МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.
Место психологии в системе наук
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.
Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
Предмет психологии
Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» — душа и «logos» — слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.
Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку.
Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.
Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т. е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психические состояния — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.
Психические свойства — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.
Задачи психологии
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности.
Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.
От 250 руб
Контрольная работа
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.
От 250 руб
Курсовая работа
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьЗадачи и место психологии в системе наук
Задачи психологии сводятся главным образом к следующему:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания, чтобы повысить эффективность деятельности людей в различных практических отраслях, а также укрепить психическое здоровье, удовлетворенность и счастье человека в повседневной жизни;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
Психология рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.
Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.
Соответственно она представляет собой микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, теряя, таким образом, свою внеположность. То, что в природе самостоятельно, в психике сгущается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Конечно, в природной жизни у них есть свои подобия, эквиваленты, но только разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от психических. В таком случае говорят, что природные качества удерживаются в психике идеально: чтобы выполнять функции психики организма, органического тела, она должна в свернутом виде содержать в себе природу.
Психика — такая сущность, где многообразие природы собирается в единство. Это — виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Рис. 1.1. Взаимоотношение объективного природного мира и психических явлений
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (подобно зеркалу или фотоаппарату). Оно сопряжено с поиском, выбором; в нем поступающая информация подвергается специфической обработке. Таким образом, это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира. Оно всегда принадлежит субъекту, вне его не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
Объективная реальность существует независимо от человека, она может быть отражена благодаря психике и стать субъективной, психической. Это отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления. (Одну и ту же информацию из объективной реальности разные люди воспринимают по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное.
Но считать психику всего лишь отражением внешнего мира неправомерно: она способна запечатлевать не только имеющееся, но и возможное (прогнозирование), а также то, что, кажется, могло бы быть, хотя это и не так. Психика, с одной стороны — отражение реальности, а вот с другой стороны — «придумывание» того, чего нет в действительности, — порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика — это не только отображение внешнего мира, но и своего внутреннего, психологического.
Внешний мир воспринимается человеком двояко:
- репродуктивно — подобно тому, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума),
- созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности мыслительных и эмоциональных процессов.
Человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (это происходит в результате тяжелого психического заболевания — психоза, почему и называют такого больного психотиком), безумен. Он строит в своем внутреннем мире реальность, которой полностью доверяет, и живет в ней, а общие факторы действительности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие во внешнем мире, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, разумно не осознавая происходящее в действительном мире. Для психотика актуальная реальность стерлась и ее место заняла внутренняя, субъективная. Он не в состоянии видеть реальность такой, какая она есть, он воспринимает ее только как символ и отражение его внутреннего мира.
Человек, утративший способность «созидательно отражать» действительность, — назовем его реалистом, видит только поверхность вещей. Он может фотографически воспроизвести в своем уме окружающий мир, действовать благодаря манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой его картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Оба этих типа неадекватно, искаженно воспринимают мир.
Нормальный человек обладает обеими способностями — репродуктивной и созидательной, и это позволяет эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в нем и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением к своему объекту, способностью видеть его таким, каков он есть в действительности, а не каким хотелось бы думающему. Критерием же истинности, правильности психического отражения внешнего мира, как известно, является практическая деятельность человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских — о критериях истины.
Таким образом, психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
Однако этимологически в слове «психика» содержится и другой смысл. Вдумаемся в такие высказывания: «душа вышла из тела», «душа от страха в пятки ушла», «волнение души». Здесь мы узнаем движение. Движется же всегда что-то — должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и др. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.
Ее возможно обозначить так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет и свой специфический субстрат? Пока скажем лишь то, что психику нельзя свести только к нервной системе. Действительно, последняя — орган (по крайней мере один из таковых) психики. При нарушении ее деятельности страдает, нарушается психика человека.
Но как машину нельзя понять, рассматривая ее части, так и психику невозможно уяснить, исследуя исключительно нервную систему. Возможно, психика имеет свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, им являются микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Существуют и другие гипотезы. Не подлежит, однако, сомнению, что она тесно связана с деятельностью мозга — повреждения или физиологическая неполноценность того прямо ведут к нарушениям психики. При всем том содержание последней производится не самим мозгом — источником служит внешний мир.
Психические свойства, будучи результатом нейрофизиологической работы мозга, включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых возникает психическое. Преобразование сигналов, совершающееся в мозгу, воспринимается человеком как события, разворачивающиеся вне его — во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».
Отсюда следует, что характеристики психических процессов, реализуемых мозгом, не проистекают исключительно из закономерностей его функционирования. Этим объясняются представления о независимости психического и физиологического процессов, что утверждается в теории психофизиологического параллелизма. Согласно ей, они представляют два ряда явлений, звенья которых соответствуют друг другу, однако это две параллельные линии, никогда не пересекающиеся, не влияющие друг на друга. Таким образом, предполагается наличие «души», связанной с телом, но живущей по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути своей — физиологические; мозг «выделяет» психику, мысль, подобно тому как печень — желчь. Недостаток этой теории в том, что здесь отождествляются два феномена, не принимаются во внимание качественные их отличия.
Другая теория — теория единства — утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Последователи френологии полагали, что существует прямая, жесткая связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо из этих участков развит чрезмерно, «выступая в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита и психическая функция, реализуемая именно им. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа», определяя соответствующие психические функции. Однако устанавливаемая взаимосвязь оказалась значительно сложнее, чем предполагали сторонники этой теории.
Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга, не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными их совокупностями. Психика — это системное качество мозга; она реализуется благодаря его многоуровневым функциональным системам, которые формируются у человека в процессе жизни, когда тот овладевает исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества, претворяя их в своей активной деятельности.
Тут мы должны обратить внимание на еще одну важную особенность психики человека: она не дана в готовом виде с момента его рождения и не развивается сама по себе, если ребенок пребывает в изоляции от людей. Только в процессе общения и взаимодействия у него формируется психика, в противном случае этого не происходит (феномен Маугли). Таким образом, специфические качества (сознание, речь, труд и пр.), психика формируются у человека только в жизни, когда им усваивается культура, созданная предшествующими поколениями. Следовательно, можно выделить по меньшей мере три составляющих психики человека: внешний мир, природа, ее отражение. Полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Рис. 1.2. Основные функции психики
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем это подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- оно углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.
Функции психики — отражать окружающий мир и регулировать поведение и деятельность живого существа, чтобы обеспечить его выживание.
Современная психология | Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Оценивать разнообразие интересов и направлений психологии
- Понимать основные интересы и приложения в каждой из описанных областей психологии
- Продемонстрировать знакомство с некоторыми основными понятиями или важными фигурами в каждой из описанных областей психологии
Современная психология представляет собой разнообразную область, на которую влияют все исторические перспективы, описанные в предыдущем разделе. Отражением разнообразия дисциплины является разнообразие, наблюдаемое в Американской психологической ассоциации (АПА). APA — профессиональная организация, представляющая интересы психологов в США. АПА является крупнейшей организацией психологов в мире, и ее миссия состоит в продвижении и распространении психологических знаний на благо людей. В APA есть 56 подразделений, представляющих широкий спектр специальностей, от обществ психологии религии и духовности до психологии физических упражнений и спорта, поведенческой неврологии и сравнительной психологии. Отражая разнообразие самой области психологии, члены, аффилированные члены и ассоциированные члены охватывают весь спектр от студентов до психологов с докторской степенью и происходят из разных мест, включая образовательные учреждения, уголовное правосудие, больницы, вооруженные силы и промышленности (Американская психологическая ассоциация, 2014). Ассоциация психологических наук (APS) была основана в 1988 и стремится продвигать научную ориентацию психологии. Его основание было вызвано разногласиями между представителями научной и клинической психологии внутри АПА. APS издает пять исследовательских журналов и занимается образованием и защитой интересов финансирующих агентств. Значительная часть ее членов — иностранцы, хотя большинство из них находится в Соединенных Штатах. Другие организации предоставляют возможности для общения и сотрудничества профессионалам нескольких этнических или расовых групп, работающих в области психологии, например, Национальная латиноамериканская психологическая ассоциация (NLPA), Азиатско-американская психологическая ассоциация (AAPA), Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi), и Общество индийских психологов (SIP). Большинство этих групп также занимается изучением психологических и социальных проблем в своих конкретных сообществах.
В этом разделе представлен обзор основных разделов современной психологии в том порядке, в котором они представлены в оставшейся части этого учебника. Это не исчерпывающий список, но он даст представление об основных областях исследований и практики современных психологов.
Ссылки на обучение
Посетите этот веб-сайт, чтобы узнать о подразделениях APA.
Студенческие ресурсы также предоставляются APA.
Как следует из названия, биопсихология исследует, как наша биология влияет на наше поведение. Хотя биологическая психология — обширная область, многие биологические психологи хотят понять, как структура и функции нервной системы связаны с поведением ([ссылка]). Таким образом, они часто объединяют исследовательские стратегии как психологов, так и физиологов для достижения этой цели (как обсуждалось в Carlson, 2013).
Биологические психологи изучают, как структура и функция нервной системы формируют поведение.
Исследовательские интересы биологических психологов охватывают ряд областей, включая, помимо прочего, сенсорную и двигательную системы, сон, употребление наркотиков и злоупотребление ими, пищевое поведение, репродуктивное поведение, развитие нервной системы, пластичность нервной системы и биологические корреляты психологических расстройства. Учитывая широкие области интересов, входящие в компетенцию биологической психологии, неудивительно, что в этих исследованиях участвуют люди самого разного происхождения, включая биологов, медицинских работников, физиологов и химиков. Этот междисциплинарный подход часто называют нейронаукой, компонентом которой является биологическая психология (Carlson, 2013).
В то время как биопсихология обычно сосредотачивается на непосредственных причинах поведения, основанных на физиологии человека или другого животного, эволюционная психология стремится изучать конечные биологические причины поведения. В той мере, в какой на поведение влияет генетика, поведение, как и любая анатомическая характеристика человека или животного, будет демонстрировать адаптацию к окружающей среде. Это окружение включает в себя физическую среду и, поскольку взаимодействие между организмами может быть важным для выживания и размножения, социальную среду. Изучение поведения в контексте эволюции берет свое начало с Чарльза Дарвина, одного из первооткрывателей теории эволюции путем естественного отбора. Дарвин прекрасно понимал, что поведение должно быть адаптивным, и написал книги под названием «9».0037 Происхождение человека (1871 г.) и Выражение эмоций у человека и животных (1872 г. ) для изучения этой области.
Эволюционная психология, и особенно эволюционная психология человека, пережила в последние десятилетия возрождение. Чтобы быть предметом эволюции путем естественного отбора, поведение должно иметь значительную генетическую причину. В общем, мы ожидаем, что все человеческие культуры будут выражать поведение, если оно вызвано генетически, поскольку генетические различия между человеческими группами невелики. Подход, используемый большинством эволюционных психологов, заключается в том, чтобы предсказать результат поведения в конкретной ситуации на основе эволюционной теории, а затем провести наблюдения или провести эксперименты, чтобы определить, соответствуют ли результаты теории. Важно признать, что эти типы исследований не являются убедительным доказательством того, что поведение является адаптивным, поскольку в них отсутствует информация о том, что поведение в некоторой степени является генетическим, а не полностью культурным (Endler, 19).86). Продемонстрировать, что признак, особенно у людей, является естественным отбором, чрезвычайно сложно; возможно, по этой причине некоторые эволюционные психологи довольствуются предположением, что изучаемое ими поведение имеет генетические детерминанты (Confer et al. , 2010).
Еще один недостаток эволюционной психологии заключается в том, что черты, которыми мы обладаем сейчас, развились в условиях окружающей среды и социальных условий в далеком прошлом человечества, и мы плохо понимаем, какими были эти условия. Это затрудняет прогнозирование того, что является адаптивным для поведения. Поведенческие черты не обязательно должны быть адаптивными в текущих условиях, только в условиях прошлого, когда они развивались, о чем мы можем только предполагать.
Есть много областей человеческого поведения, для которых эволюция может делать предсказания. Примеры включают память, выбор партнера, отношения между родственниками, дружбу и сотрудничество, воспитание детей, социальную организацию и статус (Confer et al., 2010).
Эволюционным психологам удалось найти экспериментальное соответствие между наблюдениями и ожиданиями. В одном примере, в исследовании различий в предпочтениях партнеров между мужчинами и женщинами, охватывающем 37 культур, Басс (1989) обнаружили, что женщины больше ценят потенциальные факторы заработка, чем мужчины, а мужчины больше, чем женщины, ценят потенциальные репродуктивные факторы (молодость и привлекательность) в своих потенциальных партнерах. В целом предсказания совпали с предсказаниями эволюции, хотя в некоторых культурах были отклонения.
Ученые, интересующиеся как физиологическими аспектами сенсорных систем, так и психологическим опытом работы с сенсорной информацией в области ощущений и восприятия ([ссылка]). Таким образом, исследования ощущений и восприятия также являются междисциплинарными. Представьте, что вы ходите между зданиями, переходя из одного класса в другой. Вас окружают образы, звуки, осязательные ощущения и запахи. Вы также чувствуете температуру окружающего воздуха и сохраняете равновесие, пока идете. Все эти факторы представляют интерес для тех, кто работает в области ощущений и восприятия.
Когда вы смотрите на это изображение, вы можете увидеть утку или кролика. Сенсорная информация остается той же, но ваше восприятие может сильно различаться.
Как описано в одной из последующих глав, посвященных результатам исследований ощущений и восприятия, наше восприятие нашего мира не так просто, как совокупность всей сенсорной информации (или ощущений) вместе взятых. Скорее, наш опыт (или восприятие) сложен, и на него влияет то, на чем мы фокусируем свое внимание, наш предыдущий опыт и даже наш культурный фон.
Как упоминалось в предыдущем разделе, когнитивная революция побудила психологов сосредоточить свое внимание на лучшем понимании разума и психических процессов, лежащих в основе поведения. Таким образом, когнитивная психология — это область психологии, которая фокусируется на изучении познания или мыслей и их связи с нашим опытом и нашими действиями. Как и биологическая психология, когнитивная психология широка по своему охвату и часто включает в себя сотрудничество людей из самых разных дисциплин. Это побудило некоторых ввести термин «когнитивная наука» для описания междисциплинарного характера этой области исследований (Miller, 2003).
Исследовательские интересы когнитивных психологов охватывают широкий спектр тем, начиная от внимания и решения проблем и заканчивая языком и памятью. Подходы, используемые при изучении этих тем, столь же разнообразны. Учитывая такое разнообразие, когнитивная психология как таковая не охватывается одной главой этого текста; скорее, различные концепции, связанные с когнитивной психологией, будут рассмотрены в соответствующих частях глав этого текста, посвященных ощущениям и восприятию, мышлению и интеллекту, памяти, развитию в течение жизни, социальной психологии и терапии.
Ссылка на обучение
Посмотрите короткое видео, в котором резюмируются некоторые основные концепции, изучаемые когнитивными психологами.
Психология развития — это научное исследование развития на протяжении всей жизни. Психологи развития интересуются процессами, связанными с физическим созреванием. Однако их внимание не ограничивается физическими изменениями, связанными со старением, поскольку они также сосредоточены на изменениях в когнитивных навыках, моральных рассуждениях, социальном поведении и других психологических характеристиках.
Психологи, занимающиеся ранним развитием, сосредоточили свое внимание в первую очередь на изменениях, которые произошли по мере достижения взрослой жизни, обеспечив глубокое понимание различий в физических, когнитивных и социальных способностях, существующих между очень маленькими детьми и взрослыми. Например, исследование Жана Пиаже ([ссылка]) показало, что очень маленькие дети не демонстрируют постоянство объекта. Постоянство объекта относится к пониманию того, что физические вещи продолжают существовать, даже если они скрыты от нас. Если бы вы показали игрушку взрослому, а затем спрятали ее за занавеской, взрослый знал бы, что игрушка все еще существует. Однако очень маленькие младенцы ведут себя так, как будто спрятанного предмета больше не существует. Возраст, в котором достигается постоянство объекта, несколько противоречив (Мунаката, Макклелланд, Джонсон и Зиглер, 19 лет).97).
Жан Пиаже известен своими теориями, касающимися изменений когнитивных способностей, происходящих по мере того, как мы переходим от младенчества к взрослой жизни.
В то время как Пиаже был сосредоточен на когнитивных изменениях в младенчестве и детстве по мере того, как мы переходим во взрослую жизнь, растет интерес к расширению исследований изменений, которые происходят намного позже в жизни. Это может отражать изменение демографии населения развитых стран в целом. По мере того, как все больше и больше людей живут дольше, число людей пожилого возраста будет продолжать расти. Действительно, по оценкам, в 2010 году в Соединенных Штатах проживало чуть более 40 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше. Однако ожидается, что к 2020 году это число увеличится примерно до 55 миллионов. По оценкам, к 2050 году почти 90 миллионов человек в этой стране будут в возрасте 65 лет и старше (Department of Health and Human Services, n.d.).
Психология личности фокусируется на моделях мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным. Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).
Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении черт личности, измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «Большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии ([ссылка]). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).
Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.Социальная психология фокусируется на том, как мы взаимодействуем с другими и относимся к ним. Социальные психологи проводят исследования по широкому кругу тем, включая различия в том, как мы объясняем свое собственное поведение по сравнению с тем, как мы объясняем поведение других, предрассудки и влечение, а также в том, как мы разрешаем межличностные конфликты. Социальные психологи также стремились определить, как пребывание среди других людей меняет наше собственное поведение и модели мышления.
Существует много интересных примеров социально-психологических исследований, и о многих из них вы прочтете в одной из последующих глав этого учебника. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милгрэм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста, в 1961 году, предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет ([ссылка]). Как вы прочитаете далее в тексте, Милграм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в данном случае , мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.
Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.
Промышленно-организационная психология (психология IO) — это подраздел психологии, в котором применяются психологические теории, принципы и результаты исследований в промышленных и организационных условиях. Психологи IO часто занимаются вопросами, связанными с управлением персоналом, организационной структурой и рабочей средой. Предприятия часто обращаются за помощью к психологам IO, чтобы принять наилучшие решения о найме, а также создать среду, которая приводит к высокому уровню производительности и эффективности сотрудников. В дополнение к своему прикладному характеру психология ИО также включает в себя проведение научных исследований поведения в условиях ИО (Riggio, 2013).
Психология здоровья фокусируется на том, как на здоровье влияет взаимодействие биологических, психологических и социокультурных факторов. Этот конкретный подход известен как биопсихосоциальная модель ([ссылка]). Психологи здоровья заинтересованы в том, чтобы помочь людям улучшить здоровье с помощью государственной политики, образования, вмешательства и исследований. Психологи здоровья могут проводить исследования, изучающие взаимосвязь между генетическим составом, моделями поведения, отношениями, психологическим стрессом и здоровьем. Они могут исследовать эффективные способы мотивации людей к изменению моделей поведения, которые способствуют ухудшению здоровья (MacDonald, 2013).
Биопсихосоциальная модель предполагает, что здоровье/болезнь определяется взаимодействием этих трех факторов.
Исследователи в области психологии спорта и физических упражнений изучают психологические аспекты спортивных результатов, в том числе мотивацию и беспокойство по поводу результатов, а также влияние спорта на психическое и эмоциональное благополучие. Исследования также проводятся по аналогичным темам, поскольку они относятся к физическим упражнениям в целом. Дисциплина также включает темы, которые шире, чем спорт и физические упражнения, но связаны с взаимодействием между умственными и физическими способностями в сложных условиях, таких как пожаротушение, военные операции, художественные выступления и хирургия.
Клиническая психология — это область психологии, которая занимается диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения. Таким образом, это обычно считается более прикладной областью психологии; однако некоторые клиницисты также активно участвуют в научных исследованиях. Консультативная психология — это аналогичная дисциплина, которая фокусируется на эмоциональных, социальных, профессиональных и связанных со здоровьем результатах у людей, которые считаются психологически здоровыми.
Как упоминалось ранее, и Фрейд, и Роджерс представили точки зрения, которые оказали влияние на формирование того, как клиницисты взаимодействуют с людьми, обращающимися за психотерапией. В то время как аспекты психоаналитической теории все еще встречаются у некоторых современных терапевтов, обученных с точки зрения психодинамики, идеи Роджера о клиент-центрированной терапии оказали особое влияние на то, как работают многие клиницисты. Кроме того, и бихевиоризм, и когнитивная революция сформировали клиническую практику в формах поведенческой терапии, когнитивной терапии и когнитивно-поведенческой терапии ([ссылка]). Вопросы, связанные с диагностикой и лечением психологических расстройств и проблемных моделей поведения, будут подробно обсуждаться в последующих главах этого учебника.
Когнитивно-поведенческие терапевты принимают во внимание когнитивные процессы и поведение при проведении психотерапии. Это одна из нескольких стратегий, которые могут использоваться практикующими клиническими психологами.
Безусловно, это область психологии, которой уделяется наибольшее внимание в популярных средствах массовой информации, и многие люди ошибочно полагают, что вся психология является клинической психологией.
Судебная психология — это отрасль психологии, изучающая вопросы психологии по мере их возникновения в контексте системы правосудия. Например, судебные психологи (и судебные психиатры) будут оценивать способность человека предстать перед судом, оценивать психическое состояние обвиняемого, выступать в качестве консультантов по делам об опеке над детьми, консультировать по вопросам вынесения приговора и рекомендаций по лечению, а также консультировать по таким вопросам, как показания очевидцев. свидетельские показания и показания детей (Американский совет судебной психологии, 2014 г.). В этом качестве они, как правило, выступают в качестве свидетелей-экспертов, вызываемых любой из сторон в судебном процессе для представления своих мнений, основанных на исследованиях или опыте. Как свидетели-эксперты, судебные психологи должны хорошо разбираться в законе и предоставлять информацию в контексте правовой системы, а не только в сфере психологии. Судебные психологи также используются в процессе отбора присяжных и подготовки свидетелей. Они также могут быть вовлечены в оказание психологической помощи в рамках системы уголовного правосудия. Криминальные профилировщики составляют относительно небольшую часть психологов, которые выступают в качестве консультантов правоохранительных органов.
Ссылка на обучение
APA предоставляет информацию о карьере в различных областях психологии.
Психология — это разнообразная дисциплина, состоящая из нескольких основных разделов с уникальными взглядами. Биологическая психология занимается изучением биологических основ поведения. Ощущение и восприятие относятся к области психологии, которая сосредоточена на том, как информация поступает от наших сенсорных модальностей и как эта информация преобразуется в наши перцептивные переживания окружающего мира. Когнитивная психология занимается отношениями, которые существуют между мышлением и поведением, а психологи развития изучают физические и когнитивные изменения, которые происходят на протяжении всей жизни человека. Психология личности фокусируется на уникальных моделях поведения, мыслей и эмоций людей. Промышленная и организационная психология, психология здоровья, психология спорта и физических упражнений, судебная психология и клиническая психология считаются прикладными областями психологии. Промышленные и организационные психологи применяют психологические концепции к настройкам ввода-вывода. Психологи здоровья ищут способы помочь людям жить более здоровой жизнью, а клиническая психология занимается диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения. Психологи, занимающиеся спортом и физическими упражнениями, изучают взаимодействие между мыслями, эмоциями и физической работоспособностью в спорте, упражнениях и других видах деятельности. Судебные психологи осуществляют деятельность, связанную с психологией, в сотрудничестве с системой правосудия.
Глоссарий
Американская психологическая ассоциация профессиональная организация, представляющая психологов в США
биопсихология исследование влияния биологии на поведение ология, психология и социальные факторы взаимодействуют, чтобы определить личность человека. здоровье
клиническая психология область психологии, занимающаяся диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения
когнитивная психология изучение когниций или мыслей и их взаимосвязи с опытом и действиями
консультационная психология область психологии, направленная на улучшение эмоциональных, социальных, профессиональных и других аспектов жизни психологически здоровых людей
психология развития научное исследование развития на протяжении всей жизни
судебная психология область психологии, которая применяет науку и практику психологии к вопросам внутри и в связи с системой правосудия
психология личности изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным
личностная черта последовательный образ мыслей и поведения факторы и физическая работоспособность в спорте, физических упражнениях и других видах деятельности
Социальная психология: определение, история, методы, приложения
Что такое социальная психология?
Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других (Allport 1998). По этому определению научный относится к эмпирическому методу исследования. Термины «мысли», «чувства» и «поведение» включают все психологические переменные, которые можно измерить у человека. Утверждение, что другие могут быть воображаемыми или подразумеваемыми, предполагает, что мы склонны к социальному влиянию, даже когда нет других людей, например, когда мы смотрим телевизор или следуем интернализированным культурным нормам.
Социальная психология — это эмпирическая наука, которая пытается ответить на множество вопросов о человеческом поведении, проверяя гипотезы как в лаборатории, так и в полевых условиях. Такой подход к области фокусируется на человеке и пытается объяснить, как на мысли, чувства и поведение людей влияют другие люди.
Относительно новая область, социальная психология, тем не менее, оказала значительное влияние не только на академический мир психологии, социологии и социальных наук в целом, но также повлияла на общественное понимание и ожидания человеческого социального поведения. Изучая, как люди ведут себя под экстремальными социальными влияниями или в их отсутствие, были достигнуты большие успехи в понимании человеческой природы. Люди по своей сути являются социальными существами, и поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для здоровья каждого человека. Благодаря изучению факторов, влияющих на социальную жизнь, и того, как социальные взаимодействия влияют на индивидуальное психологическое развитие и психическое здоровье, появляется более глубокое понимание того, как человечество в целом может жить вместе в гармонии.
Узнайте больше о теориях социальной психологии.
Связи между социальной психологией и социологией
Социальная психология — это отрасль психологии, изучающая когнитивные, аффективные и поведенческие процессы людей под влиянием их принадлежности к группе и взаимодействий, а также других факторов, влияющих на социальную жизнь, таких как социальный статус, роль и социальный класс. Социальная психология исследует влияние социальных контактов на развитие отношений, стереотипов, дискриминации, групповой динамики, соответствия, социального познания и влияния, самооценки, убеждения, межличностного восприятия и влечения, когнитивного диссонанса и человеческих отношений.
Значительное число социальных психологов являются социологами. Их работа больше сосредоточена на поведении группы и, таким образом, исследует такие явления, как взаимодействия и социальные обмены на микроуровне, а также групповую динамику и психологию толпы на макроуровне. Социологов интересует личность, но прежде всего в контексте социальных структур и процессов, таких как социальные роли, раса и класс, социализация. Они склонны использовать как качественные, так и количественные исследования. Социологов в этой области интересуют разнообразные демографические, социальные и культурные явления. Некоторыми из их основных областей исследований являются социальное неравенство, групповая динамика, социальные изменения, социализация, социальная идентичность и символический интеракционизм.
Социальная психология связывает интересы психологии (с ее акцентом на индивидуума) с социологией (с ее акцентом на социальные структуры). Большинство социальных психологов обучаются в рамках дисциплины психологии. Психологически ориентированные исследователи уделяют большое внимание непосредственной социальной ситуации и взаимодействию между личностью и переменными ситуации. Их исследования, как правило, носят эмпирический характер и часто сосредоточены вокруг лабораторных экспериментов. Психологи, изучающие социальную психологию, интересуются такими темами, как отношения, социальное познание, когнитивный диссонанс, социальное влияние и межличностное поведение. Двумя влиятельными журналами для публикации исследований в этой области являются «Журнал личности и социальной психологии» и «Журнал экспериментальной социальной психологии». Узнайте больше о Социологической социальной психологии.
История социальной психологии
Социальная психология зародилась в США на заре двадцатого века. Первым опубликованным исследованием в этой области был эксперимент Нормана Триплетта (1898 г.) по феномену социальной фасилитации. В 1930-е годы многие гештальт-психологи, особенно Курт Левин, бежали в США из нацистской Германии. Они сыграли важную роль в развитии этой области как чего-то отдельного от поведенческих и психоаналитических школ, которые доминировали в то время, и социальная психология всегда сохраняла наследие их интересов в восприятии и познании. Отношения и различные явления малых групп были наиболее часто изучаемыми темами в эту эпоху.
Во время Второй мировой войны социальные психологи изучали убеждение и пропаганду для вооруженных сил США. После войны исследователей стали интересовать самые разные социальные проблемы, в том числе гендерные вопросы и расовые предрассудки. В 1960-х годах рос интерес к множеству новых тем, таких как когнитивный диссонанс, вмешательство свидетелей и агрессия. Однако к 1970-м годам социальная психология в Америке достигла кризиса. Были жаркие споры об этике лабораторных экспериментов, о том, действительно ли установки предсказывают поведение, и о том, сколько науки можно сделать в культурном контексте (Gergen 19).73). Это было также время, когда радикальный ситуационистский подход поставил под сомнение значимость самости и личности в психологии.
В первые годы после Второй мировой войны психологи и социологи часто сотрудничали (Sewell, 1989). Однако в последние годы эти две дисциплины становятся все более специализированными и изолированными друг от друга, при этом социологи в гораздо большей степени сосредотачиваются на макропеременных (таких как социальная структура). Тем не менее социологические подходы к социальной психологии остаются важным аналогом психологических исследований в этой области.
Социальная психология достигла зрелости как в теории, так и в методах в 1980-х и 1990-х годах. В настоящее время научные исследования регулируются тщательными этическими стандартами, и появились более широкие плюрализм и многокультурные перспективы. Современных исследователей интересуют самые разные явления, но атрибуция, социальное познание и самооценка, пожалуй, являются самыми большими областями для роста. Социальные психологи также сохранили свои прикладные интересы, внеся вклад в психологию здоровья и окружающей среды, а также в психологию правовой системы.
Социальная психология изучает влияние социальных условий на людей. Ученые в этой области обычно либо психологи, либо социологи, хотя все социальные психологи используют как индивида, так и группу в качестве единиц анализа. Несмотря на сходство, дисциплины, как правило, различаются по своим целям, подходам, методам и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и профессиональным обществам.
Подробнее об истории социальной психологии.
Social Psychology Experiments
В своей простейшей форме экспериментирование представляет собой метод определения наличия или отсутствия причинно-следственной связи между двумя переменными путем систематического манипулирования одной переменной (называемой независимой переменной) и оценки ее влияния на другую переменную (называемую независимой переменной). зависимая переменная).
Некоторые ученые ставят под сомнение полезность экспериментов, отмечая, что эксперименты, которые планируют исследователи, иногда не похожи на обстоятельства, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Однако эксперимент — единственный метод исследования, позволяющий окончательно установить наличие причинно-следственной связи между двумя и более переменными.
Узнайте больше об экспериментах в области социальной психологии.
Методы исследования социальной психологии
Социальные психологи обычно объясняют человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. В книге Курта Левина (1951) эвристическое поведение можно рассматривать как функцию человека и окружающей среды, B = f(P,E). Экспериментальные методы предполагают, что исследователь изменяет переменную в окружающей среде и измеряет влияние на другую переменную. Примером может служить разрешение двум группам детей играть в насильственные или ненасильственные видеоигры, а затем наблюдение за их последующим уровнем агрессии в течение периода свободной игры. Действительный эксперимент контролируется и использует случайное назначение.
Корреляционные методы исследуют статистическую связь между двумя естественными переменными. Например, можно соотнести количество жестоких телепередач, которые дети смотрят дома, с количеством инцидентов с насилием, в которых дети участвуют в школе. Обратите внимание, что это исследование не доказывает, что жестокое телевидение вызывает агрессию у детей. Вполне возможно, что агрессивные дети предпочитают смотреть более жестокие телепередачи.
Методы наблюдения носят чисто описательный характер и включают естественное наблюдение, искусственное наблюдение, включенное наблюдение и архивный анализ. Они менее распространены в социальной психологии, но иногда используются при первом исследовании явления. Примером может быть ненавязчивое наблюдение за детьми на игровой площадке (возможно, с видеокамерой) и запись количества и типов проявляемых агрессивных действий.
Когда это возможно, социальные психологи полагаются на контролируемые эксперименты. Контролируемые эксперименты требуют манипулирования одной или несколькими независимыми переменными, чтобы исследовать влияние на зависимую переменную. Эксперименты полезны в социальной психологии, потому что они обладают высокой внутренней достоверностью, а это означает, что они свободны от влияния искажающих или посторонних переменных и поэтому с большей вероятностью точно указывают на причинно-следственную связь. Однако небольшие выборки, используемые в контролируемых экспериментах, обычно имеют низкую внешнюю валидность или степень, в которой результаты могут быть обобщены на большую совокупность. Обычно существует компромисс между экспериментальным контролем (внутренняя валидность) и возможностью обобщения на популяцию (внешняя валидность).
Поскольку обычно невозможно протестировать всех, исследования, как правило, проводятся на выборке лиц из более широкой популяции. Социальные психологи часто используют опросные исследования, когда их интересуют результаты с высокой внешней достоверностью. В опросах используются различные формы случайной выборки для получения выборки респондентов, репрезентативной для населения. Этот тип исследования обычно носит описательный или корреляционный характер, поскольку нет экспериментального контроля над переменными. Однако новые статистические методы, такие как моделирование структурными уравнениями, используются для проверки потенциальных причинно-следственных связей в этом типе данных.
Независимо от того, какой метод используется, важно оценить гипотезу исследования в свете результатов, подтверждающих или отвергающих первоначальный прогноз. Социальные психологи используют статистику и вероятностные тесты для оценки своих результатов, которые определяют значимый вывод как менее 5% вероятности того, что он является случайным. Репликации важны для обеспечения достоверности результата, а не случайности или какой-либо особенности конкретного образца.
Узнайте больше о методах исследования социальной психологии.
Социальная психология Этика
Цель социальной психологии состоит в том, чтобы понять познание и поведение, поскольку они естественным образом возникают в социальном контексте, но сам акт наблюдения за людьми может влиять на их поведение и изменять его. По этой причине во многих экспериментах по социальной психологии используется обман, чтобы скрыть или исказить определенные аспекты исследования. Обман может включать ложные прикрытия, ложные участники (известные как сообщники или марионетки), ложные отзывы, данные участникам, и так далее.
Некоторые психологи оспаривают практику обмана, утверждая, что обман при любых обстоятельствах неэтичен и что вместо него следует использовать другие стратегии исследования (например, ролевые игры). К сожалению, исследования показали, что исследования ролевых игр не дают таких же результатов, как исследования обмана, и это ставит под сомнение их достоверность. Помимо обмана, экспериментаторы иногда ставили людей в потенциально неудобные или смущающие ситуации (например, эксперименты Милгрэма «Послушание властям», эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме), и это также подвергалось критике по этическим соображениям.
Чтобы защитить права и благополучие участников исследования и в то же время получить значимые результаты и понимание человеческого поведения, практически все исследования в области социальной психологии должны пройти процесс этической проверки. В большинстве колледжей и университетов этим занимается комитет по этике или институциональный наблюдательный совет. Эта группа изучает предлагаемое исследование, чтобы убедиться, что участникам не будет причинен вред, а польза от исследования перевешивает любые возможные риски или неудобства для людей, принимающих участие в исследовании.
Кроме того, часто используется процесс информированного согласия, чтобы убедиться, что добровольцы знают, что произойдет в эксперименте, и понимают, что им разрешено выйти из эксперимента в любое время. По завершении эксперимента обычно проводится подведение итогов, чтобы выявить любые использованные обманы и в целом убедиться, что процедуры не причинили вреда участникам. Сегодня большинство исследований в области социальной психологии связаны с не большим риском причинения вреда, чем можно ожидать от обычного психологического тестирования или обычной повседневной деятельности.
Ссылки по социальной психологии:
- Adler, L. L., & Gielen, UP (Eds.). (2001). Межкультурные темы в психологии (2-е изд.). Вестпорт: Прегер.
- Allport, GW (1998). Исторические предпосылки социальной психологии. В Г. Линдзи и Э. Аронсон (ред.), Справочник по социальной психологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Амбади, Н., и Розенталь, Р. (1992). Тонкие срезы экспрессивного поведения как предикторы межличностных последствий: метаанализ. Психологический бюллетень, 111, 256–274.
- Аш, SE (1955). Мнения и социальное давление. Scientific American, 193, 31–35.
- Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63, 575–582.
- Batson, CD (1998). Альтруизм и просоциальное поведение. В Д. Т. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Бем, Д. (1970). Убеждения, взгляды и человеческие дела. Бельмонт: Брукс/Коул.
- Боркенау, П., и Либлер, А. (1992). Выводы о чертах характера: источники достоверности при нулевом знакомстве. Журнал личности и социальной психологии, 62, 645–647.
- Чалдини, Р. Б. (2000). Влияние: Наука и практика. Бостон: Аллин и Бэкон.
- Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2002). Дилемма полицейского: использование этнической принадлежности для устранения неоднозначности потенциально угрожающих лиц. Журнал личности и социальной психологии, 83, 1314–1329..
- Кот, Дж. Э., и Левин, К. Г. (2002). Формирование идентичности, деятельность и культура. Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Кронбах, LJ (1955). Процессы, влияющие на оценки «понимания других» и «предполагаемого сходства». Психологический бюллетень, 52, 177–193.
- Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения. Журнал ненормальной и социальной психологии, 58, 203–211.
- Фундер, округ Колумбия (1995). О точности суждения о личности: реалистичный подход. Психологический обзор, 102, 652–670.
- Герген, К. Дж. (1973). Социальная психология как история. Журнал личности и социальной психологии, 26, 309–320.
- Гилен, UP, и Адлер, LL (ред.). (1992). Психология в международной перспективе: 50 лет Международному совету психологов. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger.
- Гладуэлл, М. (2005). Блинк: сила мышления без размышлений. Бостон: Литтл, Браун.
- Гузевич, Т. Д., и Такушян, Х. (1992). Разработка краткой шкалы отношения населения к бездомности. Журнал социального бедствия и бездомных, 1 (1), 67–79.
- Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Межличностная динамика в смоделированной тюрьме. Международный журнал криминологии и пенологии, 1, 69–97.
- Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Келли, С. П., и Вичинштайн, С.Д.С. (2007). Введение в теорию DIRP: распутывание моделей межвидового воспроизводства. Представлено на ежегодной конференции ISAA.
- Кенни, Д. А. (1994). Межличностное восприятие: анализ социальных отношений. Нью-Йорк: Гилфорд.
- Латане, Б. (1981). Психология социального воздействия. Американский психолог, 36, 343–356.
- Левин, К. (1951). Теория поля в социальных науках: Избранные теоретические статьи. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Месуди, А. (2007). Использование методов экспериментальной социальной психологии для изучения культурной эволюции. Журнал социальной, эволюционной и культурной психологии, 1 (2), 35–58.
- Милграм, С. ([1975] 2004). Подчинение власти. Нью-Йорк: Harper & Bros.
- Перлофф, Р. М. (2007). Динамика убеждения. Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Рибер Р.В., Такушян Х. и Иглесиас Х. (2002). Случай Сивиллы в преподавании психологии. Журнал социального бедствия и бездомных, 11 (4), 355–360.
- Шаллер, М. , Симпсон, Дж. А., и Кенрик, Д. Т. (2006). Эволюция и социальная психология (рубежи социальной психологии). Нью-Йорк: Психология Пресс.
- Сьюэлл, WH (1989). Некоторые размышления о золотом веке междисциплинарной социальной психологии. Ежегодный обзор социологии, 15, 1–17.
- Шериф, М. (1954). Эксперименты в групповом конфликте. Scientific American, 195, 54–58.
- Штернберг, Р. Дж. (1986). Треугольная теория любви. Психологический обзор, 93, 119–135.
- Тайфель, Х., и Тернер, Дж. К. (1986). Теория социальной идентичности межгруппового поведения. В S. Worchel & WG Austin (Eds.), Психология межгрупповых отношений. Чикаго: Нельсон-Холл.
- Такушян, Х. (2000). Как Стэнли Милгрэм учил послушанию и социальному влиянию. В Т. Бласс (ред.), Повиновение авторитету (стр. 9–24). Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Такушян, Х. (2005a). Обзор 100-летней межнациональной работы в области разведки. Психологическая критика, 50 (12).
- Такушян, Х. (ред.