Телефонное интервью: как проводить собеседование по телефону
Телефонное интервью – это один из видов собеседования, который используется в рекрутинге с целью поиска и первичного отбора кандидатов.
Для того, чтобы телефонное интервью прошло успешно, рекрутер или HR должен к нему правильно подготовиться. Что нужно знать перед тем, как провести такое собеседование, какие вопросы задать соискателю, какие плюсы и минусы есть у такого метода?
Телефонное интервью – это первичный процесс отбора кандидатов. Ваша первоначальная задача – определить, действительно ли кандидат написал правду в резюме.
Фактически в рамках собеседования по телефону вы проводите удаленное знакомство с этим человеком, и нужно составить о нем некое первое впечатление. Если оно оказывается негативным, то смысла в дальнейших этапах нет. Таким образом, рекрутер или менеджер по персоналу оптимизирует процесс найма, и ему не приходится тратить большое количество времени на личные собеседования.
Преимущества и недостатки телефонного интервью
Телефонное интервью как метод отбора персонала имеет несколько важных преимуществ:
- можно быстро проверить основную информацию о человеке;
- экономия времени: не нужно проводить личное собеседование с каждым;
- соискатель находится в комфортной для себя обстановке, что позволяет снизить напряжение;
- можно провести собеседование с кандидатом из другого города.
Конечно же, есть и минусы:
- вы не видите кандидата, не можете оценить его эмоции визуально – только по голосу;
- вы не оцените язык тела и жесты соискателя;
- есть ограничение по времени – интервью не стоит проводить слишком долго.
При телефонном интервью вы не сможете оценить все качества соискателя, но провести предварительную оценку и решить, стоит ли приглашать этого человека на очное собеседование – вполне реально.
Вопрос времени
Такой метод подбора персонала, как телефонное интервью, рекомендуется ограничивать по времени. Оптимальное время проведения такого собеседования – 10 минут, максимум – 20 минут. Планируйте время, исходя из количества и характера вопросов, которые планируете задать соискателю. Также стоит заранее предупредить соискателя о примерном времени, которое займет собеседование по телефону.
Большая нагрузка во время работы может привести к эмоциональному выгоранию. Это негативно скажется на эффективности. Лучше заранее выделить определенное количество интервью на день. Оптимальный вариант для начинающего – несколько (4-5) звонков в день. Если вы чувствуете, что вашего ресурса хватит на большее – можно увеличить количество, но не переусердствуйте, иначе впечатления о каждом кандидате смешаются.
Особенности телефонного интервью – как к нему готовиться?
При телефонном важно понимать, что эмоции и реакцию собеседника вы можете понять только по голосу. Поэтому здесь есть некоторые особенности, которые стоит учитывать.
- Четкая структура. При телефонном разговоре нужна жесткая структура, рекомендуется сразу задать фильтрующие вопросы. Если критически важных навыков у соискателя нет, то продолжать интервью нет смысла.
- Этика. Если вы будете говорить в присутствии потенциальных коллег соискателя, лучше сразу подготовить ответы на некоторые вопросы, которые вы не можете обсудить при них. Например, уровень заработной платы. Попросите кандидата назвать требования и прокомментируйте их.
- Мотивация – вторична. Интервью по телефону – это первичное собеседование, поэтому нет смысла слишком подробно выяснять мотивацию. Если по ключевым параметрам соискатель подходит, пригласите его на личное интервью или беседу по видеосвязи, на которой можно будет поговорить детальнее.
- Тактичность. Если кандидат не берет трубку, не нужно ему долго звонить. Пяти гудков достаточно. Лучше написать SMS-сообщение и попросить связаться, когда будет время. Если кандидат ответил, уточните, удобно ли ему говорить и объясните, сколько времени займет разговор. Если нет – перезвоните в назначенное время.
- Только – главное. При звонке сразу же объясните цель, задайте основные вопросы. Если нужна личная встреча – согласуйте ее. Если у вас есть сомнения относительно кандидатуры, возьмите паузу, проконсультируйтесь с коллегами, назначьте дополнительное собеседование.
Как составить вопросы для телефонного интервью?
Работа рекрутером всегда подразумевает постановку вопросов и получение на них ответов. Однако в случае с телефонными собеседованиями правило “чем больше вопросов – тем лучше” не работает. Вы ограничены по времени, и задача в данном случае – предварительно оценить кандидата. Поэтому и вопросы должны быть соответствующими. Вам нужно получить следующую информацию:
- базовые данные о соискателе – возраст, место проживания, работает ли он сейчас где-то или находится в поиске,
- причина поиска работы,
- финансовые ожидания,
- прошлый опыт работы, квалификация,
- дополнительные навыки – иностранные языки, например.
Заранее составьте список вопросов, их может быть примерно до 10 штук. Кроме того, не забывайте, что интервью – это не допрос. Обязательно предложите соискателю задать вопросы относительно вакансии.
Сценарий-скрипт и алгоритм телефонной беседы
Если вы начинающий рекрутер и еще не имеете большого опыта в подборе персонала, лучше всего пользоваться сценарием-скриптом телефонной беседы. Плюс-минус все телефонные беседы проходят по единому алгоритму, который не будет существенно отличаться. Пример базовых вопросов диалога приводим ниже.
- Поздоровайтесь и представьтесь:
“Здравствуйте. Меня зовут ___ представляю компанию ___. Я получил ваш отклик на вакансию ___.” - Объясните цель звонка и продолжительность:
Я хотел бы провести краткое интервью, займу у вас 10 минут. Удобно ли вам сейчас говорить?”. - Выявите потребность:
“Почему вы хотите сменить работу? Почему вы заинтересованы в работе именно в нашей компании?”. - Профессиональные вопросы:
“Каков ваш опыт работы? Какие аспекты важны в вашей должности?” - Презентация условий работы в компании:
“Работа на должности ведется удаленно. Нужно быть на связи с 9:00 до 18:00. Вам необходимо выполнять следующие обязанности: ___, ___, ___.” - Обсуждение условий:
“Каковы ваши ожидания по заработной плате? Какие условия работы вы хотели бы видеть? Что нужно для работы?” - Вопросы соискателя:
“Возможно, у вас есть какие-то вопросы относительно работы?” - Прощание.
“Спасибо, что уделили время. Вы можете связаться со мной по этому номеру, если возникнут вопросы. Через 2 дня (или дата) мы свяжемся с вами и сообщим о решении. Хорошего дня!”
Это самый простой скрипт, который вы можете использовать в процессе подбора персонала в телефонном собеседовании. Безусловно, его можно менять и дополнять. Используя скрипт, начинающий рекрутер или HR сможет со временем разработает собственный, наиболее эффективный сценарий.
Телефонное интервью при массовом подборе персонала: что нужно учитывать?
В некоторых случаях рекрутер сталкивается с необходимостью проведения массового подбора персонала. Как правило, такой метод используется для привлечения сотрудников на должности с базовой/начальной квалификацией. Поэтому и интервью здесь должно проводиться несколько иначе. Выделим основные нюансы:
- скрипт нужно сократить и сделать более емким,
- ориентируйтесь прежде всего на факты и профессиональные качества,
- составляйте вопросы таким образом, чтобы выяснить, есть ли у кандидата ключевые навыки для вакансии. .
В рамках массового поиска и подбора персонала телефонное интервью может быть единственным методом собеседования, без дальнейших этапов. Даже 10-15 минут может хватить для того, чтобы понять, подходит ли сотрудник для этой работы или нет.
Как правильно вести интервью?
Телефонное интервью – неотъемлемая часть кадровой работы. Крайне важно вести собеседование правильно, чтобы оно было действительно эффективным, и позволяло отобрать только тех кандидатов, которые реально подходят для конкретной должности. Предлагаем несколько советов, способных сделать вашу работу более эффективной, а подбор – более точным.
- От легкого к сложному. Всегда начинайте интервью с самых простых вопросов, чтобы соискатель мог войти в ритм.
- Проверка фактов. Если кандидат в резюме указал конкретный факт или цифру, добавьте уточняющий вопрос в скрипт и задайте его.
- Больше слушайте, меньше говорите.
- Планируйте. Для интервью нужно выделить время, когда вы будете заниматься только звонками, и больше ничем.
- Фиксируйте. Ведите записи по каждому интервью, отмечайте важные факты, задавайте уточняющие вопросы.
Важно – будьте честны с кандидатом. Он все равно узнает, если вы ему солжете или не скажете о чем-то. Но в таком случае вы не только потеряете потенциально ценные кадры и время, но и испортите репутацию – свою и компании.
Типичные ошибки: чего стоит избегать?
Ошибки в телефонных собеседованиях характерны для начинающих рекрутеров, которые не имеют достаточного опыта работы. Лучше сразу акцентировать на них внимание и избегать, нежели допускать в ходе разговора. Наиболее типичные из них:
- Отсутствие записей. В голове вы все не удержите, и можете упустить важную информацию, а вместе с ней – и кандидата.
- Отвлечение, потеря нити разговора. В ходе телефонного разговора нужна максимальная концентрация. Слушайте внимательно все, что говорит кандидат – ведь именно по этой информации вы будете принимать решение о следующем этапе собеседований или найме.
- Не перебивайте без нужды. Это нетактично и производит впечатление невнимательного и безразличного слушателя.
- Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Чем больше деталей вы получили, тем проще составить полноценное мнение о кандидате.
Как по телефону понять, что кандидат не подходит?
Основная задача телефонного интервью – отсеять кандидатов, которые точно не подходят. Но одновременно есть и сложность, ведь вы не видите соискателя и крайне ограничены по времени. Что делать? Существует несколько маркеров, которые позволят отсеять неподходящих людей или, по крайней мере, отнестись к ним с осторожностью.
- Только финансовая мотивация. Если соискатель слишком много говорит о деньгах и заинтересован только в них.
- Отсутствие мотивации вообще. Если человек сам не знает, почему он подал резюме.
- Расхождения. Если в резюме указан один факт или цифра, а кандидат сам себе противоречит.
- Не знает, на какой должности хочет работать.
Кроме того, прислушивайтесь к себе. Если вы чувствуете, что с этим кандидатом что-то не так – проанализируйте всю информацию еще раз, попытайтесь найти причину сомнений.
Как сделать отбор и подбор проще?
В работе рекрутера есть очень много рутинной работы. Она занимает много времени и способствует эмоциональному выгоранию. Чтобы избежать этого, можно использовать программное обеспечение для рекрутинга. Такие сервисы позволяют сделать отбор, подбор и мониторинг персонала гораздо проще. Например, для автоматизации найма и собеседований вы можете использовать систему для рекрутинга CleverStaff. Данная ATS поможет вам в решении следующих задач, таких как:
- формирование базы резюме;
- сравнение резюме кандидатов;
- планирование работы, в том числе и звонков для интервью;
- систематизация информации по каждому соискателю, полученной после телефонного интервью и т.д.
Кроме того, использование ATS CleverStaff позволит вам быстро и удобно генерировать отчеты, согласовывать кандидатуры с руководством и принимать решения о том, кого стоит пригласить на личное собеседование.
Выводы
Телефонное интервью – это метод отбора персонала, который позволяет получить первичную, базовую информацию. Исходя из этих данных, вы сможете сузить круг поиска и пригласить на собеседование тех кандидатов, которые показались самыми достойными и перспективными. Зачастую собеседование по телефону – это “эмоциональная продажа” вакансии. Ваши слова могут повлиять на мотивацию кандидатов – отказаться от должности или наоборот, приложить все усилия, чтобы получить эту работу.
Кроме того, телефонные собеседования влияют на HR-бренд. Рекрутер – это человек, через которого соискатель знакомится с компанией. И если у кандидата останутся приятные впечатления от такой беседы, это позитивно скажется на корпоративном имидже.
Телефонное интервью даже за ограниченное время может предоставить большое количество информации о соискателе. Важно правильно подготовиться, внимательно слушать и детализировать любую информацию. При грамотном подходе и планировании телефонное интервью – эффективный инструмент, позволяющий значительно экономить время и ресурсы в ходе подбора персонала.
Когда целесообразно проводить телефонное собеседование?
Обычно к телефонному собеседованию прибегают для первичного отбора кандидатов, либо для прозвона по резюме, которые размещены на сайтах поиска работы.
Какую информацию позволит получить телефонное интервью?
Используя такой метод, можно получить базовую информацию о кандидате, его опыте, мотивации. Кроме того, телефонное интервью позволит выяснить правдивость информации, указанной кандидатом в его резюме.
Можно ли использовать телефонное собеседование как единственный метод отбора?
Только в случае, если вы проводится массовый подбор персонала, и вам необходимо набрать большое количество людей на должности с базовой/начальной квалификацией.
Плюсы и минусы новой системы высшего психологического образования. Интервью с Ю.П. Зинченко — Вестник практической психологии образования — 2010. Том 7. № 1
Аннотация
Интервью с Ю.П. Зинченко, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО, деканом факультета психологии МГУ им.
Ключевые слова: бакалавр, специалист, стандарты третьего поколения, психолого-педагогическое образование, УМО, РПО, подготовка психологов, олимпиада по психологии, высшее образование по психологии
Рубрика издания: Подготовка кадров
Тип материала: интервью
Для цитаты: Плюсы и минусы новой системы высшего психологического образования. Интервью с Ю.П. Зинченко [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 14–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31873 (дата обращения: 16.01.2023)
Фрагмент статьи
Юрий Петрович, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу качества подготовки будущих специалистов. Ведь выпускник с дипломом бакалавра вряд ли сможет быть квалифицированным работником. Как будет проходить подготовка психологов по новым стандартам?
В соответствии с новыми стандартами высшего образования по подготовке психологов, существует стандарт подготовки бакалавра и стандарт подготовки магистра. Кроме этого, постановлением Правительства был определен перечень специалитетов по специальностям «клиническая психология» и «психология служебной деятельности». По этим двум направлениям подготовка будет проходить без деления на бакалавриат и магистратуру. Причем по клинической психологии она будет продолжаться пять с половиной лет. Сама по себе идея двухуровневой подготовки вполне логична и понятна. Другое дело — как она будет воплощаться на практике. Чтобы готовить по-настоящему качественных специалистов, нужно постоянно помнить об ответственности, которую берут на себя высшие учебные заведения.
Бакалавриат — это важная ступень подготовки психологов. И, безусловно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, больше вопросов возникает с магистратурой. Логично было бы предположить, что человек, получивший степень бакалавра по психологии, продолжает обучение в магистратуре по психологии. Но, в отличие от Болонского процесса, новый стандарт российского образования позволяет бакалавру-непсихологу поступать в психологическую магистратуру. И в этом самая главная опасность некачественной подготовки специалистов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за время обучения в магистратуре (а это фактически три учебных семестра) мы подготовим специалиста-психолога? Ведь любой человек, окончивший технический или даже какой-нибудь рыбный университет, получив степень бакалавра, имеет полное право поступать в магистратуру по психологии. Кто гарантирует нам то, что после ее окончания мы получим квалифицированного специалиста?
Полный текст
Интервью с Ю.П. Зинченко, доктором психологических наук, член-корреспондентом РАО, деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председателем Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ, президентом Российского психологического общества.
Юрий Петрович, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу качества подготовки будущих специалистов. Ведь выпускник с дипломом бакалавра вряд ли сможет быть квалифицированным работником. Как будет проходить подготовка психологов по новым стандартам?
В соответствии с новыми стандартами высшего образования по подготовке психологов, существует стандарт подготовки бакалавра и стандарт подготовки магистра. Кроме этого, постановлением Правительства был определен перечень специалитетов по специальностям «клиническая психология» и «психология служебной деятельности». По этим двум направлениям подготовка будет проходить без деления на бакалавриат и магистратуру. Причем по клинической психологии она будет продолжаться пять с половиной лет.
Сама по себе идея двухуровневой подготовки вполне логична и понятна. Другое дело — как она будет воплощаться на практике. Чтобы готовить по-настоящему качественных специалистов, нужно постоянно помнить об ответственности, которую берут на себя высшие учебные заведения.
Бакалавриат — это важная ступень подготовки психологов. И, безусловно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, больше вопросов возникает с магистратурой. Логично было бы предположить, что человек, получивший степень бакалавра по психологии, продолжает обучение в магистратуре по психологии. Но, в отличие от Болонского процесса, новый стандарт российского образования позволяет бакалавру-непсихологу поступать в психологическую магистратуру. И в этом самая главная опасность некачественной подготовки специалистов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за время обучения в магистратуре (а это фактически три учебных семестра) мы подготовим специалиста-психолога? Ведь любой человек, окончивший технический или даже какой-нибудь рыбный университет, получив степень бакалавра, имеет полное право поступать в магистратуру по психологии. Кто гарантирует нам то, что после ее окончания мы получим квалифицированного специалиста?
В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, этот вопрос решается просто: там студент может придти в психологическую магистратуру только после окончания психологического бакалавриата.
Сама по себе двухступенчатость не таит никакой опасности: если студент-психолог учится четыре года в балакавриате и затем два года в магистратуре, то в результате он получает серьезную шестилетнюю подготовку. Качество же этой подготовки, как и сейчас, будет зависеть только от самого вуза.
Другое дело — приход в психологическую магистратуру человека без знания основ психологии. В этом случае необходим вступительный экзамен, показывающий, что человек находится на том же уровне знания психологии, что и бакалавры, получившие четырехлетнее психологическое образование. Переход из бакалавриата в магистратуру должен быть не формальным зачислением, а серьезной проверкой качества знаний желающих поступить на ту или иную магистерскую программу. Иначе есть риск девальвации психологического образования и звания магистра по психологии.
Здесь опять же вся ответственность ложится на вуз. Понятно, что есть экономические факторы: чем больше людей поступит в магистратуру в конкретном вузе, тем ему выгодней. Но тогда надо честно признаться что ты просто торгуешь магистерскими дипломами по психологии.
Может получиться так, что в тех вузах, где будет происходить серьезный отбор, неподготовленному претенденту откажут, но в соседнем вузе его сочтут готовым к обучению в магистратуре по психологии и с радостью возьмут. Только в Москве и области существует более 90 факультетов и вузов, которые учат психологии, но мы по пальцам можем пересчитать те, где действительно готовят психологов! При этом остальные вузы так же имеют все необходимые лицензии, все разрешительные документы и будут добиваться получения магистратуры.
Об этом должны знать и сами студенты, и будущие работодатели, которые должны поинтересоваться: есть ли у претендента, кроме диплома магистра, диплом бакалавра по психологии. Только в этом случае можно будет гарантировать качественную подготовку специалиста, который обладает необходимыми профессиональными компетенциями и способен решать поставленные перед ним задачи.
Будут ли предприниматься какие-то централизованные шаги на уровне УМО, на уровне РПО по обеспечению качества психологического образования?
На уровне УМО мы можем непосредственно влиять на сами стандарты. Они серьезно отличаются от предыдущих и представляют собой простой перечень дисциплин без раскрытия тех знаний и компетенций, которыми должен обладать выпускник. УМО совместно с вузами, которые входят в наше учебно-методическое объединение, занимается непосредственной разработкой типовых программ подготовки психологов.
К сожалению, раньше их не было. Каждый ведущий психологический центр имел свою программу подготовки психологов: Московская психологическая школа, Ленинградская психологическая школа, в Ярославле тоже были свои редакции программ. Сейчас мы впервые совместно с СПбГУ договорились и выступили с инициативой создания единых программ, сблизив их на уровне преподавания конкретных дисциплин. Впервые будет единая программа по курсу общей психологии, которая разработана совместно Московским и Санкт-Петербургским университетами.
Хотя это не значит, что мы отказались от своих научных приоритетов: такой задачи просто не стояло. Но при переходе на двухуровневую систему мы должны по всей стране использовать единую программу подготовки бакалавров, чтобы после ее прохождения была свобода выбора вуза для обучения в магистратуре. Без стандартизации в образовании это невозможно. Мы идем по пути создания универсального образовательного пространства, в котором магистры и бакалавры чувствовали бы себя более мобильно.
Эти программы будут вводиться только в классических университетах?
Будут единые программы подготовки и для педуниверситетов, и для классических университетов, и для других вузов психологического профиля. Сотрудничество МГУ и СПбГУ стало стимулом для других вузов. Сейчас многие коллеги принимают участие в создании этой программы.
А как будут готовиться педагогические психологи?
На базе Московского городского психолого-педагогического университета создан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Подготовка специалистов в рамках этого проекта сочетает в себе знания и компетенции как по психологии, так и по педагогике. Это будут знания, направленные на решение конкретных педагогических задач. Часто психологов, приходящих в школу, упрекают в том, что они слишком академичны. Или, наоборот, излишне увлечены каким-то одним направлением психологической практики. А при этом не могут самостоятельно найти решения простой задачи по оптимизации детско-родительских отношений или помощи ребенку в учебном процессе. У выпускников не только нет жизненного опыта, их просто не готовили к практической работе.
Будет ли содержательно меняться подготовка психологов?
Что касается стандарта, то он включает новые требования к процессу обучения, которых раньше не было. В основе Болонского процесса лежит декларация мобильности обучения. Студент может начать обучение в Лондоне, затем переехать в Рим, а после этого продолжить учебу в Париже или Берлине.
Нашим психологам для этого, в первую очередь, не хватает знания иностранных языков на должном уровне. И хотя один из иностранных языков всегда был в учебном плане, мы прекрасно понимаем, какого уровня подготовку получали студенты. Сейчас ставится принципиально иная задача. За счет вариативной части программы, заложенной в новом стандарте, в МГУ начиная с нового учебного года все первокурсники будут изучать английский язык как основной и параллельно им будет представлена возможность изучать второй иностранный язык: немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, а также три восточных языка — китайский, японский и вьетнамский.
Мы принципиально меняем подход к преподаванию языка: теперь он будет изучаться не для «галочки», а для того, чтобы студенты им свободно владели. Для этого мы будем внедрять инновационные матодики обучения иностранным языкам. Результатом такого обучения будет возможность сдачи международного квалификационного экзамена, чтобы наши студенты смогли продолжить свое обучение по психологии в университетах-партнерах в Европе, в Америке и у наших восточных партнеров.
Второе, что мы изменили в подготовке специалистов, — это блок математики и информатики. Мы будем обучать студентов таким технологиям, которые должны стать инструментом не только психологического образования, но и психологического эксперимента, психологической науки. Современные информационные технологии должны становиться составной частью практикумов, курсовых и дипломных работ.
Что касается математики, то мы часто говорим, что психологии не хватает доказательности. При этом продолжаем пользоваться той статистической базой, которая остановилась на уровне 60—70-х годов прошлого века. Поэтому в стандарте должны найти отражение и новые количественные методы математического анализа, который должен стать дополнительным инструментом экспериментальной психологии.
Серьезное отставание есть и в изучении биологических наук. Мы всегда исходили из того, что существует традиционная анатомия, физиология, высшая нервная деятельность. Сейчас совместно с биологами нашего университета мы проработали и этот блок стандарта. МГУ предлагает новые программы для психологов, куда входит и современная биология, которую мы не очень хорошо знаем и представляем.
Можно сказать, что в новом стандарте мы подошли к тому, чтобы психологи в классическом университете смогли получать по-настоящему новое фундаментальное образование, включающее свободное владение несколькими иностранными языками, освоение новейших методов математических и биологических наук.
Изменятся ли подходы к изучению самой психологии?
Существует еще одна серьезная проблема в подготовке специалистов-психологов, которую еще Л.С. Выготский определил как методологический кризис. Вчера было заседание экспертного совета по психологии и педагогики. И основное, в чем нас упрекают, — это незнание методологических основ научной деятельности. В большинстве работ встречаешь формальную отписку: «методологическими основами работы послужили…». Но мало кто дает себе отчет в том, что собственно послужило методологическими основами данной работы, какие инструменты были использованы.
К сожалению, мы до сих пор не можем определиться в методологии. Во времена перестройки мы отвергли все советское, включая отечественную психологическую науку. И это продолжается даже сейчас, хотя западные специалисты признают и Выготского, и Леонтьева, и других классиков советской психологии как серьезную методологическую основу.
Это упущение надо преодолеть. Причем это не должно быть частью истории психологии, когда мы просто пересказываем идеи Выготского, Ананьева или Мясищева. Необходима творческая переработка и адаптация их научных теорий к современным условиям с учетом информационного общества, глобализации и других значимых явлений современной эпохи. И это все студент должен знать и понимать.
Другой блок, который более основательно, чем раньше, нашел отражение в новом стандарте — это практика, практические навыки, практические возможности. В практическую подготовку психологов обязательно будет включена или психологическая интернатура, или серьезная супервизия. В частности, во время учебы в специалитете по клинической психологии она будет проходить в течение целого семестра под руководством опытного профессионала. Аналогичные блоки надо вводить и при подготовке других специалистов.
Юрий Петрович, немного о грустном. Сейчас, с введением ЕГЭ, на факультеты психологии поступают люди, которые не всегда готовы быть психологами. Можно ли что-то предпринять чтобы в психологию попадало меньше случайных людей?
К сожалению, ЕГЭ на корню истребляет систему профориентации, точнее, те ростки, которые еще сохранились: «школы юных», кружки, олимпиады. Единственное, что сейчас работает как некий профориентационный механизм, — это знакомство детей с психологией в школах. Конечно, ребенок, окончивший школу, еще много не знает. Но если ему вообще ничего про психологию не рассказывать, он так и останется в неведении о том, что стоит за этим красивым словом.
Мы не выступаем за то, чтобы психологию из вуза перенесли в школу, но почему не дать ученикам представление об этой науке? Психология отнюдь не претендует, что стать основным предметом, но элементарное представление о психических функциях, о мире психического, о человеке как личности, об обществе дети должны иметь. Есть, конечно, биология, где тоже говорится про память, про внимание, но там речь идет больше о физиологической составляющей этих процессов. Есть общественные науки, но там дети получают представление об обществе, может быть и о личности. Но они не получают знания о том, что собственно такое человек. У нас был в свое время учебник, который так и назывался «Человек». Но под ним было написано: «анатомия, физиология».
Получается, что в школе человек у нас предстает без основного — души. Поэтому теряется общее представление о мире, собственное мировоззрение ребенка. При наличии даже начальных знаний по психологии к нам меньше приходило бы случайных людей.
Возможно ли проведение всероссийской олимпиады по психологии?
Система олимпиад школьников — это своего рода отдушина. Здесь университетам надо быть более активными. У нас в МГУ долгое время проходят олимпиады по биологи, математике, физике и другим предметам. Четвертый год мы проводим олимпиаду по психологии. Два года она входит в официальный перечень олимпиад школьников, которые проводятся в нашем университете. Недавно она вошла в перечень олимпиад, который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. А поскольку в школах такого предмета нет, то мы включили туда задания, которые базируются на знаниях из биологии, обществознания, литературы, на тех базовых школьных предметах, которые есть в учебном плане. Но все они включают в себя психологическую составляющую.
Для нас это дополнительный стимул получить более заинтересованных абитуриентов. К сожалению, те абитуриенты, которые поступили к нам по результатам ЕГЭ, нас сильно разочаровали. Порядка 70% из них в зимнюю сессию с первого раза не смогли сдать ни одного предмета… А ведь там были в основном общеобразовательные предметы: биология, анатомия, математика, иностранные языки, история.
Это все говорит о том, что нам придется идти в школу за своими абитуриентами.
Юрий Петрович, будет ли новый стандарт высшего психологического образования способствовать тому, что число вузов, готовящих неквалифицированных специалистов, будет сокращаться?
Я считаю, что порядка 90% вузов смогут готовить бакалавров, учитывая тот потенциал, который у них есть, и те требования, которые к ним будут предъявлены.
Что касается магистров, то ситуация совсем иная. Хорошо, если 20—25% вузов будут готовы к обучению магистров. Потому что к магистерской программе предъявляются совсем иные качественные требования. Нельзя выхолащивать магистратуру и превращать ее в трехсеместровую подготовку психологов! Такую позицию мы считаем ключевой и принципиальной и отстаиваем ее и на заседаниях УМО, и во время общения с представителями Министерства. Не секрет, что ко многим вузам, готовящим психологов, есть много претензий: и у родителей, и у самих студентов, которые далеко не бесплатно в ряде из них обучаются. Просто надо быть честными по отношению к себе и другим. И мы надеемся, что Министерство поддержит нашу позицию.
Беседовала
О.В.
Решетникова.
Неформальные методы общения: плюсы и минусы
От того, насколько хорошо вы общаетесь со своими сотрудниками, зависит, насколько эффективно будет передано и понято ваше сообщение, а затем ваши просьбы будут исполнены.
Организации используют как формальные, так и неформальные методы общения, и каждый из них подходит для разных целей.
Вот некоторые способы неформального общения, их плюсы и минусы.
Беседа: профи
Повседневная болтовня и импровизированные беседы — эффективный способ неформального общения с вашими сотрудниками. Обязанности могут быть как социальными, так и профессиональными.
Социальные взаимодействия, такие как быстрое общение на кухне или мимолетное замечание, могут быть полезны для установления взаимопонимания с персоналом и знакомства с ним. Даже разговор с персоналом на деловые темы в профессиональной манере можно использовать для неформального общения.
Подобные разговоры с сотрудниками практически не задокументированы. Это полезно для поощрения или похвалы за хорошо выполненную работу. Это наиболее эффективная форма общения, когда речь идет о четком понимании. Вы можете видеть реакцию ваших сотрудников, и они в равной степени могут наблюдать за вашим поведением и языком тела. Что еще более важно, каждый из вас может прояснить любые недоразумения, задав дополнительные вопросы.
Непринужденная беседа, используемая на официальных, заранее организованных встречах, отлично подходит для того, чтобы растопить лед и расслабиться в повседневных делах. Разговор с вашими сотрудниками, будь то их роли и их работа или их личная жизнь, позволяет вам формировать и развивать отношения с ними. Когда вы лучше понимаете друг друга, вы лучше работаете вместе.
Неформальная беседа также может побудить сотрудников рассказать о чем-то, что они могли бы оставить при себе. Проблемы, которые в противном случае не были бы обнаружены, могут быть решены. Это также отлично подходит для стимулирования идей; инновации часто являются результатом такого рода сотрудничества.
Лица, занимающие руководящие должности, с большей вероятностью смогут понять, что их сотрудники искренне думают о чем-то, когда это озвучивается. Сотрудники обычно чувствуют себя более комфортно, озвучивая свои опасения, чем излагая их в письменной форме.
Разговор: минусы
Одним из недостатков этого способа неформального общения является то, что он не документируется, а это может иметь последствия для деловых бесед. Если вы попросите другого сотрудника сделать что-то для вас, но, связавшись с ним, вы обнаружите, что он этого не сделал, то доказательств того, что разговор имел место, нет. Официальный запрос в письменной форме или по электронной почте не привел бы к той же проблеме.
Разговоры также могут стать накаленными. Поговорить с сотрудником об его отношении или хронометраже часто является отличным способом быстро решить проблему. Но если есть расхождения во мнениях, может возникнуть спор, который без тщательного управления может привести к эскалации.
Телефон
Телефон – еще один способ неформального общения. Он разделяет многие преимущества и недостатки разговора с персоналом, но имеет дополнительный недостаток, заключающийся в том, что вы не можете видеть друг друга.
Когда вы не можете видеть реакции и тонкие ответы человека, с которым разговариваете, это затрудняет разговор. Вы должны усерднее работать со своими словами, чтобы убедиться, что вас поняли.
Использование телефона отлично подходит для того, чтобы узнавать о вещах, поскольку это быстрый способ связи, который мало кто будет игнорировать. Но это не так хорошо, как общение лицом к лицу, когда тема более подробная или серьезная по своему характеру.
Язык тела и тон голоса
Язык тела — это метод неформального общения, хотя обычно он не используется целенаправленно.
Скорее язык тела подтверждает и подтверждает то, что вы говорите. Или, если вы не совсем правдивы, это также может застать вас врасплох. Невербальные «подсказки» могут заставить человека, с которым вы разговариваете, усомниться в том, что вы говорите, и усомниться в вашей правдивости.
Используемый тон голоса также может скрывать истинные намерения. Легко понять, насколько человек мотивирован или полон энтузиазма, по его голосу. Если вы не на сто процентов поддерживаете то, о чем объявляете, то говорить об этом может быть более рискованно, чем публиковать письменное заявление или отправлять электронное письмо.
Обмен мгновенными сообщениями
В то время как электронная почта, возможно, в наши дни может считаться более формальной, приложения для обмена мгновенными сообщениями твердо относятся к неофициальному лагерю. Многие компании используют эти системы, поскольку они обеспечивают быструю и удобную коммуникацию между сотрудниками. Сообщения появляются мгновенно и имеют срочность, которую трудно игнорировать, в отличие от электронной почты, которую легче избегать, пока вы не будете готовы с ней справиться.
Однако, как и электронная почта, письменные сообщения с использованием мгновенных сообщений могут быть восприняты неправильно. Это особенно верно, когда они набираются в спешке, как это иногда бывает при обмене мгновенными сообщениями.
Очень сложно передать эмоции, стоящие за написанным словом, поэтому не всегда понятно, шутит автор или саркастичен. Когда то, что вы говорите, неверно истолковывается, и ваши намерения понимаются не так, как вы хотели, это может вызвать боль и гнев.
Какие неформальные способы общения лучше всего?
Эффективное общение является ключом к успеху в бизнесе, и бывают случаи, когда один неформальный способ общения лучше другого.
Успешное общение заключается в том, чтобы найти правильный баланс и знать, что использовать в любой ситуации.
Давайте поговорим: плюсы и минусы онлайн- и офлайн-общения
Давайте поговорим.
Раньше это было очень просто. Давайте соберемся вместе и поговорим, обсудим, поспорим, спланируем, убедим или развлечем.
Сегодня? Давайте «поговорим» может означать разные вещи.
Коммуникации коренным образом изменились за эти годы и теперь включают не только общение лицом к лицу, но и телефонные звонки, электронную почту, обмен мгновенными сообщениями и видеоконференции. Спросите десять разных людей, какой канал они предпочитают, и вы, скорее всего, получите десять разных ответов.
Рассмотрим:
- Около 57 % клиентов предпочитают цифровое общение, такое как электронная почта или социальные сети, голосовым каналам, таким как телефон или видеозвонки
- Почти 25% хотят личного общения для решения сложных вопросов обслуживания клиентов
- Две трети потребителей используют 3+ канала для связи с бизнесом
- 74% американцев использовали свой телефон для связи со службой поддержки
Возраст также играет роль в предпочтениях: у каждого поколения есть свои любимые и наименее любимые. Крайне важно использовать правильные каналы для связи с нужными группами — неправильные каналы могут быть упущены, проигнорированы, недооценены или даже сочтены грубыми.
Молчаливое поколение (до 1946 г.) и бэби-бумеры (1946-1964 гг.) оба предпочитают личное общение и телефонные звонки всему остальному, хотя беби-бумеры, как правило, хорошо относятся и к электронной почте.
Поколение X (1965-1980) наиболее комфортно чувствует себя в социальных сетях, но они склонны думать о них как о личной платформе. Электронная почта является их предпочтительным средством для общения.
Миллениалы (1981-2000) любят мгновенную связь, которая приходит с социальными сетями, текстовыми сообщениями и электронной почтой.
Наконец, поколение Z (после 2000 г.) — первое поколение цифровых аборигенов. Социальные сети, особенно новые платформы, такие как Instagram и Snapchat, и обмен мгновенными сообщениями являются их предпочтительными каналами для большей части общения.
Иногда решающим фактором является скорость и удобство. Например, если вы предлагаете социальные сети в качестве канала связи, вам лучше иметь возможность быстро реагировать. Около половины людей ожидают ответа или отклика в течение часа или меньше.
Мы отправляем около 293 миллиардов электронных писем, 23 миллиарда текстовых сообщений (SMS) и совершаем более 12 миллиардов телефонных звонков каждый день, в том числе по другим каналам. Происходит много общения, и нужно сделать большой выбор в том, как вы общаетесь.
Большинство из нас постоянно носит с собой смартфон и каждый день часами проводит в сети. Онлайн-общение в целом, кажется, берет на себя роль де-факто короля замка, но лучший ли это выбор?
Может быть, а может и нет. Как и во всем в жизни, есть плюсы и минусы. Итак, каковы преимущества и недостатки онлайн-общения по сравнению с офлайн-общением?
Взгляните поближе.
Общение в автономном режиме
Общение в автономном режиме раньше было единственным общением, но, очевидно, оно значительно изменилось. Что не изменилось, так это то, что люди являются социальными существами, которые реагируют на связь и взаимодействие в реальной жизни. Это так же верно сегодня, как и 150 лет назад.
И хотя это может быть не так быстро и удобно, как онлайн-аналог, офлайн-общение все же имеет много преимуществ.
В нем присутствует тот индивидуальный подход, который мы просто не получаем от электронной почты или текстового сообщения. Просто в разговоре лицом к лицу — или, в меньшей степени, в телефонном звонке — есть «что-то», что не может сравниться с цифровыми вариантами.
Лично
Вообще говоря, большинство из нас заряжаются от общения лицом к лицу с другими людьми. Наша социальная жизнь — или ее отсутствие — оказывает огромное влияние на наше физическое и психическое здоровье.
Это, пожалуй, самое большое преимущество личного общения. Он резонирует с нами, пусть даже только подсознательно, как никакой другой канал. Не стоит недооценивать это.
Что касается плюсов, то общение лицом к лицу имеет несколько аспектов, от которых трудно отказаться. Это:
- Обеспечивает невербальные сигналы. Здравый смысл и широко цитируемые исследования подсказывают нам, что в среднем только 7 % общения происходит с помощью слов, которые мы используем. Остальные 93% исходят от невербальных сигналов, включая язык тела и голосовые элементы. Хотя новые данные свидетельствуют о том, что эта цифра может быть неточной, все согласны с тем, что подавляющее большинство сообщений передается невербально. Выражение лица, жесты, паралингвистика, поза, близость, зрительный контакт, прикосновение и внешний вид раскрывают гораздо больше, чем то, что мы говорим устно. Любое общение без него, как текстовые сообщения, может стать жертвой недоразумений из-за его отсутствия.
- Дает мгновенное удовлетворение. Нужен ответ или предложение прямо сейчас? Разговоры лицом к лицу приносят мгновенное удовлетворение. Вы оба там, в данный момент, отвечаете и говорите в режиме реального времени. Нет периода ожидания.
- Демонстрирует важность. Ничто не заставляет кого-то чувствовать себя более важным, чем личная встреча или обсуждение в мире, где это происходит все реже и реже. Нужен клиент или друг, чтобы знать, насколько они важны для вас? Встретьтесь в реальной жизни.
- Повышает доверие. Когда кто-то упорно отказывается от личной встречи, может показаться, что он что-то скрывает от нас.
- Подходит к делу. Проще говоря, ничто не заменит разговор с глазу на глаз (когда это возможно, конечно). Вместо того, чтобы играть в телефонную бирку, ждать ответа по электронной почте и / или чувствовать себя проигнорированным, все решается быстро и правильно, с минимальными недоразумениями, если они вообще есть.
- Обеспечивает конфиденциальность и безопасность. Нет приложения или устройства, из которого можно было бы взломать и украсть информацию, потому что оно существует только в сознании участников.
По словам Алекса Биркетта, специалиста по маркетингу в Hubspot и соучредителя Omniscient Digital, ничто не сравнится с личным общением, когда речь идет о продажах и установлении взаимопонимания.
«Когда я лично встречаюсь с потенциальными клиентами, возникает гораздо больше доверия и гораздо меньше трений. Насколько мне известно, на самом деле невозможно достичь такого же уровня взаимопонимания с помощью исключительно текстового общения, такого как электронная почта. Даже видеоконференции не устраняют этот пробел полностью».
Тем не менее, офлайн-общение не лишено недостатков, так как люди предпочитают разные стили общения.
Начнем с ограничений по времени и месту. Вы можете встретиться с кем-то, только если он находится в одном месте и доступен в одно и то же время. В современном мире это не всегда возможно.
Это также может занять много времени. Со сколькими людьми вы можете физически встретиться в течение обычного дня по сравнению с тем, сколько электронных писем вы можете отправить?
Телефонные звонки
Тем не менее, под эгидой офлайна неудивительно, что телефонные звонки (по-прежнему) остаются популярным каналом. За исключением встреч в реальной жизни, они занимают второе место с точки зрения ощущения, что их ценят и понимают.
Многое из того, что мы получаем от личного разговора, может быть достигнуто с помощью телефонного звонка. Большинство, но не все.
Какие преимущества? Это все же личное. Это по-прежнему общение в режиме реального времени с мгновенным удовлетворением и ответами. Мы получаем некоторые невербальные сигналы — вздохи, интонацию, высоту тона, громкость и тон — и экономим время, потому что нам не нужно никуда ехать. Мы можем позвонить кому-нибудь по коридору или по всему миру. Звонки также являются более конфиденциальными, безопасными и конфиденциальными, чем письменные сообщения, и по-прежнему являются эффективной тактикой продаж.
Где не хватает? Мы теряем визуальные подсказки, которые составляют львиную долю. Мы по-прежнему должны тратить больше минут на разговор в реальном времени, чем на письменное сообщение, и мы по-прежнему связаны временем и доступностью другого человека. Вы когда-нибудь играли в телефонные теги? Телефонные звонки также могут быть разочаровывающими, когда каждый человек прерывает другого или перекрывает их разговор, потому что мы не можем «видеть», когда они закончат ждать ответа.
Тем не менее, если вы хотите развивать отношения и укреплять доверие, мало что может сравниться с личной беседой или звонком. Это фундаментальная часть маркетинга отношений.
Но давайте будем честными: немногие могут позволить себе роскошь вести исключительно офлайн-разговоры. Цифровые онлайн-каналы, очевидно, также занимают большое место в коммуникационной матрице.
Онлайн-коммуникация
Это цифровой мир, и игнорировать это было бы глупо. Главное преимущество онлайн-общения заключается в том, что и география, и время относительно, если не совсем, не важны.
Онлайн-связь доступна 24/7 и обеспечивает глобальный доступ. Нужно передать важную и срочную информацию, но сейчас 2 часа ночи в Германии, где живет получатель? Пройдите онлайн-маршрут.
Электронная почта
Судя по цифрам, пожалуй, нет более популярного канала, чем электронная почта. Почти все, независимо от возраста и местонахождения, имеют доступ к электронной почте и умеют ею пользоваться. Ежедневно по всему миру отправляются и принимаются сотни миллиардов электронных писем.
Источник: StatistaДругие преимущества электронной почты:
- Досягаемость. В 2019 году во всем мире насчитывалось 3,8 миллиарда пользователей электронной почты. Ожидается, что к 2023 году их число достигнет 4,3 миллиарда – более половины населения. 90 078
- Доступность. Электронная почта бесплатна для большинства пользователей, и даже если вы решите перейти на платную услугу, она по-прежнему остается чрезвычайно доступным каналом для частных лиц и компаний.
- Ответственность. В качестве письменного носителя легко вести записи разговоров по электронной почте, обещаний и соглашений.
- Глубина. Поскольку он не ограничен количеством символов или слов, как некоторые социальные или текстовые платформы, вы можете передать много информации в одном подробном электронном письме.
- Скорость. Нажмите «Отправить», и ваша электронная почта почти мгновенно будет доставлена в папку «Входящие» вашего получателя (получателей).
- Масштабируемость. Начните с малого и растите. Поставщики услуг электронной почты, такие как Mailshake, упрощают отправку персонализированных сообщений одному или десяткам получателей.
- Мобильность. Отправляйте электронные письма со своего рабочего стола, ноутбука дома или смартфона практически из любого места.
- Личный. Еще никогда не было так просто персонализировать каждую точку взаимодействия с клиентом. С помощью электронной почты вы можете сегментировать и отправлять узконаправленные сообщения.
- Данные и эксперименты. Вы можете отслеживать эффективность своей рассылки по электронной почте с течением времени и проводить контролируемые эксперименты. В масштабе это может привести к гораздо лучшему ROI.
- Простота использования. Даже менее технически подкованные среди нас могут освоить основы.
На самом деле, электронный маркетинг обеспечивает отличную окупаемость инвестиций как для крупных, так и для малых предприятий — независимо от того, используете ли вы канал для небольшого общения с потенциальными клиентами или для увеличения трафика на свой блог. или целевая страница нового продукта.
Но и он не идеален. Некоторые из недостатков включают в себя:
- Доставляемость. Любой пользователь электронной почты может подтвердить, что в электронной почте существует проблема со спамом. Примерно 56 % объема электронной почты — это спам. Только Gmail блокирует миллионы и миллионы сообщений каждый день. В результате возможно, что ваша электронная почта не попадет в папку «Входящие» получателя, если она ошибочно помечена фильтрами.
- Уязвимость. Хотя большинство провайдеров отлично справляются с обеспечением безопасности ваших данных, все в облаке так или иначе подвержено риску. Если вы делитесь конфиденциальной информацией по электронной почте, она может быть перехвачена или взломана. Если вы архивируете его, он может быть потерян из-за повреждения сервера.
- Трудно интерпретировать. Электронная почта полностью лишена тех очень важных невербальных сигналов, о которых мы упоминали ранее, поэтому недоразумения могут возникнуть гораздо легче.
- Время отклика. Отправьте электронное письмо, и вам, возможно, придется ждать ответа час, день или дольше. Доставили сразу, но это не значит, что откроют так же быстро.
Хорошие новости? Вы можете научиться лучше пользоваться электронной почтой, держаться подальше от папки нежелательной почты, использовать бесплатную проверку электронной почты, чтобы проверить, действителен ли адрес электронной почты, и свести на нет некоторые из этих недостатков.
Видеоконференция
Этот канал сочетает в себе лучшее из личных и онлайн-каналов. Вы получаете все преимущества телефонного звонка, но почти все невербальные сигналы для лучшего общения.
Ты тоже можешь преодолевать большие расстояния. Друзья, семья или клиенты на другом конце света? Видео освещает это, не говоря уже о деньгах, которые вы экономите на транспортных расходах.
В недавнем исследовании, проведенном Lifesize, 94 % респондентов заявили, что видеоконференции повышают производительность, а 89 % заявили, что видеоконференции помогают им чувствовать себя на связи.
Это мгновенное удовлетворение, общение в режиме реального времени, которое мы любим, и прочный мост для того, чтобы старые клиенты, которые находятся далеко от вас, были счастливы и довольны.
Но, опять же, у среды есть и недостатки, такие как технические проблемы, затраты на установку и международные часовые пояса (все должны быть доступны одновременно), и это лишь некоторые из них.
Если вы имеете дело с более молодым поколением, вам следует особенно обратить внимание на использование социальных сетей, обмена мгновенными сообщениями, чат-ботов и текстовых SMS-сообщений в вашей стратегии коммуникации, все из которых являются быстрыми, обычно открываются и на них очень быстро отвечают, и они популярны. Но вы должны делать сообщения короткими, и вы также рискуете показаться навязчивым, если отправите слишком много. Баланс — это название игры.
В конечном счете, вам понадобится стратегия, включающая несколько каналов связи. Клиенты хотят иметь возможность общаться с вами по предпочитаемому ими каналу, будь то телефон и личное общение или электронная почта и чат/мгновенные сообщения.
Вопрос, который следует задать: кто ваши клиенты? Какие каналы они предпочитают? Как минимум, было бы хорошо, если бы для ваших клиентов был открыт хотя бы один онлайн-канал, например электронная почта, и один офлайн-канал, например номер телефона или периодические встречи в реальном мире. Но не останавливайтесь на достигнутом. Дополнительные исследования, тестирование и отзывы клиентов могут выявить другие каналы, которые вам нужно добавить в список.
Оставайтесь гибкими и максимально используйте аналоговый и цифровой мир, который мы называем домом.
Как выглядит ваша коммуникационная матрица? Какие каналы наиболее успешны для вашего бизнеса? Поделитесь в комментариях ниже.
Биография: Марк разделяет 44% букв, составляющих слово «маркетинг», поэтому его будущее было предопределено с раннего возраста. После непродолжительного, но прибыльного в финансовом плане выступления в роли Маколея Калкина, имитирующего знаменитость, Марк исполнил свое пророчество и присоединился к команде Mailshake в качестве маркетингового стратега.