Метод естественных последствий — Психологос
За свои решения ребенок должен платить сам, обучаясь на собственных ошибках. Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативными последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения. На собственных ошибках. Он учится при этом ответственности.
Если ребенок не поел — никто позже подкармливать его не будет, он останется голодным.
Если ваш ребенок не делает то, что нужно, часто существует лишь одно естественное последствие: Вы должны негрубым физическим воздействием ему в этом «помочь». Когда семимесячный младенец крутится во время одевания памперса, вы его придерживаете. Когда двухлетка приближается к опасному месту, вы берете его и уносите. Отказывается трехлетка идти по лестнице в направлении спальни? Его можно толкать в правильном направлении, тянуть или нести.
В нашей семье вопрос «добровольно или силой?» стал поговоркой. Способ применения силы по всей видимости был для наших детей не очень то и страшен, иначе моя шестилетняя дочка не так часто бы спрашивала: «Мамочка, я сегодня себя хорошо вела. Не могла бы ты меня силой отвести в постель?» Иногда эта «помощь» не так уж и легка. Часто связана с криком и плачем наших детей. У нас появляется ощущение, что мы применяем насилие и навязываем нашу волю. В таких ситуацих особенно сложно сохранять спокойствие и не потерять над собой контроль. Но именно это и является решающим.
В следующей таблице представлено типичное поведение и возможные логические последствия:
Все логические последствия результативны только при одном условии: «Пусть за вас говорят ваши действия, но не слова.»
Вполне можно подталкивать ребенка, спокойно и уверенно, в сторону двери, пока вы при этом молчите или лишь коротко оповещаете: «Я помогу тебе дойти до ванны».
Желание хорошенько наорать при этом очень велико: «Каждый вечер одно и то же! Я уже сыт по горло! Ты можешь хоть раз сам дойти до ванны? Все нервы мне измотал.» Вы замечаете, как легко срываются с наших губ подобные фразы? Вы не замечали, что бессловесные поступки оказываются гораздо действенней?До тех пор, пока вы сопровождаете свои действия по воспитанию ругательствами или упреками, у вас мало что получится.
Еще некоторые примеры подобных часто употребляемых, но излишних комментариев:
В этих примерах молчание – золото. А вот комментарии превращают логическое последствие уже в наказание. Все недостатки типичных родительских ошибок проявляются тут. Промолчать тяжело, но без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Часто имеет смысл позволить наступить логическим последствиям плохого поведения, чем заранее предупреждать о них.
Представьте себе, мама Сабрины уже вначале игры скажет: «Если ты опять начнешь плакать, я прекращу с тобой играть». Или отец Томаса, накрывая на стол: «Если ты снова прольешь сегодня молоко, будешь убирать сам». Или мама Каролы объвляет заранее: «Если ты ничего сейчас не съешь, до самого ужина ничего больше не получишь». Родители подчеркивают нежелательное поведение еще до того, как оно проявилось. Молчание тут подходит гораздо больше. Если вы вообще что-то говорите, то не забывайте следующее правило:
Подчекивайте логические последствия хорошего поведения. Акцентируйте внимание на позитивном.
«Если ты успокоишься, то можешь сама выбрать себе прическу». «Если ты сейчас поторопишься, ты успеешь еще вовремя прийти в школу». «Если ты будешь играть спокойно, мы сможем доиграть до конца». «Если ты вовремя дойдешь до туалета, то тебе не надо будет переодеваться так часто, и целый день ты будешь носить сухую одежду».
Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания — естественный (еще его называют методом «естественных последствий», а впервые его описал Жан-Жак Руссо).
Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей «игровой» свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать: «Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж (то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для «автопарка» место), будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».
Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок. Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный: сначала — ругань и скандал на тему «Вечно ты все теряешь! Не буду тебе больше игрушек покупать! И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину!», а потом, без перехода: «Вот тебе твоя машинка! Сам зашвырнул, а мама ищи!», и под занавес — вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение.
Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа: «Осторожно! Разольешь!» В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам: «Не разолью». И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы холодным, липким соком. Как в данном случае поступить вам?!
Ваши действия могут быть следующими:
— Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему: «Ведь я же тебе говорила! А ты маму не слушал!» и т.
— «Облился-таки? Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, — потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу — очень занята!» Все. Занавес.
Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!
А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное «преступлению». А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом.
Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это описано в статье. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом. Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной.
Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: «Я же тебе говорила!» Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о «мокром деле». Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.
Инструкция по применению
- Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможные травмы, пожары, наводнения не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
- Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними «Чупа-чупсами», в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сластей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
- «Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.
- Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что «организовано» самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой «воспитательной» ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
- Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то «состава преступления» здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.
Метод естественных последствий // ОПТИМИСТ
≡ 26 Январь 2020
Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection
Этот педагогический прием рекомендовал еще великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Впрочем, многие родители пользуются им интуитивно.
Прежде всего он применим в тех ситуациях, когда ваш «цветок жизни» совершил какой-либо неблаговидный поступок. Как помочь ребенку почувствовать, что он был неправ? Можно, например, повременить с ликвидацией последствий. Если четырехлетний малыш в который раз опрокинул на себя чашку с питьем, не кидайтесь сразу его переодевать. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее.
Если ваш сын потерял мяч или сломал велосипед, просто не спешите с покупкой новых вещей. Пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед, убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию… Это научит его быть бережливее.
Метод естественных последствий служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребенка. Это касается и медлительных детей.
Если из-за своей несобранности ребенок опоздает на интересную экскурсию или не успеет подготовиться к приходу гостей, то в другой раз воспоминания о фиаско заставят его мобилизоваться. Хотя бы в рамках тех возможностей, которыми его наделила природа. Однако у метода «естественных последствий» есть определенные нюансы.
1 0н годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих.
2 Последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя, чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. Но вряд ли будет эффективно ждать, пока комната малыша ясельного возраста полностью зарастет грязью и он поймет важность поддержания порядка. А вот со старшеклассником уже можно поставить такой эксперимент.
3 Последствия должны быть очевидны для ребенка. Говорить трехлетке: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор», — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим, более полезным.
4 Наблюдая, как ребенок испытывает на себе «естественные последствия», не злорадствуйте. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией», пусть он немного подождет. Более старшему объясните, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться, не кидаясь сразу же ему на помощь. Но и не будьте слишком занудливы, не переусердствуйте в многочисленных «вот видишь». Он видит, не сомневайтесь.
5 И, конечно же, вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий. Только тогда наказание станет справедливым жизненным уроком, а не обернется горькой обидой на родителей.
Метки: воспитание • дети • интересно • люди • метод • последствия • поступки
Комментарии:
Естественная дисциплина — лучшая дисциплина
Моя дочь-подросток должна быть дома не позднее 11 часов в школьный вечер. Но на Хэллоуин прошлой осенью она не появлялась до часу ночи и даже не звонила. Я была расстроена.
Мы с ней регулярно разговариваем на эту тему. Она знает свою мать, и мне нужно знать, что она в безопасности. И ей, конечно, нужно поспать. В ту ночь Хэллоуина она мало что получила, так как на следующий день у нее была школа.
На следующее утро я сказал ей, что ее поведение неприемлемо. Я был очень зол, поэтому воздержался от принятия каких-либо решений о последствиях. Я сказал ей, что мы обсудим все через несколько дней на выходных.
А потом произошло нечто мощное. Оказалось, что мне никогда не нужно было просчитывать какие-либо последствия, потому что природа позаботилась обо всем за меня.
Моя дочь занимается бегом по пересеченной местности, а бегунам нужен сон. Их производительность сильно страдает, если они этого не понимают.
Чемпионат лиги по кроссу прошел в пятницу после Хэллоуина. Моя дочь должна была выиграть гонку, но она проиграла. Она просто не могла заставить свое тело двигаться так, как ей хотелось.
«Я не могу этого сделать!»
Я стоял примерно в 800 ярдах от конца трассы, когда она ахнула: «Я не могу этого сделать». Действительно, ее время было намного медленнее, чем в ее предыдущих гонках. Она была расстроена и разочарована в себе.
В субботу утром мы были на кухне, и я объявил ей: «Дорогая, я решил, что тебя больше не нужно наказывать за то, что ты допоздна не ходил в прошлый вторник».
«Что вы имеете в виду?» она спросила. — Ты меня совсем не наказал.
«Я тебя не наказывал, но ты уже понес наказание», — ответил я. Она вопросительно посмотрела на меня.
«Вчера ты действительно хотел выиграть эту гонку, не так ли?»
— Да, — ответила она с некоторой болью на лице. — Я действительно знал.
«Ну, а почему ты думаешь, что ты был медленнее? Может быть, это как-то связано с тем, что ты недосыпал на прошлой неделе, особенно ночью во вторник.
«Ты так думаешь?» — спросила она, а потом еще подумала и согласилась. — Да, наверное, ты прав.
— Я думаю, ты уже достаточно наказан, — говорю я.
— Да, — сказала она без намека на удовлетворение.
Наказание как естественное следствие
Эта история напоминает мне высказывание французского философа Жан-Жака Руссо о дисциплине: «Наказание как наказание никогда не должно применяться к детям, но всегда должно происходить с ними как естественное следствие их дурного поступка». », — писал он в своем знаменитом произведении « Эмиль ». 1
Естественная дисциплина не всегда возможна, но когда она возможна, мы должны максимально использовать ее. Классический пример естественной дисциплины на работе — это когда ребенок учится не прикасаться к горячей плите,… прикасаясь к горячей плите. Урок выучен!
Вот некоторые другие сценарии, в которых может быть уместна естественная дисциплина:
- Когда ваш шестилетний ребенок плохо обращается с кем-то, вы можете помочь ему определить и извлечь уроки из естественных последствий его действий для его отношений с этим другим человеком. .
- Когда ваш 12-летний ребенок ломает что-то в доме во второй раз, возможно, она могла бы заплатить или внести средства, чтобы заменить это.
- Ваш девятилетний ребенок умолял съесть целую упаковку мороженого. Может, тебе стоит попробовать позволить ему. Чему он может научиться у что опыт?!
Эти идеи могут подходить или не подходить для вашей ситуации. Но я надеюсь, что заставил вас задуматься: как вы можете чаще использовать естественную дисциплину? Когда это возможно, это лучший вид.
Нравится то, что вы только что прочитали?
Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получать одну новую статью каждую неделю, адаптированную к возрасту вашего ребенка. Просто введите свой адрес электронной почты ниже и нажмите «Подписаться».
Естественная дисциплина — лучшая дисциплина
- Жан-Жак Руссо, Эмиль, или Об образовании , с. 101.
Руссо – Вопросы воспитания и семейного многообразия
Диана Лэнг
Рисунок 1. Фотография картины Бугро: «Невинность»В восемнадцатом веке взгляды Жан-Жака Руссо начали менять практику воспитания. Руссо утверждал, что детей были невинными по своей природе (не грешными, как считал Гоббс), слабыми и легко поддающимися искушению. Он считал, что люди рождаются чистыми до тех пор, пока взаимодействие с окружающей средой не оказывает негативного влияния на их развитие. [1] Руссо также считал, что дети нуждаются в защите от детского труда и негативных влияний цивилизации.
Работа Руссо считается первым отчетом о развитии детства благодаря его акценту на взрослении и стадиях развития: [2]
- Детство (от 0 до 12 лет): дети руководствуются простыми импульсами и просто реагируют на свое окружение.
- До подросткового возраста (от 12 до 16 лет): у детей начинает развиваться разум и они способны понимать более абстрактные идеи.
- Половое созревание и взрослость (16 лет и старше): дети превращаются во взрослых, которые могут ориентироваться в обществе и его моральных проблемах.
На этих этапах были разработаны рекомендации, в которых изложены «соответствующие развитию» методы воспитания и образования. В работе Руссо также подчеркивалась важность игры и обучения в раннем детстве: [3]
«Когда ребенок запускает воздушного змея, он тренирует глаз и руку на точность; когда он бьет волчок, он увеличивает свою силу, используя его, но ничему не учась. Я иногда спрашивал, почему детям не даются те же игры на ловкость, что и мужчинам; теннис, торговый центр, бильярд, стрельба из лука, футбол и музыкальные инструменты. Мне сказали, что некоторые из них им не по силам, что для других органы чувств ребенка недостаточно развиты. Они не кажутся мне вескими причинами; ребенок не так высок, как мужчина, но носит такое же пальто; Я не хочу, чтобы он играл нашими киями за бильярдным столом высотой в три фута; Я не хочу, чтобы он слонялся среди наших игр или носил одну из наших ракеток в своей маленькой ручке; но пусть играет в комнате, окна которой защищены; сначала пусть он использует только мягкие мячи, пусть его первые ракетки будут деревянными, затем пергаментными и, наконец, из кишки, в зависимости от его успехов».
- Дети рождаются невинными, и воздействие определенных обстоятельств приводит к их негативному поведению.
- Родители должны были ограждать детей от негативных обстоятельств и взаимодействий.