Метод кнута и пряника – —

Метод кнута и пряника в менеджменте

Технология Александра Фридмана

«Волшебных таблеток» в управлении нет. Эффективный руководитель сможет достичь высоких результатов в управлении, используя целый набор правильно подобранных механизмов. И именно умение наказывать подчиненных является важной составляющей компетенции руководителя под названием «Оперативное лидерство».

Политика «Кнут и пряник» – наказывать подчиненных только за проступки. Проступок – это неправильное действие в ситуации, правильные действия которой общеизвестны и определены заранее. Не относятся к проступкам ошибки, которые происходят в ситуациях, не имеющих четкого обозначения «правильности» (например, проступком не являются отсутствие инициативы, недогадливость, несоответствие подчиненного ожиданиям руководителя и т.д.).

В процессе нарушений подчиненные не руководствуются злым умыслом. Львиная доля проступков совершается по причине того, что подчиненные оставляют за собой право решать, какие из обязательств стоит соблюдать, а какие – нет. Это бывает в случае, если правила о действиях работников сформулированы нечетко или их нарушение ничем существенным не грозит (с точки зрения сотрудника).

В компании должны быть прописаны точные правила. Сотрудник обязан знать, какие его действия повлекут наказание, а какие — допускаются в рамках политики компании. «Тюремных» порядков быть не должно, но правила должны работать!

Проступки и ошибки должны фиксироваться, чтобы руководитель смог увидеть переход действий сотрудника в формат закономерности. Плохие примеры, подобно вирусам, заражают окружающих. И если не наказывать за проступки, это может стать поводом для послабления дисциплины в коллективе и возникновения нездоровой рабочей атмосферы, когда неправильное поведение – норма.

Уместны ли материальные наказания в технологи «Кнут и пряник»? Будут ли означать они для сотрудников: «Я расплачиваюсь, значит, имею право опаздывать»? На самом деле, для руководителя в приоритете порядок и соблюдение правил компании, а не штрафы за ошибки и нарушения. Этого нужно добиваться личным влиянием, а не «ударом по кошельку». Отказ от морального наказания влечет за собой ослабление власти руководителя.

Наказывать сотрудника необходимо только наедине. Публичное наказание «на людях» не принесет результата, так как цель наказания – изменение формата поведения человека. Публичная перепалка не должна выглядеть как битва «добра со злом», даже если вам открыто брошен вызов. Одной фразой остановите неправильное поведение, а затем пригласите этого сотрудника в кабинет. Не стоит прилюдно угрожать и пугать «смельчака» – это прямой путь к утрате авторитета руководителя.

Лучший формат для процедуры наказания в искусстве «Кнута и пряника» – беседа с применением точных и коротких вопросов, которые открывают виновнику всю картину происшествия. Для точности воздействия руководитель использует интонацию голоса, межличностное расстояние, паузы, контакт глаза в глаза (или его отсутствие).

Важно! Для эффективного наказания нужно понимать ценности человека и знать его характер.

Правильное применение технологии «Кнута и пряника» в отношении подчиненных – это искусство. Если не получается один подход, нужно использовать другие способы, постоянно оттачивая свое управленческое мастерство. «Волшебных таблеток», способных по щелчку сделать управление легким, нет. Но этичному управлению и правильному применению наказаний можно научиться на курсе Александра Фридмана «Управление выбором подчинённых: синхронизация ключевых парадигм».



Поделиться в социальных сетях:


Зарегистрироваться

premiummanagement.com

Почему метод кнута и пряника неэффективен / Драйв / Дэниел Пинк

Многие руководители уверены в том, что лучшая система мотивации сотрудников состоит в использовании метода «кнута и пряника». Кажется вполне логичным, что, вознаграждая сотрудников за хорошо проделанную работу, и, наказывая за плохую, компания добьется высоких результатов деятельности. Однако, как доказывает Дэниел Пинк в своей книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» (саммари), для множества современных областей человеческой деятельности такая система мотивации сотрудников неэффективна.

Мотивация по методу кнута и пряника основана на двух идеях:

  1. Поощрение поведения обычно приводит к его закреплению.
  2. Наказание за поведение обычно приводит к его угасанию.

Долгое время эта система себя полностью оправдывала, так как людям нужно было зарабатывать себе на жизнь, но с наступлением XXI века стало понятно, что она уже работает не так хорошо, как раньше.

В 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил психолог Дэниел Канеман, исследование которого было посвящено нерациональному с точки зрения классической экономической теории поведению людей. Как доказал своими экспериментами Дэниел Канеман, люди намного сложнее, чем принято считать в классической экономике. Они не руководствуются исключительно мотивами увеличения своего богатства. Это заставляет сомневаться в такой системе мотивации, в основе которой лежит представление о том, что основная цель людей — увеличение капитала.

Дэниел Пинк разделяет все человеческие занятия на две категории:

  1. «Алгоритмические» — рутинные, предполагающие единственно верный результат, для выполнения которых требуется следовать алгоритму — инструкциям и правилам. Такие виды деятельности могут быть автоматизированы.
  2. «Эвристические» — творческие занятия, которые нельзя описать алгоритмом; они предполагают риск и нестандартный подход к их решению.

Такие виды деятельности не могут быть автоматизированы.

Одной из основных тенденций современного мира является то, что в нем становится все больше эвристических занятий. Мотивация по методу кнута и пряника хорошо работает с алгоритмическими занятиями, но как установили ученые, бесполезна (или даже вредна) для выполнения эвристических. Эта привычная мотивация «зиждется на убеждении, что работа не может быть приятной сама по себе, и именно поэтому мы должны соблазнять людей внешними вознаграждениями и угрожать им внешними же наказаниями».

Для эвристических занятий требуется внутренняя мотивация, и что не менее важно, — внешняя мотивация (метод кнута и пряника) будет пагубной для них.

Дэниел Пинк перечисляет семь основных недостатков метода кнута и пряника, который может:

  • гасить внутреннюю мотивацию;
  • снижать эффективность;
  • подавлять творчество;
  • вытеснять хорошее поведение;
  • поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение;
  • вызывать привыкание;
  • развивать косность мышления.

Применение вознаграждения зачастую может оказывать совсем не тот эффект, который от него ожидают. «В 2009 году специалисты из Лондонской школы экономики проанализировали показатели 51 корпорации, в которых зарплата сотрудников зависела от эффективности труда. Вот заключение этих экономистов: «Мы полагаем, что финансовые стимулы могут в конечном счете отрицательно влиять на общие результаты деятельности». Существует разрыв между тем, что наука знает, и тем, что бизнес делает».

Почему же награда негативно отражается на результатах?

Дело в том, что установка «Если — То» (если ты выполнишь это, то получишь то) заставляет людей поступиться своей свободой и самостоятельностью, что приводит к угасанию внутренней мотивации и удовольствия от деятельности.

Еще одной опасностью вознаграждения является то, что оно заставляет концентрироваться на банальных целях, в результате чего люди не пытаются искать нестандартные решения и становятся не в состоянии по-новому посмотреть на привычные вещи. Это, в частности, подтвердило исследование, проведенное среди художников, писавших картины в коммерческих целях и для себя. В результате исследования оказалось, что работы «для себя» были оценены экспертами гораздо выше, чем те, которые были написаны под заказ, а сами художники сказали, что испытывают больше вдохновения и мотивации, когда пишут для себя.

Мы привыкли думать, что постановка целей есть благо. «В научной литературе доказывается, что цели, помогая нам отключиться от всего, что нас отвлекает, способны подвигнуть нас прикладывать больше усилий, работать дольше и достигать большего». Однако, как убеждает Дэниел Пинк, важно отличать цели, которые ориентированы на улучшение мастерства и которые приносят пользу, и цели, навязанные другими. К таким «навязанным извне» целям относятся повсеместно используемые планы продаж, выручка, прибыль и результаты тестирования. Такие цели часто негативно сказываются на эффективности работы и обучения.

Чтобы максимально быстро достичь подобных целей, люди могут не брезговать любыми средствами (спортсмены принимают стероиды, учителя завышают оценки). Но этого не происходит, если вознаграждением служит сам процесс достижения цели.

У вознаграждения существует еще один недостаток, который заключается в том, что он вызывает привыкание или даже зависимость. Что это значит? Если предложить кому-то вознаграждение за какую-либо работу, то он будет ожидать получения вознаграждения всегда при выполнении этой работы. Кроме того, со временем он станет требовать большее вознаграждение. Например, родителю, который пытается заставить ребенка вынести мусор за деньги, нужно быть осторожным — скорее всего в будущем ребенок откажется делать это бесплатно, а плату потребуется увеличить. Суть в психологическом эффекте — вознаграждение за выполнение задания означает для большинства людей, что оно не из приятных.

Помимо прочего, метод кнута и пряника может вытеснить хорошее поведение. Каким образом? Это хорошо демонстрирует эксперимент с участием доноров крови. Те доноры крови, которые получали за ее сдачу денежное вознаграждение, намного реже сдавали кровь повторно в отличие от тех, кто делал это безвозмездно или кому предлагали отдать полученные деньги на благотворительные цели.

Также надо отметить, что метод кнута и пряника заставляет концентрироваться на краткосрочных целях, в ущерб долгосрочной стратегии.

Как показывают исследования, компании, которые большую часть времени ориентированы на выполнение квартальных планов, показывают более низкие темпы роста по сравнению  с теми, которые нацеливаются на долгосрочную перспективу.

Регистрируйтесь у нас на сайте и читайте подробнее о том, что на самом деле нас мотивирует в саммари.

 

makeright.ru

Метод кнута и пряника в воспитании ребенка

«Пожалеешь розог — испортишь ребенка» — совсем недавно эта пословица была очень популярна. Сегодня она утратила свое значение. Почему? Принуждать ребенка вести себя хорошо — значит воспитывать в нем чувство обиды, которое проявится в полную силу, как только дитя получит «статус» взрослого.

С одной стороны, ребенка действительно можно испортить. Портить ребенка — значит воспитывать в нем убеждение, что он может вести себя, как ему заблагорассудится: закатывать истерики, подлизываться и льстить, ссорить взрослых между собой (дети мастерски владеют этим искусством!). Ребенок должен расти, понимая, что разрешено не все, что ему хочется.

С другой стороны, безоглядное использование «кнута» способно лишить детский характер самого прекрасного качества — доверия. Это даже хуже, чем предоставить ребенку полную свободу и потакать любым прихотям. Ведь окружающий мир достаточно скоро обнаружит полнейшее безразличие к его капризам, а вот без доверия к жизни ребенок вырастет циником. Люди доверчивые и отдающие себя во власть любви гораздо лучше преодолевают жизненные трудности, чем те, кого в детстве держали в ежовых рукавицах.

Метод кнута и пряника — это способ навязывания человеку определенных стандартов.

Использовать этот метод без жалости и мудрости — значит манипулировать людьми. Мы не имеем права контролировать жизнь другого человека, даже если взяли на себя обязанность научить ребенка хорошему поведению. При современном менталитете метод воспитания детей посредством кнута и пряника слишком оскорбителен и отвергается большинством образовательных методик.

Тем не менее все живые существа в природе учатся по принципу наград и наказаний. Поэтому очень важно позволить самой природе как можно больше обучать нас и наших детей. Она это делает весьма эффективно. Жизнь устроена так, что мы быстро получаем именно те уроки, которые нужны нам для собственного выживания и благополучия. Прикоснувшись к горячей печке, человек обжигает себе пальцы. Одного такого урока должно быть достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.

Взрослые должны чувствовать, когда ребенку необходимо осознание новых, незнакомых ему реалий. Приказывать: «Не вздумай прикасаться к этой печи!» — значит нарушить естественный ход вещей. Зрелость приходит не по команде, а в результате постепенного осознания. Гораздо мудрее способствовать этому процессу, а не противодействовать ему.

Мы подошли к вопросу о необходимости мудрых наставлений. Для каждого ребенка и каждой ситуации они уникальны. Некоторые ситуации требуют более быстрой реакции. Конечно, вы не позволите своему ребенку получить ожог, прикоснувшись к раскаленной печи. Как только он к ней подходит, вы инстинктивно кричите: «Не прикасайся к ней!» Но если после этого не объясните ему, почему вы так внезапно вскрикнули, он останется в недоумении или даже в смятении. Вероятно, когда представится возможность, он осторожно подойдет к печи и дотронется до нее. И если она еще горяча, то обожжется. Возможно, ему необходимо получить такой опыт, и на этот раз он как минимум извлечет из него урок. Детям, как известно, полезно следовать своему природному благоразумию и внимательно выслушивать аргументированные объяснения взрослых.

Конечно, это простой пример. Жизнь преподносит нам уроки куда более сложные для усвоения: почему причинять боль людям плохо, а делиться тем, что имеешь, — хорошо; почему тяжело достичь своей цели, гневаясь. Мы стремимся уберечь своих детей от необходимости усваивать жизненные уроки через боль, но мудрые родители и учителя понимают, что извлечь многие важные и порой неприятные уроки можно только из собственного опыта.

Образование должно стать средством поощрения к воспитанию мудрости в себе самом. Оно должно работать совместно с Природой и присущей ей системой наград — наказаний, не защищая детей от последствий собственных ошибок. Нотации и резюме вроде «Видишь? Я же тебе говорил!» не годятся. У ребенка должна остаться уверенность «Я сам это понял!»

psyera.ru

Метод кнута и пряника, или воспитание по Макаренко

Для того, что бы твой отпрыск превратился во взрослого мужчину, необходимо приложить невероятные усилия, и замесить, что называется, правильное тесто. Много рецептов на этот счёт есть в загашнике у каждого родителя, часто такие рецепты переходят от поколения в поколение, что, коненчо, считается хорошим тоном. Но день насущный, как и грядущий, в вопросах воспитания порой заставляет искать помощи у специалистов. Журнал MagMen`s решил облегчить поиск небезраличным к будущему своих детей отцам, и твоему вниманию предлагает  одну из самых эффективных, прошедшую проверку практикой и временем,  систему трудового воспитания ребёнка от выдающегося советского педагога Антона Макаренко. 

Дородовое воспитание

Воспиатание по Макаренко, которое поддерживают большинство практикующих психологов планеты, подразумевает, что некоторые основы в структуру личности ребенка можно заложить непосредственно в утробе матери. Еще не родившись, малыш очень тонко чувствует отношение к нему со стороны матери, ее тревоги и подавленность передаются и ему на недоступном обывателю уровне. И если ребенок не желанный, а будущая родительница сожалеет о своей беременности, высока вероятность того, что дитя будет расти нервным, раздражительным и само собой – недовольным жизнью.

Не последнюю роль здесь играет и отцовское внимание. Папаша может разговаривать со своим будущим сыном, поглаживать живот супруги, передавая таким образом позитивные эмоции и настрой. Если в семействе царит атмосфера добра, взаимоуважения и напрочь отсутствует ругань и скандалы, скорее всего, дитя уже в первые месяцы жизни не будет излишне тревожным и беспокойным.

Преступление и наказание

Пребывая в 3-4 летнем возрасте, твой отпрыск еще не способен отдавать себе отчет в поступках. Малыш попросту еще не может различить категории добра и зла – такие понятие для него через чур абстрактны, а поэтому и абсолютно непонятны. Поэтому для закрепления желаемой модели поведения папе и маме придется прибегать к последовательным действиям – поощрениям и наказаниям.  Макаренко о воспитании ребёнка по такой методе писал целые книги и диссертации, мы же только скажем, что такая методика чрезвычайно действенна и срабатывает безотказно, как у цирковых дрессировщиков. Совершил неправильный поступок, нарушил определенные правила – лишаешься поощрения, лакомства или же атата на пятое место.

Применять насилие и шлепать рекомендуется в крайних мерах, если ребенок совершенно не реагирует на замечания взрослых и остается равнодушным к окрикам и словесным запретам. Применять телесные наказания или нет – решение непростое и строго индивидуальное, так как гуманистические системы воспитания сегодня категорически осуждают такой подход.

Кнутом

Методы воспитания Макаренко не всегда щадны к детям, но всегда справведливы. Под «кнутом» в данном контексте подразумевается не только шлепки и словесные угрозы, но и определенная система последовательных порицаний за те или иные проступки. Работает эта система довольно просто – не выполнил домашнее задание или запланированную работу по дому, не получишь карманных денег или столь желаемый поход в цирк. Так чадо постепенно сможет осознать причинно-следственную связь между желаемой поведенческой моделью и следуемым за ней результатом. Со временем, уже в подростковом возрасте такое понимание должно перейти в устойчивую привычку.

Однако следует помнить, что психологический кнут эффективен как метод для детей в возрасте 3-7 лет. Если использовать его как основную методу для воспитания более старшей возрастной группы, это может привести к озлоблению и отторжению отпрыска от родителей.

Пряником

Метод пряника – визави кнута. Правильные и желаемые поступки должны неизменно поощряться добрым словом и похвалой. Для их закрепления можно предлагать небольшую награду в виде конфетки или небольших сюрпризов.

Но перебарщивать тут не стоит, если за каждое вынесенное мусорное ведро или вымытую посуду предлагать вознаграждение, ребенок вырастет меркантильным, черствым и бездушным. Поэтому лучше всего лишний раз погладить мальчика по голове, чмокнуть в щечку, прогуляться вместе или прочитать совместно книжку. Душевной теплоты много не бывает, и Макаренок с этим тоже согласился бы.

magmens.com

Метод «кнута и пряника» Википедия

Метод поощрения и наказания, широко известный как метод «кнута и пряника», — метод совмещения различных способов воздействия или стимулирования: негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Метод поощрения и наказания применяется в педагогике[1], однако также используется в политике[2] («жёсткая сила»), менеджменте[3], психологии и других областях. В расследовательской практике правоохранительных органов метод кнута и пряника известен как «добрый и злой следователь».

Выражение «кнут и пряник» в той или иной форме присутствует в разных языках. В русской публицистике это выражение появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» (как калька с немецкого языка, иногда на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot»[4], например В.Ленин в «Проекте программы нашей партии» упоминает и само немецкое выражение, и кальку, считая «пряником» «подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований»[5]). В английском языке используется в форме «морковка и палка» («carrot and stick»), ассоциируясь со способами, которыми можно заставить двигаться упрямого осла[6][7].

Данный метод мотивирования персонала является одним из древнейших и в усовершенствованной форме (в частности, основоположник научной организации труда Ф.Тейлор попытался повысить эффективность «пряника», предложив оплачивать труд пропорционально произведённой продукции[8]) используется многими руководителями по сей день[9]. При этом считается, что в настоящее время метод малоэффективен[10][11]

Социальный психолог Дуглас Макгрегор считает, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Кроме того, у человека могут иметься особые обстоятельства, при которых потребности высокого уровня не подавляются неудовлетворённостью базовых потребностей.[12]

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

ru-wiki.ru

Кнут и Пряник — Ваши Мотиваторы

Сам метод кнута и пряника – древний метод, его суть, я думаю, не стоит детально расписывать. Коротко: человек выполнит работу, либо под воздействием угрозы наказания, или за будущее вознаграждение.

Если в Римской империи (думая об этом мотивационном методе, почему-то вспоминается именно древний Рим) применяли почти в буквальном смысле — кнут или пряник, то в современном мире, это система поощрений и наказаний более разнообразна. В виде кнута: все различные взыскания, лишения премий, вплоть до лишения рабочего места… В виде пряника: зарплата, доска почета, поощрения, премии, путевки и т.д.

Плохо это или хорошо — не знаю, но данный метод работает, работал и еще будет работать. Меня больше интересует вот какой вопрос: Как его использовать в личном достижении цели?

Не секрет, что ради хорошего «пряника» вы становитесь весьма целеустремлённым человеком. Что из-под палки многие люди лучше работают, нежели, если полагаются только на свою силу воли. Как благодаря методу кнута и пряника мотивировать себя в достижении цели?

Создай свой «пряник». Создай свой «кнут»

Создаем свой пряник

О вожделенном «прянике» я в той иной форме писал довольно часто на страничках этого блога о целеполагании. Если сказать по-другому – это наметить цель, и сделать ее во много раз желанней и вожделенней.

Это когда вы себе внушаете, что по достижению цели вы получите такой великий результат (пряник), что руки сейчас же начинают чесаться к соответственной деятельности.

Или еще один способ: дневник успеха. Мой любимый метод достижения цели. За любой результативный шаг на пути к успеху – вознаградить себя. Он работает не часто (не сразу, так было у меня), но вот подом… Ух…

Возьмём любой способ постановки и конкретизации цели: то ли это smart цели, конкретизация цели, 7-мь шагов, визуализация желания и т.д., повсюду присутствует «пряничная» составляющая. Не так ли?

Ну а теперь, самый простой способ, как к заданной цели «испечь пряник».

Задайтесь вопросом: «Какую пользу я получу, когда достигну выбранную цель?»

Теперь опишите ее (пользу, выгоду) максимально подробно:

  • а) То что вы будете чувствовать, когда исполниться ваша мечта
  • б) Что вы увидите, опишите обстановку связанную с достигнутым результатом
  • в) Что вы сами себе скажите, что вам будут говорить родные

Вообще-то, это и есть визуализация, порядок того, что вначале будете чувствовать или слышать не важен. Выберите другую схему, обычно рекомендуют: вначале видеть, следом слушать и вконец ощущать …

По движению к своей цели обязательно заведите дневник успеха, поощряя себя на каждом результативном шагу к ней. Это у будет ваш «пряник».

Но. В одной статье я уже говорил, что положительная мотивация не работает. Что иногда «жизненный кнут» дает более лучший запал к мотивации в достижении цели.

Создаем свой кнут

Задайте себе вопрос: «Что произойдет, если я не достигну данной цели?»

Опишите себе его так же максимально подробно, как и со случаем пряника, можно чуточку преувеличить.

За не следование запланированным действиям – введите систему наказаний. Записывать свои неудачи, как с дневником успеха не стоит. Но вот наказывать – возможно, для вас это принесет больше пользы, чем с тем же пряником.

Как мотивировать себя в достижении цели

Итак, на выходе, у вас будет два образа, один «пряничный», другой с «кнутом». Рекомендую, взять два листа бумаги и на каждом закрепить данные образы. Максимально подробно описать, что будет, если вы достигнете своей цели, и что будет, если вы ее не достигнете (на разных листах).

Когда начнутся проблемы с мотивацией – это ваш метод кнута и пряника. Применяйте с умом. Переедать сладкого, как и мозоли от розг – не столь эффективны, чем разумное сочетание и того и этого…

www.iaim.ru

Мотивация: почему не работает метод кнута и пряника?

Почему одни дети занимаются много и охотно, а трудности лишь добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают словно из-под палки, а при возникновении хоть сколько-нибудь значительных препятствий теряют интерес или совсем прекращают деятельность? От чего на самом деле зависят детские успехи в учебе и общении? И можно ли воспитать в ребенке усидчивость? Ключ к ответам на эти вопросы лежит в мотивации. Именно она помогает нам восстанавливаться после неудач и поражений, не уклоняться от тяжелых задач и добиваться успеха.

Все начинается с самоконтроля

Один из самых запоминающих и простых экспериментов, который позволяет выявить уровень мотивации у ребенка, был проведен еще в 1972 году психологом из Стенфорда Вольтером Мишелем. Marshmallow test (перевести название можно как «Зефирный тест») дает возможность узнать способности ребенка усмирять свои ежесекундные желания ради больших свершений в будущем.

Ребенка 4-5 лет оставляли одного в комнате за столом, на котором лежала зефирка. Предварительно ему объясняли правила «игры». Чтобы получить вторую зефирку, нужно дождаться возвращения взрослых и не съесть угощение, которое уже лежит на столе.

Результаты наглядно показывают уровень самоконтроля у ребенка и наличие (или отсутствие) способности откладывать вознаграждение, то есть противостоять искушению в данный момент, чтобы после получить большую награду. Некоторые дети съедали зефирку даже не дождавшись конца объяснения. Но были и такие, которые смогли прождать 10 и более минут одни наедине с заманчиво лежащей прямо перед ними сладостью. Все только для того, чтобы получить еще больше.

Ученые обнаружили, что дети, которые в ходе этого эксперимента показали способность откладывать вознаграждение, в дальнейшем не только показывают лучшие результаты в учебе, но и легче сходятся с людьми, у них больше друзей, они способны устанавливать более прочные контакты в группе, а самое главное, они легче и эффективнее справляются с трудностями.

Дальнейшие исследования ученых показали, что предрасположенность к самоконтролю проявляется у детей с самого раннего возраста. Был проведен анализ поведения шестимесячных младенцев. После обычной игры с ребенком мам попросили в течение нескольких минут просто смотреть на малыша без эмоций. Для малыша это непонятная и крайне неприятная ситуация. Первая реакция практически всех младенцев – возмущение. За возмущением у большинства детей следовали слезы. Но некоторые дети вместо того, чтобы заплакать, стали наоборот улыбаться. Если мамино лицо никак не менялось, они интуитивно начинали искать способ снять напряжение, переключив себя на другую деятельность: смотрели по сторонам, изучали окружающую обстановку.

Профессор факультета психологии Сеульского государственного университета Кваг Кымчжу считает, что такое поведение показывает наличие у ребенка способности, которая в дальнейшем при возникновении трудностей позволит ему сдерживать собственные эмоции и искать наиболее оптимальный выход из ситуации. Это же качество влияет на то, каким образом ребенок будет строить отношения с другими людьми.

Кроме того, умение в стрессовой ситуации контролировать эмоции, переключать собственное внимание и снимать напряжение напрямую связано с развитием способности откладывать вознаграждение. В поведении детей, которые в эксперименте с зефиром смогли дождаться возвращения взрослых, была одна общая черта: они делали все, чтобы не смотреть на заветное угощение перед их носом, и отвлечь себя даже от мыслей о том, что сладость можно съесть.

Это очень важное и полезное качество. Как только человек начинает концентрировать все внимание на неприятном моменте, отрицательные эмоции нарастают в нем, как снежный ком, и сдержать их или найти трезвое решение проблемы становится практически невозможно.

Описанные выше эксперименты просты, но результаты их очень показательны. Любой родитель может провести подобное «мини-тестирование» для своего ребенка, чтобы узнать больше о его способностях и предрасположенностях. И даже если ваш ребенок съел зефирку, не дождавшись конца объяснения правил «игры», не стоит расстраиваться. К счастью, начать воспитывать в ребенке усидчивость и положительную мотивацию никогда не рано и никогда не поздно. Не бывает детей без положительной мотивации, есть только дети, которые по тем или иным причинам ее утратили. Восстановить это качество в ребенке – задача родителей.

Методы, которые работают

В ежедневном общении стремитесь показать ему, что терпение всегда приносит лучший результат и большее удовлетворение (награду). Старайтесь замечать и всегда поощрять любые, даже самые незначительные попытки ребенка проявить настойчивость и терпение. Родительское слово и похвала для маленького ребенка значат гораздо больше, чем мы обычно считаем.

Безусловно, на развитие мотивации влияет множество разных факторов. Однако психологи уверены, что доверительные отношения с родителями очень существенно влияют на формирование в ребенке способности преодолевать трудности. Мама и папа для малыша первый и самый главный авторитет. Ребенок искренне верит вам и вашим словам. К этой вере необходимо относиться с должным уважением. Очень важно всегда выполнять данные ребенку обещания. Не стоит использовать пустые отговорки вроде «потом купим», «потом сделаем», где «потом» фактически означает «никогда». Часто кажется, что через минуту ребенок забудет это обещание родителей, как и свое желание. Однако, это далеко не всегда так. Фактически, не исполняя свои обещания, даже те, которые взрослым кажутся совершенно несущественными, родители создают для ребенка ситуацию постоянного разочарования. Осознанное или нет, такое разочарование формирует в ребенке убеждение в том, что его терпение ни к чему не ведет. Обещанная отложенная награда так и не приходит. Тогда зачем сдерживать себя, стараться или ждать? В результате малыш теряет уверенность и способность к самоконтролю. Если ребенок точно знает, что родители исполнят то, что обещали, он растет более уверенным, и в нем скорее разовьются такие качества, как терпение и усидчивость.

Цель «научиться» и цель «показать себя»

Все дети учатся на ошибках и неудачах. Однако, не все одинаково их воспринимают. Кто-то сталкиваясь с трудностями теряет интерес, выносит вердикт «я это не могу» и сдается. Для других неудача – это лишь дополнительный стимул, чтобы еще упорнее идти к поставленной цели. Профессор Стэндфордского университета Доктор Кэрол С. Двэк, один из ведущих мировых исследователей в сфере мотивации, считает, что подобная разница в поведении определяется разницей целей, на которые ориентированы дети при выполнении заданий. В своем исследовании доктор Двэк выделяет так называемые «показательную» и «учебную» цели. (Motvational processes affecting learning American Psychologist, Vol. 41, No. 10. (October 1986), pp. 1040-1048 ) Мотивация ребенка может быть основана на желании показать себя, предъявить окружающим свои способности или на желании научиться чему-то новому, преодолеть трудность и решить поставленную задачу. В первом случае дети стремятся к быстрому результату и быстрой награде (в виде похвалы, оценки, поощрения и т.д). Возникновение трудностей обескураживает их. Такие дети легко теряют уверенность в себе и неудачи обычно объясняют недостатком способностей. Так рождаются всем нам знакомые фразы: «не могу», «это не для меня», «мне это не по силам», «это слишком тяжело», за которыми, как правило, следует отказ от выполнения задания.

Дети, нацеленные на «учебную» цель, чаще выбирают сложные задачи и, даже если случаются провалы и неудачи, их самооценка страдает гораздо меньше. Собственные ошибки такие дети относят, обычно не к недостатку способностей, а к недостатку усердия. «Чтобы справиться с этой задачей, нужно всего лишь чуть больше постараться», — думают они. Разумеется, такая мотивация не может не давать положительных результатов.

Задача родителей в данном случае обратить внимание на то, что в действительности движет ребенком и воспитывать в нем желание научиться, совладать с задачей, решить проблему самостоятельно. Для этого важно обратить внимание на несколько моментов.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Неверие в собственные способности – главный враг мотивации. Как только ребенок поверил в то, что он «это не может» в нем прекращается всякое старание и желание действовать.

Чтобы помочь ребенку стать увереннее в себе, нужно, в первую очередь, научить его действовать самостоятельно. И чем раньше родители начнут это делать, тем лучше. Жизнь маленького ребенка состоит из проб и ошибок. Но очень важно, чтобы родители позволили ребенку (в рамках безопасного предела, разумеется) совершать эти ошибки. Если вы видите, что ваше чадо безуспешно пытается попасть ногой в штанину, застегнуть куртку или сложить новую головоломку, не спешите «помочь» и сделать все за него. Позвольте ребенку самому справиться с задачей. Играя с ребенком, помогайте советом, но никогда не подсказывайте ответов и не выполняйте заданий вместе с ним, если фактически это означает, что вы выполните их за ребенка.

Запаситесь терпением и приготовьтесь спокойно наблюдать детские ошибки. Очень часто сами папы и мамы ориентированы на «показательную» цель. Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым способным, все схватывал на лету и во всем имел успех. Но так ли важен быстрый успех, если для выполнения задания ребенок всего лишь воспользовался вашими знаниями и умениями и в результате не приобрел никаких собственных навыков? Такой «успех» влияет на самооценку малыша еще хуже, чем ошибки. Ребенок прекрасно понимает, что задание выполнил не он сам. Со временем теряется ощущение достижения: «я сделал», «я справился». Возникает психологическая зависимость от чужой помощи, которая сохраняется даже когда физической необходимости в такой помощи уже давно нет.

Чтобы действительно помочь ребенку с чем-то справиться, будьте его советчиком, поощряйте его усилия и поддерживайте его веру в себя, но не делайте за него. Всегда говорите ему: «Ты обязательно справишься», «Ты это можешь, нужно только немного постараться», «Ты можешь это сделать сам, просто попробуй еще раз». Действуйте через вопросы:

— Как ты думаешь?

— Как ты считаешь, что нужно сделать дальше?

Чем раньше вы начнете такое обучение, тем лучше. И самое главное, не расстраивайтесь и не сердитесь на ребенка за то, что у него что-то не получается. Ошибки – естественная часть процесса обучения. Без них невозможно идти вперед.

Предъявляйте разумные требования

Еще одно препятствие в развитии положительной мотивации в ребенке – это завышенные ожидания родителей.

Показывая ребенку, как многого вы от него ждете, вы ставите его в ситуацию стресса. Необходимость неизменно оправдывать ожидания родителей создает напряжение, которое уже само по себе может стать причиной детских неудач. Кроме того, цель выполнения задания автоматически из «учебной» превращается в «показательную». Ребенок уже не старается научиться, а лишь стремиться показать родителям, что они в нем не ошиблись.

Психолог и профессор Стэндфорда Дэбора Стайпек во многих своих работах напоминает родителям о том, что оказывая чрезмерное давление на ребенка, родители необратимо получат результат обратный желаемому. Постарайтесь сообразовать свои ожидания с реальным положением дел. У многих родителей существуют очень определенные представления о том, что именно их дети должны делать хорошо. Таким образом игнорируются реальные способности ребенка, страдает детская самооценка и мотивация. Требования родителей должны быть чуть выше того уровня, на котором ребенок находится в данный момент. Образно говоря, не стоит требовать от троечника, чтобы он стал круглым отличником, направьте усилия ребенка на получение твердой четверки. А там и пятерки окажутся не такими уж недостижимыми.

Развивайте внутреннюю мотивацию ребенка

Очень часто родители и учителя выбирают метод кнута и пряника, чтобы стимулировать детскую мотивацию. Этот способ стар, как мир и, безусловно, дает некоторый эффект. Но обещание награды или угроза наказания способны развить лишь внешнюю мотивацию. В одном из своих исследований профессор Стайпек утверждает, что несмотря на важность внешней мотивации, наибольших результатов можно достичь, если развить в ребенке внутреннюю мотивацию. Дети учатся гораздо быстрее, если на занятиях ими движет любопытство и интерес, а не желание получить конфету.

Есть старая притча о том, что вознаграждение — один из вернейших способов заставить ребенка чего-то НЕ делать. Возле дома одного пожилого человека целыми днями резвилась детвора. Было так шумно, что старик не знал, куда деваться от головной боли. Наконец он придумал способ, как отучить детей шуметь под его окнами. Однажды он позвал их и сказал, что очень любит слушать детский смех и говор, поэтому он будет давать им по три монеты каждый день, если они будут приходить к его дому и шуметь, как можно громче. Дети с радостью вопили под окнами старика целыми днями и под вечер получали свою награду. Через неделю он снова позвал ребят и сказал, что, к сожалению, теперь он сможет давать им только по две монеты в день. Дети продолжали приходить, но уже менее охотно. Когда на третью неделю, старик сказал им, что будет давать по монете в день, дети рассердились и сказали, что больше не придут играть под его окна совсем. Так мудрый человек наконец-то добился тишины и покоя.

История эта наглядно показывает, как влияют внешние стимулы на мотивацию. В конце концов выполнение задания будет целиком зависеть от получения и объема награды. Со временем ребенок просто разучится делать что-либо без пресловутого «пряника». Реакция на ошибки и неудачи также будет определяться наградой или наказанием. Гораздо более эффективный способ мотивировать ребенка – это заинтересовать его. Любое задание может быть скорректировано с учетом индивидуальных способностей, пишет профессор Стайпек, так чтобы сделать его интересным именно для вашего ребенка. Если конечная цель – научиться, то форма приобретения знания может быть любой.

Хвалите ребенка за усилия больше, чем за результат

Психологи утверждают, что очень важно дать почувствовать ребенку, что вам не безразличны его усилия. Известно, что чрезмерная похвала отрицательно влияет на мотивацию ребенка. Однако, профессор Кэрол Двэк считает, что даже похвала «в рамках дозволенного» должна быть прежде всего похвалой детских усилий.

Ребенок должен чувствовать, что его настойчивость, терпение, труд, которые он приложил к выполнению задания для вас даже важнее самого результата, который всего лишь их закономерное следствие. Получается не у того, кто все может, а у того, кто старается. Говорите об этом вашим детям. Хвалите их усилия больше, чем достижения. Такая похвала убедит ребенка в том, что ключ к его успехам в старательности и усидчивости. И это действительно так!

Евгения Рогачева

Источник: http://letidor.ru

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *