Мелкая моторика что это: Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Мелкая моторика | это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Содержание

  • 1 Значение мелкой моторики
  • 2 Развитие мелкой моторики
  • 3 Нарушения мелкой моторики
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  1. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  3. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ
  4. Сопутствующие СДВГ состояния
  5. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
  6. Нарушения речи: дизартрия
  7. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

  • Упражнения на мелкую моторику ног

Как развивать мелкую моторику? | Блог РСВ

Skip to content

 | 

О мелкой моторике и координации обычно говорят в контексте развития детей, так как важно чуть ли ни с первого года жизни начинать заниматься с ребенком. Но и во взрослом возрасте еще не поздно усовершенствовать данный навык. Мелкая моторика напрямую связана с речью, мышлением, памятью и воображением. Существует множество простых упражнений, которые помогут не только развить мелкую моторику, но и приятно провести время.

Перед тем, как приступить к упражнениям, пройдите короткий тест на мелкую моторику и проверьте свой уровень.

Мелкая моторика — это прежде всего совместная работа мелких мышц рук и зрения, с помощью которых вы можете совершать точные движения, контролировать силу и соразмерность действий. Поэтому любые упражнения на мелкую моторику направлены не только на развитие самих мышц, но и на координацию «глаза-руки». Мы собрали самые интересные и эффективные занятия, которые помогут развить мелкую моторику в любом возрасте.

  1. Игры с мелкими предметами. Все видели шоу с рисунками на песке, у некоторых мастеров даже целые картины получаются. Это занятие отлично развивает мелкую моторику. Возьмите любую крупу, например, манку или пшено и начните на листе бумаги рисовать простые элементы. С каждым разом усложняйте рисунок. Или вспомните детство и начните плести браслеты из бисера.
  2. Лепка из глины, пластилина или теста. Отличное занятие, которое поможет расслабиться и провести время с пользой. В преддверии новогодних праздников можно слепить елочные игрушки из соленого теста или глины и раскрасить яркими красками. Из пластилина можно лепить забавные фигурки или облепить стеклянную бутылку и сделать уникальный подсвечник.
  3. Упражнение с дополнительными предметами. Сделайте картину из мозаики, играйте в лего. Плетите браслеты из нитей. Займитесь вязанием крючком или спицами. Все, что близко вашей душе.
  4. Игра на музыкальных инструментах. Гитара, скрипка, саксофон помогут быстро развить мелкую моторику и весело провести время. Необязательно брать уроки у учителей, есть множество видео в интернете, с помощью которых можно самостоятельно осваивать новый инструмент.
  5. Слепой метод печати. Если ваша профессиональная деятельность связана с написанием текстов, то метод десятипальцевого печатания ускорит вашу работу и заодно поможет развить мелкую моторику. Суть метода заключается в печатании текста с помощью десяти пальцев рук без применения глаз.
  6. Разработка левой (неведущей) руки.
    Вам необходимо ежедневно тренировать неведущую руку: начните записывать алфавит, затем слова, учитесь рисовать этой рукой. Это упражнение также полезно для развития полушарий мозга человека.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Вам может быть интересно

Важность развития мелкой моторики

Перейти к содержимому

Предыдущая Следующая

  • Просмотреть увеличенное изображение

Мелкая моторика — это навыки, которые требуют отточенного использования мелких мышц, управляющих кистью, пальцами и большим пальцем. С развитием этих навыков ребенок может выполнять важные задачи, такие как письмо, еда, застегивание пуговиц и молний. Эти способности постепенно развиваются благодаря опыту и воздействию различных игрушек, материалов и даже продуктов питания.

Почему важно развивать мелкую моторику? Маленьким ручкам нужно развивать ловкость и силу.

Мы, как родители или опекуны, можем помочь этому процессу, поощряя детей играть, исследовать и взаимодействовать с различными предметами. Игрушки, застежки для одежды, безопасные ножницы и тесто для лепки — все это тактильные примеры упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Даже выполнение соответствующих возрасту задач на кухне — отличный способ развить мелкую моторику. Эти типы «игровых» действий и навыков манипулирования на самом деле помогут подготовить ребенка к тому, чтобы держать и использовать мелок. Способность делать это — первый шаг в обучении раскрашиванию, рисованию и, в конечном счете, письму.

Вот несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку развить мелкую моторику:

Время на животе

Вашему ребенку нужно время, чтобы отжаться, перевернуться из стороны в сторону и, в конечном итоге, провести пальцем по предметам перед ним, как на животике, так и на спине.

Кормление пальцем

Позвольте вашему малышу кормить одним пальчиком как можно больше. Собирание еды пальцами поможет ей развить клешневидный захват (большой и указательный пальцы вместе), что является необходимым предшественником для удержания мелка.

Игра с мелкими предметами

Малышам следует предлагать складывать кубики, нанизывать бусины, собирать цельные пазлы и играть с лопающимися бусинками. Не следует оставлять детей одних во время игры с бисером, так как они могут подавиться.

Игра с пластилином

Один из самых лучших способов укрепить силу рук — играть с пластилином, пеной для лепки или аналогичным нетоксичным и податливым веществом. Подумайте о сопротивлении!

Рисование пальцами

Обязательно поощряйте рисование пальцами красками, пудингом или кремом для бритья.

Пазлы

Простые пазлы помогут детям научиться манипулировать объектами, поворачивая, размещая и переворачивая кусочки.

Задания для двух рук

Любая деятельность, которая побуждает вашего ребенка координировать обе руки вместе, является отличным инструментом для развития. Примером может служить скатывание шарика пластилина в длинную «змейку», а затем разрезание ее пластиковым ножом.

Застегивание и застегивание пуговиц

Практика застегивания и расстегивания пуговиц, молнии, застегивания крючков или завязывания помогает развить силу и ловкость. В большинстве магазинов игрушек можно найти большие подходящие для детей тренировочные доски, которые помогают облегчить эти занятия.

Практика с прищепками

Попросите ребенка повесить картинки, раскраски или одежду на бельевой веревке с помощью подпружиненных прищепок. Это упражнение развивает силу клещей.

Раскрашивание

Когда ваш ребенок проявляет интерес к раскрашиванию, что обычно происходит в возрасте 2 1/2–3 лет, не забудьте дать маленькие мелки, которые подходят для его маленьких ручек.

Ищите возможности в течение дня для вашего ребенка, чтобы манипулировать маленькими предметами, толкать и тянуть руками и пальцами и практиковать мелкие движения. Осознание этих возможностей — первый шаг к развитию мелкой моторики вашего ребенка. Обязательно спросите учителя вашего ребенка, есть ли какие-либо проблемы с развитием мелкой моторики вашего ребенка, и попросите совета, если есть проблемы. Когда задержки являются значительными или препятствуют способности вашего ребенка выполнять соответствующие возрасту задачи, может потребоваться оценка детского эрготерапевта.

Чем вы больше всего любите заниматься с ребенком, чтобы способствовать развитию мелкой моторики?

Пэтти Банс — зарегистрированный эрготерапевт с обширным педиатрическим опытом. Работая с детьми от рождения до 3 лет, а также в государственных школах, Пэтти заработала репутацию организации, способствующей достижению детьми наивысшего уровня достижений, независимо от их ограничений или трудностей. Она сертифицирована в педиатрическом лечении нейроразвития, а также сертифицирована для проведения тестов на сенсорную интеграцию и практику. В настоящее время Пэтти является Национальным ведущим программы «Почерк без слез» (HWT), сертифицирована HWT первого уровня, а также помогает детям в частном порядке в районе метро Вашингтона, округ Колумбия, а также в Милуоки, штат Висконсин.

admin2020-03-15T21:22:21+00:00

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ

  • Месяц черной истории Коллекция детских книг
  • 4 языковых навыка, развившихся во время чтения
  • Отпразднуйте месяц латиноамериканского наследия со своими детьми
  • Сделай свой собственный маракас!
  • Как развеять аргументы братьев и сестер

PENFIELD BUILDING BLOCKS

Благодаря щедрой поддержке Kohl’s Cares программа Kohl’s Building Blocks помогает Детскому центру Пенфилда поддерживать детей по всему округу Милуоки в Висконсине. Эта комплексная программа дает нуждающимся детям доступ к программам, услугам и оборудованию для раннего обучения и развития.

Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Навыки мелкой моторики: примеры, этапы и проблемы

Авторы: Редакторы WebMD

В этой статье

  • Примеры развития мелкой моторики
  • Этапы развития мелкой моторики
  • 6 70
  • Когда говорить с ребенком двигательные навыки — это деятельность, в которой вы используете маленькие мышцы рук и запястий для выполнения точных движений. Они отличаются от навыков крупной моторики, таких как бег и прыжки, которые задействуют более крупные мышцы.

    Примеры развития мелкой моторики

    Мелкая моторика необходима для самообслуживания, например:

    • Звонок по телефону
    • Поворачивание дверных ручек, ключей и замков
    • Включение вилки в розетку
    • Застегивание и расстегивание одежды
    • Расстегивание и застегивание молний
    • Застегивание кнопок и пряжек
    • Завязывание шнурков
    • Чистка зубов и использование зубной нити
    • Купание или душ
    • Использование туалета

    ‌Мелкая моторика также необходима для приготовления пищи и приема пищи, например:

    • Собирание мелких продуктов, таких как изюм
    • Еда вилкой или ложкой
    • Открывание и закрывание контейнеров, таких как коробки для завтрака и пакеты на молнии
    • Завинчивание и отвинчивание крышек
    • Использование половника, щипцов или большой ложки для набора порции еды
    • Нарезка продуктов ножом
    • Намазывание начинки, такой как варенье, майонез и масло
    • Посыпание специй
    • Сервировка стола
    • Полив напитков и приправ, таких как заправки для салатов и кетчуп
    • Чистка фруктов и овощей от кожуры
    • Перемешивание, перемешивание и взбивание

    Мелкая моторика особенно важна для школьных занятий, таких как:

  • 4 4 Перелистывание страниц книги
  • Раскрашивание
  • Рисование и раскрашивание
  • Калька
  • Письмо
  • Вырезание ножницами
  • Склеивание и склеивание
  • Измерение с помощью линейки
  • типинг и использования компьютерного Mousepad
  • Играя музыкальные инструменты

Дети используют тонкие моторные навыки во время игры, в том числе:

  • Встряхивание погремушки
  • Укладывание
  • Beads
  • Одевание кукол
  • Игра с куклами
  • Лепка из глины
  • Сборка железнодорожных или автомобильных путей
  • Строительство из лего или других конструкторов
  • Игра в настольные игры (бросание костей, перемещение мелких фигур, вращение спиннеров)
  • Игра в видеоигры (с использованием джойстика или другого контроллера)

Вехи мелкой моторики

Вехи — это навыки, которые дети развивают по мере взросления. Большинство из них учатся мелкой моторике в определенном возрасте.

3 месяца. Ваш младенец плохо контролирует свои руки. Они, вероятно, могут поднести руки ко рту. Руки новорожденного часто сильно сжаты. Руки вашего ребенка начинают расслабляться и открываться в 3 месяца. Они могут попытаться дотянуться до висящих игрушек и могут махнуть рукой в ​​направлении игрушки.

6 месяцев. Большинство младенцев в этом возрасте умеют складывать руки вместе. Обычно они могут тянуться к вещам обеими руками одновременно. В 6 месяцев ваш ребенок может быть в состоянии удерживать мелкие предметы в течение короткого времени.

9 месяцев. Дети обычно могут подносить предметы ко рту и передавать предметы из одной руки в другую в возрасте 9 месяцев. Их руки расслаблены и открыты большую часть времени. Многие дети начинают использовать щипцовый захват. Это когда они используют большой и указательный пальцы, чтобы брать мелкие предметы.

12 месяцев. Большинство детей могут специально отказаться от вещей и, когда им исполнится год, могут передать вам предмет, если вы об этом попросите. Они могут стучать двумя игрушками друг о друга, брать предметы из контейнера и показывать на него пальцем.

18 месяцев . Дети в этом возрасте часто могут хлопать в ладоши, махать рукой на прощание и рисовать карандашом без посторонней помощи. Ваш ребенок может начать пить из чашки и есть ложкой.

2 года. Большинство детей будут показывать на картинки в книгах и переворачивать страницы на 2. Ваш малыш может быть в состоянии сложить три или четыре блока в башню.

Когда говорить с врачом вашего ребенка

Дети развиваются с разной скоростью. Некоторые учатся есть ложкой раньше или позже других, и это нормально. Поговорите с врачом вашего ребенка, если кажется, что ваш ребенок не достигает многих вех для своей возрастной группы или если вы обеспокоены его развитием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *