Метод мозгового штурма: описание, этапы, правила применения
Когда применяется? Метод мозгового штурма используется в разных ситуациях. Его практикуют инвесторы и политики, владельцы солидных компаний и основатели небольших стартапов. Цель применения техники – найти решение проблемы в обстоятельствах, когда привычные инструменты перестают работать.
Как? В некоторых случаях руководители собирают подчиненных вместе и просто предлагают обсудить им какой-либо вопрос. Так это не работает. Брейнсторминг окажется эффективным только в том случае, если следовать определенным правилам.
В статье рассказывается:
- История появления метода
- Суть мозгового штурма
- Плюсы и минусы метода мозгового штурма
- Этапы брейнсторминга
- Популярные техники мозгового штурма
- 10 советов по увеличению эффективности метода
История появления метода
Данный способ принятия решений берет свое начало в 50х годах прошлого века. Автором метода мозгового штурма стал основатель информационного агентства BBD&O, знаменитый копирайтер Алекс Осборн. Этот человек во время Второй мировой был капитаном на торговом судне, ходившем между Америкой и Европой. Часто случалось так, что невооруженные корабли становились жертвами торпед, пущенных немецкими военными, и терпели крушение.
Будучи знатоком и любителем истории, Алекс Осборн решил попробовать использовать древнюю практику моряков-викингов, при помощи которой они искали решение в критических ситуациях. Такой ситуацией для Осборна стала радиограмма о готовящейся атаке, его судно должно было подвергнуться нападению вражеской подводной лодки.
История появления методаСуть метода викингов заключалась в следующем: вся команда драккара собиралась под руководством капитана, и, начиная от старшего ранга к младшему, каждый высказывал мнение, как им поступить в сложившейся кризисной ситуации.
Именно этот метод был реанимирован капитаном американского судна. Алекс Оснборн назвал его мозговым штурмом. Он собрал всю команду на палубе, чтобы совместно принять стратегически правильное управленческой решение. Среди озвученных идей была одна довольно абсурдная мысль, но именно она при дальнейшем переосмыслении привела к лучшему результату. Идея звучала так: всей команде нужно выстроиться у борта, к которому идет торпеда, и начать дуть на нее, тогда опасность обойдет стороной.
В этот раз команду спасло то, что подлодка отклонилась от курса и прошла мимо. Но капитан Осборн запатентовал гениальное изобретение, спасшее в дальнейшем немало жизней. Он придумал устанавливать на бортах корабля винты, которые в нужный момент создадут мощную струю, отталкивающую торпеду от судна, и она не достигнет цели.
Суть мозгового штурма
Описать метод мозгового штурма можно как способ использования творческого потенциала группы. В дискуссии по заранее сформулированной проблеме участвуют несколько людей, каждый из которых должен предложить свои варианты ее решения. Мысль, высказанная Осборном, была в том, что чем больше идей будет в наличии, тем выше вероятность найти ту, которая действительно поможет в сложившейся ситуации.
Эффективность такого метода принятия решений, как мозговой штурм, воистину зашкаливает. Если в группе будет даже не более 6 человек, то за 40 минут они сумеют сгенерировать от 150 разнообразных идей.
Суть мозгового штурмаОсновой мозгового штурма является мысль о том, что главное препятствие к появлению нестандартных решений – страх негативной оценки окружающими. Факт в том, что люди стесняются и опасаются высказывать принципиально новые идеи, так как не хотят столкнуться с осуждением, насмешками и скепсисом со стороны сослуживцев. Поэтому метод нацелен на то, чтобы блокировать оценочную составляющую на начальном этапе обсуждения проблемной ситуации и генерации многочисленных решений.
Многие сферы деятельности имеют в своем арсенале методы мозгового штурма: это и управление брендом, и теневой маркетинг, и фандрайзинг. Брейнсторминг позволяет разработчикам находить решения для остро стоящих проблем, рекламщикам генерировать новаторские креативные мысли, владельцам бизнеса выходить из кризисных моментов.
Плюсы и минусы метода мозгового штурма
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 15552
Далее рассмотрим отрицательные стороны.
- Не поддающийся контролю мыслительный процесс . Часто бывает так, что члены группы работают над развитием удачной идеи, но вдруг раздается какое-то новое предложение, и мысли всех моментально перескакивают с одного на другое. Это сбивает с толку, и никакого инструментария для направления рассуждений в нужную сторону не существует.
- Психологический барьер. Члены группы, собранной для брейнсторминга, не всегда хорошо знают друг друга и находятся в дружеских отношениях. Это мешает некоторым свободно выражать свои мысли, так как стеснительные люди боятся критики и того, что другие посчитают их странными.
- Когнитивные искажения. Групповая работа предусматривает одновременность таких процессов, как концентрация на речи, обдумывание собственных мыслей и стремление удержать в голове всю полученную информацию. Это не лучшим образом отражается на общей эффективности.
- Социальная лень, по-научному называющая эффект Рингельмана.
Этапы брейнсторминга
После того, как вы определились с темой, составом участников, распределением ролей, можно начинать сам процесс мозгового штурма.
Постановка проблемы
Правила брейнсторма нужно огласить всей группе, а лучше даже зафиксировать где-то наглядно, к примеру, на доске для записей. Вот несколько подходящих формулировок: «не перебивайте других участников», «высказывайте идеи до конца», «не называйте предложения глупыми», «задавайте уточняющие вопросы», «воздержитесь от критики», «говорите, если есть, что сказать».
Четко определите цель и момент начала работы. Не нужно говорить: «Давайте накидаем идей, как продавать наши товары». В этом нет ясности и конкретики, не прослеживается мотивация и отсутствует призыв к началу работы.
Гораздо выигрышнее будет звучать: «Наша задача – придумать, как продвигать товары бренда N через блогеров в соцсетях, чтобы увеличить продажи на 15–20 % в следующем месяце. Мы открыты к любым идеям, поэтому рады каждому предложению».
Генерация идей
Основной этап – сам процесс брейнсторминга. После того, как задача озвучена, нужно дать группе несколько минут на осмысление идеи. Далее нужно призвать каждого высказать свои мысли, чем больше их будет озвучено, тем лучше. От каждого участника должно поступить как минимум одно решение задачи, все обязательно нужно фиксировать на доске.
Предлагайте команде разные возможные сценарии для стимуляции воображения. Например, спросите, как можно решить проблему, имея неограниченный бюджет, или если бы все находились в мире, где существует магия.
Генерация идейЧем больше идей появится на данном этапе, тем лучше. В ходе обсуждения разные мысли можно объединять и дополнять друг другом.
Отбор лучших решений
Когда все поступившие предложения появятся на доске, наступает момент командного обсуждения и выбора лучших из них. Это можно сделать путем голосования. Совершенствуйте разные идеи, моделируйте ситуации, в которых они станут решением проблемы. Перед тем как провести финальную оценку, организуйте небольшой кофе-брейк или легкую разминку, чтобы освежить голову.
Популярные техники мозгового штурма
Помимо отписанной выше последовательности действий, существует множество других техник для решения поставленных задач. У них есть положительные и отрицательные характеристики. Выбирая конкретную технику брейнсторминга, нужно опираться на индивидуальные характеристики всех членов группы и соответствие поставленным целям. Далее рассмотрим одни из самых популярных методик ведения мозгового штурма.
Интенсив «Путь в IT» поможет:
- За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
- Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
- Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.
При регистрации вы получите в подарок:
«Колесо компетенций»
Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам
«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»
Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!
Тест «Есть ли у вас синдром самозванца?»
Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика
Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:
Только до 7 ноября
Осталось 17 мест
- Техника «635»
Этот мозговой штурм устраивают в команде из шести участников. Каждый член группы должен придумать и записать три идеи в течение пяти минут. Затем этот список передают соседу, он читает его и расписывает каждый пункт как можно подробнее.
- Рыбья кость
Основой техники стала диаграмма Исикавы, которую еще именуют диаграммой «рыбьей кости» или причинно-следственных связей. Для ее создания нужно разложить начальную проблемную ситуацию на составляющие, которые привели к ее возникновению. Это могут быть «Конкуренты», «Бюджет», «Персонал». Схематично отобразите их на доске в виде длинных и крупных линий – «костей».
После этого найдите первопричину возникновения каждой из этих составляющих. Пример: «Бюджет» – «Был неправильно сформирован на этапе годового планирования». Изобразите вторичные факторы в виде тонких линий, которые отходят от основных. Оптимально глубина такого дерева достигает 4-5 уровней. Когда диаграмма будет готова, приступайте к обсуждению и поиску решений.
- Метод Дельфи
Его принципиальное отличие в том, что члены группы работают, сохраняя инкогнито. Это делается для того, чтобы снизить эффект группового влияния, которое неизбежно возникает при совместной работе. Все идеи фиксируются каждым участником отдельно, а их обработкой занимается ведущий.
Популярные техники мозгового штурма- Обратный мозговой штурм
Смысл метода в том, чтобы сгенерировать идеи, противоречащие достижению желаемого результата. Например, группа пытается решить проблему, заключающуюся в увеличении негативных отзывов со стороны клиентов, без видимого ухудшения качества оказываемых услуг. Каждый участник должен предложить то, что приведет к появлению как можно большего количества плохих отзывов. Таким образом можно выявить скрытые идеи, которые лягут в основу выбора правильной линии поведения.
- Шаретт
Если в команде более 15 человек, разделите их по 4-5 участников. Каждая группа работает отдельно: выбирает ведущего, генерирует идеи и записывает их на бумаге или стикерах, после чего передает заметки другой группе. Участники их изучают и дорабатывают, а затем передают остальным по кругу. В конце – совместное обсуждение и выбор эффективных идей
- NUF
Это рационализаторский подход, проверяющий каждую идею по трем факторам: New (новизна), Usable (польза), Feasible (достижимость). Решения, набравшие большее количество баллов по всем пунктам, принимают за рабочие. Для удобства используется 10-бальная шкала.
- Созвездие
В этой технике требуется озвучить все вопросы, которые хоть как-то ассоциируются с поставленной задачей. Это дает взглянуть на проблему под разными углами и получить нужные ответы в дальнейшем. В формулировке вопросов никаких ограничений нет.
Помимо вышеперечисленных, есть такие техники брейнсторминга, как путешествие во времени, ролевая игра, теневая. Мы приведем рекомендации, придерживаясь которых, вы достигнете хороших результатов вне зависимости от того, на какой конкретной технике вы остановитесь.
10 советов по увеличению эффективности метода
- Обязательно нужно провести подготовку заранее, сделать это необходимо каждому участнику. За 2-3 дня до проведения формулируется задача. Это время нужно для того, чтобы все члены группы успели как следует обдумать сложившуюся ситуацию и к началу штурма имели в запасе несколько решений.
- Чем больше людей – тем лучше. Для достижения наилучших результатов нужно собрать максимально большую группу, так как это приведет к большему количеству идей, среди которых с высокой вероятностью попадется настоящий бриллиант.
- Четкая формулировка поставленной задачи. В самом начале штурма нужно выделить время, для того чтобы подробно обсудить и уточнить все детали проблемной ситуации. Это сонастроит участников, и все смогут удостовериться, что вопрос поставлен правильно, и все без искажений поняли его смысл.
10 советов по увеличению эффективности метода
- Весь процесс должен обязательно фиксироваться на электронном или бумажном носителе, для чего можно выделить специального человека, но лучше если все члены группы будут вести записи. Один человек может упустить что-то важное, неправильно понять или не заметить. Чем более полной и объективной будет фиксация, тем легче будет потом выбрать правильное решение.
- Критика под строгим запретом. Мы уже говорили об этом правиле, но не лишним будет повториться. Никакую идею нельзя считать нелепой, неинтересной или фантастической. Часто именно такая мысль, доработанная и соотнесенная с текущей действительностью, ложится в основу выбора стратегически правильной линии поведения. Тем более, мало кто положительно откликается на критику, обычно она подавляет и сковывает, а это совершенно лишнее во время мозгового штурма.
- Чем больше идей – тем лучше, каждый участник процесса должен осознавать, что успех тем вероятнее, чем больше решений он сгенерирует. Иногда те, кто имеет мало опыта участия в подобных мероприятиях, стесняются и не озвучивают все, что приходит в голову. Нужно донести до них, что это крайне негативно отражается на эффективности метода в целом. Также не стоит останавливать мыслительный процесс даже тогда, когда решение, казалось бы, найдено.
- Если никак не получается сгенерировать нужное количество решений, можно включить в группу дополнительных участников. Для этого подойдет абсолютно любой сотрудник или даже коллега из соседнего офиса.
- Редко бывает так, что одна идея становится ответом на все поставленные вопросы. Часто это некий симбиоз нескольких предложенных решений. Особенно эффективно такое объединение, когда проблему рассматривают люди разного статуса и положения в компании.
- Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
- Отрицательный результат. Для генерации дополнительных идей можно во время обсуждения решений или после его окончания представить, что ситуация сложилась диаметрально противоположным желаемому образом. Эта модель позволит взглянуть на дело под новым углом, а также подготовить всех к любому варианту развития событий.
Метод мозгового штурма поистине универсален, он может быть полезен на работе, в бизнесе и даже в отношениях с родными и близкими. Важно лишь помнить о правильной подготовке и организации процесса, четко определиться с проблемой и следовать основным этапам этой техники. Если все эти факторы соединятся, то верное решение не заставит себя ждать.
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
описание, на чем основан, этапы
Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы
- 2 Особенности метода мозгового штурма
- 2.1 История возникновения метода
- 2.2 Основные правила и принципы мозгового штурма
- 2.2.1 Состав и правило подбора членов групп
- 2.2.2 Процедура проведения мозгового штурма
- 3 Недостатки мозгового штурма
В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы
Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.
Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.
Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.
Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.
Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.
Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.
Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.
Особенности метода мозгового штурма
Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.
История возникновения метода
Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.
Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.
Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.
Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.
Основные правила и принципы мозгового штурма
В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.
Состав и правило подбора членов групп
Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:
- в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
- «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
- в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
- творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.
Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.
В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.
Процедура проведения мозгового штурма
Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.
- Подбор участников групп. Важно учитывать не только компетентность и склад ума «штурмующих» и «критиков», но и их взаимоотношения. Скрытые конфликты или неприязнь между участниками могут привести к ухудшению психологического климата и необъективности.
- Формулировка задачи. Четкое определение проблемы, которую нужно решить, необходимо для правильного направления обсуждения. Это тоже лучше доверить профессионалам, иначе обсуждение может уйти совсем в другую сторону.
- Генерация идей. Это основной этап, когда активно работает группа «штурмующих», причем ее участники должны высказать максимально большое количество идей. На этом этапе очень важна роль ведущего-организатора штурма. Он стимулирует активность участников, подбадривает робких и молчаливых, направляет обсуждение, но ни в коем случае не давит своим авторитетом.
- Систематизация идей. На данном этапе в активную работу включается группа критиков, члены которой должны фиксировать все высказываемые идеи, какими бы бредовыми они ни казались. И первый этап их активной работы – систематизация предложенных решений. Критерии ее выбираются в зависимости от цели, но могут быть и максимально простыми. Например, возможна классификация идей по категориям: «реально», «нереально», «в этом что-то есть», «полный бред» и «гениально». Кстати, граница между последними двумя категориями часто трудноразличима.
- Оценка и критика идей. Все варианты подвергаются анализу и оценке на степень перспективности и оригинальности. Это касается даже самых гениальных, что предотвращает ошибки в будущем. Ведь одна упущенная мелочь может сделать казалось бы гениальное решение непродуктивным.
- Отбор максимально пригодных идей. Это последний этап, который подводит итог работы аналитической группы.
А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.
Недостатки мозгового штурма
Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.
Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:
- Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
- Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
- Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.
Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.
Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.
Как технологии меняют способы мозгового штурма
08 октября 2014 г.
Резюме
Сегодняшняя мобильная рабочая сила затрудняет сбор вокруг доски и эффективный мозговой штурм новых идей. Узнайте, как технические инструменты могут способствовать такому творческому подходу и сотрудничеству.
Есть что-то особенное в размещении нескольких мозгов и простой белой доски в комнате, которая повышает творческие способности, пробуждает идеи и поощряет сотрудничество. Этот процесс был впервые разработан в 1948 рекламным директором Алексом Осборном, который в своей книге Your Creative Power назвал это понятие «придумать» и объяснил его использование успехом своего рекламного агентства BBDO, которое процветает и по сей день.
Прошло несколько десятилетий с тех пор, как Осборн разработал свою концепцию «придумать», которая сегодня более известна как мозговой штурм, и была представлена деловому миру. И хотя сотрудничество по-прежнему считается тесно связанным с инновациями, технологии изменили способ проведения мозговых штурмов. Вместо того, чтобы физически собираться в комнате, чтобы делиться мыслями и идеями и принимать решения, сегодняшнее глобализированное рабочее место включает в себя мобильных сотрудников и виртуальные команды, которым часто приходится перемещаться по нескольким экранам, окнам и вкладкам браузера, чтобы общаться со своими коллегами.
Многозадачность может быть вредна для бизнеса
Хотя цифровая эпоха предоставила нам безграничные возможности для совместной работы, она также стала настолько отвлекающей, что подвергает идеи огромному риску. Технология позволяет людям работать над несколькими задачами, просто открывая новый браузер или загружая другую программу. Но легкость переключения нашего внимания с одной части информации на другую заставила нас поверить, что мы способны выполнять многозадачность, даже если это не так.
Дело в том, что наш мозг не может справиться с безумным переключением между задачами, которое предполагает многозадачность. Вместо того, чтобы сосредоточиться на всех задачах, которые нам нужно решить одновременно, наш мозг будет полностью переключаться с одной задачи на другую. Пытаясь выполнять множество задач одновременно, мы в конечном итоге тратим больше времени на выполнение этих задач или вынуждены игнорировать одну задачу, чтобы сосредоточиться на другой. Исследователь из Стэнфорда Клиффорд Насс несколько лет назад сказал PBS, что на самом деле «многозадачники ужасны во всех аспектах многозадачности».
Проще говоря, если мы чувствуем, что у нас слишком много дел или нам становится немного скучно, Интернет помог нам поверить, что мы можем выполнять многозадачность — или, как мы теперь знаем, отвлекаться на что-то новое. часть информации. Но это убийца мозгового штурма: для достижения истинной идеи каждый вовлеченный человек должен быть полностью вовлечен в обсуждаемую тему. Хотя это не всегда случалось, даже когда все физически находились вместе в одной комнате, в наши дни еще труднее сосредоточиться на задаче, потому что у нас гораздо больше возможностей отвлечься, отключиться и начать работать в режиме многозадачности.
Решения для совместной работы
Так как же работодатели и менеджеры могут воспроизвести открытые творческие конференц-залы прошлого, используя современные технологии? Во-первых, они должны понимать доступные инструменты и решения, которые помогут людям почувствовать, что они буквально сидят за столом напротив своих виртуальных товарищей по команде. Некоторые из самых популярных инструментов входят в состав Google Apps for Work и позволяют сохранять, редактировать и совместно использовать групповую работу на ходу, а затем просматривать ее участниками на смартфоне, ноутбуке или планшете. Для совещаний и конференц-связи опция Google Hangouts может подключить до 15 человек, у которых есть возможность поделиться своими экранами и презентациями через свои смарт-устройства.
Одна из причин, по которой низкотехнологичные доски продолжают работать так хорошо, заключается в том, что, записывая и рисуя каждую идею, у участников встречи есть хороший шанс увидеть связь и взаимосвязь между идеями — очень важная часть сеансов мозгового штурма. Чтобы имитировать великолепие доски, Mind Mapping — это одно из решений, которое позволяет пользователям видеть идеи через диаграммы. Эксперты считают, что способность визуализировать эти концепции помогает сотрудникам раскрывать новые идеи.
Поскольку виртуальное рабочее место продолжает развиваться и расширяться (эксперты предсказывают, что к 2020 году 40 процентов рабочей силы в Америке будут состоять из фрилансеров), жизненно важно устранить отвлекающие факторы, которые заставляют людей отключаться или работать в режиме многозадачности. Но точно так же, как технологии способны отвлекать нас от истинного творчества, они также могут предоставить нам инструменты и решения, необходимые для инноваций на уровне, которого мы никогда не смогли бы достичь в эпоху осборнского «придумывания».
Читайте больше статей о продуктивности.
Фото: Getty Images
Инструменты для мозгового штурма
Работа с контентом / Редакционные процессы / Генерация идей / Инструменты и технологии
Самоизоляция не кажется оптимальной средой для совместного мозгового штурма. Тем не менее, именно здесь сегодня находят себя многие контент-маркетологи.
Можете ли вы использовать этот менталитет сотрудничества для создания идей контента, стратегий и многого другого на расстоянии?
Вы можете провести совместный мозговой штурм для идей и стратегий #content — даже в удаленном рабочем мире, — говорит @AnnGynn через @CMIContent. Нажмите, чтобы твитнуть
«Многие из нас привыкли встречаться лично для мозгового штурма — даже если это просто случайная встреча у кулера с водой. Видеозвонки могут быть столь же эффективными. Встречаясь лицом к лицу по (видео)звонку, участники будут более вовлечены и смогут извлечь выгоду из энтузиазма друг друга», — говорит Дайан Домейер, исполнительный директор The Creative Group.
Дайан была одной из более чем 100 человек, откликнувшихся на нашу просьбу о процессах, советах и инструментах, помогающих контент-маркетологам проводить мозговой штурм удаленно. Вот 25 самых уникальных, полезных и интригующих.
Процессы для виртуального мозгового штурма
Начните с краткого описания
«Сейчас многое делается на лету, и мы постоянно адаптируемся. Но чтобы сделать мозговой штурм максимально эффективным, подготовьте участников заранее — в идеале, по крайней мере, за день до начала», — говорит Дениз Бласевик, генеральный директор The S3 Agency.
«Предоставление краткого описания мозгового штурма заранее позволяет людям переваривать информацию, проводить исследования и приходить, вооруженные вопросами, а также любыми потенциальными идеями, которые могут начать мозговой штурм с приливом энергии».
Предоставьте краткую информацию за день до сеансов удаленного мозгового штурма, чтобы помочь людям начать с прилива энергии. информации. Выравнивание вашей команды очень важно. Проблема в том, что сеанс мозгового штурма не делает ничего из этого», – говорит Джеймс Маркес, консультант по маркетингу и основатель Iconic Genius.
Он обнаружил, что ответы на эти четыре вопроса очень помогли:
- Это должна быть встреча или мозговой штурм? Знайте разницу.
- Потребуются ли нам повторяющиеся сеансы?
- Зависит ли прогресс от других?
- У нас есть повестка дня?
Носите разные шляпы
Рамиз Гаяс Усмани, директор по цифровому маркетингу PureVPN, использует несколько методов, но я думаю, что его метод с шестью шляпами является наиболее интересным.
Пусть каждый человек наденет шляпу разного цвета или пусть все наденут шляпу одного цвета, чтобы сосредоточиться на одном аспекте. Вот как он разбивает это:
- Черный – обсуждение идей содержания с критикой и осторожностью
- Белый – обдумывание идей содержания исключительно на основе фактов и цифр
- Желтый – позитивное прагматичное мышление
- Красный – воображение идей из чувств и эмоций
- Зеленый – творческое, необычное и оригинальное мышление
- Синий (нужен в обоих сценариях) – модератор
Создание чувства соперничества
Олли Смит, основатель и редактор EnergySeek и ExpertSure, а также генеральный директор недавно созданной Card Accounts, использует виртуальный мозговой штурм для поощрения сотрудников. Он прикрепляет имя каждого сотрудника к соответствующей идее на виртуальной доске и обводит лучшие идеи маркерами разного цвета.
«Это отличный способ не только мотивировать каждого поделиться своими идеями, но и взять на себя ответственность за проект. Это также побуждает членов команды продолжать предлагать еще лучшие идеи в будущем», — говорит Олли.
Работать вместе вместе
Грейс Джадсон, консультант по вопросам лидерства, предлагает несколько вариантов, связанных с индивидуальной работой.
Первый подход она называет индивидуальной работой. «Каждому требуется от 15 до 30 минут, чтобы как можно быстрее записать свои идеи. По истечении отведенного времени результаты передаются фасилитатору, который публикует их для оценки и обсуждения».
Второй вариант — это индивидуальная командная работа (она признает, что это кажется невозможным), основанная на замечательной методике, которая называется «мозговое письмо шесть-три-пять». «Это работает с командой из шести человек (можно набрать от четырех до семи; слишком мало — и вы не генерируете достаточно идей; слишком много — и идеи становятся подавляющими)», — говорит Грейс.
Вот как это работает:
- Первому участнику требуется до пяти минут, чтобы записать три идеи в указанный документ Google.
- Второй человек открывает общий документ и записывает свои три идеи за пять минут.
- Процесс продолжается до тех пор, пока все шесть человек не поделятся тремя идеями за пять минут.
- Ведущий сопоставляет идеи для обсуждения.
«Таким образом, каждый человек добавляет свои идеи в каждый документ, либо добавляя то, что написал кто-то другой, либо добавляя свои собственные новые идеи», — говорит Грейс.
Не делайте все это в видеочате
Вы можете начать с видеозвонка, но это только часть сеанса мозгового штурма, говорит Сэм Карр, менеджер по маркетингу PPC Protect.
Обсудите идеи с помощью видеозаписи, перечислив их в программе управления проектами или другом инструменте. После звонка пусть каждый участник прокомментирует каждую идею и оценит ее как хорошую или плохую.
«Эта обратная связь позволяет поднять любые критические моменты или предоставить дополнительные детали для определенной идеи, не утомляя всех участников видеозвонка», — говорит Сэм.
Затем руководитель проекта или руководитель группы выбирает идеи с наибольшим потенциалом для реализации.
Упрощение процесса
Компания Growth Engine Co. полностью перешла в режим онлайн для недавнего проекта с клиентом. То, что могло бы быть двухдневным личным сеансом, превратилось в предварительную работу, три двухчасовых онлайн-сеанса в реальном времени и три асинхронных виртуальных сеанса идей (т. Е. Члены группы могли работать в разное время).
Брайан Маттимор, соучредитель агентства, говорит, что они научились использовать как можно меньше виртуальных программ/инструментов. Прохождение через глобальные корпоративные брандмауэры и попытки изучить недружественные программы заняли слишком много времени и хлопот.
«Мы тратим много времени на создание очень простых инструкций для различных техник формирования идей, которые мы используем для сеансов виртуального формирования идей (семантическая интуиция, пожелания клиентов, сомнения в предположениях, наихудшая идея и т. д.)… (Э)упражнения могут выполняться беспрепятственно. по электронной почте или в Slack», — говорит он.
Используйте импровизационный подход
В Beyond Influence команда собирается со своими iPad на звонок Zoom, чтобы делать наброски и демонстрировать свои идеи, — говорит генеральный директор Джон Рамстед.
Но чтобы зажечь творческий набросок, они используют импровизированный подход.
«Мы используем импровизированное мышление «да и…», чтобы развивать идеи друг друга. Это позволяет нам придумывать нестандартные идеи. В конце сеанса мы используем виртуальную доску, чтобы классифицировать идеи, выбирать лучшие из них, создавать шаги действий, а затем использовать monday.com для отчетности и отслеживания», — объясняет Джон.
СООТВЕТСТВУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ КОНТЕНТУ:
- Хотите больше креативных идей для контента? Нарушьте эти 6 «правил»
- Вытащите свою команду по контенту из творческого тупика
Советы по проведению мозгового штурма
Следите за манерами
«Новые идеи хрупки и могут быть разрушены враждебным или рассеянным взглядом», — говорит Сэм Харрисон, автор книги Creative Zing!. «Напомните участникам, что они видят друг друга, поэтому они должны следить за языком тела и выражением лица, когда делятся идеями.
«Трудно с энтузиазмом поделиться идеей, пока другие зевают, подпиливают ногти или листают журналы».
Новые идеи хрупки, говорит @zingzone, поэтому помните о языке тела и выражении лица при мозговом штурме идей #contentmarketing. Через @CMIContent Щелкните, чтобы твитнуть
Работайте в пакетном режиме
Барак Кассар, соучредитель и партнер BKW Partners, говорит, что он видит волны отличных идей, генерируемых и улучшаемых с помощью онлайн-чата или текстовых сообщений. «Люди обмениваются идеями, отмечают и дополняют друг друга, обмениваются изображениями, клипами, ссылками в режиме реального времени. Но затем случаются перерывы, и появляются новые идеи. Это связано с разницей во времени и с тем, что люди находят время, чтобы подумать и разработать идеи самостоятельно», — говорит Барак.
Станьте более наглядными
В SocialPilot удаленный мозговой штурм стал более наглядным. Джагрути Бхаргав, специалист по маркетингу и коммуникациям в компании, объясняет: «Вместо того, чтобы составлять электронные таблицы идей или проводить двухчасовые встречи, мы все добавляем свои идеи в раскадровку, а затем собираемся вместе как команда раз в неделю».
Используйте кнопку отключения звука
Несмотря на то, что видеоконференция — отличный вариант, она работает только в том случае, если все участники не переговариваются друг с другом и всем предоставляется возможность говорить, — говорит Адам Ламб, менеджер сайта в Cashcow.
В каждом чате мозгового штурма должен быть организатор, который может отключать звук участников, чтобы другие могли высказаться. «Это поможет организовать упорядоченный и конструктивный удаленный сеанс», — говорит Адам.
Не ставьте людей в тупик
Марк Вебстер, соучредитель Authority Hacker, говорит, что мозговой штурм позволяет свободно обмениваться идеями, а не санкционировать обмен идеями. Требование от каждого человека вносить свой вклад на месте — это «быстрый способ мгновенно стереть всю креативность и заставить людей замереть. В ситуации мозгового штурма лицом к лицу никогда не ожидается, что участники придут к идеям, которые приходят им в голову. Онлайн не должен быть исключением».
Вместо этого, Марк рекомендует, позвольте участникам уйти примерно на час и иметь возможность добавить свои идеи в ваш инструмент отслеживания.
СООТВЕТСТВУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ КОНТЕНТУ: 7 способов объединить вашу команду по контенту в мире удаленной работы [Инструменты]
Инструменты для онлайн-мозгового штурма
Теперь, когда у вас есть процессы и советы по улучшению удаленного мозгового штурма, пришло время изучить инструменты, которые помогут сделать это возможным. Учитывая повсеместное присутствие Zoom (черт возьми, для многих это стало глаголом), я не буду вдаваться в подробности о его основном сервисе.
Google Docs
Сади Хан, менеджер по контент-маркетингу в RunRepeat.com, говорит, что старый добрый Google Docs лучше всего работает при мозговом штурме идей контента.
«Это самый простой способ поделиться своими идеями, предложить изменения и позволить другим членам команды оценить и прокомментировать эти идеи. Комментарии и цепочка чатов поддерживают чистоту документа, и все автоматически сохраняется в облаке», — говорит Сади. «После утверждения идеи ссылка на документ может быть передана всем, кто работает над этой идеей (писателю, аналитику данных или дизайнеру), чтобы дать им представление о целях, проблемах и проблемах, связанных с этой идеей».
Google Hangouts
Меган Маррс, основатель K9 of Mine, использует Google Hangouts, который не требует от пользователей загрузки каких-либо специальных инструментов или создания новых учетных записей (если у вас есть учетная запись Google).
Мег Маррс из @K9ofMine любит @Google Hangouts для мозгового штурма идей #content, потому что пользователям не нужно загружать специальные инструменты через @cmicontent. Click To Tweet
«Вы можете собрать хорошую группу людей за один звонок и предлагать идеи на лету. Он автоматически сфокусируется на том, кто говорит, и увеличит его лицо, чтобы все могли его видеть, и переключится на того, кто говорит дальше», — говорит она.
Окно чата также служит отличным хранилищем для заметок и резюме идей в конце сеанса. По словам Меган, его функция совместного использования экрана позволяет членам команды делиться статьями или визуальными концепциями.
Ideaboardz
Алекси Хальсас, директор по маркетингу и владелец продукта Trustmary, говорит, что они использовали «инструмент старой школы» под названием IdeaBoardz для мозгового штурма. Вот что они делают:
- Все записывают идеи на x-минут.
- Они объединяют схожие идеи.
- Затем они голосуют и выбирают от одной до пяти лучших идей.
- Они создают новую доску идей и обсуждают каждую конкретную идею.
- Затем они объединяют похожие идеи и снова голосуют.
- Наконец, они обсуждают лучшие пришедшие идеи.
Lucidchart
Директор по маркетингу Chanty Джейн Ковалькова говорит, что Lucidchart — единственный инструмент, который они используют. «Он отлично подходит для составления различных планов, эскизов, схем и многого другого. Это как виртуальная чертежная доска, на которой мы можем делиться своими идеями. Существуют различные элементы дизайна, такие как стрелки, пузыри, ссылки, слои и многое другое».
Miro
Miro — любимый инструмент нескольких человек.
Майкл Чаммас, генеральный директор и основатель Makro Agency, говорит, что его команда проводит все свои удаленные мозговые штурмы с помощью универсальной виртуальной доски: «Он поставляется с множеством готовых шаблонов, а также с отличными функциями, такими как стикеры. Вы можете легко импортировать изображения, PDF-файлы, файлы PowerPoint, основные заметки и т. д. По завершении сеанса вы можете легко экспортировать всю доску, чтобы поделиться ею со своей командой».
Anh Trinh, управляющий редактор GeekWithLaptop, говорит, что Miro хорошо интегрируется со Slack и другими приложениями для обмена мгновенными сообщениями, что позволяет людям публиковать свои идеи в любое время и в любом месте.
Фреска
Онлайн-инструмент для мозгового штурма и совместной работы Фреска имеет цифровую доску для сухого стирания, в которую могут внести свой вклад все участники. Мэтт Зайечовски, руководитель группы по связям с общественностью в Digital Third Coast, говорит, что функция заметок в инструменте особенно полезна для организации списков, блок-схем и диаграмм, которые могут помочь организовать виртуальный мозговой штурм.
Otter.ai
Трент Моу, директор по маркетинговым коммуникациям в L2L, говорит, что Otter.ai полезен, когда у эксперта в предметной области есть идея. «Они просто записывают свои разговоры по ключевым моментам и делятся этим с командой по контенту», — говорит он.
Карандаш и бумага
Да, вы все еще можете рисовать карандашом и бумагой в виртуальном мире. Чад Биренбаум, директор по опыту и соучредитель Duckpin, объясняет:
«Наша творческая группа немного вернулась к нашим истокам старой школы рисования карандашом и бумагой, чтобы поделиться идеями и донести их. Слишком часто мы полагаемся на программное обеспечение как на костыль и прыгаем прямо на компьютер вместо того, чтобы использовать компьютер как инструмент. Наши лучшие дизайнерские идеи, как правило, возникают в результате рисования или составления четких эскизов, а не теряются в кроличьих норах программного обеспечения или веб-сайтов с рекомендациями по дизайну. После проверки эскиза мы сканируем наши изображения в наше программное обеспечение для дизайна, а затем преобразуем их в плотную векторную графику».
Slack
Better Proposals выделяет канал Slack для идей контента. Генеральный директор и основатель Адам Хемпенстолл объясняет: «У нас есть плагин, который позволяет нам голосовать, поэтому каждый раз, когда кто-то предлагает новую идею, мы можем немедленно проголосовать за нее. Мы даем каждому 24-часовое окно, чтобы проголосовать, потому что мы работаем в разное время и в разных часовых поясах. По прошествии 24 часов мы либо отбрасываем, либо принимаем идеи контента».
Отправка текстовых сообщений
Еще одна тактика старой школы. Отправка текстовых сообщений — любимый инструмент мозгового штурма Марты Бартлетт Пиланд, автора книги «Креативное культивирование». «Это избавляет от «страха» произнести глупую идею вслух. По какой-то причине быстрый текст в мгновенных сообщениях в группе способствует большему количеству идей. Когда вы закончите, легко сделать снимок экрана или распечатать все идеи, а затем выбрать и спланировать следующие шаги», — говорит она.
Trello
Карточная система управления проектами, такая как Trello, работает на Бена Тейлора, основателя HomeWorkingClub.com. «Все, что вам нужно сделать, — это создать столбец для идей, после чего любой член команды, имеющий доступ, сможет их отправить», — говорит он. «Если идеи продвигаются вперед, карточки можно перетаскивать по конвейеру контента, который можно настроить в соответствии с точным рабочим процессом вашего веб-сайта или компании».
[email protected] любит @trello за #мозговой штурм, потому что он позволяет идеям легко перемещаться по рабочему процессу #content через @cmicontent. Нажмите, чтобы твитнуть
Ziteboard
The Pollination Project считает Ziteboard своим любимым инструментом для мозгового штурма. «Интернет-доска с возможностью совместной работы в режиме реального времени особенно полезна, потому что она обеспечивает визуальное представление контента, который они хотели бы обсудить», — говорит Лорен К. Терри, директор по коммуникациям.
[email protected] нравится онлайн-доска @Ziteboard для мозгового штурма, потому что она позволяет вести совместную работу в режиме реального времени через @cmicontent. #tools Нажмите, чтобы твитнуть
Создание спокойствия в виртуальном мозговом штурме
Когда вы адаптируете свой процесс мозгового штурма и используете наиболее полезные и подходящие инструменты, вы можете придумывать, обмениваться и развивать свои идеи. Независимо от того, заполняете ли вы календарь контента или переосмысливаете свою стратегию контент-маркетинга, сотрудничество идей сделает любые выбранные результаты более сильными и, вероятно, более успешными.