Место психологии в системе наук
Angela Richter 0 Комментариев прикладная психология, соверменная психология
Современная психология не только занимает промежуточное положение между различными науками, а часто с ними напрямую связана, является для них средством сочетания с жизнедеятельностью человека. В центре ее внимания всегда остается человек — главное действующее лицо общественного и мирового прогресса. Поэтому психология развивается как человеческая теория и практика.
Близость психологии и общественных, естественных и технических наук, даже наличие отраслей, которые она совместно с некоторыми из них изучает, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы, пути изучения предмета.
Становлению психологии как самостоятельной науки способствовал ее прочный союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Именно в это время в психологию внедрили экспериментальный метод (Р. Фехнер), особенно после выхода книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было доказано, что психические явления такие же естественные, как и все другие функции человеческого организма, они не могут быть беспричинными, а является результатом рефлекторной деятельности нервной системы.
Рефлекторная теория И.М. Сеченова, которая получила дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в трудах А.А. Ухтомского, Н.Л. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., стала естественно-научной основой психологических знаний. Сейчас это естественнонаучное обоснование науки еще больше усилилось благодаря углубленному изучению нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности.
Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи знаменитого естествоиспытателя Ч. Дарвина, высказанные в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь» (1859). Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к условиям среды, изменчивости, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, примитивных. Дарвин хотел приспособить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов (а именно — действие естественного отбора), являются движущими силами психического развития в филогенезе. Однако, на наш взгляд, это не соответствует действительности.
В изучении роли психики в поведении человека немалую роль сыграли исследования психологов-клиницистов (И.Н. Бехтерев, С.С. Корсаков, А. Р. Лурия и др.), Которые разработали основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в решении вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, недоверие и т.д.), а с другой — само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединить усилия врача и психолога.
В то же время клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых участков коры мозга, например, височных долей, дают новые сведения для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив специфику психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.
Основательное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются одновременно разделами естествознания и медицины.
Психология и научно-технический прогрессДля XX века характерно исключительное по своему масштабу развитие новых видов техники, средств связи, широкое использование электроники, автоматики, освоение новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т. п. Все это ставит огромные требования к психике человека, который сталкивается с современной техникой.
В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, то есть возможностей, заложенных в психических познавательных процессах, — восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности — особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.д. .
В частности, в условиях нервно-психического напряжения, обусловленного необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т. п.), чрезвычайно существенным является наличие определенных свойств личности, которые дают возможность выполнять действия без ошибок и срывов. Отсутствие этих качеств приводит к авариям.
Изучение психологических возможностей человека в связи с профессиональными требованиями сложных видов трудовой деятельности, свидетельствует о важной роли современной психологии.
Инженерная психология, решает проблему «человек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда в целом, теснейшим образом сталкивается со многими разделами техники.
На дальнейшее развитие психологии большое влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, которые считали уникальным достоянием человеческого сознания — функции накопления и переработки информации, управления и контроля — стали выполнять электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. В то же время отдельные исследователи, увлеченные успехами кибернетики, стали трактовать человека как автомат с программным управлением.
С другой стороны, автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые нельзя передать электронным устройством, прежде всего — творческих способностей. Для будущего человечества, для личности и ее психического устройства значение компьютерной революции огромно. Но как бы не менялась личность человека, какие бы чудеса не создала электронно-информационная технология, ей, как и раньше, будут присущи психические свойства со всеми признаками, присущими предмету психологии.
Варий М. И. Общая психология. Учебное пособие. — Киев, «Центр учебной литературы», 2007.
Психология в системе наук. Отрасли психологии
1.2. Психология в системе наук. Отрасли психологии
На современном этапе развития психологии прочны и закономерны ее связи с другими науками: философией, историей, педагогикой, медициной, социологией, экономикой, биологией, химией, физикой и т.д. Эти связи, с одной стороны, представляют для психологии возможность методологически и теоретически более глубоко подходить к пониманию психики человека, ее происхождения и роли в жизни и деятельности людей. С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, способствует естественным и общественным наукам точнее интерпретировать законы объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Психологическая наука с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, социального положения, образования. Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности. В этом проявляется тот факт, что психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления в развитии общества.
Современные ученые-методологи науки говорят о том, что человечество выживет и будет дальше развиваться, если перейдет от технократического мышления к гуманистическому. Если в 60-е годы XX века как новая воспринималась парадигма учета человеческого фактора, то сейчас говорят о парадигме управления человеческим ресурсом. Парадигма управления человеческим ресурсом предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития субъекта как целостного существа, находящегося в непрерывном взаимодействии с миром, природой, другими людьми.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными отраслями практики.
Если принять за основание классификации психологические аспекты конкретной деятельности, то можно выделить психологию труда, инженерную, педагогическую, юридическую и другие отрасли психологии.
Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология занимается изучением закономерностей взаимодействия человека и современной техники в целях использования полученных данных в проектировании, создании, эксплуатации новых видов техники. Педагогическая психология изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания, рассматривает особенности взаимоотношений между педагогом и учащимся.
Юридическая психология занимается рассмотрением психологических особенностей поведения участников уголовного процесса, психологических проблем формирования личности преступника.Если за основу классификации ветвей психологии принять аспект развития, то следует выделить ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию пожилого возраста). Возрастная психология исследует особенности психологических процессов на разных ступенях онтогенеза, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.
Психология аномального развития
Если классифицировать ветви психологии с точки зрения рассмотрения отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд разделов психологической науки, объединяемых понятием «социальная психология». Она изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Дискуссионной является парапсихология [греч. para – возле, около], под которой понимается обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят, прежде всего, так называемое экстрасенсорное восприятие, т.е. прием информации человеком, не связанной с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.). Исследование феноменов парапсихологии началось с конца XIX века, и хотя так и не привело к конечным выводам об их природе и механизмах, однако способствовало познанию гипноза, субсенсорного восприятия, феноменальной памяти и т. д. Большинство ученых не отрицают целесообразность их экспериментального изучения, но выступают против неаргументированных утверждений парапсихологов.
Важное место в структуре отраслей психологии принадлежит психодиагностике
Интересными и достаточно новыми отраслями современной психологии являются экономическая психология, экологическая психология, психология рекламы, историческая психология, психология торговли и др.
В целом психология интенсивно развивается в различных направлениях. Идет процесс специализации психологического знания применительно к сферам общения и социального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья. Разрабатываются методы психологического воздействия с целью получения положительного для человека результата. Продолжаются, хотя и оказываются оттесненными как бы на второй план, исследования души, духовности. Понятие духовности сегодня не представляется ни мистическим, ни просто образным выражением. Оно включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, идеи, верования. Стало быть, духовность может изучаться, как и другие психические явления, с помощью психологических методов.
Commentary: Является ли психология настоящей наукой? Есть две школы мысли
Социальные науки переполнены внутренними войнами. Антропологи расходятся во мнениях относительно роли биологии в поведении. Социологи расходятся во мнениях относительно того, являются ли различия между мужчинами и женщинами глубокими или тривиальными. А постмодернистские теоретики в самых разных областях — игнорируя тот факт, что их жизнь буквально зависит от достоверности научного метода — часто оспаривают идею о том, что факты могут быть даже достоверно установлены.
Но одна социальная наука уже давно находится в осаде со стороны тех, кто занимается «точными науками» — биологией, химией, физикой и т. д. — которые говорят, что это вообще не наука. Что сделала психология, чтобы оказаться под огнем?
Алекс Б. Березов, редактор Real Clear Science, в 2012 году изложил аргумент о том, что психология — это не наука.
Почему мы можем с уверенностью сказать это? Потому что психология часто не соответствует пяти основным требованиям для того, чтобы область считалась научно строгой: 1) четко определенная терминология, 2) количественная оценка, 3) строго контролируемые экспериментальные условия, 4) воспроизводимость и 5) предсказуемость и проверяемость. . …
Поле [The] часто дает интересные и важные сведения. Но утверждать, что это «наука», неверно. На самом деле, это еще хуже. Это попытка переопределить науку. Наука, получившая новое определение, больше не является эмпирическим анализом мира природы; вместо этого это любая тема, в которой есть несколько цифр. Это опасно, потому что при таком расплывчатом определении все можно квалифицировать как науку.
Профессор психологии Университета Вирджинии Тимони Д. Уилсон — автор книги «Redirect: The Surprising New Science of Psychological Change», напечатанной в 2011 году, — категорически не согласен. Он отмечает, как психологические исследования опровергли утверждения, сделанные в отношении D.A.R.E. (Обучение сопротивлению злоупотреблению наркотиками), программа, инициированная бывшим начальником полиции Лос-Анджелеса Дэрилом Гейтсом, в рамках которой офицеры ходили в классы, чтобы распространять антинаркотические сообщения, а также Scared Straight, программа, в которой сквернословящие заключенные предупреждали молодых людей из групп риска. чтобы избежать преступной жизни.
Уилсон отчасти прав. Дональд Р. Линам, в настоящее время психолог в Университете Пердью, был ведущим автором исследования 1999 года, основанного на 1002 шестиклассниках, которое показало, что, хотя родители часто положительно относились к D.A.R.E., когда исследуемая когорта достигла 30 лет, доказательств не было. это работало лучше, чем стандартные антинаркотические программы. Но криминалисты, а не психологи, в основном проводили исследования, показавшие, что Scared Straight не работает.
Тем не менее, проблемы для сторонников психологии как науки выходят далеко за рамки кажущихся попыток присвоить себе заслуги в работе других. Раз за разом психологи рекламировали модные привлекательные теории, которые оказывались сомнительными или еще хуже.
Самый известный недавний пример — заявление социального психолога Гарвардской школы бизнеса Эми Кадди о «позе власти», которая утверждала, что «человек может, приняв две простые позы за одну минуту, воплотить силу и мгновенно стать более могущественным». Часто приводимый фотографический пример был с Чудо-женщиной, стоящей, положив руки на бедра, локти были направлены в сторону от тела. Кадди и ее коллеги Дана Карни и Энди Яп в статье, опубликованной в 2010 году Ассоциацией психологических наук, утверждали, что их исследование…
. .. подтвердили наш прогноз о том, что позирование в невербальных проявлениях высокой мощности (в отличие от невербальных проявлений малой мощности) вызовет нейроэндокринные и поведенческие изменения как у мужчин, так и у женщин: кортизола и повышенного чувства силы и терпимости к риску; позеры с низким энергопотреблением демонстрировали противоположную картину.
Исследование стало основой одного из самых популярных TED Talks всех времен. Но общие утверждения, сделанные Кадди, не всегда воспроизводились в последующих исследованиях. К 2015 году ее соавтор Кадди дезавуировала исследование 2010 года как ошибочное по своей сути.
В то время как лоскут Кадди, возможно, имел более высокий резонанс в средствах массовой информации, дебаты о силе феномена «прайминга» имели больше последствий в психологии. В 2013 году журнал Nature опубликовал этот учебник:
Теория утверждает, что на поведение можно влиять или «подготавливать» мысли или мотивы, вызванные бессознательно. ..
Эта концепция существует уже несколько десятилетий. Это был основной тезис «Скрытых убедителей», книги журналиста Вэнса Паккарда 1957 года о том, как рекламная индустрия стремилась манипулировать потребителями. Это ключ к алгоритмам, которые рекламодатели используют, чтобы решить, что нам продавать, когда мы используем наши телефоны и электронные устройства.
Но за десятилетия она превратилась в сложные теории социального прайминга, «изучения того, как тонкие сигналы могут бессознательно влиять на наши мысли или поведение», как выразилась Природа, — предположительно влияющие на результаты тестов, моральные рассуждения и даже, да, на походку. . В одном исследовании 1996 года утверждалось, что люди стали ходить медленнее после того, как услышали слова, связанные со стереотипами о пожилых людях.
К 2012 году, однако, проблема воспроизводимости, на которую ссылался редактор Real Clear Science и которая свела на нет моду на «позу власти», сводила на нет теории социального прайминга. Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии по психологии из Принстонского университета, предупредил в своем заявлении, что эта проблема представляет собой «вырисовывающуюся катастрофу поезда», которая может преследовать академическую карьеру аспирантов, которые участвовали в позже дискредитированных исследованиях подготовки. Предостережение Канемана было частью того, что The New York Times в прошлом году назвала «движением за методологические реформы» в социальной психологии с «новым восторженным духом самобичевания», что может привести к более строгому исследованию.
Новое исследование, опубликованное в этом месяце, может привести не только к «самобичеванию» психологов, но и к кризису совести.
В статье для журнала International Journal of Law and Psychiatry за март-апрель 2018 г. криминолог колледжа Линдси Уилсон Аллен Копенхейвер и психолог Стетсонского университета Кристофер Дж. Фергюсон приводят доказательства того, что заявление Американской психологической ассоциации от 2005 г. о существовании «подтвержденной» связи между игрой в жестокие видеоигры и агрессивным антиобщественным поведением было подорвано исследованием, которое APA решила проигнорировать. Это очень важно, потому что утверждение APA бесконечно цитировалось законодателями по всей стране, которые стремились запретить подросткам покупать жестокие видеоигры, а также законодателями Калифорнии, которые фактически сделали это, объявив некоторые игры вне закона.
Копенхейвер и Фергюсон приводят пример за примером исследований, которые противоречат утверждению АПА. Тем не менее, АПА вместо этого прислушалась к лоббированию авторов, которые ранее опубликовали исследования, подтверждающие связь между видеоиграми и антиобщественным поведением, — ученых, которые были кровно заинтересованы в поддержке своих тезисов. Но авторы также предложили другой мотив для ассоциации: в 2005 году, когда дебаты о жестоких видеоиграх были в самом разгаре, APA потребовало части регулирующего действия. Он рекомендовал «разработать и распространить систему рейтинга на основе контента, которая точно отражает содержание видеоигр и интерактивных медиа» — возможно, с использованием «знака одобрения» APA.
Копенхейвер и Фергюсон используют эту историю не только для того, чтобы поднять вопрос о том, руководила ли АРА самореклама, а не наука. Они также используют факты, чтобы показать неосведомленность Американской психологической ассоциации о видеоиграх, отметив, что Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения оценивает игры с 1994 года. новые исследования и здравый смысл. Два десятилетия активной игры миллионов американцев в жестокие видеоигры сопровождались историческим падением уровня насильственных преступлений. В 2011 году Верховный суд США с консервативным большинством проигнорировал заявленную связь, отменив закон Калифорнии, запрещающий несовершеннолетним покупать жестокие игры.
И, возможно, это то, что вам следует сделать в следующий раз, когда появится новое увлечение психологией со смелыми заявлениями — отклоните его.
Если только вы не услышали теорию непосредственно от другого человека и не настроены на троллинг. Затем вы можете выйти из «силовой позы», качая головой.
Рид , чьей самой жестокой видеоигрой является бокс в Wii Sports, является заместителем редактора редакционного отдела и отдела мнений. Твиттер: @chrisreed99. Электронная почта: [email protected]. Архив колонки: sdut.us/chrisreed.
Twitter: @sdutIdeas
Facebook: San Diego Union-Tribune Ideas & Opinion
Reddit — погрузитесь во что угодно
Частично под влиянием некоторых пренебрежительных комментариев, которые я видел о r/science, я подумал, что воспользуюсь возможностью нового формата научной дискуссии, чтобы углубиться в вопрос о том, следует ли считать психологию «настоящей» наукой, но также и более в целом о том, какое место занимает психология и что она может рассказать нам о науке.
В качестве введения я исхожу из скиннеровской традиции изучения поведения животных на основе последствий поведения (например, подкрепления). Эта традиция имеет легендарную историю продвижения психологии как науки.
Итак… является ли психология наукой? Наука в широком смысле определяется как изучение мира природы на основе фактов, полученных в результате экспериментов или контролируемого наблюдения . Это зависит от эмпирических данных (наблюдаемых данных, а не убеждений), контроля (причина и следствие могут быть определены только путем минимизации посторонних переменных), объективных определений (конкретных и поддающихся количественной оценке терминов) и предсказуемости (данные должны быть воспроизведены в аналогичных ситуациях в той или иной ситуации). будущее). Соответствуют ли психологические исследования этим параметрам?
Были серьезные вопросы относительно того, может ли психология давать объективные определения, воспроизводимые выводы и правильно ли проверяют преобладающие статистические тесты, используемые в психологии. Конечно, это вопросы, стоящие перед многими современными научными областями (вспомните эволюцию или теорию струн). Таким образом, вместо того, чтобы спрашивать, следует ли считать психологию наукой, вероятно, более конструктивно спросить, что психологии еще предстоит узнать из «точных» наук 9.0083 и наоборот .
Несколько связанных подвопросов, которые стоит рассмотреть как часть этого:
1. Является ли психология единой дисциплиной? Первое, что узнают многие первокурсники (будем надеяться), это то, что психология — это гораздо больше, чем Фрейд. Они могут варьироваться от «прикладных» дисциплин, таких как клиническая, общественная или промышленная/организационная психология, до фундаментальных научных областей, таких как психология личности или когнитивная нейробиология. Явная связь между всем этим заключается в том, что психология — это
2. Предоставляет ли психология ценную информацию другим наукам? Действительно, функциональный вопрос. Дает ли психология что-то ценное? Когда я изучаю поведение животных, меня больше всего раздражает изучение статей по неврологии, экологии или медицине, в которых есть замечательные биологические методы, но жалкие поведенческие измерения. Вы не можете сделать вывод о мозге, функционировании организма в окружающей среде или о воздействии наркотика, если соотносите это с поведением и используете неправильную поведенческую задачу. Это своего рода научные вопросы, над решением которых исследователи должны сотрудничать с психологами. Психологические теории, такие как обучение с подкреплением, могут напрямую информировать такие области, как информатика (машинное обучение), и формировать целые подобласти, такие как биопсихология и психофизика. Точно так же социальные науки дали результаты, важные для направления денег и усилий на социальные программы.
3. Ценна ли наука о здравом смысле? Психология в СМИ сталкивается с проблемой, которая менее распространена в химии или физике; общественность может генерировать свои собственные предположения и анекдоты об ожидаемых ответах на многие вопросы психологии. Однако есть хорошо понятные проблемы с верой во что-то «очевидное» на первый взгляд. Во-первых, здравый смысл может генерировать несколько ответов на вопрос, а апостериорные рассуждения просто делают обнаруженный ответ очевидным (называемым 9).0083 предубеждение задним числом ). Во-вторых, «здравый смысл» не обязательно означает «правильный», и всегда стоит ответить на вопрос, даже если только для проверки рассуждений здравого смысла.
4. Могут ли ученые-люди быть объективными в отношении человеческого опыта? Это очень сложная проблема из-за того, насколько субъективным может быть наше общее восприятие мира. Быть человеком влияет на вопросы, которые мы задаем, на то, как мы собираем данные и на то, как мы интерпретируем результаты. Это также проблема в моей области, где трудно сбалансировать антропоцентризм (вера в то, что человек как вид имеет особое значение) и антропоморфизм (приписывание человеческих качеств животным). Крыса не является ни крошечным человеком, ни «недочеловеком», из-за чего человеку очень сложно объективно ответить на вопрос типа . Есть ли у крыс эпизодическая память, и как мы узнаем, есть ли она у нее?
5. Должна ли область быть «научной», чтобы быть достоверной? Некоторые психологи сопротивляются вековому движению за то, чтобы сделать психологию более строго научной, пытаясь вернуть науку к ее философским, гуманистическим корням.