Метод эксперимент это в психологии: достоинства и недостатки, отличительная особенность

Содержание

6 популярных психологических экспериментов с участием детей

Разбор 6 психологических тестов, результаты которых актуальны и сейчас. Прилагаем видео экспериментов, чтобы вы могли сами убедиться в выводах исследователей и, возможно, пересмотреть свои взаимоотношения с детьми и подходы к воспитанию.

1. Зефирный тест

Один из самых известных психологических тестов с участием детей, который в 60-е годы провел кандидат психологических наук Уолтер Мишель. В эксперименте приняли участие несколько воспитанников Стэнфордского детского сада — от 4 до 6 лет.

Ведущий эксперимента заводил каждого ребенка в пустую комнату, сажал за стол и ставил перед ним тарелку с одной зефиркой. Главное условие теста — сдержаться и не съесть лакомство, пока ведущего не будет в комнате. Кто выполнит условие «договора», тот получит вторую зефирку. Кто не выдержит и съест сладость раньше времени, не получит ничего (ну, кроме уже съеденной зефирки). После этого ведущий выходил из комнаты на 20 минут. Здесь начинается самое интересное!

Практически все малыши в первую минуту пытались сдержать свои порывы (кроме одной участницы, которая почти целиком съела зефирку еще во время озвучивания условий): кто-то отворачивался от сладости, кто-то крутил ее в руках, нюхал, облизывал, а кто-то отковыривал маленькие кусочки и подъедал. Были те, кто спустя время поддавался соблазну, но некоторые дошли до конца и получили свою заслуженную награду — вторую зефирку.

Для чего это было нужно

Цель «зефирного теста» — проверить способность детей к самоконтролю и выяснить, как эта способность может влиять на их будущую взрослую жизнь. Позже исследователи изучили уровень образования и достатка повзрослевших детей и выяснили, что у испытуемых, которые сумели сдержаться и получили вторую зефирку, жизнь складывалась благополучнее.

2. Карие и голубые глаза

Этот психологический эксперимент в 1970 году провела учительница Джейн Эллиотт с учениками третьего класса. Для этого женщина поделила класс на группы — на кареглазых и голубоглазых. В первый день эксперимента Элиотт сказала всем ребятам, что группа с голубыми глазами лучше, умнее и привилегированнее группы кареглазых. Первым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, они могли получать дополнительную порцию еды на ланч и задерживаться на перемене. Учительница хвалила голубоглазых за успехи. Кареглазым же в это время запрещалось играть с ребятами из другой группы, пить с ними из одного фонтанчика с водой. Их отсадили на задние парты и вдобавок повесили на них темные воротнички.

Результаты появились мгновенно. Голубоглазые стали делать заметные успехи в учебе, увереннее себя чувствовать, но при этом задирали и обижали кареглазых. Последние же стали тихими и забитыми, перестали справляться с простыми заданиями.

На следующий день Элиотт провела тот же эксперимент, но поменяла роли групп. Ситуация повторилась: теперь «привилегированные» кареглазые почувствовали уверенность и стали обижать и унижать голубоглазых, которые в свою очередь притихли и превратились в подавленных детей.

Джейн прекратила эксперимент. Она обсудила с ребятами произошедшее и выяснила, что дети усвоили урок и стали иначе относиться к теме расизма и дискриминации. В конце концов ребята просто обнялись и закончили враждовать.

Для чего это было нужно

Элиотт задумала провести этот эксперимент под впечатлением от убийства Мартина Лютера Кинга. Она хотела наглядно продемонстрировать детям, как устроен расизм и дискриминация.

3. Каменное лицо

Исследование провел психолог Эдвард Троник. В нем приняли участие мамы и их маленькие дети. В первой части эксперимента исследователь попросил родителей пообщаться и поиграть с малышами так, как они привыкли, проявлять привычные эмоции. В такие моменты дети вели себя расслабленно, спокойно взаимодействовали с мамами, смеялись, улыбались.

Затем исследователь попросил мам отвернуться от детей на пару секунд, обернуться с «каменным», безэмоциональным лицом и безучастно смотреть на них. Малыши считывали это моментально. Сначала они просто пытались продолжить играть, тянули руки к маме, всячески привлекали внимание, а потом начинали капризничать и громко плакать, выражая протест.

Но стоило мамам вновь вернуть «эмоциональность», дети мгновенно переключались, забывали об истериках и приходили в себя.

Для чего это было нужно

Эксперимент показал, что привязанность и стремление к установлению контакта с людьми — базовые потребности человека с рождения. Это ярко отображает разница реакций малышей на радостную, эмоциональную маму и на ее «каменное» лицо. Для малыша страшнее всего оказаться брошенным. И ощущает он это не только при физическом отсутствии мамы, но и при ее эмоциональной холодности и отрешенности.

4. Обе белые

Социально-психологический тест про черные и белые пирамидки впервые появился в фильме «Я и другие», снятом в 1971 году на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым.

Для эксперимента были выбраны четыре ребенка: трое заранее знают правила эксперимента, а четвертый — единственный испытуемый — не догадывается, в чем суть. Перед ребятами выставляют две пирамидки — одна черного цвета, другая — белого. Подготовленные дети предупреждены: в любой ситуации нужно говорить, что обе фигуры — белые, даже если это не так. Поэтому, когда ведущая спрашивает: «Какого цвета пирамидки?», — они по очереди отвечают, что пирамидки белые. Очередь доходит до четвертого участника. Как правило, все испытуемые соглашались со мнением большинства, и тоже с уверенностью говорили, что фигурки белые, но потом признавались, что ответили так из-за слов остальных ребят.

Аналогичный эксперимент был проведен со взрослыми. Несмотря на опыт, образование и интеллект, испытуемые чаще всего поддавались мнению большинства и также называли обе пирамидки белыми.

Для чего это было нужно

Этот классический тест на внушаемость показал, что человек может менять свое собственное мнение или намеренно искажать реальную ситуацию под воздействием мнения большинства. Все это по большей части происходит потому, что люди не хотят отличаться от других и стремятся быть «своими» в группе.

5. Сладкая или соленая каша

Тест из того же фильма «Я и другие», и по содержанию он примерно похож на «пирамидки». В эксперименте участвуют четыре ребенка. Только на этот раз никто из них заранее не предупрежден об условиях теста, и перед ними не пирамидки, а тарелка с кашей. Она разделена на пять участков: четыре части посыпаны сахаром, пятый — солью. Ведущая предлагает каждому ребенку по очереди попробовать кашу и сказать — сладкая она или соленая. Понятно, что четверо участников говорят, что каша сладкая (ведь им дают попробовать из подслащенных участков). Выбор в этом случае за последним ребенком, которому предлагают соленую часть. Ему нужно принять решение — передать свои реальные ощущения (сказать, что он съел соленую кашу) или поддаться мнению остальных.

Для чего это было нужно

Все то же самое, что и с пирамидками. Еще один тест на внушаемость и способность человека настоять на своем или поменять мнение под воздействие большинства из-за неосознанного желания «быть как все», не выделяться.

6. Кукла Бобо

В 60-е годы психолог Альберт Бандура решил провести эксперимент — копируют ли дети агрессивное поведение взрослых, и если копируют, то насколько сильно.

Исследователь отобрал 72 ребенка (36 мальчиков и 36 девочек) от 3 до 6 лет — воспитанников детского сада при Стэнфордском университете.

Перед началом теста экспериментатор и воспитатель просто последили за малышами и посмотрели, как они взаимодействуют с окружающим миром. Это нужно было, чтобы оценить степень их агрессивности для более точных результатов основного эксперимента. Затем детей разделили на 8 экспериментальных групп (по 6 детей в каждой) и выделили одну контрольную из 24 детей по возрасту, полу и уровню агрессивности.

Каждого участника заводили в одну комнату со взрослым и сажали наблюдать за происходящим. Часть детей из экспериментальных групп наблюдала за агрессивным поведением. Сначала взрослый спокойно играл с конструктором в углу, а потом начинал бить клоуна руками, молотком, пинать его и подбрасывать, садиться на него верхом. Другая часть исследуемых наблюдала за агрессивным и не агрессивным поведением (взрослый просто играл с конструктором) человека своего пола, а еще одна часть — за агрессивным и не агрессивным поведением человека противоположного пола. Контрольная группа не наблюдала ни за кем, но также принимала участие в экспериментальной ситуации.

После этого детей по очереди заводили в другую, «промежуточную», комнату. Там ребенку показывали множество красивых игрушек, но как только он входил во вкус (примерно через 2 минуты), ему запрещали с ними играть. Этот этап проводился для того, чтобы пробудить в детях агрессию. После чего их переводили в третью игровую. Там находился тот самый клоун Бобо, игрушечный молоток, пистолет, конструктор и куча других игрушек.

В итоге оказалось, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, проявляли большую жестокость и агрессию по отношению к Бобо, чем остальные. А испытуемые, которые следили за неагрессивным поведением, спокойнее всех вели себя при взаимодействии с куклой.

Еще несколько наблюдений: дети больше копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного, а мальчики чаще девочек имитировали физическую агрессию.

Для чего это было нужно

Эксперимент доказал, что дети часто копируют модели поведения, которые видят у взрослых. И проявление агрессии может быть не врожденной, а приобретенной чертой.

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2.1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3. 3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на

наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др. ). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.  Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    
Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты.
    Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать.

Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Экспериментальная психология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Экспериментальный метод: примеры и преимущества

Экспериментальный метод: примеры и преимущества | StudySmarter

Выберите свой язык

Предлагаемые языки для вас:

Немецкий (DE)

Дойч (Великобритания)

Европа

  • английский (DE)
  • английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Экспериментальный метод

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Lerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken

    Jetzt kostenlos anmelden

    Nie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.

    Jetzt kostenlos anmelden

    Ключевой целью психологии является изучение и понимание психологических явлений. Обычно это делается с помощью процесса, называемого экспериментальным методом . Экспериментальный метод в психологических исследованиях пытается исследовать причинно-следственную связь между переменными. Важнейшим аспектом экспериментального метода является то, что он следует «научной рутине», чтобы увеличить шансы на установление достоверные и надежные результаты. Как вы можете ожидать от всех видов исследований, у экспериментального метода в психологических исследованиях есть много преимуществ и недостатков.

    Экспериментальный метод — это исследовательский процесс, который включает в себя следование научным рекомендациям для проверки гипотез и установления причинно-следственных связей между переменными.

    • Чтобы начать изучение метода эксперимента, мы начнем с краткого обзора элементов, из которых состоит исследование.
    • Затем мы перейдем к обсуждению экспериментального метода в психологических исследованиях.
    • В завершение обсудим преимущества и недостатки экспериментального метода в психологии.

    Чтобы исследование соответствовало научному методу, его результаты должны быть доступны для наблюдения после тщательно спланированного исследования, freepik.com/biscotto.design

    Экспериментальный метод исследования

    экспериментальный метод в психологических исследованиях, давайте кратко рассмотрим, каковы основные компоненты, из которых состоят научные исследования.

    Гипотезы и переменные

    Гипотеза является важным компонентом исследования. Гипотеза формируется в начале эксперимента с целью заявить, что исследователь ожидает найти в своем исследовании. Гипотеза важна, потому что она используется для определения того, подтверждают ли результаты психологические теории или опровергают их.

    Гипотеза h — это конкретное проверяемое утверждение об ожидаемых результатах после сравнения двух (или более) переменных.

    В гипотезе должны быть указаны переменные, изучаемые в исследовании.

    Независимая переменная (IV) — это переменная, которую исследователь манипулирует/изменяет в своем исследовании. Это та переменная, которую, по мнению исследователя, эти изменения в IV вызовут изменение зависимой переменной (DV).

    DV — это наблюдаемая и измеряемая переменная. DV рассматривается как эффект , вызванный изменениями в IV.

    Существуют и другие типы переменных, например внешние переменные, переменные-участники и ситуационные переменные. Это переменные, которые могут вызвать изменения в DV. В идеале, психологическое исследование, которое следует научному методу, не должно иметь переменных такого типа. Однако почти невозможно контролировать каждую потенциальную переменную, которая не должна влиять на DV.

    Этапы экспериментального метода в психологических исследованиях

    Экспериментальный метод имеет стандартизированную процедуру и несколько фиксированных шагов, которые обычно выполняются в лабораторная установка .

    1. Определите интересующую тему/исследование и сформулируйте гипотезу.
    2. Определите IV и DV, определите план и тип эксперимента, а также определите, как измерять IV и DV, т.е. самооценка, наблюдения и т. д.
    3. Подготовьте материалы, необходимые для исследования, и наберите участников с помощью соответствующего метода выборки.
    4. Проведите эксперимент в тщательно спланированной научной манере, соберите данные и проанализируйте результаты статистически.
    5. Напишите лабораторный отчет, оцените исследование и дайте предложения по дальнейшим исследованиям.

    Пример экспериментального метода

    Ниже описано гипотетическое исследование, чтобы показать, как экспериментальный метод используется в психологических исследованиях.

    1. Исследователи изучили ранее опубликованные работы о влиянии кофеина на время реакции. Исследователи предположили, что употребление кофеина повлияет на время реакции, основываясь на предыдущих выводах.
    2. Исследователи определили время реакции как DV и кофеин как IV; они решили провести исследование в лабораторных условиях.
    3. Следующий этап включал подготовку теста, измеряющего время реакции, и участники были случайным образом распределены по трем группам (напиток с высоким содержанием кофеина, напиток с низким уровнем кофеина и без кофеина).
    4. Затем исследование было проведено таким образом, чтобы предотвратить снижение надежности и валидности исследования.
    5. Результаты исследования были оформлены в правильном психологическом формате.

    Существует несколько этапов и требований к исследованию, которое следует за экспериментальным методом в психологии, freepik.com/pch.vector

    Особенности экспериментального метода

    Существуют три основных требования к исследованию, которое следует за экспериментальным методом.

    1. Эмпирический
    2. Надежный
    3. Действительный

    Теперь мы обсудим каждый из них и определим, как исследователи могут попытаться убедиться, что их исследования соответствуют этим требованиям.

    Исследования следует рассматривать как эмпирические. Эмпирическое исследование означает, что результаты должны отражать объективные факты, наблюдаемые исследователем, а не его субъективное мнение.

    Следующее требование, надежность, важно, так как оно гарантирует, что результаты исследований непротиворечивы во времени, в различных ситуациях, условиях и применительно к другим людям. Когда исследование считается надежным, считается, что результаты исследования репрезентативны для населения и могут быть применены к реальным условиям.

    Надежность означает, насколько последовательны результаты эксперимента. Если результаты одинаковы, когда одна и та же процедура проводилась в разных случаях, в разных условиях или с участием разных участников, то результаты будут считаться надежными.

    Активное тестирование одного и того же исследования с использованием одной и той же методологии, но в разные дни, условия и время или с использованием разных выборок используется для определения надежности исследования.

    Третье требование к исследованиям, которые следуют экспериментальному методу, — достоверность.

    Валидность — это то, насколько хорошо тест измеряет то, для чего он предназначен.

    Валидность важна, потому что, если исследователь на самом деле не измеряет то, что, по их утверждению, он измеряет, тогда результаты не точны и не могут быть точно интерпретированы или применены. Например, если тест утверждает, что измеряет тип личности, но вместо этого измеряет уровень эмоций, он не может быть действительным тестом.

    Исследователь должен убедиться, что его субъективное мнение не влияет на методологию исследования и анализ, чтобы гарантировать достоверность исследования. Исследователи могут попытаться бороться с этим с помощью:

    • Случайное распределение : Участники случайным образом распределяются в экспериментальную или контрольную группу; это используется для того, чтобы индивидуальные различия не вызывали результатов.

    • Одиночный/двойной слепой метод: Исследователь не знает, в каком экспериментальном состоянии находятся участники. Это не позволяет исследователю давать подсознательные намеки, которые могут повлиять на поведение участников.

    Исследования, в которых это не используется, могут измерять искусственные ответы участников, поэтому результаты могут считаться недействительными.

    Чтобы исследование было признано достоверным, субъективное мнение исследователя не должно влиять на его методологию и анализ, freepik.com/rawpixel.com

    Типы экспериментальных методов в психологии: экспериментальные планы

    экспериментальные/контрольные условия важны для обеспечения достоверности исследования. План эксперимента — это разные способы разделения участников на разные условия/группы IV. Существуют различные типы экспериментальных проектов.

    Дизайн независимой группы (IGD)

    IGD — это когда разные участники назначаются для каждого условия.

    При исследовании влияния сна на время реакции при использовании IGD у вас будет одна группа с меньшим количеством сна (4 часа) и одна группа с большим количеством сна (11 часов), и результаты между двумя группами будут сравниваться.

    Преимущества этой схемы заключаются в том, что она требует меньше времени, чем альтернативные методы. Поскольку для каждого условия используются разные участники, у участников меньше шансов угадать гипотезу, и изменение их поведения и эффектов порядка не является проблемой.

    Однако недостатки этого плана заключаются в том, что исследователю необходимо привлечь больше участников по сравнению с другими планами. Кроме того, существует повышенная вероятность того, что индивидуальные различия повлияют на результаты.

    Схема повторных измерений (RMD)

    RMD – это когда одни и те же участники используются во всех условиях.

    RMD можно использовать при выяснении того, лучше ли участники запоминают информацию из обучающих видео или из чтения книг. Исследование будет включать проверку памяти после просмотра обучающего видео и после прочтения книги. Каждый участник будет протестирован в обоих условиях.

    Преимущества этого дизайна заключаются в том, что индивидуальные различия не повлияют на результаты исследования, поскольку каждый участник тестируется в обоих условиях, и может потребоваться набор меньшего количества участников по сравнению с IGD.

    Напротив, недостатком этой схемы является более высокий риск влияния эффектов порядка на результаты. Это идея о том, что порядок тестируемых условий может повлиять на результаты исследования.

    Конструкция согласованных пар (MPD)

    MPD — это когда участники в каждом состоянии сопоставляются по определенным переменным, относящимся к исследованию, например. пол, возраст, коэффициент умственного развития и т. д.

    Преимущества MPD заключаются в том, что нет возможности влияния порядка, поскольку каждое условие имеет различный набор участников, и меньше риск того, что индивидуальные различия повлияют на результаты, поскольку участники были сопоставлены на такие переменные.

    Недостатки этой схемы заключаются в том, что сопоставление участников может быть трудным, дорогостоящим и трудоемким процессом.

    Преимущества и недостатки экспериментального метода в психологии

    Перейдем к обсуждению преимуществ и недостатков экспериментального метода в целом.

    Преимущества экспериментального метода

    • Экспериментальный метод дает исследователям высокий уровень контроля, поскольку они выбирают IV и DV, способ их измерения и процедуру исследования. Это означает, что исследования, вероятно, будут иметь высокую валидность.
    • Стандартизированные процедуры позволяют воспроизвести эксперименты и проверить их надежность.
    • Экспериментальный метод позволяет установить причинно-следственные связи, что и является целью психологических исследований.
    • Выводы этих экспериментов позволяют использовать их в реальном мире.

    Недостатки экспериментального метода

    • Результаты подвержены человеческим ошибкам и субъективности, например. предвзятость исследователя, предвзятость социальной желательности, эффекты порядка и т. д., и поэтому может быть трудно строго придерживаться экспериментального метода.
    • Процедура экспериментального метода может быть трудоемкой и дорогостоящей.
    • Может включать практические задачи, напр. некоторыми переменными может быть трудно манипулировать или измерять.
    • Посторонние переменные иногда невозможно контролировать, что может снизить достоверность исследования и его результатов.
    • На поведение участников может влиять исследователь или условия эксперимента.

    Экспериментальный метод — основные выводы

    • Экспериментальный метод — это исследовательский процесс, который включает в себя соблюдение научных рекомендаций для проверки гипотез и установления причинно-следственных связей между переменными.
    • Есть три важных требования к научным исследованиям, которые следуют экспериментальному методу; это то, что исследование должно быть эмпирическим, надежным и достоверным.
    • Планы экспериментов, используемые в психологических исследованиях, включают план независимых измерений, план повторных измерений и план согласованных пар.
    • Существуют преимущества и недостатки экспериментального метода в психологии.

    Часто задаваемые вопросы об экспериментальном методе

    Пять этапов экспериментального метода:

    1. Определите интересующую тему/исследование и сформулируйте гипотезу.
    2. Определите IV и DV, определите план и тип эксперимента, а также определите, как измерять IV и DV, т.е. самооценка, наблюдения и т. д.
    3. Подготовьте материалы, необходимые для исследования, и наберите участников с помощью соответствующего метода выборки.
    4. Проведите эксперимент в тщательно спланированной научной манере, соберите данные и проанализируйте результаты статистически.
    5. Напишите лабораторный отчет, оцените исследование и дайте предложения по дальнейшим исследованиям.

    Некоторые известные исследователи, использовавшие экспериментальный метод в психологических исследованиях, — это эксперимент Лофтуса и Палмера (1974) по проверке точности свидетельских показаний, исследование конформизма Аша (1951) и эксперимент послушания Милгрэма (1963).

    Квазиэкспериментальный метод подобен экспериментальному в том, что он проверяет, как изменения независимой переменной влияют на зависимую переменную.

    Разница между двумя типами экспериментального метода заключается в том, что квазиэкспериментальные методы не распределяют участников по контрольной и экспериментальной группам случайным образом, в отличие от экспериментального метода.

    Экспериментальный метод — это исследовательский процесс, который включает в себя следование научным рекомендациям для проверки гипотез и установления причинно-следственных связей между переменными.

    Основные преимущества экспериментального метода:

    • Экспериментальный метод дает исследователям высокий уровень контроля, поскольку они выбирают IV и DV, способ их измерения и процедуру исследования. Это означает, что исследования, вероятно, будут иметь высокую валидность.
    • Благодаря стандартизированным процедурам эксперименты можно воспроизвести и проверить их надежность.
    • Экспериментальный метод позволяет установить причинно-следственные связи, что и является целью психологических исследований.

    • Выводы этих экспериментов позволяют использовать их в реальном мире.

    Заключительный тест по экспериментальному методу

    Тест по экспериментальному методу — Teste dein Wissen

    Вопрос

    Каково определение экспериментального метода?

    Показать ответ

    Ответ

    Экспериментальный метод — это исследовательский процесс, который включает в себя следование научным рекомендациям для проверки гипотез и установления причинно-следственных связей между переменными.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы три основные особенности экспериментального метода?

    Показать ответ

    Ответ

    Исследования должны быть эмпирическими, надежными и достоверными.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что означает IV и каково его определение?

    Показать ответ

    Ответ

    Независимая переменная (IV) — это переменная, которую исследователь манипулирует/изменяет в своем исследовании. Это переменная, которую, по мнению исследователя, эти изменения в IV вызовут изменение в зависимой переменной (DV).

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что означает DV и каково его определение?

    Показать ответ

    Ответ

    Зависимая переменная (DV) — DV — это наблюдаемая и измеряемая переменная. DV рассматривается как эффект, вызванный изменениями независимой переменной.

    Показать вопрос

    Вопрос

    На что влияют посторонние переменные?

    Показать ответ

    Ответить

    Показать вопрос

    Вопрос

    Можно ли считать исследование достоверным, если было обнаружено, что на него влияет множество посторонних переменных?

    Показать ответ

    Ответить

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какие методы используются для повышения достоверности исследований?

    Показать ответ

    Ответ

    • Случайное распределение: участники случайным образом распределяются в экспериментальную или контрольную группу; это используется для того, чтобы индивидуальные различия не вызывали результатов.
    • Одиночный/двойной слепой метод: Исследователь не знает, в каком экспериментальном состоянии находятся участники. Это не позволяет исследователю давать подсознательные намеки, которые могут повлиять на поведение участников.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое независимый групповой дизайн?

    Показать ответ

    Ответ

    Дизайн независимых групп — это когда к каждому условию назначаются разные участники.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое план повторных измерений?

    Показать ответ

    Ответ

    Схема повторных измерений — это когда участник тестируется во всех условиях эксперимента.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое план подобранных пар?

    Показать ответ

    Ответ

    План подбора пар пола, возраста, IQ и т. д. другому человеку, который будет проходить тестирование в другом состоянии.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы недостатки экспериментального метода?

    Показать ответ

    Ответ

    • Результаты могут быть вызваны человеческим фактором и субъективностью, т.е. предвзятость исследователя, предвзятость социальной желательности, эффекты порядка и т. д., и поэтому может быть трудно строго придерживаться экспериментального метода.
    • Процедура экспериментального метода может быть трудоемкой и дорогостоящей.
    • Может включать практические задачи, напр. некоторыми переменными может быть трудно манипулировать или измерять.
    • Посторонние переменные иногда невозможно контролировать, что может снизить достоверность исследования и его результатов.
    • На поведение участников может влиять исследователь или условия эксперимента.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы преимущества экспериментального метода?

    Показать ответ

    Ответ

    • Экспериментальный метод дает исследователям высокий уровень контроля, поскольку они выбирают IV и DV, способ их измерения и процедуру исследования. Это означает, что исследования, вероятно, будут иметь высокую валидность.
    • Благодаря стандартизированным процедурам эксперименты можно воспроизвести и проверить их надежность.
    • Экспериментальный метод позволяет установить причинно-следственные связи, что и является целью психологических исследований.
    • Выводы этих экспериментов позволяют использовать их в реальном мире.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Можно ли использовать экспериментальный метод для определения наличия причинно-следственной связи между переменными?

    Показать ответ

    Ответить

    Показать вопрос

    Вопрос

    Что такое гипотеза?

    Показать ответ

    Ответ

    Гипотеза – это конкретное проверяемое утверждение об ожидаемых результатах после сравнения двух (или более) переменных.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Допустимо ли, чтобы исследования, основанные на научном методе, основывались на субъективном мнении исследователей?

    Показать ответ

    Ответить

    Показать вопрос

    Вопрос

    Каковы пять основных этапов экспериментального метода?

    Показать ответ

    Ответ

    1. Определите интересующую тему/исследование и сформулируйте гипотезу.
    2. Определите IV и DV, определите план и тип эксперимента, а также определите, как измерять IV и DV, т.е. измерение самоотчета, наблюдения и т. д.
    3. Подготовьте материалы, необходимые для исследования, и наберите участников с помощью соответствующего метода выборки.
    4. Проведите эксперимент в тщательно спланированной научной манере, соберите данные и проанализируйте результаты статистически.
    5. Напишите лабораторный отчет, оцените исследование и дайте предложения по дальнейшим исследованиям.

    Показать вопрос

    Вопрос

    Какие три различных схемы можно использовать в экспериментальном методе?

    Показать ответ

    Ответ

    План независимых измерений, план повторных измерений и план согласованных пар.

    Показать вопрос

    Подробнее об экспериментальном методе

    Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

    Не нужно жульничать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

    Учебный план

    Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

    Тесты

    Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

    Карточки

    Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

    Заметки

    Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

    Учебные наборы

    Все учебные материалы в одном месте.

    Документы

    Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

    Study Analytics

    Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

    Еженедельные цели

    Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

    Умные напоминания

    Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

    Награды

    Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

    Волшебный маркер

    Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

    Интеллектуальное форматирование

    Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *