Метод генетический в психологии: Что такое генетический метод исследования в психологии с примерами

Содержание

Что такое генетический метод исследования в психологии с примерами

В отличии от других методов изучения психических явлений, таких как наблюдение, эксперимент, тестирование, о генетическом методе знают далеко не все. Многим не ясно, как и когда он используется и в чем его суть.

В этой статье:

Место генетического метода в общей методологииСуть метода простыми словамиПримеры использования генетического методаВажность генетического метода для психологииГены и психология

Новости СМИ2

Место генетического метода в общей методологии

Фото автора Darina Belonogova: Pexels

Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.

Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:

  • организационные методы – способы организации исследования;
  • эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
  • различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
  • интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.

Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.

Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.

Суть метода простыми словами

Генетический метод сосредотачивает внимание на том, как развивается конкретное явление, то есть:

  • изначальные предпосылки появления и развития явления;
  • динамика и этапы развития этого явления;
  • за счет чего происходит развитие и изменение явления;
  • механизм перехода от одной стадии развития к другой;
  • описание характерных признаков, которые присутствуют на той или иной стадии развития;
  • влияние явления на личность в целом и на ее конкретные проявления в частности;
  • последствия этого явления.

Важно учитывать, что любые методы в психологии подразумевают изучение как человека, так и любого другого живого существа, но в этой статье речь будет идти о людях.

Цель генетического метода – показать, что любое психическое явление нужно рассматривать в динамике. Оно не статично, увеличивается как по количественным показателем, то есть увеличивается количество его составляющих, но и по качественным – появляются новообразования, новые свойства.

Характерная особенность генетического метода в том, что он имеет два подвида:

Методы психологического исследования

  • онтогенетический – изучения явления в рамках развития конкретного человека;
  • филогенетический – изучение явления в рамках эволюции в целом.

Примеры использования генетического метода

Лучше всего понимание этого метода приходит, если его рассматривать с точки зрения простых жизненных примеров, а не «закапываться» в научной терминологии, которая кажется расплывчатой, оторванной от реальности.

Онтогенетический метод

Многие даже не догадываются, как часто сталкиваются с генетическим методом в своей психологической практике. Например, изучение агрессии у подростка. Говоря простыми словами, объект изучения – агрессивное поведение. Субъект – подросток. Чтобы понять причины агрессии и наметить пути коррекционной работы, нужно понять, каковы признаки проявления агрессии, условия, в которых она проявляется.

А еще важно проследить, с чего началось агрессивное поведение. Когда впервые возникло, как развивалось, динамика перехода от одной стадии к другой. Какие условия усугубляли ее проявление на той или иной стадии развития агрессивного поведения. Изучение всего этого – онтогенетический метод.

Этот метод позволяет изучать не только отрицательные психические явления, но и положительные. Например, альтруизм, эмпатию. К примеру, изучение самостоятельности человека всегда начинается с детства, с его отношений с матерью, с того, как ребенок прошел или не прошел кризис трех лет, какие у него выстраивались отношения с окружающими в подростковом возрасте и так далее.

Также генетический метод всегда присутствует в любых возрастных периодизациях. Например, в теории психосоциального развития Эриксона, в которой описывается развитие тех или иных проявлений психики на разных этапах жизни человека – от младенчества до старости.

Или теория развития личности согласно Фрейду, когда психика проходит различные стадии развития: оральная, анальная, латентная и так далее.

Филогенетический метод

Филогенетический метод позволяет изучать любое явление с точки зрения эволюции человечества, начиная от простейших форм. Развитие психики всегда изучалось в рамках генетического подхода, от ее ранних стадий, до поздних, где выделялись:

Giphy
  • сенсорная стадия развития психики, присущая всем живым организмам;
  • перцептивная стадия, которая есть у животных;
  • интеллектуальная стадия, которая есть у высших приматов, дельфинов и многих других;
  • сознательная психика, которая присуща человеку.

Но, даже филогенетический способ изучения имеет практическую основу в психологической работе с конкретной личностью. Так, ту же самую агрессию можно изучать, как способ выживания индивида, сформированный эволюционно и обусловленный теорией естественного отбора Дарвина.

Зная механизмы ее формирования, стадии, обусловленность, можно понять, почему подросток проявляет агрессию, как защитный механизм. Найти причины, почему он вынужден защищаться и изменить их, а также научить подростка более адаптивным способам взаимодействия с окружающими. 

Важность генетического метода для психологии

Генетический метод проявляется в трех, условно разделенных, способах изучения:

  • кризисный способ – изучение явления через его развитие и прохождение различных кризисных этапов, например, периодизация детского развития Эльконина;
  • способ обнаружения стадий развития, например, теория интеллектуального развития Пиаже;
  • способ обнаружения системообразующего фактора – когда есть конкретное психическое явление, обуславливающие развитие личности в целом, например, в рамках пирамиды потребностей Маслоу, или теории ведущей деятельности у ребенка.   

Таким образом, генетический метод вносит огромный вклад в психологию. Он позволяет изучить развитие конкретного психического явления, стадии его формирования, признаки, влияние, которое оно оказывает на личность, предпосылки появления.

Все это важно не только для помощи конкретной личности. Генетический метод позволяет в целом определять, как будет проходить дальнейшее развитие определенных явлений и как они повлияют на жизнь человека. Также генетический метод позволяет заметить, что какое-то проявление психики отклоняется от нормального развития. И своевременно провести коррекционную работу, чтобы последствия этого отклонения не были фатальными.

Гены и психология

Психологию и медицину долгое время разграничивали. Пока терапевты изучали симптомы заболевания, а травматологи делали рентгеновские снимки, психолог просто беседовал с пациентом, пытаясь выявить корень проблемы и решить ее.

Только недавно появилось такое понятие, как психогенетика. То есть теперь на помощь психологическим исследованиям приходит генетика. Более того, исследование показывает, что генетические подходы в психологической работе нельзя отбрасывать. Психическое заболевание не возникает само по себе.

Ген (последовательность ДНК) оказывает влияние на развитие и поведение человека, формирование клеток организма, нейронов мозга и т.д. Соответственно, генетика, конечно, не полностью, но в значительной степени влияет на личность. В том числе играет важную роль и в психических расстройствах.

Однако не все так просто. Психологу необходимо определенное знание генетических и психологических заболеваний. Ведь психологические расстройства – это не один вид, а большая группа патологий, имеющие определенный набор симптомов. Например, шизофрения, депрессия, биполярное расстройство, умственная отсталость и др. Для каждого отклонения генетический вклад разный.

Кроме того, сюда относятся детские травмы, потеря близкого человека, неблагоприятные жизненные обстоятельства и прочие потрясения, которые не имеют отношения к генетике. Следовательно, их нужно исключить, чтобы понять происхождение нарушений психики.

Изучение и анализ развития и изменения психики человека с точки зрения биологического вида и конкретной особи – это то, чем генетический метод. Один из методов изучения психологических явлений.

Причем, под генетическим методом подразумевается тоже целый процесс. Это организация исследований, анкетирование, наблюдение, беседа, эксперимент и другие методы, помогающие получить конкретный результат. Также сюда относятся различные способы обработки и интерпретации полученных данных.

Интересно, что еще некоторое время назад психологическая проблема никак не связывалась с генетическими факторами. Считалось, что человек меняется лишь под воздействием внешних обстоятельств. До тех пор, пока не стали исследовать и изучать близнецов и приемных детей. Так называемый близнецовый метод и метод приемных детей доказали, что наследственность играет ключевую роль в формировании человека.

Близнецовый метод показал, что ребенок, в данном случае близнец, наследует все – от основных психологических черт до физиологии. Но если близнецы – это скорее такая отрасль изучения, как биология, то приемные дети – это социальный эксперимент.

Например, долгое время исключали роль генетики в возникновении такой болезни, как шизофрения. Считалось, что в развитие болезни было виновато воспитание, окружающая среда и т.п. Генетическими методами было как раз доказано, что дети и родители похожи примерно на 50%, а в остальном сказывается воспитание в приемной семье, школа и т.п.

Наука выделяет два основных подхода в генетическом методе. Онтогенетический (индивидуальный) подход обращает внимание на генетические нарушения в развитии организма. Например, объект нарушений – это агрессия. Тогда ученый или психолог будут заниматься тем, чтобы выявить причину агрессия, определить признаки и т.п.

Этот подход может рассматривать не только отрицательное психологическое явление, но и положительное. Также в любой возрастной периодизации присутствует генетический метод.

Суть филогенетического подхода – выявление явлений и отклонений психики с точки зрения эволюции человечества. То есть это в некотором роде исторический принцип. Этот подход изучает мышление, поведение и особенности психики, присущие всем живым организмам. А также интеллект и его уровень, которым наделены высшие приматы и другие существа.    

Работа над этим методов велась многими учеными. Например, экспериментально-генетический метод разработал Л. С. Выготский, а вопрос о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования выдвинул швейцарский психолог Жан Пиаж.

Важность этого направления в психологии заключается в том, что метод позволяет выявлять различные кризисные этапы жизни человека, получать информацию, анализировать стадии развития. А главное – помогать эти кризисы преодолевать. Психолог может помочь конкретному человеку, а также знать механизм развития того или иного нарушения в будущем.  

Экспериментально-генетический метод

Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Особенно большое значение он имеет для детской генетической психологии.

Экспериментатор с его помощью может исследовать происхождение и развитие у ребенка каких-либо психических процессов. В ходе исследования можно выяснить, какие этапы в него включены, какие определяющие факторы. Отслеживая и сравнивая выполнение одних и тех же задач на последовательных ступенях развития ребенка, можно ответить на эти вопросы. Данный подход в психологии называется генетическим или методом поперечных срезов.

Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памяти. Метод связан с теорией развития высших психических функций.

Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений:

  1. Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Это опосредованные процессы, использующие самые разнообразные психологические орудия-средства-знаки;
  2. Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая.

Экспериментально-генетический метод с большим успехом применялся в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Большой вклад в его развитие внес П.Я. Гальперин, который разработал методику и теорию поэтапного формирования умственных действий. Позже он разработал методику целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами.

Черты и особенности экспериментально-генетического метода

Основной отличительной чертой этого метода является его соответствие предмету теории. Говоря другими словами, метод направлен на выявление закономерностей процесса происхождения и развития высших психических функций, т.е. социокультурного генезиса.

В связи с этим он может применяться для исследования любой высшей психической функции, но логика конкретного экспериментального исследования всегда будет сопровождаться внесением в его организацию и формы проведения неизбежных коррективов. Безусловно, все коррективы оказывают влияние на подбор экспериментальных средств, соответствующего стимульного материала и др. В качестве примера можно привести исследование закономерностей развития памяти и закономерностей развития мышления у детей разного возраста, которые во многом будут отличаться друг от друга.

Но тем не менее основные принципы экспериментально-генетического метода всегда сохраняются, а это значит, что в любом конкретном исследовании, всегда присутствуют общие принципы и специфические особенности.

Лонгитюдное исследование

Мы уже говорили, что лонгитюдное исследование является модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим его подробнее. В этом исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании этого термина учитывают два приблизительных критерия:

  • Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
  • Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Это значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение одной недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При этом надо заметить, что «довольно длительный временной интервал» зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать его как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всего несколько дней от роду.

Так как на лонгитюдные исследования тратится больше времени, денег и усилий, они относительно редки. Широкие временные рамки этого исследования являются досадным практическим неудобством, не угрожающим валидности. Примером такого неудобства могут быть устаревшие используемые методики и оборудование.

Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать способы измерения, выбранные в самом начале. Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность. Поэтому, естественно, то, что было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.

Проблемы выборки исследования

Целый ряд проблем связан с характером выборки, потому что долгосрочные исследования требуют от испытуемых затрат времени и усилий. Вполне очевидно, что отбор в какой-то степени должен основываться на таком факторе, как вера испытуемых в ценность исследования. При такой ситуации выборка может оказаться не репрезентативной в отношении популяции, на которую можно перенести свои выводы. Кроме этого, испытуемые из лонгитюдной выборки в основном ровесники, относящиеся к одному поколению или когорте, а это значит, что любые результаты для данного поколения, будут в какой-то степени, специфичны.

Например, интересует вопрос, как изменяются люди в течение первых 30-ти лет жизни, при условии, что они родились в 1940 году. В этом случае с определенной долей уверенности можно сказать, как они изменялись в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Результаты были бы иными, если испытуемые появились на свет раньше или позже.

Несмотря на то, что многие параметры лонгитюдной выборки, не соответствуют критерию репрезентативности, они все-таки дают возможность избегать при отборе систематических ошибок. Систематической ошибки быть не может, если каждый испытуемый сравнивается сам с собой. Но, на практике есть вероятность избирательного отсева, т.е. испытуемые, выбывшие из исследования, закономерно отличаются от тех, кто остался.

При лонгитюдном изучении интеллекта, например, у выбывших испытуемых он более низкий при первом же тестировании. Выпадение в результате низкого уровня компетентности оказывают влияние на результаты более молодых испытуемых. Следствием является «позитивное искажение» в пользу старших возрастных групп. Можно ограничить сравнение результатами, оставшихся в группе людей, которые влияют на итоговые показатели всех возрастных категорий. В этом случае выборка изначально не репрезентативная будет еще более таковой.

Можно сказать еще об одном признаке, отличающем участников лонгитюдного исследования от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. В отличие от популяции участники лонгитюдного исследования регулярно проходят психологическое тестирование – в результате потенциальное значение имеют две причины искажения валидности:

  1. Первая причина связана с тестированием. На его результаты окажут влияние подобные тесты, или выполненные ранее;
  2. Вторая причина имеет более общий характер и связана с проблемой реактивности. На поведение человека может повлиять факт осознания того, что его изучают, поэтому ответы этих испытуемых не всегда отражают типичный процесс развития.

Это вовсе не значит, что данные проблемы характерны для всех лонгитюдных исследований. Наиболее выражены они в тех, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста. Возможности лонгитюдного исследования достаточно широки и не ограничиваются возможностью отслеживать развитие одной черты или одной формы поведения. Данное исследование позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений при условии измерения необходимых параметров.

ГудТерапи | Генетика

Генетика относится к изучению того, как родители передают различные черты своему потомству через гены. На цвет глаз, рост, личностные характеристики и многие другие индивидуальные черты во многом влияет генетика. В области психического здоровья роль генетики связана с формированием личности и развитием проблем с психическим здоровьем.

Понимание генетики

На заре психологии процветали споры о природе и воспитании, поскольку теоретики спорили о том, определяют ли личность человека гены или окружающая среда. Теперь известно, что генетика и окружающая среда играют роль, и большинство характеристик определяется комбинацией каждого из них. Например, человек с высокими родителями также может быть высоким из-за генов; но если их среда не обеспечивает адекватного доступа к питательным веществам, это может повлиять на их рост.

Человек наследует половину своей ДНК от одного родителя и половину от другого родителя. Многие черты, как физические, так и психологические, определяются комбинацией нескольких генов. Генетика — сложная и постоянно развивающаяся область, и большинство аспектов внешности и личности нельзя связать с одним конкретным геном. Однако по мере того, как понимание роли генетики постоянно растет, исследователи могут лучше понять, почему люди выглядят и ведут себя так, а не иначе.

Генетика и психология

Генетика играет важную роль в интеллектуальных способностях человека, социальных установках, предпочтениях и личности. Исследования показали, что генетическое влияние на черты личности, такие как экстраверсия, невротизм, открытость новому опыту и добросовестность, составляет от 40 до 50%. На самом деле считается, что все психологические черты в той или иной степени зависят от наследственности.

В области психического здоровья генетика также важна для понимания того, как развиваются состояния психического здоровья. Многие проблемы с психическим здоровьем являются генетическими, а это означает, что люди, чьи родители или другие члены семьи имеют их, также с большей вероятностью могут их развить. Например, считается, что шизофрения имеет уровень наследуемости около 80%. На депрессию также влияет генетика, и исследования показали, что люди с определенным генетическим вариантом более склонны к развитию депрессии во время стрессовых жизненных событий, чем люди, у которых этого варианта нет.

Другие состояния психического здоровья, которые, как показано, имеют генетическую связь, включают биполярное расстройство, злоупотребление психоактивными веществами, навязчивые идеи и компульсии (ОКР) и тревогу.

Влияют ли гены на поведение?

Некоторые виды поведения животных кажутся запрограммированными или предопределенными генетически. Например, тараканы возвращаются в темный угол комнаты при включении света. Это инстинктивное поведение считается результатом эволюции: такое поведение возникает потому, что оно помогло выжить предыдущим поколениям. Однако связь между генетикой и поведением гораздо сложнее, особенно с точки зрения человеческого поведения.

Поведение определяется сочетанием личностных факторов, генетики, прошлого опыта и обстоятельств. Исследователи не верят, что гены напрямую определяют поведение. вместо этого считается, что гены влияют на функцию мозга, которая затем влияет на поведение. Кроме того, растет понимание того, что окружающая среда может влиять на экспрессию генов и поведение. В то время как генетическая структура человека может влиять на его поведение, большинство людей, как правило, обладают гибкостью, чтобы вносить изменения в поведение в зависимости от окружающей среды и обстоятельств.

Генетическая психология

Генетическая психология, также известная как поведенческая биология, представляет собой область исследований, изучающую влияние генов на личность. Генетические психологи обычно проводят исследования того, как определенные гены влияют на поведение и личность человека. Исследования близнецов и усыновлений, обычно используемые в области генетической психологии, могут помочь исследователям узнать о роли наследуемости в признаках, поскольку монозиготные близнецы имеют идентичный генетический состав. Если оба близнеца проявляют признак, это может указывать на то, что признак имеет высокую степень наследуемости.

С другой стороны, исследования усыновления могут продемонстрировать влияние окружающей среды. Усыновленные люди могут не иметь генетической общности, но они растут в похожей среде. Генетическое сходство между приемными родителями и детьми или между приемными братьями и сестрами обычно связано с окружающей средой.

Специалисты в области генетической психологии работают над углублением понимания того, как гены влияют на личность и поведение. Вполне возможно, что в будущем ученые смогут проводить исследования, когда человек рождается, чтобы определить, какая среда ему нужна для процветания, исходя из его генетической структуры.

Новые генетические открытия для охраны психического здоровья

В области генетики и генетической психологии часто появляются новые исследования, и прогресс продолжается. Например, группа международных ученых недавно установила связь между генами и когнитивными способностями. Они считают, что это может проложить путь к разработке новых, более эффективных методов лечения таких проблем, как шизофрения и гиперактивность с дефицитом внимания (СДВГ).

Другое недавнее исследование выявило 18 генов, которые могут быть связаны с аутизмом. Это открытие важно, потому что оно обеспечивает лучшее понимание того, что вызывает аутизм, связывая его с конкретными генетическими мутациями.

По мере развития исследований, касающихся роли генетики в проблемах психического здоровья, вполне вероятно, что клиницисты в области психического здоровья получат лучшее представление о лечении этих проблем.

Ссылки:

  1. Bouchard, TJ (2004). Генетическое влияние на психологические черты человека: обзор. Американское психологическое общество. Получено с http://www.psy.miami.edu/faculty/dmessinger/c_c/rsrcs/rdgs/temperament/bouchard.04.curdir.pdf
  2. Брид, доктор медицины, и Санчес, Л. (2010). И окружающая среда, и генетический состав влияют на поведение. Природа Образование Знания. Получено с https://www.nature.com/scitable/knowledge/library/both-environment-and-genetic-makeup-influence-behavior-13907840
  3. Фокс, М. (2017, 6 марта). Сканирование ДНК выявило 18 новых генов, связанных с аутизмом. Получено с http://www.nbcnews.com/health/health-news/dna-scan-finds-18-new-autism-genes-n729766
  4. Генетическое открытие позволяет по-новому взглянуть на когнитивные расстройства. (2017, 17 января). Получено с https://www.sciencedaily.com/releases/2017/01/170117084032.htm
  5. Haimowitz, AG (2005). Наследственность против окружающей среды: близнецы, усыновление и семейные исследования. Получено с http://www.personalityresearch.org/papers/haimowitz.html
  6. .
  7. Как стать генетическим психологом. (н.д.). Получено с http://www.psychologyschoolguide.net/career-guides/becoming-a-genetic-psychologist/
  8. .
  9. Введение в генетику. (2016, 11 декабря). Получено с http://basicbiology.net/biology-101/introduction-to-genetics/
  10. .
  11. Робинсон, Г. Э., Фернальд, Р. Д., и Клейтон, Д. Ф. (2008 г., 7 ноября). Гены и социальное поведение. Science, 322 (5903), 896-900. doi:10.1126/наука.1159277
  12. Торп, Дж. (2015, 14 июля). Является ли психическое заболевание наследственным? Психические расстройства, которые вы, скорее всего, унаследуете. Получено с https://www.bustle.com/articles/97032-is-mental-illness-genetic-the-mental-disorders-youre-most-likely-to-inherit

Последнее обновление: 16.10.2017

Оставить комментарий

Генетика | Психология сегодня

ДНК

Отзыв от Psychology Today Staff

Генетика — это изучение генов и изменений характеристик, на которые влияют гены, включая физические и психологические характеристики. Все человеческие черты, от роста до боязни высоты, обусловлены сложным взаимодействием между экспрессией унаследованных генов и обратной связью с окружающей средой.

Перед учеными стоит масштабная, но все более правдоподобная миссия: проследить путь от собственных генов до человека, которого мы видим в зеркале. То, что они узнают о силе генов, имеет значение для понимания психических заболеваний и психологических различий между людьми, а также психологических эффектов негенетических факторов.

Содержимое
  • Почему гены имеют значение в психологии
  • Наука о генетике и поведении

Почему гены имеют значение в психологии

Гены помогают определить, кто человек внутри и снаружи. Хотя негенетические факторы тоже играют свою роль, то, что ученые узнали об этих влияниях, может противоречить здравому смыслу. Характеристика или поведение, которое кажется результатом воспитания ребенка, например, склонность к психическим заболеваниям или разводу, на самом деле может быть в значительной степени продуктом генов, которые он унаследовал от своих родителей. На самом деле исследования, изучающие влияние семейного окружения, показывают, что оно объясняет удивительно небольшую разницу между людьми в характеристиках, измеряемых учеными.

Что такое ген?

Ген является основной единицей, посредством которой генетическая информация хранится и передается между поколениями. Физически ген представляет собой определенный участок одной из длинных молекул ДНК в форме двойной спирали, которые появляются в каждой клетке организма. Гены различаются по размеру и включают от сотен до миллионов нуклеотидов, которые в совокупности составляют ДНК. Многие (но не все) гены обеспечивают химические «инструкции» по созданию белковых молекул или выполняют другие функции, неотъемлемые от функционирования организма. Различные версии одного и того же гена называются аллелями.

Что такое геном?

Геном представляет собой совокупность генетического материала, содержащегося в человеке. По оценкам, ДНК человека содержит от 20 000 до 25 000 генов. Подавляющая часть генома каждого человека идентична геному следующего человека, но та часть, которая отличается, влияет на то, как люди развиваются.

Что такое хромосома?

Хромосома представляет собой структуру внутри клеточного ядра, состоящую из длинной молекулы ДНК и обеспечивающих поддержку белков. Каждая клетка человека содержит 23 пары хромосом, которые вместе хранят генетический код человека.

Какие признаки наследуются генетически?

В дополнение к видимым чертам, таким как вес и цвет глаз, психологические качества, такие как черты личности (такие как экстраверсия и покладистость), интеллект, риск психических заболеваний и многие другие, в некоторой степени зависят от генетики. Хотя гены не объясняют всех различий между людьми по этим характеристикам, исследования показывают, что они оказывают существенное влияние.

Насколько сильно гены влияют на психические заболевания?

Уровни риска всех основных психических расстройств у людей частично определяются генетикой. Оценки того, насколько изменчивость риска может быть связана с генетическими различиями между людьми, включают: 75 процентов или более для СДВГ, расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении; от 50 до 60 процентов для алкогольной зависимости и нервной анорексии и 20-45 процентов для тревожных расстройств, ОКР, посттравматического стрессового расстройства и большого депрессивного расстройства.

Как гены влияют на поведение и черты?

Путь от генов к психологическим склонностям и поведению очень сложен, но он проходит через мозг: генетические инструкции влияют на развитие мозга, а различия в генетическом коде приводят к различиям в том, как мозг устроен. Эти инструкции не полностью определяют ход развития, оставляя место для других факторов (включая случайные события во время развития) в формировании поведения.

Гены также могут влиять на человека менее непосредственно, через цепочки причинно-следственных связей, включающие окружающую среду. Например, генетически обусловленная черта (такая как экстраверсия выше среднего) может побудить кого-то искать ситуации (например, частые социальные взаимодействия), которые усиливают эту черту.

Что подразумевается под «природой против воспитания»?

Фраза «природа против воспитания» использовалась как сокращение для вопроса о том, в какой степени врожденная природа людей или генетика объясняет различия между ними, в какой степени эти различия вместо этого объясняются «воспитанием» — значение воспитание или опыт людей в окружающей их среде в целом.

Хотя и генетика, и окружающая среда играют роль в формировании человеческих характеристик, фраза «природа против воспитания» может ввести в заблуждение. Во многих отношениях генетика и опыт взаимодействуют (а не противоречат друг другу), влияя на то, каким станет человек. И некоторая часть индивидуальных различий обусловлена ​​не только природой или воспитанием, но и врожденной изменчивостью в процессе человеческого развития.

Что такое эпигенетические изменения?

Химические соединения могут прикрепляться к генам, изменяя их активность без изменения основной ДНК. Эти модификации называются эпигенетическими изменениями (а их изучение — эпигенетикой). Эпигенетические изменения обычно происходят как часть развития, но на них также могут влиять факторы окружающей среды и опыта, такие как диета и воздействие токсинов. Имеются данные, свидетельствующие о том, что травматический опыт также может приводить к эпигенетическим изменениям, влияющим на экспрессию генов.

Существует ли ген депрессии (или чего-то еще)?

Не существует одного гена, активирующего конкретное психическое расстройство или любую другую сложную психологическую черту. Фактически, многие гены взаимодействуют, чтобы влиять на человеческий мозг. Нормальные и ненормальные психологические характеристики полигенны, а это означает, что каждая из них формируется большим количеством генов. Хотя редкие мутации в определенных генах могут иметь несоразмерное влияние, по большей части каждое из множества соответствующих генетических различий играет очень небольшую роль в увеличении или уменьшении риска определенного состояния или влиянии на данный признак.

В более широком смысле в медицине существуют определенные генетические нарушения, которые в первую очередь связаны с аномалиями одного гена. Эти моногенные расстройства включают муковисцидоз, болезнь Гентингтона, серповидноклеточную анемию и мышечную дистрофию Дюшенна.

Почему X- и Y-хромосомы важны?

Хромосомы X и Y, также известные как половые хромосомы, играют фундаментальную роль в определении биологических половых признаков человека (таких как репродуктивные органы). У женщин нет Y-хромосом; они наследуют по одной Х-хромосоме от каждого родителя. Самцы имеют Х-хромосому от матери и Y-хромосому от отца. X- и Y-хромосомы также содержат гены, влияющие на признаки, не связанные с полом человека.

Что такое генеалогия и почему люди так ею интересуются?

Генеалогия — это изучение семейного происхождения. Хотя это не новая практика, разработки в области тестирования ДНК в последние десятилетия вызвали бум энтузиазма в отношении генеалогии, когда предприятия использовали результаты тестов, чтобы получить подсказки о генетических родственниках потребителей и их географическом происхождении. Есть множество причин, по которым люди могут быть привлечены к генеалогии, например, любопытство к более глубокой истории семьи среди тех, кто чувствует, что им не хватает знаний или культурных связей с прошлым. Один из более широких уроков генеалогии может заключаться в том, что люди, живущие далеко друг от друга, связаны более тесными родственными узами, чем может показаться.

Наука о генетике и поведении

Может показаться очевидным, что гены, которые люди наследуют от своих родителей и передают своим братьям и сестрам, влияют на поведение и темперамент. Люди часто во многих отношениях заметно более похожи на ближайших родственников, чем на более дальних или неродственных. Конечно, внутри семьи также есть много заметных различий. Ученые использовали множество методов, чтобы выяснить, как и в какой степени генетические различия действительно объясняют психологические различия.

Что такое поведенческая генетика?

Генетика поведения или генетика поведения — это изучение психологических различий между людьми и того, как генетические и негенетические факторы создают эти различия. Среди других вопросов исследователи поведенческой генетики стремились определить, в какой степени различные специфические различия в поведении и чертах людей могут быть объяснены различиями в их генетическом коде.

Откуда мы знаем, что гены влияют на поведение?

Ученые используют специальные методы для изучения связи между генами и индивидуальными различиями. Исследования близнецов, которые имеют или не имеют идентичные геномы, позволяют оценить степень, в которой гены управляют изменением психологических черт. Использовались и другие методы, такие как изучение усыновленных детей и их приемных и биологических родителей. В последние годы полногеномные ассоциативные исследования (GWAS) стали основным подходом в поведенческой генетике. GWAS использует генетическое тестирование для выявления многочисленных генетических различий у многих людей, а затем анализирует связь между этими различиями и личностными чертами или другими результатами.

Что такое наследуемость?

Наследуемость — это мера того, насколько различия между людьми по данной характеристике могут быть отнесены на счет генетики. Более конкретно, это оценка степени вариации между людьми в данной популяции, которая может быть объяснена генетическими различиями. Исследования в области поведенческой генетики показывают, что каждая черта (по крайней мере) в некоторой степени наследуемая, хотя тот факт, что черта наследуется, не означает, что она является фиксированной.

Оценки наследуемости варьируются от 0 до 1 или от нуля до 100 процентов. Например, если наследуемость признака оценивается в 50 %, это предполагает, что примерно половина общих различий между разными людьми в показателях этого признака — в пределах определенной группы людей — обусловлена ​​различиями в их ДНК. (Если бы наследуемость признака была 100 %, однояйцевые близнецы с одинаковым генетическим кодом были бы точно такими же по этому признаку, но на самом деле этого не происходит.)

Что такое взаимодействие генов со средой?

Гены и окружающая среда не работают полностью независимо. В том, что ученые называют взаимодействием генов и окружающей среды, аспекты окружающей среды могут по-разному влиять на человека в зависимости от его генетического кода. Например, неблагоприятный детский опыт может оказать серьезное влияние на человека с определенной генетической предрасположенностью и менее серьезное влияние на человека с другими генами. Взаимодействие генов и окружающей среды может работать и наоборот: влияние генов на результат может зависеть от окружения человека.

Могут ли гены предсказать будущее поведение человека?

Учитывая, что генетика объясняет только часть психологических различий между людьми, генетический тест никогда не сможет точно предсказать поведение человека. Некоторые исследователи надеются, что «полигенные оценки», которые предоставляют информацию о вероятности определенных результатов (например, развития психического расстройства) на основе множества небольших генетических вариаций, послужат полезным инструментом для оценки риска в психологических областях. Однако прогностическая сила таких оценок в настоящее время ограничена, и существуют дополнительные ограничения, которые заставляют других исследователей сомневаться в том, насколько эффективными они будут в конечном итоге для прогнозирования психологических результатов.

Что такое редактирование генома?

Редактирование генома — это быстро развивающаяся практика, посредством которой преднамеренно изменяется генетический код организма. Многие разрабатываемые сегодня подходы к редактированию генома включают механизм под названием CRISPR/Cas9, адаптированный из системы редактирования генома, которая появляется у бактерий (в качестве защиты от вирусов). CRISPR обеспечивает относительно быстрое и эффективное нацеливание на определенные гены в клетке. Ученые изучают терапию на основе CRISPR для потенциального использования у людей с такими целями, как устранение вызывающих заболевание генетических мутаций. Технология редактирования генома может в конечном итоге сыграть роль в лечении психических заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *