Метод активного слушания: как родителям научиться слышать детей – Учительская газета

Содержание

как родителям научиться слышать детей – Учительская газета

Когда родители жалуются, что ребенок будто не слышит их, они зачастую забывают, что и сами недостаточно внимания уделяют переживаниям детей.

Фото: ru.freehik.com

Есть простой пример, чтобы понять, почему дети якобы не слышат родителей. Когда ребенок расстроен, мы часто спрашиваем: «Что случилось?», «Как это произошло?». На языке взрослого человека, эти вопросы подразумевают переживание, сочувствие, желание помочь малышу. Но родительский порыв решить его проблему ребенок не воспринимает как сочувствие. В момент кризиса ребенку жизненно необходимо просто быть услышанным. Давайте разберемся, что это значит.

Существует понятие активного слушания, которое было введено психологом Юлией Гиппенрейтер. Прелесть этого метода в том, что его могут использовать как психологи в своей профессиональной практике, так и родители в повседневном общении с ребенком.

С помощью метода активного слушания можно построить доверительные отношения с ребенком, достичь понимания, эмоциональной близости, а также построить фундамент здоровой самооценки ребенка.

Активное слушание – это безусловное, безоценочное принятие слов вашего собеседника. Проще говоря, родитель слушает своего ребенка, без споров, без навязывания своего мнения, без убеждения в неправоте, не меняя точку зрения ребенка и не давая советов.

Это далеко не значит, что во время беседы взрослый просто молчит и одобрительно кивает. Наоборот, очень важно здесь проявить интерес к тому, чем решил поделиться с вами малыш.

Рассмотрим пару примеров: ребенок рассказывает вам, что его любимая машинка сломалась. Внимательно выслушав, вы возвращаете ребенку его слова. В данном примере вы можете сказать следующее: «Вижу, что ты расстроился, что твоя игрушка сломалась. Ты рассержен». Не нужно задавать уточняющих вопросов, наверняка это вызовет у ребенка чувство вины и скованности, скорее всего он не захочет отвечать и просто замкнется в себе. Необходимо быть на уровне глаз ребенка, чтобы лучше наладить с ним контакт. Нужно проговорить вслух его чувства в данный момент.

Не требуйте от ребенка объяснений о случившемся, не ругайте за произошедшее. Если ребенок в данный момент очень сильно расстроен и не идет на разговор, не давите и не пытайтесь разговорить малыша, можно просто быть рядом, чтобы ребенок мог разобраться в своих чувствах и не быть при этом в одиночестве.

Взрослый при использовании в воспитании метода активного слушания выступает зеркалом для слов и переживаний ребенка. Родитель дает возможность ребенку посмотреть на собственные слова будто со стороны. При этом ребенок понимает, что родителю небезразличны его переживания.

Покажу еще один пример диалога в технике отражения:

Сын: Это несправедливо! Опять меня не взяли в основной состав команды на соревнования по футболу!

Мама: Снова не взяли? Да, я тоже думаю, что это несправедливо.

Сын: Меня не взяли и в прошлый раз, хотя некоторых ребят ставят уже много раз подряд! Тренер мог бы в этот раз выбрать меня!

Мама: Действительно, ведь ты тоже очень хорошо играешь, к тому же, ты давно не выходил в основной состав.

Сын: Да! На прошлой тренировке я играл лучше всех, благодаря мне наша команда выиграла! Просто мне хочется соревноваться в настоящем матче, а не только на тренировке.

Мама: Но ты все равно играешь очень уверенно и хорошо, несмотря на то, что тебя оставили в запасном составе.

Сын: Может мне самому попросить тренера поставить меня в основной состав? Как думаешь?

В данном диалоге мы видим, что с каждой новой фразой мамы ребенок раскрывает суть проблемы, сам проговаривает свои переживания и сам находит решение. В конце беседы ребенок сам находит выход своим эмоциям и успокаивается.

Данный метод работает не только с маленькими детьми, но и с подростками. Подобный диалог выглядит как троллинг со стороны родителя, но опыт психологов показывает – данный способ общения помогает ребенку сбросить эмоциональный стресс и успокоиться.

Одна из важнейших целей метода активного слушания – способствовать развитию эмоционального интеллекта, развитию способности осознавать и воспринимать свои негативные или позитивные эмоции и чувства. Если говорить простым языком, возвращая услышанное от своего оппонента, мы сразу сообщаем, как восприняли его слова, и, если ошибочно поняли слова собеседника, нас могут тут же предупредить и исправить, чтобы в конце беседы двое говорили и имели ввиду одно и то же.

Зачастую конфликты и недосказанность между родителем и ребенком получаются из ситуаций, когда ребенку необходимо рассказать что-то важное или просто выговориться, а родитель стремится применить свой жизненный опыт и воспринимает этот диалог как возможность преподать урок и выдать порцию нравоучений.

Ребенок ищет понимания, но получает в ответ совсем не то, чего ожидал. В следующий раз ему просто не захочется даже пытаться открыть родителю свои чувства и переживания.

Вывод: если проявлять живой интерес к жизни ребенка и чаще слушать и слышать его, ребенок будет больше рассказывать вам о ней.

В кризисной ситуации каждый родитель безусловно бросает свои силы на разрешение трудностей ребенка, не замечая при этом, как обрушивает на него критику, обвинения и заканчивает все попытки ребенка оправдаться закатыванием глаз. Начните разговор с активного слушания. Это намного эффективнее успокаивает ребенка и предполагает дальнейший конструктивный диалог.

Калимбетова Олеся Николаевна, воспитатель, Школа № 2070 города Москвы ОП «Улыбка».

Метод активного слушания и техника — что это такое в психологии: основная методика, способы и приемы процесса

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Техника
  • 3 Психологические приемы
    • 3.1 Поддакивание
    • 3.2 Пауза
    • 3.3 Особенности постановки вопросов
    • 3.4 Перефразирование
    • 3.5 Резюмирование
  • 4 Раппорт
    • 4.1 Интонация
    • 4.2 Темп
    • 4.3 Дыхание
  • 5 Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы
  • 6 Способы понимания
  • 7 Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании
  • 8 Упражнение
  • 9 Как понять, помог ли метод в работе
  • 10 Типы активного слушания
  • 11 Вывод

Нечасто встречаются люди, которые умеют по-настоящему слушать. Гораздо чаще мы не понимаем, не слышим или недопонимаем собеседника, стремимся высказаться, а не выслушать. Но такой способ общения не помогает разрешить проблему или конфликтную ситуацию. Чтобы вопросы решались единовременно, а обиды не накапливались, важно учиться методу активного слушания: примеры применения этой техники и ее роль в психологии я кратко обозначу в этой статье.

Определение

Это способ восприятие речи говорящего, благодаря которому налаживается прямая и непрямая коммуникация между участниками разговора. Действительно, слушающий человек полностью включен в беседу, он осознает и анализирует суть слов собеседника, а также показывает ему свое понимание.

Казалось бы, как можно говорить с кем-либо и не слышать его. На самом деле именно таким поверхностным и односторонним образом складывается взаимодействие большинства людей. Это происходит из-за того, что пока один высказывается, другой прокручивает в голове собственные мысли, формулирует ответ, берет во внимание свои ощущения. Как правило, когда мы слышим какую-то неприятную фразу, обращенную к нам, все, озвученное после него, остается неуслышанным. Зацепившись за то, что вызвало эмоциональную реакцию, мы переключаемся с рационального уровня на чувственный, обдумываем ответ и можем даже потерять нить диалога.

При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:

  • вывести разговор к выгодному для обеих сторон итогу;
  • сформулировать правильные, эффективные вопросы и получить на них ответы;
  • понять истинный смысл сказанного;
  • улучшить контакт и получить важную информацию.

Техника

Если вы хотите устанавливать результативные отношения с окружающими, придется научиться убедительно говорить и слушать. Заметьте, когда вы искренне интересуетесь темой дискуссии, вы без труда в нее погружаетесь. На физическом уровне это тоже заметно: вы поворачиваетесь к собеседнику и наклоняетесь к нему, показывая, что настроены принимать участие в беседе.

В активное слушание входят следующие составляющие:

  • Абсолютное принятие говорящего, отсутствие оценочных высказываний в его сторону.
  • Использование вопросов как эффективного инструмента для включения в разговор.
  • Избегание тем, которые человеку непонятны.

Теперь поговорим о конкретных техниках:

  • «Эхо». Это повторение последних фраз оппонента с вопросительной интонацией.
  • Перефразирование. Обобщение сказанного и краткая передача смысла: «Правильно ли я понимаю, ты имеешь в виду, что…?».
  • Интерпретация. Высказывание предположения об истинных намерениях беседующего.

Способы активного слушания помогают человеку выказать сопереживание, а также прояснить для себя услышанное, расставить акценты и уточнить информацию.

Немаловажную роль играет зрительный контакт:

  • Смотреть в глаза, значит – выражать интерес к говорящему и тому, что он говорит.
  • Обсмотр рассказчика предполагает заинтересованность в личности оппонента, а не в той информации, которой он делится.
  • Отстраненный взгляд, рассматривание окружающего пространства означает либо отсутствие интереса, либо желание как можно скорее закончить диалог, либо чувство дискомфорта.

Явные примеры и жесты активного слушания:в знак согласия кивки головой, которые подтверждают понимание («Конечно», «Я понимаю, о чем ты»). А вот завершать за человека его высказывание и прерывать не рекомендуется, даже если вы знаете, в какую сторону он поведет мысль. Необходимо дать ему лично сформулировать ту идею, которую он хочет до вас донести. При всем этом нельзя забывать об эмоциях говорящего. Проявляйте эмпатию, обращая внимание на то, что чувствует оппонент, говорите об этом.

Психологические приемы

НазваниеЦельОписание
ПоддакиваниеУбедить рассказчика в вашей заинтересованности.«Да», «угу», кивание.
ПерефразированиеДоказать, что вы прислушиваетесь и полностью понимаете весь диалог.«То есть, ты имеешь в виду…».
Открытые вопросыПолучить полный объем информации.«Что», «почему», «как», «когда», «какой».
ПаузаПозволить говорящему упорядочить мысли.Своевременное молчание.
РезюмированиеВыделить основную мысль без подключения эмоциональной реакции«Таким образом…».
Закрытые вопросыСогласится с высказыванием или опровергнуть.Вопрошание, предполагающее ответ формата «да» или «нет».

Поддакивание

Часто этот прием мы применяем в разговоре неосознанно: иногда наклоняем голову, говорим «угу», «так», «ага», что позволяет оппоненту понять, что вы полностью настроены на диалог. Проще всего наблюдать пример проявления этого метода можно в телефонной беседе: озвучивание согласия показывает человеку на другой линии, что вы его слушаете, но продолжительное молчание заставляет сомневаться в вашей включенности.

Пауза

Однако тишина не менее важна при выстраивании контакта. Она помогает говорящему собраться и сформулировать мысли, а слушающему – представить историю и проникнуться ей. Искусству расставлять такие «молчаливые» акценты тоже необходимо учиться: замолчать важно вовремя.

Особенности постановки вопросов

Есть две разновидности: закрытые и открытые.

Первые предполагают краткий ответ, подтверждающий или опровергающий какое-либо утверждение. Примеры фраз активного слушания в диалоге: «Ты злишься?», «Ты хочешь, чтобы я была более заботливой?», «Проблема в том, что мы мало времени проводим вместе?», «Не думала ли ты прийти с этой проблемой на консультацию Дарьи Милай?».

Вторые влекут за собой более развернутую ответную реплику, требуют объяснения ситуации. Они позволяют выразить вашу заинтересованность в беседе: «Как думаешь, почему так происходит?», «Чем я могла бы помочь в решении этой задачи?», «Что тебя останавливает?».

Перефразирование

Предполагает озвучивание высказанной ранее мысли, но иными словами. Этот метод дает собеседнику уверенность, что его поняли корректно, или прояснить свою позицию, если она была интерпретирована неверно. Перефразируя, опирайтесь на суть и содержание высказывания, а не на сопровождающие его эмоции:

  • «Если я правильно тебя услышала, то…».
  • «Ты хочешь сказать, что…».

Но использовать эту технику можно лишь тогда, когда оппонент логически завершил свой монолог или реплику. Перебивать его не нужно.

Резюмирование

С его помощью можно подвести итог всему сказанному ранее. Резюме – это идеи и чувства собеседника, в сжатом виде:

  • «Твоя основная мысль заключается в том, что…».
  • «Если подытожить, то…».

Раппорт

Эта методика представляет собой «присоединение» к оппоненту по различным «каналам»: интонационному, речевому, дыхательному.

Интонация

Одни и те же фразы, сказанные с разным тоном, могут передавать разнообразные смыслы. С использованием этого приема люди выражают определенные эмоции и состояния, поэтому важно отслеживать не только то, что вы высказываете, но и как это делаете. При налаживании контакта с человеком такой способ отождествления с ним, дает невероятный результат. При грамотном интонировании можно добиться впечатления полного понимания, схожести, что, конечно, располагает к дальнейшему взаимодействию.

Темп

Представляет собой скорость говорения, а также продолжительность пауз и заминок.  Если вы говорите слишком быстро, это свидетельствует о внутреннем напряжении, а также волнении. Если же ваши реплики, наоборот, медленные, вялые, это отражает некоторую апатичность. Однако эта быстрота или медлительность зависит также от типа темперамента личности. В любом случае, чтобы уменьшить нервозность, которую вы чувствуете сами или от того, с кем ведете диалог, попробуйте снизить торопливость высказывания.

Дыхание

Дыхательное отзеркаливание позволяет оказаться с собеседником в одной «плоскости», а затем наладить его на нужную вам эмоциональную волну. Например, если ваш знакомый раздражен и часто дышит, вы можете сначала наладить контакт, прочувствовав частоту смены вдохов-выдохов и подстроившись под нее. И уже после того, как взаимодействие произойдет, попробуйте перестроить его на иные эмоции, постепенно начав дышать спокойнее.

Эффективная техника в активном слушании «Отражение чувств»: её приемы

Эмпатия предполагает умение сопереживать, ставить себя на место друга на эмоциональном уровне, понять его истинные мотивы и идеи. Достичь такого способа эффективного взаимодействия можно с помощью:

  • Повторения переживаний оппонента. Помогая говорящему обозначить и осознать его ощущения, вы добиваетесь эффекта «родства душ», повышаете степень доверия и выводите общение на качественно новую ступень.
  • Выражение своего настроения. Говоря о том, что вы чувствуете в концепции протекающего диалога, вы снижаете силу их воздействия на разум, помогаете беседе стать более открытой, позволяете собеседнику тоже искренне озвучивать свои переживания и чувства.

Обращайте внимание на голос высказывающегося, чтобы понять его настрой:

  • возникновение голосовых спазмов свидетельствует о внутреннем напряжении;
  • покашливание – говорит о лжи и неуверенности в сказанном;
  • внезапный смех, не соответствующий ситуации, указывает на отсутствие контроля над собой.

Учитывайте все эти нюансы в диалоге, но не забывайте и об индивидуальных особенностях человека: его речи в обычном режиме общения, а также существующих физических предпосылках для той или иной реакции (кашель, например, может быть вызван болезнью).

Способы понимания

Очень важно интересоваться методами активного слушания и изучать, что же это такое и как это причастно к психологии. Освоив такой способ ведения беседы, вы сможете не только слышать говорящего, но и понимать больше, чем просто смысл слов, прочувствовать его чувства, осознать идеи и мотивы. Это понимание проявляется на трех уровнях:

  • Сопереживание –  ощущение тех же эмоций, переживаний, что и оппонент.
  • Сочувствие – предложение искренне помочь.
  • Симпатия – позитивное отношение к тому, кто говорит.

Предполагается, что слушая, вы фокусируетесь не на своих переживаниях и желаниях, а на эмоциональном состоянии, интересах и словах собеседника. Отстранившись, вы не высказываете свою позицию или оценку, а ставите своей целью поддержку и погружение во внутренний мир другого человека. Эмпатическими приемами также являются:

  • Сообщение о восприятии – «Я понимаю, что тебе сейчас неприятно. Хочется убежать и спрятаться ото всех».
  • Развитие мысли  – способность подхватить идею и продолжить ее.
  • Информирование о впечатлениях – «То, о чем ты говоришь, для меня очень ценно».
  • Замечания о развитии диалога – «Кажется, мы достигли взаимопонимания».

Пример приема: что является наиболее эффективным в активном слушании

Ярким проявлением этой техники считается сфера продаж. Хороший продавец сначала внимательно слушает клиента, понимает, что именно ему нужно. Затем он предлагает варианты удовлетворения потребности покупателя. Налаживая контакт, он устанавливает истинные мотивы, побудившие посетителя прийти в магазин, которые, возможно, даже не были озвучены.

Эффективна эта методика и в общении с детьми. Чтобы установить результативное взаимодействие с ребенком, важно понять его переживания, обнаружить проблемы, которые у него возникли. Слушать грамотно, значит – побудить чадо к конкретным действиям, помочь ему решить возникший вопрос, а также настроить на доверительное сотрудничество со взрослыми.

Упражнение

Развить в себе или других этот навык помогут следующие методики:

  • Если эту тему предстоит прорабатывать с группой, поделите участников на пары.
  • Сообщите им, что в течение некоторого времени один из двойки будет играть роль того, кто слушает, а другой – того, кто говорит.
  • На протяжении 5 мин. говорящий будет сообщать оппоненту о своей проблеме, заостряя внимание на причинах появления этих трудностей. Слушающий применяет описанные выше методы.
  • По окончании установленной временной границы напарникам дается 1 минута, чтобы обсудить: что помогало, а что мешало высказываться или выслушивать.
  • Поняв свои ошибки, собеседники могут их исправить, так как следующие 5 мин говорящему предстоит поведать о качествах, которые помогают ему налаживать контакты с окружающими. Слушатель продолжает применять приемы на практике, учитывая допущенные ранее огрехи.
  • После этого тот, кто слушал, пересказывает все, что ему удалось понять из рассказов напарника, а тот, в свою очередь, молча кивает или выказывает несогласие. Получив отрицательную реакцию, тот, кто говорит, должен исправиться, пока не получит положительный ответ.
  • Затем оппоненты меняются местами и проходят заново через все этапы.

Завершив упражнение, необходимо его обсудить:

  • Какая роль показалась участникам наиболее сложной?
  • Какие ошибки они допускали?
  • Что стоило сделать иначе?
  • Для чего проводилась эта «игра»?

Как понять, помог ли метод в работе

Есть показатели, позволяющие определить результативность применения методики в диалоге:

  • Насколько люди продвинулись в решении обсуждаемой проблемы?
  • Заметно ли снижение силы негативных переживаний?

Типы активного слушания

  • Нерефлексивное – поддержание контакта посредством коротких возгласов: «да», «хм», «ага» и так далее.
  • Рефлексивное – отражение содержания высказывания и осознание чувств говорящего.

Вывод

Люди взаимодействуют между собой с помощью общения. Уметь сначала слушать, а потом сказать, значит – открыть для себя дорогу к эффективному выстраиванию диалога и оперативному решению проблем. Современное общество склонно больше говорить, чем пытаться услышать окружающих, что приводит к тотальному недопониманию, разрушению отношений, неправильным решениям, обидам. Сколько фатальных последствий можно было бы избежать, научившись приемам активного слушания, результативность которых доказана в психологии множеством примеров? Наладить грамотный контакт с собой, пространством и другими людьми вы можете, записавшись на мою персональную консультацию.

Что такое активное слушание и как вы можете улучшить этот ключевой навык?

Активное слушание — это ключевой коммуникативный навык, который включает в себя поглощение информации, которой кто-то делится с вами, и отражение — с помощью вопросов и языка тела — того, что вы их услышали. Активное слушание считается ценным навыком на рабочем месте, потому что оно часто может привести к более четкому общению и построить более эффективные отношения с вашими коллегами, руководителем и клиентами.

Как и в случае с любым другим навыком, активное слушание можно улучшить с практикой и подходом к разговору с большей преднамеренностью. В этой статье мы рассмотрим, что значит активно слушать, и рассмотрим семь способов улучшить свои способности слушать.

Что такое активное прослушивание?

Часто мы не запоминаем то, что слышим. На самом деле, средний слушатель помнит только 25% выступления или лекции два месяца спустя, согласно тестированию, проведенному Harvard Business Review [1]. Активное слушание требует гораздо более глубокого внимания и эмпатии, что в идеале приводит к лучшему пониманию. По словам исследователя Гарри Вегера, это практика уделения полного внимания тому, что кто-то говорит, чтобы продемонстрировать безусловное принятие и непредвзятое размышление.

Карл Роджерс первоначально разработал методологию, иногда известную как «рефлексивное слушание», для психологов в 1950-х годах [3]. С тех пор он используется в таких областях, как бизнес и образование. Когда мы практикуем активное слушание, обычно происходит два результата: вы запоминаете важную информацию, и человек, говорящий с вами, чувствует себя понятым.

Преимущества активного слушания

Практика осознанного слушания может принести пользу вашей карьере. В ваших повседневных разговорах с коллегами, в нетворкинге, в поддержании подлинных связей в качестве менеджера умение слушать заставляет людей чувствовать себя услышанными. Эмпатия, основа активного слушания, имеет решающее значение для построения значимых отношений. Активное слушание может даже помочь вам управлять своими эмоциями, лучше запоминать данные и информацию и разрешать конфликты.

По прогнозам McKinsey, спрос на социальные и эмоциональные навыки, включая активное слушание, вырастет более чем на 20 процентов во всех отраслях в период с 2016 по 2030 год [4]. Кроме того, исследования показывают, что хорошие навыки межличностного общения являются сильным предиктором успеха на рабочем месте в целом из-за связи между эффективностью команды, эмпатией и инклюзивностью [5].

Подробнее: 22 способа улучшить свои коммуникативные навыки на рабочем месте

Чтобы лучше понять, как активно слушать, посмотрите это видео из Уортонской школы Университета Пенсильвании:

Идет загрузка. ..

Активно слушая, мы проявляем заботу и интерес к другим людям и их идеям, и мы действительно можем изменять эмоции и чувства людей.

Улучшение навыков общения

Пенсильванский университет

Заполненная звезда Заполненная звезда Заполненная звезда Заполненная звезда Наполовину заполненная звезда

4,7 (1796 оценок)

 |

120 000 студентов зачислены

Курс 2 из 4 по специализации «Достижение личного и профессионального успеха»

Зарегистрируйтесь бесплатно

7 методов активного слушания

Если вы хотите улучшить свои навыки активного слушания, перечисленные ниже методы могут оказаться полезными. Они основаны на представлении о том, что активное слушание — это практика, которую всегда можно улучшить.

1. Сосредоточьтесь на намерении и цели разговора.

Активное слушание начинается с намерения быть сознательным и восприимчивым к другому человеку, включая намерение и цель разговора, чтобы по-настоящему понять его и сопереживать ему. Включение осознанности в активное слушание означает, что говорящий полностью завладевает вашим вниманием.

Быть внимательным обычно означает проявлять уважение и осознавать настоящий момент. Не мечтайте, не перебивайте и не думайте о том, что вы собираетесь сказать в ответ. Вместо этого обратите внимание на содержание и цель их слов и языка тела. Таким образом, вы и говорящий устанавливаете подлинную связь.

2. Обратите внимание на язык тела.

Большая часть общения зависит от невербального общения. На самом деле, по словам исследователя Альберта Мехрабяна, в разговоре лицом к лицу общение на 55% происходит невербально, на 38% — в устной форме и на 7% — в словесной форме.

Язык тела относится к сознательным и бессознательным жестам и движениям, которые выражают или передают информацию. Это может включать выражение лица, позу, жесты рук, зрительный контакт или движение, а также прикосновение. Слушая других, подумайте о том, что говорит ваш язык тела. Кивание головой, установление зрительного контакта или улыбка (если это уместно) — отличные признаки того, что вы внимательно слушаете собеседника.

3. Подавайте ободряющие словесные сигналы.

Вербальные сигналы — это ответы, которые слушатель может выразить, чтобы показать, что он понимает, о чем идет речь. Это включает в себя то, что профессор Уортона Морис Швейцер считает «минимальным поощрением», например, ответ «да, я понимаю», или «ммммм», или «я понимаю». Они часто используются вместе с жестами и выражениями, такими как улыбка или кивание.

Говорящий, в свою очередь, может давать вербальные сигналы, когда хочет, чтобы слушатель обратил особое внимание, например, говорить медленнее или громче, чтобы подчеркнуть определенные моменты, подчеркивать определенные слова, использовать другой тон голоса или делать паузы. В этой тишине они могут ожидать ответа от своего слушателя.

Нейродивергенция: слушать ушами

Нейроразнообразие — это «концепция, в которой неврологические различия должны признаваться и уважаться, как и любые другие человеческие вариации. Эти различия могут включать те, которые обозначены как диспраксия, дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дискалькулия, аутистический спектр, синдром Туретта и другие [7] . »

В то время как многие из нас могут считать зрительный контакт и язык тела признаками хорошего общения, нейродивергентные люди могут общаться не так, как мы привыкли. Это может проявляться в меньшем зрительном контакте и большем ограниченный язык тела, а также более прямое и нефильтрованное использование языка. 

В разговоре с нейроотличными людьми практикуйте содержательно-ориентированные действия, такие как перефразирование, резюмирование и задавание вопросов, чтобы помочь другому человеку почувствовать себя услышанным. 

4. Уточнить и перефразировать информацию.

Иногда недостаточно кивнуть и поддерживать зрительный контакт в разговоре. На рабочем месте у вас могут возникнуть сомнения в том, уловил ли ваш разум полную картину. Уточнение и перефразирование информации говорящему может помочь вам обоим заполнить любые пробелы в понимании.

В официальных ситуациях, с руководителем или преподавателем: Перефразирование информации может помочь вам убедиться, что вы полностью и точно поняли, что другой человек пытается сообщить.

  • Супервайзер: «Я только что завершил встречу с исполнительным персоналом, и ваше предложение по бюджету было условно одобрено на следующий квартал».

  • Прямой отчет: «Значит, мы можем начать набор на новые должности, если мы достигнем нашей квартальной цели? Это верно?»

  • Супервайзер: «Да, точно».

5. Задавайте вопросы.

Вопросы помогут избежать путаницы. Вы можете подумать, что обработали большую часть того, что они сказали, но у вас все еще есть вопросы. Задавая уточняющие вопросы, вы гарантируете, что услышали правильную информацию.

Как активный слушатель, вы также можете продемонстрировать интерес, задавая вопросы. Открытый вопрос может побудить говорящего развить важную или интересную идею. Это также показывает, что до этого момента вы внимательно слушали и хотите узнать больше. Это может укрепить связь между говорящим и слушателем.

6. Воздержитесь от осуждения.

Практикуя активное слушание, важно оставаться открытым, нейтральным и непредвзятым. Что замечательно в том, чтобы сделать шаги, чтобы стать лучшим слушателем, так это то, что вы можете использовать новые идеи, точки зрения и возможности, к которым вы, возможно, никогда не имели доступа раньше. Воздержание от суждений, избегание критики и непредвзятый подход к каждому разговору могут открыть многие двери.

7. Обобщайте, делитесь и размышляйте.

В конце разговора убедитесь, что вы закончили его на высокой ноте. Поделитесь кратким резюме или несколькими заметками о том, что сказал спикер. Если вас попросят, выскажите свои мысли и мнения таким образом, чтобы показать, что вы усвоили информацию. В неформальной обстановке обмен мыслями и чувствами может привести к более глубоким и содержательным разговорам.

После общения подумайте о том, что вы узнали. Будь то лекция, интервью или разговор со старым другом, у вас могут возникнуть сильные чувства или идеи, которые необходимо обработать или записать. Вы можете поделиться своими размышлениями со своим учителем, коллегой или другом. Не стесняйтесь обращаться к ним и взаимодействовать с ними после первоначального взаимодействия.

Следующие шаги

Развивайте коммуникативные навыки в удобном для вас темпе с помощью специализации «Достижение личного и профессионального успеха» Пенсильванского университета или практикуйтесь в основах разрешения конфликтов и межкультурного общения с помощью специализации «Управление конфликтами» Калифорнийского университета. Ирвин.

Максимизируйте свой карьерный потенциал, развивая свои способности с помощью ряда онлайн-курсов и специализаций на Coursera.

Автор Coursera • Обновлено

Этот контент был доступен только в информационных целях. Учащимся рекомендуется провести дополнительные исследования, чтобы убедиться, что курсы и другие полномочия соответствуют их личным, профессиональным и финансовым целям.

Как практиковать активное слушание на работе: 8 ключевых приемов

Активное слушание необходимо для эффективного общения и увлекательных разговоров. По-настоящему слушать других — это признак уважения, доверия и чуткой реакции. Активное слушание изначально было важным элементом клиентоцентрированной терапии в психологии, а также элементом, лежащим в основе консультирования в различных областях и профессиях (Kubota et al., 2004).

Суть активного слушания с теоретической точки зрения и почему оно так важно, потому что оно улучшает человеческие отношения (Kubota et al., 2004). Эту привычку слушать можно применять к любым отношениям в нашей жизни, включая профессиональные отношения в организациях по всему миру.

Если вы ищете, как практиковать и улучшать свое активное слушание, вы наткнулись на нужную статью. Здесь вы узнаете, что такое активное слушание, почему оно важно, а также некоторые примеры, навыки и методы, чтобы овладеть им.

  • Что такое активное слушание?
  • Примеры активного слушания
  • Почему так важно активно слушать на работе?
  • 8 ключевых приемов, чтобы стать активным слушателем 

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это действие, при котором вы уделяете безраздельное внимание другому человеку или людям, когда они сообщают информацию, чувства или убеждения. С психологической точки зрения активное слушание, как правило, включает 3 конкретных элемента (Weger et al., 2014):

  1. Выражение интереса к сообщению говорящего путем демонстрации невербального участия в форме обратной связи. Обратный канал — это ответ, который демонстрирует внимание слушателя, а не передает информацию. Примерами могут служить кивок головой или такие ответы, как «хорошо», «ммм», «ага», «правильно».
  2. Перефразируя сообщение говорящего, но не прерывая его.
  3. Задавать вопросы, чтобы побудить говорящего подробнее рассказать о своих убеждениях или чувствах.

Активное слушание передает эмпатию и укрепляет доверие к говорящему, поскольку демонстрирует безусловное и безраздельное внимание, подтверждая опыт говорящего (Weger et al., 2014). Поскольку активное слушание является признаком уважения, такое слушание укрепляет отношения и создает возможности для более эффективного общения и сотрудничества.

Возьмите на заметку

Записывайте важные темы для обсуждения, решения и последующие шаги, чтобы никогда не забывать, что обсуждалось на встречах с помощью такого инструмента, как Fellow.

Попробуйте Fellow бесплатно

Примеры активного слушания

Станьте мастером активного слушания и попробуйте использовать эти примеры в работе:

Задавайте открытые вопросы

«Похоже, у вас слишком много дел, верно? сейчас. Как я могу лучше всего поддержать вас?»

«Что может облегчить вашу работу?»

«Чем я могу помочь?»

«Что ты чувствуешь при этом?»

Устные аффирмации

«Меня очень впечатлила ваша сегодняшняя презентация».

«Спасибо, что поделились своими мыслями о проекте. Я рассмотрю их и вернусь к вам».

«Должно быть, это было трудное решение, но я думаю, что вы поступили правильно».

«Это отличный результат, вы должны гордиться своей работой».

Раскрытие подобных ситуаций: 

«Я прошел через испытания, аналогичные тем, которыми вы делитесь. Хочешь выпить кофе и поговорить об этом подробнее?»

«Это напоминает мне о том времени, когда мне пришлось выступить на ежегодной конференции. Я не был готов выступать публично, и мне было неловко, но, видимо, этого никто не заметил. Сегодня вы провели отличную презентацию — вы казались уверенными и красноречивыми, поэтому я не думаю, что вам есть о чем беспокоиться».

Перефразируя 

«Итак, вы хотите сказать, что если бы у вас был другой руководитель проекта, работающий над технической стороной проекта, он работал бы более гладко?

«Вы имеете в виду, что крайний срок нереалистичен, верно?»

Жду вашего мнения 

«Можете ли вы рассказать мне больше об этих отношениях с клиентами? Когда вы познакомились и какова ваша с ними история?»

«Подробнее об этом вопросе — когда все это началось?»

Почему так важно активно слушать на работе?

Активное слушание важно, потому что с ним связано много положительных результатов. Исследования показали, что активное чуткое слушание связано с положительными взаимодействиями и положительными результатами отношений (Weger et al., 2014). Когда ваши рабочие отношения прочны, вы будете общаться и сотрудничать гораздо эффективнее, что приведет к повышению производительности и эффективности в офисе. Исследования также показали, что активное слушание — это навык, которому можно научиться и который со временем улучшается (Kubota et al., 2004), а это означает, что всегда есть место для обучения, роста и улучшения отношений.

Более того, активное слушание помогает вам по-настоящему понять, что люди говорят и что они имеют в виду во время разговоров и встреч. Вы улучшаете свои навыки слушания и можете использовать Fellow, чтобы делать заметки о том, что обсуждается во время собраний, чтобы показать, что вы активно слушаете. Делая заметки, вы также можете перефразировать сказанное, чтобы сохранить больше информации.

8 Ключевые приемы, как стать активным слушателем 

  • Будьте внимательны
  • Использование языка тела
  • Спросите и дайте обратную связь
  • Не прерывайте
  • Перефразируйте то, что было сказано
  • . Покажите интерес с вопросами
  • Избегайте отвлечения
  • . Сьютее с Silence

1515151515151515151515.

Убедитесь, что вы уделяете коммуникатору свое полное, безраздельное внимание и подтверждаете сообщение или информацию. Следите за своим невербальным общением и сигналами, потому что действия часто говорят громче слов. В этом смысле устанавливайте сильный зрительный контакт, не готовьтесь активно к ответу, пока говорящий не закончит говорить, избегайте любых отвлекающих мыслей и обращайте внимание на язык тела, тон и выражение лица говорящего.

2 Используйте язык тела

Вы можете показать говорящему, что вы участвуете в обсуждении, используя язык тела. Такие вещи, как время от времени кивать головой, наклоняться, использовать соответствующие выражения лица (например, улыбаться или хмуриться), иметь открытую позу (повернутую лицом к человеку) и использовать обратный канал (говорить «м-м-м», «ага, «правильно», «хорошо») — все это хорошие примеры использования языка тела, чтобы продемонстрировать, что вы активно слушаете.

3 Спрашивайте и давайте отзывы 

Возьмите за привычку постоянно спрашивать и получать отзывы. Это не только способствует открытому общению, но и дает вам возможность активно слушать обратную связь, которую вы получаете. Иногда то, что мы слышим, может быть искажено нашим личным опытом, суждениями или убеждениями. Чтобы по-настоящему понять, о чем идет речь, вам иногда нужно размышлять над тем, о чем идет речь, перефразируя, задавая вопросы и обращая внимание, не отвлекаясь.

4 Не перебивайте

Если вы перебиваете кого-то, пока он говорит, это свидетельствует о том, что вы не полностью слушаете или не обдумываете сказанное. Прерывание кого-либо не только ограничивает ваше полное понимание сообщения, но также расстраивает говорящего и вызывает некоторое неуважение. Убедитесь, что человек, который общается, закончил свою мысль, прежде чем вы начнете говорить, и подождите еще секунду, чтобы быть уверенным. Не менее важно не начинать обдумывать свой ответ, пока человек еще говорит, потому что вы хотите быть уверены, что уделяете ему все свое внимание и как можно лучше понимаете сообщение.

5 Перефразируйте сказанное

Вместо того, чтобы сразу высказывать свое мнение, вы можете перефразировать сказанное, чтобы лучше понять сообщение. Перефразирование дает говорящему возможность уточнить, что он имел в виду, и дополнительно объяснить свою точку зрения. Это также демонстрирует, что вы прилагаете усилия, чтобы действительно понять, откуда они берутся.

6 Проявите интерес с помощью вопросов

Вы можете показать говорящему свой интерес, задав ему вопросы после того, как он закончит говорить. Открытые вопросы дают возможность коммуникатору уточнить, объяснить и дать более подробную информацию, чтобы вы могли более глубоко понять, что он говорит. Старайтесь избегать вопросов типа «да» или «нет», чтобы получить как можно больше информации и не прерывать разговор.

7 Избегайте отвлекающих факторов

Всегда будут внутренние (то, что происходит в вашей голове) и внешние отвлекающие факторы (то, что происходит на рабочем месте), которых вам следует избегать. Вы можете избежать отвлекающих факторов, активно участвуя в разговоре. Когда вы заметите, что ваш разум ускользает, просто верните его к разговору и вступайте в любую коммуникацию (невербальную или вербальную), которая будет поддерживать ваше присутствие и концентрацию.

8 Будьте спокойны в тишине

Молчание — это неплохо, и мы должны сопротивляться желанию заполнить минуты тишины. Уважение тихих моментов может привести к более глубоким разговорам и дать вам больше времени для размышлений и более адекватных ответов. Часто в это время размышлений приходит более важный и продуманный вклад в беседу. Когда молчание станет для вас слишком неприятным, подумайте о том, чтобы задать несколько открытых вопросов, чтобы поддержать разговор. Тем не менее, не стоит недооценивать силу молчания во время разговора.

Совет на прощание 

Активное слушание — это то, чему вы можете научиться, достичь, научить и практиковать. Это важный навык, который поможет вам на протяжении всей вашей карьеры, поэтому вы должны использовать любую возможность, чтобы практиковать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *