Менины картина веласкеса: Описание картины Диего Веласкеса «Менины» (1656)

Содержание

Описание картины Диего Веласкеса «Менины» (1656)

01 апреля 2020

Диего Веласкес

«Менины» (фрагмент)

Холст, масло

318 х 276 см

Прадо, Мадрид

1656

Мадридский Алькасар – несохранившаяся монашеская резиденция, уничтоженная пожаром в 1734 году. Именно здесь было создано самое загадочное полотно Веласкеса «Менины».

Диего Веласкес

«Менины»

Холст, масло

318 х 276 см

Прадо, Мадрид

1656

На холсте «Менины» («Семья Филиппа IV») изображён Веласкес, работающий в своей мастерской в Королевском дворце над портретом Филиппа IV (1605-1665) и его супруги Марианы Австрийской (1634-1696). К 1656 году Веласкес был придворным художником уже 33 года. Поэтому неудивительно, что в «Менинах», полотне, на котором изображены члены одного дома, художник посчитал уместным включить свое изображение.

Акт размещения себя в картине показывает нам, что Веласкес считает, что он заслуживает того, чтобы быть среди этих людей.

На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что полотно обладает необычайной, новаторски сложной композицией. В светлом платье, залитом солнечным светом, стоит 5-летняя инфанта Маргарита. С двух сторон ее окружают менины из знаменитейших семей — донья Исабель де Веласко приготовилась к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор, подает кувшин с водой. В правой части картины – любимцы королевской семьи, придворные шуты Марибарбола и Николас Пертусато, взаимодействующий с псом.  За спиной одной из фрейлин — компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа беседует с её личным охранником. В дверях замер дон Хосе Ньето Веласкес, королевский гофмейстер.

Пространство комнаты изображено как сценическая декорация, состоящая из семи слоев, расположенных через неравномерные интервалы:

  1. Выступающий с левой стороны холст и карлик, играющий с собакой.
  2. Инфанта и ее служанки.
  3. Веласкес, компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа и охранник.
  4. Дальняя часть комнаты.
  5. Стена с зеркалом, в котором отражена супружеская чета. Выше — несколько произведений Рубенса, включая «Палладу и Арахну» и «Суд над Мидасом».
  6. Пространство за открытой дверью и фигура Ньето.
  7. Пространство, которое подразумевает отражение зеркала (вне плоскости изображения), в котором находятся король, королева, зритель. Веласкес совмещает точку зрения возможного зрителя и положения королевской четы.

Для такой большой, многофигурной композиции важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в «Менинах», используя систему изогнутых и диагональных линий. Он упорядочил фигуры на переднем плане по форме X с Маргаритой в середине, тем самым подчеркнув ее важность и сделав ребенка центром композиции. Одна диагональ начинается от коленопреклоненной фрейлины, простирается до стоящей фрейлины справа и заканчивается компаньонкой и охранником на заднем плане.

Другая диагональ начинается от художника и спускается через голову инфанты к лежащей собаке справа.

Можно выделить несколько композиционных центров: с одной стороны, взгляд в первую очередь падает на юную инфанту, освещенной лучом света; с другой стороны, выделен сам художник, расположенный выше всех остальных персонажей; в конце концов, отражение королевской четы в зеркале. 

У Веласкеса и Филиппа IV были необычайно близкие отношения. Современные исследователи полагают, что есть вероятность в том, что Веласкес был одним из немногих близких друзей и доверенных лиц Филиппа. Легенда гласит, что именно Филипп IV собственноручно нарисовал Красный крест ордена Сантьяго на груди Веласкеса в «Менинах» после того, как художник скончался.

Отражение в зеркале королевской четы – прием, позаимствованный живописцем у Яна ван Эйка, с чьим «Портретом четы Арнольфини» из коллекции испанского короля Диего Веласкес был знаком. «Удаленный» образ обуславливает весь характер сцены, собирая на себе нити всеобщего внимания.

Ян ван Эйк

«Портрет четы Арнольфини»

Дубовая доска, масло

81 х 59 см

Лондонская национальная галерея

1434

Несколько рам — рама комнаты, в которой они стоят портретируемые, рамы картин на стене, рама полотна, над которым работает художник, рама зеркала, и рама двери на заднем планы – все придают картине строгую геометричность (ощущение структурности).

 В отличие от других придворных портретистов, Веласкес избегает хвастовства или невероятного идеализма, когда пишет фигуры. Вместо этого он прививал своим натурщикам небывалую человечность и с удовольствием изображал различные поверхности и текстуры (волосы, шелк, стекло, зеркала) с максимально возможной правдивостью.

Картина обладает абсолютной исторической достоверностью. Узкий круг лиц обслуживает повседневный быт королевской семьи и ту сферу двора, ранее закрытую для постороннего наблюдателя и не изображающуюся до «Менин». Художник разрушает границы группового портрета: портретируемые еще находятся в движении, они не позируют (фрейлина коленопреклонённо подает инфанте воду, карлик играет с собакой).

По картине разбросаны несколько красных акцентов. Эти небольшие всплески цвета помогают привлечь взгляд зрителя к ключевым точкам (бант на платье, штора в зеркале, крест на груди художника, палитра).

Холст Веласкеса послужил основой для цикла работ, созданного Пабло Пикассо в 1957 году. Более полусотни интерпретаций «Менин» Веласкеса, хранящиеся в музее Пикассо в Барселоне, демонстрируют изучением художников ритма, цвета, движения, формы.


 

Пабло Пикассо

«Менины, после Веласкеса»

Холст, масло

46 х 37 см

Музей Пикассо, Барселона

1957

Теги

пикассо, Веласкес, Групповой портрет.


Рекомендуем почитать

Загадка картины Веласкеса «Менины»

Диего Веласкес — одн из самых значимых испанских художников, крупнейший представитель мадридской школы золотого века испанской живописи. Был придворным живописцем при дворе короля Филиппа IV. Начинал свою карьеру с бытовых зарисовок, также у него есть несколько полотен на религиозную тематику, но настоящую популярность обрел как портретист.

Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Уже три сотни лет ученые и искусствоведы пытаются разгадать ее загадку. Говорят, эту картину любил французский философ Мишель Фуко, разглядывая ее, он тренировал свой ум.

В XVIII веке историк искусства Антонио Паломино провел исследование полотна и даже пообщался с некоторыми, кто изображен на нём.

Действие происходит в королевском дворце в Мадриде, где и располагалась студия Веласкеса.

В центре картины находится белокурая инфанта Маргарита Мария Испанская — первый ребенок Филиппа IV и его второй супруги Марианны Автрийской. Здесь ей около 5-6 лет, это и позволяет исследователям сказать, что работа датирована 1656 годом.

По обе стороны от инфанты находятся ее фрейлины — донья Мария Августина Сарментио и донья Изабель де Веласко. Обе одеты в изящные объемные платья, а в волосах заплетены бабочки.

В правой части картины изображены придворные карлики — Мари Барбола и Николаш Петрусато. Веласкес много раз рисовал их обоих, множество портретов висело по всему королевскому дворцу. Испанский двор славился огромным количеством карликов и шутов.

Слева выглядывает из-за холста сам Диего Веласкес. Что интересно, у него на груди крест Сантьяго, который он получит лишь в 1659 году, когда король пожалует его в рыцари. По легенде, Филипп IV лично дорисовал крест, но тщательные исследования картины не обнаружили дополнительных слоев краски.

И наконец, возможно, самая главная часть картины — зеркало за спиной художника. В нём видны Филипп и Марианна, и вот здесь версии расходятся. Согласно первой, инфанта пришла посмотреть, как Веласкес рисует ее родителей. Вторая же гласит, что наоборот, художник рисовал Марию, а королевская чета в этот момент удалялась из студии.

Сторонники третьей теории утверждают, что инфанта отказалась присутствовать на семейном портере и ее фрейлины пытаются переубедить девочку. Но в любом случае, куда более интересно, что же отражает зеркало? Холст или короля с королевой, которые находятся на месте зрителя?

Исследователи доказали, что перспектива на этой картине нарушена полностью и именно потому невозможно сказать с уверенностью, что там изображено. Отсюда появилась еще одна теория, которая, кстати, объясняет и возраст инфанты и рыцарский крест Веласкеса.

Некоторые ученые предположили, что картина представляет собой некий коллаж. Веласкес мог взять фрагменты из разных картин и соединить их в одну великолепную работу. Нашлись даже такие, кто предположил, что на самом деле вся картина посвящена самому Веласкесу, якобы так он хотел увековечить себя на фоне инфанты. А также показать свою близость с королевской семьей.

«Менины» по сей день остаются одной из самых известных и загадочных картин мира. Скорее всего, ее истинного значения мы никогда не узнаем, но ведь в искусстве каждый должен видеть что-то свое, разве нет? Да и в любом случае, нельзя отрицать, что

Диего Веласкес был одним из самых талантливых художников в истории.

А что ты видишь в этой картине? Делись впечатлениями в комментариях.

Менины, 1656 — Диего Веласкес

«Мени́ны», (исп.  Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году.

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, так же как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем, и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То, что фрейлина слева низко присела, является не любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев, придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том, что такой чести удостаивали только избранных.

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын Карл II родился инвалидом, неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.

На художника при создании картины, по всей видимости, оказало влияние другое известное полотно — «Портрет четы Арнольфини» написанное ван Эйком в 1434 году. Оно находилось в Испанской королевской коллекции в Мадриде во времена, когда Веласкес был придворным живописцем. Ван Эйк также изобразил зеркало на дальней стене комнаты, в котором отражаются фигуры людей, входящих в неё.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины» » BigPicture

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно абсолютно все. Однако многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. 

Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором живописец показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

«Менины» можно назвать королевским портретом

В центре картины находится инфанта Маргарита Тереза, которая через 10 лет после написания «Менин» будет провозглашена императрицей, супругой Леопольда I, императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии. Ее правление продолжалось с 1666 по 1673 год, а умерла Маргарита в возрасте всего 21 года. Хотя она была изображена на многих портретах, но «Менины» являются самым известной картиной.

На самом деле на картине изображена повседневная жизнь юной принцессы

Донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор.

Традиционно на портретах изображают человека «изолированно» от остального мира. В данном же случае изображены также служанки, которые постоянно окружали молодую принцессу. «Менины» — это повседневная жизнь при испанском дворе.

На картине есть король и королева

Король Испании Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Над головой принцессы несложно заметить картину в темной деревянной рамке, на которой изображены два человека. Это отец и мать Маргариты, король Испании Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Веласкес изобразил сам себя на картине

Веласкес был придворным художником короля.

Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Слева с кистью в руке изображен сам художник.

Только один человек на картине так и остался неопознанным

Неизвестный в дверях.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Самой большой тайной является то, что же на самом деле хотел изобразить Веласкес

Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда I, императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии.

Некоторые ученые считают, что образы короля и королевы, которые как бы фигурируют на фоне, на самом деле отображаются в зеркале, а родители инфанты смотрели за процессом написания картины. Другая теория утверждает, что королевская чета не находится в поле зрения Веласкеса, поэтому он не мог целенаправленно рисовать их, а на самом деле принцесса и художник смотрят в большое зеркало, отражение в котором и позволило запечатлеть Маргариту в один из повседневных моментов.

«Менины» — взгляд монаршей четы

Любимый мастиф инфанты.

Неизвестно, было ли так на самом деле, но Веласкес изобразил картину так, как бы она смотрелась с ракурса короля и королевы.

Немногие картины были удостоены чести ежедневного лицезрения королем

Филипп IV.

Филипп IV повесил «Менины» в своем личном кабинете, где видел эту картину каждый день.

Картина была изменена после смерти художника по приказу короля

Рыцарь ордена Сантьяго.

Король отдал дань талантливому художнику после его смерти. В 1660 году, почти через год после смерти, Веласкесу был присвоен титул рыцаря ордена Сантьяго. На картине символика этого ордена изображена у него на груди, но история ее появления необычна (изначально этого символа не было). Появился этот символ посмертно по приказу короля. Некоторые историки даже утверждают, что Леопольд I собственноручно нарисовал символ ордена.

Размеры картины

Карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато.

«Менины» просто огромны — их размер примерно 3,20 × 2,74 метра.

«Менины» были переданы королем музею

Наставница принцессы донья Марселу де Уллоа и неизвестный гвардадамас.

Музей Прадо в Мадриде открылся в 1819 году, чтобы «показать миру значение и славу искусства испанского народа». «Менины» являются одним из самых известных произведений в коллекции музея.

Название картины изменялось

Донья Изабель де Веласко.

Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. В 1666 году во время инвентаризации картина была названа «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами». Затем, после пожара в 1734 году, она называлась «Семья короля».

«Менины» сделали Веласкеса знаменитым через 150 лет после его смерти

«Менины», подражание Пабло Пикассо.

Инвестиции в Прадо окупились и сделали испанское искусство популярным в Европе в XIX веке. Именно благодаря «Менинам» Веласкес стал известным вне пределов испанского королевского двора, среди обычной публики. Впоследствии Веласкес стал вдохновением для нового поколения художников, включая французского живописца-реалиста Гюстава Курбе, Эдуара Мане, а также американского основателя тонализма Джеймса Эббота Уистлера.

В Великобритании есть своя версия картины

«Менины» Джеймса Эббота Уистлера.

В особняке Кингстон-Лейси в Дорсете есть уменьшенная версия картины, которая покрыта почти такой же аурой таинственности, как и знаменитое полотно. Неизвестно, кто написал эту реплику и когда это было сделано. Некоторые ученые утверждают, что картина в Дорсете принадлежит кисти самого Веласкеса. Другие считают, что полотно, скорее всего, было позже скопировано неизвестным художником.

Смотрите также: 10 женщин со знаменитых картин, о чьих судьбах мы не знали,
«Крампус заберет тебя»: 6 самых страшных рождественских легенд,
50 шедевров живописи, которые обязан знать каждый образованный человек

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Диего Веласкес, 1656 год, картина «Менины», Фото: ru. wikipedia.org

Название«Менины» или «Семья Филиппа IV»
Страна, художникИспания, Диего Веласкес
Год1656
Жанргрупповой портрет, автопортрет
Находитсямузей Прадо, Испания
Материалыхолст, масло

Диего Веласкес был художником при дворе, и, несмотря на невысокий социальный статус профессии и возложенные на него королевской семьей обязанности, смог построить карьеру и занять почетное место в истории западного искусства.

Его творение «Менины» (исп. Las Meninas – фрейлины) является одним из  наиболее известных и тщательно изученных.

Посмотрев на эту картину впервые, не сразу замечаешь всю многоплановость сюжета. Сложная композиция создает иллюзию, что персонажи картины смотрят прямо на нас. В действительности же, на огромном полотне Веласкес запечатлел процесс создания им самим портрета короля Испании Филиппа IV и его супруги Марианны. Все изображенные смотрят на царскую чету. Мы же видим ее, отражающуюся в зеркале, висящем на стене.

В центре картины – фигура их единственной дочери, пятилетней инфанты Маргариты Терезы. Свет падает именно на нее, отчего образ становится особенно ярким, но нежным. Пастельного цвета платье, белокурые волосы и едва тронутое румянцем личико. Девочка держится сдержанно и благородно не по возрасту. Она с раннего детства знает о своей роли в истории страны и воспринимает происходящее, как должное.

Ее окружают фрейлины из самых знатных семей, а также компаньонка, личный охранник и придворные шуты. Изображать на картинах карликов, да и вообще прислугу было не принято. Но Диего Веласкес отвел для них особое место в своем творчестве. Возможно, потому что и сам имел незавидное положение при дворе. С одной стороны он был близок к королю, с другой – был таким же слугой, выполняющим указания по хозяйству. Придворные его потому не жаловали и плели интриги.

Сам художник изображен возле огромного холста. Он стоит практически в тени, но взгляд его настолько выразителен, что не заметить его не возможно.

Грудь его украшает крест Святого Иакова, который он получил лишь, спустя три года после написания картины. Существует легенда, что король собственноручно дорисовал его на полотне.

Диего Веласкес внес огромный вклад в пополнение коллекции полотен Прадо. Его наследие также хранится в известном музее Испании.

Менины (картина) — это… Что такое Менины (картина)?

Менины (картина)

«Менины (Фрейлины)» (исп. Las Meninas, 1656) — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название — «Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.

Сюжет

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене ателье

Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая по всей видимости только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего, персонифицированных в лице маленькой принцессы.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Инфанта

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

инфанта Маргарита

Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей. То что фрейлина слева низко присела не является любезным жестом, а придворным этикетом. Только присев придворным разрешалось подавать кушанья членам королевской семьи, не говоря о том что такой чести удостаивали только избранных.

Придворные уродцы

Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Не случайно Веласкас наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев — содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.

Автопортрет с крестом на камзоле, которым он был награжден в 1659

Интересные факты

Исторические события

Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле, и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Это привело к инцесту внутри семьи. Его единственный сын, Карл II родился инвалидом неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась Война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.

Портрет четы Арнольфини

На художника при создании картины, по всей видимости, оказало влияние другое известное полотно — «Портрет четы Арнольфини» написанное ван Эйком в 1434 году. Оно находилось в Испанской королевской коллекции в Мадриде во времена, когда Веласкес был придворным живописцем. Ван Эйк также изобразил зеркало на дальней стене комнаты в котором отражаются фигуры людей, входящих в нее.

День рождения инфанты

Полотно вдохновило Оскара Уайльда к написанию сказки «День рождения инфанты».

Крест ордена Сант-Яго

Крест был нарисован на груди художника уже после написания полотна. Это крест ордена Сант-Яго, но на момент написания картины Веласкес еще не принадлежал к этому ордену. Только тремя годами позже он был принят в орден после проверки чистоты крови (никаких евреев и мавров в роду).

«Менины» Пикассо

В 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

Персонажи на картине

Примечания

Литература

Ссылки

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 4 501

Диего Веласкес – испанский живописец, придворный живописец короля Филиппа IV. Веласкес работал в жанре портрета, а также писал картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты.

Картина «Менины» является известным творением художника Диего Веласкеса, написанная в 1656 году в Мадриде. Некоторые знают эту репродукцию под названием «Семья Филиппа IV». Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.  На данный момент «Менины» можно увидеть в музее Прадо, который находится в Мадриде. Это крупное полотно 3,20 × 2,74 метра, вытянутое по горизонтали — одно из лучших произведений художника. Картина написана масляными красками на холсте. Данное произведение можно отнести к исторической живописи, это групповой портрет и бытовой жанр одновременно. Работа отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов. Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.

Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре; для зрителя, находящегося на расстоянии от картины, они сливаются, создавая впечатление струящегося, пронизанного серебристым светом воздуха, смягчающего резкие очертания фигур, объединяющего в единое целое передний и удаленные планы. Общий серовато-зеленый и серо-коричневые тона картины смягчают яркие краски, доминируют черный, серебристо-белый, серо-жемчужный, коричнево-серый и зеленый цвета. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты.

Композиция в изображении немного смещена в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Один композиционный центр картины – юная инфанта. К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Это – другой композиционный центр картины.

В картине «Менины» художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Перед зрителем как бы выхвачена из жизни сцена повседневного быта королевского двора. Жанровые эпизоды – расшалившийся карлик со спящей собакой, беседующие придворные, фрейлина, подносящая бокал воды инфанте, гофмаршал, отодвигающий гардину с окна,– случайности обыденной жизни, нарушающие статичность церемониального дворцового уклада. Синтез двух пространств – прямого, уходящего вглубь к окну, через которое врывается солнечный свет, и воображаемого зеркального, расширяющего пространство, – разрушает замкнутость композиции, включает ее в поток реальной жизни. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Он пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.

На картине запечатлено ателье, принадлежавшее Веласкесу. Находилось оно во дворце короля в Мадриде. Автор занимается написанием портрета Филиппа IV с его супругой Марианной, которых можно увидеть в зеркале на одной из стен ателье.

В центральную часть картины помещена инфанта пяти лет, которую зовут Маргаритой. Создается такое впечатление, что она совсем недавно пришла в сопровождении своей свиты. Свет вместе с взглядом ее родителей направлен на ребенка.

Веласкес постарался воссоздать счастливую семью, у которой есть достаточно средств, чтобы безбедно провести свое будущее. Следует отметить, что данная картина единственная в своем роде, на которой король с королевой изображены вдвоем, но не очень отчетливо. Всем известно, что Филипп IV является дядей для своей супруги и его возраст на 30 лет больше, чем его жены. Когда писалась картина, Маргарита была единственным ребенком супружеской пары.

Особенностью инфанты является ее умение в столь юном возрасте себя контролировать и осознавать собственное величие. Ее взгляд направлен исключительно на своих родителей. Этим она хочет показать то, что умеет неподвижно стоять и держать себя надлежащим образом. Маргарите известно о сдержанности короля с королевой, поэтому девочка стремится любым образом угодить им с помощью своего поведения.

Придворные дамы, которые окружают Маргариту, являются членами самых известных аристократических семей того времени. Юные дамы пронизаны придворным этикетом. Для придания картины строгости автор изобразил придворного слугу в левой части картины.

Также художник изобразил себя в образе мужчины средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сантьяго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла легенда. Считается, что его дописал сам король, так как в момент написания картины, художник не обладал данным титулом. Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением. Такого себе не мог позволить ни один придворный художник до Веласкеса.

При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружев и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.

Кажется, что зритель через века заглянул в жизнь прошлого, а не в ее отражение, проник в сумрачные, интимные комнаты дворца, увидел в будничной обстановке членов королевской семьи, шутов и собак, служащих для их развлечения, и придворных — в том числе самого художника, — находящихся при исполнении своих повседневных обязанностей.

Еще никто не изображал так королевский дворец и его обитателей. Нет внешнего блеска, нет величия, ослепляющего воображение. Повседневная жизнь дворца обыкновенна и незначительна, как обыкновенны и незначительны большинство людей, его населяющих. Сами король и королева не только не являются центром картины, но видны лишь отодвинутые в глубину их отражения в зеркале.

Широта, свобода и разнообразие живописи служат передаче цельного зрительного восприятия сцены художником, и света и тени, воздуха, того биения жизни, которое ничто не оставляет неподвижным, надолго застывшим в определенных границах и контурах.

При рассмотрении данного произведения будто исчезает живопись, Диего Веласкес в своей работе смог добиться необыкновенного чувства реальности сцены, возникающего у зрителя. Несмотря на это красота картины остается все такой же волнующей.


Превью: Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго. Фрагмент.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

История и тайна «Менинов» Диего Веласкеса

«Менины» Диего Веласкеса, 1656 г. (общественное достояние через Wikiart)
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получать партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочтите наше раскрытие для получения дополнительной информации.

Уже более 350 лет ценители искусства восхищаются Las Meninas . Эта сложная картина маслом Диего Веласкеса представляет собой невероятно детализированное изображение жизни при дворе года короля Испании Филиппа IV .Возможно, это одна из самых важных картин во всей истории западного искусства, этот шедевр 1656 года продолжает оказывать влияние на художников и сегодня.

Название, которое переводится как Ladies in Waiting , является поворотным моментом в истории искусства для того, как Веласкес оторвался от жестких формальных портретов, которые обычно определяли королевскую семью. На большом полотне изображена инфанта Маргарет Тереза ​​, дочь короля, окруженная свитой, а Веласкес стоит за мольбертом и пишет свой портрет.

Сейчас расположенный в мадридском музее Прадо, Las Meninas является изюминкой в ​​портфолио работ Веласкеса. Но что же такого особенного в этом шедевре, которое веками интересовало публику? Что делает его таким революционным и что Веласкес пытался передать через картину? Давайте посмотрим, что делает Las Meninas таким культовым, и на какое наследие оно осталось.

Кто такой Диего Веласкес?

«Портрет Иннокентия X», около 1650 года.(Фото: Википедия [Public Domain])

Автор картины, Диего Веласкес, был ведущей фигурой испанского золотого века искусства и литературы. Этот культурный взрыв в Испании происходил параллельно с расцветом испанской династии Габсбургов. Возвышение Габсбургов и расширение Испанской империи были фантастической новостью для такого художника, как Веласкес, который видел, как его карьера взлетела в качестве придворного художника короля Филиппа IV.

Карьера испанского художника охватывает тот же период, что и великие художники эпохи барокко Италии и Франции, однако он разработал свой собственный стиль.Рожденный в Севилье, его ранние работы наполнены сценами, известными как b odegón. Особенно в Испании, эти картины повседневной жизни размещены на кухне и содержат элементы натюрморта.

Карьера Веласкеса началась, когда он переехал в Мадрид. Когда придворный художник Филиппа умер, Веласкес заполнил эту роль и стал все более известен своими портретами. Веласкес не только смог запечатлеть физическое сходство своих персонажей, но и его использование свободных мазков для создания текстуры и движения в одежде было революционным. Его работы окажут большое влияние на более поздних художников, таких как Мане и импрессионистов, которые построили на основе того, что он начал.

Las Meninas

«Филипп IV в коричневом и серебряном», около 1631–1632 гг. (Фото: Википедия [Public Domain])

К тому времени, когда Веласкес нарисовал Las Meninas , он работал при дворе короля Филиппа IV более 30 лет. За это время он стал незаменимым и был на стороне короля, так как его первая жена и их единственный сын умерли.На момент написания картины король Филипп повторно женился на Мариане Австрийской, и Маргарет Тереза ​​(молодая девушка в центре картины) была их первой и единственной дочерью.

Картина по заказу Филиппа была повешена в его личном кабинете в его летнем дворце. До 1819 года он оставался в королевском дворце, после чего перешел в собрание музея Прадо. Многое из того, что мы знаем о картине, мы обязаны испанскому писателю Антонио Паломино, который посвятил целый раздел своей книги об испанских художниках Las Meninas . Он не только назвал год создания картины, но и определил большинство людей на холсте. Также благодаря Паломино мы знаем, что на нем изображена комната, расположенная в Royal Alcázar . Эта крепость, превращенная во дворец, была резиденцией правителей Габсбургов.

Основные цифры в

Las Meninas

Когда так много людей на одном полотне, очень важно понимать, кто каждый из них и какова их роль при дворе Габсбургов.

Инфанта Маргарет Тереза ​​

Юной принцессе было около 5 лет, когда был написан Las Meninas . Хотя у Филиппа было 12 детей от двух его жен, Маргарет Тереза ​​была лишь одной из двоих, доживших до взрослого возраста. Позже она стала императрицей Священной Римской империи, когда вышла замуж за Леопольда I. Здесь ее сопровождают две фрейлины, и она одета во всем великолепии, которое можно ожидать от молодого Габсбурга. Интересно, что ее взгляд не падает ни на одну из фрейлин, а прямо на того, кто стоит за мольбертом Веласкеса.

Мария Агустина Сармьенто и Изабель де Веласко

По обе стороны от Маргарет Терезы стоят ее фрейлины ( менин). Изабель стоит слева от юной принцессы, готовая сделать реверанс. Мария Агустина вместо этого становится перед ней на колени и предлагает ей что-нибудь выпить на подносе.

Мария Барбола и Николасито Пертусато

Два гнома — немец Барбола и итальянец Пертусато — стоят с правой стороны холста.Нога Пертусато находится на спине собаки, как будто он пытается разбудить ее ото сна. Собака — прекрасный образец испанского мастифа, которого разводили как сторожевых собак и охраняли отары овец. Гномы играли важную роль при дворе Филиппа, и их известность подчеркивается многочисленными портретами придворных гномов Веласкеса.

Марсела де Уллоа

Сразу за Изабель де Веласко стоит компаньонка Маргарет Тереза ​​Марсела де Уллоа.Она одета в траур и болтает с неизвестной фигурой, которая, вероятно, является телохранителем.

Хосе Ньето

Камергер королевы Хосе Ньето выделяется на портрете благодаря его помещению в дверном проеме. Ньето был также руководителем гобеленов при дворе и, возможно, был родственником Веласкеса. Похоже, он отодвигает занавеску в дверном проеме, возможно, чтобы впустить больше естественного света, пока художник работает.

Король Филипп IV Испании и Марианы Австрии

Хотя может быть не сразу понятно, на кого смотрит юная Маргарет Тереза, внимательные наблюдатели заметят пару, отраженную в зеркале в задней части комнаты.Здесь мы видим фигуры короля Филиппа IV и его королевы Марианы Австрийской. А если учесть, что мы также видим, как Веласкес рисует за мольбертом, все становится яснее — она ​​смотрит на своих родителей. Использование зеркал и отражения в картине, скорее всего, связано с влиянием Яна Ван Эйка Портрет Арнольфини . Написанный в 1434 году, этот шедевр Северного Возрождения висел во дворце Филиппа, так что Веласкес наверняка его видел.

Диего Веласкес

Хотя художники, конечно, нередко включают себя в картины — Рафаэль показал себя в Афинская школа — Веласкес отводит своему автопортрету видное место в картине.Мало того, что Las Meninas происходит в его художественной студии в Алькасаре, но все в работе вращается вокруг действий художника. Работая не только придворным художником, но и хранителем обширной коллекции произведений искусства Филиппа, Веласкес играл жизненно важную роль в культурной жизни двора. Здесь испанский художник показывает себя перед холстом, работающим над портретом королевской четы.

Что означает

Las Meninas ?

Очаровательная картина помещает зрителя в положение короля и королевы.Этот интересный поворот делает смотрящего на картину и зрителем, и участником. Конечно, изначально зрителем должен был быть Филип, поскольку он висел в его кабинете. Учитывая это, Las Meninas показывает зверинец персонажей, которые были бы важны для самого короля.

Некоторые историки искусства рассматривали эту работу как способ Веласкеса продемонстрировать свою важность при дворе. Поднявшись над «механическим» искусством живописи, он показал свое достоинство.Это было бы важно, если учесть небольшую деталь в том, как художник изображает себя.

Красный крест на его груди — символ Ордена Сантьяго, престижного религиозного и военного ордена. Чрезвычайно труднодоступный, он был допущен к ордену в 1659 году по указу короля. Хотя когда-то считалось, что он добавил крест на грудь позже, новые исследования показывают, что это не так. Могло ли быть так, что художник продвигал свои собственные планы до своего рыцарского звания?

Историк искусства Джонатан Браун, ведущий специалист по Веласкесу, выдвинул другую теорию.Он утверждает, что картина была написана между тем, как художник был посвящен в рыцари в 1659 году и когда он помогал Филиппу в важной политической поездке во Францию ​​в 1660 году. Браун предположил, что Las Meninas было своего рода благодарственным подарком королю Филиппу за рыцарство Веласкеса.

Как бы то ни было, Las Meninas остается интригующим в сложной игре между художником, моделью и зрителем. Кто на кого смотрит? И почему? Это неразгаданная тайна, которая восхищает любителей искусства.

Влияние

Las Meninas

«Дочери Эдварда Дарли Бойта» Джона Сингера Сарджента, 1882 г. (Фото: Википедия [Public Domain])

«Лас Менинас» только набирало популярность, когда работы Веласкеса начали приобретать международную известность в 19 веке. Пабло Пикассо был особенно очарован Las Meninas . Гений кубизма написал 58 вариаций этой работы в 1957 году. Сальвадор Дали написал свою дань уважения этой работе в 1958 году в произведении под названием « Веласкес, рисующий инфанту Маргариту с огнями и тенями своей славы». Он продолжал возвращаться к этой теме, создавая картины, вдохновленные Las Meninas на протяжении всей своей карьеры.

В то время как работы Пикассо и Дали служили непосредственной данью уважения своим собратьям-испанцам, другие художники брали уроки Las Meninas и использовали их для улучшения своих портретов. Самый известный пример — картина маслом Джона Сингера Сарджента 1882 года « Дочери Эдварда Дарли Бойта». Сарджент использует пространство, переходя от темного фона к светлому переднему, а также на его свободные мазки и композицию фигур определенно повлиял Las Meninas .

Статьи по теме:

История шедевра пуантилистов Сера «Воскресный полдень на острове Ла Гранд Жатт»

Как Делакруа уловил революционный дух Франции в «Свобода, ведущая народ»

Как эта картина породила движение импрессионистов

15 фактов, которые вам нужно знать о восхитительно странном «Саду земных наслаждений»

Почему «Las Meninas» продолжают вводить в заблуждение

Итак, что означает

Las Meninas ?

Мы знаем, что Las Meninas предназначалась для короля и сначала висела в его личном кабинете в его летних покоях.Итак, когда он стоял перед ним, он выполнял его предпосылку. Но дата картины усложняет то, что именно задумал Веласкес с этой массивной работой.

В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается картина Веласкеса 1656 года, на которой изображена Маргарита с фрейлинами и карликом. Многие считали, что в этой записи упоминается работа, известная нам сегодня как Las Meninas . Описание подходит — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а в Las Meninas ей, кажется, пять или шесть лет, даты также совпали.Но эта интерпретация осложняется красным крестом Сантьяго, нарисованным на груди Веласкеса: хорошо известно, что художник не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.

Начиная с Паломино, различные ученые предположили, что красный крест был добавлен к картине в более поздняя дата, согласно инструкциям короля. Паломино, на самом деле, считал, что работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарства. Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения своего имени и своей связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекраснейшей и прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал Паломино.

Картина хранилась в королевском дворце до 1819 года, когда ее перевезли в Прадо. Но даже раньше те немногие избранные, кто видел это, отметили новизну художника, изображающего себя рядом с королевской семьей. «Картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на императрицу», — прокомментировал португальский писатель Феликс да Кошта, увидев La Meninas в 1696 году.Первоначально картина была описана как картина семьи Филиппа IV, но в 1843 году она была названа Las Meninas , чтобы подтвердить ее статус как нечто большее, чем традиционный семейный портрет.

В наше время реставраторы, изучавшие картину, уверяют нас, что нет двух отдельных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинальной картины — свидетельство, которое привело к новым теориям. Хотя большинство ученых продолжают датировать картину 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу для Las Meninas . Он помещает создание картины между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помог королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами. Учитывая это, Веласкес создал Las Meninas всего за четыре месяца. Браун утверждает, что Las Meninas было благодарственным подарком для короля после того, как Веласкес был введен в сан Сантьяго — высшая честь.

Сегодня широко известно, что сценарий, который мы видим, является вымышленным.Веласкес, безусловно, наблюдал каждую часть картины воочию, но он спроектировал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факт превращается в вымысел», — пишет Браун. Работа — «чисто плод воображения художника».

Зеркало — одна из нескольких давних загадок. Ученые не уверены, отражает ли он настоящих короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой в своей работе, можно было привести аргументы в пользу любого сценария; несколько ученых приложили немало усилий, чтобы изучить масштаб, геометрию и перспективу Las Meninas .

В эссе 2002 года Сюзанна Л. Страттон-Прюитт собрала различные подходы к интерпретации произведения в 20 веке — от аллегорических чтений до исследований его физической структуры. Ученые и писатели, такие как Мишель Фуко, использовали живопись как корм для своих интеллектуальных поисков. Пожалуй, самый убедительный аргумент — Las Meninas — это праздник благородного искусства живописи.

«В начале 21 века, — заключает Страттон-Прюитт, — несмотря на все его анализы, Las Meninas все еще ускользает от нас.”

Истинный смысл Лас Менинас Веласкеса | арт

«Менины» (1656 г.) Диего Веласкеса. Воспроизведено в изданиях «30000 лет искусства» и «История искусства».

В годовщину со дня рождения Веласкеса мы рассмотрим композицию и техники, использованные в его самой известной картине

Семейные портреты часто не самые захватывающие снимки для просмотра или съемки. Однако испанский старый мастер Диего Родригес де Сильва и Веласкес, родившийся в этот день 6 июня 1599 года, сумел превратить один, весьма своеобразный домашний портрет, в одну из самых любимых и широко анализируемых картин в истории западного искусства.

«Одно из самых известных и противоречивых произведений искусства всех времен, Las Meninas (The Maids of Honor) считается диалогом между художником и зрителем, с его двойным зеркальным изображением и схематичной манерой рисования, которая переносит каждую фигуру и объект в комнату жизнь », — объясняет наша книга« 30 000 лет искусства ».« Такие разные художники, как Гойя, Мане, Сарджент и Пикассо, были вдохновлены на создание копий и адаптаций шедевра Веласкеса ».

«Инфанта Маргарита из Испании стоит между двумя своими фрейлинами, доньей Изабель де Веласко и доньей Марией Августиной Сармьенто, которая делает реверанс маленькой принцессе, предлагая ей стакан с водой.Справа стоят два гнома, Мари-Барбола и Николас де Пертусато, последний из которых осторожно толкает ногой спящего бычкового мастифа, чтобы собака оказала помощь своему хозяину и хозяйке Филиппу IV из Испании и королеве Мариане. Король и королева отражаются в зеркале в задней части комнаты, когда они стоят под красной занавеской и позируют придворному художнику, самому Веласкесу.

Фрагмент из оперы «Менины» (1656 г.) Диего Веласкеса

Художники раньше работали с зеркалами и включали себя в свои картины.Итак, в чем же смысл La Meninas и что делает его таким особенным? Четкого ответа нет, но в своей книге «История искусства» Э. Х. Гомбрих предполагает, что в этом шедевре «Веласкес задержал реальный момент времени задолго до изобретения камеры. Возможно, принцессу привели в королевское присутствие, чтобы избавить от скуки сидения, и король или королева заметили Веласкесу, что это достойный предмет для его кисти », — объясняет Гомбрих. «Слова, сказанные сувереном, всегда рассматриваются как приказ, и поэтому мы, возможно, обязаны этим шедевром мимолетному желанию, которое только Веласкес смог воплотить в реальность.”

30 000 лет искусству

Чтобы узнать больше от этого великого историка искусства, закажите копию «Истории искусства» Э. Х. Гомбриха здесь; чтобы узнать больше о месте La Meninas в истории искусства, получите 30 000 Years of Art.

История искусства

Las Meninas Веласкеса: деталь, которая расшифровывает шедевр

Как ни странно это может показаться, употребление глины búcaro для изменения пигментации было менее опасным, чем некоторые современные альтернативы осветлению кожи, такие как намазывание лица венецианской серой (актуально). паста из свинца, уксуса и воды), что привело к заражению крови, выпадению волос и смерти.Нельзя сказать, что употребление глины búcaro не обходилось без собственных непредсказуемых реакций, включая опасное истощение эритроцитов, паралич мышц и разрушение печени. Это также провоцировало галлюцинации. Согласно хорошо известной автобиографии современной художницы и мистика Эстефании де ла Энкарнасьон, опубликованной в Мадриде в 1631 году, пристрастие к закускам búcaros привело не только к безжизненной бледности, но и к повышению духовного осознания. .Хотя она сетует на то, что ей потребовался «целый год», чтобы «избавить меня от этого порока», тем не менее наркотический эффект вызвал видения, которые позволили ей «увидеть Бога более ясно».

Когда мы сопоставляем физиологические и психотропные эффекты зависимости búcaro от извечной головоломки Las Meninas, картина приобретает новый и, возможно, даже более жуткий цвет лица. В эпицентре загадочного действия холста измененное и изменяющееся сознание Инфанты, чьи пальцы сжимают búcaro (она только что откусила?), Внезапно расширяется до мировоззрения картины.Присмотритесь, и мы увидим, что кисть Веласкеса указывает прямо на пигментное пятно того же интенсивного пульсирующего красного цвета на его палитре, что и то, из которого магическим образом возник búcaro . Столь же пугающе острая в бледности, как джинн, сотворенный из бутылки, Инфанта, кажется, тоже взлетает с пола — эффект тонко достигается за счет тонкой тени, которую художница подсознательно вставила под парашютоподобный купол ее вздымающегося платья из кринолина. Даже родители Инфанты, чьи изображения парят прямо над губами búcaro , начинают больше походить на голографических духов, спроецированных из другого измерения, чем на простые отражения в зеркале.

Внезапно мы видим Las Meninas такими, какие они есть — не просто снимок момента во времени, но одухотворенная медитация на исчезновение материального мира и неизбежное испарение «я». В течение почти четырех десятилетий своей службы при дворе Веласкес стал свидетелем постепенного ослабления власти Филиппа IV. Мир ускользал. Рыхлый búcaro , растворимый трофей колониальных подвигов и истощающейся имперской власти, способный раскрыть царства, лежащие за его пределами, является идеальным символом этого diminuendo и избавления от миража настоящего. búcaro изобретательно закрепляет сумасшедшую сцену, и в то же время непосредственно причастен к ее странности. Будучи одновременно физическим, психологическим и духовным в своем символическом значении, búcaro является замочной скважиной, через которую можно увидеть и раскрыть самый глубокий смысл шедевра Веласкеса.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-нибудь еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону Twitter .

И если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com , которая называется The Essential List. Тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, которые доставляются на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Las Meninas, Velazquez: Анализ, интерпретация

Кто есть Окрашены?

Это довольно сложная сцена, и некоторые искусствоведы считают, что это больше похоже на жанровая картина, а не портрет — в конце концов, кто такой живопись Веласкеса? Это уж точно не Инфанта: он уже почти не смотрит на нее. чем он поступает с фрейлинами или карликами.У кого или у кого направлен его взгляд, и что такое Инфанта, слуга и крошечная женщина смотрит на? Все смотрят вперед, на что-то за пределами поля изображения, или, скорее, в чем-то, что может быть идентифицировано если мы обратим внимание на зеркало, висящее на задней стене (слева в центре), в котором мы видим отражения короля и королевы Испании.

Очень напоминает модель Arnolfini. Портрет (1434, Национальная галерея, Лондон) Яна ван Эйка (1390-1441), который также использовал зеркало, чтобы показать что-то, лежащее за пределами изображения поле.Однако здесь одно и то же устройство используется по-разному. Объект представленный в зеркале, на самом деле является настоящим предметом картины.

Так художник написал картину сам пишет портрет двух людей, которых мы не видим, но которые за ними наблюдают их семья и слуги. Это смесь реальности и иллюзия, которая делает Las Meninas одним из величайших портретные картины эпохи барокко.

Обратите внимание, как Веласкес намеренно сбивает с толку зритель, создав напряжение между двумя прямоугольниками в центре: отклоняющаяся фигура Хосе де Ньето в открытом дверном проеме и отраженный полуфигуры короля и королевы в зеркале.

Живопись Техники в Las Meninas

Веласкес расписан напрямую, без рисунка во-первых, как бы без «расчетов». Он начал кистью, зарисовывая с жженой умброй, часто переходящей от темного к светлому alla prima (‘мокрый по мокрому’) (техника масляной живописи, при которой слои влажной краски наносятся на существующие слои влажной краски) часто заканчивают за один сеанс — как он это делал с портретом Франческо II д’Эсте, герцога Модены (1638, Galleria Estense, Modena), или . Портрет мужчины (1649, Апсли. Дом, Лондон).Во многих случаях, конечно, ему не удавалось завершить живопись за один сеанс, но часто, даже в Las Meninas , ему удавалось доделать большую часть фигур alla prima , позже отретушированные здесь и там.

Использование цвета Веласкесом руководствуется осознанием разницы между холодными и теплыми цветами, и возможность изменения оттенков по контрасту. Таким образом, он редко использовал основные цвета, и вместо использования ярко-красного цвета предпочтительнее создавать оптическая иллюзия этого.Хороший пример его подхода — красная ленточка. в платье инфанты Маргариты. Пигмент, используемый Веласкесом, не киноварь, как можно подумать, а красная охра. Ярко-красный цвет мы видим, исходит только от контраста: и холодный серый цвет его окружает и желтая точка в нем усиливают красноту и таким образом преобразуют красный охра во что-то намного более красное. С другой стороны, киноварь использовался, смешанный с белым на лице Инфанты, чтобы произвести холодный светло-розовый щек.

В этой мастерской хроматической модуляции видимый на его зрелых и поздних картинах, Веласкес позволил себе увлечься вместе с его внутренним голосом, который он, возможно, воспринимал как источник правда. Чудо в том, что король мог ощутить его величие. В широкая публика, однако, не имела доступа к испанским королевским коллекциям, и поэтому Веласкес оставался частным до открытия музея Прадо. в 1819 году. С тех пор, особенно в 19 веке, его работы оказали огромное влияние — особенно на Эдуарда Мане (1832-83), который сам был одним из великих современных художники своего времени.

Значение Лас Менины

Значение Las Meninas далеко от Чисто. Веласкес был официальным портретистом Филиппа IV (1605-65), который управлял Испанией между 1621 и 1665 годами, в трудный период Тридцатилетняя война. Филипп был женат дважды: сначала на Елизавете Французской. (1602-44), а после ее смерти — в Мариану Австрийскую (1634-96). Так что Королевская чета, которую Веласкес писал в году в Las Meninas , была Филиппом и Марьяна.К сожалению, их брак не был счастливым. Это было из-за 30-летней разницы в возрасте между ними измены Филиппа и чрезмерно набожный характер Марианы. К этим опасениям добавились дипломатические проблемы с Австрией, а также враждебность со стороны правителя Англии Оливера Кромвель. Так что испанский двор не был особенно счастливым местом, когда эта картина была нарисована.

Ключевой вопрос: почему Веласкес отвлечь внимание от короля и королевы? Почему они ограничены размытыми изображения в зеркале в глубине комнаты?

Большинство экспертов считают, что Веласкес подчеркивал разницу между иллюзией искусства и реальность жизни.(Очевидно, как официальный художник вождю фундаменталистской католической Испании, он был не в состоянии продвигать антирелигиозное мнение о том, что сама жизнь — иллюзия.) особенность по крайней мере двух других его картин — Рокби Венера (1647-51, Национальная галерея, Лондон), на которой лицо предмет размывается до невозможности, в зеркале; и Христос в доме Марты и Марии (1618, Национальная галерея, Лондон), в котором Христос и его товарищи видны только через служение люк.

В качестве альтернативы: Las Meninas, , возможно можно рассматривать как краткое изложение жизни и искусства Веласкеса до этого момента. Это содержит его единственный известный автопортрет, который он помещает в комнате, окруженной королевскими особами, придворными и драгоценными предметами, которые, кажется, представляют его и его окружение. Претендовал ли он на высокий статус для себя и своего искусства? ассоциация с королевской семьей? Если да, то почему бы просто не изобразить себя в группу портрет королевской семьи — чего он никогда не делал?

Эра Барочная живопись

• The Погребение Христа (1601-1603) Караваджо.
Пинакотека Ватикана, Рим.

• Самсон и Далила (1609-10) Рубенса.
Национальная галерея, Лондон.

• Юдифь Усекновение главы Олоферна (1620) Артемизия Джентилески.
Галерея Уффици, Флоренция.

• Похищение сабинянок (1634-5) Николя Пуссен.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

• Et в Аркадии Эго (1637) Николя Пуссена.
Лувр, Париж.

• Апофеоз Святого Игнатия (1688-94) Андреа Поццо.
Церковь иезуитов Сант-Игнацио, Рим.

Пикассо Черно-белый

Летом 1957 года Пикассо (который стал почетным директором Национального музея Прадо в Мадриде) превратил третий этаж своего дома в Каннах на юге Франции в студию. Находясь в этой студии с 17 августа по 30 декабря 1957 года, он работал над большой серией из пятидесяти восьми полотен практически в одиночестве, что позволило немногим посетителям увидеть его работы.Сорок четыре из этих полотен были непосредственно вдохновлены шедевром Диего Веласкеса Las meninas (около 1656 года), который он впервые увидел подростком в Прадо и использовал в качестве модели для копирования своих шутов и гномов.

Эта горизонтальная картина, «Фрейлины» (Лас Менинас, после Веласкеса) , является первой, самой большой и самой сложной из серии и наиболее точно соответствует вертикальной композиции, созданной Веласкесом. Присутствуют все фигуры с холста старого мастера, играющие одинаковые роли и занимающие одинаковые позиции.Исследуя сложную пространственную организацию и группировку фигур на знаменитом полотне Веласкеса, Пикассо использует эффектную и фрагментированную черную, серую и белую палитру, чтобы придать структуру пространству и его фигурам. Сам Веласкес вырисовывается больше в версии Пикассо, чем в своей собственной, дань уважения старому мастеру как творцу и имеет две палитры, а не одну, хотя ни один холст не раскрывает то, что рисует художник. В то время как в версии Пикассо свет заливает комнату, в оригинале Веласкеса атмосфера более приглушена, а собака Пикассо Люмб занимает ту же территорию, что и сидящий мастиф в работах более старшего испанца.Связь Пикассо с Веласкесом началась еще в 1895 году и повторялась на протяжении всей его карьеры во многих обличьях, включая балет Las Méninas . Созданный Леонидом Мясином, на музыку Габриэля Форе и костюмы Хосе Марии Серт, фильм Las Meninas был впервые показан в балете Сержа Дягилева в Риме в 1916 году, где Пикассо встретился со своей будущей первой женой, русской балериной Ольгой Хохловой.

Пикассо подарил всю свою серию в 1968 году Музею Пикассо в Барселоне в память о недавно умершем своем большом друге и секретаре Хайме Сабартесе.Рисуя так много вариаций, он стремился понять ключевые элементы работы, которой он так восхищался, а также дал своим Менинам собственную жизнь. Примечательно, что в середине 1950-х — начале 60-х он работал над другими историческими сериями, вдохновленными великими мастерами прошлого, возможно, стремясь обеспечить себе неизгладимое место в истории искусства.

Las Meninas, 1656 — Диего Веласкес

Las Meninas (произносится [las meˈninas]; по-испански «фрейлины») — это картина 1656 года в Музее Прадо в Мадриде, написанная Диего Веласкесом, ведущим художником Золотого века Испании.Его сложная и загадочная композиция поднимает вопросы о реальности и иллюзии и создает неопределенные отношения между зрителем и изображенными фигурами. Из-за этих сложностей «Менины» стали одним из наиболее широко анализируемых произведений западной живописи.

На картине изображена большая комната в Королевском Алькасаре в Мадриде во время правления короля Испании Филиппа IV, и представлены несколько фигур, наиболее узнаваемых из испанского двора, захваченных, по мнению некоторых комментаторов, в определенный момент, как если бы в снимок.Некоторые смотрят с холста на зрителя, а другие взаимодействуют между собой. Юную инфанту Маргарет Терезу окружает свита из фрейлин, сопровождающего, телохранителя, двух гномов и собаки. Сразу за ними Веласкес изображает себя работающим над большим холстом. Веласкес смотрит наружу, за пределы живописного пространства, туда, где мог бы стоять зритель. На заднем плане есть зеркало, в котором отражаются верхние части тела короля и королевы. Кажется, что они размещены за пределами картинного пространства в положении, аналогичном положению зрителя, хотя некоторые ученые предполагают, что их изображение является отражением картины, над которой работает Веласкес.

Лас Менинас давно признан одной из самых важных картин в истории западного искусства. Художник эпохи барокко Лука Джордано сказал, что она представляет собой «богословие живописи», а в 1827 году президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс описал эту работу в письме своему преемнику Дэвиду Уилки как «истинную философию искусства». Совсем недавно это было описано как «высшее достижение Веласкеса, очень застенчивая, просчитанная демонстрация того, чего может достичь живопись, и, возможно, самый тщательный комментарий, когда-либо сделанный о возможностях станковой живописи».

В Испании 17 века художники редко обладали высоким социальным статусом. Живопись рассматривалась как ремесло, а не как искусство, такое как поэзия или музыка. Тем не менее, Веласкес продвинулся по служебной лестнице при дворе Филиппа IV и в феврале 1651 года был назначен дворцовым камергером (апосентадор мэра дель паласио). Эта должность приносила ему статус и материальное вознаграждение, но ее обязанности требовали его времени. За оставшиеся восемь лет жизни он написал всего несколько работ, в основном портреты королевской семьи. Когда он писал «Лас Менинас», он прожил в королевском доме 33 года.

Первая жена Филиппа IV, Елизавета Французская, умерла в 1644 году; и их единственный сын, Бальтазар Чарльз, умер два года спустя. Не имея наследника, Филипп женился на Мариане Австрийской в ​​1649 году, и Маргарет Тереза ​​(1651–1673) была их первым ребенком и единственным на момент написания картины. Впоследствии у нее был недолговечный брат Филип Просперо (1657–1661), а затем прибыл Карл (1661–1700), который вступил на престол как Карл II в возрасте трех лет.Веласкес писал портреты Марианы и ее детей, и хотя сам Филипп сопротивлялся изображению в преклонном возрасте, он позволил Веласкесу включить его в «Лас Менинас». В начале 1650-х он передал Веласкесу Pieza Principal («главную комнату») жилого помещения покойного Бальтазара Чарльза, которое к тому времени служило дворцовым музеем, в качестве своей студии. Именно здесь происходит действие Лас Менинас. У Филиппа было собственное кресло в студии, и он часто сидел и наблюдал за работой Веласкеса. Несмотря на строгий этикет, любящий искусство король, похоже, имел необычайно близкие отношения с художником.После смерти Веласкеса Филипп написал: «Я раздавлен» на полях меморандума о выборе своего преемника.

Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с непортированной лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →


Подробнее … .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *