Метод анкетирования в психологии: Анкетирование — Психологос

Содержание

Сущность метода анкетирования — Студопедия

Поделись  

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ф-л в г. Минске

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

«РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»

 

 

Минск, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) [1, 20 с.

].

Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. [1, 23 с.].

В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Интервью.

Вопросы

Правила составления вопросов

· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

· Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

· Вопросы должны быть краткими.

· Вопросы должны быть конкретными.

· Вопросы не должны содержать подсказку.

· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

· Закрытые — открытые

o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

· Субъективные — проективные

o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента [2, 32 с.].

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с. ].

Виды анкетирования



Специфика метода анкетирования, его применение в психологии

Введение

Анкетирование является наиболее удобной и простой в использовании стандартизированной формой опроса. С помощью анкетирования удается задействовать большое число респондентов и с большей долей объективности получить от них достоверные данные о том или ином явлении.

Важным условием грамотно выстроенного опроса является учет особенностей целевой аудитории, на которую и рассчитан опрос. В данной работе рассматривается опрос, ориентированный на подростков.

В подростковом возрасте на первый план выходит личностное общение и взаимоотношения со сверстниками. Для родителей подростков и педагогов крайне важно знать в какой среде находится подросток, и есть ли у него друзья.

Цель исследования: определить уровень сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста с помощью анкетирования.

Гипотеза исследования: метод анкетирования помогает определить уровень сформированности дружеских отношений и характер социальной среды, в которую включен подросток.

Задачи исследования:

определение специфики метода анкетирования;

выявление этапов анкетирования;

разработка анкеты для подростков;

апробация метода анкетирования;

анализ и интерпретация полученных данных.

1. Основные этапы работы исследователя по построению анкеты и их характеристика

анкетирование психология дружеский подросток

Согласно Никандрову В.В. анкетирование — «психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета» [4, C. 94].

Процесс разработки анкеты по Столяренко Л.Д. состоит из следующих этапов [5, C. 38]:

) Определение необходимой информации. Данный этап включает постановку целей исследования, разработку плана работы и определение целевой аудитории.

) Выбор метода определения опроса. В зависимости от поставленных целей и особенностей целевой аудитории определяется метод опроса. Он может быть личным (интервью по анкете), непосредственным (сам респондент заполняет анкету) или опосредованным (по почте, по телефону).

) Определение содержания отдельных вопросов. Определив необходимую информацию и метод опроса, приступают к определению содержания отдельных вопросов: какие именно вопросы должны быть включены в анкету.

) Разработка вопросов, исключающих неспособность или нежелание отвечать. Исследователям не следует думать, что респонденты способны дать точные и обоснованные ответы на все вопросы. Исследователь должен постараться преодолеть затруднения респондента с ответом на вопрос. Некоторые факторы ограничивают возможность респондента давать необходимую информацию. Они могут быть недостаточно информированы, чего-то не помнить или не суметь сформулировать определенные типы ответов.

) Определение типа вопросов. Данный этап подразумевает выбор наиболее целесообразного типа вопроса: закрытого (многовариативного, альтернативного, с помощью шкалы) или открытого.

) Определение словесной формулировки вопроса. Выбор словесной формулировки — это процесс облачения желаемого содержания и типа вопроса в слова, которые легко поймут респонденты. Принятие решения о формулировке вопроса — возможно, самое критичное и трудное задание при разработке анкеты. Если вопрос плохо сформулирован, респонденты могут не отвечать на него или ответить неправильно.

) Расположение вопросов в правильном порядке. Существует несколько типов вопросов: вопросы на идентификацию, простые вопросы, вопросы, затрагивающие интимные стороны жизни. Важно знать и правильно расставлять эти вопросы. С самого начала ставятся идентификационные вопросы, затем общие вопросы. Сложные вопросы располагаются в середине анкеты.

) Определение формы анкеты и компоновка вопросов. Форма, размещение и порядок вопросов существенно влияют на результаты. Это особенно важно при самостоятельном анкетировании. Хорошим правилом является разбивка анкеты на несколько частей.

) Распечатка анкеты.

) Устранение недостатков при первичном тестировании.

. Метод наблюдения. Этапы наблюдения

Наблюдение по Мещерякову Б.Г. — «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях» [3, C. 311].

Наблюдение производится исследователем путем включения в экспериментальную ситуацию или путем опосредованного анализа ситуации и фиксации интересующих исследователя явлений и фактов.

Этапы исследования методом наблюдения (по Зароченцеву К.Д. [2, C. 105]):

) Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

) Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

) Создание плана наблюдения.

) Выбор метода обработки результатов.

) Собственно наблюдение.

) Обработка и интерпретация полученной информации.

. Сходства и различия наблюдения и эксперимента

Наблюдение по Мещерякову Б.Г. — «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях» [3, C. 311].

Эксперимент по Мещерякову Б.Г. — «проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого» [3, C. 528].

Анализируя специфику методов наблюдения и эксперимента, определим их сходства и различия.

Общие черты в наблюдении и эксперименте:

оба метода требуют предварительной подготовки, планирования и целеполагания;

результаты исследования с помощью наблюдения и эксперимента требуют детальной обработки;

на результаты исследования могут влиять личностные особенности исследователя.

Различия в методах наблюдения и эксперименте:

возможность изменения ситуации и влияния на нее в эксперименте и невозможность вносить изменения в наблюдении;

цель наблюдения — констатация ситуации, цель эксперимента — изменение ситуации, отслеживание степени влияния тех или иных средств на ситуацию;

метод эксперимента требует четкого знания об исследуемом объекте, в наблюдении эти знания зачастую и приобретаются.

4. Практическое задание

Тема анкетирования разрабатывалась с учетом особенностей целевой группы, с которой мы были намерены работать. В качестве таковой были выбраны подростки старших классов школы. По Выготскому Л.С. ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение. Через общение со сверстниками и взрослыми подросток выстраивает свое личностное отношение к миру, формирует свой собственный неповторимый облик. В этой связи опасным является непопадание в среду сверстников для подростка. Крайне важно наличие именно в этом возрасте друзей, соратников.

Именно поэтому темой анкетирования была выбрана следующая: «Я и мои друзья».

Цель опроса: определить уровень сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста.

Для реализации цели был разработан опросный лист:

Анкета «Я и мои друзья»

Инструкция:

Здравствуйте.

Вам предлагается принять участие в научном исследовании.

Пожалуйста, внимательно прочтите каждый вопрос, и максимально честно ответьте на него, обведя кажущийся Вам правильным ответ, или вписав нужный в специальное поле для ответа. В вопросах с несколькими вариантами ответов, необходимо выбрать лишь один.

Личные данные:

Фамилия, имя_____________________________ Класс___________________

. У вас есть круг друзей?

а) да; б) нет.

. Что вас объединяет?_____________________________________

. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?______________

. К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?____________________________________________________

. Какие качества ценят в вас друзья?____________________________

. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой________________________________

. Как вы себя чувствуете со своими друзьями?

а) хорошо, весело;

б) скучно, грустно;

в) то одно, то другое.

. Каких друзей вам хотелось бы иметь?________________________

. Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?____________________________________________

. Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время?

а) мои друзья;

б) моя компания;

в) тусовка;

г) мой двор;

д) моя команда;

е) свой вариант____________________________________________________

. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?_______________________________________________________

. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются?

а) миром;

б) дракой;

в) благодаря вмешательству лидера;

г) благодаря вмешательству взрослого;

д) компромиссом части ребят.

. Как относятся взрослые к вашей группе?

а) доброжелательно;

б) враждебно;

в) нейтрально.

. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

а) со мной часто советуются;

б) не могу принять важное решение без моих друзей;

в) никто не понимает меня по-настоящему;

г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным;

д) мне легче принять решение вместе со всеми.

Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?_____________________________________

Опросный лист содержит достаточно информативную инструкцию, помогающую понять суть задания. Всего анкета содержит 15 вопросов как открытого, так и закрытого плана. Вопросы разных типов смешаны, что помогает опрашиваемому сосредоточится на каждом из вопросов. Наиболее сложные вопросы, требующие максимально честных ответов, расположены в середине опросного листа.

В опросе принимало участие 12 человек — учащиеся 9-10 классов общеобразовательной школы. Половозрастной состав целевой группы представлен на диаграммах ниже.

Диаграмма 1-2. Половозрастной состав респондентов

Перейдем к анализу полученных данных и их интерпретации.

Абсолютно все подростки на первый вопрос ответили положительно, сказав, что у них есть друзья. Среди факторов, объединяющих респондентов с их друзьями были названы: общие интересы, учеба, совместное времяпрепровождение, общие знакомые, родители-друзья.

Диаграмма 3. Факторы, объединяющие друзей

В графе ответа на третий вопрос часто указывались имена друзей, либо число друзей. Количество друзей, которым респонденты могли бы доверить личную тайну, не превышало 1-2.

Схожи были ответы и на четвертый вопрос. Круг помощи у респондентов составляли одни и те же люди, что и круг доверия.

Среди качеств, ценимых друзьями респондентов в самих респондентах, назывались: юмор, способность понять, возможность довериться, способность помочь, общительность.

Диаграмма 4. Качества, ценимые друзьями

На 6 вопрос частыми были ответы «затрудняюсь ответить» или «не могу вспомнить». Также не редко вопрос пропускался респондентами. Лишь 15% от общего числа респондентов ответило на данный вопрос. Среди ответов, указывали случаи из личной жизни, практически не пересекающиеся друг с другом.

% опрошенных ответило, что они ощущают веселье в компании своих друзей. У 20% опрошенных ощущения смешенные.

Среди качеств идеальных друзей респонденты назвали честность, чувство юмора, ответственность, преданность, уважение.

Большинство из этих качеств были названы и в числе тех, что считаются основными в среде друзей респондента.

Ответы на 10 вопрос распределились следующим образом:

Диаграмма 5. Название круга друзей респондентами

Среди взрослых, с которыми общаются подростки, выделялись: родители, учителя, тренеры. Зачастую взрослые относятся к возрастным группам нейтрально (55%) или отрицательно (30%).

Конфликтные ситуации возникают не часто и решаются путем нахождения компромисса ребятами.

Ответы на предпоследний вопрос разделились следующим образом:

а) со мной часто советуются — 25%;

б) не могу принять важное решение без моих друзей — 20%;

в) никто не понимает меня по-настоящему — 15%;

г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным — 20%;

д) мне легче принять решение вместе со всеми — 20%.

Положительно характеризуют свое настроение в кругу друзей — 85%, отрицательно — 15%.

Интерпретация полученных данных в ходе опроса приводит к следующим выводам:

. Среди школьников — подростков большое стремление к образование групп сверстников;

. Все подростки считают, что у них есть большой круг друзей. Между тем поведать тайну или обратиться за помощью они могут лишь к небольшому количеству людей.

. Большинство подростковых групп образуются на основе общности досуга, учебной деятельности и интересов.

. Подростковые группы часто меняют свой состав и неустойчивы.

. Подростковые группы оказывают влияние на мнения входящих в нее подростков, но зачастую не являются ресурсом для принятия серьезных решений, касающихся личности подростка.

. У подростков достаточно расплывчаты представления о дружбе. Друзьями они называют большое количество людей.

. Взрослые практически отдалены от процессов формирования подростковых групп и управления ими.

. Современными подростками ценятся надежность, честность, взаимовыручка, доверительность и способность помочь.

Заключение

В данной работе удалось определить специфические особенности метода анкетирования, этапы разработки анкеты. На основании анализа и учета возрастных особенностей старших подростков была разработана анкета «Я и мои друзья». Целью анкетирования было определение социальной среды, в которой находится ребенок и уровень сформированности у него дружеских отношений.

Анкета была составлена с учетом всех правил.

В результате проведенного опроса было выявлено следующее:

. Среди школьников — подростков большое стремление к образование групп сверстников;

. Все подростки считают, что у них есть большой круг друзей. Между тем поведать тайну или обратиться за помощью они могут лишь к небольшому количеству людей.

. Большинство подростковых групп образуются на основе общности досуга, учебной деятельности и интересов.

. Подростковые группы часто меняют свой состав и неустойчивы.

. Подростковые группы оказывают влияние на мнения входящих в нее подростков, но зачастую не являются ресурсом для принятия серьезных решений, касающихся личности подростка.

. У подростков достаточно расплывчаты представления о дружбе. Друзьями они называют большое количество людей.

. Взрослые практически отдалены от процессов формирования подростковых групп и управления ими.

. Современными подростками ценятся надежность, честность, взаимовыручка, доверительность и способность помочь.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: Издат. центр Академия, 1996. — 224 с.

. Зароченцев, К.Д., Худяков, А.И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. — 315 с.

. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. — М., 2004. — 640 с.

. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. — 360 с.

. Столяренко, Л.Д. Основы психологии практикум. Р/н/Д.: Феникс, 2001. — 210 с.

Приложение 1

Оригиналы заполненных респондентами анкет

Фамилия Имя / Класс Чарышев Иван / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?общие интересы3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?1-2 людям4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к лучшему другу5Какие качества ценят в вас друзья?общительность, чувство юмора6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой. 7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?с общими интересами9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность, честность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учитель, тренер по футболу12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.а13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми. а15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Фамилия Имя / Класс Кротова Анна / 10 А

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?общие привычки, интересы3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?лучшей подруге — Тане4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?см. 35Какие качества ценят в вас друзья?готовность помочь6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.такие случаи были, помогала советом7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?с общими интересами9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.б11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя, родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят. д13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.а14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.а15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?отличное

Фамилия Имя / Класс Дуров Михаил / 10 А

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?учеба3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?никому4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к лучшему другу5Какие качества ценят в вас друзья?общительность, готовность помочь, выслушать6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.давал списывать7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое. а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?свои устраивают9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?доверительные отношения10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.б11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.а13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.б14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.г15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?положительное

Фамилия Имя / Класс Чащина Татьяна / 10 А

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?общаемся на разные темы3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?маме, лучшей подруге4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к маме5Какие качества ценят в вас друзья?энергичность6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой. 7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.в8Каких друзей вам хотелось бы иметь?самых разных, в основном тех, на кого можно положиться9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?готовность помочь, возможность выслушать, честность, чувство юмора10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя, родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.а13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми. б15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Фамилия Имя / Класс Петрухин Дмитрий / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?футбол3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?немногим4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к лучшему другу5Какие качества ценят в вас друзья?чувство юмора6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.часто помогаю7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?веселых9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?чтобы помогали друг другу10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.д11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя, тренер, родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят. д13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.в15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?нормальное

Фамилия Имя / Класс Калоева Ирина / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?музыка, кино, книги3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?Олесе Иволгиной4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?-5Какие качества ценят в вас друзья?честность, готовность выслушать6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.помогла советом7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое. а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?интересных в общении9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность, доверительность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.б11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?нет12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.д13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.а14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.б15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Фамилия Имя / Класс Иволгина Олеся / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?вместе интересней3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?своей подруге4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?своей подруге5Какие качества ценят в вас друзья?всем помогаю чем могу6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой. 7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.в8Каких друзей вам хотелось бы иметь?с общими интересами9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?готовность помочь10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя, родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.а13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми. д15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?позитивное

Фамилия Имя / Класс Рукосуев Максим / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?футбол, компьютерные игры, учеба, двор3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?1-2 людям4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к лучшему другу5Какие качества ценят в вас друзья?чувство юмора6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.было такое7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?веселых9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность, честность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят. а13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.а15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Фамилия Имя / Класс Антаманова Елена / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?интерес3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?1-2 людям4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?к своей подруге5Какие качества ценят в вас друзья?готовность выслушать, понять6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.в8Каких друзей вам хотелось бы иметь?понимающих, готовых поддержать9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность, честность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант. а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.д13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.б14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.б15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?положительное

Фамилия Имя / Класс Кузьмина Елена / 10 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?интересы3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?моей подруге4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?подругам5Какие качества ценят в вас друзья?готовность помочь6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой. впустила переночевать подругу, когда она поссорилась с родителями7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?которые уже есть9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?доброта, дружба10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.а11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?мои родители, мои подруги12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.нет13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми. а15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?отличное

Фамилия Имя / Класс Вологдина Ирина / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?общие интересы3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?1-2 людям4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?1-2 людям5Какие качества ценят в вас друзья?прямоту, честность6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?с которыми не скучно9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?чувство юмора10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант.в11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учителя, родители12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят. обычно нет13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.в14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.б15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Фамилия Имя / Класс Путимцев Глеб / 9 В

№ВопросОтвет1У вас есть круг друзей? а) да; б) нета2Что вас объединяет?дружба3Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?нет таких4К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?тоже самое5Какие качества ценят в вас друзья?храбрость, честность6Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой.7Как вы себя чувствуете со своими друзьями? а) хорошо, весело; б) скучно, грустно; в) то одно, то другое.а8Каких друзей вам хотелось бы иметь?честных, хороших9Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?общительность, честность10Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время? а) мои друзья; б) моя компания; в) тусовка; г) мой двор; д) моя команда; е) свой вариант. г11Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?учитель12Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются? а) миром; б) дракой; в) благодаря вмешательству лидера; г) благодаря вмешательству взрослого; д) компромиссом части ребят.д13Как относятся взрослые к вашей группе? а) доброжелательно; б) враждебно; в) нейтрально.б14Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: а) со мной часто советуются; б) не могу принять важное решение без моих друзей; в) никто не понимает меня по-настоящему; г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным; д) мне легче принять решение вместе со всеми.г15Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?хорошее

Теги: Специфика метода анкетирования, его применение в психологии  Контрольная работа  Психология
Просмотров: 3726
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Специфика метода анкетирования, его применение в психологии

Что такое метод анкетирования в психологии, и зачем он нужен

В памяти твоих бабушек, мамы, старшей сестры обязательно найдутся воспоминания о милых детских школьных анкетах с иногда смешными вопросами: какой фильм любишь, какую книгу прочитал и вдруг среди невинного кокетства – в кого ты сейчас влюблен?

Тетрадочки со старательно вклеенными вырезками из цветных журналов, собственными робкими рисунками ходили по классам, были своеобразной формой узнавания мыслей сверстников, зачитывались до дыр, передавались из рук в руки.

Image by fotografierende from Pixabay

Припомни навскидку: как часто в жизни тебе приходилось проходить анкетирование сейчас? Опыта обычно не так много:

  • анкета при поступлении в ВУЗ или на работу;
  • дотошные вопросы на листике бумаги при оформлении заявки на кредит;
  • «портрет путешественника», его опыта поездок при желании получить заграничный паспорт;
  • получение визы для зарубежной поездки на основании специальной анкеты-опросника;
  • оформление скидочной, бонусной карты в торговых сетях, точках общественного питания, отелях.

Новости СМИ2

Между тем в психологии опросные листы, как полезный вербально-коммуникативной метод, результативно используют для сбора и обработки информации о собеседнике. Эта техника эффективно помогает узнать о данной персоне интересные, не лежащие на поверхности подробности. Тактика — тщательно продуманный список каверзных, иногда неоднозначных вопросов. Давай поговорим о хитроумных психологических анкетах, чтобы ты знала, как с ними обращаться, если возникнет подобный прецедент. 

В этой статье:

Виды и особенности психологического анкетированияКлассификация анкет по числу задействованных лицКакой должна быть «правильная» анкета

Виды и особенности психологического анкетирования

Термин «анкета» вошел в обывательский обиход из французского языка (enquête — опрос, расследование). Есть аналог и у англичан inquiry – справка по составленным вопросам. Применялся вовсе не в медицине в контексте психологических практик, а как средство понять, чем «дышит» народ в экономическом или социальном плане.

Анкетирование

У анкеты есть брат-близнец, которого обожают журналисты, охочие за свеженькими, острыми сенсациями. Имя этому родственнику – интервью, но между ним и анкетой заложены следующие различия:

  • при проведении психологического анкетирования контакт со специалистом может вовсе не носить очного характера, интервью всегда проводят тет-а-тет или в присутствии свидетелей;
  • анкета предполагает жесткую канву вопросов, в ходе интервью возможны импровизации;
  • опрос в формате анкеты может иметь анонимный формат, человеку легче раскрыться и быть откровенным, интервью «подводные камни», эмоции, реакции скрыть не дает.

Первооткрыватель в мире разномастных анкет – английский психолог, «отец евгеники», сэр Ф. Гальтон. Анкету ученый муж использовал для выяснения связи между наследственностью и уровнем интеллекта. Подопытными объектами выбирал своих коллег-мыслителей, собратьев по научному миру.

Giphy

С тех пор анкетирование не раз претерпевало изменения, нововведения, совершенствование, пока не приобрело более-менее привычный для нас облик. Как ни крути, но хоть разок в жизни, пусть и не психологические, а социальные анкеты приходится заполнять каждому из нас.

По ранжиру листы-опросники бывают важными, существенными и второстепенными, вплоть до немного шуточных, гротескных, задуманных с целью, спровоцировать респондента на живую реакцию на бумаге, на эмоциональный отклик, на правдивые ответы. По технической градации различают:

Классификация анкет по числу задействованных лиц

  • индивидуальный формат, разработанный для одной единственной персоны;
  • массовый вариант, когда опросом охвачено большое количество людей, выражающееся в сотнях, тысячах респондентов, рекордсмен – перепись населения в 2010 г. , заполнено было миллионы анкет;
Image by mohamed Hassan from Pixabay
  • групповая версия: на одни и те же вопросы отвечает группа «подопечных»;
  • аудиторская, чаще всего тематическая формация, отличается тем, что анкетирование проводится единовременно и в одном помещении.

Общение с анкетным визави у психолога может быть очным и заочным, во втором случае в роли подспорья выступают:

  • раздача и последующая обработка анкет по месту работы или учебы без непосредственного контакта с респондентами;
  • анкеты, опубликованные в печатных изданиях, результаты опросников в таком случае участники оценивают самостоятельно;
  • рассылка опросных листов путем почтового сообщения с дальнейшей переработкой полученных психических фактов специалистами;
  • размещение анкет на страницах сайтов, заинтересованных интернет-ресурсов, практикующих психологов.
Фото автора Sam Lion: Pexels

На пике популярности находится онлайн-анкетирование. Результаты приходят быстро, заполнение анкет возможно в статусе «инкогнито». Психологический портрет отдельной личности в таком случае вычленить невозможно, но уловить общую тенденцию такие эксперименты умудряются плодотворно.

Жгучий интерес у публики лучше вызывают опросы, которые красочно оформлены, тактичны и корректны по отношению к участникам, не утомляют длиной и скучными запросами. По статистике до конца таких анкет доходит приблизительно 85-90% респондентов, остальные сходят с «дорожки» где-то в середине процесса.

Какой должна быть «правильная» анкета

Чтобы «прощупать», «просветить» как рентген одного собеседника или группу людей, опросник должен быть максимально квалифицированно подготовлен. Для этого используют следующие приёмы:

  • выявление специфики, конкретной целевой аудитории;
  • узкая направленность вопросов, если поставлена четкая цель, получить определенный фон ответов;
  • скрупулезность формулировок, ответы не должны выглядеть расплывчатыми, аморфными мнениями, вопрос – фактический ответ, таков должен быть идеальный результат;
  • проведение анкетирования в удобное для респондента время, да еще и в комфортном месте: ни на бегу, ни на коленях, ни на подоконнике в коридоре;
Image by Tumisu from Pixabay
  • заблаговременный мониторинг, выбор заинтересованных лиц, способных вдумчиво заполнить анкету не впустую.

Даже соблюдая все рекомендуемые правила, психологи часто сталкивается с такой проблемой, как разные ответы на одни и те же вопросы вчера, сегодня и завтра. Отклик на интерес со стороны специалистов может выпасть на разное состояние здоровья, настроения, события вокруг. Иногда респондент применяет диаметрально противоположные ответы, взаимно исключающие друг друга, психологу приходится все начинать с нуля, выстраивая новую стратегию.

Анкетирование не стоит путать с тестированием. В опросниках в основном все-таки используются словесные формы контакта, без картинок, графиков, абстрактных изображений, геометрических фигур. Задача корреспондента-психолога остается в классическом русле: вызвать доверие, протянуть ниточку между мыслями 2-х человек, попробовать понять, что беспокоит собеседника в данный момент, нет ли склонности к пограничным психическим состояниям.

Мудрая тактика – периодически возвращаться к «анкетному» диалогу, отслеживая те тенденции, которые наметились в позитивную или негативную сторону. Разумно оставлять респондента с «бумагой» наедине, не довлеть на него, не пытаться навязать свою точку зрения, не высмеивать возможные грамматические ошибки, пусть и в шуточном режиме. Когда человек открыт, он не задумывается над орфографией, синтаксисом и пунктуацией, в этом и заключается свобода выражения мыслей в форме честных ответов на вопросы анкеты.

Дизайн анкеты | Методы, типы вопросов и примеры

Анкета представляет собой список вопросов или элементов, используемых для сбора данных от респондентов об их отношении, опыте или мнениях. Анкеты могут использоваться для сбора количественной и/или качественной информации.

Анкеты обычно используются в исследованиях рынка, а также в социальных науках и науках о здоровье. Например, компания может запросить отзывы о недавнем опыте обслуживания клиентов, или исследователи-психологи могут исследовать восприятие риска для здоровья с помощью анкет.

Содержание

  1. Анкеты и опросы
  2. Методы анкетирования
  3. Открытые и закрытые вопросы
  4. Формулировки вопросов
  5. Порядок вопросов
  6. Пошаговое руководство по дизайну
  7. 1 Часто задаваемые вопросы
  8. 2 бланк анкеты

Анкеты и опросы

Опрос — это метод исследования, при котором вы собираете и анализируете данные от группы людей. Анкета — это специальный инструмент или инструмент для сбора данных.

Разработка анкеты означает создание правильных и надежных вопросов, отвечающих целям вашего исследования, размещение их в удобном порядке и выбор подходящего метода для администрирования.

Но разработка анкеты — это только один из компонентов исследования. Опросное исследование также включает в себя определение интересующей вас совокупности, выбор подходящего метода выборки, администрирование вопросников, очистку и анализ данных, а также их интерпретацию.

Выборка важна при проведении опросов, потому что вы часто стремитесь обобщить свои результаты для всего населения. Соберите данные из выборки, которая представляет диапазон представлений населения для получения внешне достоверных результатов. Всегда будут некоторые различия между генеральной совокупностью и выборкой, но минимизация их поможет вам избежать систематической ошибки выборки.

Анкетные методы

Анкеты могут быть самостоятельными или исследователями . Самостоятельно заполняемые анкеты более распространены, потому что они просты в применении и недороги, но анкеты, заполняемые исследователем, позволяют получить более глубокое понимание.

Анкеты для самостоятельного заполнения

Анкеты для самостоятельного заполнения могут быть доставлены онлайн или в бумажно-ручном формате, лично или по почте. Все вопросы стандартизированы, поэтому все респонденты получают одни и те же вопросы с одинаковой формулировкой.

Анкеты для самостоятельного заполнения могут быть:

  • экономичный
  • прост в управлении для малых и больших групп
  • анонимно и подходит для деликатных тем
  • самостоятельный

Но могут быть и:

  • не подходит для людей с ограниченной грамотностью или словесными навыками
  • подвержен систематической ошибке, связанной с отсутствием ответа (большинство приглашенных могут не заполнить анкету)
  • предвзято относятся к добровольцам, потому что обезличенные запросы на участие в опросах часто игнорируются.

Анкеты, заполняемые исследователями

Анкеты, проводимые исследователями, представляют собой интервью, которые проводятся по телефону, лично или в Интернете между исследователями и респондентами.

Анкеты, вводимые исследователем, могут:

  • поможет вам убедиться, что респонденты представляют вашу целевую аудиторию
  • разрешить разъяснения двусмысленных или неясных вопросов и ответов
  • имеют высокий процент ответов, потому что труднее отказаться от интервью, когда респондентам уделяется личное внимание

Но анкеты, проводимые исследователями, могут ограничивать ресурсы. Они:

  • дорого и долго выполнять
  • сложнее анализировать, если у вас есть качественные ответы
  • может содержать предвзятость экспериментатора или характеристики спроса
  • может способствовать предвзятости в отношении социальной желательности в ответах из-за отсутствия анонимности

Открытые и закрытые вопросы

Ваша анкета может включать открытые или закрытые вопросы или их комбинацию.

Использование закрытых вопросов ограничивает ваши ответы, в то время как открытые вопросы позволяют получить широкий спектр ответов. Вам нужно будет сбалансировать эти соображения с имеющимся у вас временем и ресурсами.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы или вопросы с ограниченным выбором предлагают респондентам фиксированный набор вариантов для выбора. Закрытые вопросы лучше всего подходят для сбора данных о категориальных или количественных переменных.

Категориальные переменные могут быть номинальными или порядковыми. Количественные переменные могут быть интервальными или относительными. Понимание типа переменной и уровня измерения означает, что вы можете выполнять соответствующий статистический анализ для получения обобщаемых результатов.

Примеры закрытых вопросов для разных переменных

Номинальные переменные включают категории, которые не могут быть ранжированы, такие как раса или этническая принадлежность. Сюда входят бинарные или дихотомические категории.

Лучше всего включать категории, которые охватывают все возможные ответы и являются взаимоисключающими. Между элементами ответа не должно быть дублирования.

В бинарных или дихотомических вопросах вы даете респондентам только два варианта на выбор.

Пример: Номинальные переменные Какая у вас раса?