Уныние смертный грех: Уныние — смертный грех! Унынию — бой!

Сайт Горловской и Славянской епархии

ТК «Орбита», протоиерей Максим Федоряченко, Оксана Вдовиченко

Наверное, каждому хоть раз в жизни говорили: «Не унывай, все наладится!» А вы знаете, что уныние входит в число семи смертных грехов, разрушающих сердце человека? Это прямой путь к отчаянию, которое считается в христианстве самым страшным грехом. Почему нас посещает уныние, откуда оно берётся, что ему противопоставить и как его прогнать? Телеканал «Орбита» выяснял у настоятеля Введенского храма пос. Водяное протоиерея Максима Федоряченко и Оксаны Вдовиченко из с. Первомайское — с линии фронта.

— Отче, наверное, каждый человек в этом мире хотя бы раз слышал выражение: «Не унывай, всё образуется, всё будет хорошо, наладится». А что такое уныние?

— Уныние — это такое состояние человека, когда ничего не мило, не видишь вокруг себя моментов, которые доставляют тебе радость, ничего не хочется делать, предпринимать, строить в своей жизни, общаться с близкими.

Это пагубное состояние полностью парализует жизнь человека.

— Почему Церковь называет уныние страшным смертным грехом?

— Святые отцы называют уныние самой страшной духовной болезнью оттого, что оно зачастую приводит к самоубийству, а самоубийство — смертный грех.

— А почему оно возникает?

— Причин для уныния много. Начиная с самых простых: приходит осень, плохая погода тоже действует на человеческую психику. Во-вторых, это праздность. В третьих, в наше время с экрана телевизора и из интернета идёт атака с целью изменить образ жизни, чтобы человек жил ради удовольствия, делал всё, что ему хочется. Когда человек видит, что его жизнь не соответствует тому, чего он захотел, начинается внутренний диссонанс, человек начинает унывать.

Кроме того, есть люди жизнерадостные, есть с более печальным характером. Есть общительные, а есть замкнутые в себе. Характер тоже очень сильно влияет. Также влияет степень усталости человека. Бывает, человек от каких-то тяжёлых трудов, может быть, переживаний очень устаёт морально.

Самая главная причина, почему человек впадает в уныние — это то, что он живёт без Бога. Верующие люди редко впадают в крайнее состояние уныния, когда действительно полная апатия и уже появляются тяжёлые последствия. В душе человека, который не знает Бога, создаётся вакуум, который постоянно требует наполнения. Человек пытается её наполнить всевозможными способами, которые он может только придумать, но рано или поздно он начинает понимать, что не может этого сделать. Тогда он начинает чувствовать своё одиночество.

У нас всегда есть тот, кто нас поддержит — и это Бог. Мы с Ним никогда не будем одиноки, но когда человек не верит в Бога или не задумывается об этом, он начинает чувствовать себя одиноким по-настоящему. Это одиночество очень сильно давит, оно может стать даже главной причиной уныния.

— А бывало ли у вас такое состояние, когда унывали, руки опускали, что-то не ладилось?

— Конечно, бывает такое состояние, когда просто руки опускаются. Практически у всех было, когда всё наваливается, проблемы возникают одна за другой — и, конечно, опускаются руки. Сразу настроения нет, но благодаря близким людям, поддержке семьи, благодаря тому, что всё равно приходится делать те дела, которые без тебя никто не сделает, трудишься и выходишь потихоньку из этого состояния.

— Удивительно, но в уныние часто впадают те, кто и физически здоров, и в жизни у него не всё так плохо. А вот житель Австралии Ник Вуйчич, который родился без рук и ног, не сдался под ударами судьбы. Сегодня он — мотивационный оратор, меценат, писатель и певец. Его миссия — помочь людям найти свой путь в жизни. Он переживал по поводу инвалидности в детстве, но став взрослым, научился жить со своими недостатками. Теперь Ник делится своим опытом с окружающими. Его выступления в основном обращены к детям и молодёжи и состоят из рассуждений о христианстве, Боге, судьбе и свободе воли.

Человек, который впал в уныние, может ли самостоятельно себя спасти? Выбраться без помощи посторонних?

— Всё зависит от степени состояния, в которое он впал. Если человек ещё находится на пути к глубине, то конечно, он сам может заметить за собой ухудшение своего состояния. Для этого нужно следить за собой, а зачастую сейчас люди так заняты, что у них не остаётся времени, чтобы остановиться и посмотреть на своё состояние. Заметить что-то получается, когда уже скатываешься. Конечно, если ещё присутствует разлад психики, то нужно и пролечиться в больнице.

Верующий человек понимает, что нужно молиться Богу в первую очередь, потому что Бог — это тот сверхъестественный помощник, который нужен каждому человеку, впавшему в это состояние. Если в более лёгких ситуациях мы просим помощи у Бога, то в такой тяжёлой ситуации, как уныние или депрессия, без Его помощи никак не обойтись.

— Воцерковлённый человек, как правило, знает, как обратиться к Богу в той или иной ситуации. А если речь идёт о человеке, который о Церкви и о Боге вспоминает разве что на большие праздники, по случаю? Какими словами он может обратиться к Богу, попросить у Него помощи своему близкому, который впал в уныние?

— Для любого человека, будь то прихожанин храма, или человек, который редко заходит туда, или человек, который вообще столкнулся с Церковью и с Богом только в тот момент, когда его близкий впал в уныние, всегда есть возможность молиться Богу своими словами.

Любая наша молитва — это наша беседа с живым Богом, как мы сейчас с вами беседуем. Не надо искать какие-то красивые слова, когда мы хотим сказать от души: «Господи, помоги мне. Я не знаю, что сказать. Просто помоги мне, потому что я вижу, что я сам не справляюсь».

— Отче, а что делаете вы, когда начинаете унывать?

— Как мы говорили выше, труд прежде всего: забота о ближних, домашние дела, дела по храму, молитва, чтение Священного Писания, святых отцов. Митрополит Антоний Сурожский описывал моменты, когда к нему приходили люди и говорили: «Даже молиться не хочется и не можется». Он отвечал им: «На некоторое время не молитесь — один день или два дня, вам от этого тоже нужно отдохнуть». Очень помогают приятные воспоминания — повышают настроение и помогают выйти из этой ситуации.

— Многих малейшие трудности просто выбивают из колеи. А что же делать тем, у кого за окном слышны выстрелы и буквально на глазах несколько соседних домов превращаются в руины от снарядов? Жительница села Первомайское Оксана на личном опыте знает, как дрожит земля под ногами и как мечтаешь только об одном — увидеть мирное небо.

Оксана, скажите, ваша жизнь тоже разделилась на «до» и «после»? Как нашли силы не унывать, не вешать нос?

— Психологически нужно себя отвлекать, переключать. Это вообще закон природы такой, ещё в школе нам внушили: устал делать что-то — переключись на другой вид деятельности. Поэтому поле деятельности непаханое — для нас, девочек, особенно. Я переключилась на творчество. Интернет стал хорошим подспорьем, идеи брала и оттуда.

— Простите, сейчас затрону очень больную тему. Вы мне показывали фотографии, когда снаряд прилетел к вашему дому. Что вы тогда чувствовали?

— Ой, там такие чувства, когда бежал в погреб! Когда слышишь хруст стёкол, понимаешь, что это к тебе, и неизвестно, будет ли жильё целое или нет. Мысль: «Да не может быть!» А потом, когда вышли, всё увидели: «А как же жить? А как-то проживём… Да не может быть!» Недели через две-три только доходит. Стресс — очень сложный механизм. Если погружаться и подпитывать его какими-то негативными эмоциями, то можно упасть в пропасть.

— Как проходит ваш день?

— Надо покормить курочек, кошечек и собачек, семью. Провести, поцеловать всех, пожелать хорошего дня. А потом уже менять только вид деятельности, чтобы он тебе не надоедал. Хочешь — иди в огород работай, хочешь — иди в сад работай, хочешь — мой дом, хочешь — вышивай, хочешь — в подвали беги прятаться. Бывало такое, что из погреба выбегаешь, суп помешал, выключил, снова посидел в подвале — утихло, выбежал, включил суп. Только включил — нет, надо выключить, потом доварю.

— Какие советы вы можете дать нашим телезрителям?

— Радоваться буквально всему, во всём находить позитив. Нет денег на фитнес — я надела костюмчик, пробежалась посмотреть, какой прекрасный Покровск. Оказывается, есть водоёмы, о которых я не знала, есть конюшня — конный спорт, наверное, есть. Можно включить любимую музыку — тем более, её можно менять по настроению: сегодня классику, если тебе грустно, завтра что-то другое — «Вите надо выйти», если уже совсем тебе думать не хочется.

Человек должен регулировать своё настроение, жить с природой, искать позитив именно в том, что от нас не зависит, и давать выход энергии. Если у меня стресс — я иду бегать. Начинала с трёх километров, потом шесть, хочется десять. Ты смог, поборол. Ты не можешь побороть ситуацию, которая вокруг тебя, ты не можешь прекратить эту войну, заработать какие-то деньги, куда-то поехать отдыхать. Я могу хотя бы вот тут себя проявить. Я сделала маленький шажочек к победе — мне уже хорошо.

— А ещё Оксана очень любит готовить — тоже хорошее средство от уныния.

— Мы далеко от магазина, от цивилизации. Открываешь холодильник и смотришь: сегодня у тебя есть сгущёнка, солдаты угостили. Мука есть. Думаешь: давно хотела шоколадный торт, и всё для него есть. Ты подстраиваешься под ситуацию — это самое главное. Не выжимаешь из неё то, что хочется, а подстраиваешься под неё.

Сделала — теперь нужно угостить кого-то, и пошла по соседям. Опять же, угостила ребят, которые дали нам сгущёнку. Так приятно становится от того, что ты делишься своим хорошим настроением, результатом труда! Потом идёт обмен: толстолоба огромного принесут. «Ой, что же мне делать с этой рыбой? Сделаю-ка я котлеток». Сделала я ведро котлет и понесла угощать, а они: «Ой, как классно, давай теперь мы тебя ещё чем-то угостим!» Те мёд, те вино — давайте сделаем застолье! И так из ничего, из сгущёнки и муки получается целый процесс обмена положительными эмоциями.

Мы вообще в мирной жизни очень многого не чувствовали. Искали красоту природы в тех местах, куда выезжали отдыхать, но не видели её у себя под носом. Если мы выезжали на ставок, мыли там машину, а не отдыхали. Не было такого, чтобы ты вышел утром и обрадовался, что сегодня не стреляют, никто нигде не погиб, детки пошли в школу, что всё хорошо и будет всё хорошо. Всё меняется, даже ветер меняется в течение дня. Когда слушаешь природу, понимаешь, что мы подчинены общим законам природы, а не тем, которые мы придумали, поэтому наша ситуация тоже поменяется.

— Скажите, а сад тоже ваша отрада? Тоже помогает?

— Это суперотдушина. В саду работаю не только я, муж тоже творит чудеса. Там всё растёт, видоизменяется, можно постоянно корректировать, пересаживать, менять картинку. Это как мазки в картине. Я когда-то слышала, что художник не заканчивает картину никогда, он может по настроению добавлять туда мазки.

Точно так и здесь: растения уникально подобраны — если это барбарисы, то это все сорта, которые существуют в природе. Как я коллекционирую тарелочки английские, точно так и растения. Барбарисы — значит, они у меня должны быть все: красные, полосатые, эректа, два вида карликовых. Если это спиреи, то тоже все. Потом их надо распределить — а для этого знать, как они уживаются, кто кого заглушит, кто с кем подружится. Это очень интересно.

Как говорят, если судьба подсунула вам лимон, то не унывайте — сделайте лимонад и наслаждайтесь каждым днём. Ищите даже во тьме светлые стороны, развивайтесь, познавайте новое, не жалейте себя и никогда не опускайте руки!

Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии

Читайте также:

Анатомия печали и уныния

Уныние и депрессия: где граница и как лечить?

«Кабы не было зимы…»

Как преодолеть чёрную полосу в жизни

Почему в православии уныние – смертный грех?

В православии одним из тяжелейших грехов человека считается уныние. Однако многие задаются вопросом о том, почему этому пороку придается столь важное значение, ведь по сути своей он не несет в себе угрозы или вреда для окружающих, и никак не связан со способностью верующего вести богоугодный образ жизни.

Уныние – самый таинственный из грехов

Изначально идея о существовании «смертных грехов» зародилась еще на этапе становления христианского учения – в III веке нашей эры. В то время церковь была далека от раскола на католическую и православную, поэтому убеждение, что эта концепция является «не более чем пережитком католичества», претендовать на истинность не может. Однако на заре христианства учение о смертных грехах было распространено исключительно среди монахов, которые приносили строгие обеты. Мирян подобные идеи не касались. Все изменилось, когда место римского папы занял Григорий Великий (в православии Григорий Двоеслов).

Почему уныние стало смертным грехом?

Идея о смертных грехах существует в христианском мире уже не одно столетие, но многие до сих пор задаются вопросом о том, почему же в этот список вошло уныние, ведь скорбеть и печалиться время от времени может каждый человек.

Утрата близкого человека

Однако богословы объясняют, что между скорбью и унынием существует большая разница. С различного рода утратами каждый из нас сталкивается на протяжении всей жизни. Сломалась или потерялась любимая игрушка – утрата, мама не позволила пойти в кино, потому что не сделаны уроки – сожаление от нереализованного желания. В психологии это явление описывается термином фрустрация, и считается, что оно может оказать значительное влияние на развитие личности. Столкновение с подобной скорбью учит нас приспосабливаться к окружающим условиям, находить решение бытовых проблем и становится эмоционально более устойчивыми к внешним переменам и ограничениям.

Однако порой переживания оказываются столь значительными, что человек становится заложником собственного сознания: ему везде мерещатся боль, потери и печаль. Отыскать выход из сложившейся ситуации в таком состоянии крайне сложно, и нередко у скорбящих просто опускаются руки и пропадает желание предпринимать какие-либо действия.

Уныние – одно из проявлений депрессии

Если обратиться к современной медицине, то понятию уныния будет вполне соответствовать распространенное заболевание, которое врачи называют депрессией. Однако воспринимать ее стоит не так, как привыкло большинство людей, списывая собственное дурное настроение и мелкие жизненные неудачи на подобный недуг, а как серьезное медицинское отклонение. Как правило, справиться с депрессией человеку удается только, получив профессиональную помощь. При этом лечение не ограничивается внешней терапевтической поддержкой, нередко пациентам назначают специальные препараты, которые блокируют биохимические процессы в самом организме, вызывая изменения эмоционального состояния.

В далеком прошлом, когда в христианском учении сформировалась концепция о смертных грехах, люди еще не знали действенных способов помочь людям в состоянии уныния справиться с обуреваемыми их эмоциями, полагая, что ответственность лежит только на самом человеке и его волевых качествах. Однако современные медицинские знания позволяют заключить, что самостоятельно выбраться из депрессии многим бывает не под силу. Требуется значительная активизация внутренних ресурсов, а также изрядная доля вдохновения для преодоления всех постигших испытаний и продолжения жизни. Сделать это непросто даже с профессиональной помощью, что и говорить о всех сложностях, которые возникали у людей в прошлом. К сожалению, очень часто эмоциональная подавленность становилась причиной постепенного угасания человека, его изоляции от внешнего мира, появления различных болезней или добровольного ухода из жизни.

Мнение церкви: уныние есть неверие в Бога

Почему же уныние считается одним из самых тяжелых из существующих грехов, если во многом это состояние даже не зависит от самого человека? Разобраться в этом вопросе помогают объяснения богословов.

Святой Иоанн Лествичник, почитаемый как в католической и протестантской, так и в православной церкви, писал следующее: «Уныние есть расслабление души… оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив».

Таким образом уныние становится признаком неверия. Оно свидетельствует, что христианин сомневается в том, что Господь остается с ним, и все происходящее ниспослано с высшей целью во благо самого человека.

Мысль о божественном промысле в судьбе каждого христианина высказывается и в Евангелие от Матфея [ст. 29 — 33]. Согласно тексту Священного Писания, человеку не должно бояться, ведь судьба его всецело находится в руках Спасителя. О том же свидетельствуют и слова Иоанна Златоуста: «… Он знает все, что происходит, а любит вас сильнее, нежели отец… вам не должно бояться».

Где страх и уныние нет места любви

Согласно одной из идей христианской веры Бог есть любовь, а предаваться унынию — значит не верить в покровительство и милосердие Господа. Между тем вероотступничество является величайшим из возможных грехов.

Все в руках Господа

Тем не менее даже для тех, кто предается унынию надежда на спасение души все-таки есть. Очиститься от смертного греха позволяет искреннее раскаяние и исповедь. Если верующий всей душой желает стать лучше и вести свою жизнь в соответствии с заветами Творца, он непременно придет к спасению.

27.03.2022 09:00

https://mosritservice.ru/stati/pochemu-v-pravoslavii-unynie-smertnyy-grekh/

Почему в православии уныние – смертный грех?

Почему в православии уныние – смертный грех?

Почему в православии уныние – смертный грех?: В православии одним из тяжелейших грехов человека считается уныние. Однако многие задаются вопросом о том, почему этому пороку придается столь важное значение, ведь по сути своей он не несет в себе угрозы или вреда для окружающих, и никак не связан со способностью верующего вести богоугодный образ…

Почему, в, православии, уныние, –, смертный, грех?

В православии одним из тяжелейших грехов человека считается уныние. Однако многие задаются вопросом о том, почему этому пороку придается столь важное значение, ведь по сути своей он не несет в себе угрозы или вреда для окружающих, и никак не связан со способностью верующего вести богоугодный образ жизни. Уныние – самый таинственный из грехов Изначально идея о существовании «смертных грехов» зародилась еще на этапе становления христианского учения – в III веке нашей эры. В то время церковь была далека от раскола на католическую и православную, поэтому убеждение, что эта концепция является «не более чем пережитком католичества», претендовать на истинность не может. Однако на заре христианства учение о смертных грехах было распространено исключительно среди монахов, которые приносили строгие обеты. Мирян подобные идеи не касались. Все изменилось, когда место римского папы занял Григорий Великий (в православии Григорий Двоеслов). Почему уныние стало смертным грехом? Идея о смертных грехах существует в христианском мире уже не одно столетие, но многие до сих пор задаются вопросом о том, почему же в этот список вошло уныние, ведь скорбеть и печалиться время от времени может каждый человек. Утрата близкого человека Что делать Как пережить Подробнее Однако богословы объясняют, что между скорбью и унынием существует большая разница. С различного рода утратами каждый из нас сталкивается на протяжении всей жизни. Сломалась или потерялась любимая игрушка – утрата, мама не позволила пойти в кино, потому что не сделаны уроки – сожаление от нереализованного желания. В психологии это явление описывается термином фрустрация, и считается, что оно может оказать значительное влияние на развитие личности. Столкновение с подобной скорбью учит нас приспосабливаться к окружающим условиям, находить решение бытовых проблем и становится эмоционально более устойчивыми к внешним переменам и ограничениям. Однако порой переживания оказываются столь значительными, что человек становится заложником собственного сознания: ему везде мерещатся боль, потери и печаль. Отыскать выход из сложившейся ситуации в таком состоянии крайне сложно, и нередко у скорбящих просто опускаются руки и пропадает желание предпринимать какие-либо действия. Уныние – одно из проявлений депрессии Если обратиться к современной медицине, то понятию уныния будет вполне соответствовать распространенное заболевание, которое врачи называют депрессией. Однако воспринимать ее стоит не так, как привыкло большинство людей, списывая собственное дурное настроение и мелкие жизненные неудачи на подобный недуг, а как серьезное медицинское отклонение. Как правило, справиться с депрессией человеку удается только, получив профессиональную помощь. При этом лечение не ограничивается внешней терапевтической поддержкой, нередко пациентам назначают специальные препараты, которые блокируют биохимические процессы в самом организме, вызывая изменения эмоционального состояния. В далеком прошлом, когда в христианском учении сформировалась концепция о смертных грехах, люди еще не знали действенных способов помочь людям в состоянии уныния справиться с обуреваемыми их эмоциями, полагая, что ответственность лежит только на самом человеке и его волевых качествах. Однако современные медицинские знания позволяют заключить, что самостоятельно выбраться из депрессии многим бывает не под силу. Требуется значительная активизация внутренних ресурсов, а также изрядная доля вдохновения для преодоления всех постигших испытаний и продолжения жизни. Сделать это непросто даже с профессиональной помощью, что и говорить о всех сложностях, которые возникали у людей в прошлом. К сожалению, очень часто эмоциональная подавленность становилась причиной постепенного угасания человека, его изоляции от внешнего мира, появления различных болезней или добровольного ухода из жизни. Мнение церкви: уныние есть неверие в Бога Почему же уныние считается одним из самых тяжелых из существующих грехов, если во многом это состояние даже не зависит от самого человека? Разобраться в этом вопросе помогают объяснения богословов. Святой Иоанн Лествичник, почитаемый как в католической и протестантской, так и в православной церкви, писал следующее: «Уныние есть расслабление души… оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив». Таким образом уныние становится признаком неверия. Оно свидетельствует, что христианин сомневается в том, что Господь остается с ним, и все происходящее ниспослано с высшей целью во благо самого человека. Мысль о божественном промысле в судьбе каждого христианина высказывается и в Евангелие от Матфея [ст. 29 — 33]. Согласно тексту Священного Писания, человеку не должно бояться, ведь судьба его всецело находится в руках Спасителя. О том же свидетельствуют и слова Иоанна Златоуста: «… Он знает все, что происходит, а любит вас сильнее, нежели отец… вам не должно бояться». Где страх и уныние нет места любви Согласно одной из идей христианской веры Бог есть любовь, а предаваться унынию — значит не верить в покровительство и милосердие Господа. Между тем вероотступничество является величайшим из возможных грехов. Все в руках Господа Тем не менее даже для тех, кто предается унынию надежда на спасение души все-таки есть. Очиститься от смертного греха позволяет искреннее раскаяние и исповедь. Если верующий всей душой желает стать лучше и вести свою жизнь в соответствии с заветами Творца, он непременно придет к спасению.

2022-03-27T09:00:00+03:00

2022-03-27T09:00:00+03:00

2022-10-03T10:45:46+03:00

2022

ru-RU

Ритуальная служба

600

600

Ритуальная служба

600

600

Грех по имени Печаль | Мэтью Тан

Читая Писание, мы знакомы с увещеваниями против совершения определенных грехов. Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не обманывай ближнего и так далее. Нас предупреждают, что грешить значит зарабатывать плод греха, то есть смерть.

Что менее очевидно, так это увещевания, которые не вписываются ни в одну узнаваемую схему, скорее всего, из-за их отдельных упоминаний в малоизвестных частях Священного Писания.

Ключевое среди этих малоизвестных наставлений находится в Псалме 9.8, в котором увещевание состоит в том, чтобы «воздавать радость Господу», или в Псалме 66 «восклицать от радости Господу». Многие могут подумать, что это необязательное внушение для изобилия, пока не примут во внимание обратное, то есть печаль. В «Премудрости Сираха», более известной как Книга Екклесиастика, нас предостерегают от «печали» и «печали». Нам дается больше, чем предупреждение, нам дается леденящее кровь напоминание о том, что может сделать печаль. Книга Екклесиастика дает нам предписание и предостережение, в котором говорится: «Удалите от себя печаль, ибо печаль многих погубила» (Сир. 30:23).

Читатель может сочувствовать такому увещеванию, возможно, из-за знакомства с явлением буквальной смерти от разбитого сердца. Однако древняя традиция Церкви не ограничивает чтение этого стиха причинно-следственной связью между эмоциями и медицинскими последствиями.

Как видно из новой книги о пороках доктора Ребекки ДеЯнг, опубликованной Brazos Press, ранние Отцы Церкви, такие как Евагрий Понтик и Иоанн Кассиан, определяли печаль как ведущую к духовной смерти, настолько, что печаль была классифицирована как один из смертных грехов. Несмотря на то, что Григорий Великий удалил печаль из списка смертных грехов, чтобы составить более знакомый список из семи, печаль, тем не менее, скрывалась за действием многих других смертных грехов, в частности лени.

Грусть, таким образом, рассматривалась как нечто большее, чем просто всепроникающая и угрюмая эмоция. Как порок, это была и предрасположенность, которая могла привести нас к разлуке не только с близкими, но и с Самим Богом. Эта связь получила некоторое признание в литургической жизни Латинской церкви, особенно в «Роратское воскресенье» Адвента, во время которого григорианский гимн сочетается со знакомым криком Исаии о том, что роса падает с неба и облака проливают дождь на праведников (Ис. 48:5) с менее привычным риторическим вопросом от Бога: Что ты снедаешься скорбью? Ведь скорбь отдалилась от тебя.

Часть христианской нравственной жизни призывает к бдительности в отношении чего-то невероятно смертоносного, но невероятно укоренившегося в структуре повседневного человеческого опыта. Это то, что мы должны признать, даже сформулировать и выразить в слезах. Христианин также призван быть бдительным против симуляций противоядия от печали, которым является неистовая радость, лишенная всякого основания. Как бы то ни было, на Церкви, если заимствовать слова из статьи Майкла Хэнби о скуке, лежит торжественная обязанность оказывать «сопротивление радости». Это сопротивление, которое не игнорирует печаль в этом мире, но также, по словам Хэнби, «делает радикальное онтологическое утверждение, и все же это утверждение… понятно только в том случае, если мир создан в любящем восторге Отца для Сына». Такое утверждение не может быть найдено во внутренней радости человеческой личности, но в восхвалении этим человеком Бога в литургии.

За пределами заблуждений о депрессии

ЕЖЕДНЕВНАЯ РАССЫЛКА ZENIT

За пределами заблуждений о депрессии

Автор католического справочника объясняет, как верующие люди могут неправильно понимать болезнь

2 Kathl 9002 90 0003

НЬЮ-ЙОРК, 09 Сентябрь 2014 г. (ЗЕНИТ)
Депрессия — болезнь, которую часто неправильно понимают, и один психиатр-католик предупреждает, что у людей религиозной веры могут быть свои особые представления о ней.

Доктор Аарон Хериати является автором, а о. Джон Чихак из «Католического руководства по депрессии: как святые, таинства и психиатрия могут помочь вам вырваться из ее хватки и снова обрести счастье» (Sophia Press).

В свете внимания средств массовой информации к депрессии в течение последних нескольких недель, ZENIT попросил доктора Хериати объяснить, почему болезнь понимается неправильно, и некоторые неправды, от которых, в частности, католикам следует остерегаться.

ЗЕНИТ: Депрессия привлекла большое внимание СМИ в последние несколько недель в свете самоубийства Робина Уильямса. Что бы вы назвали основными неправильными представлениями или неправильным пониманием депрессии в нашей культуре сегодня?

Хериати: Депрессию часто неправильно понимают. Многие люди ошибочно полагают, что это не что иное, как сильная или продолжительная печаль, хотя на самом деле это сложная болезнь, которая может серьезно ухудшить умственное и физическое функционирование человека. Депрессия действительно является страшным недугом, который влияет не только на настроение или эмоциональное состояние, но и на способность ясно мыслить, концентрироваться и сосредотачиваться. Люди в депрессии истощены энергией и жизненной силой, часто до такой степени, что им трудно встать с постели, а простые задачи, такие как чистка зубов, могут показаться невыполнимой рутиной. Депрессия нарушает цикл сна/бодрствования и может вызвать серьезные изменения аппетита с последующей потерей веса и медицинскими осложнениями. Суицидальные мысли и поведение трагически распространены при депрессии даже среди людей, которые в обычных условиях никогда бы не подумали о самоубийстве и морально противятся ему.

Те, кто страдает этим расстройством, часто страдают молча, неузнанные окружающими. Если у кого-то диагностируют рак, этот человек обычно испытывает сочувствие со стороны семьи и друзей, а также излияние поддержки со стороны местного церковного сообщества. Если кто-то страдает от депрессии, этот человек, вероятно, получает в лучшем случае несколько благонамеренных, но неэффективных попыток сочувствия со стороны семьи или близких друзей, но часто без реального понимания. Эта проблема редко упоминается публично из-за стигматизации психических заболеваний.

Я вспоминаю одну пациентку, замужнюю католическую женщину с несколькими детьми и внуками, которая страдала опасным для жизни раком груди и тяжелой депрессией. Однажды она сказала мне, что если бы у нее был выбор, она предпочла бы рак депрессии, поскольку депрессия причиняла ей гораздо более сильные страдания. Она трагически покончила жизнь самоубийством через несколько лет после того, как перестала посещать меня для лечения. Точно так же радиоведущий, который недавно брал у меня интервью о депрессии, упомянул во время передачи, что эпизод депрессии, который он испытал после потери ноги, был намного хуже, чем физическое испытание потери самой ноги.

Страдающие депрессией не должны нести этот крест в одиночку. Как христиане, мы должны поддерживать их.

ЗЕНИТ: Конкретнее, что голоса в Церкви чаще всего ошибаются в отношении депрессии?

Хериати: Хотя важно понимать депрессию в связи с духовной жизнью, также важно отличать депрессию от моральных или духовных расстройств, таких как лень или то, что отцы ранней церкви называли смертным грехом acedia. Мы также должны отличать его от темных ночей чувств и духа, о которых писали Иоанн Креста и другие христианские мистики. Я думаю, что большинство терапевтов сталкивались с пациентами-христианами, которые преждевременно «одухотворяли» то, что на самом деле имело психологические или биологические корни. Возможно, это было сделано с поощрения священника или духовного наставника, который не был должным образом информирован о природе и причинах психических заболеваний, таких как депрессия.

Говоря несколько расплывчато и не зная более технических значений термина, христиане иногда называют любое духовное испытание – сухость в молитве, сомнения или трудности с верой, или сильные искушения – «темными ночами души». Я наблюдал за некоторыми благочестивыми пациентами-христианами, которые интерпретировали свои депрессивные симптомы как «темную ночь». Исключительно духовная интерпретация своей проблемы может увести их от обращения за медицинской или психологической помощью. Когда они не находят облегчения от своих страданий в духовном руководстве, молитве или чтении Библии, они могут впасть в искушение впасть в отчаяние или почувствовать, что Бог оставил их.

Возможно, несколько кратких замечаний о том, как различать эти состояния, будут полезны. Иоанн Креста учит, что обе темные ночи (темная ночь чувств и темная ночь духа) есть результат возрастающего самообщения Бога с человеком, очищающего душу сначала от чувственных, а затем и от духовных привязанностей. Такое состояние может ощущаться человеком как тьма, но объективно это усиление божественного света в душе.

Хотя чувство утраты характерно как для депрессии, так и для темных ночей, оно проявляется по-разному. Депрессия связана с потерей обычных способностей функционировать умственно и физически, а также может быть вызвана межличностными потерями, потерей работы и т. д. Внутренняя сухость темной ночи чувств связана с потерей удовольствия от вещей Бога. и в некоторых созданных вещах. Однако это не связано с нарушением настроения, потерей энергии (с когнитивным или двигательным замедлением) или снижением сексуального аппетита — все это обычно наблюдается при депрессии. Люди, находящиеся в темной ночи чувств, испытывают трудности с применением своих умственных способностей к практике молитвы и медитации, но обычно не испытывают трудностей с концентрацией внимания или принятием решений в других сферах жизни. Подумайте о Матери Терезе, которая была необычайно эффективна внешне, несмотря на то, что внутренне переносила темные ночи.

С темной ночью духа острое сознание своего недостоинства перед Богом, своих личных недостатков и нравственных несовершенств, великой пропасти между собой и Богом. Однако человек в этом состоянии не испытывает болезненных мыслей о чрезмерной вине, ненависти к себе, чувства полной никчемности или суицидальных мыслей, которые обычно возникают во время депрессивного эпизода. Кроме того, ни одна из двух темных ночей не сопровождается изменениями аппетита, нарушениями сна, изменениями веса или другими физическими симптомами (например, желудочно-кишечными проблемами или хронической болью), которые часто сопровождают депрессию.

Объем не позволяет здесь более подробно описать эти различия, но если вам интересно, я подробно рассмотрю эти вопросы в главе 2 моей книги Католический путеводитель по депрессии . Эта глава также содержит некоторые советы о том, что Игнатий Лойола называл движениями «духовного утешения» и «духовного опустошения», а также советы по «различению духов».

ЗЕНИТ: В своей книге вы говорите о депрессии как о возможности разделить страдания Христа. Не могли бы вы объяснить это дальше?

Хериати: Как и при любом другом заболевании, мы делаем все, что в наших силах, чтобы вылечиться от депрессии. Но мы также должны быть убеждены, что чем бы мы ни страдали в жизни — будь то депрессия или любое другое несчастье — это то, что попущено Богом. Страдание — это тайна, и ответ христианства на страдание загадочен, потому что ответ — это Иисус Христос на кресте. Наша вера не обещает жизни без страданий; наоборот. Мы не должны ожидать, что молитва, или чтение Писания, или таинства волшебным образом излечат все психические расстройства или облегчат все страдания. То, что предлагает нам христианская вера, — это надежда и сила выдержать любые испытания, которые Бог допускает в нашей жизни. Как сказал психиатр Виктор Франкл, те, у кого есть зачем жить, могут вынести почти любое как. Франкл кое-что знал о страдании, будучи узником Освенцима.

В обращении 2003 года на тему депрессии Иоанн Павел II сказал, что депрессия всегда является духовным испытанием: «Эта болезнь часто сопровождается экзистенциальным и духовным кризисом, который приводит к неспособности постичь смысл жизни». Далее он подчеркивает, как профессионалы и непрофессионалы, движимые христианским милосердием и состраданием, могут помочь людям, страдающим депрессией: помогая им вновь обрести чувство собственного достоинства, уверенность в собственных силах, интерес к будущему, желание жить. Поэтому важно протянуть руку больным, заставить их ощутить нежность Божью, интегрировать их в сообщество веры и жизни, в котором они могут чувствовать себя принятыми, понятыми, поддерживаемыми, уважаемыми; одним словом, в котором они могут любить и быть любимыми.

Конечно, мы хотели бы, когда это возможно, обеспечить исцеление и утешение тем людям, которые страдают от депрессии. Что можно сделать помимо стандартных рекомендаций медикаментозной и психотерапии? В настоящее время существует значительный объем научных исследований, которые предполагают, что молитва, религиозная вера, участие в религиозной общине и другие духовные практики, такие как развитие благодарности и других добродетелей, могут снизить риск депрессии и помочь в выздоровлении. Это не означает, что религиозная вера делает человека прививкой от депрессии, и не означает, что депрессия возникает из-за недостатка веры. Но это предполагает, что вера может играть важную роль в исцелении человека.

Исцеление может включать в себя восстановление у человека в депрессии чувства его или ее божественного происхождения — этой самой прекрасной и утешительной истины нашего существования: истины о том, что Бог — мой любящий Отец. Бог Отец создал меня; Бог Сын искупил меня; Бог Святой Дух присутствует во мне, чтобы освящать и исцелять меня. Из этого вытекает необходимая добродетель надежды, которая так важна для исцеления человека в депрессии. Христианство предлагает надежду посреди трудностей и боли. Благодаря нашей вере и надежде мы можем найти искупительную ценность даже в страданиях и через них.

Психиатр Аарон Бек, известный в своей области разработкой когнитивной терапии депрессии, провел долгосрочное проспективное исследование 1400 суицидальных пациентов, чтобы определить, какие факторы риска наиболее тесно связаны с суицидом. Беку удалось проследить за этими пациентами в течение следующих десяти лет, чтобы увидеть, кто выжил, а кто в конце концов покончил жизнь самоубийством. Пытаясь найти ключевые различия между выжившими и покончившими с собой, Бек исследовал диагноз пациентов, количество и тип психических и медицинских симптомов, степень физической боли, в которой находился человек, социальные и экономические факторы, а также скоро. Результаты его исследования удивили некоторых ученых-бихевиористов. Единственным фактором, предсказывающим самоубийство, было не то, насколько болен человек, ни количество симптомов, которые он проявлял, ни то, как сильно он испытывал боль. Самым опасным фактором было чувство безнадежности человека. Пациенты, которые считали свое положение совершенно безнадежным, были наиболее вероятными кандидатами на доведение до самоубийства.

Для вселения надежды не существует рецепта или медицинской процедуры. Надежда в конечном итоге находится в откровении о Божьей любви и Его обетованиях. У нас может быть естественная надежда, когда вещи в нашей жизни явно кажутся обнадеживающими. Но когда наше положение кажется или кажется безнадежным, единственная надежда, которая может поддержать нас, — сверхъестественная — богословская добродетель надежды, которая может быть пронизана только Божьей благодатью. Одна из моих пациенток, подвергшаяся сексуальному и физическому насилию со стороны обоих родителей, однажды сказала мне: «Если бы не мои отношения с Иисусом, я бы давно покончила с собой». Я не сомневаюсь, что это утверждение было правдой. Несмотря на ее страдания, ее жизнь оставалась основанной на твердой надежде.

ЗЕНИТ: Как найти хорошего психотерапевта? Может ли плохой терапевт причинить больше вреда, чем пользы? Достаточно ли «хороших терапевтов»?

Хериати: Действительно, плохой терапевт может принести больше вреда, чем пользы, а хороших терапевтов не хватает. К сожалению, есть много полусырых терапевтов, занимающихся своим делом — я полагаю, спрос рождает предложение, хотя контроль качества не всегда такой, каким должен быть. Как найти хорошего психотерапевта? Начните с попытки получить личное направление от доверенного друга или члена семьи или доверенного врача. Часто у местной епархии есть список католических поставщиков психиатрических услуг, с которыми она консультируется.

Многие христиане, страдающие от депрессии, естественно, предпочитают найти терапевта, разделяющего их религиозные убеждения. Некоторые пациенты имели контрпродуктивный или неприятный опыт общения с терапевтами, которые противоречили их религиозным убеждениям или откровенно пренебрегали ими или не принимали во внимание их моральные убеждения. Пациенты должны знать, что совет, предлагаемый терапевтом, будет окрашен собственным мировоззрением терапевта и может быть искажен собственными предубеждениями терапевта. Поскольку качество терапевтических отношений, включающее в себя прежде всего элемент доверия и уверенности, имеет решающее значение для успеха психотерапии, и поскольку человек, находящийся в уязвимом состоянии, может пострадать от следования плохим терапевтическим советам, важно найти надежного терапевта. Правильный подход — основа эффективной психотерапии. Если вы попробуете несколько сеансов, и терапевт не чувствует себя «подходящим», тогда прекратите сеансы и попробуйте другого терапевта, пока не найдете подходящего.

Стоит отметить, что общие религиозные и моральные убеждения сами по себе не гарантируют надежного терапевта. Он или она также должны быть хорошо обучены, компетентны, сострадательны и опытны в сложном и требовательном ремесле психотерапии. Когда терапия оправдана, а компетентный терапевт-христианин недоступен, опытный терапевт, который уважает и уважает религиозные и моральные убеждения пациента, по моему мнению, предпочтительнее, чем отсутствие терапевта вообще. Здесь стоит привести мнение св. Терезы Авильской относительно духовного руководства. Если бы ей пришлось выбирать между святым духовным наставником и знающим духовным наставником, она сказала, что выберет знающего.

Эта статья выбрана из ежедневной рассылки ZENIT
© Innovative Media, Inc.

Международное информационное агентство ZENIT
Via della Stazione di Ottavia, 95
00165 Рим, Италия //www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *