Менины диего веласкес: «Менины» Веласкеса: картина о картине

«Менины» Диего Веласкес. Детальный анализ картины

  • Автор: Диего Веласкес
  • Название: Менины
  • Дата создания: 1656
  • Школа: Испания
  • Техника и материалы: холст, масло
  • Размер: 318 х 276 см
  • Формат: вертикальный
  • Жанр: портрет, бытовой

Этот шедевр Веласкеса – одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. По сути, он является портретом инфанты (принцессы) Маргариты в окружении ее фрейлин (las meninas). Но судя по композиции этого полотна, художник, изобразивший себя за работой над большим холстом, не может писать портрет девочки, поскольку стоит рядом с ней. Ответ на вопрос, над чьим же портретом он работает, нам дает зеркало, висящее в глубине комнаты. В нем мы видим отражение двух фигур. Это король и королева Испании, которые позируют Веласкесу, в то время как пятилетняя инфанта всего лишь зашла их навестить.

Таким образом, в «Менинах» Веласкес дает «социальный» портрет королевского двора.

Более того, исследователи предполагают, что основной целью при создании этой картины для Веласкеса было желание утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, воспринимающегося того в обществе как простое ремесленичество. Возможно, художник хотел подчеркнуть и свое личное положение при королевском дворе. На груди самого Веласкеса мы видим красный рыцарский крест Сант-Яго, но в момент написания «Менин», художник еще не был в него посвящен, это произошло только три года спустя. Крест был добавлен в картину уже после смерти художника по повелению короля, который был знатоком живописи и многое сделал для того, чтобы она сравнялась по статусу со свободными искусствами.

В этом полотне стоит обратить внимание и на живописную манеру Веласкеса. Художник разработал технику, которая давала возможность рассмотреть детали лишь с некоторого расстояния. Так вблизи кружевные манжеты Доньи Изабеллы представляют собой неопределенные мазки кисти, которые лишь намекают на предмет, а не изображают его, и в этом испанский мастер на несколько столетий предвосхитил творческие искания импрессионистов.

Веласкес имитирует фактуру роскошных тканей – с близкого расстояния кажется, что столь реальные предметы как шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка практически «собраны» из точек, пятен и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

Инфанта Маргарита

Взгляд пятилетней девочки прикован к королевской чете, сидящей перед картиной и отражающейся в зеркале.

Карлица Мария Барбола

Ее уродство и темное платье подчеркивают нежность и красоту инфанты.

Фрейлина Донья Мария Сармиенто

Слева от инфанты, рядом с художником, изображена фрейлина – Донья Мария Сармиенто, подносящая ей красный глиняный кувшин на золотой тарелке.

Хосе Нието

В дверном проеме на заднем плане мы видим силуэт гофмаршала двора, дона Хосе Нието. Его взгляд направлен в сторону короля и королевы. Стоит отметить, что прием с отражением в зеркале мог быть заимствован Веласкесом из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Собака

На переднем плане в правом углу картины – дремлющий мастифф, на которого поставил свою маленькую ножку придворный шут Николасито.

Поделиться ссылкой

Менины — Диего Веласкес — barcelona-excursii

«Менины» (исп. Las Meninas — фрейлины) — самая знаменитая картина ярчайшего представителя «золотого века» испанской живописи — Диего Веласкеса, законченная им в 1656 году. В наши дни это грандиозное не только по значимости и мастерству, но и по размерам полотно (318 х 276 см), где персонажи на переднем плане написаны в натуральную величину, является украшением коллекции музея Прадо в Мадриде. 

 

Мало найдется в истории мировой живописи произведений, которых были бы столь же единодушно расхвалены как критиками, так и коллегами Веласкеса по цеху. 

Так, Лука Джордано называл «Менины» «теологией живописи», Томас Лоуренс, президент Королевской академии художеств — «подлинной филисофией искусства». Сегодня общепринято мнение, что «Менины» — не только наивысшее достижение Веласкеса как художника, но и выверенная до мелочей демонстрация пределов живописи вообще.  

В 1957 Пикассо написал, ни много ни мало, 58 различных собственных интерпретаций этой картины, которые можно увидеть в Музее Пикассо в Барселоне. Сальвадор Дали, бывший, как известно, самым преданным поклонником Веласкеса, на протяжении всей карьеры возвращался к «Менинам» множество раз, дав немалое число своих версий «Менин». 

Впрочем, сверхвосторженное отношение Дали к фигуре Веласкеса общеизветно. Приведем одно лишь высказывание каталонского художника: «После импрессионизма вся история современного искусства вращалась вокруг одной цели: реальности. И это может подвести нас к вопросу: что новенького? Веласкес, отвечу я!» Кстати, одну из «далианских» версий «Менин» можно наблюдать во Дворце Ветра Театра-музея Дали в Фигерасе — речь о «Бюсте Веласкеса, превращающемся в три беседующих фигуры». 

Веласкес написал эту картину в 1656 году, в период правления Филиппа IV, предпоследнего монарха династии Габсбургов. Прошло более десяти лет (1643 г.) с момента отставки графа-герцога Оливареса (главного доверенного лица короля, по сути, управлявшего государством) и восемь лет (1648 г.) окончания Тридцатилетней войны, закончившейся подписание разрушительного для Испании Вестфальского мира, усугубившего кризис, в котором пребывало Королевство Испания.

В год написания «Менин», король был уже немолод, устал и явно разочарован итогами своего весьма посредственного правления, перспективы которого непредвещали ничего хорошего.  В 1657 году Англия и Франция утрясли между собой условия раздела испанских владений во Фландрии, начав жесткую атаку против испанской монархии, которая закончилась «Битвой в дюнах», известной также, как «Битва при Дюнкерке» — то есть, поражением испанцев и подписаним еще одного унизительного для Испании Пиренейского Договора в 1659ю поражением испанцев Дюнкерка в битве при дюнах Филиппа IV и подписанием Договора о Пиренеях в 1659 году. 

Веласкес, в силу своего высокого положения при испанском дворе, также вынужден был отправиться на Остров Фазанов (где и был подписан Пиренейский Договор) и принять участие в подготовке к этому историческому события.

Вернувшись после этой поездки в Мадрид, он вскоре скончался, что стало настоящим ударом для Филиппа Четвертого, видевшего в художнике не только своего слугу и придворного живописца, но и, в некотором роде, друга. 

Картина Диего Веласкеса запечатлела самый закат династии Испанских Габсбургов, совершенно не желавших понимать, что браки близких родственников между собой неизменно ведут к глобальной дегенерации, и даже высокий статус «помазанников божьих» не в силах отменить этот непреложный закон природы. 

Так, в первом браке Филиппа Четвертого, который женился на 13-летней Изабелле Бурбонской, родилось 8 детей, из которых лишь одна дочь — Мария Терезия, дотянула до зрелого возраста. 

Когда в 1644 Изабелла Бурбонская умерла, а два года спустя скончался его единственный наследник Бальтазар Карлос (в возрасте 16 лет), Филипп женился на Марианне Австрийской, которую прочили в жены его сыну Бальтасару Карлосу. Следует отметить, что Марианна приходилась Филиппу племянницей.

 

Итог закономерен: в этом браке родились пятеро детей, из которых только двое достигли совершеннолетия — Маргарита Тереза (главный персонаж картины «Менины», не считая самого Веласкеса) и печально известный Карлос Второй, собравший все мыслимые болезни и ставший последним представителем Габсбургов на испанском престоле, посколько произвести на свет наследника у Карлоса, бывшего, по сути, полным дегенератом, так и не получилось. 

В этом смысле картина «Менины» бесстрастный документ, запечатлевший, как мы уже сказали, закономерный закат чрезмерно увлекшейся кровосмесительством династии. 

Та же инфанта Маргарита Тереза, запечатленная на картине в пятилетнем возрасте, успела выйти замуж за Леопольда Первого, императора Священной Римской Империи, (торжественный приезд ее в Вену состоялся в 1666 году, когда невесте было 15 лет), однако вскоре умерла в возрасте всего 22 лет.  

Безутешный вдовец Леопольд, очень любивший болезненную супругу и называвший ее «Единственной Маргаритой», через четыре месяца после ее смерти женился снова — что поделаешь, династические интересы. … Возможно, мы несколько отвлеклись, но этот контекст, на наш взгляд, важен для верного понимания картины. 

Сцена «Менин» — студия Веласкеса в Мадридском Алькасаре. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, отражение которых видно в зеркале, висящем на дальней стене — кстати, это единственное совместное изображение короля со второй женой, Марианной Австрийской.

Хотя единой трактовки картины не существует, большинство искусствоведов считает, что, согласно сюжету,  королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета, а пятилетняя инфанта Маргарита наблюдает за процессом. Иными словами, мы видим эту картину глазами королей — что для кого-то может оказаться по своему приятным.  Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая королевское присутствие вне пространства картины. 

В центре сцены расположилась инфанта Маргарита — пока еще симпатичная, живая, довольная и привыкшая служить центром всеобщего восхищения.   Её окружают фрейлины (менины) из знатных аристократических семей — донья Изабель де Веласко (справа), приготовившаяся к реверансу, и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (слева), подающая инфанте красный кувшин (búcaro) на золотом подносе, преклонив колено.

Маленькая инфанта, с молоком матери всосавшая все королевские привычки,  не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя глубоко осознанное чувство собственного величия, обычным пятилетним детям несвойственное.

На переднем плане справа от инфанты расположились два карлика, служившие, по совиестительству, придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола из Германии и Николас Пертусато из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа  в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес, гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов — не исключено, родственник художника.

Неясное пространство позади него и хорошо освещённый вход, контрастирующий с затемненной атмосферой ателье, заставляют зрителя сосредоточиться на том, что изображено в глубине картине, однако, в соответствии с задумкой Веласкеса, зеркало с отображение королевской пары возвращает взгляд обратно, к главному месту действия.

Сколь бы активно не спорили исследователи творчества Веласкеса на предмет истинного значения картины, оно, на наш взгляд, совершенно очевидно и не нуждается в бессмысленных дискуссиях. «Менины» Веласкаеса — не что иное, как расширенный вариант автопортрета художника, выступающий в качестве демонстрации не только высочайшего уровня мастерства живописца, но и его беспрецедентно важного положения при королевском дворе. 

Принадлежность к определенному классу или сословию в совершенно «иерархической» Испании чрезвычайно важна и сегодня — и уж тем более это имело значение во времена Веласкеса. Художник, познавший славу при жизни и не сомневавшийся в силе своего таланта, тем не менее, жил в эпоху, когда живописцы считались всего лишь ремесленниками, а вовсе не «творцами» или «деятелями искусства».  

Между тем, Веласкес был именно «творцом» и в полной мере ощущал себя таковым  не случайно на этом «расширенном автопортрете» (единственном подтвержденном автопортрете художника) он изобразил себя в окружении королевских особ. Примечательно, что король Филипп Четвертый прекрасно был осведомлен о желании Веласкеса возвысить статус живописи и живописцев (в особенности, придворных живописцев, каковым являлся Веласкес) до надлежащей им высоты. 

Интересно, что Филипп, невзирая на всю свою королевскую чванливость, похоже, разделял точку зрения Веласкеса на живопись — ведь и сам он был художником-любителем, и, как человек творческий, не мог не понимать, насколько Веласкес велик. 

Есть версия, что крест Ордена Сантьяго, изображенный на камзоле Веласкеса и указывающий на его принадлежность к этой монашеско-рыцарской организации, написал уже после смерти Веласкеса сам Филипп Четвертый. Напомним: ремесленникам и торговцам (барыгам) вступать в этот орден не дозволялось.  

Тем не менее, в 1659 году, незадолго до смерти художника, Филипп Четвертый произвел Диего Веласкеса в рыцари Ордена Сантьяго, подтвердив тем самым, что не считает Веласкеса «ремесленником». Как известно, после смерти Веласкеса король написал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушен». 

Что же — так проходит слава земная… Немногие вспомнили бы сегодня о Филиппе Четвертом, если бы не его придворный живописец — гениальный Веласкес, обессмертивший короля и его семейство в своих замечательных работах. 

БИЛЕТЫ В МУЗЕЙ ПРАДО

Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

 

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ ПРАДО

ЭКСКУРСИИ В БАРСЕЛОНЕ

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

«Менины» Диего Веласкеса

Одна из самых известных и наиболее анализируемых картин в западном мире, «Менины», написанная известным художником Диего Веласкесом, теперь гордо стоит в Музее Прадо, Мадрид считался слишком важным, чтобы быть переехал

Что делает эту картину такой знаменитой, обсуждаемой и до сих пор находящейся в центре внимания искусствоведов?

Написанная в 1956 году и первоначально названная «Ia Familia», Веласкес внес несколько изменений, прежде чем представить работу как Las Meninas («Женщины в ожидании»). шедевр.

Сюжеты, композиция и детали были прекрасно сложны и, таким образом, заняли свое место в истории.

Благодаря необычайно близким отношениям художника с королевской семьей (Веласкес проживал в резиденции художника в течение 33 лет на момент написания «Менины»), он имел прямой доступ как к острым фигурам, так и к моментам их жизни.

У Веласкеса было два больших преимущества, когда он рисовал эту сцену: его собственная студия во дворце («главная пьеза» или «главная комната» покойного сына короля, Бальтазара Чарльза) и несколько дружеские отношения с самим королем.

Филипп IV старел и отказывался позволять изображать свою фигуру, хотя и согласился сняться вместе со своей женой (Марианой Австрийской) в Лас Менинас. Вопрос о том, является ли пара предполагаемыми главными героями, остается открытым. Король и Королева отражаются в зеркале на задней стене студии.

Перед ними оживленная сцена. Их единственный выживший ребенок на тот момент, пятилетняя инфанта Маргарет Тереза, сияет на центральном переднем плане картины, когда ее обслуживают две фрейлины (донья Изабель де Веласко и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор).

Сам Веласкес появляется на картине слева от центра и смотрит на холст, который обычно считается его картиной Короля и Королевы (следовательно, их отражение появляется в зеркале позади). Несколько других менее заметных персонажей украшают сцену, добавляя картине немного глубины, сложности и хаоса.

Не в последнюю очередь справа от принцессы изображены 2 гнома, которые немного озорничают, когда один из них пытается разбудить ногой спящую собаку.

Известно, что гномами являются немка Мария Барбола и итальянец Николя Пертусато, а собака считается мастифом и потомком двух мастифов, подаренных королю Филиппу III от Якова I Англии в 1604 году.

За ними стоит компаньонка инфанты Маргарет Терезы (Марсела де Ульоа), которая разговаривает с неназванным телохранителем. Одиннадцатым и последним персонажем сцены является Дон Хосе Ньето Веласкес, камергер королевы и глава королевского гобелена. Предполагается, что он был связан с художником.

Ключевые моменты обсуждения картины сосредоточены на том, что является ключевым предметом картины. Многие теории предполагают, что картина имеет многослойный подход к идее художника, просто рисующего короля и королеву.

Коммуникация в Beispiel einer Kur…

Пожалуйста, включите JavaScript

Коммуникация в Beispiel einer Kurzgeschichte, Lars Krüsand, Untergrundarbeit

Восприятие картины и персонажей на ней дает понять, что эти две выдающиеся фигуры присутствуют в комнате, хотя и вне поля зрения зрителей картины.

Их отражение занимает центральное место в композиции, и было замечено, что из девяти оставшихся персонажей пятеро смотрят вовне, туда, где должна быть королевская чета, а также туда, где за ними наблюдает зритель. Однако существуют и другие теории, которые стоит рассмотреть.

Одна из высоко оцененных теорий была выдвинута историком искусства Эрнстом Гомбрихом. Он предположил, что изначально Младенцы Маргарет Тереза ​​присутствовали, чтобы добавить элемент веселья к тому, что в противном случае было бы скучным сидением для короля, и что сам король предложил Веласкесу, чтобы его дочь стала достойным предметом, тем самым посеяв семена для совсем другая картина и та, которую мы обсуждаем.

Помимо ключевой темы, никто никогда не отрицал, что Веласкес превосходно использовал свет, ощущение глубины и отражения для создания постоянно меняющейся сцены, в зависимости от того, как на нее смотреть. Что касается света, то Веласкес мастерски использует иллюминацию, чтобы выделить фокусы картины.

Очевидный источник света справа отводит взгляд от второстепенных объектов (а именно, карлика и фрейлину справа от Инфанты), но освещает лицо самой Инфанты, купая ее и обеспечивая ее внимание зрителей.

Затем отраженный свет отражается от автопортрета художника, позволяя ему стать ключевой фигурой в оживленной сцене. Наконец, король и королева дерзко помещаются в зеркало, края которого блестят на фоне темнеющей стены.

Как проницательно замечает английский режиссер Джонатон Миллер: «Самый важный способ, которым зеркало выдает свою идентичность, — это раскрытие образов, яркость которых настолько несовместима с обедами окружающей стены, что они могли быть заимствованы только путем отражения от зеркала. сильно освещенные фигуры короля и королевы».

Не вызывает сомнений то, что Инфанта, сам художник, король и королева являются главными героями. По восприятию и пространственному восприятию это единственная картина, на которой художник изображает потолок. Он мастерски использует его, чтобы направить зрителя к иллюзии того, что Король и Королева просто «там», за пределами картины и являются ключом к сцене.

Веласкес умело использовал размеренную геометрию на заднем плане, что резко контрастировало с неупорядоченной активностью на переднем плане.

Что касается использования отражения, по общему мнению, Веласкес был вдохновлен работами Яна ван Эйка, в частности картиной «Портрет Арнольфини», которая висела во дворце. Использование зеркала — тонкий, но прекрасный способ позволить стеснительному королю стать ключевым фокусом.

Как картина, она выполнена мастерски и может рассматриваться как совокупность навыков художника. Его ранее однородные и традиционные королевские картины превратились в это сложное произведение, поскольку он играл с различными концепциями в других своих работах, таких как использование зеркала в Rokeby Venus.

Картина была немного изменена после смерти художника, как утверждает сам Король. Красный крест Ордена Сантьяго был добавлен к груди Веласкеса, когда он был посмертно удостоен этой чести в 1959 году. В остальном анализ пришел к выводу, что в то время использовались обычные пигменты того периода, включая свинцовые белила, киноварь и сажу.

Произведение искусства выдерживает испытание временем, хотя на нем неизменно появляются следы износа. Несмотря на это, использование цвета и контраста по-прежнему заметно, и есть надежда, что работы по сохранению будут продолжать поддерживать и восстанавливать этот исторический шедевр.

Кем была маленькая девочка в Лас Менинас?

Она является освещенным центром одного из самых известных и узнаваемых групповых портретов в мире. Маленькая девочка, одетая в красивое, с широкими бедрами, серебристо-черное платье, украшенное розетками и лентами — вершина моды на протяжении XVII века Золотого века Испании, — смотрит на зрителей со спокойным и умиротворенным выражением лица. уверенность далеко не по годам. Эта маленькая девочка, изящная испанская принцесса, вырастет в упрямую немецкую императрицу. Ее жизнь, трагически короткая, малоизвестна, поскольку искусствоведы часто упускают из виду главный сюжет шедевра Диего Веласкеса 1656 года9.0067 Las Meninas и вместо этого сосредоточьтесь на его методах и символике. Она была инфантой Маргаритой (Маргарет) Терезой Испанской (1651–1673) и единственной дочерью Филиппа IV Испанского и его второй жены, Марианны Австрийской.

Las Meninas Диего Веласкеса через Викисклад прошлые брачные союзы между Испанией и Габсбургами и Австрией и Габсбургами не видели повода для празднования. Леопольд приходился своей молодой невесте дядей по материнской линии, и его просьба, чтобы она даже обращалась к нему «дядя», является особенно тревожным аспектом их отношений с точки зрения постороннего. Пара хорошо ладила, разделяя музыкальные и художественные вкусы. У них родилось четверо детей, но только один дожил до младенчества.

Как описывает Уильям О. МакКогг-младший, Маргарита обвинила в смерти своих детей присутствие евреев в Австрии, полагая, что Бог наказал ее за то, что она позволила им жить в ее приемном королевстве. Она умоляла своего дядю-мужа выгнать их из Вены, столицы. Конечно, Маргарита была не первой испанской принцессой, обратившейся с такой просьбой к супругу. В 1497 году Изабелла Арагонская, старшая дочь Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского, отказалась выйти замуж за Мануэля I Португальского, если он сначала не изгонит всех еврейских жителей из своей страны.

Как рассказывает историк Стивен Галицер, «Фердинанд и Изабелла издали, пожалуй, самый известный — или печально известный — документ своего правления: указ об изгнании евреев. Этот указ предписывал выезд в течение трех месяцев всем евреям, проживающим в их владениях, с указанием, что евреи не должны были возвращаться под страхом самого сурового наказания».

Католическая вера определяла мировоззрение испанской королевской семьи на протяжении поколений, и она особенно глубоко укоренилась в ее дочерях, которые черпали вдохновение у своего печально известного предка Изабеллы I, вдохновителя испанской инквизиции. Для Маргариты преданность своей религии была не просто жизненным кредо, но ее психологическим компасом. Оно управляло и диктовало ее мысли и действия. Она считала, что ересь в Австрии, воплощенная в еврейском народе, убила ее детей. Ее антиеврейские настроения были поддержаны торговцами-христианами города, отмечает Макгогг, что еще больше заставляло Леопольда выполнить ее требования. Во время праздника Корпус-Кристи 1670 года он приказал изгнать из Вены всех, кроме самых богатых еврейских жителей, и призвал к разрушению их синагоги.

Это был романтический жест — по стандартам этой догматичной семьи — но в конечном счете бесполезный. Вскоре Маргарита присоединится к своим детям в могиле. Столетия инбридинга Габсбургов сделали ее со слабой конституцией неподготовленной к травмам последовательных беременностей. Как подчеркивают ученые-генетики Гонсало Альварес и Франсиско К. Себальос, «вследствие постоянного родства на протяжении поколений у ряда испанских и австрийских Габсбургов были чрезвычайно высокие коэффициенты инбридинга».

Собственные родители Маргариты были дядей и племянницей по крови, а другой их отпрыск (младший брат Маргариты) вырастет в известного болезненного и физически неполноценного Карла II Испании, который получил неудачное прозвище «Заколдованный» ( El Hechizado ) благодаря своему внешнему виду. Маргарита была здоровее, но генетика была против нее. Она умерла 12 марта 1673 года, смертельно ослабленная неудачной шестой беременностью. Ей был всего двадцать один год.

С исторической точки зрения удачно, что Веласкес увековечил Маргариту в Las Meninas , или ее судьба могла бы стать судьбой сноски в европейских учебниках истории. Las Meninas сейчас висит в Музее Прадо в Мадриде и является объектом пристального внимания искусствоведов. Несмотря на ее жестокое сердце, которое ставит ее репутацию на темную территорию, зрители этой картины и нескольких дополнительных портретов, написанных Веласкесом, могут оказать этой несчастной принцессе маленькую любезность, зная и помня ее имя: Маргарита Тереза.


Поддержите JSTOR ежедневно! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Сила изображения: Репрезентация и Las Meninas

Автор: Эми М. Шмиттер

Журнал эстетики и художественной критики, Vol. 54, № 3 (лето 1996 г.), стр. 255–268

Wiley от имени Американского общества эстетики

Кастильский городской патрициат и изгнание евреев 1480–1489 гг.2

Автор: Stephen H. Haliczer

The American Historical Review, Vol. 78, № 1 (февраль 1973 г.), стр. 35–62

Oxford University Press от имени Американской исторической ассоциации

Королевское инбридинг и исчезновение родословных династии Габсбургов

Авторы: Гонсало Альварес и Франциско C. Ceballos

Наследственность человека, Vol. 80, № 2 (2015), стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *