Мелодический мажор ре – Про три вида мажора — MUSIC ACADEMY

Содержание

Про три вида мажора — MUSIC ACADEMY

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

  1. Знать названия и определения видов мажорного лада.

Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.

е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

Перед вами музыкальная «таблица умножения». Не нужно хитрить и придумывать различные методики — это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.

Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

С натуральным мы уже разобрались. НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон). ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

Гармонический вид мажора

В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

Гармонический До-мажор:

В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.

Гармонический мажор в деле  — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Мелодический вид мажора

В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво).

В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.

Мелодический До-мажор

Проверка:

  1. Дать определение гармоническому виду мажора
  2. Дать определение мелодическому виду мажора
  3. Определить тональность и вид
  4. Найдите ошибку и определите вид
  5. Определить вид

Источник: http://viaandrock.ru/1-2-3-izuchenie-not-i-klyuchej/

Гармонический мажор – Теория музыки

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?

Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.

как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.

Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:

Гармонический мажор

Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

Рисунок 1. Гармонический До-мажор

Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.

Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.

Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

Мелодический мажор

При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

Так выглядит мелодический До-мажор:

Рисунок 2. Мелодический До-мажор

Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

Итоги

Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.

Источник: https://www.music-theory.ru/index.php?Itemid=231&id=31&lang=ru&option=com_content&view=article

Мажор и минор. формула музыкальных эмоций – психология

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

Источник:

Про три вида мажора

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую.

Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII).

В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов:

Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются.

Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются.

Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ — http://vk.com/muz_class

Источник:

Что такое мажор?

В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, – это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.

Что такое мажор: определение

Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.

Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.

Мажорный лад

В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад.

Выходит, что мажорный лад – это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне.

Минорный лад – это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.

Отличия мажорного лада от минорного

Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.

Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. Говоря простым языком, мажор-минор — это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.

Музыкальный термин в обыденной жизни

В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают.

А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории.

И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

В сравнении с людьми, которые имеют в своём распоряжении меньшие материальные блага, выходит, что между богатыми людьми и музыкальным термином «мажор» можно провести тонкую аналогию, подтверждающую постоянное эмоциональное состояние богатых людей. Подробнее об этом читайте в статье Кто такой мажор.

Если музыкальная тематика вас заинтересовала, прочитайте также другие наши статьи:

  • Что такое аккорд 
  • Как играть на фортепиано

Источник:

Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно

Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, т. е. лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-896.html

Тема 6. виды мажора и минора

Существует два основных лада: Мажор и минор.

Минор – мягкий лад, на 1 ступени которого строится интервал м3

Есть 3 вида минора:

Натуральный – звуки в гамме не изменяются

Гармонический – при движении гаммы вверх и вниз повышается на пол тона VII ступень.

Мелодический – при движении гаммы вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз звучит и играется, пишется натуральный.

 Мажор – твердый, яркий лад.

Есть 3 вида Мажора (как и минора). Мы знаем натуральный Мажор-звуки не меняются и Гармонический Мажор- при движении гаммы вверх и вниз понижается на пол тона VI ступень. Существует еще мелодический Мажор.

Тональность (гамма) – это порядок расположения ступеней. В любой гамме 7 ступеней (нот). От любого звука можно построить гамму, зная порядок расположения тонов и полутонов между звуками.

Мажорная гамма: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Минорная гамма: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Название каждой тональности (гаммы) состоит из тоники (ноты, с которой начинается гамма) и лада (мажор или минор). Например, Фа Мажор, ми минор, до- диез минор и т.д.

В каждой тональности (гамме) свои знаки при ключе!

Параллельные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые знаки. Расстояние между тониками параллельных тональностей 3 ступени или малая терция (1,5 тона). Всегда в этой паре Мажорная гамма вверху, минорная- внизу.

Чтобы найти параллельную минорную тональности для Мажорной тональности, нужно отсчитать от Тоники Мажора 3 ступени вниз. И наоборот, чтобы найти параллельную Мажорную тональность для минорной тональности, нужно отсчитать от Тоники минора 3 ступени вверх.

Например, Соль Мажор – ми минор (ключевой знак фа-диез)

Ре Мажор – си минор (при ключе фа-диез, до-диез)

Фа Мажор – ре минор (при ключе си-бемоль)

В каждой тональности (гамме) есть устойчивые и неустойчивые ступени.

Устойчивые: I-III-V (из них состоит тоническое трезвучие Т5/3)

Неустойчивые: II-IV-VI-VII

Вводные ступени – это ступени (ноты), которые вводят в тонику:

 сверху II ступень, снизу VII ступень.

Главные ступени – это ступени в тональности(гамме), на которых строятся Главные трезвучия:

I ступень – Тоника , тоническое трезвучие (Т5/3)

IV ступень – субдоминанта , субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

V ступень – доминанта, доминантовое трезвучие (Д 5/3)

Одноименные тональности – это Мажорная и минорная тональности, у которых одинаковая Тоника, но разные знаки. Например, Соль Мажор – соль минор, До Мажор – до минор.

Источник: https://studopedia.net/4_43404_tema–vidi-mazhora-i-minora.html

Мажорная гамма

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До – (тон) – Ре – (тон) – Ми – (полутон) – Фа – (тон) – Соль – (тон) – Ля – (тон) – Си – (полутон) – До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

Или в нотах:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Или в нотах:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

Источник: http://ModusMusic.ru/articles/mazhornaya-gamma/

Виды мажорных гамм

В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в “обычную” знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор – она совсем не содержит ключевых знаков.

Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят “при ключе столько-то знаков”, знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное.

Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака – от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону.

Что это значит? Например, в до-мажоре нет никаких ключевых знаков, и чтобы получить из него до-минор мы должны понизить три ступени си, ми и ля, то есть добавить три ключевых знака в бемольную сторону.

Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора – повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.

Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор – очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.

Это “обычный” вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает “неизменный” то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.

Но натуральный вид это еще не все, бывает ещё минимум две разновидности мажорных гамм, первая получается понижением шестой ступени натурального до-мажора.

Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в “обычной” до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор).

Работает это так – если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота “фа”), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона.

Мы его понижаем не просто так, а потому что ля – это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора – гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.

Но не только на аккорд фа-мажор в до-мажорной гармонии влияет пониженная шестая ступень, также мы субдоминанту можем построить от второй ступени.

Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора – это пятая ступень).

Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.

Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту “ля” в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой.

Заменив чистую “ля” на “ля” из гармонического до-мажора, то есть ля-бемоль, мы получаем си-уменьшенный аккорд. Таким образом, роль доминанты на седьмой ступени может выполнять как полууменьшенный, так и уменьшенный аккорды.

При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.

Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.

Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы.

Рассмотрим на примере соль-семь – этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике.

Нота “си” там третья ступень, а она “отвечает” за мажорность-минорность звучания, поэтому понизив её, соль-мажорный доминантсепт аккорд превращается в соль-минор септ.

Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.

Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности.

Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали.

Кстати, замена аккорда, когда его основной тон не меняется носит название примовой замены (например, когда фа-мажор мы заменяли на фа-минор, полууменьшенный на уменьшенный и т.д.).

Есть еще один интересный вид мажора – дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.

Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.

Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.

Источник: http://gorstorehov.com/page/vidi-mazhornih-gamm

shademark.ru

Урок №7 (ТЕМА №1.7 Виды мажорных ладов)

Виды мажорного лада.

Цели
  1. Знать названия и определения видов мажорного лада.
Три вида мажорного лада.

Один из них вы изучили и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад, а значит и характер музыки (ведь лад это в первую очередь основной характер музыки). Т.е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и вместо полутона построить тон? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Осталось совсем чуть-чуть, но для того чтобы разобраться во всех остальных ладах. Нужно выучить все мажорные тональности.

Перед вами музыкальная «таблица умножения». Не нужно хитрить и придумывать различные методики — это нужно просто выучить. 15 тональностей и всё. Без этого дальше мы не двинемся. Распечатайте и учите, играйте на инструменте, при игре произносите ноты вслух.


Привет музыкант! Если ты всё выучил, то идём дальше.

Существуют три вида мажора: натуральный, гармонический, мелодический.

С натуральным мы уже разобрались.
НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется (тон-тон-полутон- 3 тона- полутон).
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз понижается шестая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх как натуральный вид, а при движение вниз понижается шестая и седьмая ступени на пол тона.

Гармонический вид мажора

В До-мажоре появился Ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В Соль-мажоре появился знак Ми-бемоль, а в Фа-мажоре – Ре-бемоль.

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

Гармонический До-мажор:

В Гармоническом виде можно услышать восточное звучание. Данный вид используют повсеместно, во всём мире. Возможно впредь вы будете замечать в музыке шестую пониженную ступень.

Гармонический мажор в деле — мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Мелодический вид мажора

В мелодическом До-мажоре в нисходящем движении появляются два бемоля – Си-бемоль и Ля-бемоль. В Соль-мажоре мелодического вида сначала отменяется Фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой Ми (понижается шестая ступень). В мелодическом Фа-мажоре появляются два бемоля: Ми-бемоль и Ре-бемоль.

В Мелодическом виде звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении. Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже, и как правило для смены тональности (звучит очень красиво). В применении разберёмся позже, как подтянем технику игры на инструменте, но знать нужно уже сейчас.

Мелодический До-мажор

Проверка:
  1. Дать определение гармоническому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора у которого при движении вверх и вниз все ступени соответствуют натуральному виду мажора, но VI ступень понижена на полтона.

  2. Дать определение мелодическому виду мажора
    Ответ:

    Это вид мажора, у которого при движении вверх все ступени соответствуют натуральному виду мажора, а при движении вниз понижается VI и VII ступени вниз на полтона.

  3. Определить тональность и вид
    Ответ:

    Ми мажор гармонический

  4. Найдите ошибку и определите вид
    Ответ:

    Ми бемоль мажор мелодический

  5. Определить вид
    Ответ:

    До мажор гармонический

viaandrock.ru

Мажорная гамма: разновидности, состав, примеры

Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.

Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:

До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До

Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.

В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:

Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:

Мажорная гамма в тональности «Ми»:

Мажорная гамма в тональности «Фа»:

Мажорная гамма в тональности «Соль»:

Мажорная гамма в тональности «Ля»:

Мажорная гамма в тональности «Си»:

Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон

Или в нотах:

Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:

Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:

Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:

До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль

В интервалах такая гамма будет выглядеть так:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Или в нотах:

Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:

Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:

Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.

modusmusic.ru

Гитара: теория для начинающих. Гармонический и мелодический мажор

На прошлом уроке мы познакомились с объективными признаками определения тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР

До сих пор мы имели дело с натуральными мажором и минором. Однако в музыке есть и другие виды этих звукорядов. Например, гармонический и мелодический. Эти звукоряды являются искусственными, т. е. изобретёнными композиторами. Небольшие изменения, внесённые в натуральный звукоряд (альтерация той или иной ступени), создают новый звукоряд, иное музыкальное пространство, иную атмосферу, в конечном итоге — иной, особый мир.

Рассмотрим гармонический мажор. Этот звукоряд стал применяться в конце XVII — начале XVIII веков, в частности — в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, и до сих пор остаётся востребованным музыкантами всех жанров. Гармонический мажор образуется от натурального мажора, в котором нужно понизить на полутон VI ступень. При этом между VI и VII ступенями лада образуется характерный интервал: увеличенная секунда (ув. 2). Она и придаёт этому звукоряду необычный, «восточный» колорит. Появление в ладу интервала ув. 2 образует особую интервальную структуру, называемую гемиоликой.

Попробуем построить звукоряд гармонического мажора в какой-нибудь тональности. Ну, например, в Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI ступень и понижаем её на полутон. Вот и всё, гармонический Соль мажор к вашим услугам.

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что в нём понижены на полутон две ступени: VI и VII. В музыкальном обиходе этот лад появился в XVII веке. Мелодический мажор применяется реже, чем натуральный и гармонический.

Хроматизм (от греч. xpwua — цвет, краска) — использование полутоновых соотношений звуков в темперированной системе. Звуки, не входящие в семиступенный диатонический тональный звукоряд мажора или минора, называются хроматическими. В октаве тонального звукоряда хроматических звуков пять. Они располагаются там, где расстояния между основными ступенями имеют интервал в один тон. Так, в До мажоре хроматическими звуками будут все пять чёрных клавишей. Хроматическая гамма включает в себя все 12 звуков октавы, исполняемые подряд, без исключений, снизу вверх или в обратную сторону. А «белые» звуки составляют основной, или диатонический, звукоряд тональности. Древние греки соотносили семь диатонических ступеней с семью цветами радуги. Изме­нённые, или хроматические, звуки считались оттенками, возникавшими от смешения семи цветов радуги. Исаак Ньютон обнаружил подобие между цветным спектром солнечного света и гаммой. По его классификации нота до соответствует красному цвету, ре — фиолетовому, ми — синему, фа — голубому, соль — зелёному, ля — жёлтому, си — оранжевому. Известно, что некоторые люди «видят» музыку как игру красок. Этим даром, который учёные назвали синопсией, были наделены такие выдающиеся музыканты, как Г. Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, О. Мессиан и др.

Построим звукоряд мелодического мажора в том же Соль мажоре (G dur). Пишем звукоряд натурального мажора, ищем в нём VI и VII ступени и понижаем их на полутон. Обратите внимание на то, что VII ступень в Соль-мажоре — не просто фа, но фа-диез. Поэтому при понижении мы пишем знак бекар, который отменяет диез и понижает ноту на полутон.

На следующем уроке мы познакомимся с гармоническим и мелодическим минором.

rock-academy.ru

надо сыграть гамму ре-мажор гармоническую и мелодическую.помогите пожалуйста.как её сыграть?

В гармоническом мажоре понижается 6 ступень в обоих направлениях, в мелодическом мажоре — 6 и 7 ступень только в нисходящем движении. В гармоническом миноре повышается 7 ступень в обоих направлениях, в мелодическом миноре — 6 и 7 ступени повышаются только в восходящем движении. Хроматическая гамма — движение по полутонам, где есть особые правила повышения и понижения ступеней связанные с сродством тональностей. Ре мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ре (лад с двумя диезами в ключе) . Звуки, из которых состоит Ре мажор: ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез, ре. Ключевые знаки в тональности Ре мажор: фа-диез, до-диез. Гамма Ре мажор и ее ступени: ре -I, ми — II, фа-диез — III, соль — IV, ля — V, си- VI, до-диез — VII, (ре) — I. Тоническое трезвучие в Ре мажоре: ре-I, фа-диез — III, ля — V Вводные звуки в Ре мажоре: до-диез — VII,ми — II ну и, собственно, дальше всё у вас получится ^-^ еще раз посмотрите, какая ступень опускаете и т. д. все аккорды

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона. Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

натуральный вид-ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР-в нём повышается 7 ступень на пол тона. Мелодический минор- придвижени вверх повышается 6 и 7 ступень, а придвижении вниз повышение отменяется.

touch.otvet.mail.ru

§ 41. Гармонический и мелодический виды мажора

Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада.

Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида* [Гармонические и мелодические виды мажора и минора обычно относят к так называемой условной диатонике, поскольку они имеют много общего с собственно диатоническими ладами — натуральным мажором и натуральным минором. Однако, в отличие от последних, в них содержатся увеличенные секунды и другие характерные интервалы, не встречающиеся в «чистой» диатонике, в силу чего полностью отнести эти ладовые разновидности к диатонике нельзя.]

Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором.

104 Cdur (гармонический)

Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита:

105 Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок»

106 М. Ипполитов-Иванов. Тюркские фрагменты

107 А. Хачатурян. Детский альбом, № 9

Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.

Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда:

1 + 1+ 1/2 + 1 + 1/2 + 1 + 1

à ß

В целом же строение гаммы мелодического мажора, к обозначению VII ступени которого добавляется справа сверху буква «м» (что значит «мелодическая»), таково:

108 Cdur (мелодический)

б.2 б.2 м.2 б.2 м.2 VI б.2 VII б.2

Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется.

Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным).

Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации):

studfiles.net

Про три вида мажора, Музыкальный класс |

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – си-бемоль и ля-бемоль. В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

Поправьте предложение: «Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом м__оре в нисходящем движении понижаются.»

Строго говоря, видов мажора больше трёх. минимум на два больше. Лидийский и миксолидийский лады также остаются мажорными ладами, как и всегда). и это тоже не всё))). возможны очень различные модификаты. так что говорить, что «мажоров три штуки» — не верно.

Спасибо за доступный материал все красочно, понятно, большая вам благодарность, здоровья и успехов.

tbf.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *