Метод исследования анкетирование: Анкетирование как метод исследования — виды, правила составления, анализ результатов

Анкетирование как метод исследования — виды, правила составления, анализ результатов

Обществознание

12.11.21

20 мин.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей.

То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным.
    Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы
    — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты
    с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Презентация на тему: «Метод исследования

1 Метод исследования — анкетирование Урок по основам проектной деятельности

2 …Пионером использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» 1874 год [1,177]

3 Подготовьте анкеты по проблемам: Бюджет школьника Расходы на питание Рациональные вещевые потребности Выявление неразумных потребностей школьника Оценка свойств товара Трудовые отношения в семье

4 Терминология «Анкетирование- э то процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков» [1,177] «Анкетирование- это процедура работы с сотрудниками посредством опросного листа» [2,63 ]

5 «Анкета (произошло от французского «список вопросов»)»[1,177] «Анкета — это письменный опрос, проводимый по определённому плану» [3,167]

6 Формы анкетирования Формы анкетирования Домашняя Домашняя Групповая Групповая

7 Достоинства метода oВысокая оперативность получения информации. oВозможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. oСравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. oОтсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. oНевыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих. [1,177 ] [2,66]

8 Недостатки метода oОтсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов oВлияние воросов на ответы oПристрастность респондентов oДостоверность ответов анкет не всегда достаточна, т. к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут [1,177 ] [2,66 ]

9 Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленность вопроса Отсутствие двусмысленность вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Должна быть доверительная обстановка Должна быть доверительная обстановка Учёт возраста и профессии отвечаемых Учёт возраста и профессии отвечаемых Нельзя задавать нетактичные вопросы Нельзя задавать нетактичные вопросы

10 Виды вопросов в зависимости от формы ответа Контактные Закрытые Открытые Полузакрытые Иллюстрированные

11 Виды вопросов по содержанию О личности респондентаО личности респондента О фактах сознания О фактах поведения

12 Виды вопросов по функции Информационные(основны е)Информационные(основны е) Вопросы – фильтры Контрольные

13 Способы повышения эффективности контрольных вопросов В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными Контролю необходимо подвергать, лишь наиболее существенные вопросы в анкете Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределённости мнения(«не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.) [ 1,182 ]

14 Виды вопросов по способу формулирования Прямые Косвенные

15 Композиция анкеты 1. Название. 2.Вступление- обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. 3.Инструкция по заполнению бланка. 4.Вопросы анкеты. 5.Благодарность за сотрудничество. [1,182]

16 Этапы подготовки анкеты 1.Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем. 2.Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. 3.Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. 4.Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. 5.Анкетирование. 6.Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта. [1, 182]

17 Способы оформления результатов анкетирования

18

19

20

21 Диаграммы Круговая Гистограмма Линейная

22 Используемая литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. Самара, Бахрах-М, 2003, 272с. 2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатови др.; Под редакцией Ю. М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с. 3. С. И. Мелехина Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии, Киров, 2002

23 Метод «воронки» Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. От простых вопросов к более сложным, от общих к конкретным. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части бланка вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

24 Контактные вопросы Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными. Данные вопросы формируют установку на сотрудничество. стимулируют заинтересованность у испытуемых. вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете. Служат для получения информации.

25 Примеры контактных вопросов: -Если бы вам предложили сниматься в кино, какую бы роль вы выбрали? -Случалось Вам знакомиться с интересным молодым человеком возле остановки автобуса? -У Вас есть домашние животные (собаки, кошки, рыбки)? -Вы когда-нибудь катались на машине или мотоцикле? -Какая тебе музыка больше всего нравится?

26 Закрытые вопросы Вопрос, содержащий полный набор возможных вариантов ответа Варианты ответаПримеры 1 противоположные, взаимоисключающие («да — нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.)(дихотомическая форма вопроса) У Вас хороший аппетит? 1.да 2. нет 2 предусматривающие «меню ответов», предполагают наличие вариантов ответов (поливариантная форма вопроса) Чем привлекает Вас выбранная марка автомобиля? 1.Мощностью 2.Надёжностью 3.Экономичностью 4.Дизайном 3 шкальная форма (используется в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п.) — полностью согласен — согласен, но бывают исключения — не знаю — не согласен, но иногда бывает — совершенно не согласен 4 табличная форма Достаточно ли у Вас времени на: данетНе знаю Выполнение уроков Помощь родителям Занятия спортом

27 Открытые вопросы Вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент. Предполагая произвольные ответы, вопросы помогают узнать мнение людей. Но в таком случае трудно будет сопоставить ответы. Подобные вопросы используются на ранних стадиях составления анкеты, либо когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое место имеет анонимность респондентов. Примеры: — Как вы относитесь к своей профессии? — В каком стиле вы общаетесь с одноклассниками? — Каково значение обучения в вашем мировосприятии?

28 Полузакрытые вопросы Вопрос, содержащий перечень готовых ответов, а так же возможность своего ответа. Пример: Какую литературу Вы читаете? научную художественную учебную ________________________

29 4 3 Иллюстрированные вопросы Вопросы дополненные фотографиями, картинками, проспектами, образцами. Эти дополнения помогают наилучшим образом показать то, о чём спрашивается, правильно сориентировать опрашиваемого. Пример: Какой из этих автомобилей вы бы хотели иметь? 1 2 5

30 О личности респондента Вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, профессии, семейного положения …и т. д. Наличие данных вопросов позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп. Примеры: -Сколько Вам лет? -Какое образование Вы имеете? -Укажите семейное положение? -По какой специальности Вы работаете? -Сколько у Вас детей?

31 О фактах сознания Вопросы, выявляющие мнение, мотивы, ожидания, планы, оценочные суждения отвечающих. Примеры: — Каковы Ваши планы после окончания школы? — Учитывая какие мотивы, Вы выбрали свою будущую профессию? — Какое сложилось мнение о новом однокласснике? — Что Вы ожидаете от Нового года? — Чьё мнение для Вас самое важное? — Как Вы относитесь к религиозным праздникам?

32 О фактах поведения Вопросы, выявляющие реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Примеры: -Что Вы сделаете, если вас обидит друг? -Каковы будут ваши действия по сигналу пожарной тревоги? -Перечислите последствия пребывания учеников в школе? -Помогло ли Вам лечение, назначенное доктором? -Как изменилась экологическая обстановка после школьного турслёта?

33 Информационные(основные) вопросы Вопросы, направленные на получение информации от каждого из респондентов. Примеры: Обучаетесь ли вы в ВУЗе? Как вы относитесь к своим одноклассникам? Какое количество времени вы тратите на работу за компьютером?

34 Вопросы — фильтры Используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете».Начало и окончание фильтра обычно чётко обозначают графически. Пример: «Следующие два вопроса только для студентов педучилища. Проходите ли вы практику в школе? Каких знаний вам не хватает в работе? Оказывают ли Вам помощь учителя? Внимание! Вопросы для всех».

35 Контрольные вопросы Вопросы, дающие возможность уточнить правильность сообщённых респондентами сведений, а так же исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. 1.Вопросы, представляющие собой повторение информационных, сформулированных другими словами 2. Вопросы, служащие для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов.

36 Прямые вопросы Направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Примеры: -Как зовут ваших родителей? -Укажите ваш домашний телефон. -В каком городе вы живёте?

37 Косвенные вопросы Вопрос, связанный с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Используются там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим. В таких случаях многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле каков будет ответ на вопрос: «Что мешает Вам хорошо выполнять домашние задания?» А если сформулировать его косвенно: «Не секрет, что часть учеников вашего класса крайне редко хорошо выполняют домашние задания. Как Вы думаете, почему?»


Метод обследования

  • Домашний
  • Библиотека
  • Маркетинг
  • Маркетинговые исследования
  • Метод обследования

Метод опроса — это метод сбора данных путем задавания вопросов людям, которые, как считается, обладают необходимой информацией. Подготавливается формальный список вопросников. Как правило, используется незамаскированный подход. Респондентам задают вопросы об их мнении о демографических интересах.

Преимущества метода обследования

  1. По сравнению с другими методами (прямое наблюдение, эксперимент) опрос дает более широкий спектр информации. Опросы эффективны для получения информации о социально-экономических характеристиках, отношениях, мнениях, мотивах и т. д., а также для сбора информации для планирования характеристик продукта, рекламных средств, стимулирования сбыта, каналов распределения и других маркетинговых переменных.
  2. Опрос обычно быстрее и дешевле наблюдения.
  3. Вопросы просты в управлении.
  4. Данные достоверны
  5. Уменьшена изменчивость результатов.
  6. Сравнительно просто анализировать, цитировать и увязывать данные, полученные опросным методом

Недостатки метода обследования

  1. Нежелание респондентов предоставлять информацию. Это требует умения продавать со стороны интервьюера. Интервьюер может заверить, что информация будет храниться в секрете, или применить технику подношения подарков.
  2. Неспособность респондентов предоставить информацию- Это может быть связано с
    1. Отсутствие знаний
    2. Провал памяти
    3. Неспособность определить свои мотивы и объяснить «почему» свои действия
  3. Человеческие предубеждения респондентов присутствуют, например: «Эго»
  4. У Symantec есть трудности — сложно, если не невозможно, сформулировать заданный вопрос так, чтобы он имел одно и то же значение для каждого респондента. Точно так же две разные формулировки одного и того же вопроса часто дают совершенно разные результаты.

Как преодолеть ограничения метода опроса

  1. Тщательное формулирование вопросов.
  2. Тщательный контроль сбора данных путем найма специально обученных следователей, которые будут внимательно наблюдать и сообщать о тонких реакциях опрошенных лиц
  3. Осторожная интерпретация за счет четкого признания ограниченности данных и занижения того, что именно представляют собой данные. Это особенно верно в отношении ответов на такие вопросы, как «Какую цену вы готовы заплатить за этот продукт?»
  4. Взгляд на факты в относительном, а не в абсолютном выражении. Например — Опрос, проведенный командой стоматологов, показал, что количество семей в группе со средним доходом используют зубную пасту, взятую отдельно, в абсолютном смысле, результаты опроса вызывают некоторые сомнения. Даже несмотря на то, что показания для отдельных групп будут отличаться, например, для семей с более высокими доходами это может быть 90 %. Следовательно, мы должны рассматривать факты в относительном, а не в абсолютном выражении.

❮❮   Предыдущий Next   ❯❯

Статьи по теме

  • Глубинное интервью
  • Практический пример
  • Проективные методы
  • Методы обследования
  • Метод наблюдения

Просмотр всех статей

Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Метод опроса – Методология исследования

Суть метода опроса можно объяснить как «опрос людей по теме или темам с последующим описанием их ответов»[1]. В бизнес-исследованиях опросный метод сбора первичных данных используется для проверки концепций, отражения отношения людей, установления уровня удовлетворенности клиентов, проведения сегментационных исследований и ряда других целей. Метод опроса может использоваться как в количественных, так и в качественных исследованиях.

Метод обследования преследует две основные цели:

  1. Описание определенных аспектов или характеристик населения и/или
  2. Проверка гипотез о характере взаимоотношений внутри популяции.

Методы опроса можно условно разделить на три категории: опрос по почте, опрос по телефону и личное интервью. Описание каждого из этих методов кратко объяснено в следующей таблице [2]:

Метод опроса Описание
Опрос по почте Письменный опрос, который проводится самостоятельно
Телефонный опрос Опрос, проводимый по телефону, при котором вопросы зачитываются респондентам
Личное собеседование Очное интервью респондента

Основные методы опроса и их описания

 С другой стороны, с точки зрения практичности наиболее популярные варианты опросов включают анкетирование, интервью и обзор документации. Денскомб (2010)[3] объясняет основные преимущества и недостатки, связанные с этими методами сбора первичных данных, следующим образом:

Метод Назначение Преимущества Недостатки
Анкеты Проводится с целью сбора большого объема информации за короткий период времени Члены выборочной группы могут оставаться анонимными

Значительно дешевле, чем большинство других методов сбора первичных данных

Возможность генерации большого количества данных

Трудности обеспечения большей глубины исследования

Проблема «первого выбора»

Интервью Проводится для отражения эмоций и переживаний, а также для более пристального изучения проблем Возможность управлять процессом сбора данных

Возможность сбора определенного типа необходимой информации

Большое количество времени требуется для организации и проведения интервью и сбора первичных данных.

Могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с организацией и проведением интервью, проездом и т. д.

Возможность предвзятости интервьюируемого

Просмотр документации Проводится для изучения вопросов, возникших за определенный период времени Возможность получения исчерпывающей информации Проблемы, связанные с доступом к документации Негибкость исследовательского процесса

Преимущества и недостатки методов сбора данных путем обследования

  • Первичные данные, собранные в ходе опросов, относительно легко анализировать
  •  

    Недостатки метода обследования
    1. В некоторых случаях нежелание или неспособность респондентов предоставить информацию
    2. Человеческая предвзятость респондентов, т.е. предоставление респондентами недостоверной информации
    3. Различия в понимании: сложно сформулировать вопросы так, чтобы они означали одно и то же для каждого респондента

    Моя электронная книга Полное руководство по написанию диссертации по бизнес-исследованиям: пошаговая помощь предлагает практическую помощь в написании диссертации с минимальным стрессом или без него.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *