Маслоу модель: Иерархическая модель мотивов по А. Маслоу

Иерархическая модель мотивов по А. Маслоу

13.06.2020

Идеологом и автором одной из популярных современных классификаций потребностей является А. Маслоу, который считал, что хотя человек детерминирован биологически и обладает врожденными, раскрывающимися в процессах созревания потенциями, он, однако, принципиально отличается от всех остальных животных своей способностью и даже потребностью ценностной самоактуализации.

А. Маслоу выдвинул идею, что пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько «толкается изнутри», сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основу позиции А. Маслоу составляет принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

  1. физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;
  2. потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;
  3. потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;
  4. потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении;
  5. потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

Как видим, иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших — потребностями роста.

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями:

  • высшие потребности генетически более поздние;
  • чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
  • жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.;
  • высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;
  • удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

С точки зрения психологии развития восходящей иерархии мотивов соответствует определенная последовательность их проявления в онтогенезе (рис. 87).


Ключевые слова: Маслоу, Мотивы

Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.

Материалы по теме

Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Мотив как побуждение

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Мотивы преступлений

Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016

Исходные посылки трансперсональной психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Мотив как намерение

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Мотивация труда: мотивы и стимулы

Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»

Теория самоактуализации Маслоу

Литвак М.Е., Профессия психолог

Мотив как состояние

Мотивация и мотивы, Ильин Е.П

Модель человеческих потребностей а. Маслоу.

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)[2].

Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.

Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980-х. Работа по изучению человеческих потребностей, которой он посвятил почти половину жизни, уложилась благодаря их стараниям в простой, схематичный рисунок. Тогда как сам Маслоу посвятил описанию потребностей не одну работу.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие.

Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет.
Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

    Иерархия потребностей Маслоу – BusinessBalls.com

    Мотивационная модель. Что такое иерархия потребностей Маслоу?

    Абрахам Маслоу разработал модель иерархии потребностей в 1940-50-х годах в США, и теория иерархии потребностей остается актуальной и сегодня для понимания человеческой мотивации, обучения управлению и личного развития .

    Действительно, идеи Маслоу, касающиеся Иерархии Потребностей, касающиеся ответственности работодателей за создание условий на рабочем месте, которые поощряют и позволяют работникам реализовать свой собственный уникальный потенциал (самореализация), сегодня более актуальны. чем когда-либо.

    • Каждый из нас руководствуется потребностями.
    • Наши основные потребности являются врожденными и развивались на протяжении десятков тысяч лет.
    • Иерархия потребностей Абрахама Маслоу помогает объяснить, как эти потребности мотивируют всех нас .
    • Иерархия потребностей Маслоу утверждает, что мы должны удовлетворять каждую потребность , по очереди, начиная с первой, которая связана с наиболее очевидными потребностями самого выживания.
    • Только когда потребности низшего порядка в физическом и эмоциональном благополучии удовлетворены, мы начинаем заниматься потребностями более высокого порядка во влиянии и личном развитии.
    • И наоборот, если вещи, удовлетворяющие наши потребности низшего порядка, отметаются, мы больше не заботимся о поддержании наших потребностей более высокого порядка.

    Первоначальная модель иерархии потребностей Маслоу была разработана в период с 1943 по 1954 год и впервые была широко опубликована в журнале Motivation and Personality в 1919 году. 54. В то время модель иерархии потребностей включала пять потребностей. Эта оригинальная версия остается для большинства людей окончательная иерархия потребностей.


    Загрузите эту схему здесь:

    • Схема в формате PDF
    • Диаграмма DOC

    «Пять потребностей», выявленных Маслоу

    1. Биологические и физиологические потребности — воздух, еда, питье, кров, тепло, секс, сон и т. д.
    2. Потребности в безопасности — защита от стихии, безопасность, порядок, закон, пределы, стабильность и т.д.
    3. Потребность в принадлежности и любви — рабочая группа, семья, привязанность, отношения и т.д.
    4. Потребность в уважении — самооценка, достижения, мастерство, независимость, статус, доминирование, престиж, управленческая ответственность и др.
    5. Потребности в самореализации — реализация личного потенциала, самореализация, стремление к личному росту и пиковому опыту

    Там, где иерархия потребностей Маслоу показана с более чем пятью уровнями, эти модели были расширены за счет интерпретации работы Маслоу другими людьми. Эти расширенные модели и диаграммы показаны ниже в виде адаптированных семи- и восьмиступенчатых пирамидальных диаграмм и моделей иерархии потребностей.

    • Для получения расширенной статьи об иерархии Маслоу в нашем разделе самосознания нажмите здесь.
    • См. также бесплатную викторину Маслоу по иерархии потребностей, которую можно использовать для проверки/закрепления знаний, предлагаемых в этой статье.

    Далее: Теория ожидания Врума

    Модель Маслоу применительно к социальным сетям | Марша Чан

    Или как Маслоу ошибается

    Фото Пола Прошина

    Любой, кто когда-либо проходил вводный курс психологии, слышал об иерархии потребностей Маслоу. Эта теория была разработана в 1948 Авраама Гарольда Маслоу (1 апреля 1908 г. — 8 июня 1970 г.) и применялась к различным дисциплинам, от бизнеса до образования и, конечно же, поведенческой психологии. Иерархия потребностей пытается объяснить человеческие мотивы и основана на потребности человека удовлетворять врожденные потребности в порядке приоритета, начиная с основных физиологических потребностей и заканчивая самоактуализацией (Asher, 2014).

    Иерархия потребностей Маслоу. Первые четыре потребности — физиологические потребности, безопасность, принадлежность и уважение — известны как потребности дефицита. Потребность в самоактуализации иначе известна как потребность быть.

    Хотя Маслоу никогда изначально не представлял свою теорию в виде популярной диаграммы в форме пирамиды, теория по-прежнему основана на идее о том, что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет захотеть и удовлетворить последующие потребности более высокого уровня. Это похоже на то, как вам нужно успешно выполнить все задачи на уровне 1 видеоигры, прежде чем перейти на уровень 2 (Ванде Валле, 2015).

    Хотя работа Маслоу получила широкое признание, она не подтверждается эмпирическими исследованиями. Но это захватывающая концепция, поскольку она аккуратно упаковывает хаос человеческого поведения в легко усваиваемую структуру. Люди, как и любое другое живое существо, мотивированы в первую очередь выживанием. Таким образом, легко понять, что физиологические потребности, такие как пища и вода, могут находиться в основании пирамиды потребностей. Теория Маслоу кажется интуитивной и, следовательно, правдоподобной.

    Но та же самая простота делает неправильным . Среди многих критических замечаний:
    1. Потребности часто преследуются неиерархически
    2. Теория не рассматривает роль социальных связей.

    Эд Динер, автор книги « Счастье: раскрытие тайн психологического богатства» и психолог из Университета Иллинойса, провел исследование, опубликованное в Журнале личности и социальной психологии, которое подтвердило теорию Маслоу о том, что существуют универсальные потребности, которые применимы независимо от культуры. Однако это противоречило предположению Маслоу о том, что люди преследуют и удовлетворяют свои потребности в строгом порядке (Cherry, 2015).

    «Хотя самые основные потребности могут привлечь наибольшее внимание, когда у вас их нет, — объясняет Динер, — вам не нужно их удовлетворять, чтобы получать выгоду [от других]». Например, даже когда мы голодны, мы можем быть счастливы с нашими друзьями. «Они как витамины», — говорит Динер о том, как потребности работают независимо друг от друга. «Нам нужны они все».

    Что касается второй критики, согласно статье доктора Памелы Б. Ратледж, теория Маслоу не уделяет должного внимания социальным связям и сотрудничеству в его теории мотивации человека. Связи необходимы для удовлетворения нашей самой основной потребности: выживания (Rutledge, 2011).

    Доктор Рутледж вместо этого предлагает «переработанную» версию теории Маслоу, которая исправляет ошибку иерархической структуры и необходимость связи. Потребность в принадлежности не является потребностью третьего уровня, это потребность первой необходимости. Все человеческие потребности зависят от человеческих связей. С самого начала мы не смогли бы охотиться на оленей, пасти коров, собирать урожай или испытывать любовь без общения и сотрудничества. Следующая диаграмма предлагает более реалистичную модель множественных путей через социальные связи для удовлетворения наших психологических потребностей (Rutledge, 2011).

    Переработанная версия модели Маслоу, разработанная Памелой Б. Ратледж и учитывающая важность связи.

    Итак, как появляются социальные сети?

    Модель Маслоу и связанные с ней платформы социальных сетей

    На изображении выше показана попытка применить теорию Маслоу к платформам социальных сетей. Кажется, что он игнорирует лежащую в основе теорию иерархии, поскольку, если мы предположим, что иерархическая структура Маслоу верна (против чего я уже выступал), это будет означать, что человеку нужно будет получить учетную запись LinkedIn, прежде чем он даже подумает о ее получении. аккаунт в фейсбуке! Вам понадобятся четыре разные учетные записи в социальных сетях (LinkedIn, Facebook, Google+ и Twitter), прежде чем вы даже подумаете о ведении блога на Tumblr или WordPress. Однако, поскольку по состоянию на январь 2016 года насчитывается примерно 1,55 миллиарда пользователей Facebook и всего 100 миллионов пользователей LinkedIn, можно предположить, что эта иерархия социальных сетей могла бы лучше подходить, если бы она приняла форму «перестроенной» версии доктора Рутледжа (Statistica, 2016). ). Другими словами, как и теория иерархии Маслоу, она неверна.

    Социальные сети — это просто новый (относительно) новый инструмент для удовлетворения нашей врожденной потребности в общении с людьми. Поведение человека адаптируется к окружающей среде, чтобы удовлетворить наши психологические потребности. Мы стремимся удовлетворить эти потребности в рамках технологических ограничений нашей среды. Социальные связи и сотрудничество находятся в центре человеческой мотивации. До дня телефона люди удовлетворяли свою потребность в социальных связях, встречаясь, чтобы поговорить. Когда был изобретен телефон, мы использовали телефон, чтобы общаться с друзьями на расстоянии. Опять же, когда технологические ограничения изменились с изобретением Интернета, люди использовали социальные сети, чтобы удовлетворить свою потребность в человеческом общении. Эти новые модели поведения — использование телефона или текстовых сообщений вместо разговора лицом к лицу — просто новые способы, которые позволяют людям действовать в соответствии с существующими мотивами и целями. В социальных технологиях нет ничего принципиально нового; Facebook и общение лицом к лицу функционально одинаковы (Rutledge, 2011).

    Технология — это инструмент, который способствует достижению целей человека. Это как автомобиль; он по-прежнему доставляет меня из точки А в точку Б, просто с ускоренной скоростью (Denning, 2012). Социальные сети просто бесконечно облегчают людям установление социальных связей как средство достижения других целей.

    Ссылки:

    Ашер, Н. (2014). Иерархия потребностей Маслоу в социальных сетях. Получено 29 января 2016 г. с http://roarlocal.com/maslows-hierarchy-social-media/

    Cherry, K.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *