Мажорная и минорная гамма – Мажорные и минорные гаммы

Мажорные и минорные гаммы

Нужно ли начинающему музыканту знать о том, что такое мажорные и минорные гаммы? Конечно, это уже более менее серьезная теория музыки, но все же это может пригодиться. Тем более, что данная тема не такая уж сложная, как может показаться. Главное, разобраться, и станет все понятно 🙂

Краткое содержание

Мажорные и минорные гаммы

Гамма строится от основной ноты (тональности). Например, у нас есть тональность До мажор. Если мы захотим построить гамму, то получится гамма До мажор.

В гамме всего 8 нот. Первая нота — основная (например, До), а последняя будет тоже До, только октавой выше.

Мажорная гамма

Итак, в любой гамме — и мажорной, и минорной — 8 нот, но в разных гаммах эти ноты будут отличаться. Сначала вспомним, что такое полутон и тон:

Полутон — расстояние от одной клавиши (неважно, черной или белой) до соседней, стоящей рядом (неважно, справа или слева).

Тон — расстояние от одной клавиши (неважно, черной или белой) до клавиши, стоящей через одну (неважно, справа или слева).

Существует следующая формула для строения мажорной гаммы:

тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

То есть, если мы хотим построить гамму До мажор (мажорную), то первая нота у нас будет До, а дальше от нее считаем по формуле.

Смотрим, как построить гамму До мажор:

Пример мажорной гаммы: До мажор

Таким же образом строится любая мажорная гамма. Главное запомнить формулу, а также понять, что первая нота будет такая же, как и называется гамма. Например, если мы хотим построить гамму Ми мажор, то первая нота будет Ми, а дальше строим по формуле.

Минорная гамма

В минорной гамме тоже 8 нот, но другие ноты. Первая нота — тоже такая же, как и называется гамма. Если гамма До минор, значит первая нота — До. А дальше строим по формуле.

Строение минорной гаммы:

тон — полутон — тон — тон — полутон — тон -тон

Как видите, формула немного отличается. Посмотрим на примере, как будет выглядеть гамма До минор (минорная гамма от До):

Пример минорной гаммы: До минор

Существует три вида минорной гаммы:

  • натуральный;
  • гармонический;
  • мелодический.

На данном этапе подробно рассматривать мы их не будем.

Заключение

Надеюсь, я не слишком сложно все изложил. Главное, разобраться. Это может Вам когда-то пригодиться.

И напоследок посмотрите прикольное видео про пианино с мистером Бином 🙂

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

muzykantam.net

Гамма (музыка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 20 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Гамма.
Пример: восходящая и нисходящая гамма «До мажор» (натуральный)
Пример: интервалы между ступенями гаммы «До мажор» и «До минор» (тоны и полутоны, малые и большие терции)

Га́мма — это звукоряд из нескольких нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено на пол тона, тон или полтора тона. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.

Гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные. Каждая из групп включает три подгруппы: натуральный, гармонический и мелодический мажор или минор.

  • Натуральные мажорные гаммы строятся по принципу: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C dur), для скрипки — ре мажор (D dur)
  • Гармонические мажорные гаммы строятся по принципу: Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон.
  • Мелодические мажорные гаммы строятся по принципу: Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон.
  • Натуральные минорные гаммы строятся по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
  • Гармонические минорные гаммы строятся по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон.
  • Мелодические минорные гаммы строятся по принципу: восходящие Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон. Нисходящие играются как Натуральный минор

Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные:

  • Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.
  • Бемольные гаммы — аналогично диезным, но знаки при ключе — бемоли.

Особым видом являются хроматические гаммы, строящиеся на полутонах.

А также целотонная гамма[1] — звукоряд, состоящий из целых то

ru.wikipedia.org

Как строить Минорные и Мажорные гаммы.

Если Вы самоучка по игре на гитаре как я и никогда не изучали ноты, то эта статья для вас!

Начнем с такого понятия как гамма.

Гамма — это звукоряд,который состоит из 8 нот. Первая нота (с которой начинается тоника) и последняя имеют одно название, находятся друг от друга в интервале октавы.

Так выглядит гамма «До мажор».
Гаммы для любого музыканта это прежде всего свобода. Понимание того как устроенна музыка. Вы сможете легко импровизировать и строить аккорды.

Всего существует 24 гаммы. И конечно нужно знать их. Но не всё так страшно как кажется.
Гаммы делятся на Минорные и Мажорные. Вам необязательно учить все 24, а всего лишь нужно запомнить 12. Есть так называемые Параллельные гаммыЭто значит,что гамма которая входит в мажорную тональность, также есть и в минорной тональности. Гамма параллельная До мажор будет Ля минор.

Если Вы посмотрите на рисунок, то увидите, что ноты в этих двух гаммах одинаковые. Т.е Вы можете играть данные ноты в До мажор и Ля минор.

Построение гамм.

Перед тем как перейти к данному вопросу, Вы должны понимать что такое тон и полутон.

Мажорная: строится по принципу: Тоника (нота с которой начинается гамма)— Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Минорная: Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Зная порядок Вы можете построить гамму от любой ноты.

Существуют еще такие гаммы как: Натуральный мажор и минор, Мелодический, Гармонический и т.д. В данной статье мы не будем подробно на них останавливаться,об этом напишем отдельно.

Теперь Вы знаете, как строятся Мажорные и Минорные гаммы. Это не сложно, главное начать. Успехов в обучении!

acoustic-music.ru

Гаммы для фортепиано. Аппликатура.

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

 

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

До минор

До диез минор

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

Ре мажор

Ре минор

Ре диез минор

Ми мажор

Ми минор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль минор

Фа мажор

Фа минор

Фа диез мажор

Фа диез минор

Соль мажор

Соль минор

Соль бемоль мажор

Соль диез минор = ля бемоль минор

Ля мажор

Ля минор

Ля бемоль мажор

Си мажор

Си минор

Си бемоль мажор

Си бемоль минор

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)
Рекомендуем:

Аппликатура в арпеджио в 11 положениях

Технический репертуар (гаммы, 11 положений)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

25 906

notkinastya.ru

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)

Строение мажорной гаммы.

ЦЕЛЬ
  1. Знать сколько ступеней в гамме.
  2. Знать характер мажорного лада.
  3. Знать знаки альтерации.
  4. Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
Лад

В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Это самый позитивный и жизнерадостный лад.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.

  1. Ответ:

    C бемоль мажор


  2. Ответ:

    C мажор


  3. Ответ:

    E мажор

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:


Абсолютный Слух

viaandrock.ru

Минорные гаммы. Урок 8 самоучителя фортепиано

На прошлом уроке мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.

Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело». Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре — есть, но не совсем прямолинейная. Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.

Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха. 

Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней — но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада. Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.

В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио. В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI). В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.

Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды — сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков). Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх. Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.

Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность. В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике. В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.

Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).

Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:

Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно. При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения — плавными и естественными. Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.

Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор. Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.

Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся. Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям — в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении. Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной. Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.

В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного. Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л. Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.

Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы. В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности. В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».

Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С. Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф. Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).

Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.

Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

На следующем уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

Записаться на занятие

rock-academy.ru

Хроматическая гамма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2013; проверки требуют 29 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2013; проверки требуют 29 правок.

Хромати́ческая га́мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами[1].

В мажорно-минорной системе, где хроматика подчинена диатонике, хроматические ступени звукоряда рассматриваются как понижения или повышения одноимённых диатонических ступеней и соответственным образом нотируются. В автономной хроматике XX века (см. Додекафония) все ступени хроматической гаммы независимо от того, как они нотированы, — самостоятельные и равнозначные элементы звуковысотной системы.

Хроматическая гамма «До мажор», представленная в «упрощённой нотации» без учёта ладово-тональных соотношений (о более точных правилах записи хроматической гаммы см. ниже)
  • В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме третьей и шестой (вместо шестой понижается седьмая ступень).
Мажорная хроматическая гамма от До1 вверх
  • В мажорной хроматической гамме при движении вниз понижаются все ступени, кроме первой и пятой (вместо неё повышается четвёртая).
Мажорная хроматическая гамма от До2 вниз
  • В минорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме первой (вместо неё понижается вторая) и пятой.
Минорная хроматическая гамма от Ля1 вверх

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *