Место психологии в системе наук о человеке: Место психологии в системе наук

Содержание

Место психологии в системе наук.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис.

1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Прежде всего необходимо остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

Долгое время существовало принципиальное разделение философии на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психологии оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий, как, например, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность. Следовательно, использование в психологии обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Другой наукой, которая так же, как и психология, изучает проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология, которая заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и др. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

Еще одной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Психология тесно связана с историей. Одним из примеров глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой заключается в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило– и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

Отличительной особенностью психологии является ее связь не только с общественными, но и с техническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек – машина».

Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Эта связь обусловлена двойственной природой человека – как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Место психологии в системе наук о человеке

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19. В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человек направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.
Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа. В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции – вопросу о соотношении научной и житейской психологии. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Вернемся к вопросу о месте психологии в системе наук.

Связь с естественными науками вполне очевидна.

Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. На стыках со многими биологическими дисциплинами появились смежные отрасли. Сложнее усмотреть связь психологии с физикой. Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира. В ряд психологических теорий вошли такие понятия, как “энергия”, ”поле”. Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармакология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки. Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений. Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психологи не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений. Мы не коснулись связи психологии и философии. Хотя эта связь чрезвычайно важна. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления. Непосредственна связь и с педагогикой. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации. Таким образом, место психологии в системе других наук можно определить следующим образом: если основные науки представить в виде тетраэдра, а за его вершины взять математику, философию, биологию, технику, то место психологии будет посередине, т.к. и исторически, и актуально она связана со всеми основными областями знаний. Т.е. психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию. Однако, несмотря на огромный объем данных других наук о человеке, задействованный в книге, психология занимает в ней центральное место и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции.

2.Отрасли психологии

Отрасли психологии

Современная пси представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Зоопси изучает психику животных. Детская пси изучает развитие сознания, психических процессов деятельности, условия ускорения развития. Соц пси изучает социально-психологические проявления личности ч-ка, его взаимоотношения с людьми. Педагогическая пси изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей пси (инженерная, авиационная), изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: пси труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности ч-ка, закономерности развития трудовых навыков. Патопси изучает отклонения в развитии психики. Юридическая пси изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная пси изучает поведение ч-ка в условиях боевых действий. Таким образом, для современной пси характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Происходит стыковка пси со всеми науками.

 

3.Предмет психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Во-первых, как писал Л.С. Выготский (1896-1934), «предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология – наука о психике» (или как стало сейчас модно говорить – о психической реальности). Это определение, которого стыдятся. Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Но психическая реальность в истории изучается и рядом других отраслей науки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия «объект науки» и «предмет науки». В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Учитывая, что в истории психологии сложились различные представления об ее предмете, кажется, что сначала наиболее правильным будет проследить историческое развитие взглядов на предмет психологии, а затем попытаться дать некое его синтетическое определение, понимая, что это, может быть, просто невозможно, в силу того что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания».

1. Душа как предмет психологии (до XVII века)

Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе. Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были «псюхе», «пневма», «квинтэссенция». Термины «псюхе» и «пневма», как и русское «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Стоит помнить, что представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Атомисты (Демокрит) понимали под душой вполне физическую сущность. Это лишь совокупность атомов – самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле. Аристотель (трактат «О душе») понимал душу как актуализацию потенциала тела, как его функциональное свойство. А для Платона душа – это идеальная и истинная сущность вещи, её максимальное совершенное воплощение.

2. Явления сознания как предмет психологии (XVII в. – середина XIX в.)

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано, прежде всего, с именем французского философа Рене Декарта. Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение «cogito ergo sum», которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность (самоочевидность), рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927). Особый поворот к сознанию связан с именем Дж. Локка, когда центр тяжести философского мышления стал сдвигаться с проблем онтологических к проблемам гносеологическим. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоциативная психология (Д. Гартли), достигшая особого расцвета в середине XIX век (Дж.Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера). Дж.Ст. Милль указывает на зависимость сознания в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма. Для Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

3. Психология как самостоятельная наука (60-е гг. XX века – сейчас): мультипарадигмальность

Оформившись в самостоятельную науку, психология тотчас же разбилась на множество психологических школ, которые, раз возникнув, продолжают существовать и ныне. Конкуренция психологических концепций началась с возникновения научных программ Сеченова и Вундта.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 7692; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Гуманитарные науки

ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В рамках курса «Теория познания» вы будете изучать вопросы знаний, относящиеся к одной или нескольким «областям знаний». Эти «области знания» являются областями исследования, в которых мы пытаемся получить знания с помощью способов познания. Области знаний примерно соответствуют группам обучения в рамках программы IB, хотя есть некоторые дополнительные области знаний, такие как этика, религия и знания коренных народов, которые имеют отношение к TOK. На ваших занятиях TOK вы также изучите границы и совпадения между различными областями знаний. Рамки знаний являются полезными инструментами для анализа исторического развития, языка, методологии и объема каждой области знаний. Учитывая, что нам необходимо установить связи между различными областями знаний, нецелесообразно обсуждать области знаний в полной изоляции. Статьи и ссылки, приведенные ниже, действительно являются примерами реальных жизненных ситуаций, затрагивающих вопросы TOK в различных областях знаний. Однако в практических целях я организовал ресурсы по областям знаний на оставшейся части этой веб-страницы. Вам решать исследовать их и устанавливать дальнейшие связи между областями знаний и способами познания. Мы надеемся, что это вдохновит вас на разработку интересных вопросов, которые станут основой для оценки TOK. На этой странице будут обсуждаться гуманитарные науки как область знаний.

​Структуры знаний, вопросы знаний и темы изучения (руководство TOK 2015)

Knowledge_framework_template_students.pdf
Загрузить файл


knowledge_framework_template.pdf
Загрузить файл


Knowledge_questions_human_sciences_guide_2015.docx
Загрузить файл


Knowledge_framework_natural_sciences_guide.docx
Загрузить файл


Соответствующие возможные вопросы для эссе:

  • Является ли объяснение обязательным условием для предсказания? Изучите этот вопрос применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2015 г.)
  •  «Без группы, которая это проверит, знание невозможно». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
  • «В некоторых областях знаний мы пытаемся свести сложное целое к простым компонентам, а в других пытаемся интегрировать простые компоненты в сложное целое». Обсудите это различие со ссылкой на две области знаний. (ноябрь 2015 г.)
  • «Способы познания — это проверка наших инстинктивных суждений». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
  • Со ссылкой на две области знаний обсудите, каким образом общие знания могут формировать личные знания. (май 2015 г.)
  • «Существует только два способа, которыми человечество может производить знания: посредством пассивного наблюдения или посредством активного эксперимента». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
  • Нейтральных вопросов не бывает. Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний. (май 2015 г.)
  • «Обладание знаниями дает привилегию». Насколько это верное утверждение? (образец 2015 г.)
  • «Все знания зависят от распознавания закономерностей и аномалий». Подумайте, в какой степени вы согласны с этим утверждением применительно к двум областям знаний. (образец 2015 г.)
  • В какой степени области знаний сформированы их прошлым? Рассмотрим применительно к двум областям знаний. (Образец 2015 г.)
  • «Без применения в мире ценность знаний сильно снижается». Рассмотрим это утверждение в отношении двух областей знания. (май 2016 г.)
  • «Точка зрения знающего имеет важное значение в стремлении к знаниям.» Насколько вы согласны? (май 2016 г.)
  • «В знаниях всегда есть компромисс между точностью и простотой». Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний. (май 2016 г.)
  • «Ошибка так же ценна, как точность в производстве знаний». В какой мере это имеет место в двух областях знания? (ноябрь 2016 г.)
  • «Противоречивые заявления о знаниях всегда связаны с разницей во взглядах». Обсудить применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2016 г.)
  • Всегда ли наличие большего количества данных полезно для производства знаний? Исследуйте этот вопрос применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2016 г.)

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки нацелены на исследование, обнаружение и описание людей как групп или отдельных лиц. Гуманитарные науки стремятся сделать это научным и объективным образом. Несмотря на то, что многое было открыто в этой области, по-прежнему трудно полностью понять человека. Нынешняя методология в науках о человеке может показаться сложной, но мы можем задаться вопросом, в какой степени мы можем изучать людей с научной точки зрения. Ученые-люди могут столкнуться с предвзятостью как со стороны исследователя, так и со стороны объекта исследования. Антропологи могут быть не в состоянии получить доступ к тому, как люди из разных сообществ знаний знают, из-за лингвистических трудностей или из-за их собственных предвзятых культурных воспоминаний. Социолог может столкнуться с этическими дилеммами при проведении экспериментов. Результаты эксперимента Милгрэма (60-е годы), например, были новаторскими, но смогли бы мы все еще оправдать его этичность, если бы эксперимент был проведен в 2013 году? Благонамеренный психолог должен опасаться предвзятости наблюдения, и участники психологических экспериментов могут вести себя по-разному, когда за ними наблюдают (подумайте о том, как реалити-шоу влияет на поведение участников). Экономисты могут собирать данные и использовать сложные формулы, но в какой степени мы можем использовать определенную модель для экономического прогнозирования? Гуманитарные науки могут обнаруживать тенденции, а не законы, и существует много места для ошибок. В Теории познания мы задаемся вопросом, как мы познаем в науке о человеке, и стремимся выяснить, какую роль Пути познания играют в этих науках. Мы также анализируем, как гуманитарные науки сравниваются с естественными науками.

Статьи и мероприятия по гуманитарным наукам

Психология

Психолог стремится понять человеческое поведение. Психологи используют ряд методов для изучения того, как и почему мы чувствуем, думаем, говорим, реагируем и ведем себя именно так, а не иначе. Люди — сложные существа, и не всегда легко узнать о себе больше. Существуют разные отрасли психологии с разными целями и методами исследования. Методы варьируются, среди прочего, от лабораторных экспериментов или естественных экспериментов до опросов и интервью. Статистика и математические расчеты могут отражать характеристики образца поведения, однако нам следует быть осторожными с поспешными обобщениями. Когда дело доходит до интервью или анкет, язык, используемый в опросе, будет влиять на его результаты. Использование закрытых вопросов также может привести к предвзятому результату расследования. В то же время ожидания могут также влиять на результаты исследования. Хороший психолог учитывает это при поиске знаний. Историческое развитие психологии как дисциплины показывает, как методология, которую психологи использовали для получения знаний (и лечения пациентов), резко изменилась за эти годы. Достоверность методов или гипотез постоянно подвергается проверке. Большинство людей слышали о Фрейде, но многое из того, что он «открыл», сегодня забыто. Некоторые из самых интересных психологических экспериментов, проведенных в истории, затрагивают сомнительные этические основания. Иван Павлов (слыхал о собаке Павлова?), например, использовал методы исследования обусловленности, которые многие современные ученые-человеки считают неэтичными. Учитывая, что объектом исследования ученого-человека действительно является человек, существуют ограничения на методы, которые мы можем этически использовать для получения знаний в этой области. Это отличает гуманитарные науки от естественных наук. Например, мы разводим плодовых мушек для проверки генетических мутаций, и никто даже глазом не моргнет. С другой стороны, на протяжении всей истории этические ограничения также ограничивали методы ученых-естествоиспытателей в поиске знаний. Мы не могли так легко отделаться от селекции людей для проверки мутаций ДНК, а исследования стволовых клеток до сих пор вызывают много споров. Можно также утверждать, что психологию следует классифицировать как естественную науку, а не как науку о человеке. Нейробиолог, например, будет использовать научный метод, чтобы получить знания о познании. Итак, чем гуманитарные науки отличаются от естественных наук? А как насчет других дисциплин, изучающих познание? Является ли когнитивная лингвистика наукой? Или это относится к области языкознания? В теории познания вы исследуете границы между областями знаний. Вы будете исследовать историю и парадигмальные сдвиги в психологии. Вы также узнаете, как способы познания ограничивают или помогают поиску знаний в психологии. Мы видели, что эмоции, память и язык — это способы познания или инструменты для поиска знаний. Эти способы познания также важны объектов изучения в психологии. Наконец, на занятиях по ТОК вы рассмотрите этические последствия и ограничения, относящиеся к области психологии.

ТОК урок по психологии как гуманитарной науке 011

 Блестящий документальный фильм о себе, машинах счастья

youtube.com/v/M-MksApggT0?version=3″ type=»application/x-shockwave-flash» allowscriptaccess=»always» allowfullscreen=»true» wmode=»transparent»/>

Лекция мистера Флинна о Фрейде, одном из основателей психологии

freud_flynn.ppt
Скачать файл


психологическое лечение: вопрос естествознания? Интересная ситуация из реальной жизни, которая может привести к вопросам знаний

статья о лечении фобий инъекцией

      КАК МЫ ЧИТАЕМ МЫСЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?

     ВЛЮБЛЕННЫЙ МОЗГ

Статья Guardian о фильмах, в которых исследуется, как работает разум.

Социология

Эксперимент Милгрэма — один из самых обсуждаемых социологических экспериментов. Можно поставить под сомнение этику и методологию эксперимента. Однако его ошеломляющие результаты, несомненно, изменили многие предубеждения относительно человеческого поведения. Эксперимент «популяризировал» концепцию Арендт о «банальности зла», и простые граждане остро осознали опасность поклонения авторитетам. Победителям Второй мировой войны нравилось верить, что холокост мог произойти только в такой стране, как Германия; что немецкий народ по своей природе тяготеет к зверствам нацистов. Эксперимент Милгрэма отбросил такие представления. Ремейки эксперимента и другие связанные с ним социологические эксперименты показали, что люди вполне готовы отказаться от своей личной морали, чтобы подчиняться авторитету. Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме показал, насколько «нормальные» граждане готовы прибегнуть к жестокости, если ситуация предоставляет платформу для последней. Но как мы можем по-настоящему узнать, как мы ведем себя как группа в той или иной ситуации? Можем ли мы использовать модели, основанные на экспериментах, для предсказания человеческого поведения? Наше групповое поведение формируется природой или воспитанием? Или оба? Есть ли у нас свобода воли?

социологический документальный фильм о «пяти шагах к тирании»

Эксперимент Милграма 023 Скачать файл


Экономика

Статья о природе экономики и Нобелевской премии.

TED: взгляд экономиста на мнение экспертов

TED: как мы можем предсказывать кризисы в сложных системах?

Что такое поведенческая экономика?

Нобелевская премия по поведенческой экономике (например, теория подталкивания)

Статья: Марксистская теория и Игра престолов.

TED: теория игр и предсказание поведения

Чтение теории игр и реальных жизненных ситуаций.

Использование математического языка для объяснения человеческих явлений и поведения

ИИ определяет сексуальную ориентацию по фотографиям лица

Экономист: что машины могут сказать по вашему лицу

Как культура и контекст формируют психологию?

Достижение объективности в науках о человеке оказалось сложной задачей, однако эмпирические психологи продолжают использовать экспериментальные протоколы, чтобы доказать, что все люди, независимо от культуры или расы, имеют одинаковые базовые психологические и когнитивные особенности. В то время как научный метод проясняет изучение биологии, химии, медицины, физики и астрономии, я утверждаю, что его протоколы не обязательно подходят для гуманитарных наук, особенно психологии, потому что они не учитывают должным образом роль культуры и контекста.

Рами Габриэль, используется с разрешения

В двадцатом и двадцать первом веках психология и ее использование в обществе получили широкое распространение, даже несмотря на то, что психические явления не были полностью сведены к нейронным принципам, а контуры познания не были четкими и идентифицируемыми. . Эмпирической психологии еще предстоит снабдить нас законоподобными принципами, которые мы ожидаем получить от науки. Скорее, они могут зависеть от внелогических факторов, таких как культура, история, теория и случайные социальные формации.

Некоторые психологи предполагают, что ограничения связаны с фактическими наборами данных. Другие обвиняют технические проблемы в интерпретации изображений мозга или утверждают, что психология постоянно игнорировала чрезмерное влияние контекста. На самом деле, в этой области нет недостатка в критических высказываниях и неортодоксальных практиках.

В этом посте я определяю экстралогические факторы, которые определяют контекст открытия и интерпретации в исследовательской психологии. Оказывается, культура и история, воплощенные в фоновых теоретических установках, имеют решающее значение для понимания основных, якобы закономерных психологических категорий человеческой природы. Это включает в себя предположения о познании, личности, психическом здоровье и многих других само собой разумеющихся концепциях.

Имеются некоторые признаки распознавания этих проблем. Например, область психологии коренных народов говорит о господствующих предположениях западной психологии, допуская несопоставимые культурные и исторические факторы. Кроме того, изучение более широкого набора данных, полученных из глобальных источников, помогает нам понять, почему психология является исторической наукой.

Контекст изучения психологии ограничивает цели и методы, которые она использует. Есть очевидные соображения с точки зрения доступа к оборудованию и социологии знания. Кроме того, практическая реализация психологических данных ограничена местом и временем их возникновения. Идеи Зигмунда Фрейда о разуме явно основывались на идеях, витавших в воздухе в Вене конца века, и формулировали их.

Фоновые приверженности концепциям окрашивают предположения и цели производства знаний. Несмотря на предполагаемую объективность своих методов и инструментов, психология является продолжением общества, из которого она возникла. Изучение ума в данном месте и в определенный период времени также обязательно является изучением культурных и исторических условий этого места. Один из способов объединить эти соображения — использовать методы, используемые в антропологии и истории. Эти качественные области описывают, исследуют и объясняют эпистемологический фон, который формирует использование практик знания.

В качестве иллюстрации того, как мы можем опираться на антропологические методы, обратите внимание на то, как индивидуализм служит культурной рамкой для концептуализации пределов и масштабов разума. Индивидуализм — это приверженность набору философских и политических практик. По словам Луи Дюмона, это культурный фрейм, постулирующий представления о деятельности, согласно которым воля является определяющим моральным фактором для либерального субъекта потребления.

Предполагается, что индивидуальное «я» служит средоточием личности, памяти и деятельности; таким образом, он встроен в исследования и социальные практики. Индивидуализм как культурная структура укрепляется в практиках разговорной терапии, популярной психологии, программах заботы о себе и потребительском вкусе. Психоанализ как теория человеческой природы, являющаяся в то же время способом терапии и набором инструментов для культурной критики, институционализирует культурные рамки индивидуализма в своей модели разума.

Индивидуализм является культурным контекстом многих форм терапии, поскольку это феноменологическая, эмпирическая и структурная система для объяснения поведения через скрытые процессы. Моя мотивация придавать особое значение психоанализу состоит в том, чтобы показать, как культурные формы, различающие определенные аспекты человека, натурализуются в методологических системах герменевтического исследования, объясняющих патологию и терапевтические практики.

Эпистемические ограничения, таким образом, ограничивают виды знания, которые могут быть получены из различных исследований разума. В психоанализе субъективность является платформой для анализа чувств и их причин. Он использует практики дискурсивного знания для облегчения страданий, укрепляя чувство свободы воли. Этого можно добиться, помогая анализанду понять, почему он действует именно так, включая триггеры, моменты травмы и альтернативные способы думать о себе.

Мартинианский психолог Франц Фанон вынес эти принципы психоанализа за пределы психиатрического отделения, чтобы выяснить, как колонизированный разум страдает от постоянного угнетения и, таким образом, становится чужим для самого себя. Он прояснил интимную психологическую причинность этой суровой реальности, а затем смог связать инструменты подавления субъективности с алжирской борьбой за признание и свободу под французским колониальным правлением. Таким образом, использование Фаноном психологии было ограничено ее политическим контекстом и культурным использованием. Индивидуалистическая психология была средством продвижения освободительной субъективности за счет усиления чувства ответственности как рефлексивного знания.

Контекст неадекватно улавливается психологией, созданной по образцу физических наук, изучающих законы разума, но его можно исследовать с помощью дискурсивного идиографического подхода, объединяющего несколько уровней анализа, включая антропологические, исторические и контекстуальные подсказки. Возможно, было бы более прагматично думать о психологии как о наборе полезных локализованных практик познания, сформулированных в соответствии с потребностями и ценностями данного сообщества. Это не означает, что вся психология социально сконструирована. Скорее, это означает, что гуманитарные науки в культурном отношении расположены важными и фундаментальными способами. Как поддержал Карл Крейвер, один из обнадеживающих путей вперед — это своего рода мозаика ограничений между несколькими уровнями анализа.

Мы видели, как дискурсивные формы психологии, такие как психоанализ, и эмпирические формы психологии обрамлены фоновыми убеждениями, но все ли формы психологии в равной степени подчинены описанным мною эпистемическим ограничениям? Возьмем, к примеру, вычислительное моделирование в когнитивной науке. Это формальная система, основанная на технике, с помощью которой исследователи изображают, как система может работать, учитывая данные, собранные в ходе экспериментального поведения субъектов.

Формальный аспект моделей, описывающих входы, выходы и глобальные функции, представляет собой аналитический метод. Тем не менее сдвиг, необходимый для того, чтобы собрать данные, собранные в ходе экспериментов на людях, и обобщить их в виде вычислительной модели, безусловно, сдерживается контекстом предположений двадцатого века о том, что разум подобен компьютеру и как данные можно использовать для ответов на исследовательские вопросы. Инструменты исследования также связывают его. Таким образом, хотя моделирование само по себе является формальной дисциплиной, контекст, в котором оно используется, зависит от культурных ограничений. Это означает, что она бесполезна или бесполезна, но предполагает, что применение этой техники может не привести к сохранению законов разума. Как писала Лиза Осбек, понимание того, что психологические практики нагружены ценностями, проясняет их масштабы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *