Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
(…) Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
(…) Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и значения слова. Поскольку эти общие связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.
Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.
www.p-lib.ru
Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему и от общего к частному.
Индуктивный метод. При использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:
Преподаватель | Учащийся |
1 вариант | 1 вариант |
Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов. | Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера. |
2 вариант | 2 вариант |
Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения. | Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения. |
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий.
Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный метод. При использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:
Преподаватель | Ученик |
Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи. | Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них. |
Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
Так для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношения формы и значения слова. Поскольку эти общие основы связи можно выразить в форме моделей (схем, формул, законов, правил), то учащихся учат использовать эти модели. Такой подход позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и обучаемых, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы. Но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о дедуктивном и проблемно построенном рассказе, о репродуктивно или поисково построенной практической работе. Метод обучения — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения.
Замети, что в данной работе ограничен перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, следственного синтеза, учебной аналогии, выявление причинно-следственных связей.
Дедуктивный метод обучения | Методы обучения.
Дедуктивный метод обучения включает ориентированный на учителя подход к представлению нового содержания учащимся. Он начинается с предоставления учащимся правил вместе с примерами, за которыми следуют конкретные действия, чтобы они могли практиковаться. Этот метод подходит для медленно обучающихся, которым нужна четкая база для начала, а также они более привыкли к традиционному подходу. Читайте дальше, чтобы узнать больше о дедуктивных методологиях обучения.
Дедуктивный метод обучения
Этот метод обучения включает в себя три основных направления:
i. Планирование деятельности:
При этом учителя определяют концепцию, которую необходимо преподавать, чтобы обеспечить четкое понимание сути урока. Это поможет охватить все важные моменты, не упустив ни одного.
ii. Выполнение задания:
Это включает в себя установление связи между понятиями, которые преподавались на предыдущем занятии, и тем, что будет преподаваться сейчас. Учителя могут задавать учащимся вопросы, связанные с предыдущим уроком, чтобы оценить их понимание, прежде чем продолжить.
iii. Оценка деятельности:
Она включает в себя задавание вопросов, чтобы различать концепции и вопросы, относящиеся к отдельным темам, преподаваемым до сих пор. Это могут быть вопросы с несколькими вариантами ответов для проведения различия или вопросы с кратким ответом, которые следует объяснять соответствующими примерами. Это поможет учителям в оценке индивидуальных усилий учащихся. Любой, кто пропустил занятие, также может быть идентифицирован и ему/ей может быть уделено особое внимание.
Пример дедуктивного метода обучения:
Давайте рассмотрим ситуацию, когда в классе преподается новая грамматическая концепция. Во время обучения инструктор сначала объясняет концепцию и правила ее правильного использования. Затем используются различные способы, чтобы студенты могли практиковать эту концепцию. Например, учитель пишет простые предложения, чтобы объяснить правила употребления прошедшего и настоящего времени. После этого они раздают рабочие листы, в которых студентов просят преобразовать прошедшее время в настоящее время и наоборот.
Вот некоторые его недостатки:
i. Грамматика преподается изолированно.
ii. Меньше всего внимания уделяется смыслу.
iii. Практика этого вполне механическая.
Когда может быть полезен дедуктивный метод обучения?
Это может быть хорошей практикой обучения, когда:
i. Обучение сложному понятию.
ii. Студенты очень мотивированы.
iii. Студентов готовят к письменным экзаменам.
Преимущества дедуктивного метода обучения:
Преимущества дедуктивных методов обучения:
i. Студенты решают задачи быстрее и эффективнее.
ii. С помощью этого метода легко покрыть большинство материалов.
iii. Поощряется быстрое обучение, так как это короткий и экономящий время метод. При обучении математике решение задач требует меньше времени из-за заранее установленных формул.
iv. Это более эффективный метод в долгосрочной перспективе.
v. Поощряет студентов запоминать правила и полезен на этапе «практики и повторения».
VI. В этом методе обучения отсутствуют недостатки индуктивного подхода к обучению.
Недостатки дедуктивного метода обучения:
Вот некоторые недостатки этого метода:
i. Он не подходит для улучшения мыслительных способностей учащихся.
ii. Иногда новичкам может быть сложно понять абстрактную формулу из-за незнания различных конкретных примеров.
iii. Техника требует, чтобы учащиеся слепо запоминали множество формул, что может заставить их чувствовать себя перегруженными. Из-за этого они часто склонны забывать формулы. Неспособность вспомнить их во время экзамена делает все усилия тщетными.
iv. В конце концов, в этой технике память отдается приоритету над пониманием и интеллектом, что нецелесообразно с образовательной точки зрения.
Чем дедуктивный метод обучения отличается от индуктивного?
Индуктивный метод в основном включает обучение через наблюдение, в отличие от дедуктивного метода обучения, который включает в себя наблюдение за сделанными открытиями. В индуктивном обучении поток информации идет от частного к общему, но в случае дедуктивного обучения поток идет в обратном порядке (от общего к частному). Индуктивный метод более универсален, чем дедуктивный метод, который является более традиционным.
Метод дедуктивного обучения основан на точке зрения учителя, а индуктивное обучение основано на индивидуальной точке зрения. Для небольших групп подходит индуктивное обучение, но для больших групп лучше дедуктивное обучение.
Заключение
Обучение – это бесконечный процесс, и нужно всегда стремиться разучиться, научиться и переучиться новому со временем. Это обеспечит непрерывность процесса, но при этом учитель должен убедиться, что содержание донесено правильно и понятно. Учебные заведения по всему миру используют индуктивное и дедуктивное обучение, у которых есть свои преимущества и недостатки. Среди этих двух методов дедуктивный метод обучения лучше всего подходит для коротких уроков, поскольку он занимает меньше времени. Но участие студентов ограничено. Каким бы ни был метод, эффективное планирование и реализация должны быть главной целью достижения наилучших результатов.
Компания Teachmint стремится изменить будущее образования с помощью своих передовых инструментов LMS и ERP. С более чем 20+ модулями для образовательных учреждений, такими как управление приемом, система управления посещаемостью, управление эффективностью и многое другое; это меняет опыт преподавания и обучения.
Загрузите приложение Teachmint
здесь:
Индуктивное и дедуктивное обучение
Два очень разных и противоположных подхода к обучению — индуктивный и дедуктивный. Оба подхода могут иметь определенные преимущества, но самая большая разница заключается в роли учителя. В дедуктивном классе учитель проводит уроки, вводя и объясняя понятия учащимся, а затем ожидая, что учащиеся выполнят задания для отработки понятий; этот подход очень ориентирован на учителя. И наоборот, индуктивное обучение представляет собой гораздо более ориентированный на ученика подход и использует стратегию, известную как «замечание». Давайте подробнее рассмотрим различия между индуктивным и дедуктивным обучением и выясним, как замечание можно использовать на уроках иностранных языков, чтобы облегчить обучение учащихся.
Что такое дедуктивное обучение?
Дедуктивный подход к обучению больше ориентирован на учителя. Это означает, что учитель дает учащимся новое понятие, объясняет его, а затем предлагает учащимся попрактиковаться в использовании этого понятия. Например, при обучении новому грамматическому понятию учитель вводит это понятие, объясняет правила, связанные с его использованием, и, наконец, учащиеся будут практиковаться в использовании этого понятия различными способами.
По словам Боба Адамсона, «дедуктивный метод часто подвергается критике за то, что: а) он учит грамматике изолированно; б) мало внимания уделяется смыслу; в) практика часто носит механический характер». Однако в определенных ситуациях этот метод может оказаться приемлемым; например, при работе с высокомотивированными учащимися, преподавании особенно сложной концепции или при подготовке учащихся к написанию экзаменов.
Что такое индуктивное обучение? В отличие от дедуктивного метода, индуктивное обучение использует «замечание». Вместо того, чтобы объяснять данное понятие и сопровождать это объяснение примерами, учитель представляет учащимся множество примеров, показывающих, как используется это понятие. Цель состоит в том, чтобы учащиеся «заметили» на примерах, как работает концепция.
Используя приведенную выше грамматическую ситуацию, учитель может представить учащимся множество примеров для данного понятия, не давая никаких преамбул о том, как это понятие используется. Ожидается, что по мере того, как учащиеся увидят, как используется это понятие, они заметят, как оно должно использоваться, и определят грамматическое правило. В заключение к упражнению учитель может попросить учащихся объяснить правило грамматики в качестве окончательной проверки того, понимают ли они концепцию.
наверх
Как учителя могут помочь своим ученикам научиться «замечать»?В 1990-х годах исследователи изучали роль «замечания» грамматической конструкции в изучении этой структуры. Они предположили, что учащиеся должны были заметить структуру, чтобы сохранить ее в своей кратковременной или долговременной памяти. Хотя значение концепции для грамматического усвоения все еще обсуждается (см. http://www-writing.berkeley.edu/TESL-EJ/ej23/a2.html), общая ценность быстрого ответа на вопросы и наблюдения учащихся нельзя сбрасывать со счетов и ту роль, которую осознание и сознание играют в развитии металингвистического знания.
Что замечать?Замечание – это процесс осознания учащимися чего-то конкретного; как упоминалось выше в индуктивном подходе, замечание можно использовать для обучения грамматической концепции, когда учащимся даются примеры, и они приходят к пониманию правила, замечая, что общего у этих примеров. В более общей ситуации в классе замечание можно использовать по-разному:
- Когда учителя говорят на более продвинутом уровне, они дают учащимся постоянную возможность замечать различия между речью учителя и их речью. Таким образом, каждый учащийся может осознать различия в своем собственном темпе.
- Учителя могут предоставить учащимся возможность обращать внимание, просто развесив в классе плакаты на изучаемом языке. Как и прежде, когда ученики будут готовы заметить разницу, они ее заметят.
- Языковые лестницы (см. страницу «Функции языка») также предназначены для развития у учащихся навыков замечания. Как только они поймут, что означает каждая ступенька лестницы, они смогут понять, как все они сочетаются друг с другом и чем они отличаются.
наверх
Как учитель может решить, какой метод лучше всего подходит для данной темы?Как дедуктивные, так и индуктивные последовательности полезны для обучения концепциям, обобщениям, процессам и навыкам. Учитель должен решить, что выбрать, учитывая желаемые результаты обучения и состав класса. При выборе учитель должен учитывать ряд факторов:
Насколько персонализированным должно быть обучение? Учащиеся, как правило, более активно участвуют в процессе обучения и склонны к более активному участию, когда используется индуктивный подход. Если выбран дедуктивный подход, важно структурировать учебный опыт, чтобы опираться на предыдущий опыт и знания учащихся, а также обеспечить их активное участие.
Должен ли опыт обучения быть предсказуемым? Дедуктивный подход более предсказуем, потому что преподаватель выбирает информацию и последовательность изложения.
Какая глубина понимания и скорость запоминания желательны? Студенты, как правило, понимают и запоминают больше, когда обучение происходит индуктивно.
Сколько времени доступно для изучения материала? Дедуктивный подход быстрее и может быть эффективным способом обучения большому количеству фактов и конкретных понятий.