Метод естественных последствий // ОПТИМИСТ
≡ 26 Январь 2020
Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection
Этот педагогический прием рекомендовал еще великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Впрочем, многие родители пользуются им интуитивно.
Прежде всего он применим в тех ситуациях, когда ваш «цветок жизни» совершил какой-либо неблаговидный поступок. Как помочь ребенку почувствовать, что он был неправ? Можно, например, повременить с ликвидацией последствий. Если четырехлетний малыш в который раз опрокинул на себя чашку с питьем, не кидайтесь сразу его переодевать. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее.
Если ваш сын потерял мяч или сломал велосипед, просто не спешите с покупкой новых вещей. Пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед, убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию… Это научит его быть бережливее.
Метод естественных последствий служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребенка. Это касается и медлительных детей.
Если из-за своей несобранности ребенок опоздает на интересную экскурсию или не успеет подготовиться к приходу гостей, то в другой раз воспоминания о фиаско заставят его мобилизоваться. Хотя бы в рамках тех возможностей, которыми его наделила природа. Однако у метода «естественных последствий» есть определенные нюансы.
1 0н годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих.
2 Последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя, чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. Но вряд ли будет эффективно ждать, пока комната малыша ясельного возраста полностью зарастет грязью и он поймет важность поддержания порядка. А вот со старшеклассником уже можно поставить такой эксперимент.
3 Последствия должны быть очевидны для ребенка. Говорить трехлетке: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор», — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим, более полезным.
4 Наблюдая, как ребенок испытывает на себе «естественные последствия», не злорадствуйте. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией», пусть он немного подождет. Более старшему объясните, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться, не кидаясь сразу же ему на помощь. Но и не будьте слишком занудливы, не переусердствуйте в многочисленных «вот видишь». Он видит, не сомневайтесь.
5 И, конечно же, вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий. Только тогда наказание станет справедливым жизненным уроком, а не обернется горькой обидой на родителей.
Метки: воспитание • дети • интересно • люди • метод • последствия • поступки
Комментарии:
метод естественных последствий — mamasha_hru — LiveJournal
Очень популярная в современной воспитологии вещь: «метод естественных последствий».
Метод предполагает, что ребёнок должен учиться на своих ошибках. Собственный негативный опыт стоит больше чем десяток (сотня, тысяча) родительских наставлений. Это понятно, просто и эффективно. И не надо стоять у ребёнка над душой и капать при этом на мозги. В принципе – да. Много раз да! Но по мере роста собственного чады, понимаю что не всё так радужно.
В методе естественных последствий есть один хитрый подвох, дети его ясно чувствуют, но не могут в нем разобраться, а тем более уличить взрослых.
Дело в том, что ребёнок очень рано начинает понимать: одни и те же действия на практике могут иметь самые разнообразные последствия. В зависимости от сопутствующих обстоятельств. Так, если каждый день бросать с крыши бутылку, то один раз она мирно улетит в кусты, а другой раз упадёт кому-то под ноги. А на третий срикошетит от водостока и разобьется на балконе. Или застрянет в ветках дерева. А на четвёртый раз придёт дворник, отберёт бутылку и надерёт всем уши.
Перебегая дорогу можно попасть под машину, а можно и не попасть. Прыгая с дерева можно подвернуть ногу, можно сломать ногу, можно сломать шею, а можно ничего не сломать и даже не удариться ни разу. Причём мама на прыганье с дерева отреагирует не по результатам прыганья, а в зависимости от своей усталости, настроения и неприятностей на работе. То есть естественных последствий у любого действия огромное множество. И наступление негативных последствий – это всего лишь один из возможных вариантов, а никак не закон жизни.
Да, есть случаи, когда негативные последствия наступают немедленно и практически неизбежно. Так, от хватания горячего утюга практически неизбежно наступает ожог. Но в таких случаях гораздо эффективнее и безопаснее провести с ребёнком показательный эксперимент на тему «что будет, если…», чем дожидаться естественных последствий в виде ожога. И уж тем более ни одна мать не станет дожидаться естественных последствий перебегания дороги или свешивания с балкона.
Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше негативные последствия его действий сказываются не на нём самом, а на родителях или окружающих. Ну что за горе пятилетнему ребёнку от утопленной мобилки? Или. Подросток прыгал с дерева и вывихнул ногу. Нога перестала болеть через 2 часа. А мать вынуждена отпрашиваться с работы и иметь кучу неприятностей. Непосредственные, наглядные и убедительные последствия для ребёнка наступают слишком редко и нельзя полагаться только на них. Родители вынуждены устраивать ребёнку искусственно созданные неприятности, которые собственно и суть – наказания.
Еще один пример недопустимых, хотя и вполне естественных последствий. Малыш изрезал собственные зимние сапоги. Естественное последствие в данном случае – ребёнок гуляет босиком или не гуляет вообще. Но ему, разумеется, купят новые сапоги, а в качестве «естественных последствий» демонстративно не купят вон ту большую красивую машинку. Так не честнее ли наказать ребёнка, и взять ответственность на себя, чем прикрываясь «методом естественных последствий» свалить всё на малыша?
В качестве иллюстрации к методу естественных последствий часто рисуют такую картину: ребёнок вопреки возражениям/прямым запретам родителей утащил свою тарелку с супом в гостиную (к телевизору) и там нечаянно разлил его на ковёр. Естественное последствие накоенного — чистка ковра провинившимся. Но допустим, в это момент друзья зовут сына на ответственную футбольную встречу. Вопрос – идти на принцип и заставлять чистить ковёр немедленно или отложить чистку на два часа? Предположим, пошли на принцип и заставили чистить немедленно. Но ребёнок не дурак. Он прекрасно понимает, что остался без футбола не потому что разлил суп, а потому, что родителям попала под хвост педагогическая вожжа… А разрешили отложить? Что ж, то что можно отложить на два часа, можно отложить и до вечера. И до завтра. А потом свернуть ковёр и отнести его в чистку. Родители лукавят убеждая ребёнка, что действует схема «нашкодил → убрал за собой». На самом деле схема куда сложнее: «нашкодил →имеет место грязный ковёр →родители недовольны →родители полагают , что ребёнок должен убрать за собой →ребёнок убрал (потому что иначе будут санкции)» Конечно он не держит в голове эту схему, но интуитивно догадывается о существовании промежуточных звеньев. Мало того, понимает, что именно они играют ключевую роль. В данном случае ключевую роль играет недовольство родителей. А степень этого самого недовольства зависит не столько от действий ребёнка, сколько от всяких попутных взрослых обстоятельств. Да, некоторые продвинутые родители умеют миновать стадию недовольства и остается голый педагогический принцип. Но стоит вообразить на месте принципиальных родителей беспринципную бабушку, готовую без звука убирать за любимым внуком, как сразу становится понятно – уборка, это естественно последствие родительских установок. А естественное последствие разлитого супа – это грязный ковер. И не более.
Иногда в качестве «естественного последствия» предлагается оставить ребёнка без обеда. Мол, разлил суп – всё. Супа больше нет. Однако это справедливо, только если супа действительно больше нет. И другой еды тоже больше нет. В противном случае невыдача еды – это тоже следствие родительского принципа.
Та же ситуация с невыдачей подростку дополнительных карманных денег, в случае их досрочной растраты. Подросток останется без денег не потому что он их растратил, а потому что родители не выдадут дополнительные деньги. Из принципа. Это не значит, что родители не правы, и деньги нужно дать, супом накормить и за ребёнком всё убрать. Но не нужно выдавать эти совершенно справедливые санкции за «естественные последствия». Хочется сразу заметить – не стоит преподносить эти санкции и в качестве классического наказания. По принципу: Ах так! Ну получи фашист гранату! Лучше всего если родительские требования будут заранее установленными правилами, согласно которым живёт семья. Тогда лишение супа/денег/мультиков и других радостей, а также общественные работы на благо семьи не будут восприниматься как блажь тиранов-самодуров. Но это конечно при условии адекватного набора правил. Если вместо него в семье действует единое правило «кто не слушается родителей, тот немедленно огребает по самое немогу», то все педагогические тонкости идут погулять до вправления мозгов родителям.
Итак, возвращаясь к методу естественных последствий. Сам по себе метод, как и всякий инструмент, не плох и не хорош сам по себе. Всё зависит от грамотности его применения. Есть ситуации, когда именно он является самым эффективным. Например в классической ситуации «Оденься, ты замерзнешь» Конечно лучше один раз дать ребёнку основательно замерзнуть, чем иметь 150 скандалов на эту тему. Но этот метод имеет ряд существенных ограничений. Естественные негативные последствия, которые родители могут сознательно допустить, должны быть а) настоящими, а не сфабрикованными самими родителями, б) не нести угрозы жизни и здоровью ребёнка, в) не причинять серьёзного ущерба имуществу, г) не вызывать крупных неприятностей у родителей д) не ущемлять интересы окружающих. И еще. е) не делать родителей … вот, не подберу правильного слова. Лучше пример приведу. Ребёнок до поздней ночи писал в школу реферат. И утром его дома забыл. Мама, к примеру, имеет возможность этот реферат принести ребёнку в школу, не далеко. Но мама решает, что самое время воспитывать в сыне аккуратность и собранность. Методом естественных последствий. Не собрал портфель с вечера – заимел в школе кучу неприятностей. Наглядно, убедительно, и соответствует требованиям «а – д» . Но ясно же , что мама в данном случае поступает, как раньше говорили «не по товарищески». Возможно ребёнок действительно начнёт собирать портфель с вечера, но вот мамин имидж пострадает. Техническая победа, но проигрыш по очкам.
Таким образом, когда речь идет о методе естественных последствий в качестве основного подхода в воспитании ребёнка, для меня это звучит как использование чеснокодавилки в качестве основного инструмента на кухне. Ну… можно конечно… но на практике чеснокодавилкой удобно делать только одно. Правильно. Давить чеснок.
Естественная дисциплина — лучшая дисциплина
Моя дочь-подросток должна быть дома не позднее 11 часов в школьный вечер. Но на Хэллоуин прошлой осенью она не появлялась до часу ночи и даже не звонила. Я был расстроен.
Мы с ней регулярно разговариваем на эту тему. Она знает свою мать, и мне нужно знать, что она в безопасности. И ей, конечно, нужно поспать. В ту ночь Хэллоуина она мало что получила, так как на следующий день у нее была школа.
На следующее утро я сказал ей, что ее поведение неприемлемо. Я был очень зол, поэтому воздержался от принятия каких-либо решений о последствиях. Я сказал ей, что мы обсудим все через несколько дней на выходных.
А потом произошло нечто мощное. Оказалось, что мне никогда не нужно было просчитывать какие-либо последствия, потому что природа позаботилась обо всем за меня.
Моя дочь занимается бегом по пересеченной местности, а бегунам нужен сон. Их производительность сильно страдает, если они этого не понимают.
Чемпионат лиги по кроссу прошел в пятницу после Хэллоуина. Моя дочь должна была выиграть гонку, но она проиграла. Она просто не могла заставить свое тело двигаться так, как ей хотелось.
«Я не могу этого сделать!»
Я стоял примерно в 800 ярдах от конца трассы, когда она ахнула: «Я не могу этого сделать». Действительно, ее время было намного медленнее, чем в ее предыдущих гонках. Она была расстроена и разочарована в себе.
В субботу утром мы были на кухне, и я объявил ей: «Дорогая, я решил, что тебя больше не нужно наказывать за то, что ты допоздна не ходил в прошлый вторник».
«Что вы имеете в виду?» она спросила. — Ты меня совсем не наказал.
«Я тебя не наказывал, но ты уже понес наказание», — ответил я. Она вопросительно посмотрела на меня.
«Вчера ты действительно хотел выиграть эту гонку, не так ли?»
— Да, — ответила она с некоторой болью на лице. — Я действительно знал.
«Ну, а почему ты думаешь, что ты был медленнее? Может быть, это как-то связано с тем, что ты недосыпал на прошлой неделе, особенно ночью во вторник.
«Ты так думаешь?» — спросила она, а потом еще подумала и согласилась. — Да, наверное, ты прав.
— Я думаю, ты уже достаточно наказан, — говорю я.
— Да, — сказала она без намека на удовлетворение.
Наказание как естественное следствие
Эта история напоминает мне высказывание французского философа Жан-Жака Руссо о дисциплине: «Наказание как наказание никогда не должно применяться к детям, но всегда должно происходить с ними как естественное следствие их дурного поступка». », — писал он в своем знаменитом произведении « Эмиль ». 1
Естественная дисциплина не всегда возможна, но когда она возможна, мы должны максимально использовать ее. Классический пример естественной дисциплины на работе — это когда ребенок учится не прикасаться к горячей плите,… прикасаясь к горячей плите. Урок выучен!
Вот некоторые другие сценарии, в которых естественная дисциплина может быть уместной:
- Когда ваш шестилетний ребенок плохо обращается с кем-то, вы можете помочь ему определить и извлечь уроки из естественных последствий его действий для его отношений с этим другим человеком. .
- Когда ваш 12-летний ребенок ломает что-то в доме во второй раз, возможно, она могла бы заплатить или внести средства, чтобы заменить это.
- Ваш девятилетний ребенок умолял съесть целую упаковку мороженого. Может, тебе стоит попробовать позволить ему. Чему он может научиться у что опыт?!
Эти идеи могут подходить или не подходить для вашей ситуации. Но я надеюсь, что заставил вас задуматься: как вы можете чаще использовать естественную дисциплину? Когда это возможно, это лучший вид.
Нравится то, что вы только что прочитали?
Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получать одну новую статью каждую неделю, адаптированную к возрасту вашего ребенка. Просто введите свой адрес электронной почты ниже и нажмите «Подписаться».
Естественная дисциплина — лучшая дисциплина
- Жан-Жак Руссо, Эмиль, или Об образовании , с. 101.
Руссо – Вопросы воспитания и семейного многообразия
Диана Лэнг
Рисунок 1. Фотография картины Бугро: «Невинность»В восемнадцатом веке взгляды Жан-Жака Руссо начали менять практику воспитания. Руссо утверждал, что детей были невинными по своей природе (не грешными, как считал Гоббс), слабыми и легко поддающимися искушению. Он считал, что люди рождаются чистыми до тех пор, пока взаимодействие с окружающей средой не оказывает негативного влияния на их развитие. [1] Руссо также считал, что дети нуждаются в защите от детского труда и негативных влияний цивилизации.
Работа Руссо считается первым отчетом о развитии детства благодаря его акценту на взрослении и стадиях развития: [2]
- Детство (от 0 до 12 лет): дети руководствуются простыми импульсами и просто реагируют на свое окружение.
- До подросткового возраста (от 12 до 16 лет): у детей начинает развиваться разум и они способны понимать более абстрактные идеи.
- Половое созревание и взрослость (16 лет и старше): дети превращаются во взрослых, которые могут ориентироваться в обществе и его моральных проблемах.
На этих этапах были разработаны рекомендации, в которых изложены «соответствующие развитию» методы воспитания и образования. В работе Руссо также подчеркивалась важность игры и обучения в раннем детстве: [3]
«Когда ребенок запускает воздушного змея, он тренирует глаз и руку на точность; когда он бьет волчок, он увеличивает свою силу, используя его, но ничему не учась. Я иногда спрашивал, почему детям не даются те же игры на ловкость, что и мужчинам; теннис, торговый центр, бильярд, стрельба из лука, футбол и музыкальные инструменты. Мне сказали, что некоторые из них им не по силам, что для других органы чувств ребенка недостаточно развиты. Они не кажутся мне вескими причинами; ребенок не так высок, как мужчина, но носит такое же пальто; Я не хочу, чтобы он играл нашими киями за бильярдным столом высотой в три фута; Я не хочу, чтобы он слонялся среди наших игр или носил одну из наших ракеток в своей маленькой ручке; но пусть играет в комнате, окна которой защищены; сначала пусть он использует только мягкие мячи, пусть его первые ракетки будут деревянными, затем пергаментными и, наконец, из кишки, в зависимости от его успехов».