основные методы и варианты действий
Источник: Элитариум: Центр дистанционного образования
Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия. Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Рассмотрим некоторые из них, а также общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию и рекомендации относительно поведения в конфликтных условиях.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:
- внутриличностные;
- структурные;
- межличностные;
- переговоры;
- ответные агрессивные действия.
Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.
- Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый сотрудник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права. Метод реализуется посредством составления соответствующих должностных инструкций (описание должности) и разработки документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности по уровням управления.
- Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые в случае необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь разрешить спорные вопросы между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов — это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если сотрудники имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему руководителю с предложением принять необходимое решение.
- Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.
- Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла негативное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. Наряду с такими основными стилями поведения в конфликте, как приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.
Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
Переговоры, как метод решения конфликтов, представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование взаимозависимости сторон конфликта;
- отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
- участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Ответные агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.
***
Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами:
- уход от конфликта;
- подавление конфликта;
- собственно управление конфликтом.
Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Рассмотрим некоторые из них.
Уход от конфликта. Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или очень высоки издержки возможного конфликта. Его также целесообразно применять в случаях:
- банальности проблемы, лежащей в основе конфликта;
- наличия более важных проблем, требующих своего решения;
- необходимости охлаждения разгоревшихся страстей;
- потребности выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;
- подключения других сил для разрешения конфликта;
- наличия страха перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом;
- когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.
Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, когда невозможно предвидеть варианты развития событий, предсказать последствия.
Другая разновидность этого метода — уступки или приспособление. В этом случае одна сторона идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется, когда сторона обнаруживает свою неправоту; когда предмет столкновения более важен для другой стороны; в случае необходимости минимизации потерь, когда превосходство явно на другой стороне и пр.
Подавление конфликта в свою очередь предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда:
- стечение обстоятельств делает невозможным открытый конфликт;
- отсутствует желание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери лица;
- невозможно по тем или иным причинам вовлечение противоположной стороны в активное противодействие;
- дисбаланс сил, отсутствие паритета в ресурсах сталкивающихся сторон подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки.
Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь могут иметь место и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй». Нередки создания дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого сопротивления.
***
Общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование конфликта, т.е. наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-либо вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а его открытого признания нет; каждый выбирает свою форму поведения в отношении другого, однако совместного обсуждения и поиска выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания существования конфликта и невозможности его быстро решить целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него; кто может быть посредником, равно устраивающим конфликтующие стороны.
3. Согласовать процедуру переговоров: определить где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместного обсуждения.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Проблема состоит в том, чтобы определить, что является предметом конфликта, а что не является. На этом этапе вырабатываются совместные пути к решению проблемы, уточняются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное решение. В результате взаимного обсуждения вариантов решений стороны приходят к общему решению, которое целесообразно представить в виде коммюнике, резолюции, договора о сотрудничестве и др. Иногда, в особенно сложных или ответственных случаях, документы можно составлять и принимать по окончании каждого этапа переговоров.
7. Реализовать принятое решение на практике. Конфликтующие стороны должны продумать, как организовать выполнение принятого решения, определить задачи каждой из конфликтующих сторон в реализации результатов переговоров, зафиксировав в согласованном решении. Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия.
***
В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:
- умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Если регулярно анализировать конфликтные ситуации, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что действительно важно, а что просто амбиции, то можно со временем все более эффективно научиться отсекать несущественное;
- внутреннее спокойствие. Это принцип не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, реагировать на события и проблемы не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие — своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций, оно позволяет человеку выбрать подобающую форму поведения;
- эмоциональная зрелость и устойчивость: по сути, возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях;
- знание меры воздействия на события, означающее способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы «владеть ситуацией» и уметь адекватно реагировать на нее;
- умение подходить к проблеме с различных точек зрения, обусловленное тем, что одно и то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Если рассматривать конфликт с позиции своего «Я» будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего оппонента — возможно, все покажется иным. Важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции;
- готовность к неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;
- стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации в конечном счете разрешимы, безвыходных ситуации не бывает;
- наблюдательность, необходимая не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться беспристрастно наблюдать за собой. Человеку, умеющему объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях;
- дальновидность как способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание «что к чему приведет» предохраняет от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации;
- стремление понять других, их помыслы и поступки. В одних случаях это означает примириться с ними, в других — правильно определить свою линию поведения. Многие недоразумения в повседневной жизни случаются только потому, что не все люди умеют или же не дают себе труда сознательно поставить себя на место других. Способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Компрометирующий стиль управления конфликтами, объяснение
16 июля 2021 г.
Каждый решает конфликт по-своему. Что касается навыков управления конфликтами, компромиссный стиль конфликта работает хорошо, когда есть две одинаково грозные стороны, готовые пойти на уступки в интересах поддержания хороших рабочих отношений.
Компромиссный стиль управления конфликтами — лишь один из пяти стилей разрешения конфликтов. Четыре других стиля:
- Приспосабливающийся стиль
- Соревнующийся стиль
- Сотрудничающий стиль
- Избегающий стиль
В этой статье
- 1 Что такое компромиссный стиль?
- 2 Пример компромиссного стиля на практике
- 3 Компромисс или сотрудничество: в чем разница?
- 4 Когда следует использовать компромиссный стиль?
- 5 Когда не следует использовать компромиссный стиль?
Что такое компромиссный стиль?
Стиль компромисса в конфликте — ценный инструмент для менеджеров, особенно когда вы имеете дело с несколькими сторонами с разными интересами. Латинское comprōmissum означает «взаимное обещание». А французское compromis означает «согласие». Компромисс приводит к соглашению, но не обязательно решает основные проблемы. Компромисс часто представляет собой договоренность, в которой есть взаимная уступка: достигается золотая середина, и обе стороны чем-то жертвуют, чтобы что-то получить. Это может привести к решению, и все могут на мгновение уйти, но стороны могут чувствовать неудовлетворенность в долгосрочной перспективе.
Пример компромиссного стиля на практике
Допустим, строительный проект, которым вы руководите, отстает от графика. Вы и ваш партнер расходитесь во мнениях относительно дальнейших действий. Вы хотите попросить клиента о двухнедельном продлении, в то время как ваш партнер хочет попросить бригады работать дольше, пять дней в неделю. Поспорив в течение нескольких дней, вы предлагаете своему партнеру попросить клиента о продлении срока на одну неделю и попросить ваши бригады работать дополнительные часы только три дня в неделю вместо пяти. Ни один из вас не полностью доволен этим вариантом, но вы решаете обойтись и быстро пройти мимо конфликта.
Компромисс и сотрудничество: в чем разница?
И компрометация, и сотрудничество предполагают удовлетворение потребностей противоборствующих сторон. Основное различие состоит в том, в какой степени удовлетворяются эти потребности.
Компромисс означает, что обе стороны идут на уступки, так что каждая сторона в чем-то удовлетворена, но не полностью удовлетворена результатом. В компромиссе каждая сторона отказывается от части того, чего она хочет, чтобы двигаться вперед.
Сотрудничество, напротив, означает, что обе стороны удовлетворяют все свои потребности. Те, кто использует сотрудничество, являются партнерами в создании ответа. Установив доверие между сторонами и общаясь с вдумчивостью и сочувствием, обе стороны находят творческое решение, отвечающее потребностям каждого.
Когда следует использовать компромиссный стиль?
Использование компромисса для управления конфликтом уместно в следующих ситуациях:
- Когда проект выиграет от того, что обе стороны пожертвуют некоторыми из своих требований.
- Когда обиды высказаны и нет другого выхода, кроме как пойти на компромисс.
- Когда маловероятно, что все участники конфликта останутся довольны.
- Когда цели противоположных сторон имеют одинаковую значимость.
- Когда конфликт требует скорейшего разрешения, пусть даже мимолетного.
- Когда возможен торг.
- Когда результат не оправдывает затрат времени и усилий на использование другого режима, например совместной работы.
- Когда поддержание отношений важнее, чем само разногласие.
- Когда обе стороны могут «согласиться не согласиться».
Когда не следует использовать компромиссный стиль?
Использование компрометации для управления конфликтами нецелесообразно в следующих ситуациях:
- Когда речь идет о вопросах соблюдения законодательных, нормативных или отраслевых требований. В этом случае более уместным будет соревновательный стиль.
- Когда у проекта не хватает финансовых ресурсов, чтобы пойти на компромисс.
- Когда компромисс может иметь негативные долгосрочные последствия, такие как широко распространенное мнение о слабости в отрасли или ущерб моральному духу сотрудников. Здесь лучше сработает совместный подход, при котором удовлетворяются потребности каждого.
MT Copeland предлагает онлайн-уроки на основе видеоматериалов, которые помогут вам освоить основы строительства с использованием реальных приложений, таких как управление конфликтами на строительной площадке 5 5 9093
Занятия включают в себя профессионально созданные видеоролики, которые преподают практикующие мастера, а также дополнительные загрузки, такие как викторины, чертежи и другие материалы, которые помогут вам освоить навыки.
Взлом | За пределами неразрешимости
Проблема гиперполяризации в области разрешения конфликтов: совместное обсуждение BI/CRQ
BI и Ежеквартальный отчет по разрешению конфликтов приглашают вас принять участие в онлайн-исследовании того, что могут сделать специалисты в области конфликтов и миростроительства, чтобы помочь защищать либеральные демократии и поощрять их жить в соответствии со своими идеалами.
Следите за BI и обсуждением гиперполяризации в информационном бюллетене BI New Substack.
Автор
Брэд Спенглер
Июнь 2003
Что такое компромисс?
Компромисс — это основной процесс переговоров, в котором обе стороны отказываются от чего-то, чего они хотят, чтобы получить что-то еще, чего они хотят больше. Компромиссы обычно происходят в ситуациях, когда выигрывают и проигрывают — когда есть фиксированный пирог, который нужно разделить, и что бы ни досталось одной стороне, другая сторона проиграет. В компромиссных ситуациях ни одна из сторон не получает всего, чего она действительно хочет, но каждая из них идет на уступки, чтобы достичь соглашения, приемлемого для обеих сторон.
Существует два основных способа достижения компромисса. Первый заключается в том, что стороны ходят туда-сюда с предложениями и уступками, пока не встретятся где-то посередине. Обычно это происходит вокруг одного вопроса, например, цены товара. Например, Хуан и Антония хотят купить выставленный на продажу дом за 200 000 долларов. Однако они не хотят платить столько, поэтому предлагают 160 000 долларов. Боб, продавец, не хочет опускаться так низко, но хочет продать дом в ближайшее время, поэтому он предлагает продать его за 180 000 долларов. Хуан и Антония соглашаются на сделку, и дом продается. В данном случае Хуан и Антония заплатили на 20 000 долларов больше, чем хотели, а Боб продал на 20 000 долларов меньше, но дом был обменян, что и было главной целью обеих сторон.
Когда необходимо обсудить несколько вопросов, стороны могут пойти на дополнительные уступки. Основная идея заключается в том, что каждая сторона отказывается от чего-то, что ценит другая сторона, но что их самих не волнует. Например, Хуан и Антония хотят переехать в новый дом через месяц, а Боб планировал остаться на три месяца. Скорейшее вселение много значит для Хуана и Антонии, потому что в настоящее время они останавливаются в номере мотеля, который слишком мал и стоит больших денег. Выйти из дома раньше — не проблема для Боба, но это заставит его усердно работать, чтобы выбраться быстрее. За это он хочет получить компенсацию. Согласованная цена дома составляет 180 000 долларов, но Хуан и Антония предлагают 185 000 долларов, если они смогут переехать на восемь недель раньше. Для них важно двигаться быстрее, но не для Боба. Предлагая заплатить на 5000 долларов больше, чем согласованная цена дома, Хуан и Антония создают для Боба стимул быстро съехать, потому что теперь это ценное предложение для него. Это пример торговой ценности в ситуации компромисса.
Некоторые вещи не могут быть скомпрометированы
|
В случае с Антонией и Хуаном, покупающими их дом, компромисс между ними и Бобом был ограничен деньгами и сроками, оба из которых являются интересами, о которых можно договориться. Хотя 5000 долларов — это немалая сумма, эти виды интересов относительно поверхностны и могут быть уравновешены путем переговоров. Тем не менее, некоторые вещи не могут быть скомпрометированы, потому что они затрагивают суть индивидуальной или групповой идентичности или выживания. Две вещи, которые обычно не подвергаются риску, — это ценности и основные человеческие потребности.
Вопрос об абортах представляет собой классический пример непререкаемых ценностей. Если человек считает аборт убийством, он или она никогда не согласится с тем, что аборты должны оставаться законными в Соединенных Штатах. Более того, этот человек никогда не пойдет на компромисс по любому вопросу, который ослабляет существующие правовые ограничения на аборты. Эта жесткая позиция проистекает из глубоко укоренившейся личной ценности и не может быть скомпрометирована.
Человеческие потребности — это материальные и нематериальные потребности жизни: пища, кров, вода, чувство безопасности, идентичность, принадлежность и независимость. Когда дело доходит до споров по любому из этих вопросов, люди обычно не идут на компромисс. Например, человек или группа идентичностей должны чувствовать, что они имеют некоторый контроль над своим будущим. Таким образом, маловероятно, что люди пойдут на компромиссы, которые ослабят их контроль над собственной жизнью. Хорошим примером являются группы коренных американцев в Соединенных Штатах: они боролись и получили суверенитет (законный контроль) над своими собственными резервациями и обладают своими собственными законами, независимыми от США и правительств штатов. Скорее всего, они будут очень неохотно отказываться от этого контроля, даже если вознаграждение за это будет существенным. Этот пример также относится к важности идентичности. Многие коренные американцы сопротивлялись ассимиляции в основное американское общество. Они очень высоко ценили свою племенную идентичность и поддерживали образ жизни, соответствующий этой идентичности, даже когда это требовало отказа от материальных благ. Это связано с тем, что контроль и идентичность являются фундаментальными человеческими потребностями и редко подвергаются риску, даже если это может принести материальную выгоду.
Восприятие компромисса
Критики компромиссного подхода к разрешению конфликтов считают, что люди не должны идти на уступки так часто, как они это делают, участвуя в переговорах. Сторонники интегративного или основанного на интересах торга утверждают, что если люди открыто говорят о своих реальных желаниях и потребностях, то часто можно найти беспроигрышное решение, которое обеспечивает то, что хотят обе стороны, без компромиссов. Компромиссы по-прежнему имеют тенденцию заключаться в торгах на основе интересов, но они обычно более творческие, чем просто «разделение разницы». Пример обмена денег на время в сценарии покупки дома является одним из примеров компромисса интересов, который привел к беспроигрышному решению.
Наконец, компромисс по-разному воспринимается в разных культурах. В Соединенных Штатах идти на компромисс иногда считают чем-то плохим, поскольку видят в нем потерю чего-то или уступку. Именно поэтому некоторые американские критики считают такой подход плохим. С другой стороны, некоторые традиционные общества, такие как традиционная гавайская культура, рассматривают компромисс как здоровый способ положить конец конфликту. В гавайской традиции компромисс направлен на восстановление отношений, поврежденных конфликтом, что обычно считается более важным, чем то, сколько фиксированного пирога достанется каждой стороне. Приоритет отношений над содержанием распространен во многих обществах, что может способствовать компромиссу, когда на карту не поставлены основные ценности или потребности.[1]
[1] Веселая, Салли Игл. «Культурные аспекты споров». Серия статей ПЦР: 1987-2. Программа разрешения конфликтов. (Маноа: Гавайский университет, 1987 г.) 1–20.