используемый стиль общения.

Этот тип людей стремится достичь своих целей, не причиняя вреда другим. Они эмоционально и социально экспрессивны, они делают свой собственный выбор и берут на себя ответственность. Они спрашивают напрямую и принимают возможность быть отвергнутыми. Они идут со средним шагом, скоростью и громкостью. У них хороший зрительный контакт, они расслаблены, имеют открытую осанку и не ерзают. То, как они общаются, создает доверие, и другой человек чувствует, что может поверить в их слова.

Агрессивный стиль общения

Этот тип людей может сосредоточиться на победе, даже если это происходит за счет другого человека. Они ведут себя так, как будто их потребности важнее, они могут внести больший вклад и имеют больше прав, чем другие люди. Это нездоровый стиль общения, потому что содержание сообщения может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на то, как оно доставлено.

Они пугающие, угрожающие и враждебные. Они стремятся победить и используют различные методы, такие как запугивание, запугивание, резкость, требовательность, непредсказуемость и воинственность. Громкость у них громкая, а поза больше, чем у других. Они вторгаются в чужие пространства и пытаются стоять над ними. Выражения их лиц могут быть свирепыми, хмурыми и хмурыми. Другой человек, скорее всего, будет защищаться, обижаться, унижаться, обижаться, бояться и, в конечном счете, не уважать другого человека.

Пассивно-агрессивный стиль общения

Это стиль общения, при котором человек внешне кажется пассивным, но косвенно выражает свой гнев. Люди, использующие этот стиль общения, обычно чувствуют себя бессильными и тонко подрывают объект своих обид, чтобы выразить то, что они чувствуют, даже если это означает саботировать себя. Хорошее выражение, которое можно использовать для их описания, — «отрезать себе нос назло своему лицу»

Они косвенно агрессивны и саркастичны. Они ненадежны и могут быть сомнительными, угрюмыми, сплетниками, покровительственными и жалобщиками. Их выражения несовместимы с их истинными чувствами и будут приятны вам в лицо, но ядовиты за вашей спиной. У них приторно-сладкий голос и асимметричная осанка. У них милое и невинное выражение лица. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя растерянными, обиженными, злыми и обиженными.

Покорный стиль общения

Этот тип людей изо всех сил старается угодить другим и избежать конфликтов. Они считают потребности других более важными, чем свои. Они ведут себя так, как будто другой человек имеет больше прав и может внести больший вклад. Они извиняются, потому что чувствуют себя навязчивыми, когда чего-то хотят. Они изо всех сил стараются избегать любой конфронтации и уступают предпочтениям других людей. Они чувствуют себя жертвой и отказываются от комплиментов. Они не выражают своих желаний или своих чувств.

Они используют мягкую громкость и пытаются сделать себя как можно меньше. Они склонны много ерзать и изображать покорное поведение. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя виноватыми, разочарованными, раздраженными и не будут знать, чего они хотят.

Манипулятивный стиль общения

Люди, использующие этот стиль, коварны, проницательны и расчетливы. Коммуникаторы-манипуляторы отлично умеют влиять на других и контролировать их ради собственной выгоды. Когда они говорят, у них есть основное сообщение, и во многих случаях другой человек этого не осознает. Они хитры, коварно контролируют других людей, например, дуются, используют фальшивые слезы, косвенно просят удовлетворить их потребности и заставляют другого человека чувствовать себя виноватым или обязанным помочь им.
У них может быть покровительственный, заискивающий, завистливый и часто высокий голос. Другой человек останется с чувством вины, злости, разочарования, раздражения и не знает, как ему быть.

Выше приведены 5 стилей общения.

Граница между убеждением и манипуляцией.

  • Поделиться на Facebook

  • Поделиться на Twitter

  • Поделиться на Reddit

  • Поделиться на LinkedIn

  • Поделиться по эл. . Мелани Танненбаум будет одним из организаторов сессии, посвященной использованию результатов таких исследований для разработки коммуникативных стратегий, и сессия этого года хорошо связана с сессией, которую Мелани провела с Карой Санта-Марией на прошлогодней конференции под названием «Убеждение в неубедительном: общение науки с отрицателями». Циники и тролли».

    На том сеансе в прошлом году стратегия использования эмпирических результатов психологии для достижения успеха в коммуникативной цели была причудливо описана как использование «уловок разума джедаев». Достижение успеха в общении было сформулировано с точки зрения того, чтобы ваша аудитория приняла ваши заявления (или, по крайней мере, убедила их не отвергать ваши утверждения сразу же, потому что они не доверяют вам или не доверяют тому, как вы взаимодействуете с ними). их или что-то еще). Но если у вас есть, так сказать, когнитивные стартовые коды, вы можете обойти недоверие, взрастить доверие, помочь им оказаться там, где вы хотите, чтобы они оказались, когда вы закончите сообщать то, что пытаетесь сообщить.

    Джейсон Голдман указал мне, что эти «уловки» на самом деле не так уж сложны — это не то же самое, что вы показываете бубновую королеву, и вдруг человек, с которым вы разговариваете, голосует за вашу избирательную инициативу или покупает ваш продукт. Как Джейсон написал мне по электронной почте : «С практической точки зрения мы знаем, что изложение причин обычно неэффективно, и поэтому мы облекаем их в повествование, потому что из психологических исследований мы знаем, что рассказывание историй является эффективным средством коммуникации. и изменение поведения».

    Тем не менее, использование «уловки», чтобы заставить вашу аудиторию оказаться там, где вы хотите, — даже если эта «уловка» — это просто эмпирическое знание, которое есть у вас, а у вашей аудитории нет — звучит менее похоже на убеждение, чем манипулирование. Обычно люди недовольны перспективой манипулирования. Интуитивно манипулируя кем-то другим, мы попадаем на этически рискованную территорию.

    Как философ, я занимаюсь дисциплиной, идеал которой состоит в том, что вы убеждаете, представляя доводы для изучения вашим собеседником, аргументы, логическую структуру которых можно оценить, предпосылки, истинность (или, по крайней мере, вероятность) которых можно оценить. Осмелюсь предположить, что ученые имеют в виду что-то вроде того же идеала, когда представляют свои открытия или пытаются оценить научные утверждения других. В обоих случаях есть идея, что мы должны приложить согласованные усилия, чтобы не позволить заманчивым когнитивным упрощениям помешать правильному рассуждению. Мы хотим знать о заманчивых путях (некоторые из которых часто классифицируются как «неофициальные заблуждения»), чтобы не впасть в них. Как правило, считается небрежной аргументацией (или того хуже) пытаться соблазнить нашу аудиторию этими ярлыками.

    Сколько промежутков между заманчивыми когнитивными упрощениями, которых мы пытаемся избегать в наших собственных рассуждениях, и «джедайскими уловками разума», предлагаемыми нам, чтобы помочь нам общаться, убеждать или манипулировать более эффективно? Если мы пользуемся когнитивными ярлыками (или переключателями, или какой-то другой более точной метафорой), чтобы увеличить шансы того, что люди примут наши фактические утверждения, наши рекомендации, нашу достоверность и т. д., можем ли мы сказать, когда мы перешли грань между убеждением и манипуляцией? Можем ли мы сказать, когда работает когнитивный переключатель, а не разделение причин?

    Мне кажется еще более этически проблематичным, если мы используем эти джедайские трюки с разумом, скрывая тот факт, что мы используем их от аудитории, на которой мы их используем. В этом есть явный элемент обмана.

    Теперь, возможно, джедайские уловки разума работают так же хорошо, если мы раскрываем нашей аудитории, что мы их используем и как они работают. В этом случае мы могли бы использовать их для убеждения, не вводя в заблуждение, и нашей аудитории было бы ясно, что мы пользуемся этими уловками и что наша цель состоит в том, чтобы заставить их оказаться в определенном месте. . Однако это было бы немного странно, возможно, похоже на поход к фокуснику, прекрасно знающему, что он будет творить иллюзии и что вполне вероятным результатом будет то, что вы будете обмануты этими иллюзиями. (Однако, не сделает ли это нас более недоверчивыми в наших коммуникативных взаимодействиях? Если вы знаете о переключателях, и они все еще могут быть использованы против вас, разве это не то, что может заставить вас заблокировать? много общения еще до того, как это произойдет?)

    В качестве примечания, я признаю, что могут быть некоторые убедительные крайние случаи, в которых цель заставить аудиторию оказаться в определенном месте — например, показать вам местонахождение бомбы с часовым механизмом — настолько неотложна. что мы готовы проглотить свои сомнения по поводу манипулирования аудиторией, чтобы выполнить свою работу. Однако я не думаю, что обычные ставки в наших коммуникациях таковы. Но могут быть случаи, когда мы не согласны с тем, насколько высоки на самом деле ставки. Джейсон предполагает, что принятие или отказ от вакцины может быть достаточно важным, чтобы джедайские трюки с разумом не вызывали никаких этических тревог. Замечу, что сторонников вакцинации, использующих в общении подход, основанный только на эмпирических фактах, часто обвиняют или подозревают в скрытом финансовом конфликте интересов, который побуждает их пытаться вакцинировать всех, то есть они , а не использование трюка разума джедаев, который, по мнению социальных психологов, может помочь им убедить свою целевую аудиторию, и все же эта аудитория думает, что они замышляют что-то подлое . Это довольно странная ситуация.

    Делает ли наша когнитивная структура человека возможным приблизиться к обмену и оценке причин, а не просто нажимать когнитивные кнопки друг друга? Если да, то можем ли мы добиться лучшего общения без джедайских трюков с разумом?

    Возможно, потребуется некоторая работа, чтобы изменить характеристики нашей коммуникативной среды (или среды, в которой мы учимся рассуждать о мире и общаться и иным образом взаимодействовать с другими), чтобы помочь нашему разуму работать более надежно таким образом . Есть ли эмпирические данные по этому поводу? (Если нет, то является ли это исследовательским вопросом, который задают психологи?)

    Некоторые из этих вопросов опасно близки к вопросу о том, можем ли мы, люди, на самом деле обладать свободой воли — и это большое ведро метафизических червей, в которые я не уверен, что хочу копаться прямо сейчас. Я просто хочу знать, как вести себя с моими собратьями максимально этично, когда мы общаемся.

    Вот некоторые из вопросов, которые крутятся в моей голове. Возможно, на следующей неделе на ScienceOnline на некоторые из них будут даны ответы, хотя есть большая вероятность, что к этой стопке добавятся еще несколько вопросов!

    Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

    ОБ АВТОРАХ

      Джанет Д. Стемведель — профессор философии в Государственном университете Сан-Хосе и научный сотрудник проекта OpEd Public Voices. Подпишитесь на нее в Twitter @docfreeride

      Экология

      Леопарды живут среди людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *