Метод синектики в доу: ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» . | Материал на тему:

ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» . | Материал на тему:

Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

1.Метод «Синектика»  «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны». В смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

— Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» — подбор антонимов, «Скажи по – другому» — подбор синонимов, «что еще значит это слово» — подбор омонимов (предлагается для дальнейшей работы картотека таких игр). Проводим с детьми такие изобретательские игры как 

«Грамматическая арифметика» ( КР – Р + ОТ =), ребусы и кроссворды, составление логарифмов (новое слово путем отбрасывания буквы – ГРОЗА – РОЗА, анаграмм (новое слово путем перестановки букв – ШАРФ – ФАРШ), метаграмм (новое слово путем замены букв – ВРАЧ – ГРАЧ). Также мы знакомим детей с приставками, придающими словам новый смысл (мини-, микро-, супер-, полу-, анти- и др.), с моделями, схемами, условными обозначениями. Вводим для использования символы, обозначающие подлежащее, сказуемое, определение и учим ребят составлять предложения по определенной схеме, таким образом распространяя фразы и делая речь дошкольников более образной.

В процессе работы вы увидете, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить — разрушать выход — вход,…)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

Метод ТРИЗ Синектика Гордона

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

(МА ДОУ № 29)

624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10

электронный адрес[email protected]

телефон 834384 (32277)

сайт https://29.tvoysadik.ru/

ЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

«МЕТОД СИНЕКТИКИ У.ГОРДОНА»

Составитель:

музыкальный руководитель Логинова И. В.

Краснотурьинск, 2020

Метод синектики У.Гордон

Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь.

Жюль Верн

Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов.

Уильям Гордон (1919-2003) — американский изобретатель, психолог; разработчик метода Синектики (Synectics). В 1952 году образовал первую синектическую группу в Кембридже, в 1960 г. создал в г. Бостоне консалтинговую компанию «Synectics Inc.», а в 1961 г. выпустил книгу: Synectics: The Development of Creative Capacity.

Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии.

Сначала с детьми выбирают объект и обсуждают его с обычной точки зрения, потом предлагают «превратиться» в него в какой-либо (возможно проблемной) ситуации, почувствовать и высказать свои переживания по этому
поводу.

Затем, просят детей назвать, что еще может выполнять такую же функцию. Предлагается рассказать об объекте или процессах, происходящих в нем, сравнивая его с другими объектами — составляются сравнения, загадки (например,
четыре ноги, но не животное; есть спинка, но не человек). После этого дается возможность дошкольникам пофантазировать и придумать данный объект в будущем. Перед этим выявляются недостатки настоящего объекта.

Цель применения: учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом — знакомое, в привычном- чуждое.

Применение метода синектики на музыкальных занятиях, как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Моя профессия адресована детям, и главными инструментами её являются постоянный духовный поиск, доверие и любовь к детям. Убеждена, что каждый ребенок талантлив. Музыкальному руководителю надо только помочь ему раскрыть себя, и он должен увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать импульс к самосовершенствованию, самореализации через творчество.

Метод синектики, позволяет решать задачи развития творческой личности ребёнка, формирования универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, формирования у детей мотивации к обучению, создания условий для самоорганизации и саморазвития учащихся.

В своем педагогическом опыте я опираюсь на модель групповой творческой деятельности и учебного исследования, которая разрабатывается в современной отечественной и зарубежной педагогике с 60-х годов. Она получила название «синектика» (усовершенствованный мозговой штурм).

Синектика (Synectics) в переводе с греческого «объединение разнородных элементов» — такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Разработанная американских психологом У. Гордоном на основе известного метода групповой генерации идей, получившего название «мозгового штурма», синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений.

Учебный вариант синектики разрабатывался на основе методики стимулирования творческой деятельности. Ключевым для соответствующих дидактических поисков стало стимулирование поисково-исследовательской деятельности учащихся на основе эмоционально-образного, метафорического мышления. Организация учебной деятельности в синектике подробно описана М.В. Клариным в научной работе «Инновационная модель обучения в зарубежных педагогических поисках».

Нужно ли кого-то убеждать в необходимости развития творческого воображения ребёнка? Учебные задачи на занятиях не решаются, потому что вопитанники не могут представить себе то, о чем идет речь. Воображение сейчас заменено потреблением того, что навоображали другие. Из-за этого получаются примитивные результаты. Т.е. развитое воображение нужно, чтобы эффективнее применять знания.

На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество, важнейший механизм приспособления, его можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условия. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, — необходимое качество человека новой эпохи.

Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

Результатом эвристического обучения является творческое мышление. В результате творческого мышления происходит становление психических свойств личности, ее способностей. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и здесь велика роль взрослого в развитии ребенка.

Общественное сознание еще не прониклось идеей Э. Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки.

Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление? В какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же — в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.

Развитие творческих способностей требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования. В качестве первой ступени такой системы можно рассматривать уже дошкольный возраст. Для этого в арсенале педагогики имеется целая система эвристических методов и приёмов. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике метод синектика при проведении музыкальных занятий.

Синектика отнюдь не сводится только к состыкованию разнородных понятий. Вся «соль» мозгового штурма, вся его сила — в запрете на критику. Но здесь же и его слабость: для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, т. е. нужна критика. Гордон преодолел это противоречие путем формирования более или менее постоянных групп. Члены этих групп постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения. Постоянные группы вообще имеют много преимуществ. Постепенно накапливается опыт решения задач. Состав группы можно совершенствовать, вводя новых участников. Растет взаимопонимание, идеи схватываются с полуслова.

Синектика применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

Руководитель синектической группы направляет процесс решения, призывая к поочередному использованию аналогий — это стимулирует генерирование идей и не стесняет свободу поиска. С помощью аналогии можно избавиться от инерции мышления.

Решение конкретной проблемы рекомендуется осуществлять в два этапа: сначала непривычное превращать в обычное, «одомашнивают», а затем происходит обратный ход — превращение обычного в необычное. Образ решения ищется (конструируется) при помощи одного из четырех типов аналогий:

  • Прямая аналогия — рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы, или с образом и чувством в музыкальном искусстве

  • Личная аналогия — напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ; позволяет представить весь процесс, прочувствовать его изнутри; решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле «Я — дерево, я — белая ворона, которая хочет окраситься, я – герой музыкального произведения»

  • Символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта; образное описание

  • Фантастическая аналогия — изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд

Синектика стимулирует творческую активность, в которой создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.

Получаемый детьми продукт (идея, проблема, гипотеза, схема, опыт, текст) непредсказуем. Педагог задает технологию деятельности, представляет культурно-исторические образцы, ведет учебный процесс, но не определяет заранее результат.

Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, использование аналогий: для понимания проблемы генерируются и развиваются аналогии, выдвигаются и отсеиваются первые решения, выдвигаются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В отличие от «мозгового штурма» в синект — сеансах участвуют все, а не только креативы группы.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Музыкальный руководитель формирует группы из 5-7 детей, которые учатся абстрагироваться, мысленно отделятся от предмета, обсуждать. Дети находят аналогии (сходства), соответствие предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. Умелое использование аналогии позволит охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемым, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Многое зависит от музыкального руководителя, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение воспитанников. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали фантазию, воображение, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

  • метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;

  • после применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает.

Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс творческого развития дошкольников проходил успешно. Я пришла к пониманию того, что метод синектики можно использовать во всех разделах музыкального обучения.

Возможности метода синектики дают большой простор педагогической деятельности. Очень удачен прием эмпатии на музыкальных занятиях.

Например:

  • дети перевоплощаются в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны»,

  • в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана,

  • в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок».

Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки, ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

В разделе «Вокальная работа» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам с использованием символической аналогии. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Также перед прослушивания музыки получают задание дать название музыкальному произведению. Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо», «Как что?». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Музыка легкая, как что? Веселая, яркая, как что? И т.п.

Интерес и желание дошкольников заниматься на музыкальных занятиях настолько силен, что дети сами не замечают большую учебную работу, проводимую в процессе этих занятий. У моих воспитанников очень много возможностей для звукотворчества. Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально-творческих способностей:

  • делай вместе с нами;

  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация;

  • музыка моего тела (псалмофония) – музицирование звучащими жестами (пластическое интонирование) игра на поверхностях;

  • игры со звуками – музыка, рожденная из шума – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;

  • графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов;

  • придумай образ;

  • игра «Композиторы»;

  • игра «Поэты»;

  • игра «Художники»;

  • ассоциативные игры: палитра красок, палитра чувств;

  • сочинение (стихотворения, сказки, рассказа, мелодии).

Побуждаю находить индивидуальные решения при составлении сценариев праздников и проектов музыкальных номеров, не отменяя разномыслия, которое дает возможность найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи. Они ярко демонстрируют свой высокий творческий потенциал.

Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.

В результате применения на музыкальных занятиях метода синектики мне удается формировать у детей следующие ключевые компетенции: 

  • эмоционально-ценностная компетенция (привлечение репродукций картин, рисование на темы прослушанной музыки, создание коллажей, ритмическое сопровождение), 

  • познавательная (способность к метафорам и аналогиям; расширение кругозора в разных областях человеческих знаний, моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки), 

  • информационно-коммуникативная (адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, 

  • рефлексивная (оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других детей с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений; чувствовать ответственность за успех и неудачу).

Повысилась активность воспитанников на занятиях, наблюдается устойчивый интерес к самому процессу обучения, большое желание посещать музыкальные занятия. Для диагностики развития творческих способностей применяю задания, определяющие развитие ассоциативно-образного, художественного мышления.

Систематическое использование метода синектики показало свое преимущество: у воспитанников значительно повысился уровень творческой мотивации, что позволяет поддерживать их познавательную активность, и способность к художественному постижению музыки. В результате такого эвристического обучения у детей развиваются творческое воображение, образно-ассоциативное мышление, совершенствуется умение проводить аналогии, умение выявлять эмоциональное своеобразие произведения искусства.

Метод синектики также применяю вне занятий. Мои воспитанники в сотрудничестве со мной создают яркие запоминающиеся концертные номера для конкурсов городского масштаба.

Ежегодно мы проводим отчетный концерт воспитанников МА ДОУ №29.

Результатом плодотворной работы являются победы на фестивалях и конкурсах разного уровня.

Свобода творчества, конечно, в рамках отведённого времени и конкретных учебных целей и художественных задач, позволяет детям творчески развиваться, эмоционально расти, познавать глубины различных искусств, и, что немаловажно, открывать педагогу непознанные стороны своего таланта.

Приложение 1

 

Прямая аналогия по форме. 
Злость-сосулька, карандаш, нож, перчатка, ручка, нос, клюв. 
Гнев – часы, луна, солнце, цветок, диск телефона, крышка от кастрюли, арбуз. 
Печаль- квадрат, стол, часы, окно, шкаф и т.д. 
Страдание – река, лента, полоска ткани, портьера и т.д. 
Обида – палка, фонарный столб, удочка и т. д. 

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения

Роман Сеф.  
На свете всё на всё похоже, 
Змея на ремешок из кожи, 
Луна – на круглый глаз огромный. 
Журавль – на тощий кран подъёмный, 
Кот полосатый на пижаму, 
Я – на тебя, а ты – на маму. 

Светлана Пшеничных. «Ежиная семейка». 
Ёлка будто бы ежиха, 
А под ёлкой тихо-тихо 
Стайкой маленьких ежат, 
Шишки бурые лежат. 

Николай Ламм. 
Заяц гордо шёл по лесу, 
Вёл зайчиху, как принцессу, 
До верхушек длинных ушек 
Заяц был в неё влюблён, 
Но собраться и признаться 
Всё не мог решится он. 
Правда, заяц понимал, 
Что в пути молчать неловко, 
Просто он слова искал, 
А когда нашёл, сказал: 
-Ты такая …как морковка.


Аналогия по цвету. 
Радость — оранжевый, морковка, лиса, лев. 
Большая радость- красный, мак, рубин, роза, платок. 
Грусть – голубой, небо, река. 
Печаль – фиолетовый, грозовая туча. 
Зло – чёрный, черная кошка, ночь, чёрная ткань.  

Е. Измайлов. 
Белое – чёрное. 
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, 
А вот белка не бела, белой даже не была. 

Чёрной ночью чёрный кот, 
Прыгнул в чёрный дымоход 
В дымоходе чернота 
Отыщи-ка там кота! 

Литература

  1. https://4brain.ru/blog

  2. https://yandex.ru/images/search?text=А%20У.Гордон%20синектика&from=tabbar

  3. https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sinektika-chto-eto-takoe.html

Синектический подход к творческому мышлению — HRDevelopmentinfo.com

30 марта 2011 г.

Синектика — это набор инструментов процесса, которые можно использовать в явном порядке или по отдельности в соответствии с требованиями ситуации. Синектика включает в себя принцип мозгового штурма, заключающийся в воздержании от суждений, и расширяет его до определения проблем, целей и потребностей. Он использует метафорические процессы, чтобы стимулировать мышление.

Синектика используется для стимулирования творческого процесса и раскрытия новых взглядов на решение проблем. Этот инструмент для мозгового штурма предоставит учащимся метод для получения нового понимания обычных или неудобных тем. Синектику можно использовать в любом возрасте, и она хорошо работает с учащимися, отказывающимися от традиционных методов обучения.

Учителя-фасилитаторы могут использовать синектику в классе, побуждая учащихся к описанию темы, созданию прямых аналогий, описанию личных аналогий, выявлению сжатых конфликтов, созданию новой прямой аналогии и повторному изучению исходной темы.

Шаг 1: Описание темы

 Учитель-фасилитатор выбирает слово или тему и просит учащихся описать тему либо в ходе обсуждений в малых группах, либо путем индивидуального написания абзаца; например, АВТОМОБИЛИ. используется производителем автомобилей для создания продукта, более привлекательного для потребителей.

Шаг 2: Создание прямых аналогий

Учитель-фасилитатор выбирает другое слово или тему и просит учащихся составить список, который будет иметь те же характеристики, что и слова или фразы, перечисленные в шаге 1. Прямая аналогия устанавливается для сравнения два слова, изображения или понятия; например, чем похожи АВТОМОБИЛИ и КОМФОРТ? Учащихся просят создать драматические мысленные образы. Мысленные образы являются важными инструментами в процессе синектики.

Шаг 3: Описание личных аналогий

Учащимся предлагается выбрать одну из прямых аналогий и создать личные аналогии. Учащиеся «становятся» выбранным ими объектом, а затем объясняют, каково это быть этим объектом; например, каково это быть автомобилем, который удобен?

Шаг 4: Выявление сжатых конфликтов

Учащихся просят составить пары из списка, созданного на шаге 3, которые кажутся противоречащими друг другу. Учащихся всегда следует просить объяснить, почему они выбрали слова, которые противоречат друг другу. Затем учащиеся выбирают один путем голосования; например, Чем отличаются планы окружающей среды и ремонта?

Шаг 5: Создание новой прямой аналогии

По сжатой конфликтной паре, за которую учащиеся проголосовали, попросите их провести другую прямую аналогию, выбрав что-то, что описывается парой слов; например, каковы планы окружающей среды и ремонта, такие как стиль, цвет, размер и т. д.?

Шаг 6. Повторное изучение исходной темы

Вернитесь к первоначальной идее или проблеме, чтобы учащийся мог создать продукт или описание, в котором используются идеи, созданные в процессе. Учащиеся могут сосредоточиться на последней аналогии или использовать аналогии, сделанные в других четырех шагах.

Синектика зависит от открытой, либеральной коммуникационной среды. Необходима группа людей, которым комфортно работать друг с другом и которые выработали здоровый уровень доверия к раскрытию информации.

Ширли Дж. Карузо, Эд.Д.

Синектика как метод творческого решения проблем

Представьте себе! представляет собой сборник размышлений, рассказов и статей нынешних и бывших сотрудников, клиентов и других партнеров, который проведет читателей через 50 лет Синектики, ее свода знаний и ее влияния на клиентов, организации, сообщества и отдельных лиц. Его редактировали Конни Уильямс, генеральный управляющий партнер и директор по информационным технологиям Synecticsworld, и Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe и автор многих других книг, в том числе The Innovator’s Handbook (Sphere Books, 19).89).

 

Приведенная ниже статья взята из главы «Представь себе!


Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe. Итак, что же общего у синектики как метода CPS с мозговым штурмом и другими? И чем он отличается?

Независимый ответ на этот вопрос дает доктор Джон Мартин из Открытого университета Великобритании. В своих заметках к модулю «Креативный менеджмент» их курса MBA в 1919 г.97, он писал: «На практике разные школы обучения творчеству заимствуют друг у друга. Более сложные формы творческого решения проблем, такие как метод Buffalo CPS (по сути, мозговой штурм), включают в себя целый ряд особенностей синектики. Однако все еще существует заметный разрыв между «психологическими» подходами, такими как синектика, которые делают упор на метафору, образы, эмоции, энергию и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *