Правила конструктивной критики | BBF.RU
Критика всегда неприятна, и те, кто заявляет о любви к критике, лукавят. Конструктивная критика – щадящая форма замечаний, на которые трудно обидеться. Внимание должно концентрироваться на способах исправления ошибок, а не на личности критикуемого или ужасных последствиях его деятельности.
Правила конструктивной критики
Хороший писатель – не обязательно хороший критик, так же как хороший пьяница – не обязательно хороший бармен. Джим Бишоп
Трудно смириться с тем, что тебя критикуют, но есть критика, на которую трудно обидеться, ― это конструктивная критика. Ее суть в том, что акцент делается не на том, что плохо, а на том, что предпринять, чтобы получилось лучше. Например, можно сказать: «У тебя получилось хорошо, но мне кажется, что результат будет лучше, если изменить вот это…».
Цель конструктивной критики ― не только выявить проблему, но и решить ее. В ее основе лежит желание помочь человеку, и она направлена на конкретную проблему.
Конструктивная критика имеет своего антипода ― это неконструктивная критика. Она, в отличие от конструктивной критики, направлена не на помощь в решении проблемы, а на личность оппонента, его принижение и оскорбление.
Любопытно, что критику с благими намерениями и желанием помочь и, казалось бы, конструктивную, нельзя назвать таковой, если человек, на которого она направлена, воспримет ее негативно.
Пример конструктивной критики
Редактор читает перевод текста и видит в нем ошибки. Он говорит переводчику: «Я рад, что именно вы взялись за этот перевод. Но, к сожалению, я увидел в тексте несколько ошибок. Вот эта фраза переведена близко к оригиналу, но по-русски так сказать нельзя. Правильнее было бы сделать так…».
Пример неконструктивной критики
Если в этом же случае редактор скажет: «Что вы там напереводили? Читать невозможно ― куча ошибок. Такое впечатление, что перевод делал человек, который сильно ударился головой», то это будет неконструктивная критика.Критикуя таким образом, легко нарваться на агрессивность, враждебность и испортить отношения на всю жизнь. А слишком впечатлительного и чувствительного человека такая критика больно ранит и вселит в него неуверенность в себе и в своих силах.
Как научиться критиковать «конструктивно»?
Обойтись совсем без критики невозможно, да и не нужно. Она необходима как в служебных, так и в личных отношениях. Без нее невозможно решить проблемы и продвинуться вперед. Эриан Шульц писал: «Почему мы боимся критики? Ведь критика, по сути, обучает нас, да еще и бесплатно».
Если критиковать грамотно, то можно сохранить хорошие дружеские или партнерские отношения и в то же время высказать свое мнение.
Но чтобы критика была продуктивной, а не обидной и оскорбительной, нужно знать несколько правил.
Следует обратить внимание на тон, каким вы высказываете свои претензии. Большинство людей адекватно реагируют на доброжелательное обращение. В то же время с людьми, которые всех делят на сильных и слабых, лучше говорить твердо и жестко (но не грубо).
Правила конструктивной критики предполагают возможность договориться, поэтому даже если вас одолевает желание высмеять человека или возникает соблазн выразить иронию и сарказм, лучше отказаться от такого проявления своих эмоций. Конструктивная критика не терпит проявления неуважения, грубости и агрессии.
Вы должны излучать искренность, открытость и желание улучшить ситуацию.
Человек, которого вы подвергаете конструктивной критике, должен понимать, что именно вы хотите ему сказать. Ведь в желании случайно его не обидеть вы можете впасть в другую крайность ― изъясняться полунамеками и общими фразами, ходить вокруг да около, проявляя свои «дипломатические» способности, из-за чего «потеряется» сам объект критики.
Не следует забывать, что в процессе критики нельзя переходить на личности. Критиковать нужно не самого человека, а его поступки. Если, например, ваш друг совершил ошибку, не нужно ему говорить: «Ты дурак! Как ты мог такое сделать?». Конструктивная критика предполагает примерно такие слова: «Ты умный, здравомыслящий, а поступил неосторожно!».
Критикуя другого, не стоит ему навязывать свое виденье решения проблемы. Например: «Ты поступил неосторожно ― не ходи туда больше!». Такое навязывание своего мнения может вызвать у человека желание сделать наоборот, поэтому лучше высказать его не в столь категоричной форме, а в форме предложения: «Ты поступил неосторожно ― может, не стоит туда больше ходить?».
Критикуя человека, понявшего, что он совершил ошибку, не стоит добивать его своей критикой. Критика должна быть направлена на помощь в выходе из сложившейся ситуации ― ведь безвыходных ситуаций не бывает.
Человека, попавшего «в переплет», неконструктивная критика способна лишь повергнуть в уныние.
Чтобы критика была продуктивной и результативной, чтобы человек понял свои ошибки, а вы могли рассчитывать на понимание, важно выбрать подходящее время. Разумеется, не стоит лезть к человеку с критикой даже с самыми благими намерениями в тяжелые для него моменты, когда он находится в трудных обстоятельствах или у него плохое настроение (последнее чаще касается личных отношений). В этом случае критика лишь усугубит его состояние.
Чтобы высказать человеку критическое замечание, стоит подумать не только об удобном времени, но и о месте. К сожалению, в жизни часто приходится замечать, как муж критикует жену или жена мужа в присутствии посторонних людей. Такая критика априори не может быть конструктивной, даже если критикующий абсолютно прав.
Поэтому собираясь кого-то «конструктивно» покритиковать, будь то коллега, друг или близкий человек, необходимо позаботиться об отсутствии посторонних людей. Публичная критика не может быть конструктивной ― она обидит и унизит человека и не принесет пользы.
Перед тем, как начать критиковать кого-то, пусть и справедливо, можно сначала упомянуть о собственных недостатках или ошибках, сделанных в прошлом. Самокритика позволит тому, кого мы критикуем, не чувствовать себя уязвленным, и ему будет легче признать и исправить свои ошибки.
Чтобы у человека не опустились руки после наших критических замечаний, стоит перед тем, как приступить к критике, напомнить ему о его достоинствах и найти, за что его можно похвалить. Кто-то из великих сказал: «Критик усыпляет хлороформом похвал, а потом оперирует».
Прежде чем начать делать критические замечания, нужно представить возможную ответную реакцию человека. Все люди разные и критику тоже воспринимают по-разному, и тут необходим индивидуальный подход.
С ранимым и чувствительным человеком ведут себя иначе, чем с развязным или высокомерным. Если человек старательный, мнительный и уязвимый, с ним нужно проявить мягкость.
С человеком высокомерным мягкость не пройдет – он воспримет ее как неуверенность и слабость, поэтому здесь нужно проявить твердость. Однако важно не перестараться, чтобы не задеть его самолюбие.
Осторожно нужно относиться с критикой по отношению к людям с заниженной самооценкой. Если человек прагматичен и эгоистичен, ему стоит намекнуть, что из критики он может извлечь определенную пользу. Проще всего общаться с людьми, обладающими чувством юмора. Конечно, если оно не чуждо и критикующему.
Знать правила конструктивной критики необходимо любому человеку – они позволят выстроить искренние отношения и в личной жизни, и на работе. Если же действовать согласно правилам не получается, то лучше не пытаться кого-то критиковать, чтобы не нажить себе врагов или недоброжелателей. Как сказал английский писатель Оскар Уайльд, «Критика требует куда больше культуры, чем творчество».
© Тимошенко Елена, BBF.RU
bbf.ru
Что такое конструктивная критика – 9psy.ru
Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с большим количеством самых разных людей, начиная от членов семьи и заканчивая коллегами и начальством на работе.
От многих мы не раз слышали критику в свой адрес, однако, стоит знать, что некоторые из них критикуют вас из благих целей.
Содержание статьи
Какие бывают виды критики?
Относительно пользы можно выделить два вида критики: конструктивную и деструктивную.
Деструктивная критика, направлена исключительно на унижение одного человека другим. Она всегда необоснованна, критикующий человек, может сильно обидеть другого человека. Не всегда это делается специально, чаще всего необоснованную критику можно услышать даже от родителей, в моменты, когда их чадо окончательно вывело их из себя или от человека, которому вы просто надоели в силу определенных обстоятельств, возможно, он даже не хотел вас обидеть специально. Даже в детстве неосторожно брошенное слово может навсегда остаться в памяти ребенка. Например, мать может в приступе злобы сказать своей стройной дочери «ты слишком полная», и та непременно всю оставшуюся жизнь будет пытаться соответствовать «эталонам красоты» матери. Это тоже критика, только деструктивная.
Конструктивная критика на первый взгляд мало чем отличается от деструктивной, однако, она не несет в себе разрушительной силы. Конечно, как и в первом случае, один человек говорит не совсем приятные вещи другому, но делает это для того, чтобы тот понял свои ошибки. Об этом виде критике мы расскажем более подробно.
Отличительные особенности конструктивной критики
Чаще всего конструктивную или объективную критику можно услышать от коллег или начальника, от близких вам людей: семьи и друзей. Как правило – это люди, которые неравнодушны к жизни или работе критикуемого человека. Они не ставят своей целью, как в первом случае, унизить или оскорбить человека, а всего лишь хотят ему помочь дельным советом. Так начальник может указать на ваши ошибки, чтобы вы не совершали их в будущем.
Нередко, к только что устроившемуся работнику приставляют наставника, его задача научить нового сотрудника правильно выполнять обязанности. Если у него нет личной неприязни, то выявив какие-либо огрехи в его работе, он должен непременно о них рассказать новичку. Это и есть конструктивная критика. Давайте теперь, рассмотрим разные ситуации.
Примеры
- Если критикуете вы, каких правил необходимо придерживаться? Для начала, хорошо подумайте, достаточно ли у вас знаний или опыта, чтобы критиковать человека. Например, ваш знакомый начинающий дизайнер разработал и пошил женское вечернее платье. Вам по какой-то причине оно не понравилось, но так как у вас нет образования портного или швеи, вы не сможете правильно указать на ошибки. В этом случае можно лишь высказать мнение человека, который может купить или не купить это платье. Вы можете высказаться следующим образом по этому поводу: «Знаешь, мне нравиться это платье, но если ты изменишь вот эту деталь, я его точно куплю!».
- Если вы решили, что компетентны в вопросе, по которому будете критиковать собеседника, важно знать – конструктивная критика должна начинаться с приятных слов или похвалы и заканчивать желательно тоже ими. Это настроит вашего собеседника на положительный лад и смягчит удар. К примеру, вы начальник и вам необходимо отчитать провинившегося сотрудника за невыполнение или снижение плановых показателей. Чтобы окончательно, не выбить его из колеи, вы не должны критиковать его очень строго, а вселить в него уверенность и помочь поверить в себя, это улучшит результаты его работы. Вот пример конструктивной критики: «Иван, вы всегда были очень хорошим сотрудником и выполняли все плановые показатели, однако, в этом месяце они почему-то резко пошли вниз, чтобы исправить ситуацию, предлагаю поработать сегодня внеурочно. Благодаря этому мы сможем исправить ваше положение».
- Критиковать нужно не человека, а его поступки или поведение. В беседе не допускается применять негативную характеристику по отношению к критикуемому. На работе тем более нельзя переходить наличности, необходимо соблюдать дистанцию и сохранять уважительный тон. Это золотое правило конструктивной критики.
- Нужно дать возможность критикуемому человеку оправдаться. Любому человеку будет неприятно, если кто-то укажет ему на ошибки или промахи, поэтому некоторые постараются найти им оправдание. Это нормальная защитная реакция, возможно, есть обоснованная причина, из-за которой человек не смог хорошо что-то сделать и поступил именно так. Дайте собеседнику возможность вам о ней рассказать.
- Если вы решили раскритиковать кого-то, будьте готовы предложить свои пути решения, кроме всего прочего их еще нужно обосновать и доказать собеседнику, что поступить необходимо именно так, как вы говорите.
- При необходимости вы должны уметь признавать свои ошибки. Будьте готовы, что у вашего собеседника найдется более весомый аргумент и вам придется согласиться с его поступком или решением. Не всегда вам могут быть ясны его мотивы, поэтому нужно быть готовым к конструктивному диалогу.
- На протяжении всего разговора нужно вести себя корректно, не переходить на личности и уважительно относиться к собеседнику. Не нужно повышать голос, унижать или насмехаться над ним.
В каких случаях не стоит критиковать?
Итак, теперь вы знаете, как правильно критиковать человека, следующий шаг – нужно разобраться, когда можно это делать. Для начала, проанализируйте свое поведение, а не поступаете ли вы также в обычной жизни. Согласитесь, странно следовать совету курящего, бросить эту вредную привычку, который сам ежедневно выкуривает полпачки сигарет.
Имейте в виду, что если вы не являетесь начальником человека, которого собираетесь критиковать, то и он не обязан принимать вашу критику и наоборот. Критика – это субъективное мнение критикующего человека, она может быть несправедливой. Кроме того, всегда стоит оценивать ситуацию правильно, насколько дело, вообще, вас касается. Вы можете раскритиковать человека, дать правильный совет, но он не обязан принимать эту информацию к сведению. Например, если ваш знакомый собирается делать в своей квартире ремонт и делится с вами планами, вы считаете, что он в чем-то неправ и рекомендуете ему поступить по-другому. В этом случае стоит иметь в виду, что у вас с другом могут быть разные вкусы, он может не прислушаться к вашему мнению.
Только на работе от своих подчиненных вы вправе требовать исполнения ваших замечаний, ведь от них зависит результат вашей работы. Однако и здесь важно уважительно общаться с собеседниками. Такое отношение будет залогом здоровой атмосферы в коллективе. Не забывайте, что они тоже люди со своим мнением и хотят, чтобы их тоже слышали.
Что касается ваших детей, конструктивная критика, конечно же, должна быть по отношению к ним, однако, стоит иметь в виду, им необходимо формировать собственный жизненный опыт. Поэтому, если вы заранее знаете, что негативный результат будет минимальным, не стоит их критиковать, дайте им возможность «наступить на свои грабли». Вы всегда должны мысленно продумывать ситуацию, главное, чтобы был положительный результат – это и есть смысл конструктивной критики.
9psy.ru
8 примеров, как превратить личное мнение в конструктивную критику
Первое, что приходит на ум при слове «критика» – ранящее высказывание, обидное замечание, претензия. Однако критика – это еще и то, что помогает объективно разобраться в вопросе, найти ошибки и исправить их, стимулирует стать лучше. Мы редко вспоминаем положительную роль критики и часто выдаем за объективные оценки свои обиды, агрессию, внутренний дискомфорт и непрошеные советы. А для успешной коммуникации очень важно отличать конструктивную критику и субъективное мнение. Приведем наиболее распространенные примеры, когда мы путаем одно с другим, и как это исправить.
1. Личный опыт
Когда вы говорите «мне не нравится, я – другой, мне это не помогает» и подобные фразы, вы не критикуете. На самом деле, вы просто озвучиваете личные мысли и впечатления о том, что вы потратили время, но ваши ожидания не совпали с реальностью. Вы говорите о себе, а собеседнику эта информация не важна, ведь о нем речи не идет. Критикуемый теряется в догадках, почему нужно ориентироваться на ваше мнение. Исключения составляют только те случаи, когда ваше «не нравится» действительно имеет решающее значение. Например, вы фокус-группа товара.
Что делать?
Чтобы превратить личную оценку в конструктивную критику, нужно пояснить, почему ваши реакции важны для собеседника, как он может использовать ваши эмоции и опыт. Например, вы уже организовывали мероприятие, ходили на собеседование в ту же компанию раньше, пробовали заниматься бегом рано утром, и можете поделиться своим опытом, превратив свои личные оценки в практическую основу, которая убережет собеседника от аналогичных ошибок.
2. Простейший негатив
Если вы отзываетесь о делах, поведении, продукции, используя формулировку «ужасно, ерунда, бред», то вы не критикуете. Эта информация не имеет смысла, так как ее нельзя использовать для дальнейшего улучшения. Под прицелом таких категоричных оценок критикуемый чувствует обиду или разочарование, не получая конструктивного отзыва.
Что делать?
Сделать высказывание полезным можно, дополнив его подробным описанием своих мотивов и объяснением важности впечатлений. Но только если вы действительно ключевой собеседник для собеседника в данной ситуации. В противном случае откажитесь от простых негативных оценок.
3. Переход на личности
Используя личную информацию о собеседнике, его реакции, обвиняя лично, вы не критикуете. Вы просто хотите побольнее ударить по слабым местам человека. Проблема в том, что мы редко рассматриваем событие или продукт отдельно от личности его автора, характеризуя результат через призму своего мнения о человеке. Критикуемый может удивиться незаслуженной обиде или почувствовать себя бессильным, ведь измениться уже невозможно, и откажется от усилий по исправлению недостатков своей работы.
Что делать?
Чтобы добавить конструктива в слова, нужно попытаться обосновать свое мнение в отрыве от личности автора. Тогда вы сможете понять, так ли уж ситуация/объект заслуживают критики. Если это сложно дается, представьте на месте собеседника близкого человека и оцените, как именно вы ощущаете сейчас себя и осталось ли желание критиковать.
Читайте еще: Правильная критика: как оценивать работу других людей, чтобы не звучать обидно
4. Проявление агрессии
Если вы хамите и оскорбляете человека, иронизируете, делаете язвительные замечания, то вы не критикуете. Вы нападаете на другого в попытке избавиться от чувства зависти, дискомфорта и других негативных ощущений, которые чаще всего не имеют никакого отношения к критикуемому. В ответ на активную или пассивную агрессию человек может защищаться теми же методами, потерять мотивацию, а может и отделаться сожалением или раздражением, если умеет отделять себя от объекта критики.
Что делать?
Трансформировать вспышку агрессии в «хорошую» критику можно, вернувшись в разговоре в тот момент, где у вас был сбой. Затем пояснить собеседнику, что вы чувствовали в этот момент, когда проявилась агрессия, и почему это важно для него. Если такой момент и пояснение вы не можете найти, то стоит задуматься о том, чтобы следить за собой и пресекать вспышки необоснованной злости.
5. Непрошеные советы
Если вы советуете, манипулируете другими, фамильярничаете или снисходительно поучаете, вы не критикуете. Особенно в тех случаях, когда вас не просят. Вы удовлетворяете личное эго, представляя себя как суперэксперта (даже если вы таковым являетесь). Вы пытаетесь доминировать и ваша «критика», даже никому не поможет, так как вы облекаете ее в форму, которая отталкивает. Люди-нарциссы в таких ситуациях могут ощутить стыд или почувствовать свою уязвимость, люди с менее выраженной формой нарциссизма могут посмеяться или даже не заметить.
Что делать?
Чтобы сделать критическое замечание как эксперт, нужно убрать из формулировок излишки профессионализма, личные мотивы и эго. Конечно, если вы действительно хотите помочь.
6. Перфекционизм
Если вы требуете от собеседника невозможного, учета абсолютно всех нюансов, идеального результата, то вы не критикуете. Чаще всего вы акцентируете внимание на мелочах, конкретных вещах, которые не влияют на суть проекта/объекта. Ваш внутренний перфекционист требует от постороннего человека идеального исполнения и отказа от ошибок.
Что делать?
Для конструктивной критики следует смириться с тем, что идеальных продуктов/событий/людей не бывает. Если исправление деталей глобально не влияет на результат, то лучше использовать формулировки «Я чувствую, что это и это нужно сделать иначе, потому что …». «Я-формулировки» должны быть обоснованными, чтобы не превратиться в ошибку из первого пункта. Если вы сами не сможете сделать лучше, чем уже есть, то подумайте, что у вас пока нет продукта/объекта, а собеседника уже есть.
Читайте еще: Только пять: как избавиться от синдрома отличника
7. Акцент на бессмысленности
Если вы обвиняете кого-то в зря потраченном им времени, упрекаете в бессмысленности, аннулируете результаты проделанного, то вы не критикуете. Вам хочется обесценить плоды чужого труда.
Что делать?
Превратить эту ситуацию в конструктивную невозможно. Только вы можете знать, почему вам нужно аннулировать результаты чужой работы – конкуренция, проявление агрессии, отказ принимать факт свершившегося. Изучите, почему вы стремитест к обесцениванию.
8. Надуманные выводы о перспективах
Если вы уверяете, что «все пропало», чувствуете, что в этом есть чей-то заговор, и результат или действие уничтожает саму идею, то вы не критикуете. Вы лишь делитесь личными выкладками относительно перспектив, причем зачастую это необоснованные выводы или паранойя.
Что делать?
Если вы склонны к преувеличению, то направить эти выводы в русло конструктивной критики можно, подвергнув свои же претензии критическому анализу и найти в них слабину, будто вы опровергаете свои же суждения. Вы либо находите, о чем спросить критикуемого в формулировке: «Мне кажется, что это так потому что…/ А как вы считаете было бы полезнее/выгоднее для… / А как вы видите ситуацию с …?». Так вы делаете применимым для обсуждения личное мнение и понижаете градус надвигающейся катастрофы. Либо понимаете, что спорить не о чем.
Читайте еще: Села батарейка: 7 вещей, которые отнимают вашу энергию каждый день
thepoint.rabota.ua
10 основных правил конструктивной критики — Wonderzine
Мы уже рассказывали, почему так важно критиковать аргументированно и корректно (потому что иначе коммуникация на всех уровнях и проектах превратится в ад, мрак и копоть). Сегодня разбираем практическую сторону вопроса, а именно рассказываем, какими правилами стоит руководствоваться в общении с коллегами, друзьями, партнёрами и незнакомыми людьми в интернете.
Помните, зачем вы критикуете
правильно:
Смотри, мне кажется, я знаю,
как сделать ещё лучше
Критика нужна для того, чтобы устранить проблему, которая мешает вам или другим людям, или помочь человеку стать в чём-то лучше. Например, научиться варить классный кофе. То есть не для того, чтобы продемонстрировать всем, какой классный кофе вы умеете варить и насколько другие не умеют его варить и почему они не имеют права этим заниматься. Или напомнить, как тяжело вам было научиться варить кофе, но вы всё равно справились. В общем, не для самоутверждения или выпуска пара, а чтобы поменять ситуацию к лучшему. Поэтому перед тем, как приступить к критике, важно сформулировать для себя цели конкретного разговора и убедиться, что вы поняли намерения и методы критикуемого, — потому что иначе не получится составить объективное мнение о его работе и критика будет бесполезной, а то и вредной.
Используйте
«принцип гамбургера»
правильно:
Интересный текст! Не хватает ссылок, добавишь? И спасибо, что так быстро
Критика должна быть нейтральной или положительно заряженной. Саркастичный или ироничный тон, в который часто облекают замечания, контрпродуктивен — потому что он нужен для самоутверждения говорящего, а не решения проблемы. Часто конструктивные замечания перемежают с насмешливыми комментариями, и при таком подходе для критикуемого весь отзыв целиком может обесцениться, потому что его чувства задеты. Так что, если вас высмеивают, прикрываясь благими намерениями, с конструктивной критикой такая коммуникация имеет мало общего.
Для продуктивного диалога проще всего использовать так называемый сэндвичный подход или принцип гамбургера. Суть его в том, что любой критический отзыв строится по простой схеме: похвала, критика, похвала. Для российской культуры, в которой всё время боятся перехвалить (ребёнка, студента, работника), он может показаться приторным или даже лицемерным, но он действительно помогает избежать фрустрации, которая возникает при постоянной критике. Говорить человеку время от времени, что вы в него верите, тоже полезно — это подбадривает и помогает работать лучше. Тут стоит отметить, что похвалу стоит кастомизировать: повторённое в десятый раз «всё класс, но…» может звучать фальшиво, так что потрудитесь отметить действительные достоинства конкретной работы — так адресат поймёт, что вы на самом деле их увидели и оценили.
Разбирайте одну
проблему за раз
неправильно:
Опять ты посуду
грязной оставила
Очень частая ошибка и в рабочих, и в личных отношениях — накапливать претензии. Чаще всего это происходит из-за того, что одна сторона не хочет высказывать правки или предложения по мере их поступления, но в конце концов не выдерживает их наплыва и выдаёт все сразу — ещё и с естественными для такого ситуации негативными эмоциями. Нужно запомнить, что терпеть, полагаясь на понимание другого человека, вредно — потому что, пока ему не дать фидбэк, он и не поймёт, что что-то не так, и будет действовать по-прежнему.
Правило же решения одной проблемы за раз позволяет не только обнулить возможное напряжение (конструктивный диалог подбадривает обе стороны), но и двигаться дальше с максимальной скоростью и комфортом. Ну, и то, что больше пригодится в личных отношениях: не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и не исправленные. Это переносит разговор с рационального уровня на эмоциональный, вызывает чувство безысходности (изменить прошлое-то уже нельзя) и просто злит.
Будьте конкретны и не переходите на личности
неправильно:
Зачем тебе вообще этот конкурс,
это же смехотворно
Каждый может оставить отзыв формата «пост ниочём» или зацепиться за одну ошибку и на основании этого обесценить работу целиком. Помните, что такая реакция совсем не требует усилий, бесполезна и лишь показывает, что «критик» хочет высказаться и быть замеченным даже ценой унижения другого человека. Конструктивной критикой являешься лишь конкретизированный отзыв по одному или нескольким аспектам работы, показывающий, что именно не так и почему. Да, составить его сложнее, чем бросить пустое «лол, что за говно», но вспомните, зачем вообще нужна критика.
Отзывы вроде «хотелось бы узнать ваше личное мнение по этому вопросу» дают понять, что именно вы считаете возможным для усовершенствования и позволяют уважительно уведомить об этом. Кроме того, никогда не следует из-за одной ошибки (которая может быть и не искажением фактов, а просто мнением, не совпадающим с вашим) обвинять человека в непрофессионализме. И даже то, что перед вами очевидная ошибка или другие бесспорные недочёты, не повод ставить под сомнение сразу всю работу и вовсе не значит, что работник — бездарь и профан.
Вспомните, что никто
не идеален
правильно:
Я тоже не всегда
всё делаю вовремя
Всегда нужно помнить, что сторона, которой вы готовитесь передать критику, не функция или робот, а человек, к чувствам которого хорошо бы относиться уважительно. Да, и работник, и партнёр в тех или иных отношениях должны быть готовы к тому, чтобы адекватно воспринимать критику, но и подаваться она должна так, чтобы не унижать адресата.
Человечность в сочетании с действительно ценными правками и замечаниями даёт замечательный результат: кроме идей, как сделать работу лучше, человек понимает, что к нему относятся не как к механизму, а действительно ценят (вспомните принцип гамбургера). Признание своих ошибок позволит привнести даже в тяжёлый разговор эту самую человечность: так вы покажете, что не считаете себя единственным правым и стоящим в белом пальто и что ошибки — естественная часть рабочего процесса и случаются они со всеми.
Покажите, что вы
понимаете чувства другого
правильно:
Понимаю, что это
было непросто
Это правило хорошо подойдёт для соблюдения принципа гамбургера. Важно помнить, что любое, даже на ваш взгляд несложное задание каждому может даться по-разному. Простой пример: человек, который никогда не составлял деловое письмо, может напортачить или задать кучу вопросов, которые профессионалу могут показаться смешными или наивными. Но это не значит, что новичок не способен справиться с таким заданием априори, — надо просто дать ему время на обучение. Показывая, что вы представляете, из-за чего работник или партнёр мог нервничать в новом или трудном для него деле, вы завоёвываете его доверие и демонстрируете, что ваша цель — не оскорбить или уязвить, а помочь.
Не критикуйте на публике
неправильно:
Чат, смотрите, какую тупую ошибку
сделал М., и не делайте так
Большой страх современного человека — облажаться на публике. Ещё неприятнее, когда перед другими людьми стыдит человек, которому нельзя возразить (например, босс). В таком случае возникает подавленная агрессия, которая мешает воспринимать даже полезные правки. Велик шанс, что работник или партнёр стерпит такой способ критики и не возмутится им в приемлемой форме, но доверие будет подорвано.
Помните, что для качественной работы (в том числе над отношениями) важно поддержать так называемый здоровый эмоциональный климат, так что между скоростью и качеством выбирайте качество. Не надо в общем чате объяснять, кто что сделал не так, если вы разбираете действия конкретного человека и даже хотите, чтобы остальные не повторяли его ошибок. Правильнее будет поговорить отдельно с человеком, всё прояснить и снова поставить его на рельсы, а потом максимально отстранённо от данного случая дать общую инструкцию всем работникам. Если такой способ кажется вам слишком нежным, вспомните, что критика нужна только для совершенствования процесса, а хорошие отношения позволяют делать это быстрее.
Не требуйте
немедленной реакции
правильно:
Я не настаиваю.
Давай обсудим ещё раз завтра?
Наш организм эволюционно ненавидит всякие перемены, потому что они могут представлять опасность (инстинкт самосохранения, все дела). И даже в таком рациональном деле, как работа и построение отношений, боязнь нового имеет место и мешает становиться быстрее, выше, сильнее. В плане восприятия критики это выражается в том, что любому человеку нужно не столько подробнейшее обсуждение, а время на восприятие новой информации и встраивание её в свою операционную систему. Поэтому злиться на то, что собеседник не с полпинка воспринимает вашу идеально выстроенную «бургерную» критику, бессмысленно и вредно для отношений. А чтобы узнать, сколько времени требуется для такого осознания, не домысливайте, а просто задайте вопрос — простые решения иногда самые лучшие.
Давайте отзыв,
а не инструкцию
неправильно:
Просто ешь меньше
и больше двигайся
Этот совет больше подойдёт для личных отношений. Все мы заботимся о близких, но иногда забота может принимать неуважительные и бесполезные формы. То, что вы просто акцентируете важность какого-либо момента в отношениях, как критика сработает лучше, чем если вы сразу дадите инструкцию по тому, как этот момент исправить.
Во-первых, готовая инструкция может не сработать. Никогда не стоит забывать, что даже самый здравомыслящий человек не может знать и предугадать всё на свете и не владеет ситуацией в той же степени, что и адресат совета, а значит, не может предложить безупречный сценарий продуктивного поведения. Во-вторых, само предъявление готовой инструкции косвенно даёт понять, что вы не уважаете право другого человека на собственный осознанный выбор, а ваш рецепт кажется вам единственно верным. Первый шаг в подобных случаях — выразить своё отношение к ситуации. Это может показаться телячьими нежностями, но если человеку важны вы и ваши чувства, он прислушается к тому, какое влияние на вас оказывают его действия. Так что выразить свои сомнения и аргументы в пользу какой-то стратегии куда полезнее, чем просто безапелляционно настаивать на ней.
Критикуйте то,
что можно исправить
неправильно:
С таким голосом, как у тебя,
только в караоке и ходить
На всякий случай повторим, что критика нужна для того, чтобы решать проблемы и двигаться дальше. Её часто смешивают с потребностью снять напряжение или показать, что отношения не приносят ожидаемого комфорта или результата. В таких случаях критика часто превращается в «переход на личности» и не оставляет шансов для дальнейшего разрешения конфликта. Сравните, например, высказывания «Как ты достал опаздывать» и «Ты обычно пунктуален, но второй день опаздываешь на полчаса. Что-то случилось?». В первом случае посыл ясен, но вызывает у визави только раздражение, в последнем — тоже считывается, но негатива не порождает.
Критика вещей, которые исправить нельзя, тоже не вызывает ничего, кроме обиды или раздражения, в зависимости от того, как человек привык реагировать на неприятности. Важно, что есть вещи, которые исправить объективно невозможно (свой рост, например), есть те, что исправить не может конкретный человек («перестать расстраиваться», если он болен депрессией). Если вы хотите избежать фрустрации и не обострять конфликт, воспринимайте эти черты как данность и постарайтесь изменить не их, а своё отношение к ним.
Иллюстрации: Катя Дорохина
www.wonderzine.com
2.6.2. Мастерство конструктивной критики
Данное мастерство подразумевает овладение правилами конструктивной критики в использовании различных критических оценок.
А. Правила конструктивной критики. Основные правила конструктивной критики сформулируем в виде конкретных рекомендаций:
1. Старайтесь терпеливо выслушивать объяснения. К сожалению, не многим руководителям удается выслушать объяснение со стороны критикуемого непредвзято, терпеливо и до конца. Невольно срываются с уст таких руководителей замечания, подобные такому: «Если хотите со мной говорить — молчите!»
2. Сохраняйте ровный тон. Иметь бесконечное терпение — это действительно талант. Когда критикующий легко сбивается на крик — это верный признак того, что он не умеет владеть собой.
Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека или склонить его к своей точке зрения, близка к нулю, и громче — вовсе не означает убедительнее и понятнее.
3. Прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите. Это достаточно эффективный и проверенный прием. Особенно он действенен в преддверии сокрушительной критики. Например, можно сказать критикуемому: «Мы сотрудничаем уже не первый год, и нередко ваши результаты были просто великолепны. Что же произошло сейчас?»
В данном случае критикуемому сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение со стороны критикующего (начальника, руководителя и т.д.) нет никаких оснований: ведь он ушел от крайности, отметив все — и хорошее, и плохое.
Подыскивая, за что похвалить, вы оказываете помощь не только критикуемому, но и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и вашу позицию более взвешенной и терпимой. А это облегчит выполнение и двух предыдущих правил: выслушивать и сохранять ровный тон. В результате не возникает конфронтация, к которой зачастую приводит критика.
82
4. Критикуйте поступки, а не человека. Каждый может согласиться с тем, что он ошибся, особенно если приведены очевидные факты, но вряд ли кто согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимодействия.
5. Не критикуйте пои свидетелях. Такая критика вызывает особое неудовольствие со стороны критикуемого.
6. Помогите критикуемому «сохранить свое лицо». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Вот почему не следует, видимо, забывать о том, что ничто так не разоружает критикуемого, как условия почетной капитуляции. В этой ситуации крайне важно бывает построить побежденному «золотой мост» для отступления.
Б. Характеристика эффективных критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки:
1. Критика-похвала
• Работа сделана хорошо, но только не для этого случая.
• Неплохо, но вы способны на большее.
• Все было хорошо, но только не совсем вовремя.
• Видно, что вы старались, но, увы, этого оказалось недостаточно.
• Ну вот, так уже совсем неплохо, дело осталось за малым.
• Уже лучше, но здесь еще надо поработать.
• В основном все правильно, но несколько ошибок придется устранить.
2. Безличная критика
• В нашем коллективе есть еще люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть.
• Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.
• Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они знают об этом.
• Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.
• Пусть будет стыдно тому, кто не осмелился признаться.
3. Критика-озабоченность
• Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких, как…
• Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
• Мы озабочены тем, что вы неподготовили доклад.
83
• Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.
• Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.
• Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.
4. Критика-сопереживание
• Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано.
• Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.
• Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчиненных, каково им сейчас.
5. Критика-сожаление
• Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
• Очень жаль, что вы не справились с заданием.
• Я сожалею, но вы совершили ошибку.
• К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.
• Сожалею, но вы могли сделать это лучше.
• К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.
• Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.
• К сожалению, это не совсем то, что надо.
• Мне жаль, что вы не успели выполнить работу.
6. Критика-удивление
• Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…
• Я шокирован, вы совершили слишком много ошибок.
• Я просто не ожидал от вас такого результата.
• Признаться, удивлен, что отчет еще не готов.
• Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.
• Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.
• Как, и вы не видите своих недостатков.
• Как, и вам это нравится?
• Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы будете в числе нарушителей?
• Неужели вы так и не поняли свою ошибку?
7. Критика-смягчение
• Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.
• Наверное, вам неправильно объяснили это задание.
• Не вините только себя в произошедшем.
• Это просто обычная рабочая ошибка.
84
i Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.
В вашем жизненном опыте еще не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.
Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.
8. Критика-предупреждение
• Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
• Предупреждаю, что впредь у нас с вами будет другой разговор.
• Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.
• При повторной ошибке вы будете наказаны.
• Это было мое последнее предупреждение.
9. Критика-требование
• Сожалею, но работу вам придется переделать.
• Эта работа требует немедленного выполнения.
• Я требую, чтобы…
10. Подбадривающая критика
• Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.
• Не огорчайтесь, сегодня вы сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.
• С вашим старанием в следующий раз вы добьетесь отличного результата.
• Не переживайте: если захотите, вы непременно выполните это задание.
• Все получится, если попробовать еще разок.
11. Критика-упрек
• Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!
• Не ожидал, что по вашей вине придется переделывать отчет.
• Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.
• Как же так, я думал у вас все получится!
• Ну что же вы? Вы нас так подводите.
12. Критика-надежда
• Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
• Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.
• Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.
• Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчетов.
• Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.
• Хочется верить, что в будущем вы будете более внимательны.
85
13. Критика-аналогия
• Раньше, когда я был таким же молодым и недостаочно опытным, как вы, я допустил точно такую же ошибку.
• Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.
• У вас получилось лучше, чем у других в первый раз. Попробуйте еще.
• Раньше я тоже не мог выполнить это действие.
• Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.
• Обратите внимание, ваш коллега считал точно так же, и что из этого получилось?
• Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.
14. Критика-замечание
• Вы были грубы. Я считаю, что вам следует извиниться!
• Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь!
• Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!
• Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!
• Вы неверно выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться?
15. Критика-вопрос
• Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
• Как планируете исправить допущенные ошибки?
• Что предпримете, чтобы исправить положение?
• Вы неправильно оценили ситуацию. Что предлагаете делать?
• Опять поражение. Как предполагаете выйти из положения?
16. Критика-опасение
• Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
• Боюсь, это войдет у вас в привычку.
• Меня беспокоит, что вы повторяете одни и те же ошибки.
• Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь же ответственное задание.
• Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.
Как видим, есть много способов не превращать критику в «разнос», который унижает зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.
86
L 2.6.3. Искусство комплимента
Запуск спутника на орбиту Земли может быть выполнен только в определенный момент ее вращения. Специалисты называют его стартовым окном. Наподобие этого обстоят дела и с готовностью партнера дать согласие по тому или иному вопросу. «Стартовым окном» здесь могут служить комплименты.
и Цель комплименторности в общении. Известно, что мы все чувствительны к комплиментам. Эта чувствительность проявляется в том, что человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении положительных эмоций. Эта потребность свойственна каждому, вот почему человек, делающий комплименты, — для окружающих желательный собеседник: ведь он является для многих источником положительных эмоций. Таким образом, цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.
U Отличие комплимента от лести и похвалы. Похвала, как известно, — это положительная оценка качеств собеседника. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший младшему, начальник — подчиненному, другими словами: «ведущий» — «ведомому».
Комплимент — это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.
В отличие от комплимента («небольшого преувеличения») лесть представляет собой сильное преувеличение достоинств собеседника.
Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Многих лесть отталкивает. Хотя встречаются люди (и их, увы, не мало), которым лесть по душе.
Слова «Не люблю комплиментов» относятся не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.
Таким образом, между лестью и комплиментом можно выделить следующие основные различия:
87
• лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;
• лесть подразумевает чрезмерное, вопиющее преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же не допускает этого, он лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;
• комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.
и Правила комплимента. Основными правилами комплимента в деловом общении являются:
• Сосредоточение внимания на внутренних, душевных качествах собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности.
Привычка хвалить окружающих за их внешность начинает формироваться с самого детства. Особую роль в этом процессе играют родители. Если взрослый хвалит ребенка только за его милую улыбку или за то, что он прелестно выглядит, то дает малышу понять, что именно эти качества и есть самое главное. Вот почему так важно научиться самим и обучить своих детей сосредоточиваться на поощрении окружающих исключительно за их внутренние качества. Действительно, каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, однако далеко не каждый может обладать личностными достоинствами. Однако это вовсе не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов, воздаваемых внешним достоинствам человека. В этом рассуждении мы лишь обращаем внимание читателей на то, что более ценным для человека будет комплимент по поводу его внутренних качеств.
• Обращение внимания не на очевидные, а на скрытые достоинства собеседника. Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздей-
88
будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова. Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.
Опыт каждого, видимо, может подтвердить, что чем приятнее людям общаться с вами, тем больше они будут доверять вам и тем выше будет ваш шанс удачно разрешить деловую проблему.
• Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом зависит от его искренности, что позволяет почувствовать окружающим его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности, несмотря на очевидные замечания типа «Важно не быть искренним в общении, делая комплименты, а казаться им!». Однако, видимо, не следует забывать: чтобы казаться искренним и правдивым, нужно, как минимум, быть им! Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.
• Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не общими, а максимально конкретными. Лишь в этом случае они покажутся людям искренними и откровенными. Это удастся сделать с помощью слов «потому что…» с последующим конкретным описанием своих очевидных наблюдений. Действительно, когда нам говорят что-то приятное о каких-либо деталях, мы невольно верим тому, кто говорит об этом. Более того, нам действительно хочется думать, что за комплиментом скрывается правда.
Сравним несколько высказываний:
Общая оценка достоинств человека
Нина Михайловна! Вы очень тактичная и обаятельная женщина!
Николай Филиппович! Это было замечательно!
Конкретизированная оценка достойных качеств человека
Теперь я понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются вами: вы корректны, тактичны и обходительны с людьми.
Это было великолепно, Николай Филиппович, потому что у вас был превосходный контакт с аудиторией и ваши убедительные доводы
89
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
Вы замечательный руководитель, Александр Николаевич!
Владимир Николаевич! Вы очень умный и проницательный человек.
Вы замечательная хозяйка, Наталья Васильевна!
Константин Алексеевич! У вас прекрасное
чувство юмора!
Виктор Павлович! Вы настоящий труженик и мастер своего дела.
Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна.
Катя, ты пользуешься большим авторитетом в нашем коллективе.
Владик, ты настоящий друг!
произвели на окружающих сильное впечатление!
Вы великолепный руководитель, Александр Николаевич, потому что вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им, вам небезразличны люди, с которыми вы работаете.
Владимир Николаевич! Вы очень умный мужчина, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей, которые доставляют мне особенную радость.
Наталья Васильевна, вы замечательная хозяйка, потому что всегда следите за чистотой в доме и очень вкусно готовите!
У вас прекрасное чувство юмора, Константин Алексеевич, так как ваши шутки всегда способны поднять людям настроение.
Вы мастер-«золотые руки», Виктор Павлович, потому что все, за что бы вы ни брались, делаете качественно, своевременно, с большой отдачей сил и вдохновенья!
Спасибо, что выполнили задание безупречно, Марина Александровна. Это значительно поможет нам в решении очень важной для всех задачи.
Ты — душа нашего общества, Катя, потому что очень внимательна, заботлива и тактична к каждой из нас.
Ты действительно настоящий друг, Владик, так как ты понимаешь меня и всегда готов прийти на помощь в трудную минуту.
90
О Специфические требования к комплименту. Существу-[ ют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:
• Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам.
Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.
Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его.
Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.
• Комплимент, по возможности, должен быть кратким. Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции — значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов.
• Комплимент не должен содержать поучений. Например: «Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть».
• В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.
• Комплимент без эмпатии — несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он Ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.
Таким образом, без эмпатии, т.е. сочувствия, умения войти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен. Для того чтобы адресно со-
91
переживать собеседнику, важно не только изучить его как «пчелу под микроскопом», нужно самому ощутить себя этой «пчелой».
• Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами — мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.
Рассмотрим сначала возрастные особенности, а затем те, которые связаны с половыми различиями людей.
А. Возрастные особенности. Проследим, что же является самым значимым для человека в том или ином возрасте, на что нужно обратить внимание, когда мы высказываем комплимент в адрес того, кто находится рядом. Итак, приведем лишь основные качества или свойства, которые могут быть объектом комплиментарное™:
— Ребенок. Для него наверняка небезразличны: его оценка окружающими, наличие интересных игрушек, собственная послушность и многое другое.
— Подросток. Для него особо значимо: желание выделиться, модная одежда («прикид»), увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность и т.д.
— Юношество. Этот период социализации для юношей и девушек имеет свои особенности. Молодые люди, как показывают исследования, небезразличны к тому, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся, независимы ли от родителей, насколько сексуально привлекательны, имеют ли жизненный опыт и т.д.
— Взрослый человек. В этом возрасте наиболее ценно и значимо, пожалуй, следующее: социальный статус человека, успешность его деятельности, наличие результатов профессионального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом нашего искреннего восхищения.
— Пожилой возраст. В этом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются. Для бабушки (или дедушки) бывают очень значимы: успешность их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др.
Все перечисленное выше крайне важно учитывать, когда мы делаем комплименты, указывая максимально адресно то, что ценно, значимо и важно для самого собеседника.
92
Б. Половые особенности. Эти особенности продиктованы ^спецификой физиологических различий мужчины и женщины, характером протекания психических процессов, особенностями восприятия окружающей действительности, характером профессиональной деятельности и многим другим.
Для мужчины особо значимо: его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны отражать имидж преуспевающего мужчины.
А что же ценно и значимо для женщины? Безусловно, это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.
• Комплимент на фоне антикомплимента себе — удачен и особо чувствителен. Достаточно эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе, поскольку, возвышая другого, удается обратить внимание собеседника на свой неуспех. Для многих это важный показатель собственного достижения, а отчасти и превосходства.
Приведем несколько примеров. Первый: один преподаватель говорит другому: «Как тебе удается говорить с заведующим кафедрой? Я вчера целый час его убеждал, и все без толку, а ты за пять минут решил тот же вопрос».
Другой пример: нужно сделать комплимент человеку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел. Включаем механизм эмпатии. И что удается увидеть: а считает ли он себя скрягой? Конечно же нет! Скорее наоборот — человеком бережливым, хозяйственным и рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и основа для комплимента: «Мне так не хватает вашей бережливости». Редко когда такой человек останется равнодушным к подобному высказыванию в свой адрес. В итоге резуль-«тат не только налицо, но и на лице собеседника. ; • Комплиментарность требует тренировки. Существует достаточно распространенное заблуждение, что говорить комплимен-, Ты необходимо только «нужным» людям, т.е. тем, от которых нуж-,v.Ho что-то получить. Не имея опыта делать комплименты «по пус-* tHKaM», вряд ли можно добиться отточенного опыта комплимен-
93
тарности по отношению к «нужному» человеку. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать на «полигоне» повседневно-бытовых взаимоотношений: начиная с собственного ребенка и заканчивая случайными прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности. Практикой и только практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым.
• Ни дня без комплимента. Очень полезно поставить себе задачу: ни дня без комплимента. Комплимент, как известно, начинается с желания его сказать. Важно найти то, что нравится в собеседнике, что хотелось бы позаимствовать у него. И сказать об этом прямо.
Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Тем более, что присутствие посторонних может смущать вас.
Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.
Поскольку мужчины не особенно избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в комплиментарности лучше на мужчинах.
U Особенность использования скрытых комплиментов. Под скрытыми комплиментами понимаются такие, которые, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия и открытости во взаимоотношениях.
Перечислим несколько рекомендаций, как использовать комплименты скрытого характера.
• Проявите искренний интерес к собеседнику. Всякое проявление интереса к собеседнику является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы этот интерес был не «деланным», а искренним. Притворный интерес довольно легко разоблачается и последствия этого — самые неприятные.
Чтобы интерес был действительно искренним, важно найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др. Тогда интерес будет неподдельным и впечатляющим для собеседника.
94
• Прежде чем открыть дверь, «наденьте улыбку». Именно
рекомендует известная английская пословица — «надеть Цулыбку». Причем важно улыбнуться не просто самому себе, а • человеку напротив — своему собеседнику. Все вы слышали про улыбки ценою в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка — это выраженное мимикой действие, означающее «Я к вам хорошо отношусь, вы мне нравитесь, мне хорошо с вами». Все это очень приятно осознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает (по принципу: подобное рождает подобное) ответное такое же приветливое и доверительное расположение.
В просторечии существует так называемая мышца улыбки. Это большая скуловая мышца лица, которая, будучи возбужденной, давит на нерв, расположенный ниже, который, в свою очередь, подает особый сигнал в подкорковые образования мозга, позволяющие зарядить интеллект как бы новой энергией. Именно такова причинно-следственная связь, объясняющая, что на что влияет в случае возбуждения мышцы улыбки.
Возбуждается мышца улыбки, как утверждают специалисты, следующим способом: легким поглаживанием по щеке, пощипыванием, т.е. физическим раздражением этой мышцы, наконец, разглядыванием смеющихся лиц. Последнее обстоятельство очень важно в межличностных контактах, поскольку улыбка порождает в ответ аналогичную реакцию.
Более того, врачи знают о так называемом «лейкоцитозе улыбки». Суть его в том, что когда человек улыбается, состав его крови существенно улучшается. Улыбка действительно является синонимом хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, кто излучает вдохновение, оптимизм, позитивную энергию.
Несколько слов хотелось бы сказать о проблеме, о которой наслышаны многие женщины, старающиеся не улыбаться по причине того, что считают, будто улыбчивостъ приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто недавними исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин.
Экспериментально установлено, что хмурые, неулыбчивые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит их уже само по себе.
95
• Не стесняйтесь почаще произносить имя собеседника. Известно, что человеку приятно слышать свое имя. Оно действительно, как это отмечает Д. Карнеги, является самым приятным, самым любимым и еще много «самым» словом на свете.
Произносить имя собеседника следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.
Произносить имя — означает проявить особое уважение к человеку. Запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение. Это является уже своеобразным комплиментом.
В заключение подведем итог сказанному двумя выводами:
Первый — мы все чувствительны к комплиментам. Да, действительно это так, и вряд ли можно найти исключения. Комплименты любят практически все, просто реакция на них у отдельных людей бывает не столь заметна.
Слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворивший эту потребность, действительно становится желанным партнером по общению.
Второй — польза от комплимента — всем. Сказать хороший комплимент собеседнику — означает расположить его к себе, понравиться ему. И когда комплимент приходится по душе партнеру, лицо его озаряется особой улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться и автору комплимента. Это означает, что и вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов — всем.
studfiles.net
Что такое конструктивная критика и почему она так редко встречается — Wonderzine
Что делает критику конструктивной?
Важно оговориться, что далеко не всё, что мы привыкли считать конструктивной критикой, на самом деле ею является. Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.
«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».
Татьяна Вайзер отмечает, что конструктивной критику делает следование минимальным этическим требованиям: «Во-первых, следует критиковать там, где это уместно, то есть предполагая, что адресат критики воспримет вас адекватно и сможет поддержать разговор на достойном уровне. Сам факт обнаружения некоего недостатка в другом — ещё не повод для критики». Она также говорит, что нужно хорошо знать и понимать предмет критики: для этого нужно попытаться разобраться, как устроено то, что вам не нравится, показать оппоненту, что вы понимаете его. По её мнению, перед тем как начинать критиковать, нужно отметить все достоинства, а лучший вид критики — вопросы, открытые для дискутирования. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на слова или личные качества оппонента. «Наконец, критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту. Не переносить недостаток на самого человека в целом, использовать принятые в обществах с развитой культурой критики риторические формулы. Вы имеете право отказаться выслушивать критику от человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес языка», — подытоживает Татьяна Вайзер.
www.wonderzine.com
Виды и формы критики — Психологос
Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.
Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.
Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?
Критика по форме может звучать очень разнообразно.
Прямая и косвенная
Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом
Развернутая и короткая
Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.
Общего плана и конкретная
Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.
Когда полезна
Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.
Направленная на личность или на действия человека
Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.→
Открытая и скрытая
Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…
Поддерживающая и разгромная
Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.
Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.
Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)
Когда полезна
Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация — просто необходима.
Деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная
Мотивирующая и останавливающая
Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.
www.psychologos.ru