Метод анкетирование психологии: Анкетирование как метод психологического исследования. Анкетирование как метод социально психологического исследования это

Краткая характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

Какие бывают вопросы

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

Опросные методы и тесты в психологии развития

Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор, который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа— предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов.

Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос  применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей интерпретацией.

Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Опросные методы и тесты в психологии развития

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Опросные методы и тесты в психологии развития

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Опросные методы и тесты в психологии развития

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Борьба с негативным мышлением с помощью сократовских вопросов Рэйчел Фаннелл, LMFT

13. 12.2020

0 комментариев

 

Что такое сократовское вопрошание?
Метод Сократа часто называют краеугольным камнем когнитивно-поведенческой терапии. Он задает серию сфокусированных, открытых вопросов, которые побуждают к размышлению. Этот метод создает проницательные точки зрения и помогает определить положительные действия. Это вдумчивый диалог с самим собой или между двумя или более людьми. Вы часто будете видеть, как он используется в консультировании, чтобы помочь выявить глубокие ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают то, что мы думаем и говорим. Каждый вопрос задается с искренним любопытством, чтобы помочь вам увидеть более широкую картину.

В когнитивно-поведенческой терапии основное внимание уделяется изменению мышления человека для облегчения эмоциональных и поведенческих изменений. Сократовские вопросы могут помочь вам идентифицировать и определить проблему, определить влияние ваших убеждений и мыслей и изучить значение событий. Осознав свои убеждения и мысли, вы сможете при необходимости скорректировать свое мышление или поведение.

Как задавать сократовские вопросы:
    Сократовские вопросы лучше проводить с другим человеком, например, с терапевтом, но их также можно проводить и самостоятельно. Однако важно убедиться, что вы находитесь в правильном настроении. Вам должно быть искренне любопытно определить свои истинные мысли и чувства по поводу рассматриваемого вопроса, а также быть честным с самим собой.

    Сократовский опрос следует следующим шагам:

  1. Поймите убеждение: четко изложите свое убеждение, мысль, аргумент
  2. Ищите доказательства: задавайте себе открытые вопросы, чтобы получить дополнительные знания и выявить предположения, неправильные представления, несоответствия и противоречия.
  3. Бросьте вызов своим предположениям: если выявлены противоречия, несоответствия, исключения или контрпримеры, попросите себя либо проигнорировать убеждение/мысль, либо сформулировать ее более точно.
  4. При необходимости повторите процедуру.

Зачем использовать сократовские вопросы?:
    Часто мы можем застрять в наших негативных, бесполезных мыслях, что может привести к депрессии и беспокойству. Наши мысли влияют на то, как мы себя чувствуем и, в конечном счете, на то, как мы себя ведем. Если вы обнаружите, что боретесь со своими чувствами и поведением, бросьте вызов тому, как вы думаете, это поможет вам изменить свои чувства и поведение. Как и во всем, ключом к успеху является практика, которая поможет этому образу мышления стать более естественным и менее трудоемким.

Ниже приведены конкретные вопросы, которые следует задать себе, чтобы определить, как вы на самом деле относитесь к чему-либо.

Вопросы, касающиеся первоначального вопроса или проблемы    
Что важного в этом вопросе?
Это простой вопрос?
Почему ты так думаешь?
Какие выводы я могу сделать из этого вопроса?
Есть ли еще один важный вопрос, вытекающий из этого?

Вопросы о предположениях    
Почему кто-то предположил, что X?
Что я здесь предполагаю?
Есть ли здесь другое предположение?
 
​Вопросы точки зрения    
Существуют ли альтернативные точки зрения?
Что мог подумать тот, кто думал X?
Как бы отреагировал другой человек и почему?

Уточняющие вопросы    
Что вы имеете в виду, когда говорите X?
Можете ли вы перефразировать и объяснить по-другому?
Что здесь главное?
Можете ли вы расширить эту точку дальше?

Вопросы о последствиях    
Как вы думаете, почему это так?
Нужна ли какая-либо другая информация?
Что привело вас к такому убеждению?
Есть ли основания сомневаться в доказательствах?

Вопросы доказательств и рассуждений    
Можете ли вы привести пример?
Как вы думаете, почему это так?
Нужна ли какая-либо другая информация?
Что привело вас к такому убеждению?

Есть ли основания сомневаться в доказательствах?

Вопросы о происхождении    
Вы слышали это откуда-то еще?
Вы всегда так себя чувствовали?
Что заставило вас так себя чувствовать?

Дополнительные вопросы:
Какая негативная мысль подлежит сомнению?
Какие доказательства этой мысли? Против этого?
Я основываю эту мысль на фактах или чувствах?
Является ли эта мысль черно-белой, когда реальность сложнее?
Мог ли я неправильно истолковать улики?
Делаю ли я какие-то предположения?
Я смотрю на все доказательства или только на то, что поддерживает мою мысль?
Является ли моя мысль вероятным сценарием или это наихудший сценарий?

Справочная
https://positivepsychology. com/socratic-questioning/


0 комментариев

Сократовские вопросы в КПТ | Доктор Джейсон Спенделоу

Вопросы Сократа в когнитивно-поведенческой терапии

Джейсон Спенделоу

Сократ подчеркивал важность размышлений о своих мыслях, когда сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».

Почему мы верим в то, во что верим?

Соответствуют ли наши действия нашим ценностям?

Сократовские вопросы — мощный инструмент для самоанализа и самопознания. Он также может работать как эффективный катализатор для лечения психических заболеваний, таких как тревога и депрессия. Например, в когнитивно-поведенческой терапии или КПТ терапевт и клиент работают вместе, чтобы выявить негативные мысли и иррациональные убеждения.

Терапевты используют сократовские вопросы, чтобы помочь клиентам бросить вызов своим искаженным представлениям и получить больше ясности в своих мыслях, эмоциях и поведении.

 

Как сократовские вопросы используются в когнитивно-поведенческой терапии?

Сократический опрос — это метод задавания вопросов, который побуждает к размышлению и решению проблем. Это форма опроса, обычно используемая в когнитивно-поведенческой терапии как часть процесса управляемого исследования.

Это соответствует философии сотрудничества когнитивно-поведенческой терапии, которая включает работу с терапевтом для выявления и устранения негативных моделей мышления. Исследования также показали, что использование сократовских вопросов связано с улучшением результатов терапии и что люди более благосклонно относятся к терапевтам, использующим этот подход.

Вопросы Сократа могут помочь изучить различные точки зрения, привести к ясности мыслей и чувств и генерировать новые идеи.

 

Что делает вопрос сократическим?

Сократовские вопросы помогут вам глубже изучить предмет, выявить взаимосвязи и основные предположения, а также прояснить свое мышление.

Вот некоторые качества, формирующие вопросы Сократа:

Краткость

Краткость — одно из главных качеств сократовского вопроса. Вопросы должны быть по существу и без профессионального жаргона. Сократовский вопрос не должен быть многословным или сложным; это должно быть ясно и ясно.

Краткий вопрос позволяет людям сосредоточиться.

Открытый

Открытые вопросы стимулируют обсуждение и заставляют людей думать более тщательно. В отличие от закрытых вопросов, открытые вопросы требуют обдумывания и обычно приводят к более длинным и подробным ответам. Открытые вопросы также имеют тенденцию быть менее конфронтационными, что повышает шансы на продуктивный диалог.

Целенаправленный

Конкретные, целенаправленные вопросы могут помочь в обучении. Они могут быть двигателем исследования, который побуждает нас узнавать о себе что-то новое.

Сократовский вопрос должен быть сосредоточен на конкретных предметах, вопросах или проблемах. Ориентируясь на проблему, сократовский вопрос помогает нам глубже понять наши мысли.

Нейтральный

Сократовский вопрос должен быть беспристрастным. Он должен поощрять критическое мышление и изучение различных точек зрения. По самой своей природе сократовский вопрос нейтрален, приглашая все стороны к уважительному и открытому диалогу.

Это одно из основных качеств, которое делает вопрос Сократа таким сильным. Избегая предвзятости, сократовский вопрос допускает различные варианты ответа.

 

Примеры сократовских вопросов

В современном обществе сократические вопросы часто используются в образовании и дискуссиях, чтобы помочь людям исследовать разные стороны проблемы и достичь более глубокого понимания сложных концепций.

Например, в классе учитель может использовать вопросы Сократа, чтобы помочь учащимся критически осмыслить текст, который они изучают. Поощряя их рассматривать различные точки зрения и подвергать сомнению их убеждения, можно помочь учащимся развить более тонкое понимание предмета.

Точно так же в дебатах два оппонента могут использовать сократовские вопросы, чтобы изучить позиции друг друга и найти области согласия или несогласия. Углубляясь в поверхностный уровень своих аргументов, они могут лучше понять взгляды друг друга и, возможно, найти точки соприкосновения.

Используемые ли сократовские вопросы в классе, в дебатах или в повседневной жизни, они могут быть полезным инструментом для поощрения критического мышления и содействия пониманию. Вот несколько примеров сократовских вопросов: 

  • Почему вы могли так поступить в той ситуации?

  • Что это чувство говорит нам о ваших убеждениях в тот момент?

  • Что значит быть «некомпетентным»?

  • Есть ли другой способ увидеть эту ситуацию?

За пределами терапевтического кабинета

Хотя сократовские вопросы чаще всего ассоциируются с философией и терапией, вы можете применять их в различных условиях.

Учителя могут использовать его, чтобы помочь учащимся изучить новые концепции и развить навыки критического мышления. Родители могут использовать его, чтобы побудить своих детей глубже задуматься об окружающем мире. Нерешительность и другие мыслительные блоки иногда можно смягчить с помощью сократовских вопросов.

Мы все можем больше узнать о себе, задавая открытые вопросы, ища доказательства и изучая различные точки зрения.

Резюме

Сократовские вопросы — эффективный способ способствовать изменению моделей мышления и поведения. Это ценный инструмент, который вы или терапевты можете использовать для преодоления трудностей и достижения целей.

Если вы боретесь с тревогой или депрессией, подумайте о том, чтобы обратиться к ближайшему терапевту КПТ. Вместе вы можете начать анализировать свои мысли и убеждения и вносить долгосрочные изменения в свою жизнь.

Я коучинг и клинический психолог с большим опытом работы и помощи людям в преодолении ряда проблем с самочувствием и производительностью дома и на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *