11 вопросов для работы с метафорическими картами
49 720
Познать себя
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.
Основные правила работы с метафорическими картами
Для начала мы обозначаем актуальную ситуацию или проблему, с которой мы хотим работать. Один вопрос — одна карта. Если возникают дополнительные вопросы, добавляем карты к той, которая уже лежит на столе.
Карты можно доставать в открытую, когда мы видим картинки и выбираем их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх. Как доставать ту или иную карту, решаете вы сами.
Если мы вытягиваем карту в открытую, то можем увидеть осознанный образ, личную историю, которая уже есть в голове. Если же мы достаем карту в закрытую, нам открывается то, в чем мы не отдаем себе отчет или что хотели бы скрыть от себя.
Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед нами, содержит в себе множество посланий, которые отражают наши подсознательные страхи, стремления и ценности. Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть.
Таким образом, каждая карта может принести нам множество новых мыслей, инсайтов, озарений. Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.
Вопросы к картам
Ключ к успешной работе с метафорическими картами — правильно поставленные вопросы. Они помогут распознать смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.
- Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?
- Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?
- Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
- Что на карте не нравится? Почему?
- Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей, неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.
- Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать? Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.
- Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?
- Как дальше будут развиваться события на картинке?
- Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?
- Что на картинке есть, а вы не заметили?
- Какие выводы вы можете для себя сделать?
Ответы на вопросы желательно проговаривать вслух как можно более подробно, даже если вы работаете самостоятельно и в одиночестве. В деталях часто скрывается то, что сразу не бросается в глаза. Кому-то удобно записывать ход своих мыслей на бумагу или в текстовый файл. Проговаривая или записывая все это, вы сможете извлечь максимальное количество полезной информации.
Важно! Подсказывать тому, кто достает карты, отвечать на вопросы за него и тем более спорить с ним нельзя. Каждый из нас имеет свою картину мира. Имеет значение и верно только то, что человек видит сам.
Поиск ресурсов и хорошего настроения
Это один из самых полезных и безопасных вариантов применения метафорических карт. Обычно для него берут так называемые ресурсные колоды, в которых все сюжеты имеют положительную направленность, повышают настроение или побуждают к конструктивным действиям. Также могут пригодиться колоды с аффирмациями, ободряющими цитатами, мудрыми изречениями.
Карты можно рассматривать в случае различных затруднений, при плохом настроении, унынии и растерянности, в любое время и практически в любой ситуации.
- Сначала нужно задать себе один из следующих вопросов: «Что мне поможет? В чем мой ресурс? Каковы мои сильные стороны? На что я могу опереться? Какие свои качества я могу использовать? Что у меня есть хорошего? Чем я могу гордиться?»
- Затем следует вытянуть карты — в открытую или в закрытую.
Ресурсную карту можно посмотреть, к примеру, утром, чтобы понять, на что можно внутренне опереться в течение рабочего дня. Либо вечером, перед сном, чтобы знать, за что вы можете быть благодарны прошедшему дню.
Сколько карт можно тянуть за один раз? Столько, сколько вам нужно, чтобы поднять себе настроение. Может быть, это будет всего лишь одна карта, а может быть, и все десять.
Пример из практики
Наталья пребывала в подавленном настроении из-за проблем на работе и в личной жизни. Она понимала, что с каждым днем погружается в уныние все глубже и уже не видит вокруг себя ничего хорошего. К колоде метафорических карт «Просто счастье» женщина обратилась с вопросом: «Что есть в моей жизни хорошего, чего я не замечаю?»
Наталья вытянула для себя 3 карты и описала их так: «Первая карта говорит мне о том, что нужно уметь расслабляться и баловать себя в повседневной жизни. Купить себе каких-то душистых пенок для ванны. Может быть, сходить в спа-салон или на расслабляющий массаж. Это то, что можно сделать прямо сейчас.
Вторая карта намекает мне на то, что во всем этом забыла про своего ребенка. Нужно обязательно его чем-то порадовать, куда-то сходить вместе. Увы, мы часто забываем за своими хлопотами и мелкими неприятностями о чем-то очень важном в своей жизни.
А третья говорит о том, что нужно уделить внимание таким занятиям, которые приводят к творческому удовлетворению. Хобби, рукоделие. Кстати, я раньше очень любила заниматься декупажем. Это приносило мне много удовольствия!»
Найти ответ на главный вопрос:Метафорические карты Psychologies
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Как ухаживать за кожей в период менопаузы: советы женщинам
«Бывший муж то пытается наладить со мной контакт, то отталкивает: что это значит?»
Чего избегать во время ссоры: стоп-слово — откажитесь от него навсегда
Синдром «блестящего объекта»: когда переключаться на новые задачи — вредно
8 неочевидных причин депрессии
«Из-за сексуальных фантазий мужа наши отношения вот-вот разрушатся»
«Я живу прошлыми отношениями. Как выстроить новые?»
Импотент = насильник? Ученые проверили, насколько это справедливо
Как научиться понимать смысл метафорической карты?
Фото: pexels/pixabay
- Что такое метафорические карты и для чего они нужны
- Виды МАК
- МАК — инструкция для психолога
- Как самостоятельно работать с метафорическими картами
- Расшифровка значений метафорических карт
- Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты
Корень всего, что происходит в нашей жизни, принадлежит нашему подсознанию. Необходимо понимать, что для результативного решения трудностей и задач, с которыми мы сталкиваемся, первопричину следует искать в себе. Это и помогают сделать метафорические карты – при помощи внутренней интуиции отыскать в себе источник проблем и научиться регулировать этот момент в желаемую положительную сторону.
Если бы мы в высокой степени владели уровнем самопознания и самосовершенствования, умели бы прислушиваться к колебаниям своей души, можно было бы обойтись и без карт.
Что же такое метафорические карты, как они работают и как научиться их правильно «считывать»?
Что такое метафорические карты и для чего они нужны
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) представляют собой набор психологических картинок/открыток с изображением людей, животных, природы, предметов, абстрактных событий, образов или слов, вызывающих у человека свои собственные ассоциации.
Обычно сюжет ассоциативной карты неоднозначен и не имеет точечной интерпретации. На одном и том же изображении разные люди способы найти как позитивные, так и отрицательные фокусировки, в зависимости от индивидуального психоэмоционального фона и глубины мышления.
В психологии при помощи МАК специалисты хотят добраться до первоисточника расстройства – события, из-за которого начался переломный момент в жизни пациента.
Убедительно яркие образы на картах дают толчок к возрождению событий из прошлого. А без прошлого трудно разобраться в настоящем и, тем более, скорректировать грядущее. А еще завязывается полезный диалог сознания с подсознанием. Им давно бы пора подискутировать друг с другом:)Виды МАК
Метафорические карты подразделяются на тематические виды. Есть узкоспециализированные изображения, призванные разобраться в конкретном сложном вопросе, а есть довольно-таки универсальные открытки, способные нащупать в подсознании обширную проблемную область.
Наибольшую популярность среди психологов приобретают следующие виды МАК:
-
Персона (Persona) – набор открыток с изображением человеческих лиц с разнообразными эмоционально окрашенными выражениями и состояниями;
-
Танду (Tandu) – специальная колода карт, призванная проработать и скорректировать взаимоотношения в паре;
-
Экко (Ecco) – работа с творческим потенциалом;
-
Коуп (Cope) – исцеление душевных травм;
-
Сага (Saga) – формирование и рост креативности мышления, воображения и творческих способностей;
-
Морена (Morena) – активирует ресурсы и дарит простые способы стать счастливым;
-
Она – женская, высокоресурсная колода;
-
OH (ОХ) – раскрытие и понятие самого себя, своего смысла и роли во Вселенной;
-
1001 – смысловые сказки для роста воображения и заполнения бессонных ночей;
-
Из сундука прошлого – работа с детскими страхами, травмами, неврозами;
-
Окна и двери – проработка разных опасных состояний, поиск ресурсов для выхода из них.
Это лишь небольшая тематическая часть от общего внушительного объема карточных ассоциативных колод, которая наиболее активно используется коррекционными специалистами или людьми, стремящимися к самопознанию.
Фото автора: RF._.studio/Pexels
МАК – инструкция для психолога
МАК являются действенным инструментом в руках психолога, педагога или тренера и давно успешно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих лекциях. При помощи карт, например, можно с легкостью наладить взаимоотношения, организовать знакомство, развить творческий потенциал, сделать выбор в сложном принятии решения.
Как работают метафорические карты? Человек вытаскивает открытку по своему запросу, разглядывает изображение и описывает свои интуитивные ассоциации. Пациент не говорит о себе, поэтому расслабляется и как бы уходит в сторону от собственных проблем, высвобождая свои болезненные блоки и вскрывая переживания. Через ассоциативные карты опытный психотерапевт способен не только обнаружить причину проблемы, но и вытащить ее из подсознания и проработать до полноценного излечения.
Клиенты психологов, особенно дети, очень любят в игровой форме взаимодействовать с метафорическими ассоциативными картами, легко расслабляются и получают явное удовольствие в процессе игры в ассоциации. При этом психолог может беспрепятственно добраться до внутренних глубинных проблем, которые человек в себе и не подозревает.
Фото автора: RF._.studio/Pexels
Известный факт, что наше подсознание сопротивляется и опасается быть рассекреченным, а такой метод глубинных ассоциаций как МАК помогает обойти это препятствие и расшифровать субъективные причины определенного поведения и эмоционального реагирования на жизненные факторы. Поэтому метафорические ассоциативные карты – это уникальный способ и лучший помощник в психологической практике. Опрос действующих психологов показал, что те, кто уже испробовал в коррекционных консультациях инструмент МАК – не представляют свою работу без этих чудо-карт!
Как самостоятельно работать с метафорическими картами
Когда человек решает обратиться за психотерапевтической помощью и начинает работать с метафорическими картами, он мысленно формирует свои вопросы.
При самостоятельном исследовании подсознательного не так-то просто сформулировать свой запрос. Способы взаимодействия и упражнений с МАК могут носить специфический характер в зависимости от использования конкретной колоды.
Для этого действа существуют две востребованные стратегические терапевтические методики:
-
Открытая. Колода метафорических карт расположена вверх изображениями. Психолог задает вопрос, а пациент выбирает картинку, которая наиболее верно отображает его точечное настоящее состояние. Это безопасная и полностью подконтрольная методика, ориентирующаяся на расслабленное состояние и снижение эмоциональной тревожности.
-
Закрытая. Случайный «слепой» выбор карт. Такая технология основывается на работе с глубинным подсознанием, и пациент интуитивно реагирует на результат выбора, как на судьбоносное послание свыше. Такая метода придает всей работе неповторимое ощущение острой интриги, но может заметно усилить беспокойство пациента.
Психотерапевты применяют этот способ МАК после освоения первого открытого способа.
Если вы честны с собой и бесстрашны – вперед! Можно попробовать совместить в себе роли пациента и терапевта и попрактиковаться в работе с картами.
Расшифровка значений метафорических карт
Теперь, когда мы знаем о способах применения метафорических карт в профессиональной и обывательской практиках, возникает главный вопрос: а как же научиться «распаковывать» карту, как понять, что именно она транслирует?
Для начала вытяните из колоды карту, постарайтесь полностью абстрагироваться от изображенного сюжета и, стараясь довериться только собственной интуиции, ответьте себе на три простых вопроса:
-
Что именно я вижу? Попробуйте расчленить картинку на отдельные предметы и частицы. Старайтесь быть внимательными ко всем, даже самым незначительным, деталям. Описывайте форму, размер, цвет, свойства и способы расположения в пространственном периметре.
-
Что я об этом думаю? На этом этапе попытайтесь понять, как именно явное предназначение этих предметов в реальном мире может соотноситься с вашим индивидуальным прошлым, настоящим, будущим или конкретным заданным вопросом.
-
Что я чувствую прямо сейчас? На этом этапе царству логики пришел конец. Максимально отключайте ее, давайте волю интуиции и чувствам. Слушайте себя и пытайтесь комплексно оценить всю картину и уловить всю гамму своих эмоций – радость или удручение, улыбку или грусть, напряжение или благодать. Важно все.
Непременно опишите все свои ощущения и мысли на бумаге. Конспектируйте все, что приходит в голову. Отпускайте свою фантазию – она давно заслужила «свободное плавание» и «попутный ветер». Рассказывайте о вымышленных персонажах свои истории. Вскрывайте все коды замысловатых образов, чтобы получить ответы на свои вопросы. Самое главное – стать АВТОРОМ и захотеть написать свое собственное произведение именно так и таким, каким хочется только лишь вам.
Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты
Попробуем резюмировать, какие же цели можно достичь при помощи работы с МАК?
-
Легко обойти рациональное мышление и достать сокровенные причины многих наших злободневностей.
-
Осуществить результативный диалог сознательного с подсознательным.
-
Реконструировать прошедшие события, повлекшие за собой страхи, тревожность, неврозы и психологические травмы.
-
Прояснить свои актуальные волнения и потребности.
-
Завершить все гештальты, забирающие энергию и силы.
-
Смоделировать промежуток от смутного прошлого к счастливому грядущему.
Метафорические карты – это особенный инструмент, основанный на простейших постулатах проективных техник, и грех не использовать эти преимущества в позитивной коррекции своей жизни и жизни наших близких.
В Национальной академии дополнительного профессионального образования доступен курс повышения квалификации «Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога», цель которого научить слушателей применять метод МАК в качестве действенного способа проработки запросов пациентов, поднятия уровня своего профессионализма и создания уникальной методологии, позволяющей привлечь новых клиентов в работе с психотравмами и кризисными состояниями. Новую специальность по взаимодействию с МАК в сфере психологии можно получить на курсе профпереподготовки «Метафорические ассоциативные карты в практике работы психолога», после освоения которого Вы будете владеть полноформатными знаниями и инструментами диагностики и корректировки психоэмоционального фона человека.
Полученные знания о работе с метафорическими картами вы можете использовать в сфере помогающих и социальных профессий, коучинга, проводить индивидуальные или групповые консультации.
Уникальная колода метафорических ассоциативных карт – OH Cards Institute
Оригинальная русскоязычная статья (Скачать PDF) была опубликована в русскоязычном журнале (английский перевод названия журнала Педагог – Журнал неформального образования ), № 1(19), 2011 г., изданный сетью образовательных НПО в Минске, Беларусь. Перевод русской статьи на английский ниже.
Об авторах
Александр Горобченко Психолог, руководитель творческой студии «OH-STUDIO», старший преподаватель кафедры психологии Женского института «ЭНВИЛА», выпускница Академии управления. Деятельность и интересы: психологическая помощь, экзистенциальное консультирование, неформальное образование, помощь специалистам помогающих профессий.
Марина Евменчик Психолог, Дизайнер, Деятельность и интересы: психологическая помощь, тренинги личностного роста, гендерная психология, флористика и фитодизайн.
Уникальная колода метафорических ассоциативных карт
Метафорически-ассоциативные карты — уникальный инструмент в помощь специалистам, работающим с группами (психологам, консультантам, коучам, педагогам, воспитателям и т.д.). В профессиональных кругах эти карты называются по-разному: «Карты ОХ» (название первой колоды), «проективные карты», «терапевтические карты», «интерактивные карты» и т. д. Благодаря усилиям терапевта и издателя Морица Эгетмейер, карты распространились по всему миру. В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились относительно недавно. Карточки с энтузиазмом приняли психологи, социальные педагоги, терапевты, социальные работники и широкий круг людей, интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как качественный, удобный, проективный и образовательный материал. Сегодня мы можем использовать 17 уникальных колод карт.
Колоды ассоциативных карт представляют собой наборы изображений – картинок в карточном формате. There are the following decks of metaphoric cards:
- OH CARDS
- PERSONA
- HABITAT
- ECCO
- MORENA
- MYTHOS
- SAGA
- 1001
- SHEN HUA
- PERSONITA
- COPE
- CLARO
- QUISINE
- BOSCH
- LYDIA JACOB STORY
- TAHITI
- BEAUREGARD
Описание всех колод представлено на официальном сайте издательства Moritz Egetmeyer www.OH-Cards.com и на Творческой студии «OH-STUDIO» www.oh-studio.narod.ru.
История карт
Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором истории искусств. Он хотел вывести искусство из галерей и приблизить его к людям. Он считал, что произведения искусства не должны быть «искусством для искусства», предметом пассивного созерцания человека. Искусство должно быть доступно каждому, а это значит, что оно должно быть в руках людей. Первая колода карт называется «ОН» (это английское междометие, выражающее удивление).
Карты OH были выпущены в 1981 году в Канаде. Этот набор состоит из двух колод – первая состоит из ситуационных картинок (88 карт), вторая состоит из рамок со словами (88 карт) – обе от Эли Рамана. Слова для фреймовой колоды были выбраны с использованием ряда предложений психотерапевта Йозефа Шлихтера. Колода слов имеет больший формат, чем колода картинок. Колоды составлены таким образом, что карточки-изображения можно помещать в рамки карточек-слов. Следовательно, этот инструмент включает в себя образ и слово как два полюса – эмоциональный и познавательный. Образы обращаются непосредственно к чувствам и интуиции и, таким образом, часто способны обойти рациональный барьер, «умный фильтр». Напротив, слова обращаются главным образом к сознанию и выражению аналитического, рационального мышления.
Таким образом, сочетание карточек-картинок и карточек-слов можно рассматривать как единство познавательных и зрительных стимулов, относящееся как к левому полушарию головного мозга (аналитическое, логическое мышление), так и к правому полушарию (эмоции, интуиция) . Когда две колоды используются вместе, можно получить 7744 различных комбинации. Это сочетание побуждает людей раскрывать свой творческий потенциал.
В 1983 году Эли Раман познакомился с Морицем Эгетмейером, психотерапевтом по образованию. Он смог увидеть в OH Cards инструмент, с помощью которого он мог побудить пациентов к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
Согласно соглашению с Эли Раманом, Морицу Эгетмайеру было разрешено продавать ОХ только в Германии и Европе. После удивительной встречи с картами OH М. Эгетмейер и его семья вернулись в Германию, но не нашли издателей, которые согласились бы издать метафорические карты.
Издатели посчитали карты недостаточно востребованными для получения прибыли, поскольку метафорические карты не соответствуют основному принципу карточных игр, где есть победитель и проигравший. Получив отказ от всех издателей, Мориц Эгетмейер основал в Германии OH Verlag (OH Publishing) и сам начал издавать карты OH. С тех пор OH Verlag сосредоточился на публикации и продвижении этих ассоциативных метафорических карт как игры и как уникального инструмента для работы с людьми. Так началось путешествие OH Cards по всему миру.
Первая колода OH Card появилась в Германии в 1985 году. Мориц и Эли впервые представили игру публике на Games Fair в Эссене.
Их презентация была выполнена в оригинальном, терапевтико-ассоциативном формате: карты выбирались вслепую – одна из колоды картинок, другая из колоды слов – и одна комментировала любые возникающие спонтанные чувства, мысли или ассоциации. Многие представители крупных производителей с любопытством разглядывали карты. Но случилось неожиданное осложнение. В выставочных залах невозможно было создать атмосферу взаимного доверия, необходимую при использовании карт в терапевтических целях.
Внезапно Мориц спас момент, придумав использовать карточки с картинками для рассказывания историй, что способствовало разработке совершенно новых типов публичных игр. Эта идея послужила толчком к созданию колоды SAGA, второй колоды метафорических ассоциативных карт. История карт продолжается — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, которые их используют, поощряются и облегчаются появлением новых концепций с картами и новыми колодами.
Например, психологи и психотерапевты, работающие в кризисных ситуациях с жертвами насилия и травм, обратились в издательство ОШ с просьбой создать особую колоду карт. Впоследствии в результате международного сотрудничества издателя из Германии (Мориц Эгетмейер), художницы из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного терапевта из Израиля (доктор Офра Аялон) родилась колода COPE.
Общие принципы и «OH Этикет»
Если кто-то хочет понять, в чем уникальность этих колод ассоциативных карт, для начала нужно избавиться от привычного мышления о том, как «играть» в карты. Традиционные игры предполагают соревновательный процесс выигрыша/проигрыша и интригу одного игрока, побеждающего за счет слабости другого. Использование OH Card предполагает сотрудничество, а не соревнование и победу. Таким образом, все внутригрупповые методы, игры или упражнения (называйте как хотите, в зависимости от применения) предполагают сотрудничество как принцип совместной, последовательной, гармоничной работы — готовность поддерживать и помогать друг другу (в отличие от к соревнованиям).
Использование карточек в группах по принципу сотрудничества предполагает принцип деятельности , потому что каждый участник совместного действия является его активным агентом не только через слушание, понимание, познание и изучение людей, но и через самодеятельность и помощь людям.
Метафорические образы обеспечивают зрительный стимул для проецирования отдельных явлений, что является одним из основных и важных принципов использования карт. Карточка с картинками в качестве визуального стимула также имеет размер 9.0009 символ или метафора . Карточка-картинка как символ или метафора представляет собой самостоятельный художественный формат, имеющий эмоционально-аллегорическое значение, соответствующее феномену жизни, в котором мы способны связывать объективный смысл с нашими чувствами и переживаниями.
Использование метафорического (более безопасного) языка в работе с группами с различными проблемами может снять многие защитные механизмы, создать атмосферу доверия и наладить общение. Клубника за моим окном — это метафорическое название книги о метафорических ассоциативных картах, написанной Вальтраудом Киршке. Метафора «клубника за моим окном» символизирует то, что внутри нас, но мы не можем «прикоснуться» из-за окна/препятствий. Метафорические карты позволяют войти в контакт с внутренним миром безопасно, нежно, любовно. Используя метафорическое пространство для поиска новых способов решения наших проблем и получения ответов, мы часто находим быстрые решения.
Искусство — основа творчества . Упражнения и игры с картинками в формате карточек создают условия для раскрытия творчества, для создания чего-то нового, ранее не существовавшего. При работе с картами дайте полную свободу ассоциациям .
Искренность — следующий важный принцип, который следует рекомендовать при работе с картами. Будьте честны и открыты, работая с картами и придерживайтесь простой сюжетной линии .
Важно, чтобы каждый участник знал и чувствовал, что с ним считаются, его мнение важно, и он может свободно высказываться, выдвигать предложения, делать выбор, что он уникален.
Поэтому запрещается интерпретировать или переинтерпретировать чужую интерпретацию, потому что каждый из нас по-своему отражает одну и ту же картинную ситуацию.
Еще одна важная рекомендация – говорить в настоящем времени и описывать события, изображенные на картах, как динамические и происходящие.
Что отличает людей от других существ? Это наша субъективность – наша способность быть спонтанной и быть отражением этой спонтанности. Что нас удивляет и очаровывает в маленьких детях? Это непосредственность их поведения, их абсолютная честность и открытость в любых проявлениях. Когда мы становимся взрослыми — нас учат правильно реагировать, не быть спонтанными, — мы вдруг приходим к тому, что спонтанное поведение — это поведение, утверждающее собственную внутреннюю ценность, что спонтанность позволяет нам делать открытия внутри себя, развиваться и творить. Часто мы пытаемся быть спонтанными и ничего не придумываем. Нарушение спонтанности препятствует полной самореализации, полному ощущению себя как субъекта самого себя, как самодостаточной индивидуальности. Когда мы позволяем себе быть спонтанными в метафорической ассоциативной деятельности, как с картами, мы используем больше воображения, чем логики .
Последняя рекомендация — разрешить возможность повторного выбора карты без объяснения причин. Автор любого предложенного действия с картами может заменить любые неподходящие или неважные карты.
Рекомендации, предложенные первоначальными авторами открыток, называются «ОН ЭТИКЕТ». Их могут использовать участники в группах.
Огайо Этикет:
- В Огайо мы уважаем частную жизнь друг друга. Я могу решить пройти, не разыгрывая карты, которые я вытянул. Я могу сделать это с объяснением или без объяснения, раскрывая свои карты или нет.
- В штате Огайо мы уважаем друг друга. Я не буду прерывать вас.
- В штате Огайо мы чтим интеллект и воображение друг друга. Я не перетолковываю (или интерпретирую) ваши карты — даже в тайне своего разума.
- В штате Огайо мы чтим честность друг друга. Я не противоречу вам и не спорю о ваших интерпретациях. Я стараюсь помнить, что нет «правильных» или «неправильных» интерпретаций картинок, нет неправильного прочтения слов.
- В штате Огайо мы чтим индивидуальность друг друга. Когда я интерпретирую свои карты ОН, я не предполагаю, что вы видите то, что вижу я, чувствуете то, что чувствую я, читаете то, что читаю я.
Области применения
Существует множество способов использования карточек в качестве проективного стимулирующего материала в группах и при индивидуальной работе со взрослыми и детьми. Метафорические карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, гештальт-терапии, арт-терапии, трансактном анализе, психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективе, построение команды, разрешение конфликтов, личностный рост… вот неполный перечень областей, в которых использование терапевтических карт для обращения к воображению, фантазия, и поток ассоциаций может быть очень эффективным и полезным.
Метафорические карты обладают всеми преимуществами проективных техник, значительно расширяя терапевтический арсенал психолога или терапевта. Карты помогают получить полное представление о «внутреннем мире» клиента, его личном мифе о мире и о себе в нем, а также субъективное представление о ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают очень быстро прояснить и понять реальный опыт и потребности внутренних процессов клиента. Ассоциативные карты дают нам возможность увидеть четкую картину любых межличностных отношений, или отношений, с представлениями и образами своей внешней или внутренней реальности. Использование карт для обозначения травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной травматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решений. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути к выздоровлению. Работа со временем позволяет моделировать и исследовать любой процесс в прошлом и будущем. Люди могут делать это, находя образы решений с помощью метафорических карт и создавая их конкретно, воплощая потом в реальности.
Метафорические ассоциативные карты как проективный материал успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях. Они очень помогают тем, кто работает с другими людьми, потому что позволяют заговорить (общаться) и создают атмосферу доверия и заинтересованности в самопознании и саморазвитии. Карты — это руководство по созданию необходимого контекста, посредством которого клиенты получают доступ к своим внутренним творческим началам.
Ассоциативные карточки — уникальный образовательный инструмент. Во-первых, карточки — это повод начать разговор в группе, даже если у участников заранее не было точек соприкосновения или общих тем. Во-вторых, можно путем объяснения правил использования карт продемонстрировать и проиллюстрировать основные принципы гуманного, личностно ориентированного отношения (отношения), уважения и сотрудничества в группе как сообществе. В-третьих, карточки можно использовать в качестве старта для развития творческого потенциала и поиска альтернатив каждым из участников группы (например, написание сочинения или эссе путем выбора карточки вслепую, либо поиск новых способы разрешения конфликтов при работе с картами и изображениями). В-четвертых, работа с карточками по предложенным правилам снижает боязнь критики. Участники учатся слушать других и слышать их. Также карточки можно использовать как тематический материал для изучения гуманитарных наук (социальная психология, семейная психология и психотерапия, организационная психология, кризисная психология и др.). Способов успешного использования карт много: стимулирование личностного роста; совладание с кризисом и восстановление после последствий травмы; исправление отношений; Решение конфликта; диагностика и оценка профессиональных компетенций будущих специалистов; анализ психологических особенностей представителей разных профессий, культур и национальностей; и развитие основных компетенций будущих специалистов.
Примеры методов (игры) с картами
Восточная поэзия [1]
Категория: творческий подход
Цель: Открытие и развитие творчества
Время: 20-30 МИНЕР
5Количество участников: 8-14
Необходимые материалы: Для этого упражнения вы можете использовать карточки ECCO, BEAUREGARD, LYDIA JAKOB STORY
Процесс: Участникам раздаются правила восточной поэзии. Затем каждый участник вслепую выбирает карточку и стихийно произносит слово по правилам стихосложения. Карточка выбирается за каждое слово или фразу из правил.
The rules of Oriental poetry: The main word (noun) Adjective, Adjective Verb, Verb, Verb A phrase that expresses the ratio A noun | For example : Осень… Серый, грустный. Приходит, стучит, не отступает. Неопределенное состояние горя и печали. Воспоминания. |
ПЕРСОНА
Категория: Взаимодействие
Цель: Обучение распознаванию портретов личности по описательным характеристикам, установление контакта и общения, развитие эмпатии.
Время: 30-40 минут
Количество участников: 8-14
Необходимые материалы: Колоды метафорических карт – ПЕРСОНА, ПЕРСОНИТА что напоминает «психологический портрет» любого из членов группы. Не стоит выбирать по внешним признакам (рост, телосложение и т. д.), которые бы сразу идентифицировали конкретного человека. Рисунок подбирается на основе изображения черт, привычек, психологических особенностей, характеризующих конкретного человека (минимум 10 черт). Затем каждый участник представляет свой портрет группе, а остальные участники пытаются определить, какой человек в группе изображен. Может иметь место сравнение видений одного и того же человека разными членами группы.
Итак, метафорические ассоциативные карты можно рассматривать как глубокую психологическую игру, как стимулирующий, проективный материал для групповой или индивидуальной работы. Карты не ориентированы на игры, в которых есть победитель или проигравший. Они созданы для чего-то большего, чем использование в качестве простой коллективной настольной игры, но и не являются картами для гадания, как, например, карты Таро. Эти карты скорее нечто совершенно новое и захватывающее дух. Они являются инструментом для доступа к нашему собственному воображению и творчеству; инструмент самореализации; катализатор, создающий атмосферу раскрепощения, когда пользователь начинает говорить о себе свободно и открыто. Карточные изображения не имеют общепринятых значений, которые можно было бы предполагать независимо от конкретной игровой ситуации.
Карты призывают игрока раскрыть их значение, а именно уникальное значение, которое они имеют для игрока сейчас, в данный момент, в данной ситуации. Завтра это может быть совсем другое значение.
РЕЗЮМЕ
С помощью данного материала читатели могут познакомиться с метафорическими ассоциативными картами – это уникальный инструмент и помощник специалистов, работающих с группами (психологов, тренеров, консультантов, педагогов, воспитателей и др.), их история и происхождение, основные принципы использования и области применения.
[1] Методы «Восточная поэзия» и «Персона» здесь А. Горобченко
Что такое метафорические ассоциативные карты?
Метафорические ассоциативные (или проективные) карты представляют собой набор изображений об игре или размером с открытку, изображающих людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные изображения. Одни наборы карточек сочетают в себе картинку с надписью, другие включают отдельно карточки с картинками и карточки со словами. Сочетание слов и изображений создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст; изучение того или иного предмета, актуального для человека в данный момент.
Это проективное психологическая техника: важен не смысл, изначально заложенный исследователей, а искренний отклик каждого человека на картину под рукой. В одну и ту же картину разные люди увидят совершенно разные явления, и будет извлекать собственное внутреннее содержание релевантных переживаний в ответ на такие стимул.
Как метафорически карты служат взаимопониманию между людьми? В первую очередь карты помогают наводить мосты от человека к человеку в тех случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом о каком-то щекотливом вопросе. Метафорические ассоциативные карты помогают выражать мысли, формулировать их и конкретизировать нужный посыл. Помимо упрощения словесного выражения эмоций, сама карта несет определенный эмоциональный заряд как посредник между эмоциональными мирами двух человек, и может быть воспринято как сообщение даже без вербальной поддержки.
Метафорический ассоциативные карты – инструмент профессионального психолога, психотерапевта и тренер, используемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они инструмент бизнес-тренера и лидера психологических групп, используемый для «разогрев» группы, установление доверительных отношений между членами группы для диагностики актуальных потребностей группы, а также техника групповой работы.
И в то же время, Метафорические ассоциативные карты — это игра, в которую можно играть безопасно и с полной отдачей. радость со своими и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзья, знакомые и новые люди: игра без правил, но с тысяча способов сыграть в нее и возможность придумать тысячу первым!
При использовании в работа профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей и тренеров, Метафорические ассоциативные карты имеют следующие преимущества:
- Ассоциативные карты интернациональны и могут использоваться в любых культурах, для любого возраста;
- Работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
- Карты-метафоры помогают нам установить диалог между внутренним и внешним, вывести на поверхность глубинный материал;
- Метафорические карты – это трамплин для нашего воображения, запускающий причудливые ассоциации, ведущие нас к неожиданным открытиям;
- Ассоциативные карты помогают снять защитные барьеры психики;
- Метафорические карты создают людям условия для самопознания;
- Ассоциативные карты создают безопасную и комфортную ситуацию для самораскрытия в паре или группе, помогают «выйти из собственной скорлупы» и «растопить лед» в тревожной ситуации;
- Метафорические ассоциативные карты могут использоваться как репрезентанты расстановок Хеллингера во время работы терапевта с клиентом наедине.