Место психологии в системе наук
Место психологии в системе наук
Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой. Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.
Связь психологии и философии
Психология как наука с момента своего возникновения была тесно связана с философскими науками. Выделившись в отдельную область научного знания, психология сохранила тесную связь с философией.
С древнейших времен по нынешнее время существуют научные проблемы и понятия, которые можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с позиции философского знания. Смысл и цель жизни, мировоззрение, моральные ценности человека, сущность и происхождение человеческого сознания, особенности человеческого мышления — эти и многие другие понятия присутствуют в качестве объектов изучения в обеих науках и дополняют друг друга.
Связь психологии и социологии
Замечание 1
Социология — это наука, изучающая закономерности и особенности развития общества и личности как составляющей единицы общественного развития. В своих исследованиях социология активно использует психологические методы изучения личности и особенностей межличностных взаимоотношений.
В свою очередь психология в своих исследованиях активно использует социологические приемы сбора информации — опрос и анкетирование, которые помогают в сборе необходимой информации при изучении тех или иных явлений и процессов.
Существуют вопросы изучением, которых психология и социология занимаются совместно:
- особенности взаимоотношений между людьми и факторы, влияющие на их развитие и течение;
- психология политики и экономики государств;
- особенности протекания процесса социализации личности;
- особенности процесса формирования психологических и социальных установок личности;
- закономерности формирования гармонично развитой личности при ее взаимодействии с социумом.
Тесная связь психологии и социологии прослеживается как на теоретическом уровне исследований, так и в практической деятельности при применении определенных методов психологии и социологии.
Связь психологии и педагогики
Взаимосвязь психологии и педагогики имеет такие же глубокие корни, как и связь с философией.
Большинство прославленных педагогов всегда обращало внимание на то, что без знаний о психологических особенностях развития личности ребенка невозможно грамотно выстроить педагогический процесс. Понимание человеческой природы, сущности процессов, протекающих в процессе развития человека, его потребностей и возможностей необходимо для обучения и воспитания.
Именно психологические знания о ребенке выступают в качестве основы для выстраивания педагогического процесса. Знания о закономерностях развития психических процессов, этапах становления личности помогают эффективному управлению деятельности ребенка, гармоничному развитию его личности.
И в педагогической, и в психологический науках присутствуют общие базовые понятия:
- личность;
- развитие;
- взаимодействие;
- активность;
- знания;
- умения;
- навыки и т.д.
В процессе становления педагогики как науки очень часто исследователи основывались именно на психологические теории развития человека. И на современном этапе развития этих наук в педагогической деятельности применяются психологические методики, тесты, анкеты.
Именно благодаря существованию тесной связи между этими науками возникла новая область научного знания – педагогическая психология.
Связь психологии с техническими и биологическими науками
Психология является уникальной наукой, которая связана не только с общественными, но и с техническими науками.
Замечание 2
Этот факт обусловлен тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психология как наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.
В многочисленных исследованиях психологов, которые занимаются разработкой социотехнических систем, именно человек выступает сложнейший элемент системы «человек – машина». В современных технических науках исследования психологов используются при создании новейших образцов техники с учетом психических и физиологических возможностей человека.
Не менее тесно связана психология и с биологическими науками. Данная связь обуславливается двойственной природой человека – человек одновременно является и биологическим и социальным существом. Практически все психические явления, свойственные человеку имеют физиологическую обусловленность и таким образом знания физиологии и биологии человеческого организма способствуют лучшему пониманию закономерностей психических явлений
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная психология имеет тесную связь с различными областями науки и практики.
Все сферы, в которых задействован человек, используют психологические знания о процессах, протекающих в психике человека, и возможностях их использования для выстраивания более эффективного процесса общения и деятельности.
Активное внедрение психологии в различные сферы научного и практического знания приводит к персонализации той или иной научной области и активному процессу индивидуализации знаний для человека и общества в целом, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие личности и общества в целом.
3.Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии. Место психологии в системе других наук.
По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиате отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке.
Академик Кедров предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова).
Кратко охарактеризуем связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.
Психология тесно связана с общественными науками. Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, гологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма — «Материя первична — сознание вторично».
Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы В. Франкла.
Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры).
Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований.
Таким образом психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения связанные с психологическими особенностями человека.
Психологию принято подразделять на отрасли исходя из специфики тех задач, которые решаются.
В частности выделяют:1. Общая психология — она изучает особенности, механизмы функционирования и развития психики в филогенезе (историческом развитии).
2. Возрастная психология — изучает особенности развития психики в онтогенезе (прижизненное развитие). Она включает в себя такие разделы:
детская психология;
психология подростка;
психология юности;
психология взрослости;
герентопсихология (пожилого и старческого возраста).
3. Специальная психология — изучает особенности различных психических отклонений и включает в себя:
патопсихология — изучает закономерности распада психической деятельности при заболеваниях;
алигофренопсихология — изучает особенности умственно-отсталых детей;
тифлопсихология — изучает психологию слепых людей;
сурдопсихология — изучает психологию слепых людей.
4. Социальная психология — изучает специфику взаимодействия и общения в малых и больших группах. Включает в себя разделы:
5. Психология труда — изучает психологические особенности различных профессиональных деятельностей. Создает системы профессионального отбора специалистов.
6. Инженерная психология — изучает деятельность личности в системе «человек — машина» (авиационная психология, космическая психология).
7. Зоопсихология — изучает особенности развития и функционирования психики животных и их основные отличия от психики человека.
Психология может так же подразделяться на академическую и практическую:
академическая психология — занимается разработкой концепций, проведением экспериментов;
практическая психология — выполняет социальные заказы.
Объединение психологии как физической науки – Ассоциация психологических наук – APS
25 На протяжении 2015 года Observer отмечает серебряную годовщину флагманского журнала APS. Среди отчетов в первом выпуске журнала Psychological Science , выпущенном в январе 1990 года, была статья покойного психолога из Университета Дьюка Грегори А. Кимбла под названием «Мешок трюков матери-природы мала». В статье Кимбл утверждал, что, подобно биологии и физике, психология придерживается фундаментальных принципов, которые охватывают ее различные области. В следующем эссе сотрудник APS Fellow Декан Кейт Саймонтон , Калифорнийский университет в Дэвисе, размышляет о видении Кимблом единства психологической науки.
Дин Кейт Саймонтон
Есть нечто ироничное в том, что эта статья сыграла роль как в карьере Грегори А. Кимбла, так и в появлении Американского психологического общества, ныне Ассоциации психологических наук. Кимбл был твердо привержен полностью единой общей психологии. Почти за десять лет до этого 1990 Психологическая наука 9В 0004 году было опубликовано эссе, он занимал пост президента 1-го отдела Американской психологической ассоциации, единственного подразделения, непосредственно посвященного общей психологии. Всего за год до этой статьи он опубликовал «Психологию с точки зрения универсала» в журнале American Psychologist . Эти две сопутствующие статьи помогли Кимблу заложить основу для более поздней книги «Психология : Надежда науки » (1995).
Ирония заключается в том, что в тот самый период, когда Кимбл активизировал свои усилия по интеграции, психология как дисциплина начала распадаться по мере роста напряженности между учеными и практиками. Более того, он лишь незадолго до этого опубликовал результаты опроса, документально подтверждающие огромную пропасть, разделяющую ученых и практиков (точнее, экспериментальных психологов и психотерапевтов). У этих двух групп были противоположные взгляды на такие спорные вопросы, как научные и общечеловеческие ценности, детерминизм и индетерминизм, объективизм и интуиционизм, лабораторные исследования и полевые исследования, номотетические и идиографические объяснения, элементизм и холизм (см. Симонтон, 2000). Излишне говорить, что ученые подчеркивали первое положение каждого биполярного измерения. То же самое сделал и Кимбл вместе со многими другими психологами, присоединившимися к APS.
Следовательно, целью Кимбла было объединить психологию как психологическую науку . В то время как его статья 1989 года была сосредоточена на методологических вопросах, статья 1990 года Psychological Science была сосредоточена на вопросах существа. В частности, поскольку «Мешок хитростей Матери-природы невелик», как говорится в названии, психологическая наука может основываться на фундаментальных принципах, найденных в биологии и физике. Действительно, Кимбл начинает статью с обсуждения первых двух законов движения Исаака Ньютона, показывая, как они ведут к психологическому различию между потенциалом и производительностью. Оттуда он переходит к «пороговой модели взаимодействия потенциал-подстрекательство», применимой к широкому спектру психологических явлений, включая абсолютный порог в психофизике, модель диатеза-стресса психопатологии, обучение в образовании и восприятие расовой предвзятости. Затем Кимбл обращается к «функции противоположного процесса», связанной с третьим законом движения Ньютона. Этот «трюк» также имеет многочисленные психологические проявления, от элементарного функционирования мозга до личности и психопатологии. После краткого обсуждения «адаптации против преодоления трудностей» автор завершает рассмотрение «преемственности в науке». И снова Кимбл выступает за ньютоновскую психологическую науку, разрабатывая некоторые основные принципы, которые Ньютон мог бы подтвердить, будь он психологом, а не физиком.
К настоящему времени должно быть очевидно, что предложенное Кимблом объединение психологии было сильно редукционистским. Редукционизм сам по себе неплох, но что делает редукционизм в этой статье столь заметным, так это его амбициозные масштабы. Согласно эмпирическому исследованию иерархии наук Огюста Конта, между психологией и физикой стоят как минимум две дисциплины, а именно химия и биология (Fanelli & Glänzel, 2013; Simonton, 2004). Таким образом, для многих психологов редукционизм, скорее всего, подтолкнет психологическую науку ближе к биологии, а не к физике. То есть некоторые считают, что объединение нашей дисциплины может быть лучше всего достигнуто за счет укрепления связей с нейробиологией, генетикой и эволюционной теорией (например, когнитивной нейробиологией, поведенческой генетикой и эволюционной психологией). Можно с уверенностью предположить, что со времен Кларка Л. Халла в середине 20-го века ни один крупный психолог не получал прямого вдохновения от Ньютона.0003 Принципы математики . Я не знаю других попыток унификации, столь крайних, как у Кимбла (см. Staats, 1996). Более того, некоторые психологи утверждают, что любое успешное объединение должно включать в себя связи с дисциплинами на другой стороне иерархии, такими как экономика, антропология и другие социальные науки (например, Henriques, 2011). Человеческая психология уходит корнями как в биологические условия, так и в социокультурный контекст.
Прошло четверть века с тех пор, как Кимбл исполнилось 19 лет.90, я думаю, что большинство членов APS могут решить для себя, насколько успешной оказалась его основанная на физике унификация.
Ссылки и дополнительная литератураFanelli, D., & Glänzel, W. (2013). Библиометрические доказательства иерархии наук. PLoS ONE , 8 , статья 66938. Получено с http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0066938
Henriques, G. (2011). Новая единая теория психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Кимбл, Джорджия (1984). Две культуры психологии. Американский психолог , 39 , 833–839.
Кимбл, Джорджия (1989). Психология с точки зрения универсала. Американский психолог , 44 , 491–499.
Кимбл, Джорджия (1990). Мешок трюков у матушки-природы невелик. Психологические науки , 1 , 36–41.
Кимбл, Джорджия (1995). Психология: надежда науки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Кимбл, Джорджия (1999). Функциональный бихевиоризм: план единства в психологии. Американский психолог, 54 , 981–988.
Кимбл, Джорджия (2000). Бихевиоризм и единство в психологии. Современные направления психологической науки , 9 , 208–212.
Саймонтон, Д.К. (2000). Методологическая и теоретическая направленность и долгосрочное дисциплинарное воздействие 54 выдающихся психологов. Обзор общей психологии , 4 , 13–24.
Саймонтон, Д.К. (2004). Статус психологии как научной дисциплины: ее эмпирическое место в неявной иерархии наук. Обзор общей психологии , 8 , 59–67 .
Стаатс, А. В. (1996). Поведение и личность: Психологический бихевиоризм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Дисциплины | Общественные науки | Cañada College
Антропология
Антропология – это наука о человеке. Антропология — единственная дисциплина, которая ищет понимать все аспекты человеческой жизни, включая прошлые и настоящие социальные и культурные процессов и биологических адаптаций. Он делает это, сосредотачиваясь на человеческих вариациях в время и пространство, с четырьмя традиционно признанными поддисциплинами: археология, физическая антропология, культурная антропология и лингвистическая антропология. Как следствие своей широкой направленности антропология также является интегративной дисциплиной, объединяющей научная работа в области гуманитарных, естественных и социальных наук.
Культурная антропология занимается социальной жизнью людей во всем мире, включая наше собственное общество: экономические системы, юридическая практика, родство, религия, медицинская практика, фольклор, искусство и политические системы, а также взаимосвязь этих систем в адаптации к окружающей среде и социальных изменениях.
Археология сосредоточена на материальных остатках человеческих обществ из отдаленных и недавнее прошлое с упором на реконструкцию и понимание прошлых моделей человеческого культурная адаптация и изменение.
Физическая антропология описывает и сравнивает мировую биологию человека. Основное внимание уделяется людей и их отряда приматов, стремясь задокументировать и понять взаимодействие культура и биология в ходе эволюции и адаптации человека.
Лингвистика занимается различными аспектами человеческого языка и характеристиками нечеловеческие коммуникационные системы, чтобы достичь понимания прошлого и настоящего человека языковые системы и их значение в общественной жизни.
Исследования в области коммуникации
Коммуникация является основой всех человеческих усилий. Основные исследования в области коммуникации способы, которыми люди используют общение для формирования идентичности и идей. Выпускники будут переведены как с пониманием важной теории коммуникации, так и с демонстрацией владение коммуникативными навыками. Специалисты по коммуникативным исследованиям изучат различные коммуникативных контекстов, от интимных отношений до публичных выступлений, до новых и новые средства массовой информации, исследуя множество способов, которыми коммуникация формирует нашу идентичность и наши реалии.
Коммуникативные навыки необходимы как на работе, так и в социальной среде. Устный и письменный коммуникативные навыки находятся в верхней части списка качеств, которые ищут работодатели в кандидатах на работу. Карьерные возможности для выпускника программы включают в себя следующее Карьера: Менеджер по рекламе, Бизнес-менеджер, Специалист по коммуникациям, Консультант, Представитель по работе с персоналом, монтажер фильмов, менеджер по персоналу, Impression Специалист по менеджменту, Журналист, Медиа-консультант, Ведущий новостей, Профессор, Общественность Представитель по связям с общественностью, Публикации, Радиоведущий, Торговый представитель, Выступление Сценарист, учитель, технический писатель, телепродюсер, тренер, писатель.
Экономика
Ниже приведены два наиболее кратких определения экономики: изучение решений о производстве, потреблении и распределении в условиях дефицита, или, как говорит автор «Кабинетного экономиста» Стивен Ландсбург, экономика кипит до четырех слов: «Люди реагируют на стимулы». Все остальное шум.
Экономика обычно делится на две поддисциплины:
Макроэкономика изучает эффективность экономики в целом. Многие макроэкономические проблемы появляются в новостях ежедневно. Студенты-экономисты изучают такие темы, как экономический рост; инфляция; изменения в занятости и безработице, наши торговые показатели с другими страны и относительный успех или провал государственной экономической политики и политики, проводимой Федеральной резервной системой.
Микроэкономика рассматривает экономику на уровне индивидуальных потребителей, групп потребителей или фирм. Общей задачей микроэкономики является эффективное распределение дефицитных ресурсов между альтернативными видами использования. Микроэкономика смотрит на определение цены через оптимизацию поведения потребителей и фирм; с потребителями, ищущими максимизировать счастье и фирмы, прибыль.
География
География дает представление о Земле как среде обитания человека. это способ смотреть на земле, а не перечень ее содержимого. Эта точка зрения основывается на фундаментальном взаимосвязанные понятия. Культурная оценка земли, региональная концепция, территориальная когерентность, экология человека, пространственное взаимодействие, изучение ландшафта и концепция изменений — это все способы, с помощью которых географ пытается лучше понять окружающую среду.
Изучение географии готовит студентов к карьере в области изучения местоположения, доставки маршрутов управление, лесное хозяйство, смотритель парка, учитель, общественный деятель, экскурсовод и защитник почв и др.
История
Этимология: среднеанглийская histoire, historie, от англо-французской estoire, histoire, от латыни historia, от греческого, расследование, история, от histōr, istōr знать, учиться; сродни греческому eidenai знать
История изучает прошлое. По своей природе это чрезвычайно широкая дисциплина, включает анализ отдельных лиц и групп, событий и явлений, долгосрочных тенденций, краткосрочные тенденции, институты, общества и культуры. На самом деле большинство историков использовать различные методологии для создания учетных записей и интерпретаций практически каждый предмет, который только можно вообразить, и часто связывают свои исследования с другими областями как внутри и вне общественных наук. Ценность изучения истории, безусловно, что это помогает нам понять, кто мы сегодня и откуда мы пришли. Кроме того, изучая, мы можем развить понимание человеческого опыта, переживаемого различных людей и групп как внутри, так и за пределами наших собственных обществ.
Философия
Обычное определение «философии» — это любовь к мудрости. Однако «мудрость» трудно определить, потому что можно не знать, что составляет мудрость и о мудрости которого мы говорим. Мудрость есть в каждой культуре и ни в одной культура может претендовать на то, что обладает окончательным ответом и знанием. В прошлом философы считались всезнайками. На Западе одно время философия даже считался великим синтезом всех знаний.
Однако философия не является застойным сводом знаний. Скорее, философское знание. представляет собой непрерывный, продолжающийся рефлексивный процесс. Философию лучше понять как интеллектуальная и умственная деятельность. позволяет активировать и стимулировать уметь отражать, критически оценивать и оценивать все человеческие переживания и интересы. Таким образом, философия не может дать однозначного ответа ни на один из аспектов жизни. человеческое знание. То, что когда-то считалось общепринятой истиной, может помочь понимать мир, каковы бы ни были его достоинства в данный конкретный исторический момент. Но нужно воздерживаться от того, чтобы слепо принимать это как абсолютную истину и конец всего. человеческий запрос. Эта парадоксальная природа философии, однако, может освободить человека. от тиранических верований и догм и позволяют продолжать подвергать сомнению фундаментальные предположения во всех человеческих знаниях. Таким образом, изучение философии имеет двоякий характер. С одной стороны, это помогает узнать и понять замечательное накопление философские размышления всех цивилизаций. С другой стороны, философия расширяет наши взгляды, влияет на поведение и исследование, различные теории, касающиеся знания, Ценности и природа реальности. Он предлагает свежие подходы к оценке и критике. разнообразные устоявшиеся теории. Облегчает и питает стремление к непрерывному интеллектуальное любопытство и позволяет заниматься и развлекать любые другие возможные альтернативы там еще могут быть.
Политология
Вы интересуетесь американской политикой? международные отношения; критические вопросы, такие как здоровье, окружающая среда, гражданские права; теории идеального правительства и как власть и ресурсы распределяются в обществе? Вы хотите изучить эти предметы и продолжить карьеру, основанную на ваших интересах? Если это так, вам следует подумать об изучении политическая наука.
Студенты-политологи могут получить универсальный набор навыков, которые можно применять в широком диапазоне захватывающих карьер в федеральных, государственных и местных органах власти; закон; бизнес; международные организации; некоммерческие ассоциации и организации; кампания управление и голосование; журналистика; довузовское образование; избирательная политика; исследовательская работа и преподавание в университетах и колледжах.
Психология
Психология — это наука, изучающая поведение как человека, так и не человека — животных, и ему всего около 125 лет. Это широкая дисциплина, по существу охватывающая предмет от биологии к социологии. Психология изучает пересечение двух критических отношения: одно между функцией мозга и поведением и одно между окружающей средой и поведение. Как наука психология следует научным методам, используя тщательное наблюдение, экспериментирование и анализ.
Психология изучает психические процессы, познание и поведение. Психолог озабочены тем, как функционируют мозг и нервная система, как развивается восприятие от ощущений, как мы учимся и познаем, и что нами движет. Психология охватывает всю продолжительность жизни, чтобы узнать больше о том, как люди функционируют в семье, сообщество, и общество. Психологи хотят узнать, что может пойти не так в развитии, как его можно изменить, и как решить организационные, личностные, межличностные, и семейный конфликт. Это динамичная область, в которой новые знания приводят к новому пониманию. которые вырастают из базы в исследованиях. Это и теоретическая, и прикладная наука.
Социология
Социология — это систематическое изучение людей и их институтов. Это один из самые широкие и разнообразные социальные дисциплины в академических кругах, благодаря чему практически каждая социальная сфера подвергается критическому изучению и анализу. Социологи изучают брак и романтические отношения, межличностное общение, социальная психология, бедность и неравенство, раса и этническая принадлежность, религия, культура, старение, СМИ, спорт, здоровье забота, преступность и отклонения, национализм, социальные движения и глобализация только для того, чтобы назовите несколько тем.
Чтобы помочь социологам понять социальный мир, социологи используют массив теорий и методов исследования сбора и анализа данных включенных наблюдений, групповые интервью, опросы, исторические документы и даже лабораторные эксперименты.