Как фантазии и мечты формируют нашу самоидентичность и чувство себя — Моноклер
Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Определенные мечты и фантазии отражают, что важно для человека, что его беспокоит, о ком он волнуется и заботится, что любит и к чему стремится. От чего зависят наши заветные желания и как мечты влияют на нашу самоидентификацию и нашу реальность? Разбираемся вместе с Ив Блоуин-Худон, психологом и экспертом по творчеству и воображению в Университете Карлтона в Оттаве.
Представьте, что вы дома и режете лук для обеда. И вот у вас в голове всплывает воспоминание о том, как ваша мать учила вас резать лук в детстве. В этот момент вы начинаете думать о том, как однажды, если у вас будут дети, вы сможете передать им какой-то полезный опыт.
Большинство людей проводят большую часть своей повседневной жизни, попутно фантазируя — их внимание постоянно переключается от поставленной задачи здесь и сейчас к довольно абстрактным мыслям, образам и воспоминаниям, постоянно движущимся в сознании. Почему же грезы наяву так распространены?
Чем больше изучаешь фантазии, тем менее ясной представляется их роль. Начать можно с наблюдения, что большинство наших грез в той или иной форме вовлекают в свои сюжеты нас самих. В наших фантазиях, мимолетных или подробных, главные герои — это мы сами. Мы эгоцентричные создания (это утверждение бесспорно и вне всякого уничижительного смысла), и содержание наших мыслей отражает это. Нашему сознанию проще и интереснее использовать взаимосвязанные и уже знакомые ему элементы, включая убеждения, ценности, воспоминания и цели, для построения мыслительных цепочек в наших грезах, чем другие отвлеченные вещи. Таким образом, фантазии дают нашему мозгу возможность обрабатывать информацию, связанную с самим собой, чтобы обновить и дополнить историю нашей собственной жизни. И именно это делает их такими значимыми.
Так называемый сторителлинг, то есть навык рассказывания историй, глубоко укоренился в разных областях: в литературе, музыке, визуальных жанрах искусства и даже просто в разговорах лицом к лицу.
Люди рассказывают истории о себе ежедневно. Эти рассказы, взаимосвязанные друг с другом, позволяют понять, кем они являются. В них встроена собственная повествовательная идентичность с четким соблюдением преемственности во времени. Людям необходимо связать то, кем они себя считают, с их постоянным повседневным опытом.Читайте также Какова ваша история? Психологическая сила нарратива
В рамках докторского исследования психолог Ив Блоуин-Худон предположила, что фантазии с четкой и понятной историей, которые развиваются как повествование, связывают все элементы друг с другом и используются для обработки происходящего, придания всему общего смысла. В свою очередь, относительно спонтанные сюжеты, возникающие в фантазиях, могут помочь людям обновить свое представление о себе с помощью новой и актуальной информации. Исследовательница собрала большое количество мыслей, которые могут быть определены как фантазийные, и закодировала их в соответствии с важными особенностями: эмоциональная напряженность, специфичность, присутствие самого себя/присутствие других людей, временные рамки (прошлое/настоящее/будущее, краткосрочные/долгосрочные) и реалистичность (заведомо лишенные фантастических сюжетов).
Результаты опровергли авторскую гипотезу. Мечты и грезы, как было обнаружено, не образуют идеально обработанное повествование, ни как в романе, ни даже в маленьком рассказе, который можно было бы рассказать другу за обедом. Вместо этого фантазии, как кажется, вбирают в себя определенные элементы историй, в то же время комбинируя информацию довольно случайным образом. Чаще всего элементы были структурированы четырьмя способами: в зависимости от того, были ли они эмоциональными или реалистичными, имели ли они отношение к определенному событию или широко отражали цели, личность и жизнь человека.
Интересно, что только одна категория — мечты, которые были реалистичными и конкретными — были связаны с самооценкой, и ни одна из выявленных категорий не помогла людям обновить и дополнить восприятие себя. Это говорит о том, что наши фантазии могут не включать осознанный и вдумчивый анализ, который необходим для обработки сюжетов в них. Наши грезы могут больше походить на отражение реальности в ряби воды, чем в зеркале.
Это нарушает ясность самооценки, привнося новые нарративы в ее осознание. Но для того, чтобы эти нарративы были интегрированы в четкие и стабильные оценки себя, может потребоваться более глубокий анализ, такой как обмен личными историями с другими людьми или ведение дневника.Читайте также Терапия письмом: как повествование помогает нам справиться с болью
Определенные мечты отражают то, что важно для человека, что его беспокоит, что он любит и стремится делать. То есть они фактически состоят из всего того, что делает нас такими, какие мы есть. Когда эти элементы отражают реальную жизнь и развиваются как истории, мы обращаем на них внимание, смотрим и осознаем.
Психолог и преподаватель университета Ив Блоуин-Худон в статье пишет, что ей однажды привиделось, что она представляется своим новым студентам. Доска была невымытой, через окно светил дневной свет, а студенты по большей части молчали, поглощенные своими телефонами или ноутбуками. Она рассказывает:
«Я немного нервничала и смущалась, что не могу привлечь внимание всех в аудитории. Позже я поняла, что беспокоюсь о том, чтобы произвести хорошее первое впечатление».
Но такое смешение эмоций в этой фантазии не только показало преподавателю его взволнованность перед началом нового учебного года, но и укрепило его идентичность лидера и инструктора.
По материалам Daydreams Shape Your Sense of Self / Nautil.us
Обложка: Пабло Пикассо, «Голова читающей женщины» (1953 г.)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
идентичностьпсихология
Похожие статьи
Мечты, грезы, фантазии — особый вид воображения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Мечты, грезы, фантазии-
особые виды воображения
Реферат по психологии
студентки I курса дневного отделения
Направления «Педагогическое образование»
(профили: «Информатика, Иностранный язык»)
Загидуллина (Загидуллиной) Л. И.
Самара 2011
Содержание:
- Введение…………………………………………………………
…………стр. - Понятие и виды воображения………………………………….…………с
тр. - Мечта и грезы- особые виды воображения сходства и различия…….стр.
- Фантазии и фантазии во сне……………………………………………. стр.
- Возрастные особенности воображения детей и подростков………….. стр.
- Заключение……………………………………………………
………….. стр.
Список используемой литературы……………………………………….стр.
- Введение
Я думаю, что тема реферата довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует.
Это образы воображения.Воображение — одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек
отражает реальную действительность,
но в иных, необычных, часто неожиданных
сочетаниях и связях. Воображение
преобразует действительность и
создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с
мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные
2. Понятие и виды воображения
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.
Обычно под воображением
или фантазией имеется в виду
не совсем то, что подразумевается
под этими словами в науке.
В житейском обиходе
Посредством ощущений, восприятия
и мышления человек отражает реальные
свойства объектов окружающей действительности
и поступает в соответствии с
ними в конкретной ситуации. Посредством
памяти он использует свой прошлый
опыт. Но поведение человека может
определяться не только актуальными
или прошлыми свойствами ситуации,
но и теми, которые могут быть
ей присущи в будущем. Благодаря
такой способности в
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
Воображение и мышление —
процессы близкие по своей структуре
и функциям. Л. С. Выготский называл
их “чрезвычайно родственными”, отмечая
общность их происхождения и строения
как психологических систем. Воображение
он рассматривал как необходимый, неотъемлемый
момент мышления, особенно творческого,
так как в мышление всегда включены
процессы прогнозирования и
Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”
Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.
Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.
Воображение является значимым
фактором, влияющим на развитие личности.
Идеалы как воображаемый образ, которому
человек хочет подражать или
к которому стремится, служат образцами
для организации его
Виды воображения
Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным.
Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.
Продуктивное
Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.
Репродуктивное
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.
Галлюцинации
Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.
Мечты
Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.
Мечта всегда направлена на
будущее, на перспективы жизни и
деятельности конкретного человека,
конкретной личности. Мечта позволяет
намечать будущее и организовывать
свое поведение для его
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека — образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал — это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.
Грезы
Грезами называют своеобразные
мечты, которые, как правило, являются
оторванными от реальной действительности
и в принципе не осуществимы. Грезы
занимают промежуточное положение
между мечтами и
Люди грезят о чем-то приятном,
радостном, заманчивом, причем в грезах
отчетливо видна связь фантазии
с потребностями и желаниями.
Вспомним Манилова — героя повести
Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов
пользуется грезами и бесплодной
мечтательностью как завесой
от необходимости что-то делать: вот
он вошел в комнату, сел на стул
и предался размышлению. Незаметно
мысли занесли его бог знает
куда. «Он думал о благополучии
дружеской жизни, о том, как бы
хорошо было жить с другом на берегу
какой-нибудь реки, потом через реку
начал строиться у него мост, потом
огромнейший дом с таким
Сновидения
Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.
Произвольное и непроизвольное воображение
Воображение различным образом
связано с волей человека, на основании
чего выделяются произвольное и непроизвольное
воображение. Если образы создаются
при ослабленной деятельности сознания,
воображение именуется
Мечты/Мечты/Фантазии | AdlerPedia
Примечание. Номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из «Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его работ». (HL и RR Ansbacher, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.
Сны, мечтания и фантазии можно понимать как действия человека, соответствующие образу жизни и выражающие его. Адлер включает дневные и ночные сны в число пяти категорий, необходимых для изучения образа жизни (стр. 327-328). Хотя Адлер признал, что Фрейд был первым, кто осознал ценность изучения сновидений пациентов («Мы должны чтить его за то, что он заложил основы науки о толковании сновидений»), он также сказал, что-то вроде двусмысленного комментария второго сына по поводу приоритет первенца, что он «учился на ошибках [Фрейда]» и отвергал идею Фрейда о том, что содержание сновидений связано с инфантильными сексуальными желаниями или желаниями смерти (стр. 358).
Понимание Адлера состоит в том, что сны, мечтания и фантазии индивидуума присущи единству личности, и поэтому «только рассматривая сны как одно из выражений стиля жизни, можно найти их адекватную интерпретацию» ( стр. 359). Сновидения выполняют функцию решения проблем, направляя человека к решениям, действуя как «мост, соединяющий проблему, стоящую перед сновидцем [экзогенный фактор], с его целью достижения» (стр. 359).). Адлер, утверждавший, что никогда не видел снов, считал, что люди с чувством общности почти никогда не видят снов, поскольку они решают свои проблемы в бодрствующей жизни. (Исследования подтверждают точку зрения Адлера о том, что функция сновидений заключается в решении проблем, но опровергают его представление о распространенности сновидений, показывая, что каждый, кто спит, видит сны каждую ночь [Cartwright, 1997]). Дрейкурс (1973) цитирует слова Адлера о том, что сны — это «фабрика эмоций» (стр. 221), и именно эмоции служат подготовкой к действию: «Золотое правило индивидуальной психологии гласит: «Все может быть иначе». .’ Мы должны модифицировать каждую интерпретацию сновидения, чтобы она подходила конкретному индивидууму… Единственная действительная интерпретация сновидения та, которая может быть интегрирована с общим поведением индивидуума» (стр. 363).
[В воскресенье, 18 июня 1989 года, London Observer сообщил, что в архивах была обнаружена «ранее неизвестная рукопись Зигмунда Фрейда, в которой основоположник психоанализа описывает сны, в которых он появляется обнаженным на публике и проваливает важные экзамены». из европейской семьи. Предполагается, что оно было написано в частном порядке для Альфреда Адлера, одного из самых влиятельных учеников Фрейда [ sic !].»]
Сновидение целенаправленно создает эмоциональное состояние сновидца (Шульман, 1973, с. 63).
Значение снов может быть распознано объективным и обученным толкователем путем поиска ЦЕЛЬ, которую может иметь ситуация во сне в реальной жизненной ситуации сновидца. Без знания проблем и конфликтов пациента ни один сон не может быть точно истолкован (Dreikurs, 1973, стр. 221).
Выдуманные сны [клиента] так же хороши, как и его подлинные воспоминания, поскольку его воображение и фантазия также будут выражением его стиля жизни (Адлер, 19 лет).69, с. 70).
Фантазии детей и взрослых, иногда называемые мечтами, всегда связаны с будущим. [se] «воздушные замки» — это . . выстроены в художественной форме как модели реальной деятельности (Адлер, 1957, с. 56).
Чувство неполноценности, наконец, достигает кульминации в непрекращающемся, всегда преувеличенном чувстве пренебрежения, так что фантазия о Золушке становится полной с ее страстным ожиданием искупления и триумфа. Таковы частые детские фантазии о своем княжеском происхождении и временном изгнании из «настоящего» дома (с. 53).
© Griffith, J., & Powers, R.L. (2007). Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера (2-е изд.). Порт-Таунсенд, Вашингтон: Adlerian Psychology Associates (стр. 25).
Определения понятий используются с разрешения Джейн Гриффит. Полный список понятий и определений можно найти в The Lexicon of Adlerian Psychology: 106 Терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера Джейн Гриффит и Роберта Л. Пауэрса, доступен для покупки на Amazon.com.
Ссылки
Адлер, А. (1957). Понимание человеческой природы. (WB Wolfe, Trans.). Нью-Йорк: Фосетт. (Оригинальная работа опубликована в 1927 г.)
Адлер, А. (1969). Наука жизни. (H.L. Ansbacher, Ed.). Нью-Йорк: Даблдей. (Оригинальная работа опубликована в 1929 г.)
Картрайт, Р. Д. (1977). Ночная жизнь: Исследования во сне. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Дрейкурс, Р. (1973, испр. ред.). Психодинамика, психотерапия и консультирование: Сборник статей Рудольфа Дрейкурса, доктора медицины Чикаго: Институт Альфреда Адлера.
Шульман, Б.Х. (1973). Вклад в индивидуальную психологию: избранные статьи. Чикаго: Институт Альфреда Адлера.
7 увлекательных видов сновидений
Источник: andrea piacquadio/pexels
«Иногда сны мудрее бодрствования». — Черный Лось
Американская психологическая ассоциация определяет сновидение как «физиологически и психологически сознательное состояние, возникающее во время сна и часто характеризующееся богатым набором эндогенных сенсорных, двигательных, эмоциональных и других переживаний».
Хотя мы еще многого не понимаем в отношении природы снов и их сложности, в медицинских и психологических сообществах принято считать, что сны отражают, по крайней мере частично, работу нашего подсознания. Вот семь типов снов со ссылками из моей книги 9.0003 Как интерпретировать свои сны: ключи к пониманию и расширению возможностей . Каждая категория сна ниже может быть отдельным, «автономным» опытом. Также часто снится сон с несколькими характеристиками одновременно. Например, сон может одновременно включать в себя текущее событие, метафору, решение проблемы и фантазию. Хотя сны часто сложны и трудны для понимания, даже частичное осознание и понимание могут быть полезными.
1. Сны о текущих/недавних событиях. Это один из наиболее распространенных типов сновидений, в котором события, произошедшие за последние 24–48 часов, прямо или косвенно отражаются в сновидении. Например, у человека может быть спор с романтическим партнером и сон о ссоре, или вы можете смотреть автомобильную погоню в кино и видеть сон о погоне. Детали сна о текущем или недавнем событии не всегда так буквальны, как события наяву. Некоторые представления также метафоричны или символичны.
2. Метафорические/символические сны. Эти сны помогают нам воспринимать жизненные события (текущие или прошлые) метафорически. Например, если человеку трудно завершить рабочий проект, ему может присниться сон, в котором он карабкается в гору один без снаряжения, в то время как другие альпинисты работают в командах и лучше экипированы. Метафорические сны поучительны тем, что при правильном толковании они могут дать информацию для личного развития. В приведенном выше сне об альпинизме урок может заключаться в том, чтобы просить о помощи и сотрудничать, когда это необходимо, вместо того, чтобы пытаться достичь всего в одиночку.
3. Фэнтези/Комфортные мечты. Еще один довольно распространенный тип сновидений включает в себя фантазии или утешительные переживания (особенно в трудные времена). Фантазийные сны часто являются устремлениями, исполнением желаний или компенсацией за взлеты и падения повседневной жизни. Сны об утешении могут вызывать позитивных людей и переживания из прошлого или настоящего. Например, ребенку, над которым издеваются в школе, может присниться, что он супергерой, или взрослому пожилому человеку, который чувствует себя одиноким, может присниться путешествие с друзьями в детстве.
Помимо других функций, как фантазия, так и утешительные сны могут быть подсознательным способом помочь спящему успокоиться и освободиться от стрессовых факторов бодрствующей жизни. Мечтатель получает «отпуск мечты» от своих тревог.
4. Креативные/решающие проблемы мечты. Некоторые сны вдохновляют и могут дать либо творческие идеи, либо долгожданные решения проблем. Сновидец может проснуться с ощущением, что произошло откровение. Два хорошо известных сна такого типа — это сон певца/музыканта Пола Маккартни о мелодии, которая стала песней «Вчера», и сон лауреата Нобелевской премии Джеймса Уотсона о змеях, который привел к разработке структуры ДНК.
5. Кошмары. После недавнего стрессового события (например, проблемы в семье, инцидента во время вождения, неприятных новостей в СМИ и т. д.) может возникнуть кошмар. Кошмары также могут быть результатом неразрешенных тревог, страхов или травм прошлого. Некоторые кошмары — это попытки подсознания/бессознательного проработать проблемы. Природа и причина ночных кошмаров могут быть многогранными. В некоторых случаях могут действовать биологические, неврологические, химические, диетические, а также психологические факторы.
Если вам довольно регулярно снятся кошмары, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к квалифицированному специалисту в области психического здоровья и/или врачу-сомнологу.
6. Осознанные сновидения. Одним из самых интересных (и потенциально забавных) типов сновидений являются осознанные сновидения, когда спящий осознает, что он или он спит, пока происходит сон. Часто осознанное сновидение позволяет спящему «контролировать» свои действия во время сна, как если бы он был главным актером собственного боевика/приключенческого/романтического фильма. Этот тип сновидения во многих случаях не только забавен и доставляет удовольствие, но и дает сновидцу возможность решать проблемы (т. ), которые могут иметь реальное применение и преимущества.
7. «Сверхъестественные» сны. Пожалуй, самый поразительный и запоминающийся тип сновидений — это то, что можно назвать «сверхъестественными» сновидениями. Эти сны, как правило, случаются редко для большинства людей. Но когда они это делают, опыт может быть настолько уникальным и особенным, что сон часто глубоко вспоминается спустя месяцы или даже годы.
Примеры «сверхъестественных» снов включают:
- Сны-предчувствия. Сны, в которых спящий видит будущее событие, которое позже становится правдой.
- Телепатические сны . Когда сновидец получает сообщение о человеке или событии, происходящем в другом месте без ведома бодрствующего сновидца. После пробуждения сновидец подтверждает достоверность деталей сна.
- Общие сны/совместные сны. Когда разным людям снится один и тот же сон примерно в одно и то же время.
- Сны о посещении. Сны, в которых фигурирует недавно умершая семья, друг, романтический партнер или домашнее животное. Эти сны часто бывают яркими, любящими, поучительными, а иногда и судьбоносными.
Хотя эти «сверхъестественные» сны выходят за рамки современного научного понимания и недостаточно изучены, они случаются со многими людьми по всему миру и указывают на возможность того, что сознание может выйти за пределы индивидуума, по крайней мере, во время сна.