Психология развития человека выготский лев семенович: , ..= = ( Fort/Da) || [email protected]

Лев Выготский «Психология развития. Избранные работы» — рецензия — Психология эффективной жизни

Автор

Лев Семенович Выготский (1896–1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Им написано более 270 работ, которые стали значимыми для различных ответвлений психологии, дефектологии, педагогики.

Сложность изложения

3 из 5.

Целевая аудитория

Психологи, вузовские преподаватели, школьные педагоги, а также все, кому интересна психология развития человека.

Зачем читать

Автором создан монументальный труд по культурно-исторической теории психического развития человека, который заложил основы построения практики образования в нашей стране, а также дал направление в исследованиях российской и мировой возрастной психологии. В книге рассказывается о закономерных изменениях жизни человека во времени, становлении его внутреннего мира и закладывании его духовных основ.

Читаем вместе

В психологии совершалась попытка научного подхода к душе, к способности овладения психики мыслью, поскольку идея научного строения о душе включает будущий путь психологии. Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Рядом с ним обязательно стоит социальный опыт, который является значимым компонентом человеческого поведения. Развивая формы активного приспособления, люди удваивают опыт, а их поведение становится системой победивших реакций. Человек ежеминутно наполняется неосуществившимися возможностями, ряд связей в организме создаются за счет опыта. Сознание выступает взаимодействием и отражением систем рефлексов, своеобразным эхом в ответ на раздражители. Мы сознаем себя, сознавая других, это является взаимообратным процессом.

Автор рассматривает окружающую среду как основу развития высших психических человеческих функций. Сначала они возникают как форма коллективного поведения ребенка, становясь впоследствии его индивидуальными функциями. Речь, как средство общения между людьми, со временем трансформируется во внутреннюю, несущую интеллектуальную нагрузку. Высшие психические функции всегда осознанны, обладают опосредованностью, произвольностью и системностью. Развитие ребенка подчинено историческим и общественным законам, поскольку силой развития человека является обучение. Оно запускает внутренние процессы развития, давая ребенку возможность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. И только потом они становятся его личным достоянием. Взрослые помогают выявить разницу между уровнем актуального развития ребенка и его возможного развития. То, что ребенок может сегодня выполнять в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно, является зоной ближайшего развития.

Сознание человека достаточно системно и структурно: сначала идет восприятие, затем память и мышление. Психическое развитие перестраивает систему сознания, обусловленную уровнем развития обобщений. Войти в него можно лишь через речь, а перейти от одной его структуры к другой — только через обобщения. Сознание, по Выготскому, является вершинной психологией, так как имеет историческую и знаковую природу. Знаки продуцирует само общество, а их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. Низшие и высшие психические функции отличаются уровнем произвольности, обеими группами можно управлять.

Ребенок с возрастом усваивает культуру поведения и определенные способы мышления. Одна линия его поведения связана с общим ростом и созреванием, вторая уже принадлежит культуре, когда совершенствуются психологические функции, вырабатываются новые способы мышления. Здесь важно говорить о возрасте человека, для которого изменяется роль среды в его развитии, для этого Выготским был выдвинут ряд законов психического развития ребенка:

1. Развитие ребенка идет в определенных темпе и ритме, меняющихся на разных возрастных ступенях.

2. Развитие предполагает качественные изменения, психика ребенка не похожа на психику взрослого человека.

3. Ребенок развивается неравномерно, у психики имеются конкретный период развития, пик проявления и стабилизация. Когда изменяется одна функция, она влечет за собой изменение других, сознание при этом остается системным образованием.

Личность всегда равна самосознанию, это нечто надприродное в человеке, являющееся результатом его культурного развития. Личность формируется в процессе перехода изнутри вовне традиций и социальных форм поведения, ведущих к личностной адаптации и саморегуляции. Аффект и интеллект личности рождаются за счет воздействия окружающей среды: ребенок на разных стадиях развития по-разному переживает эти воздействия. Это называется социальной ситуацией развития: оно либо плавное, либо кризисное, поэтому психическое развитие можно поделить на два периода — динамический и содержательный. Первый включает спокойствие или критику, второй влечет за собой вывод ребенка на новую ступень развития с новым уровнем интеллекта, индивидуальной позиции и т.д. Эти периоды делятся на кризис новорожденного, кризис одного года и еще четырех периодов взросления. Социальная среда всячески помогает созреванию индивида и его развитию, формируя тем самым усложненные формы его психической жизни.

Выготский связывает деятельность со знаковостью и определением психологической роли языка. Деятельность неотделима от ее первоначальных связей с общением и со знаково-символическими системами. Слово, общение и деятельность выступают определенным единством:

1. Значение анализируется как психологическое понятие, а не просто как логическая, лингвистическая и семиотическая составляющая.

2. Значение обладает динамическим характером, то есть определенным путем от мысли к слову.

3. Значение предметно.

4. Сознание по строению осмысленно, то есть является результатом значения.

5. Значение имеет социальную природу.

6. Знак обозначается как равенство общения и обобщения.

7. И слово, и действие встроены в единую психологическую систему.

Лучшая цитата

«Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, — это может быть обозначено как овладение внутренним миром».

Чему учит книга

— Проблема сознания являлась ключевой для истории отечественной психологии, его обусловленность подчеркивается социальной жизнью людей и его активной ролью в их деятельности.

— Действие всегда идет впереди слова, но они тесно связаны между собой.

— Особенность развития ребенка состоит в подчинении действию социальных законов, а уже от того, насколько развит социум, зависят продолжительность детства и само содержание развития детей.

 

От редакции

Дать ребенку ощущение защищенности, надежности, безопасности и любви — задача родителей. Как правильно оберегать ребенка, чтобы случайно не удушить; сколько свободы ему давать, чтобы она не обернулась вседозволенностью, и от чего детей оберегать не надо, рассуждает в своей статье писатель, популярный блогер Марта Кетро: https://psy.systems/post/razumnaya-zaschita-kak-oberegat-rebenka.

Помощь ребенку должна заключаться и в том, чтобы привить ему навыки, необходимые во взрослой жизни. Один из них — умение правильно распоряжаться деньгами. Как научить своего ребенка основам финансовой грамотности, рассказывает психолог и мама троих подростков Ольга Юрковская: https://psy. systems/post/kak-nauchit-rebenka-osnovam-finansovoj-gramotnosti.

Человек, в отличие от животных, наследует опыт прежних поколений, который можно назвать историческим. Однако не все правила и установки, пришедшие к нам от предков, полезны и применимы сегодня. Некоторые из них становятся ограничителями. Разобраться в этом вопросе поможет статья психолога, врача-вертебролога Натальи Терещенко: https://psy.systems/post/pochemu-skrepy-meshaut-soxraneniyu-roda.

Моцарт в психологии: Лев Семенович Выготский

 

«Не будет преувеличением назвать

Льва Семеновича Выготского гением»

А. Лурия

17 ноября в 1896 году родился известный советский психолог, выдающийся исследователь, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций – Лев Семенович Выготский.

Лев Выготский родился в семье купца и учительницы. Семья была с хорошим достатком. Жили в небольшом городе – Гомеле. Мальчик учился в местной школе, учиться ему нравилось. Он много читал. Окончил школу с золотой медалью.

В 1913 году поступает сразу в два высших учебных заведения: на юридический факультет Московского университета и в Народный университет на историко-философский факультет. Став студентом, начал заниматься исследовательской деятельностью. Публикует первые научные статьи. Жизненный путь ученого описывается в книге: Сто великих психологов.

Познакомившись с книгой А.А. Потебня «Мысль и язык», увлекается психологией. Это увлечение в 1923 году приводит его в Гомельский педагогический техникум, где он возглавляет группу студентов лаборатории Московского педологического института. Результаты исследований этой группы были доложены Л. С. Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде 6 января 1924 года.

Тема доклада – «Методика рефлексологического и психологического исследования». Доклад молодого ученого принимают на ура. Это выступление было поворотным в судьбе ученого и важным для психологии. Не имея базового психологического образования, он по-новому взглянул на психологию. Выдвинул новые идеи. На него обратили внимание известные психологи – А. Леонтьев и А. Лурия. По приглашению ученых он начинает работать в Московском институте экспериментальной психологии.

Л. С. Выготский на базе института создает свою культурно-историческую психологическую школу. А в 1930 году выдвигает культурно-историческую концепцию развития психики и личности, которая изложена в книге Л.С. Выготского «Психология».

Рассмотрим основные идеи концепции. Развитие человека можно поделить на две составляющие – натуральную и культурную.

Развитие первой происходит биологически, т.е. обусловлено исключительно природой. На этой составляющей находятся животные и младенец. Получается, что развитие идёт с чего-то простого, как и в эволюции мозга.

Вторая составляющая – культурная, присущая только человеку. В животном мире этого нет. Культура – это прежде всего традиции, обычаи, ценности, нормы, искусство. Все это меняется, трансформируется, приобретает новый вид.

На начальном этапе мозг и у животных, и у человека развивается одинаково. Но животные так и остаются на низшем уровне, а ребенок включается в социальную среду, в среду, где есть речь и культура. Благодаря социальной среде у человека развиваются высшие психические функции. Т.е. культура выступает как средство развития высших психических функций.

Следующее важное положение данной концепции – всякая высшая психическая функция появляется «на сцене» дважды, первый раз, как интерпсихическая, второй, как интрапсихическая.

Интерпсихическая или, проще говоря, межличностная и есть социальная, развивающаяся в социуме, во взаимодействии с другими людьми. Переход от низших психических функций к высшим происходит благодаря культуре, благодаря социальному развитию человека.

Интрапсихическая или внутриличностная. То есть, сначала наше развитие происходит в социуме, опосредствуется культурой, и только потом это переходит вовнутрь нас.

Переход между интерпсихической и интрапсихической называется интериоризацией, т.е. переход из внешнего во внутреннее, из социума к человеку. На основе этих заключений Л.С. Выготский формулирует основное положение концепции: высшие психические функции по своему происхождению социальны. По строению опосредованы, а по способу функционирования произвольны, т.е. сознательны.

  К высшим психическим функциям относят – мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь, воля, сексуальность.

Получается, для развития ребенка, развития его высших психических функций, крайне важно взаимодействовать с взрослым. Процесс взаимодействия ребенка с взрослыми называется совместной деятельностью. Любая функция в культурном развитии ребенка сначала возникает в процессе совместной деятельности и существует не внутри ребенка, а между ребенком и взрослым. И только потом осваивается самим ребенком.

Чтобы понять вышеизложенное рассмотрим еще очень важный закон, сформулированный Л.

С. Выготским – «Обучение ведёт за собой развитие». Как это происходит?

  Изначально ребенок находится в зоне актуального развития. Зона актуального развития – это то, что ребенок может сделать сам, без помощи кого-либо, то, что ему доступно. В совместной деятельности со взрослым ребенок выполняет непосильные для него одного какие-то «задачи». Выполнив «задачи», перемещается в зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать только в совместной деятельности с взрослым. Освоив новое со взрослым, ребенок это новое может воспроизвести самостоятельно. И это новое становится ему посильным, а, следовательно, становится зоной актуального развития. Так в ходе своего развития ребенок постоянно переходит из одной зоны в другую. И это непрерывный процесс. О развитии детской психики вы прочитаете в следующих книгах:

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка

Выготский, Л. С. Педагогическая психология

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии

Самым плодотворным периодом в работе Льва Семеновича Выготского были годы с 1924 по 1934. В это время он получает заслуженное признание в научных кругах, становится авторитетным ученым. Принимает активное участие в научных конференциях разного уровня. Пишет статьи, издает десятки книг. Перечислим самые известные книги Л.С. Выготского: «Педагогическая психология», «Психология развития человека», «Основы дефектологии», «Вопросы детской психологии», «Воображение и творчество в детском возрасте», «О природе эгоцентрической речи» и др.

Динамично развивается в это время и созданная им научная школа. Его школа становится одной из самых многочисленных. Среди учеников и последователей можно назвать именитых ученых – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин. Ученики подхватывают и развивают идеи учителя.

В Центральной библиотеке им. Пушкина вы можете найти следующие труды его учеников и последователей:

П. Я. Гальперин «Введение в психологию». В этой книге собраны ключевые работы автора, позволяющие составить представление о базовых положениях его концепции.

Л. В. Занков «Избранные педагогические труды». В сборник включены работы «Дидактика и жизнь», «Обучение и развитие», «Беседы с учителями», где рассматриваются объективные закономерности обучения и развития младших школьников, отражены экспериментально-педагогические исследования по важнейшим проблемам дидактики.

А. В. Запорожец «Психология действия: избранные психологические труды». В книге разобраны следующие проблемы: Проблемы развития психики. Развитие восприятия. Развитие мышления. Развитие произвольных движений.

В. Эльконин «Психология игры». В этой книге автор рассматривает значение игры для психического развития ребенка. Обобщаются материалы по психологии игры.

Научная деятельность Л.С. Выготского не была бы успешной, если бы в его жизни не появился «ангел» – супруга – Роза Ноевна Смехова. В браке прожили 10 счастливый лет. Супруга во всем поддерживала мужа, а его дочери – Гита и Ася пошли по стопам отца, посвятили свою жизнь науке. Гита стала психологом, Ася – биологом. Внучка Льва Семеновича Елена Евгеньевна Кравцова продолжила династию психологов. Возглавила Институт психологии, который носит имя ее знаменитого деда.

Выготский очень рано ушел из жизни, прожив всего 37 лет. Умер он 11 июня 1934 г. Умер от туберкулеза, от которого страдал долгие годы. Но несмотря на такую короткую жизнь, его вклад в развитие психологии был огромным. Многое из того, что ученый сказал тогда, разгадывают до сих пор. И до сих пор развивают идеи, предложенные этим гением.

 

Если вам интересна судьба, творчество Льва Семеновича Выготского, его учеников и последователей приглашаем в Центральную библиотеку им. Пушкина за книгами.

 

Источники:

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. – Москва: Педагогика, 1982. Т. 5: Основы дефектологии. – 1983. – 368 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский; [составление, автор вступительной статьи], под редакцией В. В. Давыдова; [авторы комментариев: В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Н. В. Елизарова]. – Москва: Педагогика, 1991. – 479 с.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – 3-е издание. – Москва: Просвещение, 1991. – 93 с.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 224 с.

Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; составитель, автор послесловия М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.

Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2004. – 509 с.

Сто великих психологов / автор-составитель В. Яровицкий. – Москва: Вече, 2004. – 427 с.

 

Лариса Тараторина, Центральная библиотека им. Пушкина

контекстных перспектив | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Описать социокультурную теорию когнитивного развития Выготского
  • Объясните биоэкологическую модель Бронфенбреннера

Контекстуальные перспективы: широкий подход к развитию

C контекстуальные перспективы  рассматривают отношения между людьми и их физическим, когнитивным и социальным мирами. Они также изучают социально-культурное и экологическое влияние на развитие. Мы сосредоточимся на двух основных теоретиках, которые первыми открыли эту точку зрения: Льве Выготском и Урие Бронфенбреннере. Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своей социокультурной теорией. Он считал, что социальное взаимодействие играет решающую роль в обучении детей; посредством таких социальных взаимодействий дети проходят непрерывный процесс обучения на строительных лесах. Ури Бронфенбреннер разработал теорию экологических систем, чтобы объяснить, как все, что есть в ребенке и его окружении, влияет на его рост и развитие. Он назвал различные аспекты или уровни окружающей среды, которые влияют на развитие детей.

Социокультурная теория Выготского: изменения мышления под руководством

Рисунок 1 . Лев Выготский, основатель социокультурной теории, которая подчеркивает контекстуальные факторы в когнитивном развитии.

Современные теории социального научения восходят к работам русского психолога Льва Выготского, который создал свои идеи как реакцию на существующие противоречивые подходы в психологии (Козулин, 1990). Идеи Выготского получили наибольшее признание за определение роли социальных взаимодействий и культуры в развитии навыков мышления более высокого порядка. Его теория особенно ценна тем, что она дает представление о динамической «взаимозависимости между индивидуальными и социальными процессами в построении знания» (John-Steiner & Mahn, 19).96, с. 192). Взгляды Выготского часто рассматриваются в первую очередь как теории развития, фокусирующиеся на качественных изменениях поведения с течением времени как попытки объяснить невидимые процессы развития мышления, языка и навыков мышления более высокого порядка. Хотя намерением Выготского было главным образом понять высшие психологические процессы у детей, его идеи имеют множество значений и практических применений для учащихся всех возрастов.

Три темы часто отождествляются с идеями Выготского о социокультурном обучении: (1) человеческое развитие и обучение берут начало в социальных, исторических и культурных взаимодействиях, (2) использование психологических инструментов, в частности языка, опосредованное развитие высших психических функций и (3) обучение происходит в зоне ближайшего развития. Хотя мы обсуждаем эти идеи по отдельности, они тесно взаимосвязаны, неиерархичны и взаимосвязаны.

Социокультурная теория Выготского подчеркивает важность культуры и взаимодействия в развитии когнитивных способностей. Выготский утверждал, что мышление имеет социальное происхождение, социальные взаимодействия играют решающую роль, особенно в развитии навыков мышления более высокого порядка, и когнитивное развитие нельзя полностью понять без учета социального и исторического контекста, в который оно встроено. Он пояснял: «Каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном уровне; сначала между людьми (интерпсихологический), а затем внутри ребенка (интрапсихологический)» (Выготский, 19 лет).78, с. 57). Именно работая с другими над различными задачами, учащийся перенимает опыт, разделяемый в обществе, и связанные с ним эффекты, а также приобретает полезные стратегии и знания (Scott & Palincsar, 2013).

Rogoff (1990) называет этот процесс управляемым участием, когда учащийся активно приобретает новые ценные в культурном отношении навыки и способности посредством осмысленной совместной деятельности с более опытным помощником. Важно отметить, что эти культурно опосредованные функции рассматриваются как встроенные в социокультурную деятельность, а не как самодостаточные. Развитие — это «трансформация участия в социокультурной деятельности», а не передача дискретных культурных знаний или навыков (Матусов, 2015, с. 315).

Леса и зона ближайшего развития

Рисунок 2 . По словам Выготского, дети могут когнитивно развиваться в своем понимании мира и узнавать, что важно в обществе, через игру и сотрудничество с другими.

Выготский отличался от Пиаже тем, что считал, что у человека есть не только набор способностей, но и набор потенциальных способностей, которые могут быть реализованы при правильном руководстве со стороны других. Он считал, что через управляемое участие, известное как строительные леса , с учителем или способным сверстником ребенок может освоить когнитивные навыки в пределах определенного диапазона, известного как зона ближайшего развития . В то время как идеи Пиаже о когнитивном развитии предполагают, что развитие через определенные стадии биологически детерминировано, берет свое начало в индивидууме и предшествует когнитивной сложности, Выготский предлагает другую точку зрения, согласно которой обучение стимулирует развитие. Идея того, что обучение стимулирует развитие, а не определяется уровнем развития учащегося, коренным образом меняет наше понимание процесса обучения и имеет важные учебные и образовательные последствия (Miller, 2011).

Вы когда-нибудь учили ребенка выполнять задание? Может быть, они чистили зубы или готовили еду. Скорее всего, вы поговорили с ними и описали, что вы делали, пока демонстрировали навык, и позволили им работать вместе с вами на протяжении всего процесса. Вы оказывали им помощь, когда казалось, что они в ней нуждаются, но как только они знали, что делать, вы отступали и отпускали их. Это строительные леса. Этот подход к обучению также был принят педагогами. Вместо того, чтобы оценивать учащихся по тому, что они делают, их следует понимать с точки зрения того, на что они способны при правильном руководстве.

Это различие в допущениях имеет большое значение для проектирования и разработки учебного опыта. Если мы верим, как это делал Пиаже, что развитие предшествует обучению, то мы позаботимся о том, чтобы новые концепции и проблемы не вводились до тех пор, пока у учащихся не разовьются врожденные способности понимать их. С другой стороны, если мы, как и Выготский, верим в то, что обучение стимулирует развитие и что развитие происходит по мере того, как мы изучаем различные концепции и принципы, признавая их применимость к новым задачам и новым ситуациям, тогда наша схема обучения будет выглядеть совсем по-другому.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о теории социокультурного развития Выготского.

Вы можете просмотреть стенограмму «Социокультурное развитие Выготского | Личность и общество» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

 

Теория экологических систем Бронфенбреннера

Другим психологом, признавшим важность среды для развития, был американский психолог Ури Бронфенбреннер (19 лет).17-2005), который сформулировал

теорию экологических систем , чтобы объяснить, как врожденные качества ребенка и его окружение взаимодействуют, влияя на то, как они будут расти и развиваться. Термин «экологический» относится к природной среде; В этой модели человеческое развитие понимается как долговременная трансформация того, как человек воспринимает окружающую среду и взаимодействует с ней. Экологическая теория Бронфенбреннера подчеркивает важность изучения детей в контексте нескольких сред, потому что дети обычно одновременно оказываются запутанными в разных экосистемах. Каждая из этих систем неизбежно взаимодействует и влияет друг на друга во всех аспектах жизни ребенка, от самого интимного уровня до самого широкого. Более того, он в конце концов переименовал свою теорию в 9-ю. 0011 биоэкологическая модель  , чтобы признать важность биологических процессов в развитии.  Однако он признавал биологию только как производящую потенциал человека, причем этот потенциал реализуется или не реализуется через экологические и социальные силы.

Вот основные компоненты теории экологических систем:

  • Микросистема — это любая система или среда, в которой человек непосредственно взаимодействует, например, их дом, школа, рабочее место или место отправления культа. Она состоит из непосредственных воздействий на человека.
  • Мезосистема связана с взаимосвязями и взаимодействиями между различными микросистемами. Например, у родителей ребенка могут быть хорошие отношения с учителями ребенка, что может способствовать положительным результатам для ребенка.
  • Эти мезосистемы влияют и находятся под влиянием более широких контекстов сообщества, называемых экзосистемой . Экзосистема может влиять на развитие человека, даже если он не взаимодействует с ней напрямую. Например, ценности, история и экономика сообщества могут влиять на организационные структуры, в которых оно находится.
  • Сообщество находится под влиянием макросистем , которые представляют собой культурные элементы, такие как глобальные экономические условия, войны, технологические тенденции, ценности, философии и реакции общества на глобальное сообщество.
  • Все это происходит в соответствующем историческом контексте и временных рамках, или хроносистеме . Хроносистема состоит из событий и переходов окружающей среды, которые происходят на протяжении всей жизни ребенка, включая любые социально-исторические события.

Рисунок 3 . Экологическая теория Брофенбреннера подчеркивает влияние микросистем, мезосистем, экзосистем и макросистем на человека. Не изображена хроносистема или исторический контекст и временные рамки, которые обеспечивают контекст для всех других систем. Хроносистема включает в себя события окружающей среды, основные жизненные переходы и исторические события.

Смотреть

В этом коротком видео профессора Рашель Танненбаум из Общественного колледжа Энн Арундел объясняется и приводится пример теории Брофенбреннера.

Вы можете просмотреть стенограмму «Экологическая теория Бронфенбреннера» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Глоссарий

биоэкологическая модель:
перспектива, предполагающая, что несколько уровней окружающей среды взаимодействуют с биологическим потенциалом, чтобы влиять на развитие
хроносистема:
экологические события и переходы, которые происходят на протяжении всей жизни ребенка, включая любые социально-исторические события
контекстная перспектива:
теория, которая рассматривает отношения между людьми и их физическим, когнитивным и социальным мирами
теория экологических систем:
Теория Ури Бронфенбреннера, подчеркивающая важность изучения ребенка в контексте множества сред, разделенных на пять уровней внешнего воздействия: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема
экзосистема:
более широкие контексты сообщества, включая ценности, историю и экономику
макросистема:
культурные элементы, такие как глобальные экономические условия, война, технологические тенденции, ценности, философия и реакция общества на глобальное сообщество, которые влияют на сообщество
мезосистема:
более крупные организационные структуры, такие как школа, семья или религия
микросистема:
ближайшее окружение, включая тех, кто имеет непосредственный значительный контакт с человеком, например, родителей или братьев и сестер
строительные леса:
процесс, в котором взрослые или способные сверстники моделируют или демонстрируют, как решить проблему, а затем делают шаг назад, предлагая поддержку по мере необходимости
социокультурная теория:
Теория Выготского, которая подчеркивает, как когнитивное развитие происходит в результате социальных взаимодействий между представителями культуры
зона ближайшего развития (ЗБР):
разница между тем, что учащийся может сделать без посторонней помощи, и тем, что он может сделать с помощью

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Теория когнитивного развития Льва Семеновича Выготского

Лев Семенович Выготский — социокультурный теоретик, который считал, что когнитивное развитие происходит в окружающей среде и социальных взаимодействиях. Люди являются продуктом своего окружения и, скорее всего, сохранят информацию и приобретут идеи, схожие с теми, кто их окружает. У Выготского было несколько идей, поддерживающих его теорию, таких как культурные инструменты, психологические инструменты, язык, строительные леса и зона ближайшего развития. Культурные инструменты включают элементы нашей культуры, которые участвуют в нашем процессе обучения, такие как «мобильные устройства, компьютеры, Интернет, системы чатов, поисковые системы и вспомогательные технологии». Каждый из этих элементов влияет на то, как мы думаем и как мы изучаем новую информацию. В моем поколении, если человек хочет исследовать тему, первым источником, который он использует, обычно является Интернет, тогда как, когда мои родители были молоды, им приходилось проводить несколько дней в библиотеке, роясь в энциклопедиях и читая отрывки из книг. У нас все еще есть эти источники сегодня, но в нашей современной, быстро развивающейся культуре технология удобна и дает информацию в наши руки. Психологические инструменты — это знаки и символы, такие как шрифт Брайля, цифры, буквы, карты, коды и язык, которые влияют на наше обучение и позволяют людям развивать свое когнитивное развитие. Выготский считал, что «сущность когнитивного развития заключается в овладении использованием психологических инструментов, таких как язык, для развития передового мышления и решения проблем, которые были бы невозможны без этих инструментов». Психологические инструменты внедряются в наше обучение с первого дня. В начальной школе вас учат считать до ста в течение первого года, а также изучают алфавит. Нас учат тому… …середина бумаги… …и развивать доверие между учителем и учеником. По мере того, как Чарльз приспосабливается к распорядку учительницы, он, скорее всего, будет доверять тому, что она делает, чтобы вести его в правильном направлении. Теория развития Эриксона относится к Чарльзу, потому что в его жизни есть нерешенные проблемы, которые мешают ему добиться успеха. Мать Чарльза является ключевой причиной того, что он плохо себя ведет и не успевает в классе. Он не пользуется доверием своих родителей, тем более, что в его жизни есть только один. Поэтому он не получил добродетели надежды. В результате того, что Чарльз не преуспел на этапах жизни Эриксона, он, вероятно, столкнется в будущем с трудностями в отношениях и идентичности. С другой стороны, Чарльз не обязательно безнадежен. Чарльз потенциально может достичь добродетелей в более позднем возрасте, если его поставят на правильный путь.

В этом эссе автор
  • объясняет, что Лев Семенович Выготский был социокультурным теоретиком, который считал, что когнитивное развитие происходит в окружающей среде и социальных взаимодействиях.
  • Объясняет, что культурные инструменты включают элементы нашей культуры, которые участвуют в нашем процессе обучения, такие как мобильные устройства, компьютеры, Интернет, системы чатов, поисковые системы и вспомогательные технологии.
  • Объясняет, что психологические инструменты — это знаки и символы, такие как шрифт Брайля, цифры, буквы, карты, коды и язык, которые влияют на наше обучение и позволяют людям развивать свое когнитивное развитие.
  • Объясняет, что язык является важным инструментом, поскольку это форма общения, которую люди используют для взаимодействия друг с другом.
  • Объясняет, что Выготский создал зону ближайшего развития, то есть область между текущим уровнем ребенка и тем, где он должен быть. леса используются, чтобы помочь студентам в решении проблем, не давая им ответов.
  • Описывает Эрика Эриксона как психосоциального теоретика, который считает, что развитие происходит из-за окружающей среды, в частности, что людям нужно от общества, чтобы расти.
  • Объясняет психосоциальную теорию Эриксона, состоящую из восьми стадий: кризис, возраст, важное событие и добродетель.
  • Объясняет, что идентичность по сравнению с распространением идентичности происходит, когда ребенку от 12 до 18 лет, и отношения со сверстниками являются важной частью чьей-то жизни.
  • Сравнивает, как теории Выготского и Эриксона фокусируются на развитии, которое человек получает от окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *