§ 2. Метод абстрагирования в логическом анализе причинно-следственных отношений . Юридическая логика
Логические методы установления причинной связи: единственного сходства, единственного различия, соединенный метод сходства и различия, сопутствующих изменений, остатков — это способы выделения из совокупности действующих факторов тех, которые могут быть причиной результата. Кроме того, не все детерминирующие факторы имеют значение для квалификации преступлений. Таковыми являются только конкретные поступки лиц, способных выступать в качестве субъектов преступлений. Полученный вывод в определенной степени относительный. Ни одно явление, рассматриваемое в качестве следствия, не может быть производным только одного фактора, в его основе всегда лежит взаимодействие нескольких из них. В системе взаимосвязанных обстоятельств одно признается причиной последствия, в то время как другие низводятся до роли условий, а то и вовсе исключаются. Так, рассматривая дело об убийстве, совершенном с применением огнестрельного оружия, нельзя признавать причиной смерти действие оружия, полет пули, состояние организма потерпевшего и другие обстоятельства, в частности предоставление оружия, боеприпасов, завлечение жертвы и т.
В большинстве преступлений абстрагирование не представляет сложности. Исходя даже из общего, элементарного житейского опыта можно прийти к выводу, что причиной убийства не могут быть средства, место, другие условия совершения преступления, равно как и физические свойства виновного и его жертвы; причиной кражи не может считаться слабая охрана объекта, ценность имущества и т. д. Однако отдельные преступления представляют собой сложную взаимосвязь событий, из которых порой трудно выделить причину.
Например, водитель автомашины А. выехал на левую сторону дороги, в связи с чем шофер встречной машины Б. свернул вправо, съехал в кювет, его машина опрокинулась и находившиеся в ней пассажиры получили телесные повреждения. Причиной наступивших последствий признаются действия А. Несмотря на то, что последствия непосредственно связаны с действиями водителя Б., тем не менее следует от этих действий абстрагироваться, отвести им второстепенную роль в причинении результата.Такое решение основывается на нормативных особенностях причинных связей, действующих в социальных отношениях, которые характеризуются не только передачей материи и энергии от субъекта к объекту, но и нарушением субъектом установленного социальными нормами порядка поведения. Это нарушение может оказывать отрицательное управляющее информационное воздействие на материальные процессы, что также приводит к общественно опасным последствиям.
Метод абстрагирования характерен для установления причинной связи. «Чтобы познавать частности мы вынуждены вырывать их из их естественной или исторической связи и исследовать каждую в отдельности, по ее… особым причинам и следствиям»[5]. Далее: «…Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны одного единого мирового процесса»[6]. Абстрагирование состоит в вырывании, искусственной изоляции явления и изучении его отдельно от других, связанных с ним явлений, с точки зрения причиняющей способности.
Абстрагирование имеет большое практическое значение, на основе этого принципа собственно и решается вопрос об ответственности лица за содеянное. Если бы не было возможности выделить путем абстрагирования главный фактор в системе взаимодействующих сил, то не было бы и возможности установить лицо, виновное в правонарушении. Причиной результата признавались бы вся совокупность факторов либо каждый из них в отдельности. Не исключено, что выделение среди них действий того или иного индивида носило бы произвольный характер.
Существуют два общих правила (условия) абстрагирования:
1. Причина должна качественно отличаться от других факторов, сопутствующих ей в данной пространственно-временной области.
2. Влияние сопутствующих факторов должно быть значительно менее интенсивным, чем воздействие причины на следствие, причем настолько, чтобы этими сопутствующими факторами можно было пренебречь без большого ущерба для результатов исследования.
Эти условия вытекают из рассмотренных выше методов научной индукции и должны соблюдаться при использовании каждого из них. Качественное отличие причины от сопутствующих факторов позволяет идентифицировать причину и следствие, найти в следствии часть причины: ее энергию, структуру. Так, характер телесных повреждений ставит их в зависимость от полученного ножевого ранения в том смысле, что ни один другой фактор (например нанесенные одновременно побои) не способен вызвать такие последствия.
Сложность представляет выявление степени интенсивности воздействующих факторов. Интенсивность не всегда пропорциональна физической силе, как в примере с ножевым ударом. Если, например, взрослый преступник уговаривает подростка проникнуть в магазин и похитить какой-то предмет, его действия признаются причиной хищения, хотя физическое воздействие взрослого на похищенный предмет может отсутствовать, и в этом случае вопрос об интенсивности воздействия вообще не возникает. В социальных отношениях, как упоминалось, управляющее воздействие субъекта имеет гораздо большее значение, чем физическое.
Благодаря руководящему положению субъекта в системе взаимодействующих факторов его поведение признается причиной наступивших последствий; несмотря на то, что непосредственное физическое изменение произведено другими факторами, последние выступают лишь в качестве средства достижения субъектом преступного результата.Доведение сопутствующих факторов до ранга средства по отношению к определенному действию субъекта является одной из основных задач абстрагирования. Таким средством в приведенном примере с автопроисшествием признаны действия водителя Б. Если эта задача не выполнима, сопутствующие факторы нельзя игнорировать, они должны признаваться в качестве причины или одной из причин. Для выяснения действительной субординации, существующей между взаимосвязанными факторами, в определенных случаях необходимо обращаться к правовой характеристике субъекта, объему и характеру возложенных на него, но не выполненных им обязанностей.
Нарушения операции абстрагирования
Проявляются неспособностью выделять существенные в данном контексте свойства объектов и отвлекаться от второстепенных и случайных.
Одним из ярких клинических признаков расстройства является чрезмерная детализация мышления, при которой теряется способность отличать главное содержание мысли от сопутствующих ей коннотаций (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), а также говорить кратко и точно. Чрезмерная детализация мышления может иметь разные причины, поэтому иногда возникает необходимость специальной проверки способности к абстрагированию. Это делается с помощью метода исключения лишнего. Из группы предъявленных объектов, их изображений или названий пациенту надлежит исключить какой-то один объект, не относящийся к этой группе. В более сложной модификации опыта подсказка отсутствует, пациенту говорят, что в группе может находиться лишний объект, который нужно назвать и при этом пояснить, почему он считает его лишним.
Приведём три возрастающие по сложности группы заданий. Первая: диван, кровать, стол, ваза; кашель, боли, мокрота, грипп; шапка, пальто, костюм, галстук; кошка, рысь, собака, корова; танкист, лётчик, солдат, сапёр; хлеб, зерно, каша, борщ; водка, пиво, самогон, коньяк; врач, юрист, шахтёр, рабочий. Вторая: красный, жёлтый, зелёный, белый; море, река, озеро, пруд; крест, квадрат, круг, шар; мысль, чувство, желание, действие; три, два, четыре, сто; утюг, камень, дерево, скала; рабочий, крестьянин, капиталист, профессия пациента; вор, насильник, убийца, преступник; психолог, психиатр, терапевт, хирург. Третья: понятие, слово, цифра, рисунок; минута, час, полдень, неделя; голова, грудь, мозг, живот; немец, бурят, татарин, американец; Азия, Россия, Европа, Африка; кислород, азот, водород, углекислый газ; длина, высота, ширина, величина; улыбка, смех, хохот, веселье; скрытность, жадность, общительность, печаль.
При выраженной умственной отсталости и слабоумии пациенты не справляются и с заданиями первой группы. При органическом снижении уровня абстрагирования пациенты делают исключение, опираясь на наглядные, ручные, операциональные и ситуативные признаки: «Галстук узкий и длинный, и я не умею его вязать… Галстук можно и не носить, он не греет, а без всего другого не обойтись… Галстук — не одежда, он указывает на культурный статус. Говорят даже, что он удавка империалиста». Релевантный ответ может быть таким: «Галстук — это предмет личного обихода». При шизофрении часто принимаются во внимание наглядные, случайные, формальные, латентные признаки: «Море лишнее, оно самое большое по размерам… Лишний пруд, берега у него заболочены… Лишнее озеро, в этом слове пять букв, в остальных — по четыре… Лишнее море, в нём солёная вода». Алкоголик нередко затрудняется в выборе лишнего спиртного напитка: «Может быть, пиво, но опять же с бодуна оно лучше».
При нарушениях операции абстрагирования особенно затруднена идентификация логических отношений. Например, можно попросить в правой части уравнения найти логическое отношение, представленное в левой его части. Уравнение таково: лес/дерево = почва/песок, ветер/пыль, деревья/сосна. Пациенты с органическим снижением мышления крайне редко справляются с таким заданием, а если и дают определённый ответ, то знак равенства обычно ставят с последней парой. Из разных пациентов задание могут правильно выполнить, пожалуй, только больные шизофренией, это указывает на то, что у некоторой их части абстрагирование хотя бы в течение непродолжительного времени может осуществляться на достаточно высоком уровне.
Как можно видеть, вообще все умственные операции пациенты нередко совершают с различными ошибками — в зависимости от того, какие признаки или свойства объектов и явлений они считают адекватными. Несмотря на то что ответы в целом достаточно индивидуализированы и весьма разнообразны, их можно привести в некую систему. Существуют некоторые основания предполагать, что эти ошибки обусловлены в том числе актуализацией таких мыслительных структур, которые неконгруэнтны характеру выполняемых заданий. Так, если актуализируется наглядно-действенное мышление, то пациенты предпочитают наглядные, сенсорные признаки объектов (цвет, вкус, форма, величина и др.), а также действия или, точнее, указания на ручные действия, которые могут совершаться с этими объектами («кирпич можно разбить, а камень нет», «воду можно пить, а лёд — только раскусить», «фрукты сладкие, а овощи нет»). Если включается наглядно-образное мышление, на первый план выходят признаки смежности, а также операциональные признаки, то есть указания на действия, вытекающие из сугубо практической ситуации («овощи садят в грядках, а фрукты собирают на дереве», «волк в лесу живёт, а собака — во дворе», «из кирпича можно строить, а из камня нет», «если есть кровать, то зачем диван, спать есть на чём»).
Операциональные признаки понятий весьма наглядно демонстрируют, в частности, пациенты с амнестической афазией: они не могут вспомнить название предмета, но могут сказать или показать, для чего нужен этот предмет либо что можно им сделать. При включении образного мышления преобладают ситуативные признаки, а также эмоциональные признаки, указывающие на то, что пациент может тот или иной объект представлять себе в самых разных ситуациях и, соответственно, по-разному к нему относиться («можно пруд исключить, он искусственный, а можно и реку, в ней проточная вода», «можно белый цвет исключить потому, что он состоит из смеси разных других цветов, а можно это сделать и потому, что его нет в светофоре», «исключить нужно капиталиста, честных капиталистов не бывает, но верно и то, что лишней тут является профессия»). Ответы таких пациентов могут в этом смысле широко варьировать, из нескольких ответов им приходится выбирать тот, который в данный момент кажется ему более адекватным. Актуализация концептуального мышления влечёт более или менее точные ответы, основанные на выборе релевантных признаков, вполне отвечающих цели задания («камень — это природный объект, кирпич — объект материальной культуры», «море, озеро, пруд, река — это водоёмы, из них только пруд является рукотворным»).
Одновременно с этим в ответах пациентов могут звучать указания на вовлечённость той или иной формы мышления. Так, включение аутистического мышления приводит к предпочтению случайных, формальных, а также скрытых или латентных признаков («река отличается от озера тем, что в ней бывают воронки», «река отличается от озера конфигурацией водного зеркала», «река отличается от озера тем, что в ней велики запасы энергии»). Актуализация эгоцентрического мышления может обнаруживать себя предпочтением личных признаков, то есть игнорированием социальных аспектов объектов («озеро от пруда отличается тем, что вода в пруде медленно, но движется»). Включение пралогического мышления может проявляться склонностью отдавать предпочтение признакам тождества, то есть сходство принимать за идентичность («тут никого нельзя исключить, кошка, собака, рысь и корова — все они животные»). Обращает на себя внимание также то, что здоровые индивиды обычно адекватно и гибко используют имеющиеся у них мыслительные структуры. Например, для решения практической задачи — практическое мышление, теоретической — абстрактное. Пациенты с органической патологией ограничены в свободном выборе мыслительных структур, обычно это структуры наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Выбор признаков в силу данного обстоятельства носит однообразный, ригидный характер.
Совсем иная картина наблюдается у больных шизофренией. Мыслительные структуры пациентов включаются как бы хаотически, непредсказуемо и неуместно, так что в ходе исследования пациент часто использует неадекватные подходы к решению задачи. Так, при решении сугубо конкретной задачи может включаться концептуальное мышление («река от озера отличается площадью зеркальной поверхности») и, напротив, вместо абстрактного мышления актуализируется практическое («работа отличается от труда тем, что слесарь, к примеру, должен уметь пилить и шлифовать металл»). Пациенты с шизофренией обнаруживают иногда склонность к псевдоабстрагированию, то есть опираются в своих суждениях на словесно-логические, а не на объективные характеристики явления. Это, в частности, симптом патологического полисемантизма (Лебединский, 1938), или, иными словами, склонность идентифицировать явление по семантике обозначающих его слов. Так, пациентка считает себя душевнобольной на том основании, что её «душа болит за всех». Пациент не соглашается с тем, что он холерик, так как в слове «холерик» есть упоминание о холере. В наблюдении В.М.Блейхера (1989) пациент разграничивает психиатрических и соматических больных, указывая, что последние являются «детьми одной матери — они соматические». Или пациент говорит, что он не болен, «так как в слове «больной» есть напоминание о боли, а у меня ничего не болит».
Склонность к псевдоабстрагированию может проявляться также в том, что пациенты дробят символы на составляющие их элементы и при этом как бы отвлекаются от значения этого символа — симптом диссоциации символов. Так, больная сообщает, что «временами теряет способность понимать прочитанное. Предложения текста, — поясняет она, — распадаются на отдельные слова, а слова, в свою очередь, дробятся на буквы. И я перестаю соображать, о чём я читаю». Некоторые пациенты во фрагментах распавшегося символа могут усматривать собственное их значение, они, по их словам, приобретают способность «расшифровывать» некие скрытые ранее значения символов. Расщепление символов может рассматриваться и как признак нарушения операции синтеза. Иногда, напротив, символы как бы сливаются друг с другом, так что образуется некий новый символ со смешанным значением. Н.Гоголь в «Записках сумасшедшего» шаг за шагом описывает историю помешательства своего героя. К концу рассказа у больного появляются слияния символов:
«Мартабря 86 число. Между ночью и днём». Позднее Е.Блейлер назовёт это явление сгущением и в качестве иллюстрации приведёт такое высказывание пациента: «Господь Бог — это корабль пустыни». В этой фразе, считает Е.Блейлер, воедино сплелись мысль из Библии, а также представления о пустыне и верблюде. Если это действительно так, то разорванность мышления, а фраза пациента указывает именно на эту разорванность, является следствием сгущения разных мыслей, возникающих одновременно. Сгущение можно, вероятно, интерпретировать и как патологию операции синтеза.
К содержанию
Приобретение знаний для временной абстракции.
- Список журналов
- Процедура AMIA Annu Fall Symp
- 1996 г.
- PMC2233051
Являясь библиотекой, NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Proc AMIA Annu Fall Symp. 1996: 204–208.
PMCID: PMC2233051
PMID: 8947657
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Abstract
Временная абстракция — это задача обнаружения соответствующих закономерностей в данных во времени. Метод временной абстракции, основанный на знаниях, использует знания о контекстах клинической области, внешних событиях и параметрах для создания осмысленных абстракций на основе интервалов из необработанных клинических данных с отметками времени. В этой статье мы описываем приобретение и поддержание знаний о темпоральной абстракции в предметной области. Используя инфраструктуру PROTEGE-II, мы разработали графический инструмент для получения временных знаний непосредственно от врачей-экспертов, сохранения знаний в форме для совместного использования и преобразования знаний в подходящий формат для использования с помощью соответствующего метода решения проблем. В первоначальных тестах инструмент значительно улучшил нашу способность быстро получать временные знания и использовать эти знания для выполнения автоматизированных временных рассуждений.
Полный текст
Полный текст доступен в виде отсканированной копии оригинальной печатной версии. Получите копию для печати (файл PDF) полной статьи (1,5M) или щелкните изображение страницы ниже, чтобы просмотреть страницу за страницей. Ссылки на PubMed также доступны для Selected References .
204
205
206
207
208
9 0022 Избранные ссылки
Эти ссылки находятся в PubMed. Возможно, это не полный список литературы из этой статьи.
- Musen MA, Gennari JH, Eriksson H, Tu SW, Puerta AR. PROTEGE-II: компьютерная поддержка разработки интеллектуальных систем из библиотек компонентов. Мединфо. 1995; 8 (часть 1): 766–770. [PubMed] [Google Scholar]
- Shahar Y, Musen MA. РЕЗЮМЕ: система темпоральной абстракции для мониторинга пациентов. Компьютер Биомед Рез. 1993 г., июнь; 26 (3): 255–273. [PubMed] [Google Scholar]
- Kuilboer MM, Shahar Y, Wilson DM, Musen MA. Повторное использование знаний: механизмы временной абстракции для оценки роста детей. Proc Annu Symp Comput Appl Med Care. 1993:449–453. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Shahar Y, Musen MA. Основанная на знаниях временная абстракция в клинических областях. Артиф Интелл Мед. 1996 г., июль; 8 (3): 267–298. [PubMed] [Google Scholar]
- Tu SW, Eriksson H, Gennari JH, Shahar Y, Musen MA. Конфигурация методов решения проблем на основе онтологий и создание инструментов сбора знаний: применение PROTEGE-II для поддержки принятия решений на основе протоколов. Артиф Интелл Мед. 1995 г., июнь; 7 (3): 257–289. [PubMed] [Академия Google]
Статьи из материалов ежегодного осеннего симпозиума AMIA предоставлены здесь с разрешения Американской ассоциации медицинской информатики
Абстракция Рейли: Учебник
Абстракция Рейли — это конструктивный графический гибридный метод, который фокусируется на создании формы головы с нуля с использованием вспомогательных линий и форм, которые представляют пропорции лица. Эта система воспроизводима, поскольку в первую очередь она фокусируется на абстрактных формах, а не на деталях функций. Это облегчает понимание для начинающих.
В предыдущих уроках мы рассмотрели Метод Лумиса из рисование головы спереди , сбоку от профиля и под углом. В этом мы собираемся пройти весь процесс создания головы, используя несколько более сложный метод, разработанный Фрэнком Рейли, который стал известен как абстракция Рейли.
Этот метод аналогичен методу Лумиса. Он начинается с рисования круга, разделенного на четыре части, чтобы представить череп, положение бровей и центр лица. Однако он развивает концепцию несколько дальше, концентрируясь на планах и ритмах головы.
В заключение я объясню больше о вариантах, которые вы найдете, если захотите глубже изучить абстракцию Рейли. Я уверен, что вам всем не терпится начать, так что без лишних слов, давайте приступим!
Отказ от ответственности. Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Начните с круга
Мы начнем с той же базовой конструкции, что и метод Лумиса. Нарисуйте круг, разрезанный по горизонтали и вертикали на четыре части, с вертикальной линией, опущенной дальше, чтобы дать нам центральную линию лица.
Измерьте пропорции лица
Нарисуйте квадрат внутри круга. Углы квадрата должны касаться периметра круга. Этот квадрат является эквивалентом Рейли внутреннего круга в методе Лумиса и дает нам те же самые измерения. Квадрат дает нам ширину и, следовательно, стороны головы. Затем верхняя и нижняя линии дают нам волосы и основание линий носа.
Теперь измерьте расстояние от середины круга до линии носа. Опустите то же самое измерение и отметьте его, чтобы получить линию подбородка. Это показывает нам, что лицо примерно разделено на трети, от волос до бровей, от бровей до носа и от носа до подбородка.
Измерение линии глаз
Разделите среднюю часть между линией роста волос и линией носа на три части. Отметьте их вдоль вертикальной линии, отмечая середину лица. Более высокая из этих двух отметок, та, что чуть ниже линии бровей, отмечает нижнюю часть линии глаз. Используйте эту отметку, чтобы провести горизонтальную линию поперек головы ниже линии бровей.
Нарисуйте линию челюсти
От этой нижней части линии глаз по бокам головы проведите линию челюсти, слегка расширяющуюся внутрь и изгибающуюся примерно на линии рта по направлению к подбородку. Это будет значительно различаться в зависимости от вашей модели.
Измерьте линию рта
Разделите нижнюю часть между линией носа и линией подбородка на трети и отметьте их вдоль вертикальной линии посередине лица. Противоположная из этих двух отметок должна пересекаться с нижней частью круга и обозначать линию рта. Нижняя из этих двух отметок указывает на верхнюю часть подбородка.
Измерьте ширину глаз
По линии бровей разделите и отметьте голову на пятые части. Вторая и четвертая квинты дадут нам ширину глаз, а третья средняя квинта даст нам ширину носа. Нарисуйте вертикальные линии вниз по этим делениям, чтобы обозначить внешнюю сторону глаз на линии глаз и края ноздрей на линии носа.
Укажите выступ рта
Нарисуйте вытянутый овал или яйцевидную форму между вершиной линии подбородка и отметкой над линией носа. Это будет представлять округлую морду лица. Он также укажет уголки рта, где этот овал пересекается с линией рта.
Измерение носогубной секции
Нарисуйте овал большего размера за пределами овала выше. Он должен располагаться между центром линии глаз и нижней частью подбородка. Это во многом аналогично жировому комку в носогубной области, который может быть очень заметен у одних людей и почти не заметен у других.
Измерьте подбородок
Нарисуйте овал, чтобы обозначить подбородок. Нижняя часть овала должна касаться линии подбородка и верхней части овала. Это немного перекрывается с овалом морды, который мы ранее нарисовали.
Линии ритма скул
Теперь сосредоточимся на линиях ритма, которые обозначают скулы и плоскости боковой части головы. Сначала нарисуйте линии, идущие дугой вниз от каждого уха по линии бровей к внешнему кругу и большему овалу. Они укажут внешний край скул или скуловых дуг. Мы также продлим линии за пределы головы, чтобы обозначить верхнюю часть уха.
Измерьте нижнюю часть скул
Теперь мы нарисуем еще одну пару симметричных линий, изгибающихся вниз, как улыбка, к углу рта от боковых сторон головы по линии глаз, чуть ниже того места, где мы начали линии на предыдущем шаге. Это укажет на нижнюю часть скул.
Укажите изменение плоскости скуловой дуги
Следующий шаг представляет изменение плоскости между скуловыми дугами и висками. Он также представляет скуловые жировые отложения передней части щек. Нарисуйте петлевую кривую, начиная с той же точки, что и в предыдущем шаге, но на этот раз изгибаясь, чтобы коснуться краев ноздрей, а затем возвращаясь назад, чтобы закончить в уголках рта. Нарисуйте соответствующую кривую, которая отражает эту, на другой стороне головы. Расширьте эту кривую по бокам головы, чтобы обозначить верхнюю часть уха.
Укажите плоскости виска
Далее нарисуем еще пару дугообразных линий, начиная с боков головы и линии бровей. Это представлено двумя верхними углами коробки, ограниченными нашим внешним кругом. Линии проходят через первую и четвертую метки деления на линии глаз, которые являются нижними боковыми углами глаз. Затем он опускается вертикально вниз по лицу, а затем изгибается внутрь у челюсти. Эти линии обозначают плоскости виска и боков головы. Также обратите внимание, что они немного выходят за пределы первого и четвертого глазных делений на линии бровей, указывая на костные выступы в верхних внешних углах бровей.
Отметьте кривизну массы черепа
От второго и третьего отделов глаза по коричневой линии мы также проведем две линии, изгибающиеся наружу вверху, следуя кривизне массы черепа.
Отметьте внешнюю кривую высоты глаз
От точки, в которой первое деление глаза встречается с линией глаз, мы проведем дугу к соответствующей точке на другой стороне лица на четвертом делении глаза. Вершина этой дуги будет примерно на 2/3–3/4 расстояния между линией глаз и линией бровей и будет указывать на нижние края и внешние углы верхних век.
Отметьте внутренние изгибы глаз
Теперь мы можем нарисовать кривую от первой отметки деления глаза на линии бровей до второй отметки разделения глаза на линии глаз, чтобы получить внутренний угол левого верхнего века. Мы также нарисуем кривую, которая отражает эту, от четвертой отметки деления глаза на линии бровей до третьей отметки разделения глаза на линии глаз, чтобы получить соответствующий внутренний угол правого верхнего века.
Укажите глазные яблоки
На этом этапе мы также можем указать глазные яблоки, нарисовав круги (или сферы, поскольку мы предпочтительно хотим мыслить в 3-D!) между точками, представляющими внутренний и внешний уголки глаз, мы определили на предыдущих двух шагах. Полезно провести горизонтальную линию чуть ниже линии бровей. Это помогает выровнять вершины глазных яблок. Нижние части глазных яблок должны располагаться так, как будто они опираются на линию ритма верхней скулы и внешнюю часть морды.
От точек, где линии ритма висков проходят через линию бровей, мы нарисуем кривую, аналогичную той, которую мы нарисовали в шаге 15, чтобы обозначить затылочную дугу. Однако у этого будет немного более мелкий пик. Он достигает примерно 1/4 расстояния между линией бровей и линией роста волос.
Указываем переднюю плоскость лба
Далее изображаем переднюю плоскость лба. Нарисуйте круг посередине лба. При этом верхняя часть круга касается линии роста волос, а нижняя часть круга касается середины линии глаз.
Отметьте нос
Чтобы нарисовать нос, мы начнем с определения нижней части носа и ноздрей. Мы нарисуем короткую восходящую дугу между двумя точками, где две вертикальные линии, представляющие ширину носа, пересекаются с линией носа, и чуть более мелкую нисходящую дугу между теми же двумя точками, чтобы указать нижнюю часть носа.
Нарисуйте ноздри
Чтобы очертить ноздри и перегородку, мы нарисуем две кривые, зеркально отражающие друг друга, как показано, внутри формы носа, которую мы создали в шаге 20.
Определяем гребень носа
Чтобы определить гребень носа, мы начнем с верхней части кривых носа, которые мы создали в шаге 20. Нарисуйте линии, изгибающиеся вверх и слегка внутрь, идущие параллельно средней линии. Когда эти линии начнут выходить за линию глаз, мы изогнем их обратно, чтобы закончить на отметках разделения второго и третьего глаза на линии бровей. Это дает нам глабеллу.
Нарисуйте стороны носа
Там, где линии спинки носа пересекаются с линией глаз, нарисуйте кривые, которые дугой вниз и заканчиваются в точках, обозначающих ширину ноздрей на линии носа. Они указывают стороны носа.
Нарисуйте рот
Определите форму рта с очень вытянутой буквой «М», чтобы обозначить середину рта. Еще одна вытянутая буква «М» выше указывает на верхнюю часть верхней губы. В то время как простая линия с загнутыми вверх концами указывает на нижнюю губу.
Нарисуйте уши
Чтобы завершить уши, нарисуйте кривые, спускающиеся по дуге вниз от кончиков ушей до места, где линия носа пересекается с боковыми сторонами головы.
Нарисуйте верхнюю часть головы
Чтобы обозначить выпуклость черепной массы, нарисую пару неглубоких кривых, начиная с вершин ушей, чуть выше линии бровей и встречаясь в верхних углах квадрата на линии бровей.
Уточните детали и сотрите направляющие
Чтобы закончить, сотрите направляющие, чтобы открыть схему готовой головы Рейли во всей красе! Чтобы продолжить добавлять глубину и реалистичность голове, вам нужно будет добавить черты, затем установить источник света и начать 9.0029 затенение . Внешний вид элементов будет зависеть от модели, которую вы выбрали для рисования, но абстракция Рейли выступает в качестве основы для точного размещения элементов. После того, как вы нарисовали элементы, выберите свою любимую технику затенения . Затем добавьте свет и тень к лицу, чтобы установить блики, средние тона и теневые тона.
Ограничения абстракции Рейли и дальнейшее чтение
Теперь несколько предостережений; в отличие от Лумиса, Рейли не написал ни одной книги, документирующей его методы. В значительной степени это было предоставлено его ученикам, чтобы сделать это за него. Это означает, что существует несколько вариаций «Абстракции Рейли», поскольку его материал передавался из поколения в поколение на протяжении многих лет.
Джек Фарагассо был непосредственным учеником Рейли. Его книга « Освоение рисования фигуры человека: из жизни, памяти и воображения » кажется наиболее близкой к исходному материалу, который я могу найти. Однако даже он, кажется, отклонился от разработки собственного варианта.
Ряд известных художников сегодня используют абстракцию Рейли, чтобы информировать о своей собственной работе. Хотя обычно они держат это в голове как ментальную конструкцию и упрощают процесс до того, что им нужно. Книга Натана Фоукса « Как рисовать портреты углем » очень близко следует за абстракцией Рейли. Так что особенно стоит прочитать в этом отношении.
Стив Хьюстон и Крис Легаспи, похоже, также находятся под влиянием Абстракции Рейли в своих книгах; « Рисование фигур для художников: подсчет каждой метки » и « Рисование для художников », хотя у них явно есть свои собственные методы, которые стоит изучить.