О ладах (часть 1) — Rainy Sunny Journal — LiveJournal
Сегодня хочу поговорить о семи основных диатонических ладах (также известны как «modes», «церковные лады», «модальные лады»…).В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.
Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.
Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.
Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:
Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.
Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).
Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».
Лидийский лад
Лидийский лад получается, если сыграть гамму на белых клавишах от Фа до Фа — F G A B C D E F. Третья ступень отстоит от первой на большую терцию, значит, лад имеет мажорный окрас. Поэтому просто попробуем транспонировать это в «До», чтобы увидеть, в чём отличие от обычного мажора. Получилось C D E F# G A B C. Значит, лидийский лад отличается от обычного мажора только повышенной 4-й ступенью.
Где обычно встречается:
У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём.
В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.
Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».
Примеры:
Самая популярная лидийская мелодия — это заставка мультсериала «Симпсоны». Лидийское настроение создаётся здесь с самого начала — когда хор поёт «the simpsons», на аккорды C-F#dim-C. В мажоре это было бы C-F-C. Потом бас начинает играть C-F#-C-F# (эти же ноты играют пиццикатные скрипки), и вступает мелодия, в которой третьей же нотой попадается тот же самый Фа-диез (C-E-F#-A-G…).
Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.
Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.
Joe Satriani — Flying in a Blue Dream.
Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.
На днях пришла ещё вот какая мысль про лидийский лад. Я взял до-мажор (C-E-G) и стал к нему надстраивать терции, оставаясь в рамках тональности. Получился сначала мажор септаккорд (C-E-G-B), потом мажор нонаккорд (C-E-G-B-D), ундецимаккорд (C-E-G-B-D-F) и наконец терцдецимаккорд (C-E-G-B-D-F-A). Я заметил, что последние два звучат как-то нехорошо, диссонансно. А всё потому, что содержат в себе неустойчивый уменьшенный аккорд (B-D-F), и разумеется, уменьшенную квинту (тритон) B-F. Чтобы этого избежать, я заменил «фа» на «фа-диез» и получилось C-E-G-B-D-F#-A. Аккорд зазвучал поприятнее. Разумеется, тритон никуда не делся (теперь это До и Фа-диез), но теперь он так сильно разнесён в пространстве, что уже не режет ухо. Но из-за этого Фа-диеза аккорд приобрёл очевидный лидийский характер. Так что в некоторых ситуациях лидийский лад может звучать гармоничнее обычного мажора. Разумеется, не я первый это придумалМиксолидийский лад
Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.
Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» — это два разных слова, а в английском одно — «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же — third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре — это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».Где обычно встречается:Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» — она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.
Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.
Примеры:
Guns’n’Roses — Sweet Child O’ Mine. В интро и куплете как раз звучит эта «американщина» — C#, B, F#, C#.
The Beatles — Norwegian Wood (куплет).
The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.
The Rembrandts — I’ll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.
Здесь надо отметить, что модальные лады не обязательно встречаются в чистом виде. Музыка может плавать из одного лада в другой. Например, эта песня Дэвина Тауншенда начинается в ми-мажоре, потом в районе 1.55 начинаются прыжки между ним и ми-минором, а на 2:20 переходит в Ми лидийский лад, чтоб в 3:00 снова вернуться в ми-мажор.Дорийский лад
Играем от Ре до Ре — D E F G A B C D. Между 1 и 3 ступенью малая терция, значит лад минорного толка. Поэтому транспонируем его в Ля и сравним уже с ля-минором. Получилось A B C D E F# G A. Итак, снова вывод — дорийский лад отличается от натурального минора только повышенной шестой ступенью.
Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.
Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.
Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.Примеры:Берём Ля Дорийский (A B C D E F# G A)
1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).
2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).
3. До, Ми, Соль (до мажор).
4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!
5. Ми, Соль, Си (ми минор).
6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.
7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)
Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.
Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому. Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.
Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).
Chic — le freak. Классический фанковый пример.
Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.
Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.
Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.
Фригийский лад
Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью
Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу 🙂
Примеры:
Metallica — Whenever I May Roam, основной рифф.
Metallica — Harvester Of Sorrow.
Joe Satriani — Time (начало и первая тема).
И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.
Локрийский лад
Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.
Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.
Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).
На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее…».
Это неправильный ход мыслей.
Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.
Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».
Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.
Tags: музыка
Музыкальные диктанты по сольфеджио на Сольфе
Details
Мажоро-минор
Мажоро-минор — это ладовая система, объединяющая диатонику одноименных или параллельных тональностей. Соответственно мажоро-минор может быть одноименным (например, в до мажоре появляются аккорды из натурального до минора вроде Es-dur’ного трезвучия) и параллельным (в до мажоре аккорды из гармонического ля минора вроде E-dur’ного трезвучия). Обычно один из ладов преобладает, поэтому часто говорят мажоро-минор (когда главный — мажор) и миноро-мажор (когда главный — минор). . Одноименный мажоро-минор значительно популярнее, основная причина в том, что это объединение разных ладов одной тональности (До мажор и до минор — тоника едина), и смена тоники на одноимённую популярна с эпохи барокко с её мажорными окончаниями минорных произведений. В классической музыке, например, очень популярна модуляция в тональность через подготовку её одноимённого лада. Самый распространённый аккорд мажоро-минора — параллель к минорной S, т.е. трезвучие шестой низкой ступени, используемое в прерванном обороте у венских классиков. Из минора в мажор переходят трезвучия III, VI, Vнат, VII ступеней и называются соответственно «трезвучие третьей низкой ступени», при параллельном мажоро-миноре — III ступень (изначально это D). Из мажора в минор переходят трезвучия II, III, IV, VI ступеней, при параллельном — VI минорная (изначально это минорная S). Для III и VI существует система наименования: VI — субмедианта, III — медианта. На расстоянии малой терции получается малая медианта/субмедианта, на расстоянии большой — большая медианта/субмедианта.
-
20 билетов по ЭТМ
- 1. Звук и его свойства
- 2. Ключ
- 3. Особые виды ритмического деления
- 4. Размер
- 5. Группировка
- 6. Темп
- 7. Интервалы: диатонические и хроматические
- 8. Интервалы: консонансы и диссонансы
- 9. Трезвучие
- 10. Септаккорды
- 11. Аккордика гармонического мажора
- 12. Аккордика гармонического минора
- 13. Виды мажора и минора
- 14. Родство тональностей
- 15. Диатонические лады (лады народной музыки)
- 16. Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
- 17. Период
- 18. Каденция
- 19. Мелизмы
- 20. Аббревиатуры
- Обязательные термины
- Итальянские термины
-
Памятка по гармонии
- Способы разрешения септаккордов
- Что после чего идёт
- Модуляция
- Аккорды DD
- Отклонение
- Неаккордовые звуки
- Фригийские обороты
-
Секстаккорды
- Соединение секстаккордов главных ступеней и трезвучий
- Памятка по слуховому анализу аккордов
-
Соединение трезвучий
- Соединение трезвучий терцового соотношения
- Соединение трезвучий секундового соотношения
- Соединение трезвучий кварто-квинтового соотношения
- Нонаккорды
- Секвенции
- 24 модуляции
- Вводный септаккорд
- II7
- II6
- Разрешение аккордов на слух
- Органный пункт
- Мажоро-минор
-
Билеты по гармонии
- 1. Соединение трезвучий кварто-квинтового соотношения
- 2. Соединение трезвучий терцового соотношения
- 3. Соединение трезвучий секундового соотношения.
- 4. Скачки терцовых тонов
- 5. Перемещение
10 больших преимуществ выбора специальности в колледже
Высшее образование
Объявление вашей специальности в колледже – важная часть гарантии получения образования, необходимого для карьеры в выбранной вами области. У вас также есть возможность выбрать несовершеннолетнего, но действительно ли несовершеннолетние имеют значение? Несовершеннолетний – это набор занятий, которые некоторые студенты колледжа выбирают, чтобы улучшить свое образование в целом.
- Изучите навыки, не относящиеся к вашей специальности
Ваша специальность дает вам навыки, необходимые для начала вашей карьеры. Несовершеннолетний дает вам возможность освоить новый навык или навыки, которые не входят в вашу основную специальность. Вы можете выбрать второстепенную специальность, которая каким-то образом дополняет вашу специальность, или объявить второстепенную, исходя из ваших личных интересов в определенной области обучения. Независимо от того, какой из них вы выберете, несовершеннолетний может помочь вам развить новые навыки, которые могут улучшить ваши возможности трудоустройства.
- Увеличьте свое резюме
Если в вашем резюме указаны второстепенная и основная специальности, это поможет ему выделиться на фоне конкурентов. Несовершеннолетний показывает работодателям, что вы готовы сделать все возможное в плане своего образования. Работодатели могут увидеть в этом готовность приложить те же усилия на вашей работе. Наличие несовершеннолетнего в вашем резюме также показывает, что вы приобрели больше навыков по сравнению с наличием только основного. Этот широкий спектр навыков может легко сделать ваше резюме более привлекательным для потенциальных работодателей.
- Изучите свои интересы
Когда вы заняты учебой по специальности, вы можете не слишком много думать о своих личных интересах. Выбор несовершеннолетнего дает вам возможность изучить тему или тему, которая вам интересна. Этот предмет не обязательно должен быть связан с вашей специальностью. Вместо этого вы можете выбрать второстепенную, которая позволит вам больше узнать о несвязанной теме, которая вас увлекает. Это может дать вашему мозгу возможность отдохнуть от сосредоточения внимания исключительно на вашей специальности во время учебы в колледже.
- Получите специальные знания для своей карьеры
Если вы выберете дополнительную специальность, которая каким-то образом связана с вашей специальностью, это может дать вам более глубокие знания, необходимые для вашей карьеры. Например, вы можете выбрать специализацию по кибербезопасности, изучая специализацию в области компьютерных наук. Этот несовершеннолетний может дать вам специальные знания и навыки, необходимые для продвижения в вашей карьере в области компьютерных наук. Наличие этих знаний также может облегчить выбор карьерного пути, поскольку помогает сузить круг вариантов.
- Оставьте открытыми варианты карьеры
Одним из преимуществ наличия основного и дополнительного образования для студента колледжа является возможность составить запасной план. Ваш лучший выбор карьеры может не сработать по ряду причин, включая ограниченные возможности трудоустройства. Возможно, вы даже обнаружите, что недовольны своим первоначальным выбором профессии. Когда у вас есть несовершеннолетний, вы оставляете свои варианты карьеры открытыми. Знание того, что у вас есть запасной план для вашей карьеры, может дать вам душевное спокойствие.
- Получите возможности для общения
Выбор младшего и основного может в конечном итоге предоставить вам возможности для общения. Эти возможности являются важной частью хорошего начала вашей карьеры в вашей области. Как со специализацией, так и с второстепенной, вы познакомитесь с большим количеством профессоров и других преподавателей. Вы также можете связаться с выпускниками обеих программ и получить доступ к мероприятиям и другим возможностям для встреч с профессионалами в обеих областях.
- Создать магазин для творчества
Поскольку ваш несовершеннолетний не обязательно должен быть связан с вашим основным, вы можете использовать его как способ проявить свои творческие способности. Например, вы можете специализироваться на биологии или математике, но можете выбрать второстепенную специальность в области музыки или искусства. Этот тип минора может дать вам творческую отдушину, позволяя вам время от времени переключать внимание с основного. Выбор творческого второстепенного также может научить вас навыкам, которые могут пригодиться в вашей карьере, например, письму.
- Иметь конкурентное преимущество
Изучение основных и дополнительных предметов в колледже может помочь вам получить конкурентное преимущество перед другими претендентами на работу, когда вы начнете искать работу. Несовершеннолетний и основной могут показать, что вы можете справиться с классами в двух областях обучения или что вы способны овладеть специализированными знаниями в своей области. Это может помочь вам опередить конкурентов, когда вы начнете искать вакансии и подавать заявки.
- Изучение другого языка
Умение говорить и понимать другой язык — очень впечатляющий и полезный навык. Возможно, вы сможете применить этот навык в выбранной вами области, например, если вы планируете работать в международной компании. Когда вы изучаете варианты дополнительного образования в колледже, рассмотрите возможность выбора языка, например испанского. Вы будете развивать новый набор навыков, который впечатлит работодателей, а также позволит вам бросить вызов себе и узнать больше о другой культуре.
- Заведите новых друзей в своей нише
Сочетание большого/второстепенного образования в колледже – это не только улучшение вашей карьеры. Вы также можете завести новых друзей, которые разделяют ваши интересы. Если у вас есть определенный интерес, который вы хотите выбрать в качестве несовершеннолетнего, у вас будет возможность посещать занятия со студентами-единомышленниками. В конечном итоге у вас могут сложиться дружеские отношения с этими студентами, которые продлятся далеко за пределами колледжа.
Если вы готовы изучить программы на получение степени в колледже, свяжитесь с Женевским колледжем. В нашем христианском колледже с профессиональной направленностью доступно более 145 специальностей и программ, так что у вас будет широкий выбор для выбора основной и дополнительной специальности.
Объявить/Изменить основной/второстепенный | Регистратор | Allegheny College
Чтобы объявить ваш основной и несовершеннолетний, пожалуйста, заполните Форму декларации основного/несовершеннолетнего и отправьте ее в офис регистратора.
- Студенты, начавшие обучение с осени 2016 г. по весну 2022 г.
- Учащиеся, начавшие обучение осенью 2022 г. или позже
При заполнении формы убедитесь, что вы указали подразделение специальности и получили одобрение от консультанта факультета по каждой специальности, а также от заведующего кафедрой по каждой специальности. Обратите внимание, что консультант факультета по вашей выпускной специальности станет вашим основным академическим консультантом, и вам потребуется его/ее одобрение для регистрации на курсы после объявления специальности.
Вы можете в любое время изменить или добавить специальность и дополнительную специальность при условии, что ваша программа по-прежнему соответствует требованиям колледжа (см. ниже). Чтобы изменить свой основной или добавить дополнительный основной в вашу программу после первоначального объявления вашего основного, пожалуйста, используйте изменение основной формы . Чтобы изменить или добавить несовершеннолетний , используйте форму Изменение несовершеннолетнего .
Когда вам необходимо объявить
Студенты должны объявить основные и дополнительные предметы не позднее семестра после того, как они наработают в общей сложности 48 кредитных часов. На практике это означает, что большинству учащихся потребуется объявляют основным и второстепенным не позднее середины второго семестра второкурсника года, чтобы им была разрешена предварительная регистрация на занятия следующей осенью. Учащимся, которые поступают с зачетными баллами по результатам экзаменов AP, работают в колледже в старшей школе и т. д., возможно, потребуется объявить основной и дополнительный предметы в начале своей академической карьеры.
Требования к основным и дополнительным специальностям, если вы начали обучение осенью 2016 г. или позже0010 либо
минор («выпускной минор»), либо второй майор. Выпускной второстепенный или второй основной должен быть в другом подразделении* от выпускного основного. Студенты могут объявить одну или две специальности и одну или две дополнительные специальности. Допускается двойной учет курсов между основным(и) и дополнительным(и).Учащиеся, начинающие обучение осенью 2016 г. или позже, должны пройти один курс (четыре кредита) в каждой из следующих категорий:
- CL Гражданское обучение
- HE Человеческий опыт
- Международная интеллектуальная собственность и межкультурные перспективы
- ME Способы выражения
- PD Power, Privilege и Difference
- QR Количественное рассуждение
- SB Социальное поведение и институты
- SP Научный процесс и знания
Курсы могут учитывать эти требования дважды, и многие курсы удовлетворяют двум из восьми требований.