Функции самосознания: Что такое самосознание: понятие, структура, функции

Содержание

7. Самосознание, его структура и функции

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности.

 Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.  Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

  Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка. 

В основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается, то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное«Я».  Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.  Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации.

Выделяют следующие феномены:  1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения) —  в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание.   2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д. —   волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.  3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний — родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.
  ;  4) система контроля за ребенком:  контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.  Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений. Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля может трансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальность поведения. ;  5) система межкомплиментарных отношений — характер отношений, складывающихся между родителями и ребенком 6) семейная идентичность, т.
е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье — речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка;  7) механизм идентификации: одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т.е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты. Действие этого механизма хорошо проиллюстрировано 3. Фрейдом в его теории психосексуального развития ребенка, в частности на третьей – фаллической стадии развития

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно. 

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве.  Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда)

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. 

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.  

О структуре самосознания

В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.

О функции самосознания

Ведущая функция самосознания – это саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своем поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Эта формула в значительной мере обусловливает самодостаточность личности, степень ее уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание ограничений этой свободы.

Адаптивные функции самосознания — Психология стимулирования (Психология)

Тема 17. Адаптивные функции самосознания

1. Личность, самосознание и адаптация

2. Поструктуры и функции Я-концепции

3. О единицах самосознания

4. Ситуативные Я-образы и их адаптивные функции

5. Дифференцированная защита подструктур самосознания

6. Активизация Я-концепции и регуляция адаптивного поведения

1. Личность, самосознание и адаптация

Предложено несколько различных, в некоторых отношениях несовместимых концепций о происхождении и сущности самосознания или Я-концепции.  Нашей задачей является рассмотрение структуры и функции самосознания или Я-концепции личности (эти термины используются как синонимы) с позиций принципов  и с применением понятий теории социально-психической адаптации личности.

Об онтогенетической очередности возникновения сознания и самосознания в советской психологии существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них, принадлежащей В.М.Бехтереву, простейшее самосознание предшествует сознанию, т.е. осознанию предметов внешнего мира. Под самосознанием в таком случае понимают неясное чувствование собственного существования.

Вторая точка зрения представлена в работах Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. Эти авторы считают, что самосознание ребенка возникает только в возрасте 2-3 лет, в связи с развитием речи и общей самостоятельности.

Более обоснованной развиваемую некоторыми авторами третью точку зрения, согласно которой самосознание возникает одновременно с сознанием, поскольку, как говорил И.М.Сеченов, одновременно с ощущениями, вызванными внешними предметами, ребенок уже в начале онтогенеза получает ощущения от своих органов.

Мы предлагаем провести четкое различие между самосознанием и самознанием индивида. Вышеприведенная мысль И.Сеченова, повторяемая современными исследователями (например, П.Р.Чаматой), относится не к самосознанию в собственном смысле слова, а к самознанию, которое может быть подсознательным. В начале онтогенеза знания индивида о себе являются подсознательными, накопление таких знаний является одним из первоначальных механизмов формирования онтогенетической подсознательной сферы психики. Самознание только тогда становится самосознанием, когда оно превращается в объект осознания, сознательного внимания личности. Такой процесс, как убеждают нас литературные данные и наши собственные наблюдения, происходит позже, начиная примерно с годовалого возраста, но наиболее бурное развитие получает с конца второго года постнатального онтогенеза. 

Так как структура самосознания личности приобретается в ходе ее онтогенетической социализации, то она является частью ее приобретенного опыта. Это означает, что данная подструктура личности в аспекте своего психологического существования по сравнению с другими приобретенными психическими содержаниями не должна иметь сколько-нибудь отличающихся особенностей. Структура самосознания или Я-концепции актуально имеет преимущественно подсознательное существование, так как особенно четкое и возможно полное осознание собственной личности и собственных переживаний, психических процессов и действий от человека требуется только в ответственных проблемных ситуациях. Ограничение объема одновременно осознаваемых содержаний из структуры Я-концепции в значительной мере обусловлено известным феноменом «узости сознания», которая оказывается, таким образом, целесообразным механизмом психической активности человека. В тех случаях, когда актуальное осознание собственного «Я» отсутствует, мы не можем предположить что-либо иное, как сохранение Я-концепции вне сферы сознания, т.е. подсознательно. Причем современные исследования сна и сновидений свидетельствуют о том, что в этом особом подсознательном состоянии, в процессах сновидной психической активности иногда достаточно ясно проявляются элементы или целостные подструктуры Я-концепции.

2. Поструктуры и функции Я-концепции

Прежде чем изложить существующие представления о подструктурах Я-концепции и их взаимных связях в пределах единой системы Я – Я-концепция, сформулируем нашу основную гипотезу, в свете которой и будет осуществлено дальнейшее рассмотрение различных аспектов проблемы самосознания. Эта гипотеза сводится к следующим основным утверждениям: 1) Я-концепция является результатом социализации и социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности; 2) особенности Я-концепции и ее отдельных структур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования; 3). в структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры.

Для адекватного ответа на вопрос, в каких адаптивных процессах возникает необходимость изменения и развития Я-концепции, следует различать:  1) адаптацию личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация; 2) адаптацию путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная «адаптация», бегство, поиск новых, более удобных и благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей стратегия; 3) адаптацию с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Каждая из этих адаптивных стратегий имеет свои разновидности и варианты.

Третья разновидность может осуществляться: а) путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания ее непроблемного субъективного образа; б) путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции. Адаптивные подструктуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии. Такой подход является конкретизацией общего марксистского положения, согласно которому Я человека имеет социальную природу.

Согласно современным представлениям, Я-концепция личности имеет сложную структуру. В нее входят: образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных форм и процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах личности следует описать эти ее подструктуры и раскрыть их адаптивные функции и возможности. Следует иметь в виду так называемые «измерения» Я-концепции, выделенные Ш.Самуэль: образ тела, «социальное» Я, «когнитивное» Я и самооценку личности.

Схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Он является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не «аналогами Я на уровне организма», а полноценными «блоками» или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепции, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста, когда физическое развитие человека почти завершается), тогда как самочувствие более динамично: оно есть поток переживаний, отдельные «отрезки» которого сходны на относительно коротких отрезках жизненного пути, поскольку относительно устойчиво переживаемое личностью содержание – отражение собственного тела и его функционирования, динамических состояний.

2. Настоящее (актуальное) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Эта система приписываемых себе в данный «момент» ее жизни качеств. Мы говорим о приписываемых свойствах, поскольку представления человека о своих физических и особенно о психических качествах не всегда точно отражает его реальные качества. Более того, реальные свойства и качества личности нередко отражаются в ее сознании искаженно, причем могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества. Тем не менее представление человека о том, каким он является в данный отрезок своей жизни (его реальное Я или, точнее говоря, его актуальный, относительно устойчивый Я-образ), играет огромную роль в его жизнедеятельности: мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т. д.

Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются, то и настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и , тем самым, адаптацию личности.

3. Динамическое Я. Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции.

4. Фантастическое Я. В эту подструктуру входит представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

5. Идеальное Я, адаптивные возможности личности и «синдром Пеле». Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно.

6. Будущее или возможное Я. Эту подструктуру Я-концепции М.Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Считается, что этот тип может резко отличаться от идеального Я: человек может стремиться стать героем, в то же время чувствует, что становится мещанином. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

7. Идеализированное Я. Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас. В литературе отмечается, что «…этот образ может включать в себя компоненты и настоящего Я, и идеального Я, и будущего Я».

Приведенное определение идеализированного Я позволяет нам предположить, что оно не является устойчивой подструктурой Я-концепции. Идеализированное Я состоит из разных элементов нескольких подструктур Я-концепции. Если это так, то ясно, что идеализированное Я является ситуативным Я-образом, возникающим в особых социальных ситуациях.

8. Представляемые Я. Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, «… которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я».

Очевидно, что такие «витринные» Я-образы – а под представляемыми Я, по нашему мнению, можно понимать только ситуативные Я-образы, которые, однако, довольно устойчивы и многократно воспроизводятся в соответствующих ситуациях – являются защитно-адаптивными образованиями психики человека. Их можно назвать защитно-адаптивными подструктурами самосознания.

9. Фальшивое Я и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание – очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально-опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из  описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение. В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т.д.

Это означает, что фрустрируемое фальшивое Я приводит в движение такие защитные механизмы, которые, становясь патологизированными, приводят к еще большему углублению состояния патологизированной адаптации личности. Искаженный Я-образ препятствует правильному пониманию собственного опыта, других людей. Совершается переход от искажения самопознания к искаженному познанию окружающего мира, в первую очередь социального. Искажается восприятие межличностных отношений.

10. Соотношение между центром Я и подструктурами Я-концепции. Для понимания динамики человеческой психики следует иметь представление о том, каким образом центральная инстанция Я осуществляет контроль и управление психической деятельностью. Это необходимо также для понимания адаптивных процессов личности, для углубления нашего понимания структурно-функциональных связей внутри системы самосознания личности.

Мы считаем, что в каждой социальной ситуации центр Я личности связывается в основном с одним из устойчивых Я-образов, активизирует его и использует в качестве регулятора ролевого поведения.

Механизм избирательности связи Я с теми или иными подструктурами Я-концепции позволяет понять также сущность раздвоения или «размножения» Я: иногда между устойчивыми Я-образами возникают такие барьеры, что центр Я теряет возможность одновременного гибкого контроля над ними и переходит от одной из них к другой в зависимости от роли и ситуации ее исполнения. В психике могут образоваться различные вытесненные Я-образы, между которыми нет связи или эти связи, если они устанавливаются, односторонни (одно Я знает о другом, но второе не информировано о первом). Это означает, что центральное Я, связываясь с определенным Я-образом и активизируя его, тем самым изолируется от другой подсознательной подструктуры Я-концепции, если эти подструктуры изолированы друг от друга. Данный феномен связан с тем, что центр Я может проявлять свою активность только в связи (и при помощи) одной из устойчивых Я-образов. Других путей для него нет, поскольку оно само является итогом, обобщением всех подструктур своей Я-концепции.

Установление связи «Я – Я-образ» приводит к тому, что в социальных ситуациях актуализируются только такие ситуативные (оперативные и динамичные) Я-образы, которые являются выражениями преимущественно данного устойчивого образа.

3. О единицах самосознания

Если попытаться делать еще один шаг вглубь структуры Я-концепции, то придется поставить вопрос о единицах самосознания. Таковыми, на наш взгляд, следует считать отражения своих отдельных свойств (когнитивные элементы самосознания) и их оценки (оценочно-эмоциональные компоненты Я-концепции). Структурным элементом Я-концепции можно считать, например, такое утверждение: «У меня есть такая черта, как доброта (когнитивная часть) и я считаю ее положительной (оценочная часть)». Для анализа можно эти два аспекта каждого из элементов Я-концепции рассматривать отдельно, в зависимости от того, какую психологическую задачу мы решаем. Каждый Я-образ – ситуативный или являющийся устойчивой подструктурой Я-концепции – представляет структурную целостность, в которой элементами являются вышеописанные когнитивно-оценочные структуры. Я-концепция, в свою очередь, включает в себя ряд целостных Я-образов.

Элементы, из которых состоит самосознание, бывают различных типов. Можно выделить по крайней мере две группы таких элементов: 1) такие элементарные когнитивно-оценочные структуры, которые являются моновалентными: в них однозначное знание сочетается с однозначной устойчивой оценкой отражаемого свойства; 2) амбивалентные или мультивалентные по оценкам элементы. Такую амби- или мультивалентность можно назвать аксиологической или оценочной. Например, одна и та же черта личности когнитивно описывается ею однозначно, но в связи с различными деятельностями или социальными ролями оценивается по-разному, иногда – противоположным образом.

4. Ситуативные Я-образы и их адаптивные функции

Ситуативные Я-образы являются теми динамическими оперативными самоотражениями, которые непосредственно участвуют в реальной жизнедеятельности человека, являясь актуализациями различных аспектов Я-концепции. Они гибко меняются и осуществляют непрерывную адаптацию личности к меняющимся ситуациям жизни. Однако изменения и смену этих оперативных Я-образов вызывают только те ситуации, которые предъявляют требования к личности, т.е. являются для нее проблемными. Если, например, человек стоит у окна движущегося поезда и смотрит на сменяющиеся пейзажи и если вокруг него больше ничего не меняется, то его ситуативный Я-образ в течение этого времени может оставаться устойчивым (при условии, что он не вспоминает какие-либо прошлые проблемные ситуации).

Поэтому, как и вся Я-концепция (мы это показали в предыдущем параграфе), каждый «мгновенный» ситуативный Я-образ состоит из когнитивных элементов (отражений своих психических свойств и качеств и их ассоциаций-гештальтов, например, образа тела и самочувствия), из эмоциональных процессов (переживаний названных когнитивных элементов) и из актов самоконтроля, в том числе осознанных и словесно выраженных, как, например, «я не должен лгать»; из актов саморегуляции поведения, например, осознанного или подсознательного регулирования позы, речи и ее переметров и т. п.

В этой связи следует подчеркнуть еще раз, что эти чувства, входящие в состав ситуативно переживаемых Я-образов, являются комплексными, а в целом Я-образ является когнитивно-эмоциональным комплексом. Из всей сложнейшей структуры Я-концепции в данной ситуации в сфере сознания воспроизводятся те содержания, которые необходимы для адаптации в данной ситуации. С другой стороны, если социальная ситуация для личности совершенно новая, то Я-образ с необходимостью включает и новые элементы всех трех вышеуказанных типов. Если речь идет, например, о первой встрече с совершенно незнакомыми людьми, то индивид старается узнать их мнение о себе, те оценки, которые они дают его образу. Эти когнитивные элементы порождают определенные эмоциональные переживания.

5. Дифференцированная защита подструктур самосознания 

В психоанализе принята точка зрения (наиболее четко она представлена в упомянутой работе А..Фрейд «Я и защитные механизмы»), согласно которой защитные механизмы являются «инструментами» Я для защиты против неприемлемых тенденций, исходящих из Оно. А.Фрейд исходит из представлений З.Фрейда о структуре психического аппарата человека, якобы состоящего из трех относительно самостоятельных подструктур или инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. Эту концепцию мы кратко изложили во второй главе настоящего труда. Однако эта концепция в целом неприемлема для нас. Однако специальному анализу подлежит вопрос о соотношениях между Я-концепцией, Я-образами и защитными механизмами. При рассмотрении этого вопроса следует исходить из положения, согласно которому в психологической защите больше всего нуждается Я-концепция личности, поскольку именно она чаще всего подвергается фрустрирующим внешним и внутренним воздействиям. По существу, как мы отмечали раньше, нет ни одного случая фрустрации обладающей развитым самосознанием личности, которая не затрагивала бы такие важные компоненты Я-концепции, как самооценка, самоуважение, притязания и т.п. Поэтому можно сказать, что все защитные механизмы служат для сохранения, усиления и обогащения положительно оцениваемых аспектов самосознания. Можно, конечно, выдвинуть проблему: специализированы ли отдельные защитные механизмы для защиты отдельных компонентов личности и ее самосознания? Можно ли сказать, например, что рационализация для себя служит преимущественно для поддержания высокого самоуважения личности, а замещающая агрессия в виде поиска «козла отпущения» – для ослабления напряженности в системе личности вообще? Эта проблема подлежит специальному рассмотрению на основе анализа эмпирического материала (в том числе клинического).

Что касается связей защитных механизмов с ситуативными Я-образами, то об этом можно высказать ряд предположений: а) если личность подвергается воздействию фрустраторов тогда, когда имеет четкий актуализированный Я-образ, тогда включение в активность других структур личности происходит быстро и защитные механизмы немедленно активизируются; б) фрустрация личности обычно приводит к появлению четкого Я-образа, поскольку личность оказывается в проблемной ситуации; в) психическая защита частично осуществляется под контролем Я-образа, поэтому нельзя считать правильной встречающуюся в литературе точку зрения, согласно которой психическая защита будто бы протекает полностью неосознанно. Этот процесс, на наш взгляд, и на подсознательном уровне находится под контролем Я-концепции, а на уровне сознания – под контролем актуализированных ситуативных Я-образов. Данное предположение представляется нам верным, поскольку без подобного контроля «центра Я» было бы совершенно непонятно, каким же образом выбираются одни, а не другие защитные механизмы, работа которых в определенный момент прекращается или возобновляется? Например, при осуществлении аргументации выбор аргументов должен управляться с центра Я, иначе было бы непонятно, каким образом данный процесс становится целенаправленным.

Некоторые защитные механизмы более непосредственно служат Я-образам личности. Таковы в первую очередь идентификация, проекция и интроекция. Но другие защитные механизмы почти не способствуют сохранению и подкреплению Я-образа.

Защитные механизмы не только служат Я-концепции и Я-образам. Они могут стать их структурно-функциональными компонентами, как это мы показали на примере «витринных» Я. Мы считаем также, что в вербальных содержаниях Я-концепции могут быть рационализации, проекции и их результаты. Поэтому каждый раз, когда человек описывает свою личность и дает оценку своим психическим и физическим качествам, он одновременно осуществляет психическую защиту. Вот почему феноменологические данные о психической жизни, получаемые в первую очередь путем самонаблюдения, подлежат критическому анализу и оценке. Получив такие данные, следует найти в них следы психической самозащиты. Однако включить полностью все защитные механизмы в структуру Я-концепции и ее актуализированных оперативных Я-образов нельзя: только некоторые из защитных механизмов являются «сцепленными» с Я-механизмами психической активности.

Конфликты между подструктурами самознания

Ещё посмотрите лекцию «20 Показательная и логарифмическая функции» по этой теме.

Между образами Я, входящими в Я-концепцию, нередко образуются конфликтные отношения, которые можно считать разновидностями внутренних конфликтов личности. Естественно, что для их разрешения должны протекать адаптивные процессы, в конце концов приводящие к изменению Я-концепции и личности в целом. Типичными являются конфликты между идеальным Я и актуальным или реальным Я личности. Поскольку идеальное Я еще предстоит осуществить, между ним и актуальным Я всегда существуют различия, но они могут принимать конфликтный характер. Это имеет место, например, в том случае, когда в идеальном Я представлена определенная черта, а в реальном Я присутствует ее противоположность. Возникает несовместимость рассматриваемых двух образов Я по этой черте, которая носит конфликтный характер. Подобного рода различия между структурными элементами образов Я определяют, в частности, с помощью семантического дифференциала.

6. Активизация Я-концепции и регуляция адаптивного поведения

С.235. Я-концепция и ее подструктуры, в том числе ситуативные Я-образы, являются, как мы показали в настоящей главе, комплексными мотивами и регуляторами поведения. Поведение человека претерпевает изменения в зависимости от четкости или нечеткости Я-образов, а также от актуализированного в них содержания Я-концепции. Анализ данных об условиях четкого осознания личностью себя поможет раскрыть новые грани процесса мотивации и регулирования адаптивных психических процессов в проблемных ситуациях. Нас интересует в первую очередь внутренняя регуляция адаптации как социально-психического процесса. Если целью регуляции поведения является адаптация личности, ее можно назвать адаптивной регуляцией социального поведения.

Наша идея состоит в том, что психика человека в лице центральных образований его Я следит за тем, как функционируют адаптивные механизмы, сравнивает реальное поведение с предварительным планом, с предвосхищаемым ходом адаптации. Поэтому и здесь действуют прямые и обратные связи, конкретную психологическую природу которых предстоит выяснить.

Уровень активности Я-концепции человека меняется в зависимости как от ситуации, так и от функционального состояния его организма (бодрствование – сон). Вполне приемлема точка зрения тех авторов, которые считают, что люди не все время заняты раскрытием, поддержкой и презентацией своего Я-образа, и приводят примеры, свидетельствующие о том, что очень часто Я-концепция не очень активна. Однако мы уже показали, что Я-концепция является хотя и динамичной, но перманентной подструктурой личности и, следовательно, актуально она преимущественно подсознательна. Поэтому, как свидетельствуют факты, поведение человека всегда в той или иной степени мотивируется и регулируется Я-концепцией на подсознательном уровне. Многочисленные свидетельства об этом предоставляет изучение сновидений. Существуют доказательства, что даже поза спящего человека регулируется его Я-концепцией. Поэтому следует провести различие между сознательной активностью Я-концепции в виде динамики актуализированных ситуативных Я-образов и подсознательной ее активностью. Если, например, все внимание человека поглощено важным делом и его сознательный образ почти отсутствует, то еще нет оснований для утверждения, будто в мотивации этой деятельности Я-концепция никакого участия не принимает.

Project MUSE — Функция самосознания в Химере Джона Барта

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

ФУНКЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ХИМЕРЕ ДЖОНА БАРТА Мэрилин Эдельштейн Государственный университет Янгстауна Большая часть недавней американской художественной литературы становится все более самосознательной, демонстрируя осознание себя как вымысла, как уловки, которая уменьшает роль центрального человеческого сознания или самости в фантастика. Вымышленный процесс находится на переднем плане большей части современной художественной литературы там, где когда-то было повествовательное человеческое присутствие. Тем не менее, как вымышленный процесс, так и человеческое присутствие выполняют в тексте сходные структурные функции, что позволяет предположить, что создание вымысла напоминает создание человеческого «я», реального или воображаемого. Предварительная реальность самосознательной фикции похожа на временную реальность «постмодернистского» «я», склонного к самоанализу, конституированного скорее процессом, чем субстанцией, множественной, изменчивой, возможно, даже иллюзорной.

Роман Джона Барта «Химера» — в высшей степени самосознательный вымысел. Использование Бартом трех центральных рассказчиков в трех частях романа — «Дуньязадиада», «Персеида» и «Беллерофониада» — выдвигает на первый план отношения между распространением идентичности и художественным самосознанием в романе. Хотя человек по определению не должен быть подвержен разделению или разделению на части без потери своей идентичности, рассказчики в «Химере», как и в разделах романа, делимы, неполны или взаимозаменяемы. Определения идентичности часто включают такие элементы, как преемственность, функциональное единство, сознание, распознаваемая память, личность или осознание. Тем не менее, все еще остается вопрос об отношении самости, сконструированной таким образом, к се//-сознательному вымыслу. И «я», и «идентичность» являются двойными терминами, используемыми как для обозначения предполагаемого психологического центра или единства, так и в качестве рефлексивных, даже математических терминов. «Самосознание» может означать сознание Я, «Я», стержневого единства, а может относиться к сознанию себя сущностью (человеком, романом).
В случае человека оба значения могут сойтись, поскольку сознание может предполагать себя, только познавая себя. В случае текста согласование обоих значений становится более проблематичным. Если текст кичится собственной искусственностью, если его даже условная реальность постоянно подрывается, если постоянно подчеркивается его авторское присутствие в тексте, а не только за ним, то такой текст принято называть «самосознательным». Связующая функция, лежащий в основе, организующий разум, будь то автор или рассказчик, вписанный в текст, можно считать «я» текста. Если это текстуально созданное «я» в чем-то аналогично человеческому «я», то, возможно, человеческое «я» есть лишь «языковая конфигурация, а не онтологическая сущность». сам по себе обычно подвергался сомнению в художественном произведении (за исключением преждевременно застенчивых романов, таких как « Дон Кихот» или « Тристрам Шенди» ). Подозрение двадцатого века в отношении концепции стабильной идентичности должно было оказать глубокое влияние на форму художественной литературы.
В то время как многие модернистские работы по-новому исследовали человеческое «я» и человеческое сознание, во многих «постмодернистских» работах усиленное лингвистическое и художественное самосознание, кажется, вытеснило озабоченность человеческим самосознанием. Тем не менее, в работах таких писателей, как Джон Барт, эти две проблемы часто пересекаются. Проблема самой репрезентации поднимается, когда кто-то пытается понять отношение человеческого «я» (или даже человеческого существа) к его кажущемуся двойнику в вымышленном персонаже. Очевидно, что трехмерный физический организм не имеет прямого отношения к ряду письменных знаков. На самом деле одно из возражений такого писателя, как Барт, по поводу обычного изображения людей в качестве персонажей в художественной литературе проистекает из его осознания редукционизма, имплицитного в лингвистических формулировках опыта. Как писал Альберт Кук, «язык для познающего себя служит своего рода ловушкой, а также своего рода инструментом, единственным, который находится в его распоряжении. Как только самосознание объективируется в слова, слова стоят со своим собственным синтаксическим порядком, своими собственными ассоциациями, вне и вне себя и его осознания». Поскольку роман развился из повествовательной, нарративной традиции, он всегда состоял из…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

[PDF] Формы и функции самосознательных эмоций

  • Джессика Л. Трейси, Р. Робинс
  • Психология

  • 2004
  • Эмоции самосознания (например, стыд, гордость) принципиально важны для широкого круга психологических процессов, однако им уделялось относительно мало внимания по сравнению с другими, более «основными»…

    Роль оценки в человеческих эмоциях: кросс-культурное исследование.

    Значительная общекультурная согласованность наблюдалась в измерениях субъективного переживания эмоций и в отношениях между этими измерениями и когнитивными оценками.

    Эмоциональные реакции на межличностное неприятие

    Исследуются семь эмоций, которые часто возникают, когда люди осознают, что их ценность в отношениях с другими людьми низка или находится в потенциальной опасности, включая обиду, ревность, одиночество, стыд, вину, социальную тревогу и смущение. .

    Медиальная префронтальная кора и возникновение самосознательных эмоций в подростковом возрасте

    • Л. Сомервиль, Р. Джонс, Эрика Дж. Руберри, Дж. Дайк, Г. Гловер, Б. Кейси
    • Психология, биология

      Психология

    • 2013

    Полученные данные показывают, что самосознание подростков связано с возрастной чувствительностью систем мозга, важных для социально-аффективных процессов, и уникальные взаимодействия между MPFC и полосатым телом могут обеспечивать механизм, с помощью которого контексты социальной оценки влияют на поведение подростков.

    Гордость и упорство: мотивационная роль гордости.

    Результаты подтверждают предполагаемую мотивационную функцию гордости, в которой эта эмоция служит стимулом для упорного выполнения задачи, несмотря на первоначальные затраты.

    Нравственные эмоции и нравственное поведение.

    В этой главе рассматривается современная теория и исследования моральных эмоций, и основное внимание уделяется триаде отрицательно окрашенных «сознательных» эмоций — стыду, вине и смущению.

    Страсти внутри разума: стратегическая роль эмоций

    • Р. Франк
    • Политология

    • 1988

    основание для действий. Но что нам делать с бескорыстными поступками в бизнесе, в личных…

    Разрешение парадокса стыда: дифференциация конкретных комбинаций оценки и чувства объясняет просоциальную мотивацию и мотивацию самозащиты показал, что люди могут реагировать как самозащитно, так и просоциально, когда испытывают стыд. Мы обращаемся к этому парадоксу, проводя различие между конкретными оценками (конкретных…

    Моральный аффект: хороший, плохой и безобразный.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *