метод опроса в социальной психологии
16. Метод опроса в социальной психологии.
Выделяют два вида опроса:
Анкетный опрос – опосредованный способ сбора информации, касающейся объективных и субъективных факторов. Информация обобщается при помощи анкеты, причем респондент сам читает вопросы и сам фиксирует ответы.
Интервью – прямой способ сбора информации, осуществляющийся при непосредственном взаимодействии респондента и исследователя.
Анкетный опрос:
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы.
2. Виды опросов
2.1 Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
*Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
*Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод. Анкетирование -опрос при помощи анкеты, (вербально-коммуникативный метод — психологический и психодиагностический метод на основе речевого (устного или письменного) общения), анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г.М. Андреева, Э. Ноэль.
Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля над качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.
Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Личностные тесты. Очень свободное значение — любой прием или инструмент для оценки личности. Как правило, прямые тесты (например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник) различаются с косвенными или проективными тестами (например, тестом Роршаха).
Миннесотский многопрофильный личностный опросник — один из самых широко распространенных самоотчетных опросников для оценки личности. Опубликованная в 1942 г. первая версия состояла из основного набора в 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное утверждение относительно характерных чувств или моделей поведения, с которым субъект выражал свое согласие или несогласие.
Тест Роршаха (чернильные пятна) — называется так потому, что его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс — и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов.
Метод лестницы. Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов, частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т.д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.
Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
Правила составления вопросника:
При составлении вопросов нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
Вопросы должны быть краткими.
Вопросы должны быть конкретными.
Вопросы не должны содержать подсказку.
Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
Виды вопросов:
Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
Принципы вопросника:
Учёт специфики культуры
Частные вопросы ставить первыми, после – обобщающие.
Распределение вопросов по степени сложности. Сложные вопросы – в конце.
В конце указать , кто и для чего проводил опрос.
Так же вопросы могут быть проективные и субъективные. Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
Надёжность данных анкетного пороса зависит от:
Распространённости практики применения анкет в обществе
Правильности выбора адресата
Умения мотивировать адресата
Соответствие анкетных вопросов цели исследования
Соблюдения правил построения вопросника
Понятности инструкции
Чёткости и понятность в формулировках вопросов
Полноты списка вопросов
Использования разных типов вопросов
Отсутствия намёка на желаемый ответ
Интервью:
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям.
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.
Виды интервью:
Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Преимущества данного типа интервью:
Данные могут быть сравнены
Оно более надёжно
Сведение к минимуму ошибок в вопросах
Могут быть использованы интервьюером с низким уровнем квалификации.
Недостатки:
Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.
Достоинства нестандартизированного интервью:
Возможность уточнить смысл вопроса
Естественные и индивидуальные ответы
Гибкость в задавании вопроса
Более глубокая информация
Недостатком является сложность обработки и сравнения данных.
Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
Виды интервью по стадии исследования:
Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. (Пилотажное исследование — предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного исследования.)
Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
Виды интервью по количеству участников:
Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации. Принято выделять ключевые фазы установление контакта: основная и завершение интервью.
Критерии эффективности интервью:
Полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы;
Специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы;
глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст — интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.
Область применения опроса в социальной психологии:
а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
в) как основной метод сбора эмпирической информации.
Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;
в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
г) чаще всего проводится в очной форме;
д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.
Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.
Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др.
Опрос и маркетинговое исследование
Как правило, основными методами маркетинговых исследований считают:- наблюдение
- эксперимент
- имитационное моделирование
- опрос
Стоит отметить, что опрос считается одним из наиболее популярных методов. Едва ли не 90% всех маркетинговых исследований не обходятся без этого метода. Он способен довольно глубоко исследовать предмет исследования и представить наиболее полную картину мнений об услуге, продукте и т. д.
Опрос сложен в первую очередь тем, что перед его применением, как правило, должна быть сформирована чёткая выборка: кого опрашивать, почему именно их и зачем? Кроме того, форм и видов опроса существует также не мало.
Теоретики маркетинга делят опрос дают своеобразную классификацию опроса:По источнику информации:
- массовые (как правило, к таким относят мнение потребителей какого-либо продукта)
- специализированные (в данном случае необходимо мнение специалистов, людей, которые сведущи в той или иной сфере)
- разовые
- повторные (чтобы проследить динамику изменения той или иной ситуации)
- сплошные (где выборка не так строга)
- выборочные (где необходимы чёткие критерии к опрашиваемым «почему именно они?»)
- анкетирование
- интервьюирование
Некоторые эксперты также делят опросы «по уровню стандартизации», под чем подразумевается какова форма опроса – жёстко стандартизирована или свободна. При этом, не смотря на обилие методов и форм, традиционно принято выделять письменные и устные опросы, которые, разумеется, имеют достоинства и недостатки. Так, к примеру, письменный опрос, как правило, применяют, в первую очередь тогда, когда нужно опросить большое количество людей, и делать это «вручную», то есть устно не всегда позволяют возможности. В этом-то и есть главное преимущество письменного опроса – относительно невысокий уровень затрат. К тому же, эксперты отмечают незаменимость письменного опроса в тех случаях, когда необходима анонимность в случае если затрагиваются «щекотливые» темы. Также он идеально подходит для тех случаев, когда необходимо задавать большое количество сложных вопросов, которые требуют обдуманного, развернутого ответа.
Анкетирование — самая популярная форма опросаНо при этом, в письменных опросах нередко бывают случаи «бракованных» ответов, когда респонденты попросту дают недостоверные ответы, также по мнению специалистов нельзя проследить эмоции опрашиваемых, что как раз лучше удаётся при форме устного опроса. В целом это, пожалуй, единственная форма опроса, которая может показать эмоциональные реакции людей. Устный опрос как правило, менее формален, в отличие от письменного – интервьюер может менять схему опроса, в зависимости от респондента, имеет возможность разъяснять суть и т. д. Правда, в данном, случае, необходимо немало средств, в первую очередь на подготовленный персонал, который готов к тому, чтобы проводить подобные исследования. К тому же эта форма на корню обрубает возможности анонимного исследования.
Одним из самых мощных и самых популярных форм опроса является анкетирование. Оно, как правило, всегда чётко структурировано, состоит из ряда блоков – введение, перечень вопросов, и информация о самом респонденте. Дело в том, что анкетирование позволяет собирать информацию очень системно, а, главное, собранная информация легко поддаётся обработке. В целом стоит отметить, что опрос является одним из самых надёжных и, пожалуй, единственных способов выявления общественного мнения, реакции и отношения, что незаменимо при проведении любого маркетингового исследования.
Обзор исследований | Определение, примеры и методы
Опубликован в 20 августа 2019 г. к Шона МакКомбс. Отредактировано 30 ноября 2022 г.
Опросное исследование означает сбор информации о группе людей путем задавания им вопросов и анализа результатов. Чтобы провести эффективный опрос, выполните следующие шесть шагов:
- Определить, кто будет участвовать в опросе
- Определите тип опроса (почтовый, онлайновый или личный)
- Разработка вопросов и макета опроса
- Распространить опрос
- Анализ ответов
- Запишите результаты
Опросы представляют собой гибкий метод сбора данных, который можно использовать во многих различных исследованиях.
Содержание
- Для чего используются опросы?
- Шаг 1: Определите генеральную совокупность и выборку
- Шаг 2: Определите тип обследования
- Шаг 3: Разработка вопросов для опроса
- Шаг 4: Распространение опроса и сбор ответов
- Шаг 5: Анализ результатов опроса
- Шаг 6: Запись результатов опроса
- Часто задаваемые вопросы об опросах
Для чего используются опросы?
Опросы используются как метод сбора данных во многих различных областях. Это хороший выбор, когда вы хотите узнать о характеристиках, предпочтениях, мнениях или убеждениях группы людей.
Обычное использование опросных исследований включает:
- Социальные исследования : изучение опыта и характеристик различных социальных групп
- Исследование рынка : узнать, что клиенты думают о продуктах, услугах и компаниях
- Исследования в области здравоохранения : сбор данных от пациентов о симптомах и лечении
- Политика : измерение общественного мнения о партиях и политике
- Психология : исследование личностных черт, предпочтений и поведения
Опросы можно использовать как в перекрестных исследованиях, когда вы собираете данные только один раз, так и в лонгитюдных исследованиях, когда вы обследуете одну и ту же выборку несколько раз в течение длительного периода.
Шаг 1. Определите совокупность и выборку
Прежде чем приступить к проведению опроса, у вас уже должен быть четкий исследовательский вопрос, определяющий, что вы хотите выяснить. На основе этого вопроса вам необходимо точно определить, на кого вы будете ориентироваться для участия в опросе.
Население
Целевая группа — это конкретная группа людей, о которой вы хотите узнать. Эта группа может быть очень широкой или относительно узкой. Например:
- Население Бразилии
- студентов колледжей США
- Иммигранты во втором поколении в Нидерландах
- Клиенты конкретной компании в возрасте 18-24 лет
- британских трансгендерных женщин старше 50 лет
Ваше обследование должно быть направлено на получение результатов, которые можно распространить на все население. Это означает, что вам нужно тщательно определить, о ком именно вы хотите сделать выводы.
Если ваш опрос не поддается обобщению, может возникнуть несколько распространенных погрешностей исследования, в частности погрешность выборки и систематическая ошибка отбора. Наличие этих предубеждений имеет серьезные последствия для достоверности ваших результатов.
Образцы
Редко удается опросить всю совокупность вашего исследования — было бы очень сложно получить ответ от каждого жителя Бразилии или каждого студента колледжа в США. Вместо этого вы, как правило, обследуете выборок населения.
Размер выборки зависит от размера населения. Вы можете использовать онлайн-калькулятор образцов, чтобы рассчитать, сколько ответов вам нужно.
Существует множество методов выборки, позволяющих обобщать данные на широкие совокупности. Однако в целом выборка должна быть репрезентативной для населения в целом. Чем больше и репрезентативнее ваша выборка, тем более обоснованными будут ваши выводы. Опять же, при планировании выборки остерегайтесь различных типов систематической ошибки выборки, особенно систематической ошибки самоотбора, систематической ошибки неполучения ответов, систематической ошибки недостаточного охвата и систематической ошибки выжившего.
Шаг 2. Выберите тип опроса
Существует два основных типа обследования:
- Анкета , где список вопросов распространяется по почте, онлайн или лично, и респонденты заполняют его самостоятельно.
- Интервью , когда исследователь задает ряд вопросов по телефону или лично и записывает ответы.
Какой тип вы выберете, зависит от размера и местоположения выборки, а также от направленности исследования.
Анкеты
Рассылка бумажного опроса по почте является распространенным методом сбора демографической информации (например, при государственной переписи населения).
- Вы можете легко получить доступ к большой выборке.
- У вас есть некоторый контроль над тем, кто включен в выборку (например, жители определенного региона).
- Частота ответов низкая, что может привести к систематическим ошибкам, таким как систематическая ошибка самоотбора.
Онлайн-опросы популярны среди студентов, занимающихся диссертационными исследованиями, из-за низкой стоимости и гибкости этого метода. Существует множество онлайн-инструментов для создания опросов, таких как SurveyMonkey и Google Forms.
- Вы можете быстро получить доступ к большому образцу без ограничений по времени или местоположению.
- Данные легко обрабатывать и анализировать.
- Анонимность и доступность онлайн-опросов означают, что у вас меньше контроля над тем, кто отвечает, что может привести к предвзятости, например к предвзятости самостоятельного отбора.
Если ваше исследование сосредоточено на конкретном месте, вы можете раздать письменный вопросник, который респонденты должны будут заполнить на месте. Например, вы можете обратиться к покупателям торгового центра или попросить всех учащихся заполнить анкету в конце занятия.
- Вы можете просмотреть респондентов, чтобы убедиться, что в выборку включены только люди из целевой совокупности.
- Вы можете собирать данные о времени и месте (например, мнения покупателей магазина в будние дни).
- Размер выборки будет меньше, поэтому этот метод менее подходит для сбора данных о широких группах населения и подвержен риску систематической ошибки выборки.
Интервью
Устные опросы полезны для небольших выборок. Они позволяют собирать более подробную информацию о мнениях и предпочтениях людей. Вы можете проводить собеседования по телефону или лично.
- У вас есть личный контакт с респондентами, поэтому вы заранее точно знаете, кто войдет в выборку.
- При необходимости вы можете уточнить вопросы и запросить дополнительную информацию.
- Отсутствие анонимности может привести к тому, что респонденты будут отвечать менее честно, что повысит риск предвзятости исследователя.
Как и анкеты, интервью можно использовать для сбора количественных данных: исследователь записывает каждый ответ в виде категории или рейтинга и статистически анализирует результаты. Но чаще они используются для сбора качественных данных: полные ответы респондентов расшифровываются и анализируются индивидуально, чтобы лучше понять их мнения и чувства.
Далее вам нужно решить, какие вопросы вы будете задавать и как вы будете их задавать. Важно учитывать:
- Тип вопросов
- Содержание вопросов
- Формулировка вопросов
- Порядок и схема обследования
Открытые и закрытые вопросы
Существует две основные формы вопросов: открытые и закрытые. Многие опросы используют комбинацию обоих.
Закрытые вопросы дают респонденту заранее определенный набор ответов на выбор. Закрытый вопрос может включать:
- Двоичный ответ (например, да/нет или согласен/не согласен )
- Шкала A (например, шкала Лайкерта с пятью баллами от полностью согласен до полностью не согласен )
- Список вариантов с одним возможным ответом (например, возрастные категории)
- Список вариантов с несколькими возможными ответами (например, интересы в свободное время)
Закрытые вопросы лучше всего подходят для количественных исследований. Они предоставляют вам числовые данные, которые можно подвергнуть статистическому анализу для выявления закономерностей, тенденций и корреляций.
Открытые вопросы лучше всего подходят для качественного исследования. Этот тип вопросов не имеет заранее определенных ответов на выбор. Вместо этого респондент отвечает своими словами.
Наиболее распространены открытые вопросы в интервью, но вы также можете использовать их в анкетах. Они часто полезны в качестве дополнительных вопросов, чтобы получить более подробные объяснения ответов на закрытые вопросы.
Содержание вопросов анкеты
Чтобы обеспечить достоверность и надежность результатов, вам необходимо тщательно обдумать каждый вопрос в опросе. Все вопросы должны быть узконаправленными и иметь достаточный контекст, чтобы респондент мог точно ответить. Избегайте вопросов, которые не имеют прямого отношения к цели опроса.
При составлении закрытых вопросов убедитесь, что варианты охватывают все возможные варианты. Если вы включаете список параметров, который не является исчерпывающим, вы можете добавить поле «Другое».
Формулировка вопросов опроса
Что касается языка, то вопросы опроса должны быть максимально четкими и точными. Адаптируйте вопросы к целевой аудитории, учитывая их уровень знаний по теме. Избегайте жаргона или отраслевой терминологии.
Вопросы опроса подвержены риску искажений, таких как предвзятость социальной желательности, эффект Хоторна или характеристики спроса. Крайне важно использовать язык, который респонденты легко поймут, и избегать слов с расплывчатым или двусмысленным значением. Убедитесь, что ваши вопросы сформулированы нейтрально, без намека на то, что вы предпочитаете определенный ответ или эмоцию.
Заказ вопросов для опроса
Вопросы должны быть расположены в логическом порядке. Начните с простых, нечувствительных, закрытых вопросов, которые побудят респондента продолжить.
Если опрос охватывает несколько разных тем или тем, сгруппируйте связанные вопросы. Вы можете разделить анкету на разделы, чтобы помочь респондентам понять, о чем спрашивают в каждой части.
Если вопрос ссылается или зависит от ответа на предыдущий вопрос, они должны быть размещены непосредственно рядом друг с другом.
Шаг 4. Распространение опроса и сбор ответов
Прежде чем начать, составьте четкий план, где, когда, как и с кем вы будете проводить опрос. Заранее определите, сколько ответов вам потребуется и как вы получите доступ к образцу.
Если вы удовлетворены тем, что создали надежный план исследования, подходящий для ответов на ваши исследовательские вопросы, вы можете провести опрос любым удобным для вас способом — по почте, через Интернет или лично.
Шаг 5. Анализ результатов опроса
Существует множество методов анализа результатов опроса. Сначала вы должны обработать данные, обычно с помощью компьютерной программы, чтобы отсортировать все ответы. Также следует очистить данные, удалив неполные или неверно заполненные ответы.
Если вы задавали открытые вопросы, вам придется закодировать ответы, назначив каждому ответу ярлыки и организовав их по категориям или темам. Вы также можете использовать более качественные методы, такие как тематический анализ, который особенно подходит для анализа интервью.
Статистический анализ обычно проводится с помощью таких программ, как SPSS или Stata. Один и тот же набор данных обследования может быть предметом многих анализов.
Шаг 6. Запишите результаты опроса
Наконец, когда вы соберете и проанализируете все необходимые данные, вы запишете их как часть своей диссертации, диссертации или исследовательской работы.
В разделе методологии вы точно описываете, как вы проводили опрос. Вы должны объяснить типы вопросов, которые вы использовали, метод выборки, когда и где проводился опрос, а также процент ответов. Вы можете включить полный вопросник в качестве приложения и сослаться на него в тексте, если это уместно.
Затем представьте анализ, описав, как вы подготовили данные и какие статистические методы вы использовали для их анализа. В разделе результатов вы суммируете основные результаты анализа.
В ходе обсуждения и заключения вы даете свои объяснения и интерпретации этих результатов, отвечаете на свой исследовательский вопрос и размышляете о последствиях и ограничениях исследования.
Часто задаваемые вопросы об опросах
Шкала Лайкерта — это оценочная шкала, которая количественно оценивает мнения, отношения или поведение. Он состоит из 4 или более вопросов, которые измеряют одно отношение или черту, когда баллы за ответы суммируются.
Чтобы использовать шкалу Лайкерта в опросе, вы предлагаете участникам вопросы или утверждения типа Лайкерта, а также континуум пунктов, обычно с 5 или 7 возможными ответами, чтобы определить степень их согласия.
Индивидуальные вопросы типа Лайкерта обычно считаются порядковыми данными, потому что элементы имеют четкий порядок ранжирования, но не имеют равномерного распределения.
Общие баллы по шкале Лайкерта иногда рассматриваются как интервальные данные. Считается, что эти оценки имеют направленность и равномерный интервал между ними.
Тип данных определяет, какие статистические тесты следует использовать для анализа данных.
Приоритеты плана исследования могут различаться в зависимости от области, но обычно вам необходимо указать:
- Ваши исследовательские вопросы и/или гипотезы
- Ваш общий подход (например, качественный или количественный)
- Тип дизайна, который вы используете (например, опрос, эксперимент или тематическое исследование)
- Ваши методы выборки или критерии отбора субъектов
- Ваши методы сбора данных (например, анкеты, наблюдения)
- Ваши процедуры сбора данных (например, операционализация, синхронизация и управление данными)
- Ваши методы анализа данных (например, статистические тесты или тематический анализ)
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
МакКомбс, С. (2022, 30 ноября). Обзорные исследования | Определение, примеры и методы. Скриббр. Проверено 20 марта 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/survey-research/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…
У Шоны есть степень бакалавра и две степени магистра, так что она эксперт в написании отличной диссертации. Она также работала редактором и учителем, работая со студентами всех уровней, чтобы улучшить их академическое письмо.
Метод опроса – Методология исследования
Суть метода опроса можно объяснить как «опрос людей по теме или темам с последующим описанием их ответов»[1]. В бизнес-исследованиях опросный метод сбора первичных данных используется для проверки концепций, отражения отношения людей, установления уровня удовлетворенности клиентов, проведения сегментационных исследований и ряда других целей. Метод опроса может использоваться как в количественных, так и в качественных исследованиях.
Метод обследования преследует две основные цели:
- Описание определенных аспектов или характеристик населения и/или
- Проверка гипотез о характере взаимоотношений внутри популяции.
Методы опроса можно условно разделить на три категории: опрос по почте, опрос по телефону и личное интервью. Описание каждого из этих методов кратко пояснено в следующей таблице [2]:
Метод опроса 9.0051 | Описание |
Опрос по почте | Письменный опрос, проводимый самостоятельно |
Телефонный опрос | Опрос, проводимый по телефону, при котором вопросы зачитываются респондентам |
Личное собеседование | Очное интервью респондента |
Основные методы опроса и их описания
С другой стороны, с точки зрения практичности, наиболее популярные варианты опросов включают анкетирование, интервью и обзор документации. Денскомб (2010)[3] объясняет основные преимущества и недостатки, связанные с этими методами сбора первичных данных, следующим образом:
Метод | Назначение | Преимущества | Недостатки |
Анкеты | Проводится с целью сбора большого объема информации за короткий период времени | Члены выборочной группы могут оставаться анонимными Значительно дешевле, чем большинство других методов сбора первичных данных Возможность генерации большого количества данных | Трудности обеспечения большей глубины исследования Проблема «первого выбора» |
Интервью | Проводится для отражения эмоций и переживаний, а также для более пристального изучения проблем | Возможность управлять процессом сбора данных Возможность сбора определенного типа необходимой информации | Большое количество времени требуется для организации и проведения интервью и сбора первичных данных. Могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с организацией и проведением интервью, проездом и т. д. Возможность предвзятости интервьюируемого |
Просмотр документации | Проводится с целью изучения вопросов, возникших за определенный период времени | Возможность получения исчерпывающей информации | Проблемы, связанные с доступом к документации Негибкость исследовательского процесса |
Преимущества и недостатки методов сбора данных опроса
Преимущества метода опроса- Опросы можно проводить быстрее и дешевле по сравнению с другими методами сбора первичных данных, такими как наблюдение и эксперименты
- Первичные данные, собранные в ходе опросов, относительно легко анализировать
Недостатки метода опроса
- В некоторых случаях нежелание или неспособность респондентов предоставить информацию
- Человеческая предвзятость респондентов, т.