Психологические механизмы совершения преступления
18.08.2015
Проблема психологических механизмов лучше всего разработана в связи с преступлениями с элементами агрессии — формы поведения, нацеленной на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под это определение лучше всего подходит насильственная преступность — убийства, нанесение телесных повреждений, изнасилования.
Существует три основных типа психологических механизмов совершения подобных преступлений: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.
Когнитивные механизмы связаны с тем, как преступник анализирует происходящее, интерпретирует поведение окружающих, выбирает форму поведения. Одной из моделей, описывающих когнитивную активность преступника, является модель агрессивного поведения К. Доджа и Н. Крика (Бэрон, Ричардсон, 2000). Ее авторы выделяют пять этапов возникновения агрессии.
- На первом этапе происходит «прочитывание посылов к агрессии». В каждый момент жизни человек сталкивается с большим количеством информации. Естественные ограничения познавательных процессов не дают ему возможности проанализировать всю информацию. В результате человек обращает пристальное внимание на одни аспекты происходящего и практически не замечает другие. Некоторые люди обращают большее внимание именно на те аспекты, которые могут привести к агрессивным, в том числе преступным действиям с их стороны. Представим разговор двух недавно познакомившихся людей: они делают друг другу то комплименты, то замечания. Но один из них обращает большее внимание на замечания и начинает переживать. Такое выборочное восприятие — первый шаг на пути к агрессии.
- На втором этапе происходит интерпретация «посылов к агрессии»: человек, обративший пристальное внимание на замечания, пытается понять, чем они вызваны. Не зная истинных причин, он приписывает их исходя их своего представления о людях. Для некоторых людей характерна так называемая «предвзятая атрибуция враждебности»: тенденция приписывать негативному поведению окружающих враждебные намерения. Такой человек расценит замечания как показатель негативного отношения и желания обидеть. Эта атрибуция — второй шаг на пути агрессии.
- На третьем этапе происходит выбор формы поведения: человек анализирует, как он может ответить обидчику. Если его поведенческий репертуар достаточно богат, он может выбрать форму поведения, не связанную с насилием. Слабое представление о мирных путях разрешения конфликта — третий шаг, ведущий к агрессии.
- На четвертом этапе происходит оценка человеком социальной желательности выбранной им формы поведения. Человек может отказаться от насилия в том случае, если считает, что окружающие не одобрят его действий. Однако если он считает, что, по мнению окружающих, насилие — это вполне приемлемая форма поведения, он приблизится к совершению акта агрессии еще на один шаг.
- И наконец, пятый этап — это совершение поступка. Агрессивные действия предпринимаются людьми, сознательно выбравшими эту форму поведения или теми, кто, решив разрешить конфликт мирным путем, не обладает достаточными поведенческими навыками, чтобы сделать это.
Таким образом, совершение насильственного преступления — это результат длительного анализа. Однако в некоторых случаях такой анализ не проводится. Это происходит, например, когда человек находится в состоянии эмоционального возбуждения, когда он расстроен или зол, и поэтому не может проанализировать свои возможности и реакцию окружающих. Это происходит, когда он сталкивается с фрустрирующими обстоятельствами, не позволяющими ему достигнуть поставленной цели. Эта связь описывается в теории фрустрации-агрессии, сформулированной Доллардом и его коллегами. первой версии этой теории предполагалось, что любая фрустрация вызывает агрессию, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Позже было показано, что существуют и другие способы реакции на фрустрацию: человек может начать пить или принимать наркотики, плакать или собраться и постараться найти новые пути достижения цели.
Кроме того, не любая фрустрация вызывает агрессивное поведение. Для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы фрустрация была сильной (полностью блокировалось достижение важных для человек целей), многократной или непредвиденной. Именно при этих условиях она будет вызывать сильные негативные эмоции, которые и затруднят анализ ситуации. И наконец, важно, чтобы человек интерпретировал возникшие негативные эмоции именно как результат фрустрации. Если он считает, что его эмоциональное состояние вызвано какими-то другими факторами, например, жарой, лекарством и т. д., негативные эмоции могут и не вызвать агрессивного ответа.И, наконец, поведенческими механизмами агрессивного, в том числе преступного поведения являются классическое обусловливание, оперантное обсуловливание и научение через наблюдение.
Механизм классического обусловливания начинает действовать тогда, когда человек сталкивается со стимулами, ассоциативно связанными у него со злостью, болью, агрессией. Механизм классического обусловливания учтен, например, в теории посылов к агрессии Дж. Берковица. Он считал, что агрессия вызывается аверсивными стимулами (в том числе фрустрацией), которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а создают готовность к агрессивным действиям. Для того чтобы аверсивные стимулы вызвали агрессию, необходимо наличие «посылов к агрессии» — средовых стимулов, ассоциативно связанных со злостью или болью. Примером такого стимула является оружие: его наличие «подталкивает» фрустрированного человека к агрессивным действиям.
Механизм оперантного обусловливания описан в модели Р. Акерса, речь о которой шла в предыдущей главе. В данном случае человек постепенно обучается агрессивному, в том числе преступному поведению под действием вознаграждения. Например, большой и сильный человек, используя насилие (поступок), часто добивается желаемого результата, благодаря физической слабости окружающих (вознаграждение). В результате он начинает использовать насилие и в дальнейшем (усвоение новой формы поведения). Однако если вместо вознаграждения за насилием следует наказание, например, презрение со стороны окружающих, то обучение этой форме поведения не произойдет.
Механизм научения через наблюдение (моделирования) подразумевает, что человек учится не на своих, а на чужих ошибках и достижениях: он смотрит, какие поступки окружающих его людей вознаграждаются, а какие наказываются, и корректирует свое поведение в соответствии с этим. Начало серьезного изучения этого механизма связывают с именем Э. Бандуры — автора эксперимента с куклой Бобо. В нем принимали участие дети, смотревшие видеозапись, на которой взрослый человек бил резиновую куклу. Результаты этого исследования показали, что дети, смотревшие эту запись, впоследствии, попадая в комнату с игрушками, чаще также обращались с этой куклой, чем те, кто не видел видеозаписи. Несмотря на ограничения этого исследования, существование механизма научения через наблюдение практически не подвергается сомнению.
Таким образом, совершение преступления является результатом действия целого ряда психологических механизмов.
В зависимости от ситуации одни механизмы вносят больший вклад в совершение преступления, чем другие. Этим и объясняется тот факт, что одинаковые с точки зрения закона преступления, имеют разное психологическое содержание. Примером этого является классификация преступников, совершивших умышленные убийства, предложенная И. А.Кудрявцевым и Н. А.Ратиновой.Они выделили семь типов умышленных убийств.
Первый тип — смысловая агрессия. Преступников этого типа отличает:
- антисоциальная направленность: при достаточно сформированном представлении о правовых нормах для них характерна преимущественная ориентация на собственные интересы и потребности;
- высокая агрессивность, насильственно-доминирующий стиль взаимодействия;
- смысловая агрессия, которая является самоценностью;
- враждебное, подозрительное отношение к окружающим;
- деформация морально-этической сферы, обесценивание человеческой жизни, эмоциональная холодность;
- аффективная ригидность (фиксация на негативных переживаниях), злопамятность одновременно с эмоциональной неустойчивостью, легкостью вспышек раздражения;
- низкий уровень волевого и субъективного самоконтроля;
- тенденции к самооправданию и переложению ответственности и вины на окружающих;
- совершение преступления по заранее возникшему умыслу в отсутствии провокации со стороны потерпевшего.
При совершении такими людьми убийства в их деятельности представлены все звенья психологической структуры преступного акта.
Второй тип — функционально-утилитарная агрессия, для которой характерны:
- антисоциальная направленность;
- высокая агрессивность (ниже, чем в предыдущей группе, но выше нормы), насильственно-доминирующий стиль взаимодействия;
- инструментальная агрессия, которая используется как средство достижения определенной цели;
- враждебное, подозрительное отношение к окружающим;
- низкий уровень эмоциональной устойчивости, хотя потенциальная способность к самоконтролю выше, чем в первой группе;
- достаточный поведенческий репертуар;
- преступление совершается в ситуации межличностных противоречий, которые однако не носят экстремального характера, не являются травматическими или субъективно-безысходными. Такие люди даже при слабой фрустрации сознательно выбирают агрессивный способ взаимодействия как наиболее приемлемый.
При совершении такими людьми убийства в их деятельности представлены все звенья психологической структуры преступного акта , хотя и наблюдается некоторое эмоциональное напряжение.
Преступников третьего типа с привычно-неконтролируемой агрессией отличает:
- низкая эмоциональная устойчивость, слабая потенциальная способность к самоконтролю, легкость возникновения вспышек раздражения, низкий порог фрустрации;
- слабая ориентированность в социальных нормах;
- склонность воспринимать происходящее с ними как результат независящего от их воли стечения обстоятельств;
- низкая способность к рефлексии, слабое понимание окружающих;
- недостаточная способность к конструктивному анализу ситуаций, крайняя ограниченность репертуара способов межличностного взаимодействия;
- совершение преступления в состоянии достаточно сильного эмоционального напряжения.
У таких преступников во время совершения преступлений нарушаются некоторые звенья психологической структуры преступного акта: возникают эмоционально-важные ситуативные цели, слабо согласованные с системой мотивов; выбор средств и способов действия сужается; снижается уровень контроля и прогноза.
Четвертый тип — ситуативно-оборонительная агрессия. В этом случае ведущую роль при совершении убийства играют не индивидуальные особенности преступника, а факторы ситуации. Убийцы этого типа:
- хорошо ориентированы в социальных нормах и стараются строить поведение с их учетом;
- имеют разнообразный репертуар стратегий межличностного взаимодействия;
- уровень их агрессивности соответствует среднестатистическим значениям;
- агрессия носит смешанный — инструментальный и эмоционально-обусловленный характер;
- имеют более низкую эмоциональную ригидность и более высокую эмоциональную устойчивость, чем представители предыдущих групп;
- стремятся контролировать свое поведение;
- преступление совершается в экстремальных, травматичных ситуациях, которые вынуждают к немедленным нестандартным действиям. Часто это грубая провокация со стороны потерпевшего.
Свойственная этим людям эмоциональная ригидность и неустойчивость уменьшают способность к взвешенным действиям, делают трудным быстрый выбор оптимальных стратегий поведения, ослабляют самоконтроль. Однако этап целепо-лагания сохраняется. Это означает, что акты агрессии включены в общий контекст деятельности.
Пятый тип — агрессия с аффективной целью. Убийц этого типа отличают:
- хорошая ориентированность в социальных нормах;
- разнообразный репертуар стратегий межличностного взаимодействия;
- низкий уровень агрессивности, склонность к поиску компромисса при решении проблем;
- слабая эмоциональная ригидность, но сниженная эмоциональная устойчивость;
- стремление к самоконтролю;
- совершение преступления при грубой провокации со стороны потерпевшего.
Во время совершения преступлений у таких людей нарушаются практически все звенья преступного акта. Хотя сначала нанесение ущерба рассматривается как способ защиты, со временем это цель приобретает самостоятельное значение. Такие убийцы воспринимают лишь незначительное число элементов ситуации, нарушается способность к ее осмыслению, резко ухудшается качество контроля и прогноз последствий.
Шестой тип — катастрофическая агрессия. Убийцы этого типа во многом похожи на преступников, совершающих убийство с аффективной целью, однако их отличает большая эмоциональная устойчивость и эмоциональная ригидность (такие люди склонны к накоплению отрицательных переживаний, фиксации на них). Преступники этого типа склонны принимать на себя ответственность за происходящие с ними события, стараются контролировать свое поведение.
Они совершают преступление в условиях грубой провокации со стороны потерпевшего. От представителей предыдущей группы их отличает большая устойчивость к провокации: они дольше сохраняют самоконтроль, выдерживают большие эмоциональные нагрузки, держатся до последнего. В результате разрушение звеньев психологической структуры преступного акта, следующее за срывом, у них более сильное.
Последний тип — агрессия, обусловленная профессиональными навыками. Этот тип убийц имеет профессионально сформированные навыки деструктивного поведения (военные, работники других силовых структур). Для них характерны:
- просоциальная направленность, эмоциональная устойчивость;
- высокий самоконтроль;
- принятие ответственности за происходящее с ними;
- повышенная агрессивность;
- обостренное самолюбие, обидчивость, эмоциональная ригидность;
- регламентация межличностных контактов по принципу «доминирование-подчинение»;
- обесценивание собственной жизни и жизни других людей, ослабление страха смерти;
- совершение преступления в экстремальной ситуации. Эта ситуация актуализирует профессиональные навыки, приводит к искажению восприятия, осмысления и интерпретации текущей ситуации в соответствии с другими событиями, которые происходили ранее. Результатом этого является рост эмоционального напряжения.
Как видно из описания, у преступников разного типа происходят сбои на разных этапах преступного акта, а совершение преступления обусловлено действием разных механизмов.
Ключевые слова: Преступность
Источник: Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О. А. Гулевич — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. — 512 с.
Материалы по теме |
---|
Понятие, виды и показатели женской преступности Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Психологические особенности личности преступника Сорочан В.В., Юридическая психология |
Причины и условия преступного поведения в условиях изоляции от общества Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Меры предупреждения преступности Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции |
Предупреждение сексуальной преступности Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции |
Мотивы преступлений Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016 |
Социальная профилактика преступности Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Причины и условия женской преступности Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Непосредственные агрессивные реакции на фрустрацию и стресс
Агрессивное поведение является следующей формой систематически наблюдаемых реакций на острый стресс и фрустрацию, на наказание и боль. Кокс описывает эксперимент Ульриха и Азрина: «Эти авторы сообщили о серии экспериментов, которые иллюстрируют их точку зрения. Пару обычных ручных и ленивых крыс породы Sprague-Dawley поместили в сравнительно небольшую экспериментальную клетку. Сначала они двигались по клетке, обнюхивая ее и друг друга. Они не нападали друг на друга. Однако после того, как их подвергли действию тока, их поведение резко изменилось. Они встали на задние лапы мордочками друг к другу и начали бросаться друг на друга, стараясь ударить или укусить. Такое поведение Scott и Fredericson (1951) описали как драку и это ясно любому наблюдателю. Увеличение интенсивности и частоты ударов тока и уменьшение размеров экспериментальной клетки повышали частоту возникновения реакции драки».
Анализ экспериментов Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина показывает, что фрустрированные дети начинают отталкивать игрушки, ударять по ним, проявляя, таким образом, деструктивное поведение. Если в первоначальной (нефрустрирующей) ситуации агрессивное поведение наблюдалось только у некоторых детей, то в фрустрирующей ситуации агрессивным стало поведение большинства испытуемых детей.
Проблемы агрессии, человеческой деструктивности и вандализма так обширны, что здесь мы не имеем никакой возможности более или менее полного отражения полученных в психологии и смежных науках (физиологии, социологии, криминологии, этологии и др. ) результатов. Поэтому отметим лишь некоторые принципиальные вопросы, знание которых необходимо для понимания обсуждаемых нами проблем социально-психической адаптации личности. Отметим, что здесь мы рассматриваем только некоторые вопросы человеческой агрессивности.
1) Под агрессией следует понимать такое действие или систему действий человека, которые исходят из мотива причинения вреда кому-либо или чему-либо. Наличие такого внутреннего мотива совершенно необходимо для психологической квалификации действий человека в качестве агрессивных. Действия человека, случайно оказавшиеся вредными для других, но не имеющие соответствующей внутренней мотивации, нельзя считать истинно агрессивными.
2) Вопрос о наследственных предпосылках человеческой агрессивности здесь обсуждаться не будет. Это один из самых сложных и малоразработанных вопросов психологии и психогенетики агрессии, и она обсуждается в вышеназванных трудах.
3) В области психологии на вопрос о том, почему человек совершает агрессивное действие, одними из первых дали научно обоснованный ответ психологи, работавшие в Июльском университете под руководством Джона Долларда — авторы теории «фрустрации — агрессии», о которой мы уже знаем. Основная идея, высказанная этими исследователями, сводится к тому, что если человек совершает агрессивные действия, то с очень большой вероятностью можно сказать, что либо он, либо очень важная для него социальная группа фрустрированы. И наоборот: когда человека или группу фрустрируют, то с их стороны с большой вероятностью можно ожидать агрессивного поведения. Фрустрация создает внутренний мотив и побуждает человека к агрессии. Дальнейшие исследования, в частности работы Н. Миллера, Л. Берковица и других исследователей показали, что агрессивное поведение не является единственной реакцией на воздействие фрустраторов, что существуют неагрессивные реакции на фрустрацию. Эти реакции, а также защитные механизмы и процессы, описываются в настоящей книге.
4) Прямая агрессия. Фрустрированный человек нередко предпринимает немедленное агрессивное действие или ряд таких действий, направленных против источника фрустрации. У детей прямая агрессия часто принимает форму физических действий, а у социализированных взрослых наблюдаются преимущественно словесные и косвенные формы агрессии. Подвергаясь агрессивному воздействию, человек проявляет тенденцию отвечать тем же, поскольку агрессия другого индивида его фрустрирует. В современном обществе открытая агрессия не является удовлетворительным способом адаптации к окружающей среде или ее преобразования. Она временно может снимать напряжение, вызванное воздействием фрустраторов, но, как правило, вызывает вспышку ответной агрессии и превращает социальную среду в еще более фрустрационную ситуацию жизнедеятельности. Другая опасность состоит в том, что повторяющиеся агрессивные действия, имеющие внутреннюю мотивацию и сопровождающиеся соответствующими эмоциями (гнев, возмущение, тревога, ненависть, презрение и т. п.), могут привести к закреплению в структуре личности агрессивности как устойчивой черты характера, подсознательно и бесконтрольно проявляющейся даже в таких ситуациях, которые не блокируют более или менее серьезно целенаправленную активность личности и не фрустрируют ее самосознание.
5) Перемещение агрессии. Во многих фрустрирующих ситуациях человек, переживая описанные неприятные чувства, не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору. Это случается по разным причинам: или фрустратор (другой человек, группа) настолько сильный, что с его стороны можно ждать сильнейший агрессивный отпор; или же источник фрустрации не совсем ясен фрустрированному; в других случаях причины или источники фрустраций находятся в самом индивиде. В некоторых случаях прямая агрессия сдерживается под воздействием интернализованных моральных норм и принципов. Например, фрустрированный со стороны родителя ребенок знает, что нельзя ударить его или сказать грубое слово. Во всех подобных случаях выбирается новый объект агрессии. Происходит процесс замещения объекта агрессии, а агрессивная установка перемещается на этот новый объект. В качестве нового объекта или «мишени» нередко выбираются такие, которые не имеют никакого отношения к фрустрации, невинны и неспособны к удовлетворительной самозащите. Объектами агрессии, особенно со стороны фрустрированных детей, часто выбираются дети младших возрастных групп, животные и неодушевленные предметы.
Разновидностью перемещения агрессии является поиск «козла отпущения»: невинный объект обвиняется в том, что виновен в неудачах фрустрированного индивида, и против него предпринимаются агрессивные действия. (Механизм перемещения агрессии играет роль и на более высоком социальном уровне, являясь причиной социальной несправедливости, этноцида и других аморальных явлений во взаимоотношениях социальных и этнических групп). Исследования целого ряда американских социальных психологов показали, что экономические фрустрации (ухудшение состояния экономики, безработица, дороговизна и т. п.) усиливают у белых американцев агрессивность и поиски «козлов отпущения», в качестве которых чаще всего выбираются негры и представители других национальных меньшинств, т. е. люди, которые в возникновении названных трудностей и проблем, конечно, совсем не виноваты. Расовые и религиозные предрассудки, эти постоянные спутники человечества, также связаны с фрустрацией и перемещением агрессии. Исследование авторитаризма показало, что члены группы, которой руководит авторитарный лидер, применяющий главным образом отрицательные санкции и подавляющий самостоятельность своих подчиненных, более агрессивны по отношению друг к другу, чем члены коллектива, которой руководят демократическими методами.
Другими разновидностями перемещенной агрессии являются: направление агрессивности на собственную личность и так называемый «свободно витающий гнев» (или «свободно плавающий гнев»), под воздействием которого даже нейтральные ситуации нередко воспринимаются в качестве фрустрирующих. Интенсивность такой генерализованной агрессивности и ее эмоционального проявления — гнева — несравнима с реальной силой раздражителя или ситуации, блокировавшего активность фактора. Сверхсильная агрессивность людей приводит к их взаимной отчужденности.
Агрессия, направленная на собственную личность, в поведении и познавательной деятельности индивида выражается в форме самообвинения, самобичевания, в крайних случаях — в виде суицидальных размышлений или реальных попыток к самоубийству. Сильная агрессивность, направленная на самого себя, всегда сочетается с комплексом неполноценности, с низким уровнем собственного достоинства. Однако в особых случаях человек совершает самоубийство для сохранения собственного достоинства (например, попавший в плен воин, не пожелавший терпеть унижения).
6) Идентификация с агрессором. Существуют такие разновидности агрессии, которые вряд ли могут считаться непосредственными реакциями на фрустрацию: они являются более тонкими и длительно действующими защитно-адаптивными механизмами, возникающими в результате более глубокой переработки фрустрирующей ситуации. К их числу в первую очередь относится идентификация с агрессором, по существу являющаяся защитно-адаптивным комплексом: он включает в себя механизмы агрессии, идентификации и интроекции (воображаемого включения в свою личность определенных качеств другого). Находясь под угрозой и переживая состояние фрустрированности, человек защищает свою личность и ее высокую самооценку тем, что включает в ее структуру достижения и силу фрустрирующих его людей и групп. Этот механизм хорошо описан в уже упоминавшейся книге Анны Фрейд, в которой приводится такой пример: девочка боялась призраков, которые часто являлись ей в темноте. Оказавшись в темной комнате, она совершала какие-то ритуальные действия и говорила своему брату: «Не надо бояться; надо только вообразить, что именно ты являешься привидением, которое может встретить тебя». В этом случае ребенок сам открыл для себя этот довольно сложный защитно-адаптивный механизм, который часто встречается в межличностных отношениях, в том числе в отношениях детей со своими родителями, когда последние вынуждены фрустрировать их. Но такие механизмы, возникающие вследствие постоянно повторяющихся фрустраций со стороны родителей, могут привести к формированию устойчивой межличностной агрессивности и к ряду других нежелательных социально-психологических последствий.
Защитный механизм | Определение, примеры и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Анна Фрейд
- Похожие темы:
- проекция репрессии реакция формирования компенсация отрицание
Просмотреть весь связанный контент →
защитный механизм , в психоаналитической теории, любой из группы психических процессов, который позволяет разуму достигать компромиссных решений конфликтов, которые он не в состоянии разрешить. Этот процесс обычно бессознателен, и компромисс обычно включает в себя сокрытие от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожают понизить самооценку или спровоцировать тревогу. Эта концепция основана на психоаналитической гипотезе о том, что в уме существуют силы, которые противостоят друг другу и борются друг с другом. Этот термин впервые был использован Зигмундом Фрейдом в статье «Нейропсихозы защиты» (189).4).
Некоторые из основных защитных механизмов, описанных психоаналитиками, следующие: разум. Пример можно найти в случае истерической амнезии, при которой жертва совершила или стала свидетельницей какого-либо беспокоящего действия, а затем совершенно забыла само действие и окружающие его обстоятельства.
2. Формирование реакции – это фиксация в сознании идеи, аффекта или желания, которые противоположны пугающему бессознательному импульсу. Мать, вынашивающая нежеланного ребенка, например, может отреагировать на свое чувство вины за то, что она не хочет ребенка, став чрезвычайно заботливой и чрезмерно защищающей, чтобы убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать.
3. Проекция – форма защиты, при которой нежелательные чувства переносятся на другого человека, где они затем проявляются как угроза из внешнего мира. Обычная форма проекции возникает, когда человек, которому угрожают собственные гневные чувства, обвиняет другого во враждебных мыслях.
4. Регрессия – это возврат к более ранним стадиям развития и принадлежащим им заброшенным формам удовлетворения, вызванный опасностями или конфликтами, возникающими на одной из более поздних стадий. Например, молодая жена может уйти в безопасное место в родительский дом после первой ссоры с мужем.
5. Сублимация — это отклонение или отклонение инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные каналы. Психоаналитическая теория утверждает, что энергия, вложенная в сексуальные импульсы, может быть перенаправлена на погоню за более приемлемыми и даже социально ценными достижениями, такими как художественная или научная деятельность.
6. Отрицание – это сознательный отказ признать существование болезненных фактов. Отрицая скрытые чувства гомосексуализма или враждебности или психические дефекты своего ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств или событий.
7. Рационализация – это замена истинной (но угрожающей) причины поведения безопасным и разумным объяснением.
Психоаналитики подчеркивают, что использование защитного механизма является нормальной частью личностной функции и само по себе не является признаком психологического расстройства. Однако различные психологические расстройства могут характеризоваться чрезмерным или ригидным использованием этих защит.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Гнев и травма – посттравматическое стрессовое расстройство: Национальный центр посттравматического стресса
Многие люди испытывают гнев после травмы. Гнев помогает нам справляться с жизненными стрессами, давая нам энергию, чтобы продолжать идти вперед перед лицом опасности или неприятностей. В то же время гнев может создавать проблемы. Узнайте, как гнев связан с посттравматическим стрессовым расстройством и как вы можете получить помощь.
Время считывания: минуты
Почему гнев является обычной реакцией на травму?
Один из способов думать, что высокий уровень гнева связан с естественным инстинктом выживания. Столкнувшись с крайней угрозой, люди часто реагируют гневом. Гнев может помочь человеку выжить, переключая его внимание. Человек сосредотачивает все свое внимание, мысли и действия на выживании.
Гнев также является обычной реакцией на события, которые кажутся несправедливыми или в которых вы стали жертвой. Исследования показывают, что гнев может быть особенно распространенным, если вас предали другие. Чаще всего это можно увидеть в случаях травмы, связанной с эксплуатацией или насилием.
Травма и шок от жестокого обращения в раннем детстве часто влияют на то, насколько хорошо пострадавший учится контролировать свои эмоции. Проблемы в этой области приводят к частым вспышкам крайних эмоций, в том числе гнева и ярости.
Как гнев после травмы может стать проблемой?
У людей с посттравматическим стрессовым расстройством их реакция на чрезвычайную угрозу может «застрять». Это может привести к реагированию на все стрессы в режиме выживания. Если у вас есть посттравматическое стрессовое расстройство, вы с большей вероятностью будете реагировать на любой стресс «полной активацией». Вы можете реагировать так, как если бы вашей жизни или себе угрожали.
Эта автоматическая реакция раздражительности и гнева у людей с посттравматическим стрессовым расстройством может создать серьезные проблемы на работе и в семейной жизни. Это также может повлиять на ваше отношение к себе и своей роли в обществе.
Исследователи разбили посттравматический гнев на три ключевых аспекта, обсуждаемых ниже. Эти три фактора могут привести человека с посттравматическим стрессовым расстройством к реакции гнева, даже в ситуациях, которые , а не связаны с крайней угрозой:
Возбуждение
Гнев характеризуется определенными реакциями в теле. Системы, наиболее тесно связанные с эмоциями и выживанием, — сердце, кровообращение, железы, мозг — включаются в работу. Гнев также характеризуется напряжением мышц. Если у вас есть посттравматическое стрессовое расстройство, этот более высокий уровень напряжения и возбуждения может стать вашим нормальным состоянием. Это означает, что эмоциональные и физические чувства гнева более интенсивны.
Если у вас посттравматическое стрессовое расстройство, вы часто можете чувствовать нервозность, взвинченность или раздражительность. Вас легко спровоцировать. Этот высокий уровень возбуждения может заставить вас искать ситуации, которые требуют от вас сохранять бдительность и избегать опасности. С другой стороны, у вас также может возникнуть соблазн употреблять алкоголь или наркотики, чтобы снизить уровень напряжения, которое вы чувствуете.
Поведение
Часто лучший ответ на серьезную угрозу — действовать агрессивно, чтобы защитить себя. Многие пережившие травму, особенно те, кто пережил травму в молодом возрасте, никогда не учатся каким-либо другим способам справляться с угрозой. Они склонны застревать в своих способах реагирования, когда чувствуют угрозу. Они могут быть импульсивными, действовать прежде, чем они думают.
Агрессивное поведение также включает в себя жалобы, «предательские удары», опоздание или преднамеренное некачественное выполнение работы, самообвинение или даже самоповреждение. Многие люди с посттравматическим стрессовым расстройством используют агрессивные реакции только на угрозу. Они не могут использовать другие ответы, которые могли бы быть более позитивными.
Мысли и убеждения
У каждого человека есть мысли или убеждения, которые помогают ему понять и осмыслить свое окружение. После травмы человек с посттравматическим стрессовым расстройством может думать или верить, что угроза окружает его повсюду, даже если это не так. Он или она могут не полностью осознавать эти мысли и убеждения.
Например, ветеран боевых действий может разозлиться, когда его жена, дети или коллеги не «соблюдают правила». Он не понимает, что его твердая вера на самом деле связана с тем, насколько важно для него было следовать правилам во время войны, чтобы предотвратить смерть.
Если у вас посттравматическое стрессовое расстройство, вы можете не осознавать, как травма повлияла на ваши мысли и убеждения. Например, после травмы вы можете почувствовать большую потребность контролировать свое окружение. Это может привести к тому, что вы будете вести себя негибко по отношению к другим. Затем ваши действия провоцируют других на враждебность по отношению к вам. Затем их враждебное поведение подпитывает ваши убеждения о других и укрепляет их. Некоторые распространенные мысли людей с посттравматическим стрессовым расстройством:
- «Никому нельзя доверять. »
- «Если я выйду из-под контроля, это будет ужасно, опасно для жизни или невыносимо».
- «После всего, через что я прошел, я заслуживаю лучшего обращения.»
- «Другие хотят меня достать» или «Они не защитят меня».
Как помочь справиться с гневом?
При лечении гнева проблемы с возбуждением, поведением и убеждениями решаются по-разному. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), широко используемая терапия, использует множество методов для управления этими тремя проблемными областями гнева:
Для повышенного возбуждения
Цель лечения — помочь человеку освоить навыки, которые уменьшат общее возбуждение. Он или она может научиться расслабляться, использовать самовнушение и физические упражнения, которые снимают напряжение.
Поведение
Цель состоит в том, чтобы, во-первых, посмотреть, как человек обычно ведет себя, когда чувствует угрозу или стресс. Следующая цель — помочь ему или ей расширить диапазон возможных ответов. К более адаптивным ответам относятся:
- Тайм-аут
- Записывать мысли, когда злишься
- Говорить с кем-то вместо того, чтобы действовать
- Изменение шаблона «сначала действуй, потом думай» на «сначала думай, потом действуй»
Для мыслей/верований
Клиенты получают помощь в том, чтобы лучше осознать свои собственные мысли, приводящие к гневу. Затем их просят придумать более позитивные мысли, чтобы заменить их негативные, злые мысли. Например, они могут научиться говорить себе: «Даже если у меня здесь нет контроля, в этой ситуации мне ничего не угрожает».
Другой пример: «Другие не должны быть идеальными, чтобы я мог выжить или чувствовать себя комфортно». Часто используется ролевая игра, чтобы вы могли попрактиковаться в распознавании мыслей, которые вас злят, и вместо этого применять более позитивные мысли.
Резюме
Существует множество способов помочь людям с посттравматическим стрессовым расстройством справиться с сильным гневом, который они могут испытывать.