Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)
Строение мажорной гаммы.
ЦЕЛЬ
- Знать сколько ступеней в гамме.
- Знать характер мажорного лада.
- Знать знаки альтерации.
- Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Это самый позитивный и жизнерадостный лад.
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные –
бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.Тональность.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:C бемоль мажор
Ответ:C мажор
Ответ:E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен «грустным» минорным ладам. В нем вы узнаете — что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.
По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.
Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.
Содержание статьи
- Минорные гаммы
- Существует три вида минора:
- Параллельные тональности
- Напомню технику игры гамм:
Минорные гаммы
Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.
Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).
Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?
Итак, какие же это разные виды, спросите вы?
Существует три вида минора:
- натуральный
- гармонический
- мелодический.
Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.
Натуральный минор — Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон – Тон
Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон – Полтора тона – Полутон
Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:
Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон – Полутон.
Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.
Параллельные тональности
И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.
Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.
Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.
Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.
Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.
- До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
- Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
- Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
- Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
- Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
- Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
- Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
- Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
- Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
- Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
- Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
- Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
- Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.
Напомню технику игры гамм:
- Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
- Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор — седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
- Соединить двумя руками.
- Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.
На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.
Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.
А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.
Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий. Do). Конкретные ноты, расположенные близко друг к другу, создают мажорную гамму. 9Bb) 5-я и 6-я ноты близко друг к другу.
ре мажор | ре минор |
Теперь мы подходим к сложному вопросу о том, что является второстепенным. Есть несколько способов сделать это. В начальной школе меня учили, что нужно брать мажорную гамму, скажем, ре-мажор, и понижать 3-ю, 6-ю и 7-ю ноты.
Хотя это дает возможность выяснить, в чем разница между мажорной и минорной гаммой, начинающейся с одной и той же ноты, это не помогает нам полностью понять взаимосвязь между мажором и минором. На этом мой урок в школе закончился, и я пошла домой, пытаясь вспомнить все цифры, какие числа были пропущены, а какие нет. Есть гораздо более простой способ сделать это.
Нам нужно подумать о так называемом « относительном миноре »
Давайте начнем с мажорной гаммы. Поскольку мы уже использовали ре-мажор, мы будем придерживаться его. В нашей ключевой подписи есть два диеза (F#, C#), мы играем гамму:
Ре мажор
D — E — F# — G — A — B — C# — D
Давайте не будем беспокоиться о том, как найти ре минор, давайте найдем относительный минор. Это означает, что мы не будем изменять ни одной ноты, все, что мы собираемся делать, это начинать гамму с 9-й ступени.0041 другое примечание. Точнее, мы начнем гамму с шестой ноты. Шестая нота — си. Теперь давайте сыграем ноты в ре-мажорной гамме, но переходим от си к си.
си минор
ВУАЛЯ! у нас минорная шкала. В си-минор есть те же два диеза, что и в ре-мажоре, они относительно и в некотором смысле имеют одинаковую гамму. Если бы мы хотели вернуться к Звукам Музыки, мы бы услышали Ла-Ти-До-Ре-Ми-Фа-Со-Ла. Я не думаю, что песня имеет тот же самый удар, но вы поняли.
Да, мажор может звучать радостно, а минор может звучать грустно, но главное различие между мажором и минором в том, что они представляют собой разные паттерны, а минор — это мажор, просто начинающийся с другой ноты.
Гаммы для фортепиано мажор – обзор с иллюстрациями
Гаммы мажор являются наиболее важными гаммами для фортепиано: во-первых, потому что они очень распространены и, во-вторых, потому что они необходимы для понимания клавиш. Если вы слышите, как кто-то упоминает, что фортепианная соната композитора и пианиста Франца Шуберта исполняется в ля мажоре, значит, она зависит от гаммы ля.
Вы можете прокрутить вниз и увидеть изображения клавиатуры всех мажорных гамм. Ниже вы увидите обзор со всеми нотами вместе с интервалами, полутонами и формулой мажорной гаммы. Эта теория поможет вам изучить концепции и легче их запомнить. См. также Упражнения на мажорные гаммы и арпеджио.
До мажор
Ноты: C, D, E, F, G, A, B, C
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая) : 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Ре мажор
Ноты: D, E, F#, G, A, B, C#, D
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2 , 3, 1, 2, 3, 4, 5
Ми мажор
Ноты: E, F#, G#, A, B, C#, D#, E
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
фа мажор
Ноты: фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре, ми , F
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4
соль мажор
Ноты: G, A, B, C, D, E, F#, G
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3 , 1, 2, 3, 4, 5
Ля мажор
Ноты: A, B, C#, D, E, F#, G#, A
Аппликатура (левая рука): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Си мажор
Ноты: B, C#, D#, E, F#, G#, A#, B
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
До-диез / ре-мажор
Ноты: Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2
Ре-диез мажор
Ноты: Eb, F, G, Ab, Bb, C, D, Eb
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 1, 2 , 3, 4, 1, 2, 3
F# / Gb Major
Ноты: F#, G#, A#, B, C#, D#, F, F#
Аппликатура (левая рука): 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1, 4
Аппликатура (правая): 2, 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2
G# / Ab Major
Ноты: Ab, Bb, C, Db, Eb, F , Г, Аб
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3
A# / Bb Major
Ноты: Bb, C, D, Eb, F, G, A, Bb
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 4, 1, 2 , 3, 1, 2, 3, 4
Цифровой постер с мажорными гаммами
Этот цифровой постер с высоким разрешением включает все мажорные гаммы, а также все минорные гаммы вместе с мажорными и минорными аккордами.
Диаграммы и примечания видны.
Цифровой плакат в формате pdf A3.
Дополнительную информацию см. в разделе Гаммы для печати — цифровые постеры
Обзор основных гамм
C: C, D, E, F, G, A, B, C F#, G#, A#, B#, C# / Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db
D: D, E, F#, G, A, B, C#, D
D#/Eb: D#, E# (F), F## (G), G#, A#, B# (C), C## (D), D# / Eb, F, G, Ab, Bb, C, D, Eb
E: E, F#, G#, A, B, C#, D#, E
F: F, G, A, Bb, C, D, E, F
F#/Gb: F#, G#, A#, B, C#, D#, E#, F# / Gb, Ab, Bb, Cb (B), Db, Eb, F, Gb
G: G, A, B, C, D, E, F#, G
G#/Ab: G#, A#, B#, C#, D#, E#, F## (G), G# / Ab, Bb, C, Db , Eb, F, G, Ab
A: A, B, C#, D, E, F#, G#, A
A#/Bb: A#, B# (C), C## (D), D#, E# (F) , F## (G), G## (A), A# / Bb, C, D, Eb, F, G, A, Bb
B: B, C#, D#, E, F#, G#, A#, B (Cb : Cb, Db, Eb, Fb, Gb, Ab, Bb, Cb)
Аппликатура: 1 = большой палец | 2 = указательный палец | 3 = средний палец | 4 = безымянный палец | 5 = мизинец.
LH = левосторонняя | RH = Правое исполнение
Интервалы и шаги
Интервалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Полуноты: 2 — 2 — 1 — 2 — 2 — 2 — 1
Формула: Целое, Целое, Половина, Целое, Целое, Целое, Half
Мажорные гаммы с нотами (ноты в формате PDF)
Мажорные гаммы в нотной записи доступны в личном кабинете.
Гамму во всех тональностях с аппликатурами (без названий нот) можно скачать в виде PDF-файлов.
Основные масштабы в графической компиляции доступны в личном кабинете.
Сборник клавиатурных карт можно скачать в виде PDF-файла.
Важно выучить интервалы и шаги. Они всегда одинаковы для весов определенной категории. Это очень помогает вам, пока вы не выучите все гаммы и наоборот: вам не нужно их запоминать, если вы знаете интервалы. Природа интервалов помечает мажорную гамму как диатоническую гамму.
Понимание названий
Некоторые гаммы имеют два названия, разделенные косой чертой (например, C# и Db), потому что их можно играть в двух разных тональностях. Однако ноты на клавиатуре одинаковы. Например, C#, D#, E#, F#, G#, A#, B#, C# и Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db (как в гаммах C# / Db) — это те же ноты, но частично записанные. иначе. В некоторых случаях встречаются двойные диезы (например, F##), которые могут выглядеть странно, объяснение см. в теории. Кроме того, примечания на диаграммах и примечания в обзоре ниже иногда отличаются. Это связано с тем, что примечания под диаграммами в первую очередь считаются простыми для понимания.
Гаммы и аккорды
Как только вы узнаете определенную мажорную гамму, вам будет легче усваивать аккорды в той же тональности. Это потому, что вы можете случайным образом выбрать три разные ноты из гаммы, и вы получите трезвучие. Например, в тональности C используются следующие стандартные аккорды:
- C Major (примечания: C — E — G)
- Ре минор (ноты: ре-фа-ля)
- ми минор (ноты: ми-соль-си)
- Фа мажор (ноты: F — A — C) 90 208 соль мажор (ноты: G–B–D)
- Ля минор (ноты: A — C — E)
- B Уменьшенный (примечания: B — D — F)
См. гармонизацию мажорных гамм в аккорды.
Простой способ начать импровизировать на фортепиано — играть мажорные гаммы вместе с аккордами, в которых используются одни и те же ноты.