МАТИАС АЛЕКСАНДЕР. «Техника Александера» | Барлоу Уилфред
Я знал Матиаса более 10 лет, женился на его дочери и издавал журнал «Александер джорнэл». На склоне лет он попросил меня и мою жену взять на себя ответственность за будущность его работы, и по его желанию я основал «Общество преподавателей техники Александера». Как никто другой я знал особенности его характера, они кажутся сегодня совершенно благопристойными, хотя при его жизни многих и раздражали. По моему мнению, если бы Александер дожил до наших дней, он мог бы хорошо сориентироваться в наших жизненных обстоятельствах. Ведь исполнились многие его предсказания о наших личных и социальных бедствиях.
В 1904 году Александер в возрасте 34 лет приехал в Лондон из Сиднея, где он был директором оперной и театральной студий. В то время его концепция использования мышц еще находилась в стадии разработки. Между 1904 и 1955 годами он опубликовал четыре книги, из которых «Обращение с самим собой» (1932) по своему содержанию наиболее близка к его окончательным идеям.
Эта книга вызвала в тридцатые годы большой интерес, особенно у врачей и педагогов. Учениками Апександера были, например, Бернард Шоу, Олдос Хаксли, Стаффорд Криппс, архиепископ Уильям Темпл.
Впервые я услышал об Александере в 1937 году. Почти все, что написал Александер, показалось мне заслуживающим внимания, и я решил стать его учеником, чтобы потом обучать его методу других. Между нами завязались дружеские отношения, и в 1940 году, незадолго до начала войны, он предоставил мне возможность преподавать по его системе.
Работать в Лондоне в годы войны было трудно, и летом 1940 года Александер эмигрировал вместе со своей школой в Америку. Сам я несколько лет прослужил полковым врачом, мало занимаясь настоящей медицинской практикой. Однако я имел возможность исследовать большие группы молодых мужчин и женщин, находившихся в состоянии сильного эмоционального и физического стресса. Я мог наблюдать, как практически подтверждаются многие наблюдения Александера относительно использования мышц.
Как я видел начиная еще с тридцатых годов, люди, следующие принципу Александера, совершенно очевидно успешнее других приспосабливаются к своей социальной и биологической среде, реализуют творческие возможности, и, что самое важное, они отличаются лучшим здоровьем и долголетием.
Принцип Александера свидетельствует:
— можно управлять своим телом различными способами;
— каким бы умным или сильным ни казался мужчина и какой бы прекрасной и очаровательной ни казалась женщина, какими бы богатыми они ни были и какие бы ни имели связи, их жизнь будет далеко не идеальной, если они не умеют правильно владеть своим телом.
Для реализации принципа Александера требуется высокая самодисциплина, но благодаря этим усилиям большинство людей почти в любом возрасте могут обрести высокий уровень самообладания и здоровья.
Матиас Александер был молодым преуспевающим актером в Сиднее до тех пор, пока не почувствовал, что теряет голос. Его сценической карьере грозил преждевременный конец.
Пытаясь найти причину нарушения в работе своего речевого аппарата, он стал наблюдать за собой в зеркало во время мелодекламации. Он отметил некоторые своеобразные движения, которые производят его шея и голова. Из многочисленных вариантов подобных движений он выделил наиболее распространенные, связанные с напряжением мышц в этой части тела.С этого момента и до конца жизни Александер стал исследовать мышечные реакции, появляющиеся в ответ на раздражение. Со временем он убедился, что неверное положение головы и шеи «навязывает» неверную осанку всему телу. Из-за излишнего напряжения этих групп мышц человек привыкает ко многим неестественным движениям: его позвоночник испытывает ненужные нагрузки, когда он садится, встает, разговаривает или даже отдыхает. А в результате плохая осанка неизбежно приводит к болезням. Так был открыт «принцип Александера»: в основе всех нарушений осанки — неправильное положение головы и шеи. Он писал: «Пытаясь улучшить функции моего органа речи и прибегая при этом к различным методам, я обнаружил, что определенное положение головы и шеи по отношению к туловищу… осуществляет первичный контроль над организмом в целом».
Александер внимательно наблюдал за тем, как люди ведут себя в повседневной жизни. Он утверждал: «Если вы попросите кого-нибудь сесть и будете следить за его действиями, вы заметите, что голова будет откидываться назад, а шея — напрягаться и укорачиваться».
Заинтересовавшись методом Александера, я решил проверить, верно ли это утверждение. Мне представилась возможность провести эксперимент с 105 молодыми людьми в возрасте 17–22 лет. К затылку каждого из них я прикрепил сантиметр и отметил чернилами место на выступающих спинных позвонках — там, где шея переходит в туловище. После этого я попросил молодых людей сесть и в то время, когда они садились, наблюдал, насколько моя отметка на сантиметре сместилась вниз (рис. 1).
Рис. 1
Из 105 испытуемых только один не втянул голову в плечи — у него чернильная отметка осталась на месте; у 56 она опустилась на 5 см и более, у 43 — от 2,5 до 5 см и у 9 — менее чем на 2,5 см. Интересно, что, когда я пояснил испытуемым, как они должны проделывать это движение, лишь 11 из них перестали втягивать голову в плечи и откидывать ее назад. У остальных, несмотря на все старания, ничего не вышло.
Изменить привычную модель движений действительно очень трудно. Хотя человек и обладает потенциальной свободой движений, необходимо знать определенные принципы управления телом.
МАТИАС АЛЕКСАНДЕР ← Техника Александера ← Психологическая библиотека ← Психология человека
МАТИАС АЛЕКСАНДЕР
Я знал Матиаса более 10 лет, женился на его дочери и издавал журнал «Александер джорнэл». На склоне лет он попросил меня и мою жену взять на себя ответственность за будущность его работы, и по его желанию я основал «Общество преподавателей техники Александера». Как никто другой я знал особенности его характера, они кажутся сегодня совершенно благопристойными, хотя при его жизни многих и раздражали. По моему мнению, если бы Александер дожил до наших дней, он мог бы хорошо сориентироваться в наших жизненных обстоятельствах. Ведь исполнились многие его предсказания о наших личных и социальных бедствиях.
В 1904 году Александер в возрасте 34 лет приехал в Лондон из Сиднея, где он был директором оперной и театральной студий. В то время его концепция использования мышц еще находилась в стадии разработки. Между 1904 и 1955 годами он опубликовал четыре книги, из которых «Обращение с самим собой» (1932) по своему содержанию наиболее близка к его окончательным идеям.
Эта книга вызвала в тридцатые годы большой интерес, особенно у врачей и педагогов. Учениками Апександера были, например, Бернард Шоу, Олдос Хаксли, Стаффорд Криппс, архиепископ Уильям Темпл.
Впервые я услышал об Александере в 1937 году. Почти все, что написал Александер, показалось мне заслуживающим внимания, и я решил стать его учеником, чтобы потом обучать его методу других. Между нами завязались дружеские отношения, и в 1940 году, незадолго до начала войны, он предоставил мне возможность преподавать по его системе.
Работать в Лондоне в годы войны было трудно, и летом 1940 года Александер эмигрировал вместе со своей школой в Америку. Сам я несколько лет прослужил полковым врачом, мало занимаясь настоящей медицинской практикой. Однако я имел возможность исследовать большие группы молодых мужчин и женщин, находившихся в состоянии сильного эмоционального и физического стресса. Я мог наблюдать, как практически подтверждаются многие наблюдения Александера относительно использования мышц.
Как я видел начиная еще с тридцатых годов, люди, следующие принципу Александера, совершенно очевидно успешнее других приспосабливаются к своей социальной и биологической среде, реализуют творческие возможности, и, что самое важное, они отличаются лучшим здоровьем и долголетием.
Принцип Александера свидетельствует:
— можно управлять своим телом различными способами;
— функционирование организма ухудшается, если избрать неверный способ управления телом;
— каким бы умным или сильным ни казался мужчина и какой бы прекрасной и очаровательной ни казалась женщина, какими бы богатыми они ни были и какие бы ни имели связи, их жизнь будет далеко не идеальной, если они не умеют правильно владеть своим телом.
Для реализации принципа Александера требуется высокая самодисциплина, но благодаря этим усилиям большинство людей почти в любом возрасте могут обрести высокий уровень самообладания и здоровья.
Матиас Александер был молодым преуспевающим актером в Сиднее до тех пор, пока не почувствовал, что теряет голос. Его сценической карьере грозил преждевременный конец.
Пытаясь найти причину нарушения в работе своего речевого аппарата, он стал наблюдать за собой в зеркало во время мелодекламации. Он отметил некоторые своеобразные движения, которые производят его шея и голова. Из многочисленных вариантов подобных движений он выделил наиболее распространенные, связанные с напряжением мышц в этой части тела.
С этого момента и до конца жизни Александер стал исследовать мышечные реакции, появляющиеся в ответ на раздражение. Со временем он убедился, что неверное положение головы и шеи «навязывает» неверную осанку всему телу. Из-за излишнего напряжения этих групп мышц человек привыкает ко многим неестественным движениям: его позвоночник испытывает ненужные нагрузки, когда он садится, встает, разговаривает или даже отдыхает. А в результате плохая осанка неизбежно приводит к болезням. Так был открыт «принцип Александера»: в основе всех нарушений осанки — неправильное положение головы и шеи. Он писал: «Пытаясь улучшить функции моего органа речи и прибегая при этом к различным методам, я обнаружил, что определенное положение головы и шеи по отношению к туловищу… осуществляет первичный контроль над организмом в целом».
Александер внимательно наблюдал за тем, как люди ведут себя в повседневной жизни. Он утверждал: «Если вы попросите кого-нибудь сесть и будете следить за его действиями, вы заметите, что голова будет откидываться назад, а шея — напрягаться и укорачиваться».
Заинтересовавшись методом Александера, я решил проверить, верно ли это утверждение. Мне представилась возможность провести эксперимент с 105 молодыми людьми в возрасте 17–22 лет. К затылку каждого из них я прикрепил сантиметр и отметил чернилами место на выступающих спинных позвонках — там, где шея переходит в туловище. После этого я попросил молодых людей сесть и в то время, когда они садились, наблюдал, насколько моя отметка на сантиметре сместилась вниз (рис. 1).
Из 105 испытуемых только один не втянул голову в плечи — у него чернильная отметка осталась на месте; у 56 она опустилась на 5 см и более, у 43 — от 2,5 до 5 см и у 9 — менее чем на 2,5 см. Интересно, что, когда я пояснил испытуемым, как они должны проделывать это движение, лишь 11 из них перестали втягивать голову в плечи и откидывать ее назад. У остальных, несмотря на все старания, ничего не вышло.
Изменить привычную модель движений действительно очень трудно. Хотя человек и обладает потенциальной свободой движений, необходимо знать определенные принципы управления телом.
psibook.com
Глава 5 Метод оздоровления позвоночника Матиаса Александера
Глава 5
Метод оздоровления позвоночника Матиаса Александера
Знаете ли вы об интересной технике оздоровления позвоночника и суставов, которая заключается в сознательном контроле позы, жестов, равновесия? Это «техника Александера» или «метод Александера» – название происходит от имени создателя. Метод направлен на избавление от мышечной напряженности, которая негативно воздействует на здоровье.
История создания метода вкратце такова. Фредерик Матиас Александер, австралийский актер, живший в прошлом веке, был знатоком собственного тела. Недуг заставил его изучать себя весьма пристально. Будучи еще молодым человеком, актер страдал от того, что его голос во время выступлений делался осипшим или совсем пропадал. Ситуация была почти трагической: камерные постановки пьес он разыгрывал в одиночку. Спектакль все чаще прерывался, и карьера была под угрозой. Но ни традиционная медицина, ни уроки сценической речи у лучших педагогов не приносили облегчения. Врачи не выявили каких?либо органических причин подобного состояния. Отчаявшись найти ответ извне, Александер углубился в самосозерцание. Сказалась актерская интуиция и выучка наблюдать себя со стороны, когда движения тела продумываются заранее и не допускаются неоправданные импровизации. Александер, замедляя темп, играл роли перед трельяжем. И вскоре обнаружил у себя манеру стремительно откидывать голову назад перед началом монолога. Это оказывало резкое давление на гортань, шею и спину, которые работали менее эффективно, а рывком всасываемый воздух зажимал голосовые связки.
Александер стал работать над исправлением этой привычки, а со временем пришел к выводу, что ключевую роль в функционировании всего организма играет позвоночник. Его растяжение, изгиб, подвижность, особенно в шейном отделе, имеют первостепенную важность для поддержания физической формы – и не только физической, но и психической. Исследуя себя целеустремленно и даже азартно (очень хотелось вернуться на сцену!), актер сформировал новую осанку и выработал привычку к «правильным позам» тела. Контроль над голосом восстановился полностью, отступили другие недуги.
Принципы оздоровления Александер изложил в книге «Обращение с самим собой». Книга пользовалась большим успехом. Среди учеников актера-целителя – писатели Бернард Шоу и Олдос Хаксли.
Матиас Александер дожил до глубокой старости, сохраняя хорошую физическую форму. Судьбу своей работы завещал ученику и зятю, военному врачу Уилфреду Барлоу. В книге Барлоу «Техника Александера» изложены главные принципы и методы оздоровления по Александеру.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Метод Франца Матиаса Александера. Исправление осанки.
Главная роль актёра — терапевта Александера
Главная роль актёра — терапевта Александера.
Великий драматург Шекспир писал — «Весь мир — театр и люди в нём — актёры. Задумайтесь над этой фразой — как она верна. Очень часто многие люди проживают чужие жизни в своей судьбе и даже не догадываются и не задумываются над этим. Люди примеряют разные маски и роли в различных ситуациях. Подстраиваются под стереотипы общества, загоняя себя в рамки моделей поведения. У каждого найдётся энное количество хорошо отрепетированных амплуа, которые он с блеском применяет в жизни. Только эта хорошая игра счастья и радости почему-то не приносит. И мало кто хотя бы пытается осознать себя и своё место в этом мире, чтобы найти свою настоящую судьбу и предназначение. Найти главную роль, которая писалась именно для Вас, и не сыграть её, а прожить. Прожить естественно, искренне и легко, получая удовольствие и радость от осознания своего существования и востребованности. Ведь Вашу жизнь никто за Вас не проживёт. Это сможете сделать только Вы сами.
В Австралии жил актёр Франц Матиас Александер. Он долго страдал от одного недуга — у него пропадал иногда голос. Что может быть важнее для его профессии, как не голос и внешность? Именно с помощью интонаций речи и жестов, мимики, пластики движений тела передаётся образ и чувства. Вербально мы можем отобразить или высвободить наши эмоции. Вспомните свои ощущения, когда у Вас на душе плохо и Вы, выговорившись кому- либо о том что Вас гнетет, чувствуете облегчение. Замыкая это в себе, вы не даёте выхода проблеме, которая фиксируется в психике и вашем теле. Проявляется впоследствии в дрожании голоса, неосознанных движениях и выражении лица.
Александер обратил внимание, что его голос пропадает, когда голова оказывается в одном положении — запрокинутая немного назад и вниз. Он стал присматриваться к себе и своему телу. Обращать внимание и анализировать — как реагирует его голос на разные положения головы. Постепенно он научился и ввёл это себе в привычку — держать голову так, что забыл о своей проблеме. Франц заметил, что его общее здоровье, физическое и психологическое, значительно улучшилось после этого. Он стал уверенным в себе. У него проявились новые творческие способности, о которых Франц раньше и не подозревал. Жизнь его изменилась в корне в лучшую сторону.
Александер продолжил свои изыскания в этом направлении. Со временем он пришёл к выводу, что научившись правильно и естественно поддерживать равновесие между головой и всем позвоночником, можно добиться значительных результатов в улучшении своего здоровья и самочувствия. Талантливый актёр прекрасно справился и с ролью психотерапевта. Он разработал свой метод телесно — направленной психотерапии.
Его метод заключается в плавном и природном растяжении позвоночника и к приведению к сбалансированному положению головы по отношению к нему. Наш позвоночник — это остов, на котором держится всё тело. Он играет огромное значение в выполнении всех функций организма. При деформации осанки идут сбои в работе многих органов нашего тела. Поддерживая позвоночник в прямом естественном положении, мы снимаем нагрузку со всех групп мышц, убирая в них напряжение. Наше тело наполняется лёгкостью и жизненной энергией. Улучшается психологическое и физическое состояние. У нас появляются силы бороться с нашими депрессиями и ежедневными проблемами. При снятии зажима и напряжения в шейном отделе, Вы сразу ощущаете лёгкость и ясность Ваших мыслей. Чёткость осознания всех Ваших действий. А это самое главное — осознание себя и своих поступков.
Работа психотерапевта, использующего метод Александера в лечении пациентов, состоит из двух основных компонентов терапии. Пациенту делается общий расслабляющий массаж с растяжением позвоночника и всех групп мышц. Человек должен полностью расслабиться и прочувствовать своё тело и тёплую энергию, исходящую от рук терапевта. Второй важный момент — врач — терапевт при разных позах и положениях тела пациента, наводящими вопросами подводит его к самосознанию и пониманию причин такого положения. Он помогает человеку прочувствовать взаимосвязь с телом и психикой. Пациент должен сам анализировать — что он чувствует при определённых позах. Цель этого — добиться, чтобы у человека вошло в привычку держать своё тело в правильном и естественном положении без напряжения. Его движения в повседневной жизни должны быть чёткие и грациозные как у кошки.
Очень многие люди пользуются этим методом для общего оздоровления и большего раскрытия себя как личности. Он помогает им бороться с жизненными кризисами, неурядицами, депрессивными состояниями и многими другими проблемами. Попробуйте и Вы испытать его на себе. Не бойтесь сыграть роль пациента психотерапевта, который использует в своей практике метод Франца Александера. Возможно, Ваш дебют в этой роли станет главным бенефисом в Вашей жизни.
Автор: Виталий Нуждин
для сайта therapy.by
www.therapy.by
ТЕХНИКА ФРЕДЕРИКА МАТИАСА АЛЕКСАНДЕРА Ф М Александер
ТЕХНИКА ФРЕДЕРИКА МАТИАСА АЛЕКСАНДЕРА
Ф. М. Александер Фредерик Матиас Александер родился 20 января 1869 года в Австралии, город Виниард, находящимся на северо-западном побережье Тасмании. Автор замечательной техники родился с серьезными проблемами со здоровьем, и никто из врачей не мог гарантировать, что мальчик проживет более чем несколько недель.
Техника Ф. М. Александера – комплекс упражнений, помогающий людям правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы. В основе метода лежит мнение о том, что у каждого человека в течении жизни вырабатываются привычки неправильного использования своего тела, выражающееся в манере держать осанку и производить движения тела, неизбежно ведущих к дополнительной чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат, что является одной из основных причин нарушения функционирования организма в целом и происходящих в нем процессов.
Зарождение методики Александера Потеряв голос, Ф. Александер в отчаяние пришел к своему врачу, посоветовавшему не разговаривать пару недель, и спросил о том, почему же поначалу все было хорошо, но после этого голос подвел его. Так и не дождавшись от врача более-менее вразумительного объяснения, Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности.
Сидячий образ жизни Привычка горбиться, сутулиться и втягивать голову в плечи очень характерна для современного человека. Именно такими мы видим своих попутчиков в транспорте, соседей в театре, в поликлинике, домочадцев.
Характерный «горб» При таких позах в месте, где начинается шея, постепенно образуется «горб» и для сохранения равновесия остальная часть туловища принимает неблагоприятную осанку (рис. 3). Живот выпячивается, и образуется прогиб позвоночника (лордоз).
Боли в спине Почти половина взрослых людей страдает от болей в спине. В большинстве случаев острая боль объясняется выпадением межпозвонковых хрящей или болезнью Бехтерева; обычными диагнозами врачей, однако, являются «тянущие боли в области поясницы и крестца», «режущие боли в области крестцовой и подвздошной кости», «боли в спине вследствие плохой «осанки».
Нарушения дыхания Астматика следует обучить правильному дыханию. Он нуждается в тщательном анализе своей привычки дышать и в четких указаниях, как ее изменить, улучшая использование мышц груди. Ошибки в дыхании легче всего обнаружить в положении лежа. Но вначале обследуйте себя в положении стоя. Снимите одежду, подойдите к зеркалу и опустите руки.
Среди болезней, обусловленных стрессом, самая распространенная — гипертония, часто приводящая к сердечно-сосудистым нарушениям. Я наблюдал, как кровяное давление пациента уменьшалось на 30 единиц после моего занятия с ним в течение 30 минут, во время которого он расслаблял напряженные мышцы. У людей с тромбозом коронарных артерий, как правило, очень напряжена верхняя часть грудной клетки. Я обязательно говорю им о необходимости ее расслабления и улучшения использования мышц всего тела.
Процесс излечения. Тогда Александер осознал, что всему основной причиной потери голоса являются неверные движения шеи и головы, которые, в свою очередь, приводят к неверному расположению осанки, вызывающую другие заболевания (в том числе и вероятную потерю голоса).
Напряженность мышц и неврозы Александер считал, что его техника гораздо эффективнее в лечении неврозов, чем разнообразные антидепрессанты или электрошоковая терапия. Люди, страдающие неврозами, всегда «зажаты». Для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (явление дистонии).
Человек Александера Древнейшие человекоподобные существа имели короткую шею и хорошо выраженный «горб». На рис. 4 показано развитие человека от австралопитека (a), жившего 2 млн. лет назад, синантропа (b) — 400 тыс. лет тому назад, неандертальца (c) — 100 тыс. лет тому назад к человеку с горы Кармель (d) — 40 тыс. лет тому назад, современному человеку (e) и к тому, кого я назвал бы «человеком Александера» (f). Самые заметные изменения — это постепенное удлинение шеи и уменьшение «горба». При этом центр тяжести тела смещается назад.
present5.com
Кастрен, Матиас Александер Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кастрен.Матиас Александр Кастрен | |
---|---|
фин. Matthias Alexander Castrén | |
Дата рождения | 2 декабря 1813(1813-12-02)[1][2][3] |
Место рождения | Тервола |
Дата смерти | 7 мая 1852(1852-05-07)[1][2][3](38 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера | филология |
Место работы | Александровский университет |
Альма-матер | Александровский университет (1836) |
Учёная степень | доктор словесности (1845) |
Известен как | исследователь финно-угорских и самодийских языков |
Медиафайлы на Викискладе |
Матиас Александр Кастре́н (фин. Matthias Alexander Castrén; 2 декабря 1813 (1813-12-02), Тервола, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 7 мая 1852, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя) — российский филолог финского происхождения, исследователь финно-угорских и самодийских языков, финского и саамского фольклора; основоположник сравнительной уралистики[4].
Содержание
- 1 Биография
- 2 Семья
- 3 Кастрен и современность
- 4 Публикации
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
ru-wiki.ru
Кастрен, Матиас Александер Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кастрен.Матиас Александр Кастре́н (фин. Matthias Alexander Castrén; 2 декабря 1813 (1813-12-02), Тервола, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 7 мая 1852, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя) — российский филолог финского происхождения, исследователь финно-угорских и самодийских языков, финского и саамского фольклора; основоположник сравнительной уралистики[4].
Биография
Матиас Александр Кастрен родился в 1813 году в небольшом городке Тервола в семье финских шведов. Своё первое имя он получил в честь дяди-пастора, второе — в честь императора Александра I. Семья была довольно большой — кроме Матиаса у родителей было ещё 5 детей. Несмотря на смерть отца и тяжелое финансовое положение, в 16 лет Матиас поступил в Хельсинкский университет. Однокашники отмечали, что Катрен был задумчивым и немного рассеянным студентом, имевшим мало друзей. В первые же летние каникулы он уехал из Хельсинки к матери и давал частные уроки местным школярам, чтобы помочь своей семье. В университете Кастрен делал упор на изучение языков. На этот путь его толкнуло прочтение книг Расмуса Раска — датского языковеда, специализировавшегося на восточных языках.
В 1830 году Кастрен поступил в Хельсинкский университет. В 1836 году он получил степень кандидата философии. Ещё в студенческие годы он заинтересовался финским языком и фольклором[4].
Летом 1838 года Кастрен совершил свою первую научную поездку в финскую Лапландию, здесь он изучал саамский язык, а также саамский фольклор и саамскую мифологию. Собранные материалы Кастрен использовал для своей диссертации De affinitate declinationum in lingua Fennica, Esthonica et Lapponica (лат.) («О родстве склонений в финском, эстонском и саамском языках»), которую он подготовил в 1839 году[4].
В 1839 году Кастрен путешествовал по Карелии, а в 1841 году отправился вместе с Элиасом Лённротом в трёхлетнюю поездку по Уралу. Этой поездке предшествовала публикация выполненного Кастреном перевода Калевалы на шведский язык. По возвращении Кастрен опубликовал монографии Elementa grammatices Syrjaenae и Elementa grammatices Tscheremissae (обе 1844) о языках коми и марийском соответственно.
В 1845 году Кастрен защитил докторскую диссертацию, в которой предложил гипотезу о генетическом родстве уральских и алтайских языков. В том же году вышла его статья на шведском языке «О значении ударения в саамском языке»[4].
В том же 1845 году Кастрен по поручению Санкт-Петербургской академии наук отправился в Сибирь для дальнейшего изучения местных языков. Во время своей экспедиции он посетил города Тобольск, Берёзов и Обдорск (им впервые было посещено урочище «Барсова Гора»[5]) и исследовал бассейны таких рек, как Иртыш, Обь и Енисей. Он объехал Ачинскую и Минусинские степи, а также Саянские горы и Прибайкалье.
Из поездки в Сибирь он вернулся в 1849 году с окончательно подорванным здоровьем и материалами для последующих трудов[6]: монографии о хантыйском языке Versuch einer ostjatischen Sprachlehre (1849) и De affixis personalibus linguarum Altaicarum (1850).
C 1851 г. Кастрен был профессором Хельсинкского университета по впервые учреждённой кафедре финской филологии и работал над словарём самодийских языков.
Он умер от туберкулёза в 1852 году[4].
Семья
Сын Матиаса Кастрена, Роберт Кастрен (1851—1883), был известным финским публицистом, историком.
Внук Матиаса Кастрена (сын Роберта Кастрена), Гуннар Кастрен[fi] (1878—1959), был литературоведом, профессором Хельсинкского университета.
Кастрен и современность
22 января 1990 года в Хельсинки было основано Общество Матиаса Александра Кастрена. Его целью было объявлено установление и развитие связей между населением Финляндии и теми народами России, которые говорят на уральских (финно-угорских и самодийских) языках. Общество Кастрена является общественной организацией, членами которой могут быть граждане как Финляндии, так и других стран, а также объединения лиц. Общество получает государственную финансовую поддержку[7][8].
2—4 декабря 2013 года в Лапландском университет (Рованиеми, Финляндия) прошла научная конференция «Познание Севера — глобальное наследие М. А. Кастрена», посвящённая 200-летию со дня рождения учёного. Доклады, прочитанные в рамках конференции, были посвящены исследованиям Кастрена и других пионеров филологии и этнографии, а также современным исследованиям в области финно-угроведения, культуры, религии и мифологии[9][10].
Публикации
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru