Мажор и минор нарисовать – Лад в музыке: мажор и минор

Урок музыки во 2-м классе по теме «Весело

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” на основе интеграции предметов “Музыка”, “Литературное чтение” и “Изобразительное искусство”. Освоение понятия “лад” происходит посредством участия в различных видах деятельности на уроке: хоровом пении, слушании музыки, выполнении творческих заданий. К материалам урока прилагается фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Цели:

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи: научиться

  • определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять песни современных композиторов;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Оснащение урока:

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система.

Ход урока

Открывается урок приглашением обучающихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Весело — грустно”

(Приложение 2). Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика. Большинство слайдов презентации содержат вопрос или информацию к размышлению.

Основополагающий вопрос презентации – “Как изменить настроение музыки?”. Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию — на восходящую, медленный темп — на быстрый, тихую динамику — на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.

Учитель задаёт детям вопрос: “Что такое лад?”. Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”. Обучающиеся дописывают в “Рабочую тетрадь” слово “согласие” в определение.

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали — музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.

Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор — это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор — это тёмный лад. Его символ – тучка. Обучающиеся записывают в “Рабочую тетрадь” слова “мажор” и “минор”. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.

Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор” и вписывают эти слова в “Рабочую тетрадь” (Задание 1). Обучающиеся размышляют о возможных причинах изменения настроения произведения, анализируют выразительные средства, которые помогают созданию образа.

Далее ребятам предлагается ответить на вопрос: “Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Дети читают его. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

В “Рабочей тетради” обучающиеся подчёркивают в тексте стихотворения слова, которые создают настроение (Задание 2). Ребята доказывают, что сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: “солнце”, “день чудесный”, “друг прелестный”, “красавица”, “звездою”. Далее появляются словосочетания “вьюга злилась”, “на мутном небе”, “мгла носилась”, “бледное пятно”, “тучи мрачные”, “ты печальная”. Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: “голубыми небесами”, “великолепными коврами”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”, “блестит”.

Учитель организует закрепление нового материала. Обучающиеся без затруднений отвечают на вопросы. Ответы на них появляются на экране только после ответов детей. Ответы выражены словами и символами. Символы “солнышко” и “тучка” заменяются новыми: “сердечко светлое” (она) и “сердечко тёмное” (он). Это способствует развитию ассоциативного мышления ребят.

  • Что такое лад? (Лад – это согласие).
  • Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
  • Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
  • Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
  • Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Презентация, в которой содержится новая тема, окончена. Далее предстоит практическая работа по освоению понятия “лад” в процессе хорового пения, в ролевой игре, в слуховом анализе произведений.

Ребята исполняют песню В. Шаинского “Про папу” (Приложение 3). Обучающиеся заметили, что запев этой песни звучит в миноре, а припев – в мажоре. Учитель нацеливает детей на необходимость обращать внимание на то, каким образом смена лада меняет настроение музыки.

Кроссворд “Выразительные средства музыки” (Приложение 4) позволяет детям не только повторить ранее изученный материал, но и является подготовительным этапом к ролевой игре. В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы кроссворда (Задание 3). Затем, глядя на экран, ребята проверяют правильность выполнения этого задания. Ответы на экране возникают лишь после ответов детей.

1. Согласие звуков.

2. Сила звука.

3. Окраска звука.

4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.

5. Одноголосная музыкальная мысль.

6. Скорость звучания.

7. Чередование долгих и коротких звуков.

8. Музыкальное сопровождение.

Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно подчёркивают из них не только наиболее подходящие, но и наиболее соответствующие их индивидуальному представлению о картине и стихотворении (Задание 4.). Идёт процесс самостоятельного сотворения музыки, которую дети, возможно, слышат внутри себя. Результаты выбора ребят иногда невозможно предсказать. Тем интереснее варианты. Например, большинство обучающихся “слышит” картину и стихотворение в миноре, но кто-то выбирает и мажор.

На последнем слайде презентации вновь возникает картина И. Левитана и стихи И. Бунина. Звучит музыка, которая подобрана учителем. Обучающиеся соглашаются или не соглашаются с предложенным вариантом “звучания” поэзии и живописи. Они зачитывают свои варианты. Много очень интересных сочетаний. Идёт их краткое обсуждение.

На завершающем этапе урока обучающиеся исполняют песню В. Шаинского “Улыбка” (Приложение 6). Им также предлагается понаблюдать за сменой лада в запеве и припеве. Дети выполняют задание, однако, как правило, не все отвечают верно. В песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре. Для тех, кто дал неверный ответ, песня “Улыбка” звучит в изменённом виде: запев — в миноре, а припев – в мажоре (Приложение 7). Необычное звучание знакомой песни вызывает оживление и интерес. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда весёлым словам текста соответствует мажорный лад и наоборот.

Выводы.

В стремительном XXI веке человеку особенно важно жить в согласии с миром и самим собой. Для этого необходимо научиться налаживать отношения между людьми, деловые и дружеские, ладить друг с другом. Слушая хорошую музыку, мы иногда удивляемся, как удаётся композиторам создавать замечательные музыкальные произведения, в которых все звуки ладят между собой. Порой музыка звучит светло и радостно, а иногда — задумчиво и печально. Это “музыкальное настроение” называют “ладом”. Два лада, мажор и минор, сменяют друг друга в любимых нами музыкальных произведениях, создавая калейдоскоп настроений.

Учитель сообщает детям домашнее задание, которое содержится в “Рабочей тетради”.

Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

Итоги урока:

обучающиеся

  • получили общее представление о музыкальном ладе, как согласии звуков, опираясь на свой жизненный опыт в объяснении понятия “лад”;
  • познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями – мажором и минором;
  • понаблюдали за сменой лада в рамках одного музыкального произведения в процессе слушания музыки Вальса ля-минор Ф. Шопена;
  • на примере стихотворения А. Пушкина “Зимнее утро” и картин Б. Кустодиева “Масленица” и И. Левитана “Осенний день. С

urok.1sept.ru

«Игровые технологии на уроках сольфеджио. Методика Е.А. Королёвой. Строение мажора и минора».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Открытый урок на тему:

«Игровые технологии на уроках сольфеджио.

 Методика Е.А. Королёвой.

Строение мажора и минора».

(Учитель Мосина Е.В.)

Декабрь,2011г.

Г.Железногорск.

Конспект

 открытого урока по музыкальной грамоте.

Тема: «Игровые технологии на уроках сольфеджио.

Методика Е.А. Королёвой. Строение мажора и минора»

( обучающиеся 2 «а» и «б» классов).

Цель урока:  

_с помощью ассоциативного мышления, которое вызывают игровые формы работы, воспитывать у обучающихся чуткое и эмоциональное восприятие музыкальных звуков, сформировать устойчивые знания по теории и закрепить понятия о строении мажорной и минорной гаммы.

Задача:

_развить у обучающихся творческое воображение, музыкальную память, приобщить к образному и эмоциональному строению музыки, реализовать комплексное воспитание обучающихся средствами различных видов искусств: музыки, театрального действа, импровизации и изобразительного искусства.

Тип и вид урока:

Дидактический материал:

— фишки, клавиатуры, рисунки, элементы костюмов.

Музыкальный материал: (песни)

— «Весёлый и унылый» ☺и☹;

-«Мажор и Минор»;

— «Песенка о ступенях»;

— Сказка «Два брата» Е. Королёвой.

Ход урока.

I часть.

Дети входят в класс, занимают свои места (обучающиеся 2 «а» и «б» классов).

— Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Это учителя хора и сольфеджио из

 «Гимназии №10» и «Гимназии №1». Давайте поприветствуем их!

Спасибо, садитесь. А теперь мы поприветствуем друг друга. ( Ручные знаки).

Учитель поёт:  I II III IV V V здравствуйте, ребята!

Дети отвечают: V IV III II I I – здравствуйте, учитель!

2-й вариант

Учитель поёт:  I-III-V –здравствуйте!

 Дети отвечают: V III I – здравствуйте!

— Скажите, какие ступени мы спели? (Устойчивые)

-Что образуют эти ступени? ( Тоническое трезвучие)

— Почему оно так называется? (Строится на I ступени, т.е. Тонике)

— А какие ступени вы ещё знаете? (Неустойчивые II- IV –VI- VII)

-А ещё? (Вводные II и VII)

— Ребята, а как разрешаются неустойчивые ступени? Давайте споем про это песенку.

(На доске рядом с уст. ступенями стоят неуст. так, как они разрешаются).

— Ребята, а как я могу измерить расстояние между ступенями? (Посчитать количество, тоны и полутоны).

Тогда вам даю 1 –е задание:

из карточек, где изображены фрагменты клавиатуры, надо выбрать карточки с изображением тонов и полутонов, поставить у доски.

-Молодцы! Вы правильно справились с заданием!

Теперь возьмите фишки и клавиши. Я предлагаю выполнить вам 2 –е задание.

У нас есть одна весёлая гамма, которая играется только по белым клавишам. Вы не догадались, что это за гамма? (До-мажор) Она одна из мажорных гамм играется только по белым клавишам!

Итак, вы называете, что у вас на клавишах получается, а я буду выкладывать ваш ответ карточками у доски. (Дети строят: ТТпТТТп). Учитель играет на ф-но гамму Сdur.

-Ребята, выходит, что мажорная лесенка строится по схеме ТТпТТТп? Давайте  докажем это, построим от «Ре»  гамму по белым клавишам (играет)…как вы думаете, получается мажор? (Нет).

-Тогда давайте исправим ошибки: выстроим звуки гаммы по схеме. Но теперь нам понадобятся знаки. Давайте их вспомним: #, бемоль. (Бекар – отменяет).

-На сколько они могут менять нотку? (На полутон).

— Итак, строим! ( сиреневые фишки для знаков).

 (Дети строят гамму – учитель на доске переворачивает карточки, если ход верный).

Молодцы! А вы знаете, у гаммы До мажор есть подружка..только лад у неё другой и тоника находится на 3 ступени ниже «До»…. Кто уже посчитал, какая это будет нотка? (Ля)

— А как называется другой лад? (Минор)

— Правильно, эта подружка – гамма Ля минор. Она одна из минорных гамм играется только по белым клавишам. И нам надо обязательно узнать, как же строится минорная лесенка?

(Дети фишками измеряют тоны и полутоны, а учитель выкладывает карточки у доски)- ТпТТпТТ.

-Молодцы! Вы узнали, как строится минорная лесенка.

Вот теперь я могу вам задать вопрос: Какая тема нашего урока?

Дети отвечают: Строение мажора и минора.

-Правильно. Запишите в тетради число, 6 декабря, и тему урока.

А мы переходим ко II части нашего урока, самой интересной! Сейчас для наших гостей мы покажем сказку как раз на эту тему.

Пока ребята готовятся, я несколько слов скажу об авторе. Это Елена Алексеевна Королёва. Вероятно, очень скромный человек, т.к. подробности её биографии найти не удалось. Знаю только, что она много лет занимается музыкальной педагогикой, разработала свою методику изучения музыкальной грамоты и сольфеджио, автор многих сказок, стихов,  загадок и других интересных материалов для детей.

Конспекты  её занятий вы сможете найти на сайте: www/portal-slovo.ru

Итак, сказка «Два брата»

Участники:

1.Анурьев Миша- Король Динь –Дон VII;

2. Королёв Марк – охранник;

3.Киселёва Света – Мажор;

4. Матяж Настя – Минор;

5. Черкова даша –«До»;

6. Снида Толя – «Ре»;

7. Протопопов Миша – «Ми»;

8. Калинина Юля –«Фа» и служанка;

9. Герасимчук Антон –«Соль»;

10. Сайпулаева Назира –«Ля»;

11. Новикова Ева –«Си».

Далее мы разыгрываем сказку (см. приложение).

(В конце – представить участников сказки).

-Ребята, спасибо всем за активное и добросовестное участие в нашем проекте!

В заключении, я хочу вас спросить, чему вас научила эта сказка, какие знания вы получили?

(Дети отвечают)

— Запишите в тетрадь домашнее задание:

построить от ноты «Соль» мажорный звукоряд, а от «Ми» — минорный.

Найти знаки. Записать всё в тетрадь.

В дневники выставить оценки всем ребятам.

Спасибо, урок окончен!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации «Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия».
Сказка Е. Королёвой «Два брата»

(для развития у детей восприятия музыки , музыкальной памяти, умения различать настроения, характер музыкальных произведений) о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре.

Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, весёлые, жизнерадостные краски (мажор), познакомившись со сказкой, ребёнок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.
Два брата (сказка)
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает, от скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, а солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные- все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать, стал Дин-Дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую, Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра, утром встанут, крикнут «Ура!»
Король проснётся, с боку на бок повернётся, и всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение от этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились. Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак и вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата — Лада. Один был весёлый плясун, хохотун, другой — грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного — Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему… Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились.
Здравствуй, Дин-Дон, — говорят. Хотим послушать твоих солдат.
А ну,- скомандовал Звукам король, запевать все изволь! Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, — говорят, -Дин-Дон, мы тебе поможем, Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд -Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон, Тон, тон, тон, полутон
Запевай! — скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой — мажорный. Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь — шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчи-и-тайсь!». Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Запевай! — скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём. И сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин-Дон по-другому жить стал, Под новую музыку спать перестал, загрустит он — Минор явится, Захочет веселиться — Мажор появится. Стали Звуки жить ладно, И песни звучали складно.

6 декабря.2011г.,

г.Железногорск.

nsportal.ru

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему: Конспект НОД «Мажор и минор в поэзии, живописи и музыке»

Конспект

непосредственно – образовательной  деятельности

Тема: «Мажор  и  минор  в  поэзии, живописи,  музыке».

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                                            Середенко Н.Н.  

     

                                                   

                                                    2012г.

Задачи:

Формировать у детей представления о мажорном и минорном ладах на основе взаимодействия различных видов искусства.

Научить использовать ладовое наклонение в своих музыкальных импровизациях; развивать художественно-ассоциативное мышление.

Обогащение словаря: мажор, минор, свет, тень.

Материал:

Различные картины с изображением радости или грусти: «Дождливый день», «Игры на песке», «Зимние забавы», «Радуга» и др.

Синтезатор. На клавишах изображения «Тучки» и «солнышки».  

Музыкальные инструменты. Султанчики, ленты для ритмических движений. Куклы би-ба-бо «Мажор» и « Минор»

             

Ход:

Музыкальный  руководитель: Музыка – это движение звуков. Слушая или исполняя песню, мы замечаем, что звуки связаны между собой. Сплетаясь, они образуют красивый узор. Все звуки в пьесе или песне «ладят». Эту дружбу между звуками называют ладом.

В зависимости от того, какой образ хочет передать композитор, он и пользуется тем ладом, какой ему нужен. Если он хочет изобразить грустную картину осени, он пишет песню в грустном ладу. Если он хочет передать весёлое настроение ребят, он пользуется весёлым ладом.

Ладов очень много, особенно  в музыке разных народностей. Чаще всего встречаются два лада: мажорный и минорный.

Мажор звучит бодро и весело. Минор – грустно и задумчиво.

Послушайте фрагменты двух произведений: «Осенняя песня» П.И. Чайковского  и  «Весна» А. Вивальди.

(дети слушают)

Какое произведение мажорное, а какое минорное?

(ответы детей)

Не только композиторы, но и поэты, и художники передают в своих произведениях настроения радости и грусти, т.е. мажорное настроение или минорное.

(приглашаю детей ближе подойти картинам, рассмотреть их)

Какие картины мажорного настроения? (ответ)

Да, художник в этой картине передал настроение радости, подобрал яркие краски.

Какие картины минорного настроения? (ответы)

Поговорим о поэтах. Они также передают настроение радости или грусти в своих стихах. Послушайте строчки стихотворения поэта Плещеева:    

                    Травка зеленеет,  солнышко блестит,

                    Ласточка с весною в сени к нам летит.

Какое настроение передал поэт?  (мажорное)

                    Скучная картина! Тучи без конца.

                    Дождик так и льётся, лужи у крыльца…

 Какое настроение в этих строчках? (минорное)

Многие  поэты сочиняют стихи, слушая музыку, всматриваясь в картину.

Попытайтесь и вы сочинить стихи. Сначала нужно вслушаться в музыку, подобрать соответствующую картину и сочинить небольшое стихотворение.

(звучат фрагменты музыкальных произведений  «Времена года» В.Вивальди,  дети подходят к картине, сочиняют стихи).

Музыкальный руководитель: Дети, обратите внимание на изображения на клавишах. Вы видите «тучки» и «солнышки».

Послушайте звуки – тучки (играю). Как вы думаете, какое настроение в этих звуках?  (ответ)

Послушайте звуки с изображением солнышка (играю)

Какое настроение в этих звуках? (ответ)

Попробуем сочинить свою мелодию, т.е. попытаемся стать композитором. Предлагаю вам  такие строчки:

                      Утром просыпаюсь, улыбаюсь я,

                      Солнышко целует ласково меня.

                      Я смотрю на солнце – маму вижу я.

                      Моё солнце – мама, милая моя!

На каких клавишах будем сочинять мелодию? (ответ: на клавишах с изображением солнышка)

(дети  сочиняют мелодии, играют на синтезаторе)

Послушайте другие строчки:

                      Зайку бросила хозяйка,

                      Под дождём остался зайка.

                      Со скамейки слезть не мог,

                      Весь до ниточки промок.

На каких клавишах будем сочинять эту песенку? (ответ: на клавишах с изображением тучек) (2-е, 3-е  детей  сочиняют свои мелодии)

Музыкальный руководитель: Дети, вы знаете много песен, написанные в мажорных и минорных ладах. Назовите  минорные песни.

(дети называют) Предлагаю исполнить песню  «Мамина  песенка» муз. М.Парцхаладзе, сл. М.Пляцковского  (Если  в небе  туча хмурится)

Назовите песни мажорного лада. (называют)

Исполните, пожалуйста,  попурри из ваших любимых песен мажорного настроения. (исполняют «Попурри мажорных песен» — «Песенка  о  весне»

муз. Г.Фрида, сл. Н.Френкель; «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского;«Здравствуй  лето» муз.М.Иорданского, сл.И.Черницкой.)

Музыкальный руководитель: К нам в гости пожаловали  господа «Мажор» и «Минор» (куклы би-ба-бо, рассказывают каждый о себе)

Дети, кто желает для гостей прочесть стихи?

Напоминаю вам, что стихи с весёлым содержанием читаем для «Мажора», а с грустным – для «Минора»

(дети читают стихи)

Дети,  Мажор и Минор хотят с вами поиграть. А вы хотите?

(дети высказываются,  кто желает играть с Мажором, Минором, подходят к ним)

(проводится игра – психогимнастика «Сочувствие»: дети изображают мимикой   грусть,  печаль,  испуг,  радость,  восторг, удивление)

 Музыкальный руководитель: Дети, настроение мажора и минора можно выразить и в движениях. Я вам предлагаю сначала послушать музыку, затем придумать свою композицию танца, выбрав предмет.

(звучит «Итальянская полька» Рахманинова ; «Осенняя песня» Чайковского)

Музыкальный руководитель: Дети, как вы думаете, какие музыкальные инструменты  больше всех  понравятся нашим гостям? (называют инструменты)

Порадуем  наших  гостей  оркестром.    

(звучит «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова, дети подыгрывают на соответствующих музыкальных инструментах)

(Мажор  и Минор благодарят детей; музыкальное прощание)

nsportal.ru

План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД «Мажор и Минор» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД «Мажор и Минор»

в подготовительной к школе группе

Разработчик: Косырева Елена Александровна,

музыкальный руководитель

МДОУ детский сад №8 г.о. Самара

Цель: познакомить детей с понятиями  мажор и минор.

Задачи.

  1. Закрепить умение детей самостоятельно определять музыкальное произведение, его характер.
  2. Развивать умение определять лад музыки.
  3. Усваивать певческие навыки.
  4. Совершенствовать умение слышать музыкальные фразы и паузы, выполнять ритмично притопы, меняться местами с партнёром.  
  5. Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материал и оборудование:

  • пианино;
  • мольберт;
  • нотный материал;
  • звукозапись пьес «Новая кукла»,  «Полёт шмеля»;
  • портреты П.Чайковского,   Н.Римского-Корсакова;
  • короб;
  • конверт с письмом;
  • маски Мажор и Минор;
  • карточки;
  • венки;
  • диск для детей.

Ход НОД.

Дети заходят зал и под марш проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель.
Вместе с солнышком встаем, 
Вместе с птицами поем. 
С добрым утром, 
С ясным днем, 
Вот как славно мы поем! 
Сколько любопытных глаз.
Разрешите вас, ребята,
Поприветствовать сейчас.

Исполняется «Музыкальное приветствие»

— Ребята, когда сегодня я зашла утром в зал, я увидела этот короб.  У вас есть предположение, кому он может принадлежать? (ответы детей, комментарии)

Берет в руки, «нечаянно» из-под дна на пол падает конверт. Музыкальный руководитель изображает удивление и предлагает его распечатать. Читает письмо: «Здравствуйте, дети детского сада «Улыбка». Я, королева Музыки, приветствую вас. Вы любите заниматься музыкой? Думаю, что ответите положительно. Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке. Я могу рассказать обо всём на свете, проникнуть в ваши сердца, пробудить воображение и фантазию, наполнить вас радостью и счастьем. А для этого у меня есть помощники. И сегодня вы с ними познакомитесь. Дарю вам этот короб. Только открыть его  не так просто – ключиком могут быть ваши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно,  короб откроется, и вы сможем увидеть, что находится внутри. Королева  Музыки»

— Трудно спеть песню без подготовки, голос нужно настроить. Помогут нам в этом знакомые попевки. Попробуете узнать?

Музыкальный руководитель играет мелодию попевки «В школу» Е.Тиличеевой,  дети отвечают.

Прохлопывание ритмического рисунка, исполнение.

— Молодцы! Ваши голоса разогрелись, настроились на дальнейшее пение.

Тогда попробуем открыть короб королевы Музыки песней.

На прошлом занятии мы знакомились с песней «Воробей». Давайте вспомним, какой у неё  характер, почему? (ответы детей, комментарии)

Закрепление мелодии песни со словами 1 к. Разучивание слов 2 к. Пение по «цепочке». Итоговое исполнение с солистом.

— Давайте проверим, открывается ли короб? Мы очень старались!

Предлагает одному из детей открыть. Педагог достает из короба две маски: одну — с грустным выражением лица, другую – с веселым.

— Да это же помощники королевы Музыки!

(обыгрывает маски)

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили.

— У какого синьора всегда веселое настроение? (ответы детей, комментарии)

— У какого синьора всегда грустное настроение?  (ответы детей, комментарии)

— А сможете ли вы сами узнать Мажора и Минора в музыке? (ответы детей, комментарии)

Возьмите карточки (раздаёт карточки из короба). Внимательно слушайте отрывки знакомой вам музыки и отгадывайте их.

Дети слушают сидя пьесы  П.Чайковского   «Новая кукла»,  Н.Римского-Корсакова  «Полёт шмеля»,  показывают соответствующие карточки, комментируют.

Затем музыкальный руководить исполняет вступление к песне  Ю.Михайленко «У калинушки», дети показывают соответствующую карточку, комментируют. 

— Давайте мы сделаем свои музыкальные подарки  — станцуем их любимые танцы. Начнем, пожалуй, с минорного.

Какими движениями мы передадим   характер Минора в хороводе «У калинушки»? (ответы детей, комментарии)

— Правильно, плавными, неторопливыми. Предлагаю вспомнить хоровод. Разбирайте веночки. Занимайте свои места.

Дети исполняют  хоровод «У калинушки».

После хоровода дети кладут веночки на место, предлагается встают в общий круг.

— Как вы думаете, какими должны быть движения в танце для  Мажора?   (ответы детей, комментарии)

— Правильно, бодрые, энергичные, задорные.

— Есть ли у нас в запасе веселый танец?  (ответы детей, комментарии)

— Давайте вспомним основные движения «Галопа».

Дети закрепляют  движения «боковой галоп» сначала по-одному, затем в парах, затем отрабатывают ритмичные хлопки и смену в парах.

Дети исполняют «Галоп» под музыку «Кремена»

— Дети, сегодня на занятии вы узнали, что музыка бывает мажорная и минорная. Как вы думаете, кто важнее Мажор или Минор? (ответы детей, комментарии)

Музыкальный руководитель исполняет песню Н.Тананко «Мажор и минор».

— Веселый Мажор дружит с грустным Минором. И за то, что они ладят друг с другом их называют их «лады»: Мажорный лад и Минорный лад.

И вам, дети, я тоже желаю жить в ладу. Но это еще не всё.

Заглядывает в короб.

Королева Музыки дарит вам диск с музыкой. И в этой музыке вам встретятся наши лучшие друзья, помощники Музыки……. (дети отвечают).

Желаю приятного прослушивания!

Музыкальный руководитель передаёт диск одному из детей, прощается с детьми до следующей встречи.

Приложение. Письмо Королевы Музыки.

Здравствуйте, дети детского сада «Улыбка». Я, королева Музыки, приветствую вас.

Вы любите заниматься музыкой? Думаю, что ответите положительно. Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке.

Я могу рассказать обо всём на свете, проникнуть в ваши сердца, пробудить воображение и фантазию, наполнить вас радостью и счастьем. А для этого у меня есть помощники. И сегодня вы с ними познакомитесь.

Дарю вам этот короб. Только открыть его  не так просто – ключиком могут быть ваши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно,  короб откроется, и вы сможем увидеть, что находится внутри.

Королева Музыки.

Приложение. Карточки «Мажор и минор».

nsportal.ru

Разработка открытого урока «Изучение мажора и минора в начальных классах».

                      МБУ ДО «Детская музыкальная школа №19»

                                      Разработка открытого урока

             На тему: «Изучение мажора и минора в начальных классах»

Преподаватель

по классу скрипки

Анжелика Сергеевна

Потапова

                                                   Казань 2015 г.

Тема входит в календарно-тематический план рабочей программы по классу скрипки за 1 класс и соответствует индивидуальному плану развития учащегося. Программа учебного предмета является общеразвивающей направленности.

Тема урока: «Изучение мажора и минора в начальных классах».

Вид урока: «Индивидуальное занятие в исполнительском классе».

Цель урока: «Применение различных форм работы для достижения понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений».

Обоснование цели: «Формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности, формирование творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству».

Задачи:

-обучающие: раскрыть особенности музыкальных ладов, развить виртуальные и слуховые представления учащегося, провести работу над интонированием в ансамблевой игре;

-развивающие: развить навык самоконтроля и самоанализа к закреплению важных игровых навыков, умение вести диалог, интерес к изучаемому материалу, постоянный слуховой анализ;

-воспитывающие: воспитание активного внимания как на уроке, так и в самостоятельной работе, эмоциональной отзывчивости к рабочему репертуару.

Тип: «Закрепление знаний, навыков и умений».

Форма: индивидуальная.

Технологии: педагогическая, здоровьесберегающая – активного обучения.

Принципы: научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, прочность, сознательность, активность.

Методы: проблемно-поисковый, собственный показ «Делай как я», мозговая атака, закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности.

Средства обучения и оборудование: фортепиано, скрипка, смычок, канифоль, пульт. Наглядные пособия, сборники.

      Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.

Структура урока:

  1. Организационный момент:                 2 мин.

Направлен на:

-проверку готовности к уроку;

-сообщение темы и плана урока;

-концентрацию внимания на ключевые моменты урока;

-настрой на успешный результат.

     2. Этап подготовки:                                    3 мин.

Направлен на:

-рефлексию знаний о мажоре и миноре;

-подготовительные упражнения, снимающие общую скованность ребенка перед игрой на скрипке «Деревце», «Растем».

     3. Усвоение новых знаний:                        8 мин.

Направлено на:

-формирование сочетания мажора и минора в одной пьесе – «Дождик»;

-формирование ансамблевой игры – «Дождик».

     4. Физминутка:                                            2 мин.

Направлена на:

-стимулирование кровообращения и улучшения общего мышечного тонуса – упражнение «Тучка».

     5. Закрепление новых знаний:                 20 мин.

Направлено на:

-закрепление и применение новых знаний «У кота-воркота», «Мишка», «Ежик», «Колыбельная».

     6. Физминутка:                                             2 мин.

Направлена на:

-упражнение на развитие чувствительности пальцев;

-упражнение на освобождение мышц спины и лопаток «Строим дом».

     7. Заключительный этап:                           4 мин.

-рефлексия.

     8. Домашнее задание.                                   4 мин.

                                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

      Урок начинается с озвучки педагога темы и плана урока. Повторяем понятие мажора и минора в музыке. Спрашиваем у ребенка, помнит ли он, что такое мажор и минор, в чем их различие. Здороваемся друг с другом в этих ладах, тем самым будим в нем заинтересованность к теме в игровой форме. Добиваемся у него быть на уроке внимательным и трудолюбивым.

  1. Этап подготовки.

       Прежде чем начать играть на скрипке, мы делаем упражнения, которые помогут снять общую скованность ребенка. Упражнение «Деревце»: ноги на ширине плеч, руки наверх, сжаты в кулачки. Расслабляем кисти рук, потрясли (ветерок пошевелил листочки), ветер подул сильнее – помахали из стороны в сторону кистями с предплечьями, сильный ветер еще сильнее раскачивает деревце – машем всеми руками с покачиванием туловища из стороны в сторону. Ветер утих – опустили руки. Следующее упражнение «Растем»: ноги на ширине плеч, подняли плечи как можно выше, тянемся вверх и растем, потом опустили плечи и расслабляемся, показываем какая шейка у нас длинная. Повторяем несколько раз.

  1. Усвоение новых знаний.

      Просим сыграть пьесу «Дождик». Но прежде, проверим домашнюю работу, спрашиваем, как ребенок занимался дома, на что обращал внимание во время игры, следил ли он за динамикой и за характером пьесы, что получалось и на что, надо уделить больше времени. Во время игры пьесы, обращаем внимание на смены ладов от мажора к минору и наоборот, хорошо ли получается у ученика переключаться от одного настроения к другому. Анализируем ошибки и положительных моментов в исполнении. Также развиваем ансамблевую игру у ученика, пьесу делим на роли, где мажор будет играть ученик, а минор-педагог, или наоборот.

  1. Физминутка.

      Упражнение «Тучка» — стимулирует кровообращение и улучшает общий мышечный тонус. Чтобы ребенку было интереснее, упражнение будем делать вместе со словами, развивая воображение:

«Тучка по небу плывет,

И всем дождик раздает,

Крупный – лесу,

Мелкий – полю,

Разгулялся дождик в волю».

      Поднимаем обе руки в стороны, и в воздухе рисуем круги, далее поднимаем ручки вверх, расслабляем кисти рук и пальчики, шевелим и качаем их из стороны в сторону, опускаем руки.

  1. Закрепление новых знаний.

       Просим сыграть песенки «У кота — воркота» и «Мишка».  В них у нас будут резко меняться настроения от мажора к минору, сначала пропеваем вслух песни со словами и определяем, где происходит смена действия и настроения. Педагог на примере собственной игры показывает ребенку как надо сыграть эти песни. Во время игры ученика, следим за его манерой исполнения, правильно ли он ставит пальчики на гриф, понимает ли общее настроение пьесы. В песне «Ёжик» появляется новая задача, скольжение фаланги пальца от ноты «до» до ноты «до#».  Обеспечение скольжение играющего пальца по струне и слуховой контроль над этим движением является главным условием правильного исполнения. Палец должен скользить по струне, немного облегчая при переходе от одной ноты к другой. Сначала отрабатывать это движение медленно, потом немного ускоряться и делать его более незаметным. В пьесе «Колыбельная» мы развиваем ансамблевую игру. Пропевая песню, в словах мы видим скрытый диалог, где звучит вопрос и ответ. Этот диалог мы обыгрываем, превращая пьесу в ансамбль.

  1. Физминутка.

       Упражнение на развитие чувствительности пальцев. Ученик закрывает глаза, и пальчиками руки он должен определить предмет, который мы будем давать ему в руки, по температуре, по фактуре, по форме. Упражнение на освобождение мышц спины и лопаток «Строим дом». Со словами:

«Чтобы дом построить, нужно,

Запасаем тес дубовый,

Пилим – пилим, а потом,

Мы построим новый дом».

       Правую руку согнутую в локте, мы по горизонтали двигаем то вперед, то назад, чувствуя как двигается у нас сзади лопатка, далее руку меняем и делаем с ней тоже самое.

  1. Заключительный этап.

       Интересуемся, понравился ли ученику урок, чему он научился, над чем было интересно работать. На пройденную тему задаем ему загадку. Ученик должен определить по хлопкам песенку, которая была пройдена за урок, причем хлопать не только ритм песни, но и передавать ее характер. Также в мажоре просим, чтобы ученик спел «до свидания».

  1. Домашнее задание.

      Оформление нового материала в копилку знаний, закрепление новых пьесок и упражнений. Попросить, чтобы ребенок нарисовал в его представлении мажор и минор. По окончании урока ученик должен сформулировать план домашней работы над каждой песней. Похвалить ученика за любознательность и целеустремленность.

     Наш урок закончен.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *