Что такое гаммы? Что такое мажор и минор? Что такое тональность?
Гамма… это слово приводит в содрогание ученика музыкальной школы, а то и студента музыкального училища – а также его родителей и соседей. Для первого это «злой рок», воплощённый в постоянном зазубривании некой не вполне осмысленной последовательности в постоянной попытке догнать метроном – особенно в преддверии технического зачёта, для вторых – нечто антимузыкальное, целыми днями «бьющее по ушам» и заставляющее пожалеть, что отдали дитятко учиться музыке (вариант – устроить скандал соседям, которые это сделали).
А что же такое гамма в понимании музыканта?
Для начала вспомним любую мелодию – хотя бы самую простую эстрадную песню – и попробуем её спеть. Вы сразу заметите, что в одних случаях перейти от звука к звуку достаточно легко, в других – от голоса требуется немалое усилие, да и сноровка, чтобы «попасть» в нужную ноту… «на слух» это воспринимается в первом случае как близкое расстояние (звуки «рядом»), во втором – как широкое… мы ещё яснее представим это себе, если увидим их на нотном стане: в первом случае одна нота будет на линейке, другая – между линейками, между ними уже ничего не вставишь – «соседи», ближе не бывает! Такое движение музыканты называют поступенным (идущим «по ступеням»).
Далее, попробуйте останавливаться в разных местах мелодии. Вы заметите, что в одних местах (не обязательно в конце) остановиться можно, и это не вызывает никаких неудобств – в то время как другие «висят», настойчиво требуя продолжения… немецкий композитор К.М.Вебер однажды, ночуя в гостинице, даже вынужден был выйти из номера к роялю и закончить мелодию, когда кто-то «бросил» её на таком месте – иначе не мог заснуть. Первые звуки называются устойчивыми, вторые – неустойчивые, из соотношения этих «стихий» и складывается взаимоотношение между звуками, составляющими мелодию – система, именуемая ладом, а звуки, составляющие лад, называются ступенями лада (понятно теперь, что значит «поступенное»).
Лады бывают разные, но в знакомой нам музыке наиболее распространены два – мажор и минор (даже другие лады классифицируют как лады мажорного и минорного наклонения, воспринимая через призму этих ладов). Не будем углубляться в последовательность тонов и полутонов, скажем только, что если мы выстроим в один аккорд устойчивые ступени лада – их три, и располагаются они через ноту (как и положено в аккорде) – то получим так называемое трезвучие, и оно будет разным у мажора и минора. Мажорное трезвучие называют «большим», минорное «малым». Потому-то у мажора интонации тянутся «вверх» ( точки зрения слуха – стремясь «стать шире») – и мы слышим его как яркий, «сверкающий», а у минора всё с точностью до наоборот – и он звучит как «затенённый» (иногда говорят – особенно для детей – что мажор «весёлый», а минор «грустный»… некоторая логика в этом есть – но так бывает далеко не всегда, и упрощать до такой степени всё же не стоит).
Среди трёх устойчивых ступеней лада выделяется одна – самая устойчивая (обычно ею заканчивается мелодия) – она называется тоникой. Это своего рода «точка отсчёта» лада: ею может быть любая нота – но все остальные звуки должны занимать по отношению к ней определённую позицию, она определяет высоту лада – тональность. Так, если мы примем за «точку отсчёта» (тонику) ноту ре и организуем звуки по правилам мажора – это будет тональность ре-мажор, если тоника ля-бемоль, а лад минорный – ля-бемоль-минор и т.п.
Мелодия – это тональность «в действии». Если же мы возьмём все звуки, составляющие ту или иную тональность, и выстроим их поступенно – это и будет гамма, звукоряд тональности. Образно говоря, ступени в мелодии – это солдаты на поле боя, ступени в гамме – солдаты в строю на параде.
Для чего нужны гаммы музыкантам?
Дело в том, что сам по себе звукоряд не несёт никакой художественной нагрузки, и музыкант, не играя его, не занят решением художественных задач – а потому может целиком и полностью сосредоточиться на отработке движений (исполнительской технике). При работе над произведением натренированные движения просто применяются в условиях исполнения, поэтому тот, кто пренебрегает гаммами, вынужден, по сути дела, на каждом новом произведении «учиться заново». И уж конечно, нет ничего хуже, чем репетировать одну-единственную гамму как произведение, чтобы сыграть её на техническом зачёте – и забыть до следующего зачёта (как нередко происходит в музыкальных школах). Гаммы – это хлеб музыканта, и об этом всегда нужно помнить – особенно начинающим музыкантам.
www.ruavtor.ru
Кто такой минор и мажор? Или что это такое? В чем отличие
Мажор и минор – это музыкальные лады. Звуки в музыке особым образом между собой организуются. И такая организация звуков называется красивым русским словом “лад”. Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. *** Сравнение мажора и минора В чем же разница между мажором и минором? Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре). Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное. Подробнее: <a rel=»nofollow» href=»http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/» target=»_blank»>http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/</a> Как в коллективе людей есть лидер, руководитель, так и в организации музыкальных звуков есть главный опорный, устойчивый звук, который называется тоникой. Мне нравится такое определение термина “лад”: Лад – это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой. Во всей мировой музыке существует большое количество разнообразных ладов, но мажор и минор являются самыми распространенными. <a rel=»nofollow» href=»http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/» target=»_blank»>http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/</a>
в количестве полутонов между основными звуками
<a rel=»nofollow» href=»http://myfortepiano.ru/urok-7-mazhor-i-minor.php» target=»_blank»>http://myfortepiano.ru/urok-7-mazhor-i-minor.php</a>веселая и грустная мелодия.
touch.otvet.mail.ru
В музыке, что есть минор и мажор ? (уточнил по непоняткам предыдущего вопроса)
Мино́р — меньший, также малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основая ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием. Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон Мажо́р — больший, также большой в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.
Минор (moll — мягкий; minor — маленький) в музыке — один из основных видов лада (наряду с мажором) . Характерная особенность минора — третья ступень диатонической гаммы отстоит от первой на малую терцию. Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад с таким порядком называется натуральным минором. Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор. Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором) . Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада) . Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название.
Мажор — громко, весело, браво. Минор — тихо, печально, сердечно.
Мажор от минора отличается увеличенной на полтона второй ступенью
Мажор звучит весело, а минор грустно
Мажор — жизнерадостно, весело, браво. Минор — тихо, грустно, печально.
touch.otvet.mail.ru