Метод эксперимента в психологии достоинства и недостатки: достоинства и недостатки, отличительная особенность

Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением

Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по социальной психологии:

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:

  1. Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же – на получение практического эффекта.
  2. Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные – направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.
  3. Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте – целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов.

При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.

Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии

Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:

  • Сущность метода наказания
  • Проблемное обучение
  • Содержание семейного воспитания
  • Задачи факторного анализа в педагогике
  • Школи гуманістичного виховання
  • Феномены группового сознания и группового давления. Комформность, конформизм, нонконформизм
  • Сімейне виховання в різні періоди розвитку суспільства
  • Закономірності педагогічного процессу
  • Интервью как метод социальной психологии: виды, подготовка, проведение
  • Суспільне виховання

Наблюдение


Скачать 76,5 Kb.

страница1/12
Дата09.01.2020
Размер76,5 Kb.
#130152

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12

Связанные:
тема 3 методы психодиагностики

    Навигация по данной странице:
  • Наблюдение

ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Использование наблюдения в психологической диагностике: понятие, виды, особенности, условия проведения

Наблюдениецеленаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Виды:


В зависимости от объекта наблюдения противопоставляют друг другу два вида:

  • интроспекцию (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь), т. е. самонаблюдение. В современной психо­логии это, скорее, способ познания личностью себя, страте­гия самоанализа внутреннего мира, чем полноценный метод научного исследования. Дело в том, что подобные проце­дуры отличаются чрезмерным субъективизмом. Кроме того, само осознание актов интроспекции уже приводит к иска­жению естественного течения эмоциональных реакций, познавательных процессов и иных аспектов психической жизни;

  • внешнее наблюдение, т.е. за другими объектами. Оно бывает 
    прямое 
    и косвенное. Последнее относится к случаям, когда изучается не само поведение, а его последствия. Например, пыль на книгах рассматривается как показатель частоты их использования, содержимое мусорного ведра указывает на особенности питания семьи и т.д.

По времени исследования различают наблюдение:

  • однократное, единичное, производимое только один раз;

  • периодическое, осуществляемое в течение опреде­ленных промежутков времени;

  • лонгитюдное (от англ.  longitude — долговременный), характеризующееся особой протяженностью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

  • сплошным, когда исследователь обращает свое вни­мание в равной степени на все доступные ему объекты;

  • выборочным, когда его интересуют лишь определен­ные параметры поведения или типы поведенческих реак­ций (например, частота проявлений агрессии, время взаи­модействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.п.).

По специфике регистрации данных различают наблюдение:

  • констатирующее, где задача исследователя заключа­ется в четкой фиксации наличия и характеристик значимых форм поведения, сборе фактов;

  • оценивающее, где исследователь сравнивает факты «о степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:

  • свободное, или поисковое, которое хотя и связано с определенной целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. В нем допустимо изменение предмета иссле­дования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

  • структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отсту­плений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены едино­образные способы регистрации и анализа данных. Подоб­ное наблюдение обычно применяется там, где от исследо­вателя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые.
    Тем самым, разумеется, сужается поле наблюдения, но возрас­тает сопоставимость полученных результатов.

По условиям организации различают наблюдение:

  • полевое, которое проводится в условиях, являющихся обычными для изучаемых объектов. При этом исследова­тель не должен каким-либо образом пытаться иницииро­вать ожидаемые феномены или влиять на их естественное течение;

  • лабораторное, которое происходит в искусственно организованной ситуации, где созданы предпосылки для проявлений изучаемого феномена во всей полноте;

  • спровоцированное в естественных условиях, кото­рое предполагает, что исследователь сам создает нужную ситуацию, но в дальнейшем не вмешивается в обычный ход событий.

Скачать 76,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12


База данных защищена авторским правом ©www. psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Преимущества и недостатки типов экспериментов

  • Создано: 10ELIROB
  • Создано: 27-04-16 17:08

Преимущества

  • Лаборатория – можно контролировать влияние смешанных и посторонних переменных.
  • Лаборатория. Эксперименты должны быть легко воспроизводимы из-за строгих условий и контроля.
  • Лаборатория — Причинно-следственные связи легко установить благодаря минимизации посторонних переменных.
  • Поле — можно измерить причинно-следственные связи, манипулируя IV, но это может быть сложно.
  • Поле — Экологически допустимо, поскольку менее искусственно, чем в лабораторных экспериментах.
  • Характеристики Field-Demand легче избежать, потому что участники могут не знать, что они участвуют в исследовании, а также, если участники находятся в своей естественной среде, они будут вести себя более естественно.
  • Natural-Ethical- изучение неманипулируемых переменных, манипулировать которыми было бы неэтично.
  • Естественные характеристики спроса — поведение более естественное — участники могут не знать, что они участвуют в исследовании.
  • Естественный — Менее искусственный, чем лабораторные эксперименты, поэтому имеет экологическую ценность.
  • Квази-Проводится в контролируемых условиях
  • Квази-обобщаемые и экологически обоснованные

Недостатки

  • Лаборатория – искусственная, следовательно, не соответствует требованиям экологической безопасности
  • Лаборатория. Характеристики спроса могут оказывать влияние, поскольку участники могут вести себя так, как, по их мнению, хотят от них исследователи.
  • Иногда используется лабораторный обман, поэтому он может быть неэтичным
  • Управление без полей, так как посторонние переменные могут с большей вероятностью повлиять на результаты
  • Field- Участники, которые не дали согласия на участие, могут испытывать стресс и не могут быть допрошены, что является неэтичным.
  • Естественно-причинно-следственные связи трудно установить, потому что нет манипуляций с IV, и другие переменные могут иметь влияние.
  • Иногда используется естественный обман, что затрудняет информированное согласие, поэтому может быть неэтичным.
  • Естественное сообщество может быть идентифицировано, поэтому конфиденциальность может быть скомпрометирована.
  • Квази- Невозможно случайным образом распределить участников по каждому условию — посторонние переменные могут повлиять на результаты.
  • Квази- Трудно установить причинно-следственную связь, потому что IV не подвергается прямому манипулированию.

Оценка

Лабораторный эксперимент — единственный, не имеющий экологической обоснованности, но лучший для установления причинно-следственных связей. Квази-эксперименты утрачивают экологическую валидность, но из-за того, что IV не подвергается манипуляциям, причинно-следственные связи установить действительно трудно.

  • Психология
  • Методы и приемы исследования
  • AS
  • AQA

Неэкспериментальные исследования: обзор и преимущества

Маркетинг

В традиционных экспериментальных исследованиях переменные тщательно контролируются исследователями в лабораторных условиях. В неэкспериментальном исследовании нет переменных, которые наблюдатель мог бы контролировать напрямую.

Адам Р.

на

22 марта 2023 г.

 

Неэкспериментальное исследование 

Неэкспериментальное исследование получило свое название из-за отсутствия независимой переменной, участвующей в тестировании. Вместо этого исследователи пытаются взять прошлые события и пересмотреть их; анализируя их для получения новой информации и приходя к новым или подтверждающим выводам.


В традиционных экспериментальных исследованиях переменные тщательно контролируются исследователями в лабораторных условиях. В неэкспериментальном исследовании нет переменных, которые наблюдатель мог бы контролировать напрямую. Вместо этого перед исследователями ставится задача проанализировать сложившийся контекст, чтобы придумать собственную интерпретацию событий.

Хотя применение неэкспериментальных исследований ограничено, существует несколько ключевых областей, в которых исследователь может найти применение такой методологии полезной.

Характеристики неэкспериментального исследования

Эти ключевые характеристики неэкспериментального исследования отличают его от других распространенных методов:

  • Подавляющее большинство этих исследований проводится с использованием предшествующих событий и прошлого опыта.
  • Этот метод не связан с установлением связей между переменными.
  • Собранное исследование не оказывает прямого влияния на изучаемые события.
  • Этот тип тестирования не влияет на изучаемые явления.

 

Типы неэкспериментальных исследований

Существует три основных формы неэкспериментальных исследований. К ним относятся: 

Исследование с одной переменной

Исследование с одной переменной включает обнаружение одной переменной и попытку различить новое значение этих событий. Вместо того, чтобы пытаться выявить взаимосвязь между двумя переменными, этот тип исследования направлен на более глубокое понимание конкретной проблемы — часто для того, чтобы можно было провести дальнейшее тестирование.

Одним из примеров исследовательского проекта с одной переменной может быть изучение того, как высоко может прыгнуть средний человек. В этом случае исследователи предлагали участникам сделать 3 попытки подпрыгнуть в воздух как можно выше из положения стоя; Затем исследователи усредняли 3 попытки в одно число. В этом случае исследователи не пытаются связать переменную 90 145 высоты прыжка 90 146 с какой-либо другой информацией. Все, что касается исследования, — это измерение среднего количества прыжков человека.

Корреляционное и квазиэкспериментальное 

Корреляционное исследование включает измерение двух или более представляющих интерес переменных при незначительном или полном отсутствии контроля над самими переменными. В квазиэкспериментальном методе исследователи изменяют независимую переменную, но не вербуют и не контролируют участников эксперимента. Примером может служить исследователь, который запускает кампанию, призывающую людей бросить курить в одном городе, а затем сравнивает эти результаты с городами, где нет программы запрета курения.

Качественное исследование

Метод качественного исследования направлен на получение ответов на сложные вопросы и включает письменное документирование опыта и событий. В отличие от количественного метода исследования, который связан с фактами и достоверными данными, качественный метод можно использовать для сбора информации по широкому кругу жизненно важных тем.

Преимущества неэкспериментальных исследований 

Неэкспериментальные проекты могут открыть ряд выгодных исследовательских возможностей. К преимуществам относятся:

  • Неэкспериментальные исследования можно использовать для анализа событий, произошедших в прошлом.
  • Универсальность модели позволяет наблюдать множество уникальных явлений.
  • Этот метод исследования намного доступнее, чем экспериментальный.

Недостатки неэкспериментальных исследований 

Ограничения неэкспериментальных исследований:

  • Эти ограниченные выборки не представляют большую совокупность.
  • Исследование можно использовать только для наблюдения за одной переменной.
  • Предвзятость исследователя или ошибка в методологии могут привести к неточным результатам.

Эти недостатки можно смягчить, применяя неэкспериментальный метод к правильным ситуациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *