Марина цветаева обращение к детям – Письмо Марины Цветаевой детям, которое стоит прочесть взрослым

Марина Цветаева. Письмо к детям: vasya_lesya — LiveJournal

Письмо было написано Мариной Цветаевой в 1937-1938г. для детского журнала, но не было опубликовано.

"Милые дети,
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек.
- Но оттого что я не пролью этой воды, он этой воды не получит!
- Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, подымайте и кладите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но трущобы, где умирают без хлеба. Кроме того, может быть этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, 2) если же невозможно – прыгайте в него к нему как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого, или же, на худой конец – не видьте его.

Никогда не говорите, что так никто не делает.
Отвечайте: "А я – кто."
Не говорите “немодно”, но всегда говорите: неблагородно.
И в рифму – и лучше (звучит и получается).
Не слишком сердитесь на своих родителей, - помните, что и они были вами, и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для себя – я.
Не исчерпывайте их – их родительством.
Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (ваших) сорока лет. А тогда – рука не подымется!
Увидя на дороге камень – убирайте, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос, и из сочувствия (себе в другом) – убирайте.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае.
Стесняйтесь – не уступить.
Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть – и т.д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы стойте с опущенными глазами, или с поднятыми – и протянутой рукой.
Не отзывайтесь при других иронически о своем любимом животном (чем бы то ни было – любимом). Другие уйдут – свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы.
– Почему?
– Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
Кроме того – это у меня в руке.
Наклоняйте суповую тарелку к себе, а не к другому: суп едят к себе, а не от себя; чтобы, в случае беды, пролить суп не на скатерть и не на vis-a-vis, а себе на колени.
Когда вам будут говорить: - Это романтизм – вы спросите:
- Что такое романтизм? – и увидите, что никто не знает, что люди берут в рот слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
Романтизм – это душа.
Когда вас будут укорять в отсутствии «реализма», отвечайте вопросом:
- Почему башмаки – реализм, а душа – нет? Что более реально: башмаки, которые проносились, или душа, которая не пронашивается? И кто мне в последнюю минуту (смерти) поможет: - башмак?
- Но подите-ка покажите душу!
- Но подите-ка покажите почки или печень. А они все-таки – есть, и никто своих почек глазами не видел. Кроме того: что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не – не – не- А – болит.
Это и есть – душа.
Не стесняйтесь в лавках говорить: - Это для меня слишком дорого. Кого ты этим обкрадываешь?
Ведь не ты ничего не стоишь, она – слишком дорого стоит.
Милое дитя! Если ты – девочка, тебе с моей науки не поздоровится. (Как не поздоровилось – мне.)
Да если и мальчик – не поздоровится. Девочку, так поступающую, «никто» не будет любить. (Женщин любят – за слабости – и погрешности – и пороки). Мальчик – займет последнее место в жизни (и в очереди!).
Но есть места – над жизнью, и есть любовь – ангелов»

(письмо скопировано из Интернета, возможно, могут быть расхождения с оригиналом, не проверила).

vasya-lesya.livejournal.com

Отзывы об «Открытом письме М.Цветаевой к детям» учащихся ГУО «Озаричская средняя школа»

https://content.schools.by/ozarichi/library/13.10отзывы_о_письме_Цветаевой.docx

Отзывы об «Открытом письме М.Цветаевой к детям»

учащихся ГУО «Озаричская средняя школа»

Сложные мысли о простых вещах

Стельмашонок Анастасия, учащаяся 11 класса

Романсы на стихи М.Цветаевой я слышала. Фотографию её на стенде о поэтах Серебряного века часто видела в кабинете русской литературы. Но какой человек М.И.Цветаева, я узнала благодаря «Открытому письму к детям». Признаюсь, читать его трудно: постичь глубокий смысл можно, лишь несколько раз перечитывая. Это обращение к детям знаменитая поэтесса написала давным-давно, однако своей актуальности, «открытости» и эмоциональности оно ничуть не потеряло. Этим оно и понятно, и интересно, и важно нам, жителям двадцать первого века.

Уже в обращении к «милым детям» как «особой породе» начинается между автором и читателями удивительно доверительный разговор. На первый взгляд, М.Цветаева повторяет совсем простые для человеческой жизни истины о том, как необходимо бережно относиться к воде и хлебу, как важно уступать в транспорте место старшим… Но перечитывая жёстко и справедливо выбранные М.Цветаевой примеры нашего повседневного поведения, мы словно просвечиваем себя на доброту, благородство, отзывчивость,– настолько тонок авторский подтекст, что принуждает наше сердце во всём признаться начистоту. Даже авторские анафоры (потому – потому, никогда – никогда, не – не, когда – когда)  как будто бьются в ритме текста в унисон нашему сердцу ( а оно сильно взволновано под конец чтения)!

Конечно, всегда хочется узнать о незнакомом авторе. И прочитав биографию поэтессы, познав её драматичную, распятую на страданиях судьбу, я поняла, что сложный синтаксис и столкновение знаков препинания только и могут передать её неравнодушное, по-особому тонкое и очень мудрое понимание жизни. Цену  и ценность человеческих поступков, свидетелем которых много раз была М.Цветаева.

В наше время молодое поколение всё чаще проходит мимо такой обязанности, как забота о близких,– жестокость, дерзость, гордыня, равнодушие становятся нормой. М.Цветаева «Открытым письмом» говорит подросткам, что в человеческом обществе никогда никто не отменит доброты, сочувствия, толерантности,  никогда не исчерпает себя смысл романтизма как душевности. Поэтессе, я считаю, удался  доверительный диалог с детьми. В нём она утверждает самые главные ценности, отличавшие интеллигентного человека во все времена: способность «разделить с другим пополам глупое положение», заботу о родителях, любовь к книге, которая «всегда должна быть в руке».

Обсуждая «Открытое письмо М.Цветаевой к детям» в классе, мы спорили, и это показало, что послание не может оставить равнодушным думающего и внимательно относящегося к жизни человека. Мы благодарны поэтессе за письмо: подросткам всегда полезно обдумывать свои поступки, а с М.Цветаевой, как оказалось, легко и интересно «говорить» о простых и сложных вещах.

                                   

Первая встреча с Мариной Цветаевой

Шашкова Кристина, учащаяся 8 класса

Однажды у нас состоялся необычный информационный час, посвященный поэту-юбиляру Марине Ивановне Цветаевой. До этого дня я лишь иногда встречала её фамилию в учебниках или где-то слышала. Но когда мы с классным руководителем читали «Открытое письмо М.Цветаевой к детям» и с интересом обсуждали его в коллективе, писательница поистине затронула моё сердце.

Не сразу передашь словами все идеи этого обращения к детям, настолько оно глубоко продумано автором. Я уверена, каждый человек, его прочитавший, остановился в суетной жизни и задумался: « Как я живу, не совершаю ли подобных ошибок? Как могу исправить «модное», да не совсем «благородное» поведение с родителями, со знакомыми людьми, которых обижал словом или поступком?» Ведь идеальных людей не существует, все мы можем ошибаться. Но мысли М.Цветаевой мне очень близки. Никогда не стоит стесняться быть отзывчивым, участливым человеком. Если другие не помнят о пожилых людях, то ты уступи в транспорте место старшему, что бы о тебе ни подумали ровесники. И не отличают нас модные или простенькие вещи, а вот поступки во имя других людей всегда утверждают нас и в своих, и в чужих глазах.

Прочитав «Открытое письмо», невольно размышляешь о значении жизни, о родителях в твоей судьбе. Вот, действительно, часто мы сердимся на самых близких людей, даже со злом реагируем на их замечания или требования. Но проходит день-другой, и становится совестно за пререкания или грубые слова…  Но ведь жизнь так коротка, что не успеешь и прощения попросить, а человека уже не стало! И хочется крикнуть вместе с М.Цветаевой: «Не сердитесь на родителей! Не осуждайте их на смерть раньше положенного срока своими бездумными поступками!»

Моим современникам часто не хватает внимательного отношения к окружающим. Я думаю, это главная идея «Открытого письма к детям». Над попавшим в смешное или глупое положение человеком мы все, к сожалению, спешим коллективно посмеяться. В кругу ровесников мы можем осуждать и обсуждать близкого человека, а после спокойно глядеть ему в глаза, совсем не чувствуя угрызений совести. Но М.Цветаева права: « другие уйдут – свой останется». Её слова какие-то особенные…  Прочитав письмо, не только останавливаешься и задумываешься над собственным человеческим поведением. Но ещё как будто заглядываешь в душу самой М.Цветаевой, очень ясно ощущаешь, за что переживала она при написании открытого обращения к детям. «Открытое письмо М.Цветаевой к детям» – удивительно искренний, серьёзный, откровенный диалог, каким всегда должен быть разговор взрослого с ребёнком.

Я поняла, что М.И.Цветаева была чуткой и доброжелательной, образованной и интеллигентной. Она, могу заметить, по-своему идеальный человек. Нужно гордиться таким гением, стремиться постигать творчество Марины Цветаевой и её какой-то особенно тонкий взгляд на мир и человечество.

                                                 

Давайте слушать друг друга

Тарасюк Алина, учащаяся 10 класса

Я увлекающийся литературой человек, но до встречи с «Открытым письмом М.Цветаевой к детям», признаюсь, ничего не читала. Однако с удовольствием познакомилась с её биографией и некоторыми стихотворениями после классного часа, на котором мы обсуждали письмо к детям. Искренние и эмоциональные стихи поэтессы Серебряного века меня тронули. А над «Открытым письмом» я несколько дней думала: «Что главное хотела сказать писательница? Почему именно дети должны прислушаться и понять?» Моё сердце нашло ответ: М.Цветаева предложила взрослым и детям такие советы, которые могли бы облегчить их жизнь.  Она словно спешит навстречу людям с предупреждением, как нужно вести себя, чтобы жизнь вокруг и внутри нас  не оказалась сложнее.

Марина Ивановна Цветаева прожила нелёгкую жизнь: были в ней тяжёлые расставания с дорогими сердцу людьми, унизительная эмиграция, потери близких… Нам, подросткам, прислушиваться нужно к каждому человеку, учившемуся на своих ошибках. Но пока не все из нас это понимают и ценят. Чаще гордость или изъяны характера мешают нам слушать и слышать друг друга. А Марина Ивановна утверждает всем содержанием своего письма, что главное в человеке – душа и индивидуальность, забота о близких и порядочность.

С самого детства и до сих пор мама учит меня: «Не смейся над людьми, которые делают ошибки не с умыслом. Пойми, как неприятно тебе будет оказаться когда-нибудь на их месте. Всегда отвечай на резкий тон или вопрос других людей спокойно и не ввязывайся в конфликт, спеши избавить окружающих от конфликта. Не говори, что все делают так, а старайся преодолевать себя, чтобы после сказать: я так не сделаю, я хочу быть лучше».

Как по-матерински близка и искренна оказалась М.Цветаева в письме к детям! Только невнимательный, чёрствый и закрытый человек, прочитав его, мог бы сказать: «Ну что тут такого важного сказала писательница?» Я бы такому ответила: в этих правилах – вся наша повседневная жизнь, без соблюдения этих простых советов невозможно стать настоящим человеком! Мне «Открытое письмо М.Цветаевой к детям» показалось очень актуальным. Читая её мысли, я принимала их душой, потому что эти истины открывала для меня мама, бабушка, моя семья. А теперь и великая М.И.Цветаева. Я уверена, что общество, как и сто, и двести лет назад, не перестанет ценить искренних и добрых людей. Давайте будем слышать друг друга душой, как это умела делать Марина Ивановна Цветаева!

                                                      

ozarichi.schools.by

Марина Цветаева. Старшую из тьмы выхватывая, младшей не уберегла. Часть 3 | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Дети в жизни Марины Цветаевой — предмет ожесточенных споров исследователей биографии и творчества поэта. Хорошей матерью в общепринятом смысле Цветаева не была. Тем не менее, воспитание, данное Мариной старшей дочери Ариадне, стало залогом ее выживания в страшнейших условиях сталинской тюрьмы и каторги. Младшую дочку Марине спасти не удалось.

14 7549 29 Июня 2013 в 23:59

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель

Часть 1  —  Часть 2

 

Любить  — видеть человека таким, каким его задумал Бог

и не осуществили родители.

Марина Цветаева

Марина, спасибо за мир! (А. Эфрон)

Дети в жизни Марины Цветаевой — предмет ожесточенных споров исследователей биографии и творчества поэта. Хорошей матерью в общепринятом смысле Цветаева не была. Тем не менее, воспитание, данное Мариной старшей дочери Ариадне, стало залогом ее выживания в страшнейших условиях сталинской тюрьмы и каторги. Младшую дочку Марине спасти не удалось.

 ***

В начале 1919 г. голод в Москве становится реальностью. Марину спасает крепкое здоровье, спартанский характер и счастливая возможность отдать младшую дочь Ирину на время в деревню. Цветаева остается вдвоем с шестилетней Алей-Ариадной. Удивительный ребенок Аля, многие считали ее вундеркиндом, скорее всего, такой она и была. С малолетства девочка приучена вести дневник, ее записи — неисчерпаемый источник удивительных откровений детства. Как же воспитывает уретральная мать?

Эпизод еще из мирного времени. Аля с Мариной в цирке. Клоуны такие смешные, прыгают, дерутся, кто-то падает, лопаются штаны, разбухают животы и зады, зрители хохочут над этим, смеется и Аля. И тогда «ладонями, ставшими железными, она (Марина) отвернула мое лицо от арены и тихо, яростно отчеканила: «Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, — дурак или негодяй; чаще всего — и то, и другое. Когда человек попадает впросак — это не смешно; когда человека обливают помоями — это не смешно; когда человек теряет штаны — это не смешно; когда человека бьют по лицу — это подло». Наглядный урок Ариадна запомнила на всю жизнь, как и то, что непосредственно к клоунам высказывание матери не относилось.

Марина не любила альбомы для раскрашивания: сама нарисуй, тогда и раскрашивай. Элемент пассивного копирования был изгнан из всей системы обучения дочери, Аля не выводила палочек и крючков, не повторяла прописи, читать Марина учила сразу, не по буквам и складам, а узнавая слово целиком. Таким образом девочка получала стимул к самостоятельному творчеству, а вместо неэффективной для нее зубрежки наизусть развивала зрительную память и наблюдательность, которая в таких детях заметна с самого раннего возраста, но в процессе традиционного обучения, опирающегося на заучивание, практически полностью теряется.

Марина строгий и требовательный воспитатель, и, на первый взгляд, она повторяет в этом свою мать. Но изнутри психического Марина совершенно другая, да и дочь ее другого векторного состава, поэтому и результат воздействия иной. Марина со всей страстью своего темперамента занимается развитием полиморфной девочки, старается дать ей как можно больше умений для жизни. Она щедро дарит Але то, чем даже не обладает сама, — развивает в дочери способность адаптироваться и выживать, то есть снова, верная своему душевному устройству, отдает по нехватке. Марина душевно близка с Алей, их взаимная любовь не знает границ, Марина не жалеет для дочери слов восхищения, для Али мать — божество.

На уровне психического бессознательного такие отношения можно объяснить взаимным притяжением уретрального вектора матери и кожно-зрительной связки дочери. Цветаева пытается передать свое бесстрашие дочери и интуитивно развивает ее правильно, выводя страхи маленькой Ариадны наружу, в любовь. Много позже, в 1962 году, вспоминая детские годы, Ариадна Эфрон напишет: «Господи, какое же у меня было счастливое детство и как мама научила меня видеть…» А тогда, в неполные семь, в блокнотике девочки появляются строки:

 

Корни сплелись,

Ветви сплелись.

Лес любви.

 

Такие ощущения от голодного, холодного, неустроенного времени сохранила девочка рядом с матерью, в безопасности, несмотря ни на что. Настанет в жизни Али страшное время, но способность любить и выпестованное Мариной бесстрашие выведут Ариадну на свет из самого безнадежного лабиринта. Ариадна Эфрон проведет в тюрьме и ссылке восемнадцать лет. Выживет и посвятит остаток жизни собиранию архива матери и изданию ее стихов.

Старшую из тьмы выхватывая, младшей не уберегла… (М. Ц.)

Продуктов, кроме гнилой картошки, не осталось, а двери и лестницу квартиры в Борисоглебском разобрали на дрова. Стало понятно, что детей Марине не вытянуть. Добрые люди посоветовали образцовый детский приют в Кунцево, где кормят американскими продуктами, присылаемыми в Россию в качестве гуманитарной помощи. Цветаева согласилась, наказывала Але больше есть, та в ответ уверяла мать, что будет откладывать для нее продукты от будущего изобилия.

Когда Марина приехала навестить девочек, Аля металась в тифозном жару. Марина на руках в одеяле приволокла умирающую дочь домой. Несколько дней выхаживала, бог знает как и чем. А вскоре пришло страшное известие — в приюте умерла Ирина. Умерла от голода. Оказалось, что возглавлял приют недочеловек, набивавший свои карманы за счет детей. Малышей в «образцовом приюте» не кормили.

Пришедшая на смену старой власти новая уретральная вольница еще не успела выработать свой кодекс чести. Ушлые люди, для которых будущее ничто против сиюминутной выгоды, бесстыдно наживались на людском горе. В терминах системно-векторной психологии это носители неразвитого кожного вектора, выполняющие архетипичную программу добычи любой ценой. Взять их под контроль может только развитое общество, где работает общий для всех закон и социальный стыд внутри каждого. В момент революционной смены формаций культурные наработки, в том числе и социальный стыд, сметает мгновенно, вместо общества возникает первобытная саванна, где каждый выживает, как умеет.

«Многое сейчас понимаю: во всем виноват мой авантюризм, легкое отношение к трудностям, наконец — здоровье, чудовищная моя выносливость. Когда самому легко, не веришь, что другому трудно...» — пишет Марина уже много позже о смерти дочки. В тот страшный год Марина надолго замолчала: ни стихов, ни писем — ничего. От мужа не было известий, знакомых море, но все как-то отхлынули в свои заботы о выживании. Марина погрузилась в полную беспросветность, где единственной связью с жизнью была необходимость заботиться о старшей дочери, «смертная надоба».

Пожалуй, единственный близкий Марине человек на тот момент — Константин Бальмонт, она зовет его братиком…

В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила три мне (К. Бальмонт))

«Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Я иду к Марине Цветаевой. Мне всегда так радостно с ней быть, когда жизнь притиснет особенно немилосердно. Мы шутим, смеемся, читаем друг другу стихи. И хоть мы совсем не влюблены друг в друга, вряд ли многие влюбленные бывают так нежны и внимательны друг к другу при встречах».

Не влюблены, но по равенству свойств понимание друг друга у поэтов полное. Мятежный Бальмонт, покоритель женских сердец, любит детей и Россию, его увлекающаяся натура не терпит никаких ограничений. С Мариной им всегда весело, словно детям, готовым в равной степени к игре, баловству или подвигу. Цветаева пишет, что с Бальмонтом она хотела бы прожить 1793 год в Париже, с ним там восхитительно было бы взойти на эшафот!

Готовность к бескорыстной природной отдаче любому нуждающемуся роднит двух поэтов по нижним векторам, в звуке и зрении они сливаются по степени развития и реализации практически полностью. Маленькая Ариадна как-то признается Константину Дмитриевичу, что в ее глазах он прекрасный принц. И что же? Бальмонт тут же предлагает ей руку и сердце! Смышленая Аля дипломатично отказывается: «Вы совсем не знаете меня в быту». Не напоминать же принцу, о том, что он женат третьим браком! И смешно, и показательно.

Бальмонта такие условности не останавливают. Со всеми своими женами и подругами Константин Дмитриевич непостижимым образом сохраняет чудесные отношения. Он и к Марине испытывает пламенные чувства: «Если ты когда-нибудь почувствуешь себя свободной…» И слишком поспешное, категоричное ее: «Никогда!» Два года нет известий от Сергея, но Марина свято уверена: она не вдова. Бальмонт тут же переводит все в шутку — какой бы замечательный ребенок получился у Цветаевой и Бальмонта!

Что ж, друзья — так друзья! К тому же иной щедрый дар наготове: семь папирос в кармане поэта в эпоху военного коммунизма — неслыханное богатство, которое оба тут же и выкуривают. Марина в ответ несет несколько картофелин, заставляет съесть.

 

Ничего не можем даром

Взять — скорее гору сдвинем!

 

«Бальмонт мне всегда отдавал последнее. Не мне — всем. Последнюю трубку, последнюю корку, последнюю спичку. И не из сердобольности, а все из того же великодушия. От природной — царственности. Бог не может не дать. Царь не может не дать». От системно-векторной психологии добавим к словам Марины: уретральный вождь не может не дать — это свойство его природы. Уретральники богаты даже в полной нищете. Уже в эмиграции в Париже Бальмонт незаметно подкладывал деньги в карманы навещающих его нуждающихся друзей, хотя сам не роскошествовал отнюдь.

Когда Марину Цветаеву упрекают в излишней любвеобильности, всегда вспоминается этот отказ Константину Бальмонту. Почему? Вокруг Марины вился рой кожно-зрительных мужчин разной степени (не)развитости — «любила многих, никого не любила». Они приходили и уходили, питая ее творчество, тем и оставались в анналах истории. Здесь равный, «красавец царственный» — и отказ. Может быть, почувствовала, что пойди она на эти отношения, «слишком многих снесла бы волна сумасшедшей их страсти»? В первую очередь — Сергея.

Продолжение.

 

Другие части:

Марина Цветаева. Мой час с вами окончен, остается моя вечность с вами. Часть 1

Марина Цветаева. Страсть вождя — между властью и милосердием. Часть 2

Марина Цветаева. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес… Часть 4

Марина Цветаева. Я хотела бы умереть, но приходится жить ради Мура. Часть 5

Марина Цветаева. Мой час с вами окончен, остается моя вечность с вами. Часть 6

 

Литература:

1)      Ирма Кудрова. Путь комет. Книга, С-Петербург, 2007.

2)      Цветаева без глянца. Проект Павла Фокина. Амфора, С-Петербург, 2008.

3)      Марина Цветаева. Пленный дух. Азбука, С-Петербург, 2000.

4)      Марина Цветаева. Книги стихов. Эллис-Лак, Москва, 2000, 2006.

5)      Марина Цветаева. Дом у Старого Пимена, электронный ресурс tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/dom-u-starogo-pimena.htm

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Ирина Каминская, преподаватель

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Открытое письмо детям. Марина Цветаева.

Милые дети,
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
- Никогда не лейте зря воды, п.ч. в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек.
- Но оттого что я не пролью этой воды, он этой воды не получит!
- Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, подымайте и кладите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но трущобы, где умирают без хлеба. Кроме того, м.б. этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении:1) постарайтесь его из него извлечь, 2) если же невозможно – прыгайте в него к нему как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого, или же, на худой конец – не видьте его.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают – раз так охотно на них ссылаются (NB! Ряд примеров, которые сейчас опускаю). 2) у всех есть второе имя: никто, и совсем нет лица: бельмо. Если вам скажут: так никто не делает (не одевается, не думает, и т.д.) отвечайте: - А я – кто.
В более же важных случаях – поступках –
-Et s’il n’en reste qu’un – je serai celui-la.*
(* «И если останется лишь один – им буду я», фр., это из Виктора Гюго)
Не говорите “немодно”, но всегда говорите: неблагородно. И в рифму – и лучше (звучит и получается).
Не слишком сердитесь на своих родителей, - помните, что и они были вами, и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством.
Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (ваших) сорока лет. А тогда – рука не подымется!

Увидя на дороге камень – убирайте, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос, и из сочувствия (себе в другом) – убирайте.

Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае.
Стесняйтесь – не уступить.

Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть – и т.д.)

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы стойте с опущенными глазами, или с поднятыми – и протянутой рукой.

Не отзывайтесь при других иронически о своем любимом животном (чем бы то ни было – любимом). Другие уйдут – свой останется.

Книгу листайте с верхнего угла страницы. – Почему? – П.ч. читают не снизу вверх, а сверху вниз.
Кроме того – это у меня в руке.

Наклоняйте суповую тарелку к себе, а не к другому: суп едят к себе, а не от себя; 2) чтобы, в случае беды, пролить суп не на скатерть и не на vis-a-vis, а себе на колени.

Когда вам будут говорить: - Это романтизм – вы спросите: - Что такое романтизм? – и увидите, что никто не знает, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются им! Запускают (…) вам в лоб!) слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
Романтизм – это душа.

Когда вас будут укорять в отсутствии «реализма», отвечайте вопросом:
- Почему башмаки – реализм, а душа – нет? Что более реально: башмаки, которые проносились, или душа, которая не пронашивается? И кто мне в последнюю минуту (смерти) поможет: - башмак?
- Но подите-ка покажите душу!
- Но (говорю их языком) подите-ка покажите почки или печень. А они все-таки – есть, и никто своих почек глазами не видел.
- Кроме того: что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не – не – не-
- А – болит.
Это и есть – душа.

Мозг слишком умный: он знает, что не от чего грустить.

Чем люди пишут стихи и чем их понимают? (Довод в пользу души.)

Журавль и синица.
Нет, ложь, ложь и глупость: что делать с синицей и вообще – с птицей в руках?
Есть вещи, которые нехороши в руках, хороши – в воздухе.
Журавль например.

Не стесняйтесь в лавках говорить: - Это для меня слишком дорого. Кого ты этим обкрадываешь?
Ведь не ты ничего не стоишь, она – слишком дорого стоит.
(или)
Ведь не тебя – нет: у тебя ничего нет.
(NB! По-моему должен стесняться - лавочник.)

Милое дитя! Если ты – девочка, тебе с моей науки не поздоровится. (Как не поздоровилось – мне.)
Да если и мальчик – не поздоровится. Девочку, так поступающую, «никто» не будет любить. (Женщин любят – за слабости – и погрешности – и пороки). Мальчик – займет последнее место в жизни (и в очереди!).
Но есть места – над жизнью, и есть любовь – ангелов.»

Прим. Текст «Открытого письма» для несостоявшегося эмигрантского детского журнала. Обычно упоминается по первой строке «Милые дети».

mahlrah2008.livejournal.com

Эссе по афоризму Марины Цветаевой (Открытое письмо М.И.Цветаевой к детям)

Транскрипт

1 Эссе по афоризму Марины Цветаевой (Открытое письмо М.И.Цветаевой к детям) Я согласна с мнением М. Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, и вы будете ими». Родители это те люди, которые очень сильно нас любят, ничего не жалеют, стараются помочь. К ним нужно относиться с глубоким уважением, ведь они с первых минут нашей жизни заботятся о нас, помогают в чем-то, дарят нам свое тепло, доброту и ласку. Да, конечно, у всех бывают разногласия с родителями. Но, я считаю, что надо прислушиваться к их мнению. Ведь они были такими же детьми, как и мы, и прошли через все трудности, с которыми сейчас сталкиваемся мы, их дети. Поэтому родители пытаются подсказать нам, что делать, как поступать в той или иной ситуации, чтобы не сделать больших ошибок. И, порой, нам это не нравится, так как меняется время, наши предпочтения совершенно отличаются от предпочтений родителей. Простой пример: родители просят убраться в доме или помыть посуду. Многим подросткам это не нравится, им лень, поэтому сразу начинаются возмущения, которые могут привести к ссоре. Но ведь подумайте, родители хотят приучить нас к дальнейшей жизни, пытаются сделать ее лучше: уборка в доме прививает в детях любовь к чистоте. А то же возвращение домой к определенному времени! Родители тем самым пытаются уберечь нас от каких-либо проблем. Поэтому мы должны ценить наших родителей, уважать, принимать все их советы, выполнять просьбы. Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, и вы будете ими. Это высказывание действительно задело меня. Я задумалась над отношениями нынешних детей и их родителей. В современном мире дети, подростки совсем не уважают родителей, они думают лишь о себе, о том, как они выглядят, какие у них гаджеты и куда бы съездить этим летом. Можно сказать, что они воспринимают своих родителей, как доход, и это не очень правильно. Из-за этого происходит множество ссор, когда дети считают, что родители дают им мало возможностей. И они совершенно не понимают, что на самом деле таится в родительском сердце. На родителей нельзя сердиться, их надо беречь. Это наши самые родные люди, которые любят нас такими, какие мы есть. Им одним не все равно, что происходит в нашей жизни. Родители действительно радуются нашим удачам и переживают за нас, когда мы попадаем в беду. Какими бы они не были, они всегда будут поддерживать и никогда не предадут мы никогда не получим столько любви, как дома в кругу семьи, где самые тѐплые и искренние отношения. С самого рождения мы живѐм с людьми, которые оберегают нас на протяжении всей жизни. Когда мы были маленькими и ничего не понимали в этом мире, они учили нас всему, учим познавать мир, объясняли новое и далеко не известное для нас. Как утверждают психологи, в будущем мы, т. е. будущие родители, будем также относиться к своим детям, как сейчас относятся к нам наши родители. Мы также будем помогать, учить хорошим манерам и добрым делам, оберегать

2 2 от проблем Ведь кто, кроме родителей, научит, в первую очередь, детей жить! Действительно, можно сказать, что родители это самые дорогие, самые родные в мире люди. Не сердитесь на них, не будьте равнодушными к ним! Помните, что они хотят для нас только самого лучшего! В конце хочу сказать, что родительская любовь самая чистая и нежная, и если есть на земле человек, который никогда не оставит тебя одного, так это только мама. Жаль, что большинство людей понимают это только тогда, когда еѐ же нет. Когда ты уже не можешь обнять еѐ, поговорить обо всем на свете, рассказать о своих проблемах и просто не услышать еѐ самые честные и добрые слова. Я призываю всех, любите и цените своих родителей, пока они живы и пока они рядом Учащаяся 11 класса ГУО «Гимназия 1 г. Любани» Максимович Татьяна Руководитель: учитель учебного предмета «Русский язык и литература» ГУО «Гимназия 1 г. Любани» Рощеня Людмила Аркадьевна

3 3 Сочинение рассуждение по афоризму М.И.Цветаевой «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черѐд» писала Марина Цветаева в одном из своих стихотворений. Ни для кого не секрет, что многие поэты обладают даром предвидения, и об этом можно судить по их произведениям, каждая строчка в которых оказывается пророческой. К числу таких авторов относится и Марина Цветаева, которая славилась врождѐнной интуицией и нередко в кругу своих близких произносила загадочные фразы, которые впоследствии сбывались с поразительной точностью. Марина Цветаева Эффектно и даже вычурно звучит это имя, похожее на псевдоним. Но за цветочным именем израненная душа, скитающаяся в бесконечности страстей. Везде не дома, всегда не богата и, в общем-то, не слишком удачлива. Как многие поэты, Цветаева охотно верила "знакам судьбы". Полночь, листопад, суббота она прочитала этот горестный гороскоп легко и отчѐтливо. Рябина навсегда вошла в еѐ поэзию. Пылающая и горькая, на излѐте осени, она стала символом судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения. Но уже тогда, в ранней юности, Марина Цветаева догадалась, что еѐ поэзия по духу своему мятеж, пожар, ракета, что она по сути своей вперекор всему: и покою сна, и тишине святилищ, и фимиаму славы, и даже пыли забвения. О, она была уверена, что пожар всѐ равно разгорится, а стихам еѐ "настанет свой черѐд". Самое удивительное это, конечно, еѐ полнейшая уверенность, что сроки исполнятся: настанут дни (хоть через сто лет!), и еѐ стихи, те самые, что лежат "в пыли по магазинам", нечитанные, немые, погребѐнные, они, как засыпанные пеплом угли, вспыхнут, и грозное зарево поэтического мятежа будет видно очень далеко. Сама поэтесса неоднократно говорила о том, что не знает, кто или что управляет ее сознанием во время создания произведений. Словно бы рукой, в которой зажат карандаш, водит потусторонняя сила. Именно так, по еѐ словам, в 1913 году на свет появились строки «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», в которых Цветаева предсказала свою собственную судьбу и предопределила участь творческого наследия, в которое сама толком не верила. Путь Марины Цветаевой в поэзию был тернист. Первые сборники пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал и не берѐт». В начале двадцатого века женщины в литературе воспринимались с огромной долей скептицизма, поэтому выдающиеся поэтессы этого периода Марина Цветаева и Анна Ахматова вынуждены были в прямом смысле слова отвоевывать своѐ место под солнцем. Однако если Ахматова сумела покорить публику своей любовной лирикой, которая оказалась очень откровенной и лишѐнной жеманства, то произведения Цветаевой ждала совсем другая участь. Действительно, ее стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Позже была эмиграция и долгие 17 лет, проведенные за границей, за время которых русский

4 4 символизм полностью себя изжил, а имя Цветаевой было вычеркнуто из русской литературы. Все это поэтесса предвидела, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черѐд». И это действительно произошло, когда после трагической гибели поэтессы прошло много лет. Еѐ стихи за это время совершенно не изменились, однако они стали понятны и доступны новому поколению читателей, которые нашли их понастоящему талантливыми и самобытными. Пророчество сбылось Цветаева сегодня один из самых любимых и читаемых поэтов. Она прожила менее полувека, начала серьѐзно писать приблизительно в шестнадцать лет и за три десятилетия напряжѐнного непрерывного труда оставила такое литературное наследие, с которым по масштабу и духовной напряжѐнности мало что может сравниться. Сотни стихов, пьеса, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза... Мариной Цветаевой создан совершенно неповторимый поэтический мир. Еѐ оригинальный голос чисто и ясно звучит среди пѐстрого многоголосья школ и течений "серебряного века". Лирика Цветаевой это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру, выражаемой требовательно, страстно, а иногда и с дерзостью гордого вызова. И это несмотря на то, что в поэзии есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце. Общая тональность еѐ лирики мажорная, даже праздничная, и меньше всего в ней пассивной элегичности. Это очень типично для Марины Цветаевой всѐ своевольно и властно подчинять собственной мечте. Мне кажется, что и сегодня произведения поэтессы по-прежнему напоминают «брызги из фонтана» и «искры из ракет», так как Цветаева смогла вдохнуть в них жизнь, которую так любила. При этом тема загробного существования, которой увлекалась поэтесса, придала еѐ произведениям магическое очарование и вселила уверенность в том, что даже после смерти люди продолжают существовать если и не в своей физической оболочке, то в памяти других. Или же в собственных стихах, которые являются самым лучшим напоминанием о тех, кто ушел. На мой взгляд, надежда Марины Ивановны Цветаевой на признание своей поэзии сбылась. Ее стихи уважают и любят. Читатели не «проглатывают» еѐ творчество, а наслаждаются и восторгаются каждой каплей стихотворений поэтессы, точно «дорогим вином». Сегодня Марина Цветаева по праву считается одной из выдающихся русских поэтесс «серебряного века», еѐ произведения переведены на многие языки мира, а рифмованное предсказание «Моим стихам, написанным так рано», высечено на одном из зданий в нидерландском городе Лейден как символ того, что поэзия бессмертна. Учащаяся 10 класса ГУО «Заболотский УПК ДС СШ» Борейко Алѐна Руководитель: учитель учебного предмета «Русский язык и литература» ГУО «Заболотский УПК ДС СШ» Комушенко Наталья Владимировна

5 5 Сочинение-рассуждение Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, и вы будете ими Мои мама и папа самые лучшие люди на свете. Сколько себя помню они всегда рядом. Вот я маленькая бегу по дорожке за яркой бабочкой и не замечаю ничего вокруг. Еще секунда я упаду, разобью коленки. Но сильные руки отца подхватывают меня в последнее мгновение перед падением, и я, словно бабочка, взмахиваю в воздухе. С детства папа всегда рядом со мной и сестрами, он в любую минуту готов подхватить нас и уберечь от невзгод, закрыть своими руками от беды и несчастья, защитить нас. Мама, мамочка К тебе мы бежим, когда больно и обидно, когда хочется посекретничать, ты хранишь все наши тайны, знаешь наши обиды и ошибки. С тобой я переживала свою первую безответную любовь. Именно благодаря тебе, я поняла, что лучшее в моей жизни еще впереди. Я смотрю на своих родителей и любуюсь ими: они самые лучшие, они самые красивые, они мои родители. Конечно, я скорее хочу стать независимым человеком, вступить в самостоятельную жизнь, многие вопросы решать сама. Наверное поэтому, я иногда спорю с родителями, бываю несдержанной, могу нагрубить, вспылить. Но проходит время, и я понимаю, что мама и папа хотят уберечь меня от необдуманных поступков, хотят защитить от неприятностей и бед. Их можно понять: за их плечами немалый жизненный опыт, они просто хотят счастья своим детям. Мы часто пренебрегаем словами родителей, считаем, что они просто не знают, не понимают современной жизни, а мы в ней разбираемся лучше. Но проходит время, и ты понимаешь, что ошибался, что они, мама и папа, были сто раз правы. Главное понять это вовремя и успеть попросить прощения, успеть сказать самым дорогим людям, что любишь их. Это самое большое вознаграждение для них. В любом случае, других родителей у нас не будет и никто больше на всѐм белом свете не сможет нас любить так же. И сколько бы нам ни было лет, мы до конца их дней будем оставаться для родителей детьми. И в какой-то момент жизни мы все-таки поймем их, убедимся, что они были правы. Моя искренняя и теплая любовь к родителям подталкивает меня к тому, чтобы просить прощения, извиняться. Ведь они самое дорогое, что есть у меня в жизни. Не было бы их не было бы и меня. А сегодня я мечтаю о том, чтобы у меня была такая же большая и дружная семья, как у моих родителей. Чтобы и я умела прощать и любить своих детей, как воспитывают, любят и уважают своих детей мои мама и папа. Учащаяся 10 класса ГУО «Уречская средняя школа 2» Финке Юлия


docplayer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о