Методы принятия управленческих решений МФПА Тест с ответами
Правильных ответов не менее 97%
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Метод математического программирования …
+применяется для расчета лучшего варианта решения по критерию оптимальности принятия управленческих решений
не применяется для проведения расчетов управленческих решений
применяется для подсчета вариантов принятия управленческих решений
Метод справедливого компромисса применяется, потому что …
глобальное качество альтернативы представляет собой сумму локальных (частных) качеств
+имеется тесная связь с решением в некооперативных играх
необходимо провести анализ критериев
необходимо провести детализированный анализ проблемы
Методы психологической активизации и методы подключения новых интеллектуальных источников относятся …
+к активизирующим методам
к методам сценариев
к эвристическим методам
Управление проектом – это …
декомпозиция проблемы на составляющие элементы
формализованное представление экономической задачи
+профессиональная деятельность по руководству ресурсами
Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка . По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)
Альтернатива – это …
+один из возможных способов достижения цели или один из конечных вариантов решений
вариант действий ЛПР (лица, принимающего решения)
способ выражения различий в оценке альтернативных вариантов с точки зрения участников процесса выбора
В условиях, когда значения параметра достоверности прогноза меньше единицы, для определения наиболее выгодных стратегий используется критерий …
Гурвица
Лапласа
+Ходжа–Лемана
Величину общего эффекта от использования информации, содержащейся в прогнозе для ЛПР Vd , можно определить как …
Vx=uB(Vf–Vr)
Vy=Vf(uB–uA)
+Vd=Vx+Vy
Величина дополнительного выигрыша, получаемого вследствие повышения достоверности прогноза Vy, может быть определена по формуле …
Vx=uB(Vf–Vr)
+Vy=Vf(uB–uA)
Vd=Vx+V
Величина дополнительного выигрыша, получаемого вследствие изменения принимаемого решения Vх, может быть определена по формуле …
+Vx=uB(Vf–Vr)
Vy=Vf(uB–uA)
Vd=Vx+Vy
Метод мозгового штурма относится к … методам
количественным
формализованным
+эвристическим
Параметрический метод относится к … методам
+формализованным
количественным
эвристическим
Метод синектики относится к … методам
формализованным
количественным
+эвристическим
Метод фокальных объектов относится к … методам
количественным
формализованным
+эвристическим
Морфологический метод относится к … методам
количественным
+формализованным
эвристическим
Транспортная задача относится к классу …
управленческих задач
экономических задач
+задач линейного программирования (ЗЛП)
Применение ММ-критерия оправдано, если …
имеется тесная связь с решением в некооперативных играх
необходимо провести детализированный анализ проблемы
+необходимо исключить какой бы то ни было риск
Основные достоинства системы «ринги» заключаются в том, что …
+тщательно и всесторонне исследуется решаемая проблема
+принимаемые решения более обоснованы
решения принимаются весьма оперативно
+реализация решений проходит быстро и эффективно
менеджер несет персональную ответственность за результаты принятого решения
Процессы принятия управленческих решений в организациях, как правило, …
носят индивидуальный характер
протекают в паритетных группах
+протекают в иерархических группах
Метод справедливого компромисса применяется, потому что …
глобальное качество альтернативы представляет собой сумму локальных (частных) качеств
+имеется тесная связь с решением в некооперативных играх
необходимо провести анализ критериев
необходимо провести детализированный анализ проблемы
К группе методов исследования операций относится …
метод Дельфи
метод управления запасами
+метод линейного программирования
метод теории игр
метод разработки сценария
Под нормализацией векторного критерия при многокритериальной оптимизации понимается …
анализ критериев
поиск оптимального решения
декомпозиция задачи на составляющие части
+приведение всех критериев к единой шкале измерения
ЛПР (лицо, принимающее решения) – это …
человек, который лично работает в рассматриваемой области деятельности, является признанным специалистом по решаемой проблеме, может и имеет возможность высказать суждения по ней
группа людей, имеющая общие интересы и старающаяся оказать влияние на процесс выбора и его результат
+субъект, который всерьез намерен устранить стоящую перед ним проблему, выделить на ее разрешение и реально задействовать имеющиеся у него активные ресурсы, суверенно воспользоваться положительными результатами от решения проблемы или взять на себя всю ответственность за неуспех, неудачу, за напрасные расходы
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Активная группа – это …
группа лиц, принимающих решение
+группа людей, имеющая общие интересы и старающаяся оказать влияние на процесс выбора и его результат
группа людей, владеющих проблемой
Решение, принятое по заранее определенному алгоритму, называется …
детерминированным
+стандартным
хорошо структурированным
формализованным
Под эффективностью управленческого решения понимается …
результат, полученный от реализации решения
разность между полученным эффектом и затратами на реализацию решения
+отношение эффекта от реализации решения к затратам на его разработку и осуществление
достижение поставленной цели
На основании матрицы потерь строится критерий …
Лапласа
Гурвица
Вальда
+Сэвиджа
Метод анализа иерархий предполагает …
декомпозицию проблемы на простые составляющие части
+иерархическое представление задачи
разработку оптимальной структуры управления
Набор критериев должен удовлетворять таким требованиям, как …
+полнота, действительность, разложимость, неизбыточность и минимальность
полнота, действительность, неизбыточность и минимальность
полнота, действительность, разложимость, и минимальность
Эксперт – это …
группа людей, имеющая общие интересы и старающаяся оказать влияние на процесс выбора и его результат
+человек, который лично работает в рассматриваемой области деятельности, является признанным специалистом по решаемой проблеме, может и имеет возможность высказать суждения по ней
субъект, который всерьез намерен устранить стоящую перед ним проблему, выделить на ее разрешение и реально задействовать имеющиеся у него активные ресурсы, суверенно воспользоваться положительными результатами от решения проблемы или взять на себя всю ответственность за неуспех, неудачу, за напрасные расходы
Дерево решений – это …
философское видение процесса управления
суть процесса принятия решений
+графическое представление процесса принятия решений
Полнота набора критериев означает, что …
критерии должны быть определены так, чтобы не дублировался учет одних и тех же аспектов решаемой проблемы
критерии должны быть такими, чтобы их можно было объяснять другим, особенно в тех случаях, когда важнейшей целью работы является выработка и защита определенной позиции
+критерий должен охватывать все важные аспекты проблемы
Процессы принятия управленческих решений в организациях, как правило, …
носят индивидуальный характер
протекают в паритетных группах
+протекают в иерархических группах
Критерий – это …
вероятностный показатель оценки альтернатив
+способ выражения различий в оценке альтернативных вариантов с точки зрения участников процесса выбора
один из возможных способов достижения цели или один из конечных вариантов решений
Понятие «чистый риск» означает …
+вероятность получения убытка или нулевого результата
возможными величинами прибыли и убытков
все издержки, связанные с решением, минус вероятная прибыль количественную оценку
вероятности получения запланированной прибыли разность между максимально
Риск при принятии управленческих решений заключается …
в невозможности прогнозировать результаты решения
+в вероятности потери ресурсов или неполучения дохода
в отсутствии необходимой информации для анализа ситуации
в опасности принятия неудачного решения
… представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также по возможным положительным и отрицательным последствиям
Активизирующий метод
Эвристический метод
+Метод сценариев
Критерий Вальда – это критерий …
средневзвешенного выигрыша
недостаточного основания
+максимального гарантированного результата
пессимизма-оптимизма
наименьших возможных потерь
Критерий Гурвица – это критерий …
+пессимизма-оптимизма
наименьших возможных потерь
максимального гарантированного результата
средневзвешенного выигрыша
недостаточного основания
Критерий Сэвиджа – это критерий …
средневзвешенного выигрыша
+наименьших возможных потерь
недостаточного основания
пессимизма-оптимизма
максимального гарантированного результата
Максиминные и минимаксные критерии относятся к принятию решений в условиях …
риска
определенности
+неопределенности
Основу принятия всех решений на всех этапах процесса выработки решений составляют …
+предпочтения ЛПР (лица, принимающего решения)
как предпочтения ЛПР, так и предпочтения эксперта
предпочтения эксперта
Для более эффективной реализации управленческого решения …
+необходимо сформулировать имеющиеся ограничения
необходима система контроля
необходима оперативная система управления
Под владельцем проблемы понимается …
+человек, решающий проблему и ответственный за принятые решения
субъект, который всерьез намерен устранить стоящую перед ним проблему, выделить на ее разрешение и реально задействовать имеющиеся у него активные ресурсы
человек, фактически осуществляющий выбор наилучшего варианта действия
Метод равномерной оптимизации применяется, если …
+глобальное качество альтернативы представляет собой сумму локальных (частных) качеств
отсутствуют исходные данные
необходимо провести анализ критериев
необходимо провести детализированный анализ проблемы
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Что это за метод — синектика? Назначение и суть
Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач – от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод – синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.
Общие сведения о синектике
Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает «соединение разных элементов», что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.
Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на методе мозгового штурма. Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.
Социальная значимость метода
Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.
Суть метода
На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».
Создание синектического коллектива
Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности – химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап – это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.
Порядок реализации метода
Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.
Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение решенной задачи из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.
Операционные механизмы синектики
Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.
Виды аналогий в синектике
Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.
Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.
Плюсы и минусы синектики
К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика – один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.
Заключение
Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые способы решения проблем. Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.
Что такое синектика? | Определение из TechTarget
К
- Участник TechTarget
Синектика — это подход к решению проблем, направленный на развитие творческого мышления, часто среди небольших групп людей с разным опытом и навыками. Этот подход, часто используемый skunkworks и другими кросс-функциональными командами, может помочь членам группы исследовать проблемы; сохранять новую, часто абстрактную информацию; и разрабатывайте творческие решения, отказываясь от существующего мышления. Термин «синектика» происходит от греческого слова «синектикос», что означает приведение разных вещей в единую связь.
Synectics была разработана совместно в 1950-х годах Джорджем М. Принсом и Уильямом Дж. Дж. Гордон, когда они работали в отделе дизайна изобретений Артура Д. Литтла, консалтинговой компании, помогающей компаниям разрабатывать концепции новых продуктов. Принс и Гордон задавались вопросом, почему одни встречи были более продуктивными, чем другие, и полагали, что это связано не столько с участниками, сколько с какой-то неизвестной динамикой. Чтобы понять динамику, они записали на пленку тысячи часов встреч по разработке продуктов и превратили свои наблюдения в методы, которые отражали методы успешных предпринимателей и изобретателей.
Гордон установил три принципа теории синектики: когда люди осознают психологические процессы, влияющие на их поведение, увеличивается творческая отдача; эмоциональная часть творческого поведения затмевает интеллектуальную составляющую; а эмоциональные и иррациональные компоненты следует понимать и использовать как инструменты для повышения творческого результата.
Как и дизайн-мышление, синектика опирается на сильные стороны как правого (мечтателя), так и левого полушария (рассуждающего) и требует, чтобы члены команды чувствовали себя комфортно, живя в условиях сложности и очевидных противоречий. Подход включает в себя мысленное разложение вещей на части и их повторную сборку, чтобы получить новое представление и поиск связей, которые соединяют, казалось бы, несвязанные элементы с помощью аналогии и метафоры; это помогает сделать что-то странное знакомым и наоборот.
Чтобы сеанс планирования был продуктивным, фасилитаторы готовятся к нему, определяя владельцев проблем, определяя их ожидания и гарантируя, что у них есть возможность внедрять новые решения. В процессе поиска решения могут использоваться различные методы или упражнения мозгового штурма. Например, владельца проблемы можно попросить изобразить проблему с точки зрения пожеланий; то есть выражается как «Я хочу …». Затем группа будет генерировать как можно больше подходов к решению или трамплинов, а владелец проблемы выберет наиболее многообещающие трамплины для изучения. Во время сеанса генерации идей фасилитатор отвечает за создание и поддержание атмосферы спекулятивного мышления и открытого вклада, чтобы выявлять разнообразные идеи и защищать участников от критики.
Последнее обновление: апрель 2018 г.
SpaceX
SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) — производитель космических транспортных средств и аэрокосмической техники, основанный в 2002 году Илоном Маском.
Сеть
- основная полоса
Основная полоса частот при передаче сигналов связи означает, что для отправки и приема цифровых сигналов доступен только один путь . ..
- широкополосный
Широкополосный доступ относится к телекоммуникациям, в которых для передачи информации доступна широкая полоса частот.
- оптоволокно до дома (FTTH)
Оптоволокно до дома (FTTH), также называемое оптоволокном до дома (FTTP), представляет собой установку и использование оптического волокна от центрального …
Безопасность
- Общая система оценки уязвимостей (CVSS)
Общая система оценки уязвимостей (CVSS) — это общедоступная платформа для оценки серьезности уязвимостей безопасности в …
- WPA3
WPA3, также известный как Wi-Fi Protected Access 3, представляет собой третью версию стандарта сертификации безопасности, разработанного Wi-Fi …
- защита облачных рабочих нагрузок
Защита рабочих нагрузок в облаке — это защита рабочих нагрузок, распределенных по нескольким облачным средам. Предприятия, использующие …
ИТ-директор
- Agile-манифест
The Agile Manifesto — это документ, определяющий четыре ключевые ценности и 12 принципов, в которые его авторы верят разработчикам программного обеспечения…
- Общее управление качеством (TQM)
Total Quality Management (TQM) — это система управления, основанная на вере в то, что организация может добиться долгосрочного успеха, …
- системное мышление
Системное мышление — это целостный подход к анализу, который фокусируется на том, как взаимодействуют составные части системы и как…
HRSoftware
- непрерывное управление производительностью
Непрерывное управление эффективностью в контексте управления человеческими ресурсами (HR) — это надзор за работой сотрудника . ..
- вовлечения сотрудников
Вовлеченность сотрудников — это эмоциональная и профессиональная связь, которую сотрудник испытывает к своей организации, коллегам и работе.
- кадровый резерв
Кадровый резерв — это база данных кандидатов на работу, которые могут удовлетворить немедленные и долгосрочные потребности организации.
Служба поддержки клиентов
- бесконтактная оплата
Бесконтактный платеж — это беспроводная финансовая транзакция, при которой покупатель совершает покупку, перемещая токен безопасности в …
- исходящий вызов
Исходящий вызов — это вызов, инициированный оператором центра обработки вызовов клиенту от имени центра обработки вызовов или клиента.
- социальная CRM
Social CRM, или социальное управление взаимоотношениями с клиентами, — это управление взаимоотношениями с клиентами и взаимодействие с ними, поддерживаемое . ..
творческая техника решения проблем.
СИНЕКТИКА: ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Уилсон, С. Х., Грир, Дж. Ф., и Джонсон, Р. М. (1973). Синектика, творческий метод решения проблем для одаренных. Одаренный ребенок Ежеквартально , 17 (4), 260-267.
Источник: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1017.1329&rep=rep1&type=pdf
Всего несколько лет назад считалось, что креатив мышление, производство новых идей, изобретений и т. п. должны были быть оставлены на волю случая. Действительно, многие до сих пор так думают. Тем не менее, я не понимаю, как любой хорошо информированный человек может все еще придерживаться этой точки зрения. Удивительный список из 90 141 изобретений, достижений, накопленных с помощью творческих методов решения проблем (Осборн, 1957), синектики (Гордон, 1961) и бионики (Смолл, 1962), должен убедить даже самых упрямых скептиков. Эксперименты с использованием этих преднамеренных методов улучшения творческих способностей также были довольно убедительными (Maltzman, 19). 60; Парнс, 1960; Торранс, 1961).
На моих собственных занятиях и семинарах я постоянно обнаруживал, что этим преднамеренным методам можно обучать с начальных классов до аспирантуры, в результате чего учащиеся улучшают свои способности разрабатывать оригинальные и полезные решения проблем. На мой взгляд, убедительные доказательства того, что творчество не должно быть оставлено на волю случая (Torrance, 1962).
Намерение авторов состоит в том, чтобы исследовать синектический метод решения задач как процедуру, которую учителя могли бы использовать с одаренными детьми, тем самым преднамеренно стимулируя скрытое творчество. В то время как другие творческие методы решения проблем также могут быть эффективными (мозговой штурм, морфологический анализ, разработка стоимости, анализ стоимости, бионика, гипотетические ситуации, список атрибутов, сценарии и альтернативные варианты будущего, метод фундаментального проектирования), метод синектики, по-видимому, является тем, который может модифицировать как мощный инструмент для работы с одаренными детьми.
СИНЕКТИКА
Слово «синектика» является производным от греческого слова synecticos и относится к объединению не связанных между собой элементов. Концепция синектики становится творческой техникой решения проблем благодаря усилиям У. Дж. Дж. Гордона. Хотя Гордон делает упор на решение проблем в промышленности и менеджменте, существует возможность развития образовательного опыта, связанного с синектической техникой. Сеанс синектики, который Гордон называет «экскурсией», представляет собой групповое занятие по решению проблем, в ходе которого людей стимулируют к творческому мышлению в слабо структурированной системе. Вкратце процесс начинается с проблемы, представленной лидером, который проводит «экскурсию» группы по ряду шагов, пытаясь найти решение проблемы. Эта процедура преднамеренно стимулирует творческое мышление, а не оставляет его на волю случая (Гордон, 19 лет).61).
Синектика, относящаяся конкретно к образовательной методологии, обеспечивает минимальную структуру, в которой «структурированная свобода» может быть реализована при планировании и реализации творческого опыта обучения. Такая процедура выгодна в технологическом обществе, где возникают сложные проблемы, требующие эффективных и экономичных решений. Очевидно, что в нашем обществе изобретательство и решение проблем будут играть все более важную роль. Гарднер Мерфи (1958) заявил:
‘И не только человеку свойственно выдумывать себя из одного мира в другой; также человеку свойственно продолжать движение к месту назначения, которое не установлено в рамках нынешней природы человека, но продолжает меняться по мере того, как изменяется природа его окружения».
Синектика предоставляет учащимся широкие возможности для применения навыков, необходимых для создания нового мира будущего. Ближайшие годы потребуются люди в промышленности, правительстве, медицине, образовании и смежных областях, способные генерировать новые идеи. Чтобы производить необходимые кадры для технологического и меняющегося общества, наши методы обучения должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям. Конечно, как указывает Торранс, области, связанные с творческим мышлением, больше нельзя оставлять на волю случая. Мир просто не может позволить себе такую роскошь. Учителя будущего найдут веские причины для изучения таких методов, как синектика, для максимального раскрытия творческого потенциала. Промышленность потребует этого. Выживание потребует этого. Идти в ногу с требованиями быстро меняющегося мира, где традиционные методы явно отстают, неизбежно приведет к принятию многих таких новых методов обучения.
Уоррен Г. Беннис (1969) в своей увлекательной статье «Временное общество», в которой он размышляет о будущих изменениях, говорит следующее:
«Фантазия, воображение и творчество будут легитимными способами, которые сегодня кажутся странными. …Люди будут более интеллектуально преданы своей работе и, вероятно, потребуют большей вовлеченности, участия и автономии… Профессиональных специалистов вряд ли можно назвать организаторами… Они не являются хорошими людьми компании; их без обязательств, за исключением сложных условий, где они могут «играть с проблемами». .. Ключевое слово будет «временное». Это будут целевые группы, организованные вокруг проблем, которые должны решать группы относительно незнакомых людей с различными профессиональными навыками. По мере того, как появляется все больше свидетельств того, что будущее будет за увеличением, а не уменьшением технологий, кажется разумным и необходимым предоставить как можно больше возможностей для обучения, чтобы подготовить способных студентов к их роли лидеров. Беннис указывает, что проблемы будут решаться не отдельными людьми, а целевыми группами специализированных лиц, которые собираются для решения проблем, затем расходятся и переходят к другим проблемам и другим целевым группам. Синектика обеспечивает реальный опыт «в классе» в смоделированной оперативной группе. В синектической экскурсии одаренный ученик вступает в прямой и эксплицитный контакт с видом деятельности, который он может выполнять через несколько лет. Поэтому практика решения проблем с помощью синектики может иметь смысл.
Помимо того, что техника синектики имеет отношение к будущему, она предоставляет учителю-новатору выгодный, продуктивный и увлекательный метод для немедленного использования. Класс оживает творческой мыслью. Воображение взлетает. Дети углубляются в свой опыт и радуются актуальности своих знаний. Они учатся слушать, бросать вызов, думать и руководить. Они узнают, что проблемы можно решить совместными усилиями. Они изучают социальные навыки в интеллектуальной среде. Они учатся уважению к идеям. Они изучают языковые навыки. Они учатся выполнять задания и вносить предложения относительно будущих начинаний. Метод синектики не только актуален, выгоден и интересен, но и соответствует результатам исследований креативности. Говоря о компонентах творческого мышления, Гилфорд (1957) подчеркивал важность процессов дивергентного мышления:
«Дивергентное мышление… [характеризуется]… как менее связанное с целью . Есть свобода разойтись в разные стороны… отказ от старого решения и движение в каком-то новом направлении необходим, и находчивый организм, скорее всего, добьется успеха». мышления и создает ситуацию, в которой человеку, возможно, придется отвергнуть свои идеи, независимо от того, насколько он их любит, и начать двигаться в новом направлении. Чтобы иметь возможность отказаться от сильных убеждений, требуется гибкость. Гибкость в творческом мышлении влечет за собой реорганизацию предыдущих знаний таким образом, чтобы возникла более полезная конструкция. По этой линии Гетцельс и Джексон (1959) определил творческое мышление как «целеустремленное, легко гибкое манипулирование знаниями самыми разнообразными новыми или оригинальными способами». Благодаря опыту манипулирования знаниями синектическая экскурсия переносит участника в незнакомые области. В отношении творчества Муни (1954) подчеркивал важность «расширения опыта», благодаря которому участники выходят за пределы того, что казалось непреодолимым. Следовательно, исследование незнакомых областей мысли создает обстановку, в которой могут возникать творческие комбинации. В самой своей основе синектика делает «странное знакомым» и «знакомое странным» (Гордон, 19).61). Кроме того, синектика представляет собой процесс, охватывающий другие основные аспекты творчества. Творчество включает инкубацию (Уаллас, 1926), накопление (Мерфи, 1947), поиск и моменты творческого озарения (ДеХаан и Хавигхерст, 1957). Успешный синектический опыт основан на вышеупомянутых аспектах творчества; и, что очень важно для «классной» процедуры, весь процесс находится под руководством лидера и не оставлен на волю случая. Происходит прямая стимуляция творческих процессов в контролируемой ситуации преднамеренным методом (Торранс, 1962). По Леубе (1958), стимуляция непосредственно связана с творческими функциями. Теория Леубы гласит, что творческие личности — это люди с максимальной любознательностью, те, кто ищет стимуляции и развивает максимум автономных интересов и активности благодаря стимуляции, которую они находят в процессе. Синектика — это средство структурного производства стимуляции, необходимой для творческого результата в ситуации решения проблемы. 90–133 Хотя синектика в основном является групповым процессом, успех группы полностью зависит от способности индивидуумов независимо достигать самопознания и самореализации в духе Маслоу (19).68) и Роджерса (1961), поскольку именно благодаря стимуляции группы каждый участник достигает хранилища своего опыта, чтобы выдвинуть новую и творческую идею.
Не может быть большего доказательства ценности процедуры обучения, чем реальный непосредственный опыт в классе. К счастью, метод синектики несложно освоить или использовать в классе. «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961) представляет собой введение и основу для заинтересованных учителей, которым может показаться увлекательной задачей адаптация инноваций.
СИНЕКТИКА КАК ПРОЦЕДУРА КЛАССА
Успешный опыт синектики во многом зависит от планирования, предшествующего занятию. Только при правильном планировании можно извлечь максимальную пользу из опыта. Первоначально учитель должен учитывать временные ограничения. Время, затрачиваемое на экскурсии, естественно, зависит от навыков группы и характера проблемы и поэтому редко предсказуемо. Было бы неразумно проводить синектический опыт, когда время ограничено или другие требования требуют остановки в неподходящий момент. Синектике присущ гибкий подход к использованию времени. Находчивый учитель поймет, что, хотя вся экскурсия может быть не самым полезным подходом, синектический процесс можно разделить на части для отдельных уроков, что обеспечит более правильное использование времени. Чтобы синектика принесла пользу учащимся, необязательно завершать весь процесс целиком. Различные этапы процесса хорошо подходят для упражнений на творческое мышление. Эти упражнения могут быть разработаны на основе понятий, присущих процессу синектики. Эти концепции связаны с анализом проблемы, слушанием, спонтанной реакцией, повторным утверждением, упорядочением, ранжированием, ролевой игрой и метафорическим мышлением.
Хотя для решения большинства задач не требуется никакого специального помещения или оборудования, кроме обычных письменных принадлежностей, необходимо учитывать расположение рабочего места. Расстановка помещений определяется характером деятельности. Желательна интимная, но немноголюдная атмосфера. Если использование аудиовизуального оборудования необходимо, оно должно быть настроено заранее, а работа оборудования должна быть полностью изучена, чтобы обеспечить эффективное использование рабочего времени. Неправильное использование оборудования и пространства может привести к неэффективному сеансу. Преподаватель должен досконально знать технику синектики.
Доступно множество превосходных источников, но оригинальная «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961 г.) является подходящей отправной точкой. лидер по отношению к «блок-схеме синектики» абсолютно необходим в тех случаях, когда целью является полное «экскурсия». Порядок блок-схемы относится к мыслительным процедурам, близким к мыслительным процедурам творческих личностей (Гордон, 1961). Учитель-новатор может рассмотреть возможность пересмотра следующей блок-схемы синектики, чтобы она подходила для определенного класса или возрастной группы.
Первоначально синектика была разработана для решения проблем, связанных с изобретением или продуктом; эти проблемы касались, казалось бы, непримиримых моментов. Поэтому не на все вопросы лучше всего отвечает синектический экскурс. Синектика в основном не является методом «установления фактов», а скорее включает синтез фактов и теорий для решения сложной проблемы. Проблема как данная должна быть проблемой синектики. Гордон иллюстрирует множество примеров этих проблем в синектике.
Эксперт играет жизненно важную роль в этом процессе. Эту роль можно выполнять по-разному. Эксперт может быть участником группы или приглашенным гостем. Функцию эксперта можно выполнять с помощью аудиовизуальных средств, экскурсий и т. д. Цель «эксперта» состоит в том, чтобы предоставить как можно больше информации, чтобы помочь в решении проблемы. Анализ и объяснение эксперта носит как информационный, так и мотивационный характер, если к нему подойти творчески. Участникам разрешается озвучивать немедленные очевидные решения проблемы после анализа экспертом. Обычно эти решения не работают, и руководитель и эксперт должны указать, почему это так. Иногда участник может решить всю проблему во время чистки. Очищение от очевидного соответствует выводам Осборна в Applied Imagination (19).63) в том смысле, что ответы, возникающие позже во время сеанса мозгового штурма, как правило, более творческие, чем первоначальные ответы.
Руководитель обязан обеспечить полное понимание проблемы всеми участниками. Как правило, каждый участник переформулирует или переписывает проблему так, как он ее понимает, своими словами и может обозначить желаемую цель. Переформулировка проблемы в Генерировании проблем как понятых (PAU) делает странное более знакомым, разбивая исходную проблему на ее компоненты и преобразовывая ее в языковую структуру участника. Затем ведущий предлагает группе выбрать один из компонентов PAU для тщательного рассмотрения. Достигается консенсус в отношении выбора проблемы как понятой, и проблема временно «выбрасывается из головы». После этого ведущий готов приступить к изучению творческих аспектов экскурсии, задавая вопросы, пробуждающие творческое мышление посредством аналогий.
Аналогии называют «психологическими механизмами для поддержания определенных психических состояний, которые считаются необходимыми для творчества человека». (НИИ, 1969). Аналогии помогают участнику перемещать информацию, хранящуюся в подсознании, на сознательный уровень. Синектика использует четыре типа аналогий: личная аналогия, прямая аналогия, символическая аналогия и фантазийная аналогия. Лидер составляет вызывающие воспоминания вопросы (EQ), которые генерируют ответы в форме одной или нескольких из четырех аналогий. Например, ведущий может попросить группу представить, каково это на самом деле «чувствовать» себя загрязненной рекой. Это вызовет личную аналогию, которая позволит человеку проникнуть внутрь проблемы и посмотреть на нее с новой и необычной точки зрения.
Формулируя вопрос, призванный вызвать прямую аналогию, фасилитатор/лидер может попросить группу взглянуть на проблему с биологической точки зрения. Прямые аналогии в значительной степени зависят от природы. Например, если задача связана с каким-то аспектом прокладки туннелей, участников можно попросить посмотреть на природу, чтобы определить, как насекомые и животные успешно прокладывают туннели. Ключ к прямой аналогии — найти ситуации, похожие на проблему, и посмотреть, как было получено решение. Прямая аналогия дает новый взгляд на проблему.
Другой подход к получению другой точки зрения — это символическая аналогия. Символы используются манипулятивно, чтобы свести проблему к конструкции из двух или трех слов, содержащей суть проблемы.
Через символическое сокращение участник может приблизиться к сути проблемы. Символические аналогии иногда называют «названиями книг». При построении названия книги из двух или трех слов участник вынужден устанавливать отношения между ранее непримиримыми понятиями. Например, суть проблемы, связанной с процессом нагревания и замораживания, может быть описана как «Горящий лед».
Другой подход возможен при использовании аналогии с фантазией. Эта аналогия позволяет приостановить действие всех законов природы, создавая «вселенную», в которой возможно все. Например, если задача требует перемещения воды на вершину горы, может быть интересно приостановить действие законов гравитации и создать фантазию, в которой вода может естественным образом течь вверх по склону. Такие фантазии привели к развитию многих изобретений и процессов. Рассмотрим «волшебную лозу» для поиска воды и более сложные «металлоискатели», основанные на причудливой идее махать чем-то «волшебным» над областью и находить все, что нужно.
Лидер играет обширную и требовательную роль в метафорической фазе аналогии процесса. Он должен быть в состоянии решить, когда изменить или укрепить модель мышления, а когда привести группу к соответствующему выбору примера и проверке примера в качестве возможного вклада в решение проблемы. Он и эксперт помогают группе принудительно приспособить результаты к потребностям, изложенным в задаче. Если потребности не удовлетворяются, группа снова ищет адекватное решение, возвращаясь к аналогиям. Если группа успешно сформулирует полезную мысль, лидер может вывести группу на точку зрения и сосредоточить внимание участников на применении информации к исходной проблеме. Затем группа определяет, (1) решена ли вся проблема, или (2) нужно ли использовать новый подход, или, возможно, (3) что от проблемы следует отказаться на данный момент. Эксперт помогает в принятии решения.
Синектика как классная процедура предоставляет много возможностей для укрепления навыков творческого мышления. Ценность процесса увеличивается за счет сопутствующих ему аспектов, ибо помогает не только творческое мышление. Учащиеся могут развить навыки языка и аудирования, и они должны стать более искусными в групповых процессах и способности организовывать мышление для конкретной цели. Следовательно, большинство студентов, которые участвовали в процедурах синектического типа, сообщают, что они находят их приятными и полезными в других областях, где необходимы методы решения проблем.
Литература:
Андерсон, Гарольд Х. (ред.). Творчество и его развитие. Нью-Йорк:
Харпер и Роу, 1959. стр. 27-28.
Беннис, Уоррент Г. «Временное общество», Innovation, Number I,
Май 1969 г.
ДеХаан, Роберт Ф. и Хавигхерст, Роберт Дж. Обучение одаренных детей.
Чикаго: University of Chicago Press, 1957.
.Гетцелс, Дж. В., и Джексон, П. В. Творчество и интеллект. Нью-Йорк:
Джон Уайли, 1962 год.
Гетцельс, Дж. В., и Джексон, П. В. «Высокоинтеллектуальные и высокоинтеллектуальные
Творческий подросток», Исследовательская конференция Университета Юты, посвященная
.Выявление творческого научного таланта. Солт-Лейк-Сити:
Университет, 1959. С. 46-57.
Золото, Милтон. Воспитание интеллектуально одаренных. Колумбус, Огайо:
Charles E. Merrill Books, Inc., 1965. стр. 130–33.
Гордон, У. Дж. Дж. Синектика. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1961.
.Гилфорд, Дж. П., и др. др. Пересмотренная структура интеллекта. Отчеты из
Психологическая лаборатория 19, Лос-Анджелес: Южный университет
Калифорния, апрель 1957 г.
Леуба, Кларенс. «Новый взгляд на любопытство и творчество», журнал
.Высшее образование, 29:132-40, март 1958 г.
Ловенфельд, Виктор. «Дело об одаренном ребенке», Школа искусств,
.55:13-18, апрель 1956 г. с. 17.
Маслоу, А. Х. К психологии бытия. Нью-Йорк: Ван Ностранд
- Компания
, 1968 год.
Муни, Росс Л. «Основы творческих исследований», американец
Психолог, 9:545-46, 19 сентября54.
Мерфи, Гарднер. Возможности человека. Нью-Йорк: Основные книги, 1958.
.Мерфи, Гарднер. Личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1947.
.стр. 466.
Осборн, А. А. Ф. Воображение. Нью-Йорк: Скрибнерс, 1963.
.Роджерс, Карл Р. О становлении личностью. Бостон: Хоутон-Миффлин, 1961.
.Рассел, Дэвид.