Материал на тему: ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» .
Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
1.Метод «Синектика» «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
— изобрази будильник, который забыли выключить;
— покажи походку человека, которому жмут ботинки;
— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны». В смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.
Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)
— Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» — подбор антонимов, «Скажи по – другому» — подбор синонимов, «что еще значит это слово» — подбор омонимов (предлагается для дальнейшей работы картотека таких игр). Проводим с детьми такие изобретательские игры как
«Грамматическая арифметика» ( КР – Р + ОТ =), ребусы и кроссворды, составление логарифмов (новое слово путем отбрасывания буквы – ГРОЗА – РОЗА, анаграмм (новое слово путем перестановки букв – ШАРФ – ФАРШ), метаграмм (новое слово путем замены букв – ВРАЧ – ГРАЧ). Также мы знакомим детей с приставками, придающими словам новый смысл (мини-, микро-, супер-, полу-, анти- и др.), с моделями, схемами, условными обозначениями. Вводим для использования символы, обозначающие подлежащее, сказуемое, определение и учим ребят составлять предложения по определенной схеме, таким образом распространяя фразы и делая речь дошкольников более образной.
В процессе работы вы увидете, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход — вход,…)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
nsportal.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ТРИЗ МЕТОД-СИНЕКТИКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (ТРИЗ МЕТОД-СИНЕКТИКА)
Все мы знаем, что дошкольный период – самый оптимальный для развития познавательной сферы ребенка. Поэтому формирование у дошкольников активно – познавательного отношения к окружающей действительности приобретает решающее значение.
Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из методов ТРИЗа – методе символической синектики, то есть изображения реального мира различными символами и знаками. Оптимизация познавательной деятельности ребенка как одного из главных способов умственного развития – одна из самых актуальных проблем. Познавательная активность – это способность интересоваться неизвестным, проявлять готовность к решению проблемных ситуаций, совершать элементарные мыслительные действия; владеть начальными формами исследования, экспериментирования, радоваться собственным открытиям, стремиться обходиться при этом собственными силами; систематизировать, классифицировать, владеть элементарными формами критического мышления, проявлять наблюдательность, любознательность и др.
Как побудить детей к речевой активности и развить способности к познавательной деятельности? Как обеспечить комфортные условия воспитания творческой личности? Эти вопросы волнуют как родителей, так и педагогов. Поможет их решить метод использования символов (схем – моделей) в работе с детьми дошкольного возраста. Эффективность его заключается в соответствии особенностям наглядно – образного мышления дошколят, ведь метод построен на образных (схематичных) рисунках предметов или действий, и эти рисунки служат детям зрительной опорой, подсказкой.
Ребенок мыслит образами, красками, звуками, но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении.
Образное мышление – обязательный этап для перехода к мышлению понятиями. Овладеть им невозможно без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что видит собственными глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, факта, явления к абстрактному обобщению.
В. Сухомлинский.
Иметь обо всем собственное мнение, уметь его отстаивать, стремиться найти различные варианты решения проблемы – всё это начинается с детского сада. Именно здесь закладываются основы интеллектуальных способностей детей.
Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования, что способствует переходу от внешних действий с условными заменителями предметов (схемами – моделями) к действиям мысленным.
Схемы – модели можно использовать на речевых занятиях. Это способствует развитию познавательных процессов, увеличению словарного запаса ребенка, усвоению грамматического строя речи, развитию связной речи. Схемы – модели делают рассказы детей чёткими, связными, последовательными и расширенными. Их можно использовать для сравнительных описательных рассказов. Применение этого метода является толчком для развития литературных, творческих способностей ребенка.
Как известно, ни одна деятельность человека не происходит без использования знаково-символичных способов, например в бытовой практической деятельности: условные обозначения для бытовой техники, дорожных знаков, погодных явлений .
На своем личном опыте убедилась, при использовании символов ребенок запоминает более досконально, ближе к тексту, легко и свободно, повторив материал 2-3раза. Метод синектики, в своей работе я использую очень давно. Когда- то, для развития мышления, памяти, речи детей, использовался и был популярен метод моделирования: персонажи сказки могли быть геометрическими фигурами, другими какими то символами, например: Колобок-круг, заяц-треугольник, лес-елка ,лиса прямоугольник и т.д., Каждому ребенку давался в руки свой символ, ребенок должен был вовремя начать или продолжить сюжетную линию знакомой сказки, при этом не только проговаривая слова, но и манипулируя своим символом. Работа чаще всего проходила подгруппами, но уже тогда, используя этот метод в своей работе, обратила внимание: в моделировании действий, дети лучше запоминали, включались в игру, легче изъяснялись, проговаривали весь текст знакомой сказки непринужденно, свободно, эмоционально, близко к тексту.
Следующим этапом моей работы, было составление пиктограмм, зашифровывались символами небольшие фразы, «секреты», загадки и использовались такие своеобразные шифровки не только на развитии речи, но и на математике, ознакомлению с природой других занятиях.
Основной вид деятельности детей игра. Именно в игре ребенок быстрее непроизвольно запоминает, схватывает, реагирует, не боясь ошибиться. Используя такие игровые приемы, ребенок учится сравнивать, обобщать, познавать окружающий мир в его многообразии и неповторимости.
Дети любят использовать символы в сюжетно-ролевых играх, (особенно мальчики), в таких играх как: »Секрет», »Остров сокровищ», »Полицейские», »Клад».Самостоятельно рисуют карты, схемы располагают и зашифровывают нахождение секретных объектов ,при этом используют уже знакомые ранее символы: дорожные знаки, геометрические фигуры, флажки, елочки, придумывают свои .
Действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в области мышления и основой развития интеллектуальных способностей. Л. Венгер выделил наглядные модели, в которых малыш отображает структуру объектов и связей между ними, как специфический способ мышления, специфическую форму познания.
Различают такие действия наглядного моделирования:
Действия замещения, которые разделяют мир вещей на замещённые и заместители.
Использование моделей, которые в готовом виде предлагает взрослый, а ребенок использует их.
Ребенок переходит к самостоятельному построению модели.
Схемы – модели могут быть использованы не только на занятиях развития речи, а и в других видах деятельности: игровой, изобразительной, при формировании логико-математической компетенции, в экологическом и валеологическом воспитании. Символы можно использовать и в повседневной жизни. Это условные обозначения в календаре природы, в уголке дежурных, графические изображения для физкультминуток, дидактических игр, при ознакомлении с окружающей средой, в исследовательской деятельности.
Условными схематическими обозначениями зашифровывают необходимую тему и вывешивают эту схему на видном месте. Разгадывание проходит без принуждения, опираясь на детский интерес и на достаточное развитие наглядно-образного мышления в этом возрасте.
Схемы-модели играют значительную роль в дифференциальном обучении. Дети со средним и низким уровнем развития памяти поневоле учат стихотворение в повседневной жизни, обращая внимание на «подсказку». Для детей с достаточным и высоким уровнем развития схема служит способом самоконтроля и самооценки .
На занятии по развитию речи, предложила детям записать рассказ об осени символами вот что у нас получилось:
Наступила золотая осень,
Желтые, красные, рыжие листочки
Ж К Р
падают и шуршат под ногами
Ш
солнце спряталось за тучи.
часто идут дожди, стало грустно
птицы улетели в теплые края.
Умение оперировать символами – это главная особенность человека. Развитие познавательной деятельности проходит три ступени, отображающие мир по-своему: действие, образ, символ. Если в работе с детьми не использовать специальных упражнений, направленных на развитие символических представлений непосредственного опыта, то человек до зрелого возраста будет зависеть от наглядных и действенных способов представления мира. Символическая деятельность развивается на основе примитивной активности. Таким образом, человеку от рождения присуща способность к символизации, следовательно, ознакомление со знаково-символичными способами должно соответствовать возрасту и учитывать особенности самих знаковых способов. Психологи утверждают, что символичная функция не проявляется, а
Можем сделать вывод, что применение схем-моделей – один из эффективных способов содействия развития речи, словесно — логического мышления, памяти детей дошкольного возраста. Этот вид работы полностью отвечает личностно ориентированной модели обучения, в которой учитывают индивидуальные особенности ребенка, помогают педагогу установить с воспитанниками оптимальные, партнерские отношения, создать атмосферу доверия и раскованности. Чем более высокий уровень приобретает знаково-символическая деятельность, тем важнее становится её роль в формировании познавательной активности детей дошкольного возраста.
infourok.ruТРИЗ в детском саду
ТРИЗ в детском саду по ФГОС
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию»,
так считал Г. С. Альтшуллер .
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Внедрение инновационных технологий в ДОО – важное условие совершенствования системы дошкольного образования.
Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Генриха Сауловича Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад .
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Цель ТРИЗ — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
-развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий, развитие речи, памяти, творческого воображения;
-формирование целостной картины мира;
-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
ТРИЗ — технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях .
Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения .
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы применяемые в ТРИЗ.
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду Теория опирается на проработанную методологическую базу, в арсенале которой несколько эффективных приемов, среди которых особенно выделяются метод фокальных объектов (МФО), морфологический анализ, кольца Луллия, системный оператор и прочие. Важно подчеркнуть, что методология ТРИЗ, используемая в российских в детских садах, относительно недавно из общей педагогики перекочевала в дошкольную, однако все наработки принадлежат перу выдающихся отечественных и зарубежных ученых прошлых веков. Авторами популярных методов являются астрономы, философы, математики и даже лесоводы.
МФО ( Метод фокальных объектов)
Эта технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС была внедрена сравнительно недавно, однако метод не нов, его предложил Ф. Кунце еще в 1920-х. Необходимо сфокусироваться на объекте, чтобы его усовершенствовать. Например, выбрав любое существительное к нему подбирают другие слова, получая неожиданные результаты. Таким образом дети раскрепощают свою фантазию и мышление. В детском саду метод можно применять, начиная с младшей группы, применяя МФО в виде ряда последовательных заданий: Придумывается новый объект путем улучшения или изменения существующих объектов. Знакомство с ним. О выбранном объекте создается сказка или рассказ для детей. Художественное произведение анализируется.
Мозговой штурм
ТРИЗ-методика мозгового штурма относится к наиболее перспективным с точки зрения творческого решения задач. Использование методики требует тщательной подготовки, на этапе которой воспитателю следует точно сформулировать проблему, сгруппировать участников, обозначить перед каждым ребенком его роль. Выбранный ведущий стимулирует проявление энтузиазма у участников, их творческий азарт, важно, чтобы предложения, высказывания и мысли дошкольников не ограничивались. Каждая идея достойна рассмотрения, потому на основном этапе реализации мозгового штурма идеи оптимизируются и комбинируются. В завершении проводится критический анализ с последующим анализом лучших идей. На обсуждение детям можно выносить самые разные вопросы: Как не дать Лисичке съесть Колобка? Как сыграть мелодию без гитары или пианино? Как оставаться чистым? Где найти птиц, которые не летают? Где всегда зима, или где зимой лето?
Кольца Луллия
Автором метода является философ Раймунд Луллий. Кольца позволяют взрослым и детям организованно заниматься. В дошкольной педагогике технология используется для стимулирования творческого мышления, познания мира, развития воображения и осознания взаимосвязи явлений. Для применения этого метода в ДОУ необходимо приготовить несколько разных по диаметру кругов из плотного картона, разделенных на равное число секторов. В ходе деятельности детям необходимо заполнить все сектора кругов в соответствии с поставленной задачей. Если малышам нужно придумать новый наряд, следовательно, на секторах кругов будет появляться информация: на самом большом круге — цвета наряда — фиолетовый, зеленый, желтый, красный, черный; на среднем — предназначение, например, рабочий, парадный, спортивный; на меньшем — материал — брезент, шелк, мех, хлопок, шифон. Затем картон нанизывается на любой стержень, к которому прикрепляется стрелка. Если проворачивать круги в разных направлениях, стрелка будет указывать на десятки возможных вариаций созданного наряда. По такому же принципу можно составлять сказки (объекты сюжетно-ролевой игры — атрибуты — действия объектов). Примечательно, что круги Луллия можно использовать в области речевого и познавательного развития. Принцип действия технологии поистине универсален, потому воспитатели могут видоизменять и дополнять ее по своему усмотрению. Занятия проходят в непринужденной обстановке без физического или психологического напряжения, благодаря чему материал усваивается гораздо лучше.
Метод проб и ошибок
В основе метода поиск решения проблемы через перебор вариантов. Дети знают, что каждое, порой даже фантастическое предположение в формате «А что, если…» будет услышано и принято во внимание. Нередко это уводит от первоначальной проблемы и активно подключают свою фантазию, но для дошкольников это не проблема, а скорее способ найти компромиссное решение. ТРИЗ-технология проб и ошибок в детском саду позволяет воспитателям и детям экспериментировать, учиться настойчивости, стимулировать познавательную активность.
Системный оператор
Системный анализ способствует комплексному изучению предмета и всестороннему подходу. ТРИЗ-метод системного оператора может использоваться, начиная со второй младшей группы для описания игрушек, знакомства с окружающим миром. Малышам необходимо объяснить, что у оператора есть возможность изменять время, размер и стоимость для решения поставленных задач. Так, чтобы Кай из сказки не замерз, следует изменить время, а сказке про Колобка — размер, так Лисичка не сможет его съесть. Дошкольники получают представление об объектах и явлениях. Стимул для развития фантазии и воображения. Умение подходить к решению задач творчески. С помощью системного анализа дети анализируют объект во временных рамках, выстраивают вертикаль взаимосвязи объектов или явлений (например, лес — в нем живут животные — одни из них лисы — у лисы есть уши, хвост, лапы, нос, глаза), оценивают противостояние и взаимосвязь объектов через многоэкранное мышление.
Моделирование маленькими человечками
Такая ТРИЗ-технология в детском саду по ФГОС ориентирована на изучение внутреннего строения веществ. С ее помощью дошкольники узнают, почему вода жидкая, песок — сыпучий, а камень — твердый. Маленькие человечки, согласно методу, — это молекулы, которые образуют те или иные связи. Имея подобную модель воспитатель может с легкостью объяснить детям, почему вещества могут быть газообразными, жидкими или твердыми.
Синектика
Метод, разработанный Вильямом Гордоном почти полвека назад, позволяет отстраняться от обыденного, знакомясь с новым. Он считал, что аналогии стимулируют творческие способности дошкольников. В сложных ситуациях следует опираться на эмпатию — перенесение образа, настроения, отождествление себя с объектом или сказочным героем. Метод нашел широкое применение во время музыкальных или танцевальных занятий, когда малыши могут перевоплощаться в птиц или животных. Например, дети могут прокаркать или промяукать любимую песенку, представив себя вороной или котенком, могут показать походку пингвина или мамы на каблуках. При этом важен момент перевоплощения, поиска аналогии и сходства в характеристиках явлений и предметов.
Данетка
Справедливее отнести ее к видам игры, чем к ТРИЗ-методу, однако в ходе занятий дети могут отгадывать предметы и признаки, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы строятся от общих к частным: сперва необходимо выяснить, загадан предмет, человек или животное, а после его черты. Метод данетки учит детей задавать точные вопросы, правильно их формулируя, чтобы получить интересующую их информацию.
Длительность нод по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.
Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.
Я применяю ТРИЗ в совместной деятельности детей по обучению начальному техническому моделированию, где мы продолжать обучаться системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширяю представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель. У детей развивается умение узнавать изображённую на рисунке проекцию предмета, умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме, решение проблемных задач с использованием элементов ТРИЗ.
shemyakina-mrnep.edumsko.ru
Материал по теме: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников»
Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31
(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».
(2 слайд) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
- Введение в тему
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть!
(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».
Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое, творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод синектики (автор Уильям Дж. Гордон).
- Метод синектики — способ активизации творческого мышления
(5 слайд) Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.
(7 слайд) В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.
3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения.
(8 слайд) При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
- Аналогия по форме: сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд) круг — ???
- Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров) — соль, сахар, похож, вата, одеяло;
шкаф — почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды
- Функциональная: (10 слайд) (Окр. Мир) «Транспорт», (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;
петух – будильник, радио, солнышко, гром.
- Аналогия по цвету: (11 слайд) солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
- Комплексная прямая аналогия предметов: двери
А) по форме — шоколад, картина, крышка стола
Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка
В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная — сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)
сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.
(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?
Знаки «больше», «меньше».
Словесную символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».
(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо.
Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?
Вы кошка, собака, лошадь, попугай.
Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?
Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?
(14 слайд) Фантастическая аналогия.
Позволяет снять психологическую инерцию, способна перенести в сказку любую ситуацию.
Ситуация. Урок русского языка. Тема: Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Вы соавторы, сочинили сказку.
4. Выводы
Нам, взрослым, очень трудно … у нас развиты стереотипы, штампы, а у детей мышление гибкое, им легче.
(15 слайд) Этот метод помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устраняет стереотипность мышления.
(16 слайд) Метод позволяет детям свободно ориентироваться в окружающем мире, увидеть изменяющийся во всём и везде мир, увидеть противоречия и попытаться их решить, пользоваться простыми словесными алгоритмами, сочувствовать и сопереживать людям и животным.
nsportal.ru
Синектика
СинектикаОписание метода:
Недостатком мозгового штурма является то, что не удается полностью реализовать идею разделения генерации идей и их оценки. Во время генерации присутствует скрытая критика, члены группы побаиваются и стесняются друг друга. Эти недостатки устранены в синектике (автор – У. Гордон).
Суть метода синектики – организованный мозговой штурм постоянной группой. При этом сохраняются и свободная генерация идей, и необходимая для развития критика. Участники группы привыкают друг к другу, не боятся критики от своих, накапливают опыт решения проблем. Также длительная совместная работа придает порядок процессу решения задачи при сохранении присущей мозговому штурму стихийности.
В основе синектики лежат следующие идеи:
— творчество познаваемо; изучение описания творческого процесса м.б. использовано для его оптимизации;
— творческий процесс отдельного человека аналогичен творческому процессу коллектива людей;
— иррациональная, подсознательная стадия творчества важнее рациональной;
— в скрытом, «дремлющем» состоянии человека находится гораздо больше творческих способностей, чем это обычно предполагают;
— эти способности можно активизировать и стимулировать.
Синектика опирается на следующее наблюдение: умственная деятельность активизируется в новой обстановке. Действительно, ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от конкретных условий решаемой задачи (с традиционным подходом к решению, т.е. с инерцией мышления) и требует от него решения другой задачи, подобной данной, что без инерции получается легче.
Короче говоря, для творчество нужно умение представлять непривычное привычным и, наоборот, привычное – непривычным.
Для этого в синектике используются аналогии.
Аналогия – это перенос признаков с объекта на объект основании сходства объектов в чем-то. Сходство определяется количеством общих признаков и степенью существенности (по выполняемой функции, по решаемой проблеме) этих признаков.
По аналогии рассуждают так:
1) Если объект А имеет признаки а, b, c, d, а объект В имеет признаки а, b, c, то, возможно объект В тоже имеет признак d.
2) Если объект А подобен объекту С, объект В подобен объекту D и между объектами А и В есть связь Т, то, возможно между объектами С и D тоже есть связь Т.
Заключения по аналогии только вероятно истинны, даже если истинны исходные утверждения. Ошибки могут быть вызваны тем, что:
1) несущественны признаки, взятые для основания аналогии;
2) переносимый признак не связан с признаками, взятыми для основания аналогии.
Повысить истинность заключений по аналогии можно:
1) увеличивая число общих признаков
2) выбирая для основания аналогии признаки, существенные для проблемы или функции;
3) если общие признаки всесторонне охватывают сравниваемые объекты;
4) если переносимый признак принадлежит к той же группе, что и признаки, взятые для основания;
5) учитывая и сходство, и различие объектов.
В синектике используются следующие аналогии:
— прямая – перенос свойств и конструкций с любых похожих, подобных объектов или процессов из природы, из другой области техники, из области культуры;
— личная (эмпатия) – изменение точки зрения на проблему путем отождествления себя с объектом, вхождения в его образ; при этом, не зная механизма возникновения конфликта, принципа действия исходной системы, можно получить структуру решения за счет активизации своего человеческого инстинктивного опыта.
— символическая – создание образа, символа; формулировка краткого парадоксального описания, отражающего суть объекта или ситуации;
— фантастическая – изложение задачи в виде сказки; идеальное представление, решение с помощью «волшебного» средства. Не стоит отказываться от желания получить именно то, что необходимо, без недостатков. Прием фантазии представляет собой размышление над решениями, в которых используются нереальные или сверхъестественные способы. При этом происходит переформулировка исходной задачи в новую – как осуществить этот нереальный способ. И часто оказывается, что такой способ осуществим.
Часто задачедатель неправильно ставит задачу, поскольку описывает нежелательный эффект, а конфликт, который нужно устранить, находится в другом месте и в другой системе. Работа с иходной постановкой задачи подталкивают к неверному направлению.
Поэтому решения начинают с уяснения задачи: переходят от проблемы, как она дана (ПКД), к проблеме, как она понята (ПКП).
Также важна роль руководителя группы, который призывает к использованию аналогий или приемов, стимулирует генерацию или развитие идей.
В синектике ведутся записи реального хода решения, которые потом изучаются. К сожалению, все внимание сосредотачивается на действиях человека, без учета закономерностей развития техники.
Инструкция
1. Записать проблему «как она дана».
2. Переформулировать проблему к виду «как она понята».
3. Начать генерацию идей, используя «Стимулятор» из метода МШ и четыре вида аналогии. Зафиксировать полученные идеи.
4. Сделать перерыв, отвлечься от проблемы (м.б. даже на несколько дней).
5. Оценить все полученные идеи на предмет вероятности их осуществления. Обобщить каждую идею, выделить принцип действия.
6. Развить все полученные идеи – что нужно сделать, чтобы идея стала вероятной?
7. Отобрать самые простые и экономичные идеи.
Порядок использования прямой аналогии:
1. Записать для объекта принцип действия, выполняемые функции и конструктивные особенности.
2. Определить для объекта ведущую область техники (идеальное выполнение функции; высокая эффективность при минимуме затрат; высокие темпы развития).
3. Выбрать объект из ведущей области с помощью аналогии свойств или отношений.
4. Воспроизвести в своей области принципы действия и конструкцию объекта из ведущей области на тех ресурсах, что есть. Сформулировать соответствующие задачи.
5. При необходимости согласовать изменения объекта со своей областью деятельности, т.е. решить вторичные изобретательские задачи.
Порядок использования личной аналогии:
1. Представить себя объектом – поставить в соответствие частям тела части объекта.
2. Представить, как объект выполняет свою функцию, отметить возникающие ощущения.
3. Представить, как тело, организм реагирует на функционирование объекта, перенести эти реакции на объект.
Порядок получения символической аналогии (см. работы Л. И. Шрагиной, ссылка — http://triz.natm.ru/articles/shrag004.htm):
1. Дать краткую характеристику выбранного объекта.
2. Записать в столбик существенные признаки объекта.
3. Подобрать к ним антонимы.
4. Применить антонимы к объекту для получения парадоксальной конструкции из двух слов.
5. Связно соединить признаки и их антонимы в конструкцию из двух слов.
6. Привязать конструкции к конкретным объектам (объяснить). Развить полученное.
Порядок получения фантастической аналогии:
1. Описать объект, выбрать его хорошие и плохие качества.
2. Представить ситуацию, когда все хорошее осталось, а плохое исчезло (идеальный результат или действие волшебного средства).
3. Попытаться осуществить это состояние.
Пример:
Прямая аналогия для задачи защиты гидротехнических сооружений – почему камни, покрытые водорослями, не разрушаются.
Символическая аналогия – «Оптимистическая трагедия»
alterozoom.com
Метод синектики примеры | Синектические группы
Работа по методу «Синектики» строится примерно так:
«1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».
Группа синектики должна состоять из двух-трёх приглашённых со стороны специалистов, представляющих разные профессии или научные дисциплины (в частности, биологию), и, скажем, трёх работников различных отделов основной организации. Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за движениями тела и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Новой группе предоставляются отдельные помещения, выделяются средства и оснащается мастерская, в которой члены группы могут изготовлять собственные прототипы изделий.
2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырёх типов:
а) Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.
б) Субъективные аналогии (в других переводах их называют «личные» — Прим. И.Л. Викентьева). Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать своё собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолёта, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?
в) Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.
г) Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы иметь маленького «человечка» для набора телефонного номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где её касаются колеса нашего автомобиля.
То, что эти четыре типа аналогий действительно фундаментальны и охватывают мысли и опыт людей, станет более очевидным, если ввести следующую классификацию:
прямые — реальные,
фантастические — нереальные,
субъективные — телесные,
символические — абстрактные.
Членов группы приучают преодолевать свою боязнь раскрыть друг перед другом глубоко личные мысли, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные «синекторы», и следовать их примеру. Чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъёму, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:
а) Проблема, как она задана, — формулировка проблемы, данная основной организацией.
б) Очищение от очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговую атаку).
в) Превращение необычного в привычное — поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.
В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предположений и рассуждений, в которых запрятано решение, допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что Вам нужна антигравитационная машина»).
г) Проблема, как она понята, — определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.
д) Наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогии. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, её развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы «превратить привычное в необычное». Такое преобразование значительно повышает степень мысленной реконструкции известных из прошлого опыта ситуаций в формах, совместимых с заданной проблемой. Члены группы испытывают большой душевный подъем, когда достигается решение проблемы, но после этого ощущают физическое изнеможение.
3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
До настоящего времени синектика использовалась для решения конкретных проблем разработки изделий, например: «найти более простой принцип устройства приводов с постоянной угловой скоростью вращения вала», «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок» или «изобрести более прочную крышу». Метод использовался также для решения более крупных проблем, например: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов». Результаты решения подобных задач оказались нетривиальными и в то же время приемлемыми для заказчика».
Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г., с. 246-247.
ПРИМЕР Синектики: «У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться».
Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.
vikent.ru