Модель НЛП:: Метапрограммы — trEnings.ru: всё о НЛП
Оглавление
Список метапрограмм
Предпочитаемые метапрограммы
Фокус внимания
Контексты проявления
Мотивация
Принятие решения
Мышление
Планирование
По теме
Метапрограммы — это базовые фильтры восприятия человека. Так же они связаны с характерными паттернами мышления.
Список метапрограмм
По ссылке подробное описание метапрограммы
Мотивация К — От: мотивация приближением или избеганием.
Мотивы: что человека больше мотивирует — власть, причастность, достижение или безопасность.
Референция: на свои или чужие ценности человек ориентируется при выборе.
Активность — рефлексивность: нужна ли человеку дополнительная мотивация для начала действия.
Размер разбивки (размер обобщения): фокус на частное или общее.
Способ мышления: как человек обрабатывает информацию — укрупняет, разукрупняет или ищет аналогии.
Предпочитаемая модальность: что больше нравится — видеть, слышать или чувствовать.
Ориентация во времени: человек ориентирован на прошлое, настоящее или будущее.
Во — вне времени: человек более склонен ассоциироваться в ситуации или диссоциироваться от них.
Фокус сравнения: что важнее — сходство или различия.
Сортировка мира (врата сортировки): ценностные ориентиры человека — люди, процесс, ценности, вещи, время или место.
В НЛП существуют разные наборы метапрограмм, здесь дан наиболее часто используемый. Достаточно полный список можно посмотреть в книжке Майкла Холла «51 метапрограмма НЛП».
Предпочитаемые метапрограммы
Часто люди предпочитают преимущественно использовать один паттерн метапрограммы, например, больше «мотивацию От» чем «мотивацию К». Подстройка под предпочитаемую метапрограмму довольно важна, так как люди склонный «отфильтровывать» информацию, сказанную в «неподходящей» форме.
При этом часть метапрограмм у человека «жёсткие» — то есть он в большинстве контекстов использует только один из паттернов (во всех контекстах только «внутренняя референция»), часть «мягкие» — человек может менять паттерны и/или использует разные паттерны в разных контекстах (может использовать как «внутреннюю референцию», так и «внешнюю референцию» в одной и той же ситуации).
Распределение среди населения предпочитаемого паттерна метапрограммы обычно описывается нормальным распределением: по краям относительно небольшой процент людей с «жестким паттерном», ближе к центру — с «преимущественным паттерном», в центре люди с «мягкими паттернами».
Фокус внимания
Для каждой метапрограммы будет свой фокус внимания.
Контексты проявления
Метапрограммы будут по-разному проявляться в различных контекстах.
Мотивация
Принятие решения
Мышление
Планирование
По теме
Мои книги:: Метапрограммы в схемах
Схема:: Контексты проявления метапрограмм
Модель НЛП:: Метапрограмма: Активный-Рефлексивный
Модель НЛП:: Метапрограмма: ВО-ВНЕ времени
Модель НЛП:: Метапрограмма: Врата Сортировки
Модель НЛП:: Метапрограмма: Мотивация К-ОТ
Модель НЛП:: Метапрограмма: Мотивы
Модель НЛП:: Метапрограмма: Ориентация во времени
Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность
Модель НЛП:: Метапрограмма: Размер разбивки
Модель НЛП:: Метапрограмма: Референция
Модель НЛП:: Метапрограмма: Способы мышления
Модель НЛП:: Метапрограмма: Фокус сравнения
Метапрограммы и их влияние.
Часть 1. Простой способ изменить ход жизниЧто такое метапрограммы?
Метапрограммы – это базовые способы мышления и восприятия информации, которые во многом определяют наше поведение, действия, отношение к миру, и конечно, способность достигать целей. Через метапрограммы часто реализуются наши семейные сценарии.
Из этой статьи вы узнаете о нескольких основных метапрограммах, которые влияют на нас и наши достижения в разных сферах жизни.
Метапрограмма – своего рода шкала координат с двумя полюсами – например «оптимизм или пессимизм», «проблемы или возможности» и так далее. Обычно мы выбираем из двух базовых вариантов каждой метапрограммы и считаем, что они противоречат друг другу или исключают один другой. Но в реальности это не совсем так. Базовое положение теории метапрограмм гласит: нет хороших и плохих метапрограмм, и чтобы добиться успеха, изменить ход жизни к лучшему, важно соблюдать баланс между разными способами восприятия мира.
Информация о метапрограммах поможет вам понять, каким образом можно начать перестраивать и гармонизировать себя, если вы хотите добиться нужных результатов – в отношениях, работе, карьере и где угодно еще.
Метапрограмма «проблемы-возможности»
Когда вы узнаете какую-то новую информацию, что первое вам приходит в голову? «Боже мой, как это будет сложно!» или «Хм, интересно, что мне это даст?»
Вы можете воспринимать все с ощущением, что хорошего несет мне этот мир. «Что хорошего мне дает эта информация? Что хорошего мне дают эти знания, эти привычки?». А можете – как источник проблем, и тогда первая реакция на все – недовольство и беспокойство.
Например, вы узнали, что на работе у вас появились новые обязанности. Можно сказать «зачем мне это, я и так устаю!» а можно «Ура, это же возможность научиться чему-то новому».
В этой метапрограмме важно сделать упор на позитивную сторону и стараться на любую новую информацию включать мысль «что хорошего мне это несет?». При этом переходить на стопроцентный позитивный подход тоже не рекомендуется. Важно помнить, что проблемы и сложности действительно могут возникнуть, и лучше быть готовыми к ним, чтобы не столкнуться с ними неожиданно.
Метапрограмма «пессимизм-оптимизм»
Эта метапрограмма похожа на предыдущую, но определяет не реакцию на события, а скорее восприятие мира в целом, ваш общий настрой.
Есть люди, которые, думая о будущем, чаще представляют позитивный сценарий развития событий. Они изначально ориентируются на успех, на оптимальное решение вопроса. И есть те, кто больше ориентируется на печальное завершение. По этому признаку мы делим человечество на оптимистов и пессимистов.
Оптимисты сначала обращаются к хорошим сценариям, то есть идут по жизни с радужными надеждами. Они могут найти и предложить какую-то заманчивую идею, легко поддерживают в себе мотивацию, ставят долгосрочные цели.
Чем занято сознание пессимистов? Проблемами и трудностями. Они часто даже профессионально идут в эксперты по качеству, в эксперты по устранению технических неисправностей. Так что, как видите, иногда это полезно. Но когда мы злоупотребляем этим стилем, то начинаем навешивать на происходящее ярлык безнадежности.
Риторический вопрос – кем лучше быть, оптимистом или пессимистом, не имеет однозначного ответа. Кажется, оптимистом быть лучше. Но не все так однозначно.
Сложности пессимистов понятны: они сперва говорят о препятствиях, опасностях и угрозах. Они испытывают трудности, потому что отметают все позитивное, видят все в черных тонах. В этом случае человек отбрасывает или обесценивает возможные решения, позитивные идеи, советы.
Но и оптимизм может быть неполезным.
Когда человек ограничивает себя оптимистичным способом восприятия, он легко может начать смотреть на все «через розовые очки», утратив способность прямо смотреть на трудности. Он начинает отрицать проблемы, и в результате ничего не делает для их разрешения. Это – неадекватный оптимизм.
В данном случае важно уметь совмещать. Нужно уметь быть оптимистом, но здраво мыслить, уметь видеть трудности, но настроиться на то, что они преодолимы при должных усилиях.
Уровень оптимистичности человека закладывается в первые три месяца его жизни. Тем не менее, свой тип мышления можно изменить осознанно. А вот нужно это вам или нет – решаете вы сами.
Метапрограмма «мотивация «к»-«от»
Мотивация – один из основных механизмов, влияющих на наше поведение. Мы все мотивируем себя проснуться утром, встать и пойти на работу, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Но мы делаем это по-разному. Метапрограмма «мотивация «к»-«от» определяет, как человек предпочитает себя мотивировать: представляя, как будет хорошо, когда он сделает эту вещь, или представляя, как будет плохо, когда он эту вещь не сделает.
При мотивации «к» человека волнует, что он выиграет, приобретет, достигнет, он больше внимания обращает на то, что ему нужно, а не на то, от чего хочет уйти. Это человек, который не уходит со старой работы, а идет к новой.
Такие люди хорошо понимают, чего хотят достичь, но у них возникают трудности с определением того, чего нужно избегать. Они хорошо фокусируются на своих целях, продвигаются к тому, чего хотят. Они отлично справляются с делами, где нужно неотступно стремиться к цели.
При мотивации «от» человек уходит от негатива, от того, что ему не нравится. Это не означает, что у него нет цели, просто в первую очередь он обращает внимание на то, чего ему не хочется, чего он хочет избежать. Такой человек как раз уходит со старой работы, а не идет на новую. Эти люди хорошо определяют, чего им стоит избегать, и с трудом понимают, к чему стремятся.
Людям, которые мотивируются «к», нужно обязательно создать представление прекрасного будущего. Им нужно нарисовать себе картинку, представить себе прекрасное будущее после совершения определенного действия.
Понимание того, что у разных людей может быть разная мотивация, необходимо не только для понимания себя, но и для работы с людьми, если вы занимаетесь бизнесом, особенно продажами и рекламой.
Как можно изменить жизнь к лучшему, пользуясь знаниями о метапрограммах? Используйте практики.
Практики для уравновешивания метапрограмм
Метапрограмма «оптимизм-пессимизм»
- Если вам присущ пессимизм, если вы часто сомневаетесь в себе, часто думаете: «Я не смогу, я не справлюсь», делайте следующее. Вспомните и выпишите в блокнот все жизненные ситуации, которые вас напрягали, но закончились хорошо. Те, о которых вы думали, что не сможете их разрешить, что все будет плохо, но в итоге все было хорошо. Проанализируйте ваши предстоящие проекты и дела и проведите параллели с удачно завершившимися проектами. Увидьте в них нечто общее.
- Те, кто боится поражений и думает: «Я ничего не смогу, все будет ужасно, я не смогу, не справлюсь, испугаюсь», делайте следующее. Проиграйте до конца негативный сценарий. Например: вы запускаете свой бизнес-проект, у вас ни одной продажи. Вас закидали помидорами, вы потеряли много денег. Представьте самый негативный сценарий из возможных. Что будет, если все произойдет? Чем это закончится? Опишите это подробно на бумаге. Оцените, что даже самый плохой сценарий – это не трагедия. Посмотрите, какие новые возможности откроются для вас в этом случае. Расслабьтесь, чтобы не было страха
не справиться. Потому что если такой страх будет – вы действительно не справитесь.
И еще один момент, касающийся оптимизма и пессимизма. Обязательно радуйте свое физическое тело! Глубокое дыхание, спорт, процедуры для кожи, баня, обливания, объятия, все это подойдет.
Метапрограмма «мотивация «к»-«от».
Во-первых, поймите, к какому типу людей вы больше относитесь: к людям, которые мотивируются «к», или к людям, которые мотивируются «от». Если вам нужен большой успех, он лежит в плоскости мотивации «к». Чтобы нарисовать себе позитивную мотивацию «к», попробуйте выполнить следующее задание.
Представьте свое идеальное утро через три года. Вот вы просыпаетесь с утра. Где вы просыпаетесь, в какой квартире, с каким ощущением себя, кто с вами рядом? Как выглядит ваша жизнь? Нарисуйте такую мысленную картину. Это очень эффективная психологическая техника, позволяющая направить энергию вперед. Просто помечтайте, подумайте об этом. И обязательно опишите свою мотивацию «от», не только к чему вы стремитесь, но и от чего вы стремитесь убежать. Чего вам не хочется? Таким образом, вы объедините обе мотивации и скорее добьетесь успеха.
Осознавайте, анализируйте свои метапрограммы и корректируйте их. Шанс изменить жизнь есть всегда, но чем лучше вы понимаете, что вами движет, тем реальнее он становится.
Вадим Куркин
МЕТАПРОГРАММ | The Human Effectiveness Institute
ОТЗЫВЫ
«Вы на правильном пути из лабиринта современного парализованного мира».
— Fred K. Beloit, KS
«Если бы все прочитали только одну эту книгу, улучшения в социальном и личном сознании были бы поразительными».
— Линн С., Индианаполис, IN
«Очень ценно, дышите моему существу. Я хочу, чтобы эта организация знала, насколько великолепен их дар жизни».
— Элизабет С., Бирмингем, Алабама
«Увеличил мою силу, терпимость, здоровье и чувство благополучия».
— Энн Дж., Итака, Нью-Йорк
«Общение так преобразило меня и встретило меня так, что я почувствовал, как будто это было явно от ума к уму».
— Джордан Салисон, Общество медитации прозрения, Барре, Массачусетс
«Дал мне другой взгляд на старые проблемы. Стимулирует мышление. Спасибо.»
— Кларк С., Лос-Анджелес, Калифорния
«Настоятельно рекомендуется… ослабит ваши привязанности и откроет перед вами творческие горизонты».
— Д-р Дэниел Гоулман, автор книги Эмоциональный интеллект
«Если в будущем будет построена Президентская библиотека, ее можно разместить там».
— Джимми Картер, бывший президент США
«Шедевр… который ведет читателя через реальный процесс Самопознания… Его послание передается с предельной ясностью. Я обнаружил, что магия разума чрезвычайно полезна в моей собственной жизни».
— Хелин Коннерр, Women for Women Weekly обозреватель книг
«Я не мог не улыбнуться, когда увидел на вашей странице свой собственный отзыв о прошлом… Я поддерживаю все, что сказал 40 лет назад… Я один из ваших давних поклонников… и раздал бесчисленное количество копий Mind. Magic на протяжении многих лет, нахождение подержанных экземпляров в книжных магазинах, когда они уже не издавались… ваша книга сыграла важную роль в моем путешествии, и я знаю, что она повлияла на мою жизнь и мое преподавание. Когда я впервые прочитал ее, в трудное время в свои 20 лет, мне показалось, что мне напомнили о том, что я уже знал, но не мог четко сформулировать. Это подтвердило чувство глубокой истины и дало мне силы двигаться вперед из этого центра».
— Селена Кумин Вега, факультет , Колледж интегративной медицины и медицинских наук, Университет Сэйбрук
«Вместо того, чтобы рассказывать вам, как изменить вашу жизнь, она делает это мягко, ПОКА вы читаете».
— Джон З., Нью-Йорк, NY
«Безусловно, одна из лучших книг, которые я когда-либо встречал».
— Кливленд, штат Северная Каролина,
«Одна из лучших книг, которые я когда-либо читал».
— Джойс Г., Фрамингем, Массачусетс
«Эта книга — НАСТОЯЩЕЕ руководство для ума. Эта книга ставит перед самыми сильными и преданными искателями почти невыполнимые задачи. Я никогда не знал ни одного человека, который действительно закончил бы работу, содержащуюся в этой книге».
— Бенджамин Забриски, обзор Amazon
«Самое поразительное в этой книге — ее невероятная ясность. Это блестящее сгущение мудрости, которое резонирует с высшими аспектами нашего существа и воспринимается как истина… И это действительно работает».
— Доктор Рик Инграши, New Age Journal рецензия на книгу
«Что отличает вашу книгу от всех других в этой области… так это то, что она представляет собой редкое сочетание передовых знаний, мудрости и доброй старомодной теплоты… в вашем долг за идеи, которые он дает».
— Норман Казинс
«МАГИЯ РАЗУМА — это наслаждение. Излагает с аккуратной точностью, как это делать (думать)».
— Рам Дасс, автор книги «Будь здесь и сейчас»
«Спасибо! МАГИЯ РАЗУМА познакомила меня с перспективой, которой я раньше не наслаждался. Теперь я чувствую себя более расслабленным и счастливым… Многие проблемы, которые казались неизменяемыми, теперь исчезли».
— Сьюзан В., Веллфлит, Массачусетс
«Это пролило свет на многие вещи, которые я переживал, но не мог осмыслить или понять так ясно, как сейчас».
— Мэдди Г., Нью -Йорк, Нью -Йорк
Читать Подробнее отзывы
***
Доступно на
и
Barnes & Noble’s
Использование Metaprograms для откровения потенциала для вас около
.
Готовы проявить инициативу и подписаться на нашу рассылку?
Зарегистрируйтесь сейчас
Лидерство и влияние
Сообщение от:
Тони РоббинсВ правильном ключе можно сказать что угодно. В неправильном ключе ничего: единственная деликатная часть — это установление ключа.
– Джордж Бернард Шоу
Один из лучших способов узнать об удивительном разнообразии человеческих реакций – поговорить с группой людей. Нельзя не заметить, как по-разному люди реагируют на одно и то же. Расскажешь мотивирующую историю, и один человек будет пронзён, другому надоест до слёз. Ты рассказываешь анекдот, и один человек воет, а другой не шевелится. Можно подумать, что каждый слушает на своем ментальном языке.
Вопрос в том, почему люди так по-разному реагируют на одинаковые сообщения? Почему один человек видит стакан наполовину пустым, а другой наполовину полным? Почему один человек слышит сообщение и чувствует прилив энергии, возбуждения и мотивации, а другой получает точно такое же сообщение и вообще не отвечает?
Цитата Шоу совершенно верна. Если вы обращаетесь к кому-то в правильном ключе, вы можете сделать что угодно. Если вы обратитесь к нему/ней не в ту сторону, вы ничего не сможете сделать. Самое вдохновляющее сообщение, самая проницательная мысль, самая разумная критика абсолютно бессмысленны, если они не поняты как интеллектуально, так и эмоционально тем человеком, которому они адресованы. Они являются главными ключами не только к личной власти, но и ко многим более широким проблемам, с которыми мы должны сталкиваться коллективно. Если вы хотите стать мастером убеждения, мастером общения как в бизнесе, так и в личной жизни, вы должны знать, как найти правильный ключ.
Путь лежит через метапрограммы. Метапрограммы — это ключи к тому, как человек обрабатывает информацию. Это мощные внутренние паттерны, которые помогают определить, как он формирует свои внутренние представления и направляет свое поведение. Метапрограммы — это внутренние программы (или виды), которые мы используем, решая, на что обратить внимание. Мы искажаем, удаляем и обобщаем информацию, потому что сознательный разум может обращать внимание только на очень большое количество информации в любой момент времени.
Наш мозг обрабатывает информацию так же, как это делает компьютер. Он берет фантастические объемы данных и организует их в конфигурации, которая имеет смысл для этого человека. Компьютер ничего не может делать без программного обеспечения, которое обеспечивает структуру для выполнения определенных задач. Метапрограммы работают в нашем мозгу примерно так же. Они обеспечивают структуру, которая управляет тем, на что мы обращаем внимание, как мы понимаем наш опыт и направлениями, в которых они могут нас вести. Они обеспечивают основу, на которой мы решаем, что что-то интересное или скучное, потенциальное благо или потенциальная угроза. Чтобы общаться с компьютером, вы должны понимать его программное обеспечение. Чтобы эффективно общаться с человеком, нужно понимать его метапрограммы.
У людей есть модели поведения, и у них есть модели, с помощью которых они организуют свой опыт для создания этих моделей поведения. Только благодаря пониманию этих ментальных моделей вы можете ожидать, что ваше сообщение будет донесено до людей, будь то попытка заставить кого-то купить машину или понять, что вы действительно любите его/ее. Несмотря на то, что ситуации могут различаться, существует постоянная структура того, как люди понимают вещи и организуют свое мышление.
Первая метапрограмма предполагает движение к чему-то или удаление.
Все человеческое поведение вращается вокруг стремления получить удовольствие или избежать боли. Вы отстраняетесь от зажженной спички, чтобы не обжечь руку. Вы сидите и смотрите на красивый закат, потому что получаете удовольствие от великолепного небесного шоу, когда день плавно переходит в ночь.
То же самое относится и к более неоднозначным действиям. Один человек может пройти милю до работы, потому что ему это нравится. Другой может ходить, потому что у него ужасная фобия по поводу нахождения в машине. Один человек может читать Фолкнера, Хемингуэя или Фицджеральда, потому что ему нравится их проза и проницательность. Другой может читать тех же писателей, потому что не хочет, чтобы люди думали о нем как о необразованном болване. Он не столько ищет удовольствия, сколько избегает боли; он уходит от чего-то, а не к этому.
Как и в случае с другими метапрограммами, которые я буду обсуждать, этот процесс не является абсолютным. Каждый движется к одним вещам и от других. Никто не реагирует одинаково на каждый раздражитель, хотя у всех есть доминирующий модус, сильная склонность к той или иной программе. Некоторые люди, как правило, энергичны, любопытны и склонны к риску. Они могут чувствовать себя наиболее комфортно, двигаясь к чему-то, что их волнует. Другие, как правило, осторожны, осторожны и защищают; они видят мир как более опасное место. Они склонны предпринимать действия вдали от вредных или угрожающих вещей, а не в сторону захватывающих.
Чтобы узнать, как люди движутся, спросите их, чего они хотят от отношений — дома, машины, работы или чего-то еще . Они говорят вам, чего хотят или чего не хотят?
Что означает эта информация? Все. Если вы бизнесмен, продающий продукт, вы можете продвигать его двумя способами: с помощью того, что он делает, и с помощью того, чего он не делает. Вы можете пытаться продавать автомобили, подчеркивая, что они быстрые, элегантные или привлекательные, или вы можете подчеркивать, что они не потребляют много бензина, не требуют больших затрат на обслуживание и особенно безопасны при авариях. Используемая вами стратегия должна полностью зависеть от стратегии человека, с которым вы имеете дело. Используйте неправильные метапрограммы с человеком, и вы могли бы остаться дома. Вы пытаетесь подтолкнуть его к чему-то, и все, чего он хочет, — это найти вескую причину, чтобы отступить.
Помните, что автомобиль может двигаться по одному и тому же пути вперед или назад. Это просто зависит от того, в каком направлении он смотрит. То же самое верно и на личной основе. Допустим, вы хотите, чтобы ваш ребенок уделял больше времени школьным занятиям. Вы можете сказать ему: «Тебе лучше учиться, иначе ты не попадешь в хороший колледж». Или: «Посмотрите на Фреда. Он не учился, поэтому его выгнали из школы, и он собирается провести остаток своей жизни, качая бензин. Это та жизнь, которую ты хочешь для себя?» Насколько хорошо будет работать эта стратегия? Это зависит от вашего ребенка. Если он в первую очередь мотивирован отъездом, это может сработать.
Но что, если он движется к вещам? Что, если его мотивируют вещи, которые его волнуют, движение к вещам, которые он находит привлекательными? Если он так ответит, вы не измените его поведение, предложив в качестве примера что-то, от чего нужно отойти. Вы можете ворчать до посинения, но вы говорите не в том ключе. Вы говорите по-латыни, а ребенок понимает по-гречески. Вы тратите свое время, и вы тратите его. На самом деле, люди, которые движутся навстречу, часто злятся или обижаются на тех, кто предъявляет вещи, от которых нужно отойти. Вы лучше мотивируете своего ребенка, говоря: «Если ты это сделаешь, ты сможешь выбрать любой колледж, какой захочешь».
Изображение заголовка ©Shutterstock/Telekhovskyi
Тони Роббинс
Тони Роббинс — предприниматель, автор бестселлеров, филантроп и лучший в стране стратег в области жизни и бизнеса.