Создание мажорной тональности | Learning Music (Beta)
Звучание гаммы определяется расположением звуков в гамме и их расстоянием друг от друга. Эти расстояния называются интервалами. Мажор и минор – самые распространённые типы гамм и используются во многих музыкальных стилях. Однако существует большое количество других типов гамм, которые мы рассмотрим немного позже.
Мажорная гамма содержит семь нот и состоит из определённой последовательности полутонов (двух соседствующих нот) и целых тонов (нот, лежащих в двух полутонах друг от друга).
Эта последовательность из целых тонов и полутонов определяет мажорность гаммы, независимо от того, с какой ноты она начинается:
Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон
Вы можете использовать переключатель Тоника, чтобы сместить основной тон гаммы. Такое смещение называют транспонированием. Обратите внимание: последовательность целых тонов и полутонов (отмеченных кружочками на клавишах) никогда не меняется.
(Примечание: если вы не очень хорошо знаете клавиатуру фортепиано, вас иногда может удивить тот факт, что рядом лежащие ноты не всегда чередуются черным и белым цветом клавиш. К примеру, расстояние между ми (E) и фа (F), так же как и си (B) и до (C) – всего в пол-тона, хотя обе клавиши белого цвета.
«Написание» нот
При изменении тоники вы заметите, что некоторые ноты пишутся со знаком бемоль (♭), а другие со знаком диез (#).
- Последовательность из целых тонов и полутонов всегда тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон
- Чтобы сохранить эту структуру, для некоторых нот нужно использовать бемоль или диез. Какие именно знаки нужно использовать зависит от каждой конкретной гаммы. Единственное исключение, где совсем не используются эти знаки, – это гамма до-мажор.
- При этом важно учесть, что в гамме каждое название ноты может использоваться только один раз. Например, мажорная гамма никогда не будет одновременно содержать ноты ля-бемоль (A♭) и ля (A).
- Нотные обозначения латинскими буквами всегда располагаются в алфавитном порядке и начинаются снова после G («соль»).
Как начинать гаммы с черной клавиши
Если каждая черная клавиша может иметь два названия (например, до-диез и ре-бемоль), то возникает вопрос, какую ноту использовать в качестве тоники в том или ином случае? В наших уроках мы будем использовать ту ноту, которая будет иметь меньше всего диезов и бемолей. Например:
Ре-бемоль-мажор (D♭) содержит пять бемолей:
а до-диез-мажор (C#) – семь диезов:
поэтому мы показываем только ре-бемоль (D♭).
Вы заметили…?
Как показано в этом примере, диезы и бемоли могут указывать и на белые клавиши. В некоторых тональностях (таких как до-диез-мажор внизу) используются ноты, которые пишутся как ми-диез (E#) или си-диез (B#), что выглядит очень странно: почему мы просто не назовем их фа (F) и до (C)?
Ответ мы найдем в правилах использования названий нот. Поскольку каждое название ноты может использоваться только один раз в мажорной гамме, в некоторых гаммах нам требуются такие необычные названия нот. В до-диез-мажоре в «местах» для ми (Е) и си (B) требуются диезы, чтобы сохранить необходимую последовательность целых тонов и полутонов, поэтому «занятые» фа (F) и до (C) придётся поднять до фа-диеза (F#) и до-диеза (C#).
минорные гаммы на бас-гитаре (часть 1)
И в мажорной и в минорной гамме расстояния (в полутонах) между их ступенями (шагами) всегда чётко определено и неизменно. Во всех минорных и мажорных гаммах! Подумайте над этим внимательно! Поймите это. Когда вы усвоите эту концепцию, вам не составит труда получить любую гамму на вашем басу.
Теперь переходим к еще одному важному понятию, понятию позиции ноты в гамме.
Позиция — уникальное место в структуре или последовательности. Позиции в гаммах нумеруются по порядку от 1 до 8.
Ниже представлены две часто используемых минорных гаммы:
A (Ля) (натуральный) минор:
Позиции~~1-ая~~2-ая~~3-я~~4-ая~~5-ая~~6-ая~~7-ая~~8-ая
Ноты~~~~~~~A~~~~B~~~~~C~~~~D~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A
E (Ми) (натуральный) минор:
Позиции~~1-ая~~2-ая~~3-я~~4-ая~~5-ая~~6-ая~~7-ая~~8-ая
Ноты~~~~~~~E~~~~F#~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C~~~~~D~~~~E
Посчитайте количество полутонов между ступенями. Найдите разницу в количестве полутонов между одинаковыми позициями в мажорной и минорной гамме. За образец будем считать мажорную гамму. Так вот, минорную гамму из мажорной можно получить уменьшив третью, шестую и седьмую ступени мажорной гаммы (поэтому и название — минор, вроде как меньше). Это очень важно запомнить! Этот подход позволит вам создавать любые другие виды гамм или ладов (
Играйте E (Ми) натуральный минор и А (Ля) натуральный минор, обращая внимание на постановку ваших пальцев. Все гаммы играйте в восходящем и нисходящем порядке. Один палец — на один лад. Не спешите. Пусть каждая нота звучит отчётливо.
E (Ми) (натуральный) минор:
Позиция~~1~~~2~~~3~~~4~~~5~~~6~~~7~~~8
Палец~~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3
Нота~~~~~E~~~F#~~G~~~A~~~B~~~C~~~D~~~E
Струна~~~A~~~A~~~A~~~D~~~D~~~D~~~G~~~G
Лад~~~~~~7~~~9~~~10~~7~~~9~~~10~~~7~~9
Табулатура E (Ми) натуральной минорной гаммы:
G __________________________________7____9_____ D __________________7____9____10_______________
A ___7____9___10_______________________________
E _____________________________________________
A (Ля) натуральный минор:
Позиция~~~1~~~2~~~3~~~4~~~5~~~6~~~7~~~8
Палец ~~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3~~~4~~~1~~~3
Нота ~~~~~A~~~B~~~C~~~D~~~E~~~F~~ G~~~A
Струна ~~~E~~~E~~~E~~~A~~~A~~~A~~~D~~~D
Лад~~~~~~~5~~~7~~~8~~~5~~~7~~~8~~~5~~~7
Табулатура A (Ля) гаммы натурального минора:
G _____________________________________________
D ___________________________________5____7____
A ___________________5____7_____8______________
E ___5____7____8_______________________________
Сравните положение пальцев гаммы Е нат.
Гамму А нат. минор можно играть начиная с 5 лада на струне Е (Ми — самая толстая). Теперь проиграйте гамму G (Соль) нат. минор. А теперь играйте гамму F (Фа) нат. минор. Опа! Возникает один вопрос — где следует начинать играть ту или иную гамму и вообще какую именно гамму следует использовать в том или ином случае? При игре на басу, как и вообще в жизни, слово «следует» используют при ожидании какого-либо конкретного результата. Мой ответ на вопрос — «следует» играть там (имеется в виду место на грифе), где вам хочется играть. принимайте решение в зависимости от того, какой именно звук вам хотелось бы получить от инструмента.
Что нужно играть зависит от того как звучание той или иной гаммы будет сочетаться с игрой других музыкантов. Вероятнее всего, сейчас вы не играете с другими музыкантами (это конечно временно), поэтому играйте гамму F нат. минор как с 1 лада струны E (Ми -самая толстая), так и с 8 лада струны А (Ля — следующая за струной Е). Играйте как можно больше различных минорных гамм в разных частях грифа (за 12 лад пока не заходите), помните, что одну и ту же гамму можно играть в разных позициях на грифе (смотрите выше гамму F нат. минор в качестве примера).
Конец дня 5
Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы
ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.
Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.
В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон
Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.
Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:
Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:
До мажор
Ре мажор
Ми мажор
Фа мажор
Соль мажор
Ля мажор
Си мажор
Ре-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор
Фа-диез мажор
Ля-бемоль мажор
Си-бемоль мажор
Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)
» Зачем и для чего нужны гаммы?!
Зачем и для чего нужны гаммы?!
В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.
Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни. А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках. И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»
И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает. Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам. А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».
Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.
В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки. Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне.
Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция. Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук. Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).
Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д. Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм. Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.
Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква. Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски». У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.
Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем. Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов. Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.
Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна. В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение». Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.
И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм. Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники. Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть. И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».
Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:
— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!
Автор статьи Джейми Андреас.
Раздел 3
пентатоника и ее выразительные возможности
В современной музыке пентатоника является, пожалуй, самым популярным ладом. Однако зачастую она используется прямолинейно, в основном для обыгрывания мажорных, минорных и доминантсептаккордов, тогда как для обыгрывания других типов аккордов (все типы аккордов были рассмотрены в предыдущих разделах книги), пентатоника применяется не часто. На самом деле практическое применение пентатоники гораздо шире: зная определенные принципы, с помощью пентатоники можно обыгрывать практически любые типы аккордов и их гармонических соединений.
Все примеры, предлагаемые в этом разделе, построены только по пентатонике в простом ритмическом изложении. Это сделано для того, чтобы сконцентрировать внимание на принципах построения мелодических линий. Естественно, после того, как Вы изучите предлагаемый материал и будете свободно в нем ориентироваться, следует самостоятельно внести в эти фразы ритмическое разнообразие.
Возможно, звучание некоторых мелодических примеров этого раздела будет непривычным для слуха, это нормально, к такому звучанию нужно привыкнуть. Прежде чем разбирать конкретный пример, внимательно прослушайте его на СD-приложении. Работая с материалом этого раздела, не торопитесь, разбирая примеры шаг за шагом. Не старайтесь пролистать весь раздел за один вечер, это не принесет результата: как и любой другой лад, пентатоника требует самого пристального внимания.
Также нужно отметить, что применение в импровизации исключительно пентатоники делает звучание довольно однообразным. Поэтому когда весь материал будет разобран и изучен, рекомендую сочетать примеры, построенные по пентатонике, с другими ладами и гаммами при самостоятельном мелодическом обыгрывании разных типов аккордов и гармонических соединений.
Пентатоника это довольно древний лад, который свойственен в первую очередь музыке стран Востока (Китай, Вьетнам, Монголия и другие). На территории России пентатоника встречается в татарской, башкирской, бурятской, марийской и т.п. народной музыке. В конце ХIХ начале ХХ вв. , пентатоника начала использоваться в классической музыке в Европе (Ф.Лист Этюд для фортепиано Dеs dur, А.Бородин Спящая княжна и т.д.).
С появлением блюза и джаза, позже рок-нролла, рока и др., пентатоника становится одним из основных ладов, прямо влияя на мелодику, являясь основой для новых звукорядов (блюзовые минорный и мажорный лады), предлагая свои принципы построения и гармонизации аккордов.
Пентатоника (реntе пять, tоnоs-тон (греч.) пятиступенный лад (гамма, состоящая из пяти ступеней в пределах одной октавы).
Пентатоника может быть как мажорной, так и минорной, образуясь, соответственно из натурального мажора, или из натурального минора (примеры 201-а, 201-б).
Мажорная пентатоника получается путем удаления четвертой и седьмой ступеней из гаммы натурального мажора. Например, если из гаммы до-мажор (С-D-Е-F-G-А-В) убрать ноты F (четвертая ступень) и В (седьмая ступень), то получится до-мажорная пентатоника (С-D-Е-G-А).
Пример 201
До-мажорная пентатоника
Минорная пентатоника получается путем удаления второй и шестой ступеней из гаммы натурального минора. Например, если из гаммы ля-минор (А-В-С-D-Е-F-G) убрать ноты В (вторая ступень) и F (шестая ступень), то получится ля-минорная пентатоника (А-С-D-Е-G).
Пример 201-а
Ля-минорная пентатоника
Обратите внимание, что ноты домажорной и ля-минорной пентатоник совпадают, разница только в точке отсчета, здесь работает соотношение параллельных мажора и минора (до-мажорная пентатоника и ля-минорная пентатоника параллельны друг другу, как и аккорды С и Аm).
При мелодическом обыгрывании разных типов аккордов можно мыслить как мажорной, так и минорной пентатоникой, например, аккорд до-мажор можно обыгрывать как мажорной пентатоникой от ноты до, так и минорной от ноты ля, поскольку ноты этих ладов идентичны.
При знакомстве с принципом мелодического обыгрывания разных типов аккордов и аккордовых соединений способ мыслить одномоментно мажорной и минорной пентатоникой является сложным, громоздким и неудобным. Поэтому в настоящем разделе мною предложен принцип применения пентатоники для обыгрывания разных аккордов и их соединений, который строится на основе мажорной пентатоники. Если Вам удобнее воспринимать пентатонику в ее минорном изложении, то, изучая примеры, просто поменяйте ноту, от которой строится пентатоника, предлагаемая для обыгрывания конкретного аккорда; сам мелодический подход при этом останется неизменным. Например, аккорд соль-мажор можно обыграть сольмажорной пентатоникой. Если же Вы хотите обыграть аккорд соль-мажор, мысля минорной пентатоникой, то это будет пентатоника параллельного минора, который строится на VI ступени мажорной гаммы, в данном случае это будет ми-минорная пентатоника.
Тональность и гамма в музыке – Самоучитель по гитаре
Тональностью называется конкретная высота лада. Например, построен мажорный лад от ноты ми. В данном случае ми будет первой ступенью — тоникой лада; значит, это тональность ми мажор. Если от ноты ми построен минорный лад, то тональность — ми минор.
В системе мажорно-минорных ладов встречаются две тональности, одна из которых мажорная, а другая — минорная. Они имеют одинаковое количество ключевых знаков альтерации (или обе без ключевых знаков альтерации). Такие тональности называются параллельными.
Параллельные тональности отстоят друг от друга на малую терцию. Мажорная тональность отстоит от минорной на малую терцию вверх (на три полутона), а параллельная ей минорная тональность соответственно на малую терцию вниз от мажорной. Например, расстояние между тональностями до мажор и ля минор составляет малую терцию вниз от звука до. Одноименными тональностями называются две тональности — одна мажорная, а другая минорная, — имеющие одинаковые тоники, например до мажор и до минор. Каждый исполнитель непременно должен уметь определить тональность музыкального произведения.
Наличие определенного количества ключевых знаков альтерации является признаком двух параллельных тональностей (мажорной и минорной). Например, при ключе имеются три диеза: фа-диез, до-диез и соль-диез — эти знаки определяют тональность ля мажор или фа-диез минор.
Чтобы установить тональность, следует посмотреть на последнюю ноту мелодии музыкального произведения и заключительный аккорд. Чаще всего музыкальное произведение заканчивается тоникой или тоническим трезвучием (или тоническим трезвучием с секстой). Если при наличии трех диезов в ключе последняя нота мелодии — ля, а заключительный аккорд — ля-мажорное трезвучие, значит тональность музыкального произведения ля мажор, а если последняя нота мелодии — фа-диез, а аккорд — фа-диез-минорное трезвучие, то тональность будет не ля мажор, а параллельная ей — фа-диез минор.
Для аккомпанемента на шестиструнной гитаре, при извлечении звуков пальцами, наиболее удобны тональности: мажорные — до, ре, ми, соль, ля; минорные — ре, ми, ля, си.
Гамма
Гамма ре-мажорГаммой называется поочередное следование всех ступеней лада в восходящем или нисходящем порядке в пределах не менее октавы. Гаммы соответственно ладам бывают мажорными и минорными.
Гамма, в которой все соседние звуки отстоят друг от друга на один полутон, называется хроматической.
Похожие материалы
Гамма (музыка)
У этого термина существуют и другие значения, см. Гамма.Га́мма — это звукоряд, в котором первая и последняя ноты совпадают по названию, но находятся друг от друга на расстоянии октавы. Расстояние между соседними ступенями распространенных видов гамм может составлять полутон, тон или полтора тона. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.
Виды гамм
В современной музыке наиболее часто используются две группы гамм: мажорные и минорные. Каждая из этих групп включает в себя три подвида: натуральный, гармонический и мелодический. В целом названия произносятся как натуральный мажор, мелодический минор и так далее.
- Натуральные мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Самая простая натуральная мажорная гамма для фортепиано — До мажор (C dur), для скрипки — Ре мажор (D dur)
- Гармонические мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении понижается шестая ступень относительно натурального мажора).
- Мелодические мажорные гаммы строятся по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении соответствует натуральному мажору) и тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон (в нисходящем направлении с понижением VI и VII ступеней относительно натурального мажора).
- Натуральные минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Самая простая натуральная минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
- Гармонические минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, полутон, полтора тона, полутон (в восходящем и нисходящем направлении повышается седьмая ступень относительно натурального минора).
- Мелодические минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон (в восходящем направлении повышаются VI и VII ступени относительно натурального минора) и тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон (в нисходящем направлении соответствует натуральному минору).
Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные:
- Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.
- Бемольные гаммы — аналогично диезным, но знаки при ключе — бемоли.
Существуют также такие виды гамм, как хроматическая (строится по полутонам), целотонная[1] (строится по целым тонам), гамма Римского-Корсакова (чередование тон плюс полутон или полутон плюс тон) и так далее.
Значение гамм для исполнителя
Гаммы — основа исполнительского искусства. Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. То есть ученик быстрее овладевает всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в произведениях. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи. Развивает беглость пальцев музыканта (пальцевую технику), улучшает координацию рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия, не «разогревшись» на предварительных упражнениях.
При занятиях на фортепиано гаммы обычно исполняют двумя руками с интервалом в октаву в восходящем и нисходящем движении. Играют также расходящиеся гаммы: вначале вверх, как в обычном варианте, потом две руки расходятся в разные стороны, а затем снова вместе движутся вниз. Исполняют также гаммы с интервалом в терцию и сексту.
Примечания
Литература
Ссылки
минорных аккордов в мажорной гамме
Вопрос: Привет, добрый день. Я немного запутался, когда дело доходит до аккордов / аккордов. Дело в том, что если я играю в гамме, скажем G мажор, я бы играл аккорды (трезвучия) G, C и D мажор, поскольку ноты, составляющие аккорды, находятся в гамме. Но могу ли я также сыграть минорные аккорды в мажорной гамме и мажорные аккорды в минорной гамме?
Если я могу играть минорные аккорды в гамме G мажор в прогрессии, будут ли минорные аккорды Am, Bm и Em подходящими аккордами в гамме G мажор? Мне пришлось спросить, потому что я видел видео на YouTube, где в прогрессии была смесь мажорных и минорных аккордов, и я не уверен, следует ли смешивать мажорные и минорные аккорды.
Уточните, пожалуйста; Спасибо за ваше время.
— J. B.
Ответ Альберта: Абсолютно желательно играть аккорды противоположного режима в данной тональности. Минорные трезвучия встречаются в каждой мажорной гамме, а мажорные трезвучия — в каждой минорной гамме.
На следующей диаграмме, на примере соль мажор, показаны результаты построения триады на каждой ступени крупной шкалы:
Старшие трезвучия обозначаются заглавными буквами, а второстепенные — строчными.Маленький кружок или знак градуса (°) рядом с градусом шкалы 7 указывает на то, что трезвучие уменьшено, а не мажорное или мажорное.
Таким образом, в мажорной ладе триада, построенная на ступени шкалы 1 (называемая тоникой ), является мажорной, на шкале степени 2 ( супертоник ) минорной, ступени шкалы 3 ( медиант ) минорной, ступени шкалы 4 ( субдоминант ) мажор, ступень 5 ступени ( доминанта ) мажор, ступень 6 ( субмедиант ) минор и ступень 7 ( ведущий тон ) уменьшились.
Наиболее распространенные аккорды в мажорной тональности, тонические, субдоминантные и доминантные трезвучия (или доминантная седьмая, если добавляется дополнительная треть), также оказываются в мажорной ладе. Этот факт не должен мешать вам использовать другие аккорды, в том числе аккорды, не входящие в гамму, в свои импровизации и композиции.
Большинство этих аккордов перевернуты в минорном режиме:
В минорной шкале триада, построенная на шкале степень 1 является второстепенной, на шкале степень 2 уменьшена, ступень шкалы 3 большая, ступень 4 минорная, ступень 5 минорная, ступень шкалы 6 мажорная и степень 7 мажорная.
Некоторые аккорды изменяются соответствующим образом, если ступень гаммы 7 повышается до ведущего тона, на полшага ниже тоники. Это происходит в гармонической минорной шкале, хотя важно отметить, что ступень 7 обычно повышается только для аккордов на ступенях 5 (особенно для формирования доминирующей или доминирующей септакты) и 7 (создавая уменьшенную трезвучию ведущих тонов, часто используется как доминирующий заменитель):
В конце концов, композиторы могут делать все, что хотят. Очень важно изучать законы гармонии, но в конечном итоге ваши уши должны быть вашим проводником.
Начните свое новое фортепианное путешествие
Давайте оставаться на связи, и я смогу помочь вам осуществить вашу мечту — играть на пианино так легко и красиво, насколько это возможно.
Я буду присылать вам уроки и новости, которые помогут вам на вашем пути.
Ваш учитель,
Альберт
Мы никогда не будем продавать вашу информацию ни по какой причине.
Building Piano Scales — Major, Minor и т. Д. Во всех тональностях
Давайте научимся строить гаммы фортепиано.
В этом разделе мы рассмотрим различные виды весов. Прежде всего мы научимся строить мажорную и минорную гаммы. Минорные гаммы включают естественные или чистые минорные гаммы, гармонические минорные гаммы и мелодические минорные гаммы. Затем мы учимся формировать хроматические, пентатонические, блюзовые гаммы и многое другое.
Прежде всего, нам нужно понять, что такое полушаги и целые шаги.
Что такое полушаг ? Это расстояние от одного шага до следующего ближайшего шага вверх или вниз.Этот интервал часто называют полутоном. Например, расстояние между C и C-диезом на клавиатуре вашего фортепиано составляет полутон. Как и расстояние между D и D, E и F, B и C.
Что такое целый шаг ? Это две смежные полушаги. Этот интервал часто называют целым тоном. Примеры целых шагов: расстояние между C и D, D и E, E и F-диез, B-бемоль и C.
Моя новая книга, Piano Scales Made Simple , поможет вам с вашими гаммами.Перейдите сюда, чтобы получить его по сниженной цене.
Видео (посмотрите этот урок):
Диатоническая гамма — это серия из восьми последовательных нот, которые расположены в систематической взаимосвязи целых шагов и полушагов. Восьмая нота — дубликат первой. Есть два типа диатонических гамм — мажорная и минорная.
Как сформировать крупную шкалу
Давайте узнаем, как построить крупную шкалу.
Мажорная гамма состоит из восьми нот.Он построен в виде целых шагов и полушагов. Как построить крупную шкалу? Просто начните с названия шкалы (также известного как корень), за которым следует целый шаг, целый шаг, полушаг, весь шаг, весь шаг, весь шаг, полушаг. Допустим, вы играете в тональности до, ноты до мажор — это C D E F G A B C. От C до D — это целый шаг. От D к E — целый шаг. От E до F — полшага. От F до G — целый шаг. От G до A — целый шаг. От А до Б — целый шаг. От B до C — полшага.
Формула образования мажорной гаммы, независимо от тональности: целый шаг — целый шаг — 1/2 шага — целый шаг — целый шаг — весь шаг — полушаг. В-Ш-В-Ш-Ш-В-В
Что, если бы мы были в тональности G? Ноты гаммы G-мажор — G A B C D E F Sharp. Обратите внимание, как мы используем фа-диез вместо F. В любой крупной гамме должен быть целый шаг между 6-м и 7-м тонами шкалы, поэтому за ми-диезом должен следовать целый шаг, что приводит нас к фа-диез.
Чтобы узнать больше о гаммах, ознакомьтесь с моим курсом «Изучите весы и теорию музыки».
Ноты шкалы до мажор:
Как формировать минорные фортепианные гаммы
У каждой основной тональности есть свой относительный второстепенный ключ. Относительная минорная гамма построена на шестом тоне мажорной гаммы. Например, шестой тон в гамме до мажор — это ля, поэтому относительный минор до — это ля минор. C и A minor имеют одинаковую подпись. В этом случае мажорная и минорная гаммы имеют одинаковое количество тонов. Разница между мажорной и минорной гаммами заключается в схеме целых шагов и полушагов.
Есть три типа минорной гаммы. Это чистый или естественный минор, гармонический минор и мелодический минор. Давайте узнаем, как построить эти фортепианные гаммы.
Как сформировать естественную или чистую второстепенную чешую
Эта шкала начинается с шестой степени относительной большой шкалы. Он поднимается или опускается на одну октаву, используя сигнатуру мажорной гаммы. Формула построения натуральной минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг. Ш-В-Ш-В-Ш
В качестве примера рассмотрим гамму ля минор. Ноты: A B C D E F G A. В натуральном (чистом) минорном масштабе полушаги находятся между 2-3 и 5-6. Хорошо видно, что в этой гамме используются те же ноты относительной мажорной гаммы, за исключением расположения целых шагов и полушагов.
Ноты натуральной гаммы ля минор:
Научитесь создавать / играть гаммы с помощью уроков «Фортепиано для всех».
Как построить гармонический минорный строй
Как и естественная (чистая) минорная гамма, гармоническая минорная гамма начинается с шестой степени относительной мажорной гаммы. Он поднимается или опускается на одну октаву с использованием тональности мажорной гаммы, за исключением 7-го тона, который повышается на 1/2 ступени. Например, в гармонической минорной гамме ля играет не соль, а соль-диез.
Формула формирования гармонической минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — весь шаг — полушаг — весь шаг и 1/2 шага — полушаг. Ш-В-Ш-Ш-В-Ш 1/2-В (Ш 1/2 = полторы шага). Полушаги происходят между 2–3, 5–6 и 7–8, а расстояние в полтора шага — между 6–7.
Пример: в гармонической минорной гамме A используются ноты A B C D E F G # A.
Ноты гармонической гаммы ля минор:
Как построить мелодическую минорную гамму
В следующем уроке гаммы фортепиано мы рассмотрим мелодическую гамму минор. Эта минорная гамма также начинается с 6-й ступени относительной мажорной гаммы.Он поднимается или опускается на одну октаву, используя тональность мажорной гаммы. Однако при подъеме 6-й и 7-й тоны повышаются на полшага. При спуске вы просто используете тона естественного или чистого минорного строя.
Формула мелодической минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг — целый шаг — весь шаг — полушаг. W-H-W-W-W-W-H Нисходящая формула является естественной формулой минорной гаммы в обратном порядке. В восходящей гамме мелодического минора полушаги находятся между 2-3 и 7-8.
Пример: В мелодическом миноре A используются ноты A B C D E F # G # A (восходящий) и A G F E D C B A (нисходящий).
Ноты мелодической гаммы ля минор:
Не забудьте использовать естественный минорный масштаб при спуске.
Минорные гаммы: естественные, гармонические и мелодические
Как построить хроматические шкалыДавайте научимся формировать хроматические фортепианные гаммы. Эта шкала довольно проста.Вы двигаетесь полшагами. Он использует случайные символы (острые и плоские) в зависимости от того, восходите вы или нисходите, в связи с ключевой подписью. Для возрастающей шкалы вы используете резкие знаки и естественные знаки, а для нисходящей шкалы — плоские и естественные знаки. Хроматические гаммы имеют ряд энгармонических тонов. Энгармонические тона — это тона, которые «пишутся» по-разному, но звучат одинаково, например до-диез и ре-бемоль.
Пример: В тональности C хроматическая гамма — C C # D D # E F F # G G # A A # B C (по возрастанию) и C B Bb A Ab G Gb F E Eb D Db C (по убыванию).
Ноты хроматической гаммы C:
Теперь мы знаем, как формировать мажор, натуральный минор, мелодический минор, гармонический минор и хроматические фортепианные гаммы. А теперь пора попрактиковаться в этих гаммах в разных тональностях. Но, прежде всего, получайте удовольствие!
Крупные масштабы
Другие весы
Целые тона и полутоны (полушаги и целые шаги)
Общие сведения о подписях ключей
Обязательно посетите уроки игры на фортепиано для всех.Это мой любимый онлайн-курс по обучению игре на фортепиано.
Возврат с фортепианной гаммы на домашнюю страницу фортепианной клавиатуры.
Комментарии
Масштаб и интервалы
Интервалы
Это часть клавиатуры, в которой ноты занимают одну октаву. Если вы их пересчитаете, и вы обнаружите, что всего тринадцать нот, но поскольку до подсчитывается дважды — в самом начале и в самом конце — на самом деле только двенадцать отличных нот. Эти двенадцать нот составляют то, что называется «хроматическая гамма».
Музыканты используют термин «интервал» для обозначения расстояния между двумя нотами. Наименьший интервал — это «полушаг», что означает, что две ноты напрямую рядом друг с другом. Следующий по величине интервал — это «целый шаг», который означает, что две ноты разделены ровно одной другой нотой. Два полушага равняется одному целому шагу.
Поскольку в хроматической гамме двенадцать нот, следовательно, имеется двенадцать интервалы. Далее после всего шага идет «второстепенная треть», содержащая три полушага.Далее идет «основная треть», состоящая из четырех половин. шаги. На странице под этим видео вы увидите таблицу, в которой показаны все двенадцать интервалы, их альтернативные названия и количество полушагов для каждого. Хотя это большой словарный запас, важно, чтобы вы выучили хотя бы наиболее распространенное название для каждого интервала, а также соответствующее количество полшага.
мажорная и малая гаммы
Мы уже коснулись хроматической гаммы, которая включает все двенадцать нот. в октаве.Более распространенным, чем хроматическая гамма, является мажорная гамма. В мажорная шкала представляет собой повторяющийся узор из целых шагов и полушагов: З-Ш-В-Ш-Ш-Ш-В. Начальная нота мажорной гаммы называется «тоникой». С тоником C, у нас есть мажорная гамма, с Db в качестве тоника, у нас есть Мажорный масштаб db и т. Д.
Попробуем разобраться в нотах гаммы до мажор. Опять же, образец основной масштаб — Ш-Ш-В-Ш-Ш-Ш-В. Как видите, особенности шкалы C мажор только белые клавиши, что делает его уникальным среди мажорных гамм.А теперь попробуем и вычислим мажорную шкалу Bb. З-Ш-В-Ш-Ш-Ш-В. Вы должны попрактиковаться в поиске ноты мажорной гаммы, начиная со всех двенадцати возможных тоников.
Еще одна полезная шкала — минорная. В минорной гамме другой образец интервалов, чем большая шкала: Ш-В-Ш-Ш-В-Ш-Ш. Хотя основные гамма и малая гамма являются наиболее распространенными, существует бесчисленное множество других различных весы, с которыми вы можете столкнуться. Краткое изложение наиболее распространенных из них включено в страницу под этим видео.
Major и Minor Scales — «Если вы знаете свой мажор, вы знаете свой минор» (Часть 1)
Изучить связь между мажорной и минорной гаммами действительно просто, если вы поймете ярлык, который мы собираемся описать в этом сообщении в блоге.
Нет абсолютно никаких причин подходить к минорной гамме отдельно от мажорной, если вы знаете этот трюк. Я повторяю — выбросьте в окно все, что вы узнали о формировании мелких чешуек, если только вы не хотите идти по этому пути жестко.
Почему?
Потому что, если вы знаете свои мажорные гаммы, вы автоматически узнаете и минорные гаммы. Это практически не требует дополнительной работы!
Демистификация основных и малых масштабов
Рассмотрим масштаб до мажор:
Это: C D E F G A B C. (Мы не рассказываем, как формировать мажорные гаммы, но для быстрого доступа к этому нажмите здесь).
Что, если бы я сказал вам, что существует минорная гамма, в которой используются те же ТОЧНЫЕ ноты, что и до мажор… в том же точном порядке? Что, если бы я сказал вам, что единственное, что вам нужно сделать, это переместить начальную и конечную ноты на несколько клавиш, и все готово?
Ну, это так просто!
Вот что вы делаете…
Сначала пронумеруйте эту шкалу до мажор, чтобы она выглядела примерно так:
C — 1, D — 2, E — 3, F — 4, G — 5, A — 6, B — 7.
Во-вторых, найдите 6-й тон. Если вы правильно пронумеровали шкалу до мажор, это должна быть «А».
(В других уроках мы рассмотрели «режимы» и то, почему мы называем 6-ю степень «эолийским режимом». Но мы сделаем этот урок простым).
Наконец, не меняя порядка нот, просто начинайте и заканчивайте гамму с «A».
Это означает, что вы буквально берете шкалу до мажор:
… И проигрывая от «А» до «А». Конечный результат:
Вы меняли порядок заметок? НЕТ.
Включены ли какие-нибудь новые ноты, которые не были до мажор? НЕТ.
Извлечены ли какие-нибудь ноты до мажор? НЕТ.
Подобно тому, как если бы шкала находилась под микроскопом, вы буквально сместили взгляд на шкалу на пару нот и вуаля, вы создали минорную гамму! И это действительно так просто.
Отношения между до мажор и ля минор имеют название. Мы называем до мажор «относительным мажором» ля минор, а ля минор — «относительным минором» до мажор.
Ага, они родственники.У них много общего, и у них одна и та же ДНК.
Вот отношения между всеми остальными мажорными и минорными гаммами:
до мажор — ля минор
фа мажор — ре минор
си мажор — соль минор
эб мажор — до минор
аб мажор — фа минор
дб мажор — си минор
гигабайт мажор — миор минор
си мажор — соль # минор
ми мажор — C # минор
ля мажор — F # минор
ре мажор — си минор
соль мажор — ми минор
«Если ты знаешь свою специальность, ты знаешь и несовершеннолетнюю!»
Увидимся в следующий раз!
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.Привет, я Джермейн Григгс, основатель этого сайта. Мы учим людей выражать себя с помощью языка музыки. Подобно тому, как вы свободно говорите и слушаете, музыку можно наслаждаться и играть таким же образом … если вы знаете правила «языка»! Я начал этот сайт в 17 лет, в августе 2000 года, и более десяти лет спустя мы помогли буквально миллионам музыкантов на этом пути. Наслаждаться!
Теория музыки для бросивших школу # 4
Отношения между мажорной и минорной гаммами — одно из самых важных взаимоотношений в музыке.Как только вы это поймете, все откроется для вас.
Поскольку мы говорим о различных гаммах, давайте посмотрим на формулу мажорной гаммы и то, как порядок высот нот определяет мажорный звук. Итак, пройдя по порядку гаммы до мажор, у вас есть следующие ноты: C, D, E, F, G, A, B, C. Но если вы посмотрите на интервал между этими нотами, вы узнаете даже более о том, что делает мажорную гамму похожей на мажорную гамму. Вы можете разбить любой масштаб, посмотрев на разницу между целыми шагами и полушагами .Переход от C-D называется целым шагом , потому что между двумя нотами есть ключ.
Если вы продолжите двигаться вверх по шкале, вы увидите, что ноты D-E также имеют черный ключ между ними, или еще один целый шаг. Но в промежутке между E-F нет черного ключа. Это означает, что это всего лишь полшага от E-F. Двигаясь дальше, ноты из F-G, G-A и A-B — все это прыжки на целый шаг. Когда вы снова перейдете к прыжку B-C, вы заметите, что у вас есть еще полушага, поскольку между нотами нет черной клавиши.Итак, вся основная формула шкалы целых шагов и полушагов выглядит так: целый шаг, весь шаг, полушаг, весь шаг, весь шаг, весь шаг, полушаг.
Этот порядок может быть применен к любой клавише для создания мажорной шкалы. Хотите это проверить? Попробуйте использовать эту же формулу для создания гамм, начинающихся с G и F. Помните, что вам нужно, чтобы всегда использовал эту формулу, если вы хотите создать этот мажорный звук. Так что вам нужно добавлять острые предметы и плоские детали по мере необходимости, чтобы соответствовать формуле.В случае соль мажор вам нужно будет поднять 7-ю ноту гаммы, сделав ее F #. А в случае с фа-мажором вам нужно будет понизить 4-ю ноту, сделав ее Bb.
Итак, как все это применимо к шкале минор ? Ну, естественная минорная гамма на самом деле состоит из , точно таких же нот , что и мажорная гамма, только начинающихся в другой точке последовательности. Например, вернитесь к гамме G-мажор. Помните, что в гамме G-мажор есть диез, F #? Это очень важно для определения относительной минорной тональности соль мажор.Чтобы найти эту минорную тональность, все, что вам нужно сделать, это сосчитать шесть нот в мажорной гамме, приземлившись на E. Теперь, помня объединяющую тональность с F #, сыграйте от нот E до его высокой октавы E. Это естественный минор. шкала.
Несмотря на то, что он содержит те же ноты, что и соль мажор, теперь он звучит намного печальнее, и все, что вы сделали, это изменили порядок целых шагов и полушагов! Новый порядок создания минорной гаммы таков: целый шаг, полушаг, весь шаг, весь шаг, полушаг, весь шаг, весь шаг.
Все очень просто: у вас есть две совершенно разные шкалы, с которыми можно работать, используя одну и ту же подпись ключа. Так что в следующий раз, когда вы будете практиковать свою мажорную шкалу, помните, что вы всего в 6 нотах от совершенно другой шкалы!
Готовы к следующему уроку? Вы можете узнать все об аккордах в Уроке 5 нашей серии!
Пропустили какие-либо предыдущие уроки?
Вы можете найти Урок 3 о музыкальных символах здесь.
И Урок 2 о Большом Посохе здесь.
И Урок 1 по ритму здесь.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Джордан Лейбел увлечен сочинением песен, импровизацией и помогает вам стать творческим музыкантом! Он работал композитором для кино, коммерческих и театральных проектов, а также сессионным музыкантом и продюсером для записи работ.
Гитарная гамма минор
Ля минор для гитары.
Ля минор — это семизначная гамма, также называемая натуральной ля минор. Цветными кружками отмечены тона на диаграмме, более темным цветом выделены основные ноты. Основные ноты всегда являются тонами ля. В двухоктавном паттерне первая основная нота находится на 6-й струне 5-го лада.
2 октавы Полный гриф Названия заметок
Ля минор 2 октавы
Гриф полный ля минор
Минор с названиями нот
Ноты: A — B — C — D — E — F — G Интервалы: 2 — 1 — 2 — 2 — 1 — 2 — 2 Тип: Септонический Шкала градусовОтображаемая шкала с числовой формулой, интервалами и градусами шкалы.
Формула | Банкноты | Интервалы | градусов |
---|---|---|---|
1 | А | Унисон | Тоник |
2 | В | Майор второй | Супертоник |
b3 | С | Малая третья | Медиант |
4 | D | Идеальный четвертый | Субдоминанта |
5 | E | Идеальная пятая | Доминант |
b6 | F | Незначительный шестой | Промежуточный |
b7 | G | Малый седьмой | Субтонический |
Формула интервала (2 — 1 — 2 — 2 — 1 — 2 — 2) может быть выражена в конкретных нотах гаммы.
Ноты (по возрастанию) | Интервал |
---|---|
А-В | м2 |
А-С | м3 |
A-D | П4 |
A-E | П5 |
A-F | м6 |
A-G | м7 |
Примечания (по убыванию) | Интервал |
---|---|
A-G | м2 |
A-F | M3 |
A-E | П4 |
A-D | П5 |
А-С | M6 |
А-В | м7 |
Используются сокращения: M / m означает мажор / минор, а P означает совершенный.
Теоретическое объяснение Шкала ля минор состоит из семи нот. Их можно описать как интервалы, полу-ноты или шаги на грифе гитары, записанные как 2 — 1 — 2 — 2 — 1 — 2 — 2 от первой ноты до следующей октавы.
Ля минор относится к до мажор. Обе гаммы содержат одни и те же ноты, но их тональный центр различается.
Ля минор идентичен эолийскому режиму.
Для изучения этой гаммы полезно наблюдать за шагом нот, начиная с корня: целое, половина, целое, целое, половина, целое, целое.Та же формула применима для всей шеи.
Связанные аккордыЭто основные аккорды, построенные из нот этой гаммы:
Хорда | Банкноты | Хорда | Банкноты | Хорда | Банкноты |
---|---|---|---|---|---|
Am | A-C-E | Am7 | A-C-E-G | Am9 | A-C-E-G-B |
Bdim | B-D-F | БМ7Б5 | B-D-F-A | ||
С | К-Е-Г | Cmaj7 | C-E-G-B | Cmaj9 | C-E-G-B-D |
Дм | D-F-A | Дм7 | D-F-A-C | Дм9 | D-F-A-C-E |
Em | E-G-B | Em7 | E-G-B-D | ||
Ф | F-A-C | Fmaj7 | F-A-C-E | Fmaj9 | F-A-C-E-G |
G | G-B-D | G7 | G-B-D-F | G9 | G-B-D-F-A |
Тона в этих аккордах соответствуют тонам гаммы ля минор, в которой Am — тоническое трезвучие, а Am7 — тонический 7-й аккорд.
Игра Jam TrackВключите звук и играйте вместе! Используйте примечания к шкале на диаграмме выше.
Нормальный темп: Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Медленный темп: Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.Гитарные весы — The Minor Scale
Томмазо Зиллио
На предыдущем уроке мы видели, как играть на гитаре естественную минорную гамму. Вместо этого сегодня мы рассмотрим аккорды, связанные с минорной гаммой, и то, как использовать их для написания ваших собственных песен.
Структура аккорда
Точно так же, как и мажорная гамма, любая минорная гамма связана с набором из семи аккордов — трех мажорных, трех минорных и одного уменьшенного. С другой стороны, порядок этих аккордов в естественной минорной гамме отличается от порядка в мажорной гамме. Следующие пункты остаются в силе:
- Аккорды гаммы строго связаны с нотами гаммы; гамма ля минор состоит из нот A B C D E F G (см. наш предыдущий урок по этому поводу, ссылка на который выше).Аккорды, связанные с гаммой ля минор: ля минор, си уменьшенная, до мажор, ре минор, ми минор, фа мажор, соль мажор. Другими словами, каждая нота гаммы связана с аккордом.
- Структура аккордов для минорной гаммы одинакова для всех тональностей. Под этим я подразумеваю, что порядок, в котором появляются мажорные и минорные аккорды, всегда одинаков. Первая нота минорной тональности всегда связана с минорным аккордом, вторая нота всегда с минорным аккордом и так далее.
Как и для мажорной гаммы, я составил для вас таблицу со всеми аккордами для каждой минорной тональности.Вот он:
Как вы можете видеть, некоторые цифры аккордов в первой строке таблицы имеют плоский знак впереди. В частности, 3-й, 6-й и 7-й аккорды отмечены плоским знаком. Это почему? Что ж, чтобы понять это, вы должны знать, что все в теории музыки написано относительно мажорной, а не минорной гаммы. Позвольте мне пояснить это на примере. Вот ноты для гаммы до мажор и до минор:
Как вы видите, 3-я, 6-я и 7-я ноты в минорной гамме сглажены по отношению к мажорной гамме.Символы аккордов просто указывают на этот факт, предупреждая нас, что их основные ноты ниже, чем мы ожидаем от мажорной гаммы. Другими словами, символом III мы бы обозначили мажорный аккорд E, поэтому нам нужно указать бемоль перед ним как bIII, чтобы обозначить аккорд Eb.
Случайная композиция
В большинстве случаев последовательность аккордов в минорной тональности начинается и заканчивается на первом аккорде тональности (т.е. прогрессия в до минор обычно начинается и заканчивается на до минор).Первый аккорд всегда будет звучать «финальным» во всех тональностях.
За исключением уменьшенного аккорда (у которого есть некоторые особые способы его использования, поэтому мы пока будем игнорировать его), аккорды в тональности можно играть один за другим в любом порядке, и они будут хорошо звучать.
Все это означает, что, как и в мажорной гамме, мы можем составить песню, просто начав и закончив на первом аккорде тональности и используя другие аккорды той же тональности в случайном порядке.
- Бросьте кубик 3 раза и запишите полученные числа. В качестве примера предположим, что у вас 6,2,4.
- Начните с первого аккорда в тональности (в тональности до минор первый аккорд до минор).
- Посмотрите на первое число, выпавшее на кубике. Если это число 1, то вы используете первый аккорд. В противном случае нужно прибавить к числу 1, затем взять соответствующие аккорды. Наше первое число — 6, мы прибавляем единицу, чтобы получить 7, поэтому мы получаем 7-й аккорд (Bb)
- Проделайте то же самое с другими числами.Получаем аккордовую прогрессию Cm Bb Eb Gm.
Только что найденную последовательность аккордов сложно сыграть на гитаре из-за того, что все эти аккорды являются тактовыми. Мы можем упростить задачу, сохранив те же числа, но используя другой ключ. Та же последовательность (i bVII bIII v) в тональности Am превращается в Am G C Em, что намного легче играть. Один из важных принципов теории музыки заключается в том, что до тех пор, пока количество аккордов одинаково, вы можете менять тональность, и последовательность будет звучать так же, только выше или ниже по высоте.