Почему пирамида Маслоу бесполезна для маркетолога: alex_levitas — LiveJournal
Почему пирамида Маслоу бесполезна для маркетолога: alex_levitas — LiveJournal ?- Наука
- Общество
- Cancel
На занятиях по маркетингу часто изучается «пирамида Маслоу». И затем люди с дипломом маркетолога годами рассуждают о том, что «девушка купила сумочку, чтобы удовлетворить свою потребность к самовыражению».
На самом деле, иерархическая теория потребностей Маслоу (примитивной моделью которой является «пирамида Маслоу») как минимум спорна, и её не критиковал только ленивый. Наиболее убедительна критика Виктора Франкла — еврея-психолога из Вены, прошедшего через немецкий «лагерь смерти», где он весьма близко наблюдал людей, лишённых сытости и безопасности, но в то же время вполне успешно удовлетворяющих потребности с более высоких этажей «пирамиды Маслоу», хотя сам Маслоу был уверен, что это невозможно. Франкл, например, занимался в концлагере написанием книги и разработкой новой теории психотерапии — наивысшая ступень потребностей по Маслоу.
- Зато эта модель очень проста в объяснениии и хорошо выглядит на картинках, что и обусловило её популярность
- Почему девушка купила сумочку именно сейчас?
- Почему она купила именно сумочку?
- Почему она купила именно эту сумочку, а не другую?
А вот если сказать, что девушка купила сумочку, потому что днём раньше купила новое платье — Маслоу перевернётся в гробу, но зато это будет верным (или близким к истине) объяснением.
Поэтому старайтесь искать такае вот простые и жизненные объяснения, если Вы маркетолог — и старайтесь работать с маркетологами, которые мыслят в подобном ключе, а не пересказывают теории Маслоу и «хайдиного дедушки», если Вы наниматель.
Это работает, господа. Это правда работает.
P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой»
P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров – Москва, Тольятти, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Киев, Харьков
Tags: Маркетинг, Технология
Subscribe
Самый главный семинар 2019 года — для руководителей и владельцев бизнеса
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие…
Самый главный семинар года — для руководителей и владельцев бизнеса
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие…
Этот бланк не только облегчает работу официанта и снижает число ошибок, он ещё поднимает средний чек
P. S. Если Вы ещё не читали мою новую книгу «Экспресс-маркетинг. Быстро, конкретно, прибыльно» – самое…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Previous
← Ctrl
← Alt
- 1
- 2
Next
- 43 comments
Previous
← Ctrl
← Alt
- 1
- 2
Next
Ctrl →
Alt →
Самый главный семинар 2019 года — для руководителей и владельцев бизнеса
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие…
Самый главный семинар года — для руководителей и владельцев бизнеса
Хотите, чтобы Ваш бизнес приносил вдвое больше денег, отнимал вдвое меньше времени и работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие…
Этот бланк не только облегчает работу официанта и снижает число ошибок, он ещё поднимает средний чек
P. S. Если Вы ещё не читали мою новую книгу «Экспресс-маркетинг. Быстро, конкретно, прибыльно» – самое…
Утопия Маслоу | www.mgzt.ru
Широко известная «пирамида Маслоу» — диаграмма, представляющая иерархию потребностей человека, не принадлежит перу этого психолога. В его публикациях этой схемы нет. Он считал, что иерархия потребностей зависит от индивидуума, не являясь фиксированной мраморной конструкцией. Впервые пирамида, упрощающая изложение идей иерархии потребностей, встречается в немецкоязычной специальной литературе 70-х гг. прошлого века.
Трудное детство
Иерархия потребностей человека выстроена Маслоу так: а) физиология; б) безопасность; в) любовь/принадлежность к чему-либо; г) уважение; д) познание; е) эстетика; ж) самоактуализация. Первая ступень пирамиды — дань очевидности: человек должен есть, пить и пр. Но трудно отделаться от ощущения того, что позиции со второй по пятую являются теми условиями, дефицит которых был хорошо знаком человеку, испытавшему его на себе и оттого так тонко понявшему его значение. Невоплощенность этих потребностей обозначает тревогу одиночества и отверженности, порождаемую неуверенностью в себе, своей востребованости и, говоря широко, праве на существование. Ощущение превращается в уверенность при более близком знакомстве с биографией Маслоу – человека, упорно катившего камень к вершине своей пирамиды.
Погромы, случившиеся в начале прошлого века на Украине, заставили многих евреев эмигрировать. Уехал из Киевской губернии и бондарь Самуил Маслов. Он открыл в Нью-Йорке мастерскую и выписал с родины свою невесту. Абрахам Харольд Маслоу стал в семье старшим из троих детей. Бизнес отца развивался успешно, но жизнь ребенка нельзя было назвать счастливой. Родители часто ссорились. Отец часто не ночевал дома. Мать была человеком жестких требований и предрассудков. Отношения Абрахама с ней были окрашены устойчивой взаимной неприязнью. Роза Маслоу наказывала детей за любую провинность. Кроме того, она отдавала предпочтение младшим детям, что было слишком хорошо заметно. В памяти мальчика навсегда запечатлелась сцена: мать разбивает о стену головы котятам, принесенным им с улицы. В записках Маслоу есть слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она». Маслоу говорит о матери. На ее похороны он не пришел.
Когда Маслоу было девять лет, семья переехала из еврейского квартала в другой район города. В новой школе Абрахам столкнулся с антисемитизмом. «Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей», — писал потом психолог.
Его судьба под влиянием обстоятельств могла бы покатиться под гору – в направлении психического расстройства; но Маслоу избрал противоположный вектор, создавая новые обстоятельства на протяжении всей жизни, непрерывно поднимаясь из ущелья — вверх. Тот, кто много читает, часто обречен на виртуальную жизнь в воздушном замке, где строит fantasy-конструкции, воспаряя в мечтах, возводя утопии, грезя алыми парусами…Мальчик так переживал особенности своей внешности, что ездил в метро, лишь дождавшись пустого вагона, где можно было никому не попадаться на глаза. Это был выраженный комплекс неполноценности. Вероятно, именно поэтому позднее Маслоу так интересовала теория А. Адлера, согласно идеям которого, он стремился компенсировать внешность и неуклюжесть занятиями спортом. На этом поприще реализовать себя ему не удалось, и Маслоу занялся учебой, подрастая одиноким, застенчивым, печальным ребенком, став одним из лучших учеников школы (а куда ему было деваться? – с ним мало кто общался, оставались лишь книги и мечты).
Путь к славе
После окончания школы в 1926 г. по совету отца он поступил в юридический Сити-колледж Нью-Йорка. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе под влиянием лекций лидера американских бихевиористов Дж.Б. Уотсона.
В 1928 г. судьба Маслоу совершила разворот: неожиданно ему ответила взаимностью кузина Берта, в которую он был влюблен с 12-ти лет, но из-за своего комплекса, долго не говорил ей об этом. Маслоу не допускал мысли о том, что может быть кому-то нужен. Ответная любовь стала терапией его низкой самооценки. Он испытал первое в жизни пиковое переживание (это понятие позже стало одним из базисных понятий теории Маслоу). Через год Абрахам и Берта поженились. В этом же году Маслоу принял еще одно важное решение: он перевелся в Висконсинский университет, где занялся психологией. В 1930 г. Маслоу получил степень бакалавра, в 1931г. — магистра, а в 1934 г., в возрасте 26 лет, — доктора философии. Его первая публикация вышла в 1937 г.
Постепенно он утвердился в мнении о том, что бихевиоризм не решает многих проблем и даже не занимается ими. «…программа Уотсона привела меня в психологию. Но ее роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть и снять ее, как лабораторный халат… Она не создает представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создает ориентиров для жизни, ценностей, выбора». Бихевиоризм был слишком прямолинеен, чересчур прагматичен, не оставляя места для мечты и надежды…
В 1937 г. Маслоу стал профессором Бруклинского колледжа, где работал в течение 14 лет. Здесь он познакомился с европейскими психологами, укрывшимися в США от нацистов — А. Адлером, Э. Фроммом, К. Хорни, основателем гештальтпсихологии М. Вертгеймером. Маслоу занялся изучением созидательных сторон человеческого поведения, исследуя в человеке — человеческое. Прежде психология занималась девиациями, формируя теории личности на основе клинических наблюдений. Бихевиоризм и психоанализ (Маслоу называл их «дефицитарные психологии») избегали культурных, социальных и индивидуальных аспектов бытия человека (любовь, альтруизм и т.д.) Психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на патологических проявлениях его личности. Бихевиоризм низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. Маслоу исследовал здоровых и состоявшихся людей. Высшей потребностью человека он счел необходимость самоактуализации.
Теория Маслоу, ставшая основой гуманистической психологии, в общем виде была сформулирована им в статьях, опубликованных в 1943 г. Он не пренебрегал экспериментами, но они поблекли на фоне его философии. Первые попытки заговорить новым языком вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе. Коллеги по факультету сторонились Маслоу, ведущие психологические журналы перестали принимать его статьи.
Первая крупная работа психолога «Мотивация и личность» вышла в 1954 г. В ней он сформулировал иерархическую теорию потребностей. С точки зрения Маслоу, каждый обладает врожденным стремлением к своей высшей потребности — самоактуализации. Для того чтобы она проявилась, следует удовлетворить потребности базисные. Биология, анатомия и физиология оказались лишь условием осуществления высшего предназначения, гусеницей, из которой может выйти бабочка, ставшая энтелехией самоосуществления. Термин самоактуализация использовал еще Юнг, считавший, что это и есть конечная цель развития личности, достижение ею цельности на основе полной дифференциации и интеграции различных ее аспектов. Близки к идее самоактуализации и концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.
Важным концептом теории Маслоу является дефиниция комплекса Ионы, которым он назвал нежелание человека реализовать свои способности. Как Иона желал уклониться от роли пророка, так многие избегают ответственности, предпочитая иметь перед собой мелкие тактические цели, не стремясь к стратегии смысла. Страх величия, возможно, — наиболее трудный барьер для самоактуализации. Интенсивная творческая жизнь многим кажется невыносимо сложной. Люди опасаются что-либо изменить, стремясь сохранить ограниченное, но отлаженное существование; не желая отрываться от привычного, дабы не утратить того, что имеют. Но Маслоу предостерегал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь».
С классической естественно-научной точки зрения, теория Маслоу уязвима. Американская «История современной психологии» писала: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев — и вовсе не подтверждается». Критики гуманистической психологии отмечают, что выборки исследований малы для глобальных обобщений, а критерии – субъективны. В теориях Маслоу не учтен социальный контекст. Многие его суждения возникли, как итог наблюдений и размышлений и не подкреплены экспериментом. Под словом «subjects» психолог подразумевает не испытуемых, а людей, привлекших его внимание. Статистических выкладок он не приводит и постоянно оперирует «ненаучными» словами: «вероятно», «наверное», «судя по всему»… Досталось Маслоу и за произвольный выбор самоактуализировавшихся личностей. К их числу он отнес А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, О. Хаксли, Б. Спинозу… Но можно вспомнить и о полуголодном, презираемом обществом, непризнанном, одиноком В. Ван Гоге, судьба которого вовсе не соответствует иерархии потребностей Маслоу, хотя едва у кого-то могут быть сомнения в том, что художник состоялся как творческая личность. Маслоу, понимая недостатки теории, подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой естественно-научному подходу, а дополнением к нему.
В 1951 г. он стал деканом психологического факультета университета Брандейса. Именно тогда началось признание его идей; гуманистическая психология стала оформляться в отдельное направление. В 1960-е гг. Маслоу неожиданно для самого себя обрел известность, в 1967 г. его избрали президентом Американской психологической ассоциации.
Интерес к гуманистической психологии совпал с ростом популярности экзистенциализма, отразившего кризис системы ценностей западноевропейского либерализма, который уповал на технический прогресс, но не мог объяснить неустроенность человеческой жизни, присущие человеку страх и отчаяние. Свобода в понимании экзистенциалистов требует от человека постоянного определения его отношения к миру, предполагая ответственность за персональную версию судьбы. Говоря о свободе личности в выборе своего бытия, Ж.П. Сартр и А. Камю декларировали мысль о том, что проект «Я» — не путь к свободе, лежащей за горизонтом, а ее непосредственное выражение. Человек постоянно строит себя, постигая свою суть в течение всей жизни, отвечая за каждое совершенное им деяние, не имея возможности свалить ошибки на «обстоятельства». «В тот мимолетный миг, когда человек окидывает взглядом все им прожитое, Сизиф, возвращаясь к своему камню, созерцает череду бессвязных действий, которая и стала его судьбой, сотворенной им самим…», — писал Камю. И эта концепция вызывала аналогию с движением к самореализации, о которой говорил Маслоу.
Одним из важных текстов экзистенциализма стало эссе Камю «Миф о Сизифе». Уделом античного царя было вечное вкатывание камня на вершину горы (пирамиды?), самосозидание и строение персонального пути. Царь обретал имя, становясь Сизифом лишь в процессе преодоления. Остановившись, он стал бы безымянным обывателем. Но, несмотря на слова о том, что следует «входить узкими вратами», большинство людей предпочитает нехоженым тропам — удобство асфальтированных трасс, путь наименьшего сопротивления.
Концепция экзистенциалистов была утопией: обыватель не считает труд восхождения – необходимостью, напротив, он относится к нему, как к помехе на проторенной дороге. Выбор между комфортом и восхождением решался однозначно: экзистенциализм строил воздушный замок, в котором никто не хотел жить. Люди останавливались, не доходя до вершины и не возвращаясь к ежедневной каторге подъема камня, в очередной раз скатившегося вниз. Куда легче было отыскать пригодную площадку на непритязательной высоте, где удобно и уютно можно было расположиться, включив телевизор, не вспоминая о комплексе Ионы, не замечая того, что жизнь превратилась в вегетативное существование; а пустоту, вызванную отсутствием смыслов, заполняют неврозы, алкоголизм, лудомания, депрессии, ожирение, диеты, сериалы…
К вершине движется лишь «подлинный человек» (М. Хайдеггер). «Подлинная» ориентация раскрывает потенции субъекта, обусловливая рождение его личности (по Маслоу – самоактуализацию). Аналоги экзистенциалистского понятия «подлинный человек» встречаются и у других психологов и психиатров этой эпохи.
Экзистенциализм и психология Маслоу совпали во времени и совпали с Временем. Начиналась эпоха Энди Уорхола и рок-н-ролла, Тимоти Лири и студенческих волнений в Европе. Поколение «аngry young men» отозвалось на привлекательную потенцию обретения свободы через аутентичность, осуществления самостановления – через самовыражение. Новые литература, кинематограф, музыка, политика всколыхнули мир. Человек полетел в космос, таблички с надписями «Только для белых» ушли в прошлое, «The Beatles» спели песенку «Getting Better»… Казалось, приоритеты человека могут радикально измениться. Очередная утопия выглядела близкой к осуществлению. Появились песни о «яблонях на Марсе», что было не мечтой о сельскохозяйственных успехах, но символом новой жизни, меняющей устои. Происходящее на планете казалось новой справедливой и бескровной этической революцией. Но космос стал пространством для боевых ракет, «The Beatles» записали «Helter Skelter», вскоре распавшись; интеграция «цветных» обернулась убийством М.Л. Кинга и террором «Черных пантер». А спустя пару десятилетий оказалось, что битники и хиппи закончили восхождение, обратившись к буржуазной респектабельности, социальной стандартизации, погрузившись в комплекс Ионы. Утопия снова не состоялась.
В работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971) Маслоу модифицировал концепцию мотивации и личности, отказавшись от пирамиды. Потребности человека он разделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостатком чего-либо (еда, сон и пр. – т.е., обеспечивающие выживание) и потому потенциально насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие, связанные с получением удовольствия, сопровождающиеся поиском смысла. Эти потребности предела не имеют, потому что, взяв любую вершину, всегда можно еще немного подпрыгнуть. Или взлететь. И строить на этой высоте новый воздушный замок. Пирамида подлинного человека Абрахама Маслоу не имела вершины, и длительность восхождения определялась лишь продолжительностью его жизни. Психолог умер от инфаркта миокарда 8 июня 1970 г. Но «Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым».
Игорь ЯКУШЕВ,
Доцент Северного государственного медицинского университета
Архангельск
‹ N 84 от 9 ноября 2016 г. Вверх
Почему иерархия потребностей Маслоу неверна — The House Journal
Энн Мари Вивьен
Знаменитая иерархия потребностей Маслоу говорит нам, что людям, чтобы выжить, в первую очередь нужна еда, кров и тепло. Он утверждает, что эти потребности человека являются основанием пирамиды, ведущей к самореализации. Однако профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и исследователь социальной неврологии Мэтью Либерман утверждает, что Маслоу ошибся. Еда, кров и тепло не являются основой наших человеческих потребностей.
В своей книге « Social: Почему наш мозг запрограммирован на связь » Либерман показывает, как последние научные данные показывают, что, прежде всего, наши социальные связи являются самой важной потребностью для нашего выживания. В конце концов, как ребенок должен самостоятельно находить пищу, кров и тепло? Человеческие младенцы абсолютно беспомощны и должны полагаться на других в своем выживании — в отличие от других животных, которые рождаются и могут ходить и собирать себе пищу в течение нескольких часов, дней или месяцев. Человеческим младенцам требуются годы, чтобы приготовить себе еду, стать мобильными в своей среде и овладеть языковыми и творческими навыками, чтобы эффективно общаться и участвовать в современной экономике. Можете ли вы представить себе малыша, пытающегося ходить по городу в обмен на еду или другие ресурсы?
Да, чтобы выжить, нам нужна еда, кров и тепло, но ни один из нас не мог бы получить это, если бы сначала не принадлежал кому-то, кто может гарантировать, что мы получим эти основы. В своей книге «Эффект деревни: почему личный контакт имеет значение» Сьюзен Пинкер является одним из многих новых голосов, отбрасывающих старые мысли о воспитании независимых людей. Она пишет,
«На протяжении двух третей двадцатого века духом времени родителей было лишение младенцев и детей любого физического или эмоционального комфорта. Чтобы они повзрослели. Быстро.— Сьюзан Пинкер
Идея заключалась в том, что слишком много внимания и любви к ребенку сделают его слабым и зависимым. Но теперь наука показывает, почему теплые, доверительные и любящие отношения имеют решающее значение для выживания, развития и благополучия ребенка. И мы никогда не будем слишком стары, чтобы нуждаться в таких же отношениях — вы не вырастаете из потребности и хотите быть с людьми, чтобы вас видели, слышали и любили.
«Если мы не будем регулярно общаться с людьми лицом к лицу, скорее всего, мы не проживем так долго, не запомним информацию и не будем так счастливы, как могли бы быть».— Сьюзан Пинкер
«Изоляция — это стрессовое состояние как для вашего тела, так и для мозга, особенно когда вы чувствуете, что вас отвергают или осуждают; ваше тело воспринимает это как опасную ситуацию… В это время у вашего тела нет интереса или энергии для создания новых синаптических связей для обучения. Он просто занят спасением себя.— Эми Бэнкс, Wired to Connect
Многим из нас хотелось бы думать, что мы можем достичь эмоциональной и физической независимости в этом мире, но ничто не может быть дальше от истины. В детстве мы формируем стили привязанности к нашим опекунам, которые остаются с нами на всю жизнь. В зависимости от того, насколько доступными, последовательными и любящими были ваши опекуны, вы развиваете безопасный, тревожный или избегающий стиль привязанности, который влияет на то, как вы переживаете и реагируете на любые отношения в своей жизни. Нравится нам это или нет, но мы привязаны друг к другу, и наше поведение и убеждения о себе формируются этим.
«Эмоции, модели мышления и поведение, автоматически запускаемые у детей в ситуациях привязанности, аналогичным образом проявляются у взрослых… К сожалению, так же, как в прошлом игнорировалась важность связи между родителями и детьми, сегодня значение привязанности взрослых остается недооцененным. Среди взрослых до сих пор преобладает мнение, что слишком большая зависимость в отношениях — это плохо.— Амир Левин, прикрепленный
Когда у нас есть надежная база с нашими партнерами и друзьями, где наши потребности удовлетворяются, мы чувствуем себя более подготовленными и готовыми преследовать наши личные увлечения и цели. Кроме того, из-за этих систем привязанности «мы никогда не преодолеваем боль отвержения, точно так же, как мы никогда не преодолеваем боль голода», — говорит Либерман.
Реальность выживания, эволюции и процветания человечества заключается в том, что мы есть друг у друга. Мы кормим друг друга, мы учим друг друга, мы любим друг друга. Как любопытно, что мы эволюционировали как социальные существа, неспособные жить независимо от других.
Энн Мари Вивьен Маслоу, Потребности, Эволюция, Социальная неврология, Социальные17 Комментарии
0 лайковТеория иерархии потребностей Маслоу и ее критика
5 месяцев назад
by Wand of Knowledge Team
Содержание статьи
Иерархия потребностей Маслоу
Теория иерархии потребностей Маслоу показывает, что человек имеет иерархию из пяти потребностей, которые формируют его реакцию на любую конкретную ситуацию.
Человек имеет иерархию из 5 потребностей;
- Физиологический.
- Требования безопасности.
- Соц.
- Почитание
- Самореализация.
Здесь физиологические потребности и потребности в безопасности описываются как потребности низшего порядка, а социальные потребности, уважение и самоактуализация — потребности более высокого порядка. Удовлетворив одну потребность, человек перейдет к удовлетворению следующей.
Иерархия потребностей Маслоу — это теория, предложенная Абрахамом Гарольдом Маслоу в его статье 1943 года «Теория мотивации человека».
Известный психолог Маслоу пытался понять человеческую мотивацию. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу — самая известная теория мотивации.
Здесь А. Г. Маслоу показал, что у человека есть иерархия потребностей, которая формирует его реакцию на любую конкретную ситуацию. Маслоу выдвинул следующие важные положения о человеческом поведении;
- Человек – существо желающее: Человек всегда хочет и хочет большего. Но то, что он хочет, зависит от того, что он уже имеет. Как только одна из потребностей человека удовлетворена, на ее месте появляется другая. Этот процесс бесконечен и непрерывен от рождения до смерти.
- Удовлетворенная потребность не является мотиватором: Удовлетворенная потребность не является мотиватором человеческого поведения. Только неудовлетворенные потребности мотивируют поведение.
- Потребность может быть организована на нескольких уровнях: Когда потребность может быть организована на нескольких уровнях, формируется иерархия. Удовлетворение потребностей более низкого уровня требует удовлетворения потребностей следующего уровня. То есть потребности человека движутся в восходящем порядке, от низших к высшим уровням.
Согласно Маслоу, у каждого человека был разный набор потребностей в разные моменты его жизни.
Он сказал, что все потребности человека можно расположить в иерархии. Говорят, что каждый человек движется по иерархии, удовлетворяя потребности каждого уровня.
Некоторые люди могут иметь доминирующие потребности на определенном уровне и, таким образом, никогда не перемещаться по всей иерархии.
Он предположил, что в каждом человеке существует иерархия пяти потребностей.
Иерархия потребностейИерархия потребностей: 5 Потребностей человека
- Физиологические потребности:
Это основные потребности для поддержания жизни человека. Это основные потребности организма — пища, вода, кров, одежда, сексуальное удовлетворение и тому подобное.
Маслоу считал, что пока эти потребности не будут удовлетворены в той степени, которая необходима для поддержания жизни, другие потребности не будут мотивировать людей.
- Требования безопасности:
Это потребности быть свободными от физической опасности и страха потери работы, имущества, еды или крова.
- Социальные потребности / Любовь или принадлежность:
Поскольку люди являются социальными существами, им необходимо принадлежать и быть принятыми другими. Социальные потребности; физическая ассоциация и контакт, принадлежность, любовь и привязанность, принятие товарищами и тому подобное.
- Потребность в уважении:
Если другие потребности удовлетворены в разумных пределах, тогда потребности эго становятся мотиватором. Люди хотят, чтобы их уважали как сами по себе, так и другие.
Потребность такого рода порождает такие удовлетворения, как власть, престиж, статус и уверенность в себе.
Он включает факторы внутренней оценки, такие как самоуважение, самостоятельность и достижения; и внешние факторы уважения, такие как статус, признание и внимание
- Потребности в самореализации:
Маслоу считает это высшей потребностью в своей иерархии. Это желание стать тем, кем человек способен стать, чтобы максимизировать свой потенциал и чего-то достичь.
Очевидно, что невозможно мотивировать работников, удовлетворяя все вышеперечисленные потребности. Это не действует для рабочих в развивающихся странах. Это может быть в некоторой степени верно для развитых стран.
Уровни представлены в виде треугольника или пирамиды с самыми большими и фундаментальными уровнями потребностей на нижнем ярусе, а потребностью в самореализации наверху.
Когда потребность в значительной степени удовлетворяется, следующая потребность становится доминирующей. Ни одна потребность никогда не удовлетворяется полностью; существенно удовлетворенная потребность больше не мотивирует.
Согласно Маслоу, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальных отношениях и уважении представляют собой дефицитарные потребности или D-потребности, которые возникают из-за депривации.
Самый высокий уровень пирамиды называется потребностями роста или B-потребностями. Маслоу разделил пять потребностей на высшие и низшие порядки;
- Физиологические потребности и потребности в безопасности описываются как потребности более низкого порядка.
- Социальное, уважение и самореализация являются потребностями более высокого порядка.
- Потребности высшего порядка удовлетворяются внутренне.
- Потребности низшего порядка преимущественно удовлетворяются извне.
Концепция иерархии потребностей Маслоу подверглась серьезному исследованию. Исследователи подняли вопросы о точности иерархических аспектов этих потребностей. Теория иерархии потребностей Маслоу подвергается критике по следующим причинам:
- Ограничения этой теории заключаются в том, что в разных культурах у людей может быть разная иерархия потребностей. Люди обязательно могут не удовлетворять один уровень за другим и могут иметь другие потребности, не упомянутые в списке, и могут быть готовы пожертвовать некоторыми потребностями.
- Он описывает, что после удовлетворения одной потребности люди перепрыгивают через нужду. Но один человек может одновременно существовать в определенной иерархии.
- Он слишком акцентировал внимание на субъективной стороне мотивации, но не смог четко сформулировать объективную сторону мотивации.
- В теории не упоминается доля потребности, которая должна быть удовлетворена, чтобы перейти к более высокой потребности.
- Сила потребностей у разных людей разная. У одного человека могут преобладать социальные потребности, тогда как у другого наиболее сильными могут быть потребности актуализации.
- Теории Маслоу не хватает ясности и последовательности, которые являются предпосылками для формирования теории. Маслоу не смог предоставить эмпирических доказательств в поддержку своей теории.
- Маслоу представил противоречивые образы самоактуализировавшегося мужчины.
- Маслоу слишком подчеркивал субъективную сторону мотивации, но ему не удалось четко сформулировать объективную сторону мотивации.
- Потребности не всегда следуют иерархии, особенно после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
- Восходящее движение потребностей является результатом карьерных изменений, а не удовлетворения потребностей низшего порядка.
- Почти во всех группах удовлетворение потребностей определенно более или менее недостаточно.
Таким образом; Теория иерархии потребностей Маслоу не только устарела, но и ограничена в своей полезности, чтобы выступать в качестве всеобъемлющей теории человеческой мотивации.
Теория потребностей Маслоу получила широкое признание, особенно среди практикующих менеджеров.
Исследования обычно не подтверждают теорию. Маслоу не предоставил эмпирического обоснования, и несколько исследований, направленных на подтверждение теории, не нашли ее поддержки.
Важные ссылки
- Мотивация: определение, характеристики, цели
- Теория постановки целей мотивации — принципы, особенности, достоинства и недостатки
- Законы обучения Торндайка — Первичные и вторичные законы
- Обучение — значение, типы и компоненты
- Факторы, влияющие на процесс обучения
- Теории обучения — классическое обусловливание, оперантное, когнитивное и SLT
- Кондиционирующие теории обучения – классическая и оперантная
Отказ от ответственности: wandofknowledge.