Метод синектики пример: Технологии креативного потока: Метод синектики

Дайте идею, за которую вас уволят: этот метод поможет найти правильное решение

Фото с сайта popel-studio.com

Есть много методов генерации идей для решения задач. Мы уже писали о дизайн-мышлении и траблшутинге, которые хорошо справляются с этим, сегодняшний материал — о синектике. Что это за метод, почему он может быть интересен бизнесу, как и где применяется и чем отличается от других техник? Мы поговорили об этом с Наталией Сергиенко, фасилитатором по методу синектики. Она обучалась ему в США в компании Synecticsworld, пионером в этом направлении.

— Десятилетия наблюдений и анализа видеозаписей работы изобретательских групп легли в основу синектики.


Наталия Сергиенко
Бизнес-тренер в MDI (Management Development Institute), фасилитатор по методу синектики

Среди вопросов, которые волновали исследователей:

  • Что действительно происходит между людьми на собраниях (совещаниях, планерках и т.п.)?
  • Как влияет их поведение и методы на вероятность получения креативного решения, которое они будут готовы воплощать?
  • Что можно изменить, чтобы увеличить эту вероятность?
  • Почему некоторые собрания приводят к решению проблем и дают новые идеи, другие же «ходят по кругу»?

Основатель метода — Уильям Гордон, психолог, изобретатель, который с 1950 по 1960 годы разработал множество коммерческих патентов, когда руководил группой исследований изобретений в консультационной фирме Arthur D. Little. Он разработал систему, которая легла в основу метода, когда решал задачи для компаний, многие из которых входят в Fortune 500 по всему миру (это рейтинг выручки крупнейших мировых компаний, составляемый и публикуемый ежегодно журналом Fortune).

Гордон определил, что индивидуальное и групповое творчество аналогичны друг другу. Так в 1952 году в Кембридже была создана первая синектическая группа, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

Уильям Гордон (в центре) в зале заседаний Synectics Main Street, Кембридж, 1958 год. Фото с сайта synecticsworld.com

В 1960 году Уильям Гордон создал компанию Synectics Inc. и описал метод в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», которая вышла в 1961 году. Сейчас клиентами Synectics Inc. являются такие мировые компании как Zinger, General Electrics, IBM и другие.

Слово Synectics имеет греческие корни «syn» и «ectos», что означает соединение разнообразия. Синектика — это метод, при котором мы комбинируем разнородные, а иногда и несовместимые элементы для решения задач. Можно сказать, что это система креативного мышления, основанная на аналогиях.

Отличие от мозгового штурма

Отличие от мозгового штурма в том, что группа под руководством фасилататора ищет аналогии, примеры в других отраслях знаний, никак не связанных с бизнесом заказчика:

  • Прямые аналогии — нередко находятся в различных системах и решают сходные с поставленной задачи. К примеру, наблюдая за работой червя-древоточца, инженер Марк Изимбар Брюнель открыл кессонный метод в строительстве подводных сооружений. Ищем, сравниваем и исследуем. Часто делаются сравнения с растениями, деревьями, машинами и т.п. С этой аналогией будут эффективно работать люди, которые имеют разносторонние знания и склонны к системному анализу задач и проблем
  • Субъективные (личные) аналогии — здесь это работает так: представьте, что бы вы чувствовали и делали, например, если бы ваши руки были лопастями вертолета? Все следует пропустить через свои ощущения. С этой аналогией хорошо работают люди, которые обладают хорошим воображением и способны перевоплощаться, «вживаться» в роль и быть частью проблемы
  • Символические аналогии — тут тоже все просто: представьте, как может физически выглядеть острая проблема или стальное решение. Свойства одного отождествляются со свойствами другого. Важно найти парадоксы и противоречия в привычном и понятном
  • Фантастические аналогии — вы проходите через все стены или слышите музыку, которую никто больше не слышит. Важно представить вещи такими, какими они не могут быть в привычном нам понимании — долой границы воображения, которые мешают получению результата, зато на максимум нужно включить воображение и образное мышление

Хорошо использовать аналогии по такой системе: прямые — реальные, личные — телесные, символические — абстрактные, фантастические — нереальные.

Вначале это кажется не привязанным к решению задачи, забавным и очень веселым.

Само решение проблем — рационально, а вот процесс обдумывания такого решения — нет.Кратчайший путь поиска решения сложной задачи часто приводит к примитивным и однобоким решениям. Именно поэтому всем известный метод мозгового штурма не всегда работает. Люди приходят и озвучивают то, что уже давно было в их голове. Они никак или почти никак дальше не используют идеи друг друга.

Фото с сайта mygazeta.com

Как решаются проблемы с помощью синектики

Сначала подбирается синектическая группа. Самое лучшее для бизнеса клиентов — для этой группы позвать своих клиентов. Но тут уже надо смотреть, чтобы у них был разный опыт, образование, возраст.

Обсуждение проводится в отдельном помещении, в котором должны быть нужные для генерации идей и решения проблемы условия: например, аппаратура), маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Группе дается возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий. Далее идет работа с аналогиями: каждый специалист группы должен психологически раскрепоститься и раскрыться перед остальными.

Непосредственно решение проблемы включает в себя:

  • Формулировку задачи — важно четко понимать, что решать
  • Анализ задачи — группе предоставляется больше контекста и информации о задаче, но не слишком много
  • Генерацию идей-трамплинов
  • Выбор идеи/идей для развития
  • Развитие идеи, если нужно — еще генерацию идей
  • Формулировку основной идеи для воплощения
  • Оценку идеи — ее сильные и слабые стороны
  • Работу над укреплением слабых сторон
  • Создание плана действий по воплощению идеи

В синектике, как и в мозговом штурме, группа озвучивает очень большое количество идей.

Все идеи фасилитатор записывает на листы флипчарта. В среднем за 40−60 минут получается около 60 идей. Особо «плодовитые» группы достигают отметки в 100.

Синектика учит участников находить оригинальные идеи на выстраивании связей с уже высказанными идеями. При этом:

  • Есть четко распределенные роли в группе по решению задачи
  • Есть правила в группе — как слушать, как формулировать идеи
  • Есть понятная для группы процедура работы из 5 шагов
  • Работа всегда заканчивается планом действий — что, кто и когда

Синектика не нужна, если у вас уже есть варианты решения проблемы — ничего придумывать и искать не надо. Для выбора возможного решения есть другие отличные методы, например, техника «Декартовы координаты».

Так решаются задачи по системе декартовых координат. Фото с сайта pp.vk.me

Как метод применяется в бизнесе

Ценность синектики для бизнеса в том, что фасилитатор приходит, обучает команду методу, уходит, а метод остается работать. Его принципы и инструменты команда может использовать для решения задачи в следующий раз.

Если команда не хочет или не может повторить весь процесс работы синектической группы, то участники могут пользоваться принципом In-Out- Listening.

Как он работает? Делим лист бумаги на две части вертикальной линией: слева пишем отдельные слова, что слышим от выступающего, справа — любые ассоциации, которые нам приходят в голову.

 

Фото с сайта mirkosmosa.ru

Это — отличный «сырой» материал для генерации идей впоследствии. И еще так можно быть уверенным, что выслушаны все.

Сегодня синектику применяют не только для обучения самому процессу поиска идей, но и для решения проблем. Есть много примеров использования метода в бизнесе:

  • Когда разлилась нефть в Мексиканском заливе, была создана синектическая группа для решения этой задачи
  • Чтобы стать одним из лидеров в мире текила Cuervo с помощью этого метода придумала свое государство, флаг, паспорта и арендовала остров
  • Phillips Sony care стали первыми среди 600 претендентов на победу в конкурсе Medical Marketing and Media за компанию по продвижению своих зубных щеток
  • Сеть британских супермаркетов Sainsbury во время синектической сессии выделила 1200 операционных проблем, свела их к 45, затем к 18. 12 были решены сразу, для 6 — поставили жесткие сроки решения
  • McKinsey обратились к синектике для поиска снижения затрат. Были созданы специальные комитеты, каждый из которых впоследствии работал над снижением одной группы затрат
  • Vanish в США искал новые инсайты и возможности расширить категории своих пользователей с помощью Синектики — так в 2007 резко выросло использование Vanish Crystal White за счет новых пользовательских групп

⇒ Читайте по теме: «Забудьте все, что умеете» — как заработать больше с помощью дизайн-мышления

Фото с сайта www. bryansktoday.ru

В бизнесе для синектики действительно есть много возможностей. Приведу несколько примеров из моей практики:

Пример первый. С моими клиентами в США мы нашли идею празднования 50-летия компании. У заказчика было желание, чтобы событие отражало ценности компании, было длительным и вовлекало жителей города. Главное, чего клиент не хотел, это «rubber chicken» — в качестве еды на разных корпоративах часто подают «резиновых цыплят» — жестких, невкусных, но дешевых. Клиент хотел, чтобы празднование отражало их ценности — люди, местное комьюнити, чистота, забота об окружающем мире.

Мы начали сессии с анализа задачи. Потом были первые несмелые идеи. Уже прошло около 40 минут самой стадии генерации идей, но лицо заказчика не отражало никаких признаков счастья или удовольствия. Когда звучит нужная идея, заказчики всегда оживают, улыбаются, комментируют ее, осваивают.

Мы отправились на экскурсию на Бразильский карнавал. Там вспомнили, что одежда у танцовщиц бывает с перьями. Перья помогли участникам вспомнить о птицах в их городе. И одна из основных идей празднования звучала в финале так:

Делать всем сообществом города домики для птиц из готовых частей. Эти домики жители города могли уносить с собой и крепить к деревьям возле своих домов.

Идея полностью удовлетворяла несколько критериев заказчика: заметность, социальная ориентированность, забота об окружающей среде.

Фото с сайта blogspot.com

Пример второй. У одной украинской торгово-производственной компании имелось здание в жилом микрорайоне. Это здание было чем-то похоже на мавзолей, у него уже было много разных собственников, и никто не понимал, что с ним делать.

На синектической сессии группа заказчика решила, что там должно быть что-то вроде клиентского клуба. Это послужило отправной точкой для всего дальнейшего плана. Идея выросла в клуб и почти набережную (здание находилась около обмелевшей речушки) с уютными беседками. Микрорайон просто изменил свое лицо

Решали мы и немасштабные задачи: как назвать книгу, как сделать оригинальными раздаточные материалы. Мне было приятно и важно узнать позже, что эти идеи воплощались в жизнь.

В случае работы синектической группы важно найти не самую оригинальную идею, а самую выгодную идею, которая нравится заказчику, решает его проблему с учетом его ресурсов. Мы создаем не креатив, а решение для бизнеса.

⇒ Читайте по теме: «Как гарантируете, что решите проблему? Никак» — траблшутер о Nike, зеркале на кухне и своей работе

Когда синектика не работает

Синектика работает плохо, если:

  • Консультанту вместе с заказчиком так и не удалось «сузить проблему», и она озвучена очень глобально, широко
  • Заказчики «жадничают» и хотят получить ответы сразу на много вопросов. В результате получается много неконкретных идей, и нет конкретного плана действий.

Синектика не очень поможет, если есть ситуация, при которой, как у Жванецкого, получается:

  • Консерватория
  • Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь
  • Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь
  • Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь
  • Может, что-то в консерватории подправить?
Фото с сайта www.rulesplay.ru

Так и получилось с одним из моих клиентов, который хотел «определить пути дальнейшего развития». Нам не удалось «сузить» формулировку проблемы, у него было очень много идей в разные стороны. Но клиент остался доволен — мы же 4 часа думали над его задачей. В таких ситуациях возникают сложности с дальнейшей реализации полученных идей.

Однажды я вела группу, в которой участники не понимали, зачем директор их «сюда определил». Начали тренинг — оказалось, например, отдел маркетинга вообще ничего не делал.

Во время сессии все эти сложности всплыли на поверхность. Нам было не до придумывания. Мы гасили конфликты. Синектика для этого никак не подходит.

Синектика — это не один инструмент, а целая область знания. Работа с группой начинается задолго до самой сессии. Заказчик заполняет специальные опросные листы. Мы работаем с ним по уточнению задачи по методу BackForwardPlanning.

Во время работы группы пользуемся инструментом In-Out-Listening: участники учатся слушать идеи других так, чтобы сфоррмулировать свою. Используем методы примеров, аналогий, экскурсий, парадоксов, абсурда.

Иногда я говорю группе: дайте мне такую идею, после которой ваш шеф вас уволит. В нескольких случаях именно после этого появляются великолепные идеи-трамплины. От трамплинов можно оттолкнуться и найти желаемое решение.

В работе группы бывает много смеха. Как говорит мой учитель, Конни Вильямс, «haha» is very close to «aha» — ха-ха близко к ух-ты.

Юмор построен на парадоксах. А парадоксы ведут нас к открытиям…

Фото с сайта ic.pics.livejournal.com

Почему метод пока мало применяется на постсоветском пространстве

Я узнала о синектике в 2004 году на конференции в Лондоне. Прошло 12 лет, и я поехала учиться методу в США в компанию Synectisworld. Большинство клиентов компании находится в США. Хотя даже в Японии есть специалисты, которые там учились. Из русскоговорящих специалистов я пока единственный человек, который обучался этому методу в Synectisworld.

Мое предположение простое. Слово «маркетинг» и само явление активно пришли к нам в конце 90-х. Или понятие и сам феномен HR — тоже относительно молодо на постсоветском пространстве. Тогда как в США им уже очень много лет. Так происходит и с синектикой. Думаю, что ее время еще наступит.

Фото со страницы Наталии Сергиенко в Фейсбук

Три совета, которые помогут находить оригинальные решения бизнес-задач

Тем, кому важно находить оригинальные решения бизнес-задач, быть более конкурентоспособным, я могу дать несколько советов:

1. Читайте художественную литературу, особенно фантастику и фентези. У фантаста Нила Геймана есть лекция, почему читать художественную литературу важно.

2. Читайте книги об искусстве оригинальности. За последние 6 месяцев я прочла таких около 10. Могу рекомендовать Джереми Голмз «Нонсенс», Девид Брукс «ДНК личности», Адам Грант «Оригиналы», Стивен Левитт «Думай, как фрик».

3. Развивайте 5 навыков инноваторов: ассоциативное мышление, навык ставить правильные вопросы, навык наблюдения, нетворкинг и навык экспериментирования. Как это делать — это уже материал для отдельной статьи.

Метод синектики как средство развития креативности учащихся

В статье поднята проблема возможности формирования компетенции будущего — креативности — посредством метода синектики. Автор провел анализ современной образовательной ситуации, а также определил главную цель педагога XXI века. В результате был сделан вывод о целесообразности развития креативности, предложены универсальные педагогические приемы метода синектики.

Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество — знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков — навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills.

Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием «гибких» компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся [3, с. 53]. Соответственно, главная цель современных учителей — обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна сегодня. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха четыре навыка XXI века, или 4К (компетенции будущего): критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.

Креативность — или творческое мышление — способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие. Креативность может существовать на разных уровнях: подражание (создание идентичной копии), изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных), комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый), преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму), создание нового [4, с. 148-153].

Новые веяния времени требуют от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Метод синектики является эффективным средством формирования креативности учащихся.

В переводе с греческого языка «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». Разработчиком метода является американский исследователь Уильям Гордон, который сформулировал его в 1961 году в книге «Синектика: развитие творческого воображения». В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников [2, с. 258-259]. Обучающиеся выполняют задания с помощью свободного размышления и вдохновения, интуиции, что позволяет активизировать их мыслительную деятельность в отсутствии готовых решений, которые можно списать из учебника или Интернета. Задача учителя — привести учащихся к озарению.

В синектике используются несколько видов аналогий.

1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. Классическим примером прямой аналогии является знакомое из уроков геометрии доказательство подобия треугольников.

Рассмотрим применение приема «Игра с дефинициями (понятиями)» на уроках обществознания.

— Перед вами иллюстрации, сравните: что их объединяет? Найдите сходство.

(политический лидер, источники права, общество как система).

2. Символическая (обобщенная) аналогия. Позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Например, урок географии по осадкам может именоваться «слезы Неба».

Приведу пример из опыта работы со сложным для понимания учащихся процессом — работа фондовой биржи. Используем приём «Игра с метафорой». Сравним фондовую биржу с мукомольной ветряной мельницей.

— Без каких элементов невозможно функционирование мельницы? Предложите аналогичные элементы для устройства фондовой биржи.

Энергия ветра

СМИ, слухи, инсайд

Лопасти

Инвесторы (стремятся пополнить свой бюджет в условиях инфляции)

Зёрна

Ценные бумаги (акции, облигации …)

Работники

Брокер / доверительный управляющий

— Догадались, что будет результатом работы нашей мельницы? (Мука — прибыль как для инвесторов, для брокеров, так и для государства в форме налогов).

3. Субъективная (личная) аналогия. Подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок.

— Для меня аналогия фондовой биржи — это пчелиный рой, который первоначально вызывает опасение, но на деле является организованным сообществом.

— Ребята, а какая у вас возникает аналогия?

Учащиеся также предлагали муравейник, паутину.

Результатом применения приемов метода синектики в обществознании является формирование понимания работы фондовой биржи учащимися.

Таким образом, синектика обладает широким практическим применением. Метод можно использовать:

  • при работе с различными источниками информации;
  • на разных этапах урока: актуализации знаний, целеполагания, на этапе закрепления материала;
  • на уроках различного типа: изучения нового материала, закрепления, исследования.

Метод синектики универсален для всех школьных предметов. Например: в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, а на уроке изобразительного искусства архитектурный комплекс Кижи можно сравнить с муравейником.

Уникальность метода заключается в том, что не навязываются определенный тип и подход к решению проблемы и поощряется творческая активность и деятельностный подход. Ученики с удовольствием погружаются в творческий процесс, конструируя свои знания. А для учителя всегда есть возможность разобрать сложившуюся картину на составляющие части, и приступить к новому синтезу.

Объективным показателем работы, подтверждающим эффективность данного опыта, является повышение качества знаний на 15 % по темам, которые традиционно вызывали затруднения у учащихся.

Показателем эффективности использования метода синектики служит позитивная рабочая атмосфера на уроке, где как взрослый, так и ребенок чувствует себя комфортно: не боится критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боится рисковать. Ведь как говорил Антон Семёнович Макаренко «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

Литература

  1. Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
  3. Соболева О.Б. Учебник обществознания как средство формирования soft-skills // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. №3.
  4. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
  5. Челнокова Т.А. Метод синектики в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.

Синектика – Стратегии творческого мышления

«Сделать странное знакомым, а знакомое странным» Новалис (немецкий поэт, 1772-1801) суффикс «эктика» означает «объединение различных и явно не относящихся к делу элементов» (Gordon & Poze, 1980a, 1980b, цит. по Davis, 2004, стр. 159).

В 1950-х годах Джордж Принс и Билл Гордон интересовались тем, что на самом деле происходит, когда группа людей успешно создает и реализует новую идею. Как мы можем использовать этот процесс инноваций и научить других делать то же самое? Изучив тысячи часов записи (людей, занимающихся инновациями), они нашли ответ. Люди подсознательно использовали аналогии и метафоры для решения проблем. Они разработали процесс решения проблем с помощью аналогий и назвали его СИНЕКТИКА.

Вот несколько знакомых продуктов, созданных с помощью синектики.

Картофельные чипсы PringlesЭлектрический нож Липучка
Одноразовые подгузники

 

Синектика состоит из четырех типов аналогий: прямых, личных, символических и фантазийных (мы остановимся на первых трех из перечисленных). Студенты узнают больше о творческом процессе и методах творческого мышления, используя синектику в классе. Аналогии и метафоры необходимы для творческого процесса. Фактически, Дэвис (2004) утверждал бы, что «наши творческие идеи и решения проблем рождаются в аналоговом и метафорическом мышлении» (Дэвис, 2004, стр. 146)

Прямые аналогии , также известные как «подобие», просят решателя связать свою проблему с уже решенными проблемами и сравнить их, используя подобное или как.

Пример: Лето , как фейерверк, в один момент оно здесь и прекрасно, затем вы моргаете, и все кончено.

Личные аналогии , также известные как «персонификация», позволяют учащемуся увидеть новые перспективы проблемы, воображая, что становятся частью проблемы.

Пример: I поцелуй детская кожа, создающая румяные щечки и плечи, детские боевые шрамы летних приключений.

Символические или сжатые аналогии , также известные как «оксюморон», позволяют учащемуся генерировать новые идеи, используя оксюморон.

Пример: Лето: самое самое удивительное разочарование .

 

Синектика в классе

Процесс использования синектики в классе состоит из пяти шагов.

Шаг 1: Учащиеся исследуют заданную ситуацию, задачу или проблему, проводя прямые аналогии.

Прямые аналогии — это простейшие виды сравнения, при которых исследуются сходства между двумя идеями. В прямой аналогии люди ищут параллели между одной идеей, объектом или ситуацией и другой. Студенты сначала учатся проводить прямые аналогии, начиная с простых сравнений между подобными объектами и переходя к более абстрактным процессам. Сила этой техники проявляется, когда учащиеся начинают проводить свои собственные аналогии и видеть сходство между отдаленными объектами (например, чем перо похоже на траву) или объединять абстрактные идеи (например, как счастье похоже на огонь; как эрозия похожа на вора). ).

Шаг 1 Видео

Шаг 2:   Учащиеся заменяют прямую аналогию личной аналогией.

Четыре типа личных аналогий: В личных аналогиях учащихся просят сопереживать предмету. Существует четыре уровня участия в личной аналогии (адаптировано из Joyce, Weil & Calhoun, 2009):

  • Описание фактов от первого лица. На этом уровне человек описывает то, что известно об объекте или животном, но не проявляет эмпатического участия. Описывая дикобраза, ученик может сказать: «Меня колет» или «Я чувствую, как мой хвост ударяется о землю».
  • Идентификация от первого лица с эмоциями. На втором уровне человек повторяет общие эмоции, но не дает новых идей. Описывая черепаху, ученик может сказать: «Я чувствую себя счастливым, медленно идя по лесу» или «Я чувствую себя защищенным своим железным щитом».
  • Эмпатическая идентификация с живым существом. На этом уровне учащийся лучше понимает жизнь, чувства и дилеммы дикобраза. Например: «Это сбивает с толку. Иногда мне нравятся мои перья; иногда нет. Я чувствую себя в безопасности, когда меня окружают иглы, но никто не может приблизиться. Даже другие дикобразы не подходят близко, потому что мы можем навредить друг другу. Хотел бы я их снять».
  • Эмпатическая идентификация с неживым объектом. На самом высоком уровне личной аналогии учащиеся способны устанавливать эмпатическую связь такого же типа с неживыми вещами. Они могут выражать чувство восторга от того, что самолет достигает скорости взлета («Мне нравится скорость, с которой я взлетаю из аэропорта»), или грусть от того, что лыжи убирают на лето («О! одиночество лежу летом без дела, и никто меня не поднимает и не катает»).

Шаг 2 Видео

Шаг 3: Учащиеся создают оксюморон из первого и второго шагов.

Сжатые конфликты углубляют концептуальное понимание учащихся путем изучения естественных парадоксов (Gordon, 1973). Сжатые конфликты или символические аналогии объединяют слова, которые выражают диаметрально противоположные идеи и обычно не сочетаются друг с другом. Они заставляют пользователя рассматривать две противоположные идеи одновременно.

Сжатые конфликты включают описания, которые кажутся противоречивыми, но на самом деле являются творчески проницательными. Иногда эти сопоставления могут быть буквальными антонимами, такими как счастливая грусть или холод тепло. В других случаях они могут выражать более сложные или косвенные, но все же противоречивые отношения, такие как позорный герой , независимый последователь, близкие незнакомцы, или печальный экстаз .

Шаг 3 Видео

Шаг 4: Учащиеся выбирают одну символическую аналогию и строят на ее основе другую прямую аналогию.

После того, как учащиеся разработают «сжатые конфликты», попросите их поделиться своими творческими конструкциями друг с другом. Затем они могли разработать одну или несколько аналогий, выбрав один из «сжатых конфликтов». Например, один из моих младших учеников разработал следующие аналогии после выбора «сжатого конфликта»: уязвимая сила:

  • Уязвимая сила подобна хулигану, перегруженному жизненными проблемами.
  • Уязвимая сила подобна наркоману, который становится буйным, но в глубине души умирает.
  • Уязвимая сила подобна матери-птице, охраняющей свое гнездо от ястреба

Шаг 5: Учащиеся используют последнюю аналогию или синектический процесс в целом для изучения исходной задачи или проблем.

После того, как учащиеся выполнили указанные выше четыре шага, они могут использовать последнюю аналогию или весь процесс в целом, чтобы поразмышлять над исходной задачей или проблемой; и разработать свой собственный продукт, проект, эксперимент или деятельность. Лестничный процесс синектики можно использовать с для всех учащихся как способ поощрения творчества

Synectics Resources

Ссылки:

Davis, G.  2004.  Creativity is Forever. Дубьюк, Айова: Кендалл/Хант.

 

 

 

 

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Синектика: модель обучения творчеству

Автор: Ekramul Hoque смысл синектики?

Синектика — это греческое слово, означающее объединение различных идей. Модель была разработана для увеличения творческого самовыражения

Модель обучения синектике для творчества

Уильям Дж. Л. Джордан и его партнеры разработали модель обучения синектике. Модель зависит от ряда допущений, касающихся процесса и развития творчества. Он направлен на развитие творческих способностей студентов, связанных с учебной дисциплиной.

Структура Synetics Model

Структура синектической модели состоит из двух стратегий:

  1. Изучение незнакомого
  2. Создание чего-то нового

Исследование незнакомого

Первая стратегия Исследование незнакомого включает семь этапов .

  • На первом этапе учитель предоставляет информацию по новой теме.
  • На втором этапе учитель предлагает прямую аналогию и просит учащихся объяснить аналогию.
  • На третьем этапе Учитель заставляет учеников быть прямой аналогией.
  • На четвертом и пятом этапах студенты заново изучают исходные темы на своих условиях.
  • На последнем этапе учащиеся могут привести свои собственные прямые аналогии и выявить сходства и различия.

Создание чего-то нового

Вторая стратегия Создание чего-то нового также включает семь этапов.

  • На первом этапе учитель получает от учащихся описания ситуации в том виде, в каком они сейчас воспринимаются.
  • На втором этапе Учитель формулирует проблемы и определяет задачу.
  • На третьем этапе учащиеся предлагают прямые аналогии, выбирают одну и исследуют ее.
  • На четвертом этапе ученики выбирают личную аналогию.
  • В Пятой фазе Они берут свое описание.
  • На шестом этапе Они создают и выбирают по прямой аналогии, основанной на конфликтах.
  • На последнем этапе учитель возвращается к исходной задаче

Социальная система : Модель умеренно структурирована, учитель инициирует учеников и направляет их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *