Метапослание это – Послание и метасообщение — Психологос

Содержание

НЛП для начинающих — 27. Метасообщение

27. Метасообщение

Сегодня мы поговорим о том, как понимать, что именно человек хочется нам сообщить невербально. А так же, как самому научиться делать понятные невербальные сообщения — то есть понятные другим людям, а не только воображаемым друзьям. А то ведь невербальных сигналов много, они сильно зависят от контекста, и как понять, что они обозначают? Так что поговорим о метасообщениях.
Метасообщение — это как раз способ придания смысла всем этим невербальным сигналам. Но чуть более глобально, чем простые невербальные сообщения: «согласен — не согласен», «уверен — сомневаюсь» — что-то вроде общей оценки или настроения. То есть метасообщение относится не к конкретному слову или фразе, а к всему тексту (или части) или человеку.

Для многих людей метасообщение являются чем-то вроде команды. Есть такое интересное метасообщение «меня нет» — и если его правильно демонстрировать, вас просто перестают замечать: люди вокруг, коллеги, контролёры, друзья… А есть люди, для которых «меня нет» метасообщение «по жизни» — и их постоянно не замечают, о них забывают и не могут вспомнить, были ли они на вечеринке.

Очень часто метасообщение гораздо важнее тех слов, которые человек говорит. Вы можете вспомнить молодого человека, который что-то говорит и рассказывает девушке, но основной смысл того, что он хочет донести обычно это: «Ты мне нравишься». А все остальное – это скорее некий «наполнитель».

А иногда метасообщение служит, в основном, для того чтобы лучше донести свою мысль. В любом случае метасообщения чрезвычайно важны – они определяют то, как вас воспринимают и определяют определенный подтекст, который стоит за остальными вашими сообщениями.
И, несколько правил.

Метасообщение выражается прямой речью.

Никаких «он хотел сказать» и «демонстрирует превосходство» — только максимально прямая речь.
— Мне можно верить.
— Я уверен в себе.
— Ты мне нравишься.
— Это не важно.

Метасообщение может быть об информации, себе или слушателях.

Очень важно разобраться (или продемонстрировать), к кому это сообщение относится. В особо ответственных случаях стоит применять аналоговое маркирование — то есть прямо показать рукой, головой или взглядом.
— Я уверен в себе.
— Я уверен в вас.
— Я уверен в информации.

Метасообщение есть всегда, даже когда мы молчим.

Какое-то метасообщение от человека идёт всегда, даже если он слушает или пытается показать, что он вне ситуации — это, собственно, и есть метасообщение.

Метасообщение субъективно.

Не существует «правильной» расшифровки метасообщений. Поэтому на тренировках по калибровке метасообщений это делают в достаточно больших группах — чтобы посмотреть, как кто его понимает. Точно так же, оно может быть описано разными фразами, передающими приблизительно один и тот же смысл.

Список метасообщений

Вот небольшой список часто встречающихся метасообщений.
—  Я уверен в себе.
—  Я устал.
—  Как вы мне надоели!
—  Я спокоен.
—  Я хороший парень.
—  Хочу спать.
—  Пожалей меня.
—  Кому нужна моя помощь?
—  Мне все пофигу.
—  Я стесняюсь.
—  Мне трудно.
—  А вообще-то я белая и пушистая…
—  Я хозяин.
—  Я согласен с вами.
—  Меня нет.
—  У меня все прекрасно!
—  Вы меня раздражаете.
—  Обратите на меня внимание.
—  Я вам очень нужен.
—  Командовать парадом буду я!
—  Проведем вечер вместе?

—  Вы мне нравитесь…
—  Ну почему все так плохо?
—  У меня есть важное сообщение.
—  У меня есть тайна…
—  Ну надо же!
—  Я очень интересный человек!
—  Это интересно.
—  Это не интересно.
—  Это важно.
—  Это не важно.
—  Я важнее (круче) тебя.
—  Мне скучно.

Примеры

К сожалению тут только фотографии — а невербальные сообщения передаются и движениями, и голосом. А метасообщение ещё определяется и контекстом. Который в данной ситуации приходится досочинять.

И, естественно, расшифровка метасообщений — мои личные галлюцинации на данный счёт, не являющиеся объективной реальностью. В квадратных скобках — о чём/ком метасообщение.
Все фотографии Howard Schatz. Рассказ о фотосессиях.
 


1. — Это страшно. [о ситуации]
2. — Я прикольный. [о себе]
3. — Я «хороший парень». [о себе]

Такое «официальное» американское метасообщение.

 


1. — Обратите внимание, как я плохо себя чувствую. [о других и о себе]

Такое демонстративное метасообщение, в нём большой кусок про «обратите внимание»: фокус внимания на собеседника, демонстративные жесты и т.д.

2. — Я «хороший парень». [о себе]

Женский вариант метасообщения №3 из предыдущего примера. Ну, «хорошая девка» по-русски имеет совершенно другой смысл.

3. — Я тебе покажу. [о других и о себе]


1. — Это скучно. [о ситуации]
2. — Что же будет. [о ситуации]
3. — Я недоволен этим, но это там. [о себе и ситуации]

«Комплексные» метасообщения удобно передавать через «но»: «Я хочу показать, что я уверен в себе, но я очень стесняюсь».
 


1. — Ну чего тебе надо? [о собеседнике]
2. — Умора! [о ситуации]
3. — Это ужасно! [о ситуации]

Тренировка

И примеры для тренировки.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Вебинар:: Невербальные Сообщения

Видео:: Метасообщение

Презентация:: Метасообщение

НЛП-практик:: Невербальная коммуникация

nlp.trenings.ru

Любящее сердце учителя как условие гуманистически направленного обучения школьников

09 июня 2014    Автор / Р.Мукажанова, зам. директора по научно методической работе ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек»

 Человек рождается в любви, живет в любви, и любовь является его жизненно необходимой потребностью на протяжении всего земного существования. Поэтому высшие человеческие качества присутствуют в каждом ребенке потенциально, и для их выявления в школе очень важно создание условий преподавания предмета «Самопознание», таких как:

·     создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя и мира;

·     необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования;

·     интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы.

На уроке следует создать атмосферу любви и доверия.  Переживание энергии любви – это особый духовный опыт, который делает процесс образования личностно значимым и пробуждает внутренние силы саморазвития и самовоспитания учащихся. Когда атмосфера наполнена энергией любви, то совершение бескорыстных поступков становится естественной потребностью, и проявляются такие качества, как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание. В процессе обучения учащийся должен почувствовать вкус, радость от нравственных поступков.

Как показали исследования современных психологов, только 10% информации передаётся вербальным путем, а 90% — это метапослание (скрытое послание). Метапослание – это выражение лица учителя, тон его голоса, одежда, настроение и даже мысли и образ жизни. Например,  учитель говорит о здоровом образе жизни, а сам курит. Каково метапослание его урока? Или учитель говорит о позитивном, хорошем, но без улыбки, с недовольным или суровым выражением лица. Или учитель говорит одно, а думает совсем о другом. Но учащиеся воспримут и сохранят в душе именно метапослание.

Когда в душе учителя покой и мир, то вибрации его мыслей создадут атмосферу покоя на уроке и ученики будут тихи и сконцентрированы.

Когда на лице учителя сияет доброжелательная улыбка, то ученики почувствуют доверие и будут позитивно настроены.

На уроках самопознания необходимо использовать только позитивные и гуманные методы. Как было отмечено выше, уроки самопознания иногда превращаются в шоу, или в психологические тренинги, или в урок познания мира.  Поэтому далее мы рассмотрим отличия урока самопознания от урока психологии, познания мира и просто развлекательного урока-шоу.

Отличия урока самопознания от урока психологии.

Большинство психологических тестов и тренингов направлено на выявление того, в чем мы разные (темперамент, психотипы, способности, желания, внешность, национальность и т.д.), в то время как нравственно-духовное образование выявляет то, в чем мы похожи, а именно вечные духовно-нравственные качества (совесть, любовь, сострадание, внутренний покой и другие). Поэтому на уроках самопознания рекомендовано использовать тесты, игры и тренинги, которые способствуют развитию способности видеть единство в многообразии и видеть то, что нас всех объединяет независимо от национальности, цвета, кожи, вероисповедания и т.д.

Многие психологические игры и тренинги имеют негативную направленность, то есть выявляют плохие качества в человеке, выводят на поверхность скрытые отрицательные эмоции, пробуждают в памяти негативные воспоминания.

Отличия урока самопознания от урока познания мира.

Многие темы уроков, особенно в направлениях: «Человек и общество», «Человек и окружающий мир», подобны темам уроков по познанию мира. Например: «Школа – наш общий дом», «Страна, где мы с тобой живем», «Я–ученик», «Шаги к здоровью», «Моя Родина» и т.д.

Даже при схожести тем, на уроках самопознания следует рассмотреть эти темы более глубоко, выявляя нравственно-духовный смысл изучаемой ценности. Необходимо расширять наше понимание общечеловеческих ценностей.

Здоровье – это не только правила для тела, но и для души. Утром следует привести в порядок не только своё тело, но и свои мысли.

Не думать плохо, и не говорить плохого – это не менее важно для здоровья, чем мыть руки перед едой.Не смотреть на плохое, не слушать плохого (это относится к просмотру телевизора, к компьютерным играм, к сплетням и пустым разговорам) – очень важно для здоровья наших детей.

Я–ученик. Школа. Мы стали учениками не тогда когда пошли в школу, а с момента рождения. Наша школа не ограничена зданием и названием. Мир – вот наша школа, в этой школе все может научить нас – облака, дождь, горы, животные, люди, события, книги, трудности и т.д. И закончим мы её не после 11 класса, а с последним вздохом. И мысли в последний момент жизни – вот незримый наш выпускной экзамен.

Говорить правду.В природе человека заложено стремление говорить правду.Когда человек говорит правду, его слово приобретает силу, когда лжет или искажает факты, то его слово теряет силу. Если правда слишком тяжела и может ранить другого человека, то можно промолчать.

Всегдаговорить правду и поступать по совести – два основных нравственно-духовных качества, развивать которые следует каждому человеку. Приведем пример из жизни выдающегося танцора современности Николая Цискаридзе. В одном из интервью он сказал, что всегда говорит правду. Журналистка, которая брала интервью, удивилась и спросила, как это может быть? Тогда Цискаридзе рассказал, что в детстве выучил стихотворение Б. Заходера:

Правду высказать недолго

А соврёшь, придется долго, долго, очень долго

Без конца придется врать

Лучше времени не трать!

Когда появлялось искушение сказать неправду, стихотворение всплывало в его сознании, и он принимал решение говорить правду. Потом это стало привычкой.

Родина.Гимн и символика Казахстана изучается на уроках познания мира. На уроках самопознания следует понять, что патриот это не только тот, кто подвиг совершил, но и любой хороший человек, живущий по законам совести – это патриот своей страны.

Сделать что-то для своей родины, дети могут уже  сейчас, не дожидаясь, когда вырастут взрослыми. Например, не бросать бумажки от конфет на улице. Или посадить весной деревья, или помочь соседской бабушке. Родина – это место, где ребенку впервые открылись вечные общечеловеческие ценности, где он научился жить как человек, по совести.

Отличия от «урока-шоу». «Урок-шоу», как правило, строится по принципу развлекательных шоу-программ для детей. Дети прыгают, играют, развлекаются и … всё!

А какой смысл в этой игре, или в этой песне, а для чего эта психологическая разминка?

Да, в уроке могут быть использованы разнообразные интерактивные методические приемы, но они все должны быть подчинены воспитанию и осознанию какой-либо общечеловеческой ценности, связанной с темой урока. Урок должен строиться, не вокруг забавной игры или инсценировки, а вокруг ценности, а разнообразные методические приемы должны помогать раскрытию глубинного, нравственно-духовного смысла темы урока. А игры, песни, сценки помогают сделать это весело, легко и интересно. 

Интеграция общечеловеческих ценностей в целостный педагогический процесс школы и является важнейшим условиемнравственно-духовного образования в школе. Следует подчеркнуть, что интеграция должна осуществляться комплексно, так как понятие «интеграция» подразумевает не просто арифметическую сумму признаков объединяемых частей, а слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития, которое приобретает новые признаки, новое, более высокое качество. Здесь важно создание в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, идеей долга, чести, справедливости.

В этом плане очень многое зависит от администрации школы. Если администрация школы понимает важность предмета «Самопознание», то сумеет организовать целостный педагогический процесс школы так, что он будет способствовать нравственно-духовному развитию личности и учащихся и учителей. В противном случае, на уроках самопознания ученики будут слышать одно, а выходя из класса, будут видеть совсем другое.

Поскольку общечеловеческие ценности передаются от сердца к сердцу (их нельзя приобрести на рынке, постичь только лишь из книг), наличие вышеперечисленных факторов в учебном процессе – необходимое условие формирования личности совершенного характера, что, в конечном итоге и является целью образования.

midedu.ozin-ozi-tanu.kz

Метасообщение, транслируемое оратором — Психологос

Информация, получаемая от оратора, складывается из двух частей:

  • Вербальное сообщение — то, что передается словами (информация о содержании).
  • Невербальное сообщение (метасообщение) — то, что передается через позу, мимику, жесты, голос, дыхание (информация о внутреннем состоянии человека и его отношении к происходящему и окружающим).

Оратор выходит на сцену. Он еще ни слова не произнес, а уже всем своим телом транслирует в аудиторию море информации: «Я волнуюсь» или «Я уверен», «Я рад вас видеть» или «Как вы мне надоели», «Сейчас будет интересно» или «Сейчас будет скучная и занудная лекция»…

ДАЖЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯ, МЫ ТРАНСЛИРУЕМ СОБОЙ РАЗНЫЕ МЕТАСООБЩЕНИЯ

Метасообщение, транслируемое оратором, крайне важно для выступления, именно оно определяет, как будет воспринята ваша речь.

Согласно исследованиям, воздействие на слушателей во время презентации в основном складывается именно из невербальной коммуникации:

  • 55% — это язык тела (позы, движения, мимика),
  • около 38% — голос (тон, интонации, ритм, тембр),
  • и только около 7% приходится на слова.

МЕТАСООБЩЕНИЕ ОБЫЧНО БОЛЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ВЕРБАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ!

Почему так происходит? Во многом потому, что мета- сообщение воспринимается в первую очередь нашим бессознательным, слова же, напротив, воспринимаются сознанием. А в споре сознательного и бессознательного последнее обычно побеждает.

  • Вот оратор усердно рассказывает о том, как выросли объемы продаж их компании и как все у них замечательно, а метасообщением транслирует: «мы переживаем трудные времена». В итоге, несмотря на блестящие цифры, потенциальные партнеры не торопятся заключать контракты с этой компанией.
  • Во время собеседования при приеме на работу кандидат рассказывает о своих успехах, сертификатах, дипломах, но транслирует иное: «я неуверен в себе», «я не уверен, что я тот, кто вам нужен». В итоге хороший специалист остается без работы, так как бессознательное работодателя отреагировало именно на метасообщение.

Или из анекдота (надеюсь, вы помните интонации, с которыми он произносится): «Вовочка назвал Машеньку дурой. Учительница: «Вовочка! Выйди к доске, три раза произнеси, что Маша не дура, и извинись!!!» Вовочка выходит и произносит: «Маша не дура? Маша не дура??? Это Маша не дура?????? Извините…»» Формально произнес нужные слова, но по факту поиздевался. Плохо, когда подобрано неудачное, неподходящее метасообщение: эффективность сообщения при этом теряется.

Совсем плохо, когда сообщение и метасообщение противоречат друг другу. В результате появляется недоверие к оратору в целом (это явление называется неконгруэнтность, и о нем подробнее в следующей главе).

К сожалению, обычно при подготовке к выступлению в первую очередь думают о том, ЧТО сказать, какие слова и в какой последовательности произнести. Но часто забывают о форме, о том, КАК сказать. А это тоже необходимо!

Метасообщения можно условно разделить на три категории

Метасообщение о себе: что оратор говорит о себе, о своем состоянии своей невербаликой.

  • «Я уверен в себе» или «Я стесняюсь».
  • «Я спокоен» или «Я волнуюсь».
  • «Я воодушевлен» или «Мне скучно».
  • «Я полон сил и энергии» или «Я устал».

Метасообщение об аудитории: что оратор невербально говорит о своем отношении к слушателям.

  • «Я рад вас видеть» или «Боже, как вы мне надоели».
  • «Я уверен, что вы легко справитесь» или «У меня сомнения в ваших умственных способностях».
  • «Я круче вас, а вы мелюзга» или «Какие вы все большие и важные. Я по сравнению с вами никто».

Метасообщение о материале: подсказки невербального поведения оратора о том, как нужно относиться к материалу, который преподносится.

  • «Это очень важно» или «Это не стоит вашего внимания».
  • «Это очень интересная и увлекательная тема» или «Это скучно и неинтересно».
  • «Это легкий и простой в освоении материал» или «Это очень трудная для понимания тема».
В качестве резюме
  • Метасообщение — это невербальное сообщение, посылаемое нашим телом, голосом, движениями, которое напрямую воспринимается бессознательным слушателей и в итоге оказывает сильное влияние на восприятие самого сообщения.
  • Метасообщение может быть о самом ораторе, о слушателях, о материале.
  • Важно, чтобы метасообщение и сообщение не противоречили друг другу. Иначе возникает недоверие к оратору.
И еще одно резюме — в виде интеллект-карты

Тренируем умение выдавать нужное метасообщение

Упражнение см. →


На Психологосе выложен только фрагмент этой замечательной книги.
Приобрести книгу можно в интернет-магазине Литрес

www.psychologos.ru

Неза висимая фирма УКлассФ, 2003. Ч 176 с. Ч (Библиотека психологии и

   Книги по разным темам Pages:     | 1 |   …   | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

У подчинения много лиц. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Формы подчинения Вообще то улыбка Ч это красиво. Она отражает радостное, доброе миро восприятие. Улыбнуться кому то означает войти с человеком в контакт, принять его. Но улыбка становится ловушкой, когда женщина улыбается неумеренно: либо часто, потому что к улыбке вынуждают, либо слишком долго, что означает отречение от себя.

Улыбка становится признаком подчинения, когда с ее помощью как бы го ворят: УЯ стараюсь приспособиться, я унижаюсь, я послушнаФ. В большин стве случаев женщины не догадываются, что, улыбаясь, они шлют метапо слание, которое делает их беспомощными и подчиняющимися существами.

Их улыбка УумоляетФ даже тогда, когда они требуют чего то. Метапосла ние: УПрими мое требование не так серьезноФ.

Они улыбаются вопросительно, несмотря на то, что приняли правильное решение. Метапослание: УА ты находишь мое решение правильнымФ.

Их улыбка язвительна, но они не могут обороняться. Метапослание: УЯ глупа, ты мне нужен и не должен меня боятьсяФ.

Они улыбаются смущенно, несмотря на свои большие успехи. Метапосла ние: УМне неловко, что я это сделала. Я обещаю не возомнить о себе не весть чтоФ.

Улыбаться нужно всегда Ее улыбка мила и добродушна, хотя в данный момент она старается скрыть свой гнев. Метапослание: УЯ разозлена, но у меня не хватает смелости это показать открытоФ.

Их улыбка кокетлива и полна надежды, что это поможет им добиться своей цели. Метапослание: УПрости мне мое неумение и глупость. Я просто всегда хочу быть милой Ч я ведь всего навсего женщинаФ.

Улыбка на лице женщины становится затравленной, если она не может двигаться дальше к своей цели. Метапослание: УЯ совершенно безвредна, только ты можешь мне помочьФ.

Женщина УизвиняетсяФ своей улыбкой за то, что настояла на своем. Мета послание: УМне жаль, что я получила то, что хотела. Я готова все вер нутьФ.

Улыбка на лице изображает нерешительность, хотя женщина уверена в су ществе дела. Метапослание: УЯ готова изменить свое мнениеФ.

Мужчины тоже используют подобную тактику, чтобы не вступать в откры тую конфронтацию, но за их улыбками часто стоят совершенно другие ме тапослания. Например: УЯ прав и не позволю втягивать меня ни в какую дискуссиюФ; УЯ уверен в том, что говорю. Мне жаль, что ты не можешь при нять в этом участия из за своего непониманияФ; УЯ Ч король. Ты можешь говорить все что угодно, но я все равно останусь при своем мненииФ; УЯ молчу только потому, что не хочу сцен, но это не означает одобренияФ. Гло бальное метапослание, используемое мужчинами и в разной мере проявля ющееся в любом более конкретном метапослании, звучит так: УЯ не хочу ссориться, но в случае, если наши мнения разойдутся, я пойду до концаФ.

Метапослание женщин, из которого вытекают все остальные, по существу следующее: УЯ не уверена, в сомнении я отступлюФ.

Список улыбок подчинения не исчерпан приведенными примерами, при чем каждая улыбка может содержать сразу несколько метапосланий.

Женщины сами делают себя зависимыми Если женщина целенаправленно использует свою улыбку, чтобы провести кого либо, то такая улыбка является действенным орудием в ее руках. Но если улыбка в известной мере отражает исключительно замаскированный страх и применяется для умиротворения противника, то это Ч улыбка подчинения.

Во многих ситуациях женщина подтверждает присущий ей, по общеприз нанному мнению, ролевой образец, то есть действует вежливо и умиротво ряюще. Если ситуация становится критической или просто неприятной, она 146 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие Ч куда захотят занята тем, чтобы сохранить самообладание. Ей и в голову не приходит мысль обороняться, ответить на предпринятую против нее атаку тем же.

Кроме страха, не оставляющего женщине ничего другого, как с улыбкой на лице отступить, многие испытывают боязнь показаться неженственными или непривлекательными, если будут активно защищать свои позиции. Та ким образом они не дают своим естественным бойцовским качествам вый ти наружу и сами делают себя беспомощными. Агрессивные импульсы же стоко подавляются (многие женщины вообще отрицают наличие у себя по добных качеств). По моему мнению, отказ от обороны неизбежно ведет к тому, что окружающие не воспринимают тебя всерьез: человек, не способ ный защищать себя, свои убеждения и интересы, вызывает, по крайней мере, сочувствие, а зачастую вообще не воспринимается как полноценная личность, поэтому его даже не будут рассматривать в качестве потенци ального делового партнера или кого то в этом роде.

Решая отказаться от обороны, женщина непременно становится тихоней. К сожалению, чем больше женщина принимает, возможно, даже неосознанно, подобных мелких решений, тем быстрее запускается механизм лишения ее самостоятельности и независимости, то есть закабаления, потому что, ли шенная внутренней обороны, женщина еще больше нуждается в защите извне. Но зависимость не ограничивается даже этим: человек, без нужды ограничивающий свою свободу действий, то есть отказывающийся приме нять собственные способности, демонстрирует свою несамостоятельность (читай: беспомощность) и с течением времени даже сможет УдоказатьФ себе свою несостоятельность. Многие женщины полагают Ч более или ме нее осознанно, Ч что непоколебимая уверенность в себе противостоит го товности других предоставить тебе защиту. Они опасаются поплатиться за свою самостоятельность потерей близости, доверия, интимности и чувства защищенности, поэтому стремятся скорее к зависимости, чем к уверенно сти в собственных силах. Но в действительности верно обратное: незави симые, уверенные в себе люди способны сами управлять своей жизнью.

Когда же им нужна поддержка, окружающие охотно ее обеспечивают, по тому что знают: их помощью не будут злоупотреблять. Однако для силь ных личностей такая помощь является исключением: каждый человек вре мя от времени нуждается в совете или любезности.

Хотелось бы вскользь коснуться вопроса влияния одежды на восприятие человека. Чем выше каблук, тем неуверенней поза; чем у же юбка, тем бо лее ограничена свобода действий. Многие считают, что с помощью высоко го каблука женщина способна добиться всего, чего хочет, и ошибаются: эта Упривлекательная беспомощностьФ Ч не что иное, как одна из форм само ограничения.

Результатом запуска механизма порабощения может стать тяжелое психи ческое заболевание. Оно развивается из долговременного сверхприспособ Улыбаться нужно всегда ления и подчинения, в постоянном страхе неприятия. Причина такого за болевания в том, что человек, заботящийся только о благополучии других, не может уже ощущать никакой настоящей близости или социального единства: он угнетен страхом потенциальных потерь, поэтому не в силах больше ощущать радость от реальной совместной жизни.

Равноправное партнерство становится очень далекой перспективой: зави симость от родителей, мужей, партнеров, начальников эскамирует. В конце концов женщина уже не в состоянии обеспечивать собственное существо вание. Она даже не может самостоятельно принимать решения, заполнять чеки, направлять жалобы в суд.

Женский отказ Меня часто приводит в ярость то, как многообразны формы отказа у жен щин. Напрашивается фраза: УОтказ Ч это женское несчастьеФ. Отказ почти всегда сопровождается улыбкой, даже если она вымученная.

Но есть и другая сторона женской улыбки: женщина имеет все основания использовать улыбку или приветливое выражение лица в качестве оружия для достижения своих целей. Применяя подобную стратегию, женщина мо жет настоять на своем, преодолеть сопротивление или взять на себя мис сию миротворца в конфликтных ситуациях. Однако если человек, незави симо от своего настроения, постоянно сохраняет на своем лице дежурную улыбку, то это признак болезни.

Достаточно непросто распределить улыбки по конкретным категориям.

Например, улыбается человек спонтанно или намеренно Если намеренно, является ли его целью выразить свою готовность подчиниться, либо успо коиться, либо показать свое волевое намерение управлять другими Пер вое я называю ухмылкой подчинения, второе Ч улыбкой власти.

Ухмылка подчинения практически всегда сопровождается жестами или ри туалами подчинения. К ним относятся, например, следующие действия: от каз от протеста, отказ от претензии на интеллектуальность, отказ от само утверждения (способности и права настоять на своем), отказ от собствен ных убеждений, отказ от собственных доходов, успеха и признания, отказ от времени и пространства. Решающим для подчинения все же остается определенное действие: улыбка Ч это только сигнал, демонстрирующий, что человек готов подчиниться.

Отказ от протеста Женщины крайне редко выражают протест; им проще безропотно подчи ниться и взвалить на себя очередной груз.

148 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие Ч куда захотят Герлинд рассказывает о том, что каждый день на работе она испытывает неудобство: ее рабочее место находится в проходной комнате, но она не протестует, хотя в связи с таким местоположением она чувствует себя обя занной отвечать на каждое приветствие, по меньшей мере, взглядом. И это при том, что Герлинд занята вводом сложных данных в компьютер, что тре бует от нее постоянного внимания. Поэтому каждый раз, поднимая глаза на вновь пришедших, она сбивается с нужной строки.

Кристель, такая же послушная девочка, круглые сутки работает продавцом консультантом в бутике. Она радуется, если может кому то услужить, не смотря на то, что у нее есть собственные планы. Поэтому за последние полгода она отработала девятнадцать четвергов и все равно постоянно оказывается первой в очереди на дополнительный рабочий день: она един ственная в штате отрабатывает пять четвергов подряд вместо четырех. Как УхорошаяФ девочка, Кристель не требует оплаты сверхурочных рабочих ча сов. Она, как и многие другие сговорчивые девочки, довольствуется якобы хорошим отношением начальства и осознанием того, что ее ценят за дру желюбие. Подобное поведение никогда не приводит к успеху.

УПослушныеФ девочки удивленно смотрят на неприветливых, эгоистичных УдурочекФ, которые проходят мимо них и даже не пытаются изобразить на своем лице симпатию. За спиной таких женщин перешептываются, но в то же время ими восхищаются. УДобрыеФ девочки всегда, тайно или явно, ждут признания со стороны УсильныхФ женщин.

Я ограничилась небольшим количеством примеров отказа от протеста в профессиональной сфере, потому что такой отказ Ч Ус улыбкойФ Ч доста точно легко распознать. УСговорчивыеФ сотрудницы, в очередной раз жерт вуя своими интересами, как бы говорят: УЯ недостойна уважения сама по себеФ или УЕсли я буду строптива, никто не захочет иметь со мной делоФ.

Отказ от интеллектуальности Женщины часто довольствуются тем, что их воспринимают исключительно по внешности и готовности приспособиться к обстоятельствам. Они счита ют, что чем красивее женщина, тем большим успехом она пользуется; и чем больше она показывает свою готовность подчиниться, тем выше шан сы, что ее отношения с партнером и окружающими будут прочными. Ради этого они способны отказаться от всех остальных индивидуальных особен ностей личности, которые позволяют человеку быть самостоятельным и независимым: отказываются использовать свои умственные способности, критически мыслить и соответственно действовать.

Они не стремятся к интеллектуальному самосовершенствованию и самореа лизации, они способны лишь вынужденно работать только для того, чтобы у Улыбаться нужно всегда них были деньги. Такие женщины охотно имели бы уважаемую профессию и зарабатывали бы на ней, однако это не самая главная цель их жизни.

В конце концов, им вполне достаточно, если муж прилично зарабатывает и может обеспечивать семью. В этом случае жена ищет себе лишь подработ ку, которая будет занимать несколько часов в неделю, Ч просто для того, чтобы быть немного занятой. Для тех, кто любой ценой хочет заполучить надежного мужа, такая стратегия верна: американские исследования пока зали, что женщина тем менее привлекательна в качестве супруги, чем больше она зарабатывает, то есть чем она независимее материально*.

Другие исследования** отслеживают взаимосвязь между степенью реали зации собственных интеллектуальных способностей и заботой о своем внешнем виде. При проведении так называемых шопинг исследований*** было обнаружено, что чем большее удовлетворение от работы получает женщина, тем меньше одежды она покупает.

То, что внешность играет более серьезную роль, чем умы, девочки узнают очень рано. В период пубертата из уверенных в себе, смелых натур Ч если у них была возможность нарастить такой потенциал Ч девочки пре вращаются в комплексующих из за своей внешности, пустых хохотушек.

Они утрачивают свою энергетику, а в результате из крепких, видных дево чек вырастают незаметные, тихие и хрупкие создания. Их конкуренция ограничивается исключительно внешними данными: кто лучше одевается, кто самая красивая, кто носит то, что модно. Истинные достижения пере стают фигурировать в разговорах.

На встречах выпускников годы спустя бывшие Усоседки по партеФ редко вспоминают былые риторические навыки, напористость или готовность од ноклассниц отстаивать собственную позицию. В памяти всплывает, кто как раньше выглядел, а не способности или таланты.

Страдания по поводу недостатков собственной внешности остаются для многих женщин самыми сильными на протяжении всей жизни. Они пере живают из за слишком тонких или слишком полных ног, чересчур большой или чересчур маленькой груди. Они никогда не бывают довольны цветом своих волос или тем, что они прямые/кудрявые. Их не устраивают слиш ком близко посаженные или маленькие глаза.

Сегодня молодые девушки все так же плачут из за своей внешности. Они проводят перед зеркалом много часов, пытаясь привести себя в соответ ствие с тем или иным идеалом красоты, и очень страдают, если ничего не *Faludi, Susan: Die Manner schlagen zuruck, Hamburg, 1993, S. 47.

ё ё **Там же, стр. 246.

***Шопинг исследования Ч исследования, направленные на изучение состава, количества и других параметров покупок. Ч Прим. ред.

150 Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие Ч куда захотят получается. Девочки усваивают с малых лет, что они должны нравиться, и потому учатся искусству красоты.

Многократные отказы от собственного интеллекта резюмируются таким об разом: УТак как у меня ничего нет, кроме собственной внешности, я должна по крайней мере выглядеть ухоженнойФ; УПриятная внешность Ч гораздо более сильное оружие на пути к успеху, чем умственные способностиФ.

Pages:     | 1 |   …   | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |    Книги по разным темам

geum.ru

Эриксоновские принципы коммуникации и КПТ

Переводя семинар профессора Юргена Марграфа (Jürgen Margraf) в Москве.

Коллеги, недавно прошёл интереснейший семинар профессора Юргена Марграфа (Jürgen Margraf) по когнитивно-поведенческой терапии тревожных расстройств. Доктор Марграф — профессор Рурского университета в Бохуме (Германия), один из ведущих мировых исследователей и практиков когнитивно-поведенческой психотерапии. Для меня это уже не первый семинар по КПТ, но, пожалуй, наиболее интересный. Он запомнился особо, прежде всего, благодаря яркой личности Марграфа, активному ритму работы и актуальной теме. В паузах перевода я воспользовался шансом обсудить кое-какие вопросы, которые интересуют меня в этом подходе даже несмотря на то, что я не считаю себя когнитивщиком-бихевиористом. Некоторыми наблюдениями и умозаключениями хочется поделиться с вами, дорогие читатели.

Прежде всего, бихевиористский по сути подход Марграфа пропитан роджерианской эмпатичностью. Полагаю, в современной психотерапии более нет смысла как-то особо выделять это, эмпатия и внимание к субъективному опыту пациента становятся, к счастью, стандартом де-факто.

Профессор Марграф упомянул во время семинара один термин, который я хотел бы обсудить особо. Он говорил о метапосланиях, которые мы доносим до пациентов своими действиями и формулировками. Это понятие является квинтэссенцией суггестивной (от лат. suggestio — «внушение») природы любой психотерапии, даже такой «научной» и нейтральной как бихевиоризм. Например, многие техники КПТ подразумевают нарочито нейтральные процессы. Скажем, техника направляемого исследования (или направляемого открытия) подразумевает, что пациент узнаёт нечто новое о том, что с ним происходит. Подразумевается, что априори существует процесс, который пациент «узнаёт» в совместной работе с терапевтом. Но давайте взглянем на это с другой стороны. Несмотря на наши всё более глубокие знания о нейробиологии человеческий разум всё ещё остаётся эдаким чёрным ящиком, внутрь которого мы заглянуть не можем. Когда мы предлагаем «исследование», мы фактически доносим до пациента идею структуры, которая уже есть у нас самих, будь оно исключительно эвристическим или основанным на эмпирических исследованиях. Мы передаём ему послание: «То, что с тобой происходит, имеет свою структуру и закономерности, которые ты можешь узнать и изменить». Мы начинаем расспрос пациента о том, что с ним происходит, строя коммуникацию таким образом, чтобы пациент пришёл к выводам, которые, с нашей точки зрения, помогут ему измениться. Своими вопросами и комментариями мы направляем его мышление к определённым умозаключениям, которые мы называем порочным кругом паники. Причём мы обычно не предлагаем каких-то принципиально новых фактов. По словам профессора, все необходимые элементы уже есть у пациента, но ему не хватает структуры, не хватает правильных взаимосвязей между этими элементами. Мы, имея понимание такой структуры, с помощью особого построения коммуникации доносим её до пациента, помогая увязать все имеющиеся элементы в единую структуру, которую он может затем изменить.  Фактически, таким образом мы доносим до пациента идею о порочном круге, делая это косвенно, а не директивно и дидактично. То же самое касается техники падающей стрелы, приёмов мотивирования пациентов на проведение массивной экспозиции и так далее.

Что здесь происходит? В том подходе, который близок мне, это можно однозначно назвать стратегической коммуникацией. У терапевта есть определённая цель, идея или структура, которую он хочет донести до пациента, и он вырабатывает стратегию коммуникации, которая позволит с минимальным сопротивлением сообщить эту идею. Одна из важнейших предпосылок, которая используется в КПТ, — эта структура является «доказанной», она как бы «существует на самом деле» в разуме пациента, ему лишь остаётся «открыть» её в себе. Но множество аналогичных ситуаций стратегической коммуникации мы находим, например, в работах Милтона Эриксона, который ещё задолго до формирования современных бихевиористских и когнитивных подходов использовал тот же принцип: подвести пациента к определённой терапевтической идее с наименьшим сопротивлением, используя при этом ресурсы и мировоззрение самого пациента. Именно принципы стратегической коммуникации лежат в основе того эриксоновского гипноза, который близок и интересен мне.

В течение всего семинара попадались отсылки к суггестивным и стратегическим принципам. Мы упоминали важность суггестивного компонента в индуцировании панических приступов. Мы обсуждали метапослания, которые мы, часто сами того не осознавая, даём нашим пациентам. Например, предлагая им градуированную экспозицию, мы передаём метапослание «Ты слишком слаб для более сильных техник», «Нужно двигаться понемногу», «Большие скачки опасны» и так далее. Фактически, речь идёт о многоуровневой коммуникации, которая в подробностях обсуждается последователями Эриксона — Зейгом, Япко, Гиллигеном и другими. Это другой центральный эриксоновский принцип, который, фактически, является принципом человеческой коммуникации вообще: любое обращение, любая формулировка содержит в себе несколько уровней смысла — изъявительный и инъюнктивный, буквальный и психологический, денотацию и коннотацию. В работе с пациентами мы регулярно сталкиваемся, что буквальные послания могут восприниматься пациентами совсем не так, как мы рассчитываем, если не учитываем их психологический подтекст. Во время изучения и практики эриксоновского гипноза терапевты очень быстро сталкиваются с возможностью передавать идеи косвенно, используя не буквальные формулировки, а метапослания. Кроме того, что ещё важнее, терапевты сталкиваются с тем, что пациенты реагируют в первую очередь именно на метапослания, на ту идею, которую мы «заворачиваем» в наши техники и формулировки. Например, стратегически мотивируя пациентов на проведение наводнения/массивной экспозиции, мы косвенным образом передаём им идею ответственности, которую им необходимо принять, если они действительно хотят измениться. Отказываясь сразу принимать их явную готовность и желание действовать, мы не только снижаем процент отказов и неудач с 30% до 7%, мы только лишь этим закладываем важный фундамент для последующих корректирующих эмоциональных переживаний — идею ответственности за свои действия и готовности рисковать и терпеть сложности. Кроме того, мы развиваем у пациентов то, что Эриксон называл потенциалом реагирования. Это известный гипнотический термин, который обозначает психологическую готовность пациента действовать в соответствии с терапевтическими инструкциями. По мнению Джеффри Зейга, именно эта психологическая реактивность является «разменной монетой» гипноза и психотерапии вообще.

Наконец, профессор Марграф упоминал о работе с ложными интерпретациями и с тем, как мы развенчиваем страхи наших пациентов, например, страх, что они больны шизофренией. В зависимости от того, какую из крайних позиций занимает пациент, исходит он из генетических предпосылок или из социальных, терапевт ведет его в противоположном направлении к более нейтральной и взвешенной точке. Это аккуратное и стратегичное лавирование между статистическими данными и личными убеждениями пациента требует гибкости, умения ориентироваться в ситуации и использовать её для достижения стратегической цели — развития у пациента готовности принять альтернативную, более гибкую и здоровую позицию. Мы здесь вплотную приближаемся к принципу утилизации из эриксоновского гипноза — использованию любых особенностей ситуации, личности пациента и процесса терапии для достижения терапевтической цели.

Кстати, Марграф приводил в пример исследование, которое показало, что частая смена намерений со стороны терапевта во время сеанса коррелирует с ухудшением результатов терапии. Стратегическая коммуникация в этом свете отражает ещё одну важную терапевтическую сторону процесса — а именно, приверженность терапевта одной цели, в направлении которой он стратегически работает, используя все обстоятельства и знания для продвижения в одном направлении вместо колебаний взад-вперёд в соответствии с сиюминутным настроем пациента.

Этим кратким обзором я старался продемонстрировать, что эриксоновские принципы, которые обычно относят исключительно к гипнозу, НЛП и другим околоэриксоновским направлениям, являются внутренне присущими любой эффективной терапевтической коммуникации. Когда мы изучаем гипноз, мы исследуем возможности многоуровневой коммуникации, метапосланий, изучаем отклик пациентов на разные уровни коммуникации и развиваем стратегическое мышление. Ведь даже успех терапии наводнением зависит не столько от непосредственного проживания пугающих ситуаций, сколько от того, как хорошо нам удастся мотивировать пациентов идти в этом до победного конца.

В общем, коллеги, приходите на мой ближайший семинар, где мы продолжим практическое изучение основ эриксоновского гипноза — психологической реактивности, стратегического мышления, многоуровневой коммуникации, утилизации, наблюдательности, невербальных и вербальных методов коммуникации.

xn—-ctbeqed0afdgj3l.xn--p1ai

Статья «Зачем мне такой муж? Зачем мне такая жена?»

Зачем мне такой муж? Зачем мне такая жена?

В любых отношениях наступает период, когда люди начинают задавать себе подобные вопросы. «Зачем я вышла замуж за алкоголика?», «Зачем я терплю мужчину, который меня бьет?», «Зачем я живу с маменьким сынком?», «Зачем мне жить с человеком, который мне изменяет?», «Зачем я взял в жены женщину, которая меня постоянно унижает?», «Зачем я всё это терплю?», «Зачем мне всё это…?». Зачем мне: алкоголик, деспот, лентяй, стерва, мегера… Мы выбираем своего партнера не просто так. На всё есть причина.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему вы выбрали себе именно такого партнера? На этот вопрос не просто найти ответ, конечно, если вы не вышли замуж или женились по расчету. Но даже в этом случае, на все есть свои причины. Но как объяснить то, почему выбрал именно такого человека, если по-настоящему любишь его? Это не просто. В голову приходят мысли: «просто люблю его (её)», «Он (она) мне понравился (понравилась)», а почему люблю, или чем понравился человек – не очень то и понятно. Да и возможно ли вообще объяснить любовь? Но вопрос не об этом. Вопрос в том, почему если любишь человека, то иногда испытываешь такие сильные страдания? Почему самый близкий тебе человек так сильно ранит тебя? Конечно, все мы выбираем друг друга не просто так. Ведь недаром говорят, что мужчина находит женщину, похожую на его мать, а женщина выбирает мужчину похожего на его отца.

Мы бессознательно выбираем такого человека, который идеально подходит нам для наших жизненных задач. И одна из этих задач – проработать наши детские травмы. Хотим ли мы этого или нет, но мы полностью открываемся перед нашим партнером – показываем себя такими, какие мы есть без масок и защит. И это происходит тогда, когда заканчивается «букетно-конфетный период». В период влюбленности мы хотим показать себя в лучшем свете, и проявляем свои самые лучшие качества. Но со временем начинаем все больше открываться и проявлять не самые лучшие качества тоже. Именно поэтому начинают возникать конфликты. Раньше мы считали нашего партнера идеальным, а теперь оказалось, что он далеко не идеал… Часто именно такое осознание является очень болезненным и немало пар на этом этапе разрывают отношения. Но именно на этом этапе начинается процесс исцеления детских травм, если оба партнера работают над собой. Наш партнер может помочь нам проработать наши неразрешенные конфликты с нашими родителями, точно так же, как и мы можем помочь ему проработать его.

Замечали ли вы, что обычно ссоры в вашей семье происходят по одной и той же схеме? И что эта схема идентична (либо немного видоизменена) той схеме, которая имела место в вашей родительской семье? То, в чем мама обвиняла отца, жена будет обвинять мужа. То, в чем отец обвинял мать, муж будет обвинять жену. Каждый человек, находясь в обществе, транслирует собой некое метапослание или метасообщение — невербальное сообщение, информация о его внутреннем состоянии и отношении к происходящему и окружающим. Внешне это метапослание проявляется через позу, мимику, жесты, голос, дыхание. Но оно не осознается человеком точно так же, как и не осознается окружающими его людьми. Просто почему-то одних людей уважают, замечают и восхищаются ими, а других унижают, обижают и презирают. Метапослание формируется исходя из жизненного опыта человека, его детских травм и убеждений. Выявить его самому не так уж и просто. Но можно проанализировать, какое метапослание мы транслируем в этот мир исходя из того, как на нас реагируют окружающие люди. Тот, кто считает себя жертвой, будет привлекать к себе обвинителей. Тот, кто часто испытывает стыд, будет привлекать к себе людей, которые будут унижать его. И наоборот, те, кто считают себя сильными, будут привлекать к себе людей, которые будут ими восхищаться и просить защиты. Те, кто считают себя успешными, будут привлекать к себе людей, которые будут его уважать и ставить его в пример. Но если в обществе мы можем одевать на себя маски и пробовать защищаться от недоброжелателей, что не очень-то получается, но все, же не так болезненно, то перед любимым человеком это не возможно. Он видит нас насквозь. Чувствуя малейшее проявление негативного метапослания, он тут же указывает нам на него. И от этого становится очень больно! Как может самый близкий человек бить по тому, что так болит??? Но задачей любимого человека не является желание причинить нам боль. Чаще всего он это делает не нарочно, случайно. Вы замечали, что ваш любимый (любимая) чаще всего даже не осознает, из-за чего вы так обиделись и что вас задело? Наши любимые посланы нам для того, чтобы мы исцелили наши давние раны. Они всей душой хотят, чтобы нам стало лучше! Да, это больно, но для того, чтобы залечить рану, для начала нужно её вскрыть.

Итак, если Вы готовы получить ответ на вопрос «Зачем мне этот человек?», то для начала перечислите все его самые худшие качества. Затем ответьте на вопрос: «Как бы вы назвали этого человека, исходя из его худших качеств, которые вы терпеть не можете?» Он… (Она…) Зачем мне этот человек? Давайте разберем этот вопрос более детально? В нём кроется ответ! Давайте расширим этот вопрос. Зачем мне этот человек? Для чего я выбрал этого человека? Почему именно его я выбрал среди всех остальных? Почему меня цепляет его поведение? Почему он это делает, живя со мной? Что более важное стоит за этим? Что я такого делаю, что он ведет себя со мной именно таким образом? Если бы на моем месте был другой человек, как бы он реагировал на это? Что мне дают такие отношения? Чему они меня учат? Чему я могу научиться у этого человека? Что хорошего он делает для меня, когда ведет себя так? На что он мне указывает в моей жизни? Как он помогает реализоваться моей миссии в этом мире? Зачем он мне нужен на моем жизненном пути? Какое его позитивное намерение реализуется в таком его поведении? Какое метапослание вы транслируете этому человеку, что он ведет себя с Вами таким образом? И как бы он себя со мной, если бы у меня не было такого метапослания?

Если рассматривать эти вопросы с позиции, что в отношениях всегда двое несут ответственность, то ответ придет. Я сам выбрал этого человека. Он мне нужен для того, чтобы я…

websmart.center

Как умение общаться влияет на Вашу карьеру?


В одной из современных книг по менеджменту описывается следующий эксперимент. Участникам ставится задача поддерживать дискуссию на интересующую их тему, соблюдая при этом одно условие: высказывать собственное суждение можно лишь после того, как ты повторишь своими словами то, что сказал предыдущий оратор, и последний подтвердит правильность изложения его мыслей. Финал наступает примерно через десять минут, когда дискуссия окончательно затухает.

Этот эксперимент лишь подтверждает то, что мы и так каждый день видим по всем каналам телевидения в многочисленных ток-шоу, где как участников дискуссии, так и ведущего мало интересует чужое мнение, особенно, если оно сильно отличается от их собственного. Но если телевизор можно легко и с наслаждением выключить, то избавить себя от общества подчиненных, коллег, а тем более начальства удается крайне редко. Поэтому, планируя для себя карьеру менеджера, вы должны готовить себя к частому и далеко не всегда приятному и содержательному общению с огромным количеством людей.

Общение, или, как говорят по-современному, коммуникация важно для каждого человека. Именно умением общаться человек отличается от других живых существ, и именно оно превращает его в социальное существо. Поэтому для молодого человека, примеряющего карьеру менеджера, руководителя, который определенным образом нормирует и упорядочивает общественные отношения, умение общаться с окружающими его людьми является одним из самых важных предварительных условий успешной карьеры.

Стоит оговориться, что под «успешной карьерой» я полагаю не ту, финалом которой стал высокий пост в какой-либо частной, государственной или общественной организации, но такую, когда само продвижение по служебным ступеням происходило органично для человека и являлось следствием его внутреннего развития как личности. Внутри индивида не происходило страшной ломки и борьбы с самим собой, и плата за обретенные статус и положение в обществе не оказалась в конечном итоге слишком большой.

По мере профессионального и карьерного роста ваша работа все в меньшей степени замыкается в «железки» и во все большей степени становится связанной с общением. Если на начальном этапе карьеры вы учитесь выявлять и решать конкретные проблемы, возникающие в процессе деятельности вашей организации, то со служебным ростом все меньшая доля вашего времени уходит на решение конкретных вопросов, и все большая – на разговоры с людьми.

Сначала это первые подчиненные, работу которых нужно организовать. Затем коллеги из других подразделений компании, с которыми необходимо наладить контакт. Далее к ним добавляются люди извне – клиенты, поставщики, конкуренты. Когда же вы попадаете на самый верх управленческой пирамиды и становитесь первым лицом организации, круг общения невероятно расширяется. В него входят регулирующие органы, общественные и профессиональные союзы, местные органы власти, благотворительные фонды и так далее. Возникает ситуация, при которой вы начинаете в основном делать не то, что собственно привело вас на вершину (то есть применять ваши профессиональные умения), а то, чему никогда не учились, чему нигде толком и не учат, и все ваши прежние достижения и опыт почти полностью бесполезны. В этом состоит один из многочисленных парадоксов менеджмента.

Мы движемся наверх благодаря своим профессиональным знаниям и умениям, а попав туда, мы уже не можем опереться на то, что приносило нам успех прежде. Именно поэтому на вопрос «Хотите ли вы работать под руководством человека, которому нет еще и 30-ти лет?» – большинство (интуитивно или осознанно) отвечают отрицательно. Слишком стремительный карьерный рост часто служит плохую службу талантливому молодому человеку. И дело здесь не в «кессонной болезни» или в «головокружении от успехов», а в том, что стремительно движущийся по ступеням человек быстро и внезапно попадает в среду, к которой он оказывается просто неподготовленным.

Добравшись до самого верха организации, человек неизбежно превращается из предметного специалиста в шоумена. Его успех как руководителя начинает в решающей степени зависеть от умения шутить, рассказывать занимательные истории, чувствовать и находить общий язык с самыми различными аудиториями. Эффективность публичного выступления перед коллективом сотрудников зависит не от того, сколь умный и доказательный материал представлен аудитории, а от того, насколько вы сумели расположить к себе людей в зале. По большому счету то, что вы собираетесь сказать коллегам, не имеет решающего значения. Значительно более важным является то, как вы это делаете.

Если вы нудным и монотонным голосом, не отрывая глаз от доклада, произнесли то, что вам подготовили подчиненные, то даже объявление самой высокой годовой премии в истории компании, не в состоянии изменить восприятие вас сотрудниками как серенького, неуверенного в себе начальника. Людям нравятся руководители, уверенно смотрящие им в глаза, без бумажки владеющие необходимыми цифрами о деятельности фирмы и чутко реагирующие на дыхание зала. Большинство сотрудников, как правило, мало интересуются и величиной капитализации компании, и размером годовой прибыли до налогообложения, и ее рыночной долей.

Их значительно больше интересует то, что Ричард Фарсон называл «метапосланиями». Эти, казалось бы, лежащие за кадром сообщения на самом деле преимущественно остаются в памяти надолго. Метапослания невидимы, но вместе с тем незабываемы. Метаиноформация обладает большей силой, чем предметная информация. Именно стремясь разгадать такое послание, мы часто спрашиваем своих друзей о каких-то действиях общего знакомого: «Что он хотел этим сказать?» В случае публичного выступления, да и вообще любых действий руководителя, по определению являющихся публичными, метаинформацией служат его личностные характеристики, его ценностная парадигма, то, что он представляет собой как человек. Если начальник на каждом углу заявляет, что он «свой парень», демократичный и простой, а перед входом в его кабинет установлен пост охраны, то чему, по вашему мнению, больше поверят сотрудники: произнесенным им словам или метапосланию, зашифрованному в этих недоброжелательных верзилах?

Я помню, когда в «Аэрофлоте» вводили повсеместный запрет курения на борту, я, сам никогда не куривший, был в тот момент против такого шага. Именно потому, что авиакомпания сама была не готова на тот момент к введению этого запрета. Информационная подготовка пассажиров была проведена плохо, на борту не было никотиносодержащих препаратов, многие летчики и бортпроводники сами являлись заядлыми курильщиками. Но решение приняли, и первые несколько месяцев самолеты в дальних рейсах буквально трясло от скандалов с пассажирами: многие курили в туалетах, включая и членов экипажей, бортпроводники нередко были не в состоянии воспрепятствовать откровенному курению пассажиров и часто по-человечески сочувствовали этим людям, которые не могли выдержать длительные перелеты без сигареты. Месяцев через шесть ситуация как-то сама собой «утряслась», и прежнее напряжение спало. Но вопросы остались. Чему вы поверите больше: зашифрованному в этой истории с запретом курения метапосланию об отношении к пассажирам и сотрудникам компании или официально выбранному публичному слогану компании «Искренне Ваш»?

Человечество давно уже поняло, что язык дан людям не для того, чтобы выражать свои мысли, а для того, чтобы их скрывать. Слушая своего руководителя, подчиненные будут прежде всего стремиться расшифровать то метапослание, которое человеку обычно намного сложнее скрыть. Люди хотят понять, как их начальник себя чувствует, насколько он уверен в себе, насколько владеет обстановкой внутри компании и вокруг ее, как складываются у него взаимоотношения с заместителями, акционерами, регулирующими органами. Другими словами, они хотят понять, чего им ждать в ближайшем будущем от этого человека, являющегося их руководителем.

Как известно, женщины намного искуснее мужчин в расшифровке метапосланий. Причем как в отношении отдельных людей, так и целых коллективов. Признаюсь, я нередко пользовался помощью своих коллег-женщин для расшифровки глубинных настроений в коллективах подразделений, а порой и отдельных людей. И, как правило, их оценки бывали весьма точными, хотя порой и необъяснимыми для меня. Да и в частной жизни, когда мы посещаем те или иные дружеские или светские мероприятия, меня всегда интересует мнение моей жены относительно тех или иных людей и исходящих от них скрытых посланий (самочувствие, настроение, степень усталости, взаимоотношения с другими участниками мероприятия и прочее).

Конечно, не стоит переоценивать значение метапосланий. Эта информация в отличие от фактической оперативной представляет собой фактор средне- и долгосрочного действия. Она не в состоянии заменить обычные сведения. Однако если работе с оперативной информацией довольно прилично обучают (как строить системы управленческой отчетности, эффективно проводить совещания и тому подобное), то вопросу управления метапосланиями не учит никто, да и этому нельзя научить. Нельзя по той же причине, по которой человека нельзя научить быть искренним в общении с людьми. Подчиненные удерживают в памяти и передают другим совсем не ту информацию о своем начальнике, которую тот хотел бы. Они вспоминают поведение своего руководителя в критических или, наоборот, комичных ситуациях, когда тот проявлял себя в наиболее естественном виде.

Почему я говорю об общении? Дело в том, что, делясь своим опытом управления, рассказывая о тех или иных навыках и чертах, необходимых для успешного руководства людьми, я хочу сказать своим более молодым коллегам, еще только начинающим примерять карьеру менеджера: подумайте над сказанным, поищите в себе эти умения и черты, поработайте над их раскрытием в полной мере. Если же коммуникабельность не является вашей сильной стороной, если общение с людьми не привлекает вас или даже тяготит, подумайте крепко, ваш ли это удел? Может быть, для вас будет более органичной карьера предметного специалиста, авторитетного и уважаемого коллегами внутри и вне организации за конкретные знания и умения, а не за высоту занимаемого кресла.

Но разве, спросите вы, нас не окружают повсюду начальники, для которых общение с людьми является пыткой? Эдакие «нелюдимые молчуны», эдакие «Гудвины, великие и ужасные», которых мало кто видел, но которых все боятся? Да, повсеместно. Но спросите себя: счастливы ли они, комфортно ли им «там, за сценой», в бронированных лимузинах с охраной и огромными кабинетами, в которых часто бывает пусто и одиноко? Хотите ли вы такой жизни? И если да, то полный вперед – и ни о чем не думайте!

Источник: subscribe.ru

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *