Метод сократа называется: Метод Сократа, сократовский диалог — Психологос

Метод Сократа, сократовский диалог — Психологос

Фильм «Майор Пэйн»

Этот прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: «Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени».

Такой подход — деловая модификация так называемого метода Сократа. Сократ, философ древних Афин, чьи диалоги записал Платон, вел дискуссии необычным образом, преимущественно задавая собеседнику вопросы. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал как правило утвердительный ответ, Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.

В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.

По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.

Модификация метода Сократа — принцип трех Да, вариант, где вопросы строятся даже не разумным, а просто случайным образом, лишь бы собеседник ответил: «Да!». Интересно, что даже в таком варианте эффект все равно есть.

Метод Сократа предупреждает ненужные споры. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать, интонации становятся более давящими и напряженными. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Монолог, как форма убеждения — прост, но малоэффективен, Диалог труднее, но продуктивнее.

Как правило, так организованный диалог держит внимание собеседника, не дает отвлечься; если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите; собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).

​​​​​​​​​​​​​​Да, организовать разговор в формате такого структурированного диалога бывает непросто: как правило, нужно быть хорошо подготовленным в теме, заранее знать, как собеседник может ответить на тот или иной вопрос, но, может быть, необходимость продумывать разговор, проигрывать в голосе возможные реакции собеседника — также является плюсом этого метода? Метод Сократа — действительно полезная вещь, и не только тем, что ваши собеседники будут чаще с вами соглашаться, а еще и тем, что заставляет вас думать самих (как простроить свою мысль) и приучает вас брать инициативу в свои руки.

Разговоры с детьми, построенные по методу Сократа, занимают очень много времени и не гарантируют, что приведут к нужному результату. Однако в отличие от коротких родительских распоряжений, такие разговоры учат детей думать и помогают в большей степени понимать родителей. В качестве примера смотри статью «Ребенок просит XBOX​».

Иллюстрации

Молодой человек, Володя Я., записал беседу, которую он провел с мамой. В данном случае вас должно интересовать не содержание, а форма диалога: очень своеобразный вариант метода Сократа:

– Мам, сколько мне лет?

– 23, сынок… А что ты спрашиваешь?

– Мам, как ты думаешь, мне жениться пора?

– Нет, нет, тебе рано.

– Правильно, мама, я с тобой согласен. Это дело серьезное, мне надо еще окончить институт, встать на ноги. … Мам, а как ты думаешь, я с женщинами живу?

– … Не знаю, сынок, наверное…

– Конечно, живу. Я уже вполне взрослый мужчина. И у меня к тебе вопрос: я могу приводить женщин к себе домой? У меня сейчас есть любимая.

Как жена она едва ли мне подходит, да и рано мне, но как женщина — я от нее без ума. Мам, где мы должны встречаться? У нее возможности нет, у друзей на квартирах не всегда можно. Что, нам под кустами, в подворотнях, в антисанитарных условиях? Мам, ты не хочешь, чтобы у меня и у женщины, которую я люблю, были неприятности? Я могу приводить женщин к себе домой?

– Ой, сынок… Но чтобы я об этом ничего не знала.

– Хорошо. Вот, мам, тебе и папе билеты на вечерний сеанс в кино. Кино хорошее, вам понравится. Договорились?

Как тренировать метод Сократа?

Продумайте логику того, что вы хотите сказать. У вас есть мысль, вы хотите ее донести до собеседника. Первая трудность в том, что ваша мысль не всегда полностью ясна вам самим (самой). Чтобы лучше понимать свою собственную мысль, запишите ее, изложите ее письменно. Записали? Теперь в своем тексте выделите тезисы, обоснования тезисов и иллюстрации, которые делают вашу мысль более яркой и живой. Когда вы это сделаете, вы разберетесь в своих мыслях и сможете лучше свою мысль изложить собеседнику.

Сформулируйте свои тезисы в форме вопросов. Все, что вы хотите сказать, переведите в форму вопросов, на каждый из которых собеседник должен будет ответить утвердительно. Вопросы направят его внимание в нужное русло? Если вы зададите вопрос, собеседнику нужно будет на него ответить, да? Когда собеседник три раза скажет Да, несколько раз согласится с вами, ему проще будет сказать вам и окончательное Да. Согласны?

С чего начать? Самая сильная логика рушится, если собеседник не захочет вас слушать изначально. Продумайте начало разговора — такое, чтобы привлечь внимание, чтобы вас стали слушать.

Берите инициативу в свои руки. Теперь, когда вы подготовились, не ждите, пока собеседник начнет говорить что-то вам, а опережайте собеседника, начинайте задавать ему свои вопросы. А чтобы это стало вашей привычкой, тренируйтесь. Конкретно: три дня по три часа (можно вразбивку) стройте фразы таким образом, чтобы собеседник отвечал вам «Да».

Когда потренируетесь? В какой ситуации? Успехов вам!

Метод обучения Сократа

Замечание 1

Сократ – это древнегреческий философ-идеалист, который считал, что знание является понятием обобщенным, а для того, чтобы найти истину необходимо обладать определенным методом, сводимым к изучению предмета, его общему понятию и суждению о нем.

К истине через диалог

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся вопросами воспитания и развития человека, преимущественно в детско-юношеском возрасте.

Педагогика своими корнями уходит в философию, в глубинные пласты человеческой цивилизации, когда люди впервые стали задумываться о том, что процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует качественного и целенаправленного подхода, а также предварительной подготовки к нему от тех, кто будет осуществлять его реализацию.

Как только процесс обучения начал выделяться в самостоятельную общественно значимую функцию, то перед людьми встал вопрос об обобщении накопленного педагогического опыта. Впервые над этим вопросам задумался Сократ, который решил посредством обобщения имеющегося опыта разработать эффективный и универсальный метод обучения.

Основной педагогики Сократа являются диалоги.

Определение 2

Диалог (по определению Сократа) – это определенное одушевленное поле поиска, «посещение» которого обязательно только в паре, так как без присутствия двух людей поиск истины не состоится, ввиду невозможности возникновения общения.

Без организации настоящего диалога, по мнению Сократа, невозможно получить подлинную мудрость, доступной является лишь мнимая. В диалоге каждый из участников имеет равные права, вне зависимости от статуса, а сказанное воспринимается в одинаково степени. Даже если общаются ученик и педагог.

В настоящее время, метод обучения посредством диалога, разработанный Сократом, является популярным и прочно вошедшим в мировую практику.

Метод диалога уникален тем, что он позволяет передать знания от педагога к ученику, без утомительной зубрежки. По мнению Сократа, чтобы человек усвоил или сказал что-то умное, необходимо во время диалога задавать ему наводящие вопросы, тем самым помогая самостоятельно искать истину. Добытая таким образом истина запомниться намного лучше, нежели та, которая дана в готовом виде и человек стремится выучить наизусть.

Методы обучения Сократа дошли до современности, во многом благодаря сочинениям Платона. Как известно Сократ не оставил после себя никакого письменного наследия, так как он предпочитал устный жанр.

Основные идеи Сократа в педагогике состояли в том, что при обучении в первую очередь необходимо обращаться к душе, которая содержит много знаний, в том числе и в области точных наук (геометрия, математика). Важно, чтобы в процессе диалога между учеников и учителем, ученик поверил в свои знания и смог их раскрыть, тем самым породив собственную «истину».

Замечание 2

Ведущий принцип обучения Сократа гласил:

«Учись разумно, используй свой собственный ум в полную силу»

Приемы сократовского диалога

Ведущий способ обучения Сократа – диалог, не является спором, однако каждый, кто в нем участвует, получает в результате знания и истину.

Анализируя данный метод, современные ученые, пришли к выводу, что Сократа можно назвать первым психоаналитиком, который не стремится что-то объяснить или «навязать» своему клиенту, а осторожно подталкивает к тому, чтобы он самостоятельно установил и сказал важные для себя вещи. В процессе сократовского диалога, человек сам проговаривает вещи, которые он ранее не знал, но пришел к ним с помощью рассуждений и умозаключений.

В своих диалогах Сократ использовал следующие два приема:

  1. Ирония – применяется для того, чтобы тактично указать человеку на его невежество. Наводящими вопросами, Сократ выводит человека на то, что он приходит к абсурдным выводам, путем собственных ложных рассуждений и посылов. То есть человек сам себя загоняет в «ловушку» и соответственно понимает и осознает собственные ошибки.
  2. Прием «обличие» — направлен на побуждение у человека интереса к своему мышлении.

Замечание 3

В основе данного приема заложен афоризм:

«Познай самого себя»

Данный афоризм написан на стенах древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где жил и философствовал Сократ.

Разрабатывая свои методы, Сократ стремился только к одному – помочь людям силами собственного разума решать теоретические вопросы и проблемы. Под собственными силами разума, Сократ понимал, умение пользоваться индукцией, вести рассуждение от частного к общему. В случае, если возникали проблемы в рассуждениях, то их решение следовало находить через серию уточняющих вопросов.

Майевтика Сократа

Главным способом сократовского обучения является майевтика.

Замечание 4

Майевтика (по определению Сократа) – это своеобразное искусство «родовспоможения», в котором матерью выступает философия, а повитухой философ.

То есть философ помогает «родиться» истине и мудрым мыслям. Майевтика направлена на обучение других делать то, что учитель (философ) умеет делать сам. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. При помощи данного инструмента учитель из своих знаний и истин, создает необходимый для учеников «продукт».

По мнению, Сократа, лучшими учителями могут быть только мужчины. Это он объяснял тем, что только мужчина способен правильно найти, сформулировать и передать истину. В отличие от женщин, мужчины не зациклены на одном способе или приеме, они находятся в постоянном поиске. Поиск осуществляется посредством мыслей, которые приводят его к получению истинного и полноценного плода размышлений.

Истинный учитель не должен использовать чужие методы и способы обучения. Его основное предназначение заключается в том, чтобы на основании имеющегося педагогического опыта выработать собственную методику, которая не похожа на другие. Такое условие Сократ объяснял тем, что постоянно меняющиеся условия, меняют и требования, предъявляемые к обучению подрастающего поколения.

Таким образом, методы обучения Сократа не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Современная педагогика ориентируется на обучение через диалог, который помогает учащимся самостоятельно находить и усваивать знания.

Метод Сократа: развитие критического мышления | Институт обучения и преподавания

«Не принимайте то, что я говорю, за то, что я только играю, ибо вы видите предмет нашего разговора, — а о каком предмете может быть серьезнее даже человек малоразумный? — именно, какой жизнью надо жить. .. .»

Сократ

В этом совете для преподавателя показано, как можно использовать метод Сократа для развития критического мышления в обсуждениях в классе. Он основан на статье «Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе», опубликованной в информационном бюллетене « Говоря о преподавании» Стэнфордского центра преподавания и обучения (CTL).

В статье кратко излагается доклад, сделанный профессором политологии Робом Райхом 22 мая 2003 г. в рамках серии лекций центра «Удостоенные наград учителя по преподаванию». Райх, лауреат Премии Уолтера Дж. Горса 2001 года за выдающиеся достижения в области преподавания, описывает четыре основных компонента сократовского метода и призывает свою аудиторию «творчески использовать [метод] в качестве соответствующей основы» для использования в классе.

Что такое метод Сократа?

Разработанный греческим философом Сократом, метод Сократа представляет собой диалог между учителем и учениками, спровоцированный постоянными наводящими вопросами учителя, в согласованных усилиях по изучению основных убеждений, которые формируют взгляды и мнения учеников.

Хотя это часто неправильно понимается, большая часть западной педагогической традиции, начиная с Платона, основана на этом диалектическом методе постановки вопросов.

Экстремальная версия этой техники используется печально известным профессором доктором Кингсфилдом, которого сыграл Джон Хаусман в фильме 1973 года «Бумажная погоня». Чтобы добраться до сути этических дилемм и принципов морального характера, доктор Кингсфилд терроризирует и унижает своих студентов-юристов, мучительно допрашивая их о деталях и последствиях судебных дел.

В своей лекции Райх описывает более мягкий и мягкий метод Сократа, указывая на следующее:

  • Сократовское исследование не есть «обучение» как таковое. Он не включает лекции в PowerPoint, подробные планы уроков или механическое заучивание. Учитель не является ни «мудрецом на сцене», ни «проводником на стороне». Студенты не являются пассивными получателями знаний.
  • Метод Сократа предполагает общий диалог между учителем и учениками.
    Учитель ведет, задавая наводящие вопросы. Студенты активно участвуют, задавая собственные вопросы. Обсуждение идет вперед и назад.
  • Метод Сократа, по словам Райха, «лучше использовать для демонстрации сложности, трудности и неопределенности, чем для выявления фактов о мире». Целью опроса является исследование лежащих в основе убеждений, на которых строятся утверждения, аргументы и предположения каждого участника.
  • Обстановка в классе характеризуется «продуктивным дискомфортом», а не запугиванием. У профессора-сократика нет ответов на все вопросы, и он не просто «испытывает» студентов. Допрос продолжается без какой-либо заранее определенной цели.
  • В центре внимания находятся не утверждения участников, а система ценностей, которая лежит в основе их убеждений, действий и решений. По этой причине любой успешный вызов этой системе сопряжен с высокими ставками — возможно, вам придется изучить и изменить свою жизнь, но, как известно, Сократ сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».
  • «Профессор-сократик, — утверждает Райх, — не является ни оппонентом в споре, ни кем-то, кто всегда выступает в роли адвоката дьявола, говоря по существу: «Если вы это утверждаете, я это отрицаю». Если вы это отрицаете, я это утверждаю». Иногда это случается, но не в педагогическом принципе».

Профессор Райх также дает десять советов по развитию критического мышления в классе. Чтобы прочитать статью полностью, перейдите к Метод Сократа: что это такое и как его использовать в t

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. Метод Сократа метод обучения методом вопросов и ответов

  2. научный метод Систематический способ исследования для проверки гипотезы

  3. 62″>

    статистический метод метод анализа или представления статистических данных

  4. прямолинейный метод (бухгалтерский) метод начисления амортизации путем принятия равной суммы стоимости актива в качестве расхода за каждый год срока полезного использования актива

  5. эклектичный метод принятия решений на основе того, что кажется лучшим, вместо следования какой-то одной доктрине или стилю

  6. майевтический метод метод обучения с помощью вопросов и ответов

  7. Сократовская ирония признание невежества, разоблачение чьей-то непоследовательности

  8. секретный код секретный метод записи

  9. 87″>

    государственный секретарь правительственный министр иностранных дел

  10. Метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий

  11. Метод Брэдли Метод, который подготавливает мать к естественным родам путем обучения, упражнений, питания и техник дыхания и релаксации (с помощью отца)

  12. склеротическая оболочка беловатая фиброзная оболочка (albuginea), которая вместе с роговицей образует наружную оболочку и защиту глазного яблока

  13. Государственный секретарь должность главы Государственного департамента

  14. метод Грама метод окрашивания, используемый для классификации бактерий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *